Накроем стол к праздничному ужину

Конспект урока по технологии «Накроем стол к праздничному ужину». Урок расчитан на учащихся 5 класса по учебнику«Технология. Обслуживающий труд» (для девочек) О.А.Кожиной, Е.Н.Кудаковой, С.Э. Маркуцкой (первый раздел «Кулинария») В конспект включены: новый материал, текст раздаточного материала «Застольный этикет» и проверочного теста, для закрепления пройденного на уроке материала. К разработке этого урока прилагается презентация из 25 слайдов Накроем стол к праздничному ужину» Урок расчитан...
Раздел Технология
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Накроем стол к праздничному ужинуНакроем стол к праздничному ужинуНакроем стол к праздничному ужинуНакроем стол к праздничному ужинуНакроем стол к праздничному ужинуНакроем стол к праздничному ужинуНакроем стол к праздничному ужинуНакроем стол к праздничному ужинуНакроем стол к праздничному ужинуНакроем стол к праздничному ужинуНакроем стол к праздничному ужинуНакроем стол к праздничному ужинуНакроем стол к праздничному ужинуНакроем стол к праздничному ужинуНакроем стол к праздничному ужинуНакроем стол к праздничному ужинуНакроем стол к праздничному ужинуНакроем стол к праздничному ужинуНакроем стол к праздничному ужинуНакроем стол к праздничному ужинуНакроем стол к праздничному ужинуНакроем стол к праздничному ужинуНакроем стол к праздничному ужинуНакроем стол к праздничному ужинуНакроем стол к праздничному ужинуТема : «Сервировка стола к праздничному ужину»

Класс: 5

Цели занятия:

  • Научиться правильно сервировать праздничный стол;

  • Научиться красиво оформлять стол к празднику, пробудить воображение в создании новых уникальных сервировок.

Задачи:

  • Познакомиться с особенностями современной сервировки стола, её возникновением;

  • Научиться приёмам складывания салфеток, расстановке посуды.

Методическое оснащение занятия

Материально-техническая база :

  • Кабинет обслуживающего труда;

  • Комплекты столового белья (скатерти и салфетки);

  • Наборы основных столовых приборов;

  • Вазы для цветов;

  • Цветы;

  • Свечи;

  • Бумажные салфетки разных цветов и размеров;

  • Карточки разных цветов;

Дидактическое обеспечение:

  • Электронная презентация «Накроем стол к праздничному ужину»

  • Раздаточный материал «Застольный этикет»

Методы обучения :

  • Словесный (беседа)

  • Наглядный (демонстрация презентации)

  • Практический (самостоятельная работа)

  • Проверка знаний и умений.

Ход урока

  1. Организационный момент.

Проверка готовности учащихся к уроку. Эмоциональный настрой на занятие.

  1. Формулировка темы, целей и задач урока.

Сл. 1 В праздники и дни приёма гостей каждая хозяйка стремиться создать в своём доме и за столом особо красивую обстановку, понимая, что её труд не будет оценен по достоинству, если какая-то деталь будет не гармонична. Каждой из вас тоже придётся встречать гостей в своём доме. Вы скажете, что это будет ещё не скоро? Да, конечно, но я предлагаю вам превратиться в радушную хозяйку прямо сейчас, тем более, что первые навыки у вас уже есть. Вы же играли с куклами и угощали их разными блюдами. Что вы видите на картинке? Как вы думаете, какая будет тема нашего урока? Сл 2

(Дети формулируют тему и цели урока) Сл 3

Попрошу вас всех закрыть глаза и пофантазировать. Представьте себя в своём большом и красивом доме. Вы немного взволнованы, потому что ждёте гостей. Готовитесь к их приходу. Чем вы заняты в этот момент?

Ответы детей могут быть разными,( готовлю, пеку торт, одеваюсь) но кто-нибудь обязательно скажет : накрываю на стол или расставляю тарелки.

То есть сервируете стол. Что же такое сервировка? (Дети формулируют)

Сл 4 Это подготовка и оформление стола для приёма пищи. Какие элементы сервировки стола вы знаете? (Называют)

Всё, что вы сейчас назвали, находится на столах. Прошу вас сейчас накрыть на стол. Музыка

(Дети сервируют стол)

Все накрыли стол очень красиво. А, как вы думаете, кто накрыл правильно? А хотите узнать?

3. Ознакомление с новым материалом

3.1 Отлично. Давайте вспомним с чего вы начали.

Конечно же со скатерти. Здесь немного остановимся. Вам было дано опережающее задание: совершить экскурс в историю возникновения столовых принадлежностей. Кто может сказать, когда появилась на столах скатерть?


Скатерть появилась на столах в рыцарские времена Людовика Благочестивого в 810 году.


Что же такое скатерть? Я бы сказала, что это платье для стола. Исходя из этого, давайте ответим на вопрос: какая она должна быть? Скатерть должна быть Сл 5 (5-6) чистая, хорошо отутюжена. А ещё она должна соответствовать размеру стола, как платье соответствует фигуре человека. Края должны спускаться не более чем на 25 см с каждой стороны. Она должна соответствовать торжеству. Ведь каждый праздник у нас с вами ассоциируется с каким-то цветом. Покажите мне, пожалуйста, с помощью разноцветных карточек находящихся на ваших столах, какую скатерть вы выберете на Новый год, 8 марта, свадьбу, день рождения….(работа с карточками)

Какую скатерть вы выберете, если гости без повода, просто идут к вам на ужин? (учащиеся показывают карточки). А теперь давайте посмотрим, правильно ли вы подобрали цвет. Закрывайте глаза. Вернитесь в свой воображаемый дом. Какого цвета стены в комнате, где вы накрываете стол? Так вот: скатерть должна v соответствовать интерьеру помещения.

С этим мы разобрались. Что же вы потом поставили на стол?

  1. Конечно, тарелки.

Тарелки появились в 12-13 веке. Как же раньше обходились без них? Оказывается так: люди пекли хлеб больших размеров, разрезали его и на кусок хлеба накладывали всё, что собирались съесть.

Сейчас у нас множество тарелок. Все они предназначены для чего-то определённого. Мы знаем пирожковые тарелки, десертные, закусочные, столовые мелкие и глубокие.

Сл 6 (3) При сервировке стола тарелки расставляют непосредственно перед стулом на расстоянии 2 см от края стола и на 70-80 см друг от друга. При сервировке стола по случаю особых торжеств, вначале в качестве подставки ставят мелкие столовые тарелки, а на них закусочные.

  1. Вернёмся к нашему столу. Скатерть постелена, тарелки правильно расставлены. Что же дальше? Правильно - ножи, вилки, ложки. Одним словом столовые приборы.

До 16 в, когда еще не было столовых приборов, и гости брали еду пальцами, строгий этикет не разрешал прикасаться к общей посуде грязными и жирными руками. Еду брали только тремя пальцами, поэтому пирующие старались держать два крайних пальца «изысканно» оттопыренными).

Следует отметить, что подобная манера держать чашку или столовый набор в настоящее время не является элегантной, а даже, наоборот, противоречит правилам хорошего тона.

Столовые приборы появились в середине 16 века, для того, чтобы не пачкать высоких дорогих воротников. Нож, как и вилка, долго не мог прижиться за столом, хотя каждый носил его за поясом. До 17 века ножи были остроконечными. В ущерб «хорошему тону» ими нередко ковыряли в зубах. Вмешался кардинал Ришелье и распорядился закруглить их концы, чтобы ножами нельзя было пользоваться как зубочистками. Так появился столовый нож.

Сл 7

Вот здесь главное не запутаться. Внимание! Приборы есть (демонстрация слайдов):

  • Закусочные; (при подаче холодных и горячих закусок)

  • Столовые; (по размеру несколько больше закусочного. Для приёма первых и вторых блюд)

  • Рыбные; (для приёма вторых горячих рыбных блюд)

  • Десертные; (Для сладких блюд. По размеру несколько меньше закусочного)

  • Чайная и кофейная ложки.( подаются для чая или кофе)

  • Фруктовые.(меньше десертного. Для фруктов)

Сл 8 (4) На стол кладут те приборы, которые подходят к вашему праздничному меню. И ещё одно правило: нож кладут справа от тарелки лезвием к ней, вилку слева от тарелки зубчиками вверх. Если есть ложка, то она располагается справа от ножа.

Сл 9 (2) Затем ставятся фужеры или стаканы для напитков. Они располагаются перед тарелкой справа и так же соответствуют тем напиткам, которые предусмотрены вами в меню.

  1. Что у нас ещё осталось? Салфетки.

Обычай пользоваться столовыми салфетками возобновился примерно в 1450 г. До этого функции салфетки выполнял край скатерти. Его укладывали на колени и, прежде чем взять блюдо, вытирали им руки, а по необходимости рот и даже нос. Поэтому во время торжественных обедов скатерть приходилось довольно часто менять.

Сейчас салфетка - обязательный предмет сервировки стола. Существует два вида салфеток : из ткани, которые кладут на колени и бумажные, которыми нужно вытирать рот и руки. Если есть салфетки из ткани, то они располагаются на тарелках и часто помещаются в специальные кольца, а бумажные стоят кучкой где-нибудь на столе. Если нет полотняных салфеток, то их место занимают бумажные. Сейчас очень модно сворачивать салфетки в технике оригами. Сл 10

Они на столе смотрятся очень красиво. Давайте попробуем это сделать сейчас. Я предлагаю первый способ - «ракета», («лилия»)

( Работа с салфетками)

«Ракета» Сл 11

«Французская лилия» Сл 12



  1. Все вы молодцы и отлично справились. Салфетки украсят наш стол. Есть ещё элементы украшения. Основные из них - цветы и свечи.

Итак, цветы. Если вы задумали украсить стол цветами, то должны помнить следующее: Сл 13 (5) размещают цветы, как правило, в центре или на краю стола. Букеты цветов должны быть небольшие, в широких вазах. Их высота не должна превышать 25 см, чтобы не заслонять гостей друг от друга и мешать беседе.

Если число гостей велико, то на стол ставят несколько букетов. Букет на столе должен обязательно гармонировать по цвету с посудой и скатертью, а также соответствовать случаю и времени года. Сл 14



  1. Сл 15 Свечи ставят только во время вечерних застолий или романтических трапез. Например: во время завтрака свеча будет смотреться совершенно не уместно. Можно ли сочетать свечи и цветы? Конечно можно.

4. Самостоятельная работа.

Ну, а теперь, вооружившись знаниями и умениями, которые вы получили сегодня, попробуйте ещё раз накрыть на стол. Подумайте, что можно подправить в вашей сервировке? Музыка.

(Учащиеся сервируют стол)

5. Анализ проделанной работы

А теперь попрошу вас посмотреть на картинки. Сл 16 На первой картинке мы видим первобытных людей, которые собираются развести костёр и жарить мясо. Ни стола, ни стульев, ни столовых приборов у них нет. На второй картинке - люди собрались за столом и едят из общей тарелки руками. На третьей - остаётся стол, стулья, тарелки, но уже у каждого гостя своя тарелка, и уже появляются столовые приборы. На четвёртой картинке показано наше время. Что же мы видим? Стол, стулья, тарелки, столовые приборы, салфетки, цветы и даже свечи. Сравнивая эти картинки, что мы можем заметить? Что происходило с сервировкой стола? Правильно, она менялась. Слово менялась имеет синоним изменялась. Подходит это слово к нашим картинкам? Итак, мы выяснили, что сервировка стола на протяжении многих веков изменялась. А, как вам кажется, в лучшую или худшую сторону? (В лучшую.) Сервировка постоянно изменялась, появлялось что-то новое, нужное, необходимое. Процесс закономерного изменения, перехода из одного состояния в другое, более совершенное; переход от старого качественного состояния к новому, от простого к сложному называется развитие. Сл 17 Мы по этим картинкам можем сказать, что сервировка стола развивалась? Конечно, можем. А закончен ли процесс развития. Нет. Всё это будет совершенствоваться и развиваться дальше.

7. Выполнение теста

А сейчас я хочу проверить, внимательно ли вы слушали меня сегодня. Предлагаю вам ответить на несколько вопросов теста.

(слайд 18) К столовым приборам относятся:
а) кружка;
б) нож;
в) молочник;
г) вилка;
д) салатник;
е) ложка.

Ответы: б,г,е

(слайд 19)При сервировке стола ложку кладут:
а) в тарелку;
б) перед тарелкой;
в) слева от тарелки;
г) справа от тарелки;
д) в специальную укладку.

Ответ: г

(слайд 20)При сервировке стола к обеду вилку кладут:
а) справа от тарелки зубцами вверх;
б) слева от тарелки зубцами вверх;
в) справа от тарелки зубцами вниз;
г) слева от тарелки зубцами вниз;
д) в специальную укладку.

Ответ: б

(слайд 21)При сервировке стола салфетки кладут:
а) в кольцо;
б) в стакан;
в) на закусочную тарелку;
г) слева от тарелки;
д) справа от тарелки.

Ответ: а,б,в

(слайд 22) Праздничный стол накрывают:

а) белой скатертью;
б) белой скатертью с прозрачной клеенкой;
в) цветной клеенкой;
г) цветной скатертью;
д) цветной скатертью с прозрачной клеенкой.

Ответ: а,г

Кто безошибочно ответил на все вопросы?

8. Подведение итогов урока

Молодцы. Давайте посмотрим, все ли цели нами достигнуты, все ли задачи выполнены? (слайд 23)

А с какими новыми философскими терминами познакомились?

Очень хорошо. А ещё вы должны помнить, что любое дело, и сервировка стола тоже, если выполнено с душой, всегда будет оценено по достоинству. Наш урок подошёл к концу. Работали все сегодня на 5+. (слайд 24) До свидания.

9. Этикет (раздаточный материал) (слайд 25)

Но не стоит забывать, что большое значение имеет и то, как вы будете вести себя за столом. Несколько слов о застольном этикете: (слайд 22)

  • Не разговаривай с полным ртом.

  • Во время еды не дуй на слишком горячее блюдо, не стучи ложкой по тарелке. Старайся есть беззвучно.

  • Не ешь ложкой то, что можно есть вилкой.

  • Не ешь с ножа.

  • Пользуясь ножом, держи его в правой руке, а вилку - в левой.

  • Из общего блюда бери крайний кусочек, не выбирая.

  • Если тебе нужно что-нибудь достать, вежливо попроси передать.

  • Размешав сахар в чашке, положи ложку на блюдце.

  • Окончив еду, ложку не облизывай. Грязные нож и вилку на скатерть не клади.

  • Не сиди боком к столу или положив ногу на ногу - это некрасиво и невежливо.



© 2010-2022