- Преподавателю
- Технология
- Сценарий урока по технологии на тему Моделирование фартука
Сценарий урока по технологии на тему Моделирование фартука
Раздел | Технология |
Класс | 5 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Томасова О.Г. |
Дата | 18.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Сценарий урока по технологии. 5 класс.
Тема урока: «Моделирование фартука»
Тип урока: урок «открытия» нового знания.
Цель урока: научиться приёмам моделирования (результат: эскизы моделей одежды, чертежи выкроек с внесёнными изменениями соответственно эскизу модели фартука (с выполненным моделированием)).
Задачи:
-
Ознакомить учащихся с понятиями: моделирование, художественное моделирование, техническое моделирование;
-
Научить изменять чертёж выкройки в соответствии с эскизом.
Метод обучения: проблемное обучение.
Форма организации учебной деятельности: групповая, индивидуальная.
Материально-техническое оснащение:
-
Мультимедиа проектор, интерактивная доска, презентация к уроку «Моделирование фартука», магнитная доска, магниты.
-
Наглядно-демонстрационный материал, манекен, фартук с нагрудником.
-
Фломастеры, карандаш, ластик, линейка закройщика, лекало, ножницы, листы бумаги, чертежи выкройки фартука в М1:4, лоскуты ткани, имитирующие шкуру медведя, английские булавки.
-
Карточки-задания для групповой работы.
Межпредметные связи: ИЗО, рисование.
Ход урока
Учитель: Добрый день, мои друзья!
Перед вами снова я.
Очень рада видеть всех.
Ждет сегодня вас успех.
А еще скажу я вам:
Улыбнитесь всем - всем нам.
Соберитесь, подтянитесь
И тихонечко садитесь.
Тема сегодняшнего урока зашифрована в кроссворде. Давайте разгадаем кроссворд и определим тему урока (на слайде интерактивной доски - кроссворд).
Обучающиеся отгадывают кроссворд (определения по теме прошлого урока):
-
Построение чертежа выкройки изделия.
-
Образец изделия.
-
Мерка, которая измеряется от линии талии до желаемой длины.
-
Основные размеры фигуры человека, полученные путём измерения.
-
Отношение размеров изображенного на чертеже предмета к его действительным размерам.
-
Величина фартука, которую определяет мерка Сб.
-
Графическое изображение объекта.
м
1.
к
о
н
с
т
р
у
и
р
о
в
а
н
и
е
д
м
о
д
е
л
ь
2.
3.
д
л
и
н
а
и
4.
м
е
р
к
и
о
в
5.
м
а
с
ш
т
а
б
н
6.
ш
и
р
и
н
а
7.
ч
е
р
т
ё
ж
Учитель: Какое слово получилось?
Обучающиеся: Моделирование.
Учитель: Конструирование какого изделия мы выполняли на прошлом уроке?
Обучающиеся: Фартука.
Учитель: Значит, тема урока?
Обучающиеся: Моделирование фартука.
Учитель: Давайте с вами переместимся в древность. Представим себе такую картинку: пещера, в пещере мерцает костёр. Из глубины пещеры выходит молодая женщина. Она, поёживаясь, присаживается к костру, но спину её обдувает лёгкий ветерок, проникающий в пещеру. Она механически ощупывает пол, ей под руки попадается шкура медведя. Девушка набрасывает её на плечи, но одно неловкое движение и шкура соскальзывает на пол. Она возвращает её на плечи, но всё повторяется снова. Девушка раздражённо подхватывает шкуру, пристально смотрит на неё и вдруг лицо, озарённое мыслью, светлеет….
Ваша задача заключается в том, чтобы последовать за ходом мысли этой девушки и претворить её замысел в жизни. У вас на столах есть лоскуты ткани, имитирующие шкуру медведя. Придумайте наряд для девушки первобытного мира. Выполните эскиз, используя силуэт фигуры. В конце работы каждая группа должна будет рассказать о том, что у них получилось и представить эскиз придуманной модели. Приступайте к работе.
Каждая группа демонстрирует результат своей работы. Эскизы крепятся на магнитной доске.
Учитель: А теперь ответьте на вопрос: что вы сейчас делали?
Обучающиеся: разрабатывали фасоны, придумывали одежду из медвежьей шкуры, создавали модели одежды
Учитель: Т.е занимались моделированием. Скажите, от какого слова происходит термин «моделирование».
Обучающиеся: Модель.
Учитель: Как мы можем дать определение моделированию одежды из сказанного выше?
Обучающиеся: Моделирование - это создание моделей одежды.
Учитель: Моделирование - это создание новых моделей одежды. А теперь давайте выполним следующее задание.
Каждой группе даётся свой эскиз модели фартука. Предлагается выполнить моделирование фартука по заданному эскизу.
Изучив задание, у участников групп возникает вопрос: А как в данной ситуации выполнить моделирование? Ведь модель фартука уже дана.
Обучающиеся понимают, что для выполнения задания у них не хватает знаний. Учитель обращает внимание учащихся на интерактивную доску.
Учитель: Посмотрите на эскиз модели фартука №1 и чертёж выкройки к нему, выполненный на прошлом уроке, а теперь на представленную модель фартука №2. Сможем ли мы по сделанному на прошлом уроке чертежу выкройки сшить новую модель фартука?
Обучающиеся: кто-то ответит - нет, кто-то ответит - да.
Учитель: Для решения разногласия давайте внимательно посмотрим на форму деталей готовой выкройки модели №1 и форму деталей фартука №2. Что вы видите?
Обучающиеся: детали выкройки фартука модели №1 прямоугольные, а детали фартука модели №2 округлые.
Учитель: Так что же нужно сделать, чтобы мы могли сшить модель фартука №2?
Обучающиеся: Изменить форму деталей выкройки №1.
Учитель: А как изменить форму деталей выкройки.
Обучающиеся: Провести необходимые линии на чертеже выкройки модели №1.
Учитель приглашает учащуюся к доске. Ученица проводит линии на чертеже выкройки.
Учитель: А теперь мы сможем сшить модель фартука №2.
Обучающиеся: Да.
Учитель: Получили мы с вами новую модель в процессе внесения изменений в чертёж выкройки фартука?
Обучающиеся: Получили.
Учитель: Т.е. чем мы занимались?
Обучающиеся: Моделированием.
Учитель: Оказывается, моделирование существует двух видов - художественное и техническое. Техническое моделирование - это процесс изменения чертежа выкройки в соответствии с выбранной моделью. Эту работу выполняют модельеры-технологи. Художественное моделирование - это создание эскизов, рисунков новых моделей изделий. Эту работу выполняют художники-модельеры. Каким моделированием вы занимались, выполняя первое задание?
Обучающиеся: Художественным.
Учитель: Какое моделирование необходимо использовать для выполнения второго задания.
Обучающиеся: Техническое.
Учитель: Теперь у вас получится выполнить второе задание?
Обучающиеся: Получится.
Учитель: Приступаем к выполнению задания.
Группы выполняют второе задание. Представитель каждой группы поочерёдно демонстрирует, выполненное по эскизу, моделирование. Обучающиеся обсуждают и сравнивают с правильным, представленным на интерактивной доске.
Далее учитель предлагает обучающимся выполнить задание № 3 в парах, которое заключается в следующем: первый этап - каждая обучающаяся должна выполнить художественное моделирование фартука, т.е. придумать и нарисовать свою модель, второй этап - обучающиеся (в парах) меняются эскизами и выполняют техническое моделирование. Учитель наблюдает, корректирует работу, проверяет задание, выставляет оценки.
Обучающиеся фиксируют свои работы на магнитной доске, в результате получается мини-выставка работ. Обучающиеся просматривают, обсуждают, взаимооценивают.
Учитель: Посмотрите, какой парад моделей у вас получился! Я думаю, каждая из вас в будущем может стать модельером. А теперь посмотрите на слайд и продолжите предложение:
-
Я узнала…
-
Теперь я могу…
-
Было интересно…
-
Было трудно…
-
Что помогло преодолеть трудности…
-
Меня удивило…
-
Мне захотелось…
Учитель обсуждает с обучающимися, что они узнали, что теперь могут, что было интересно, что было трудно, что помогло преодолеть трудности, что удивило, что захотелось.
Учитель: Довольны ли вы своей работой на уроке? Выполним упражнение «Пантомима»:
довольны - руки поднимите вверх;
не довольны - голову опустите вниз;
безразлично - лицо закройте руками.
Обучающиеся выполняют упражнение.
Учитель поднимает руки: Я довольна результатом работы. Молодцы! Запишите домашнее задание: выполнить художественное и техническое моделирование фартука для своего проекта; подготовить презентацию о любом знаменитом Российском модельере (по плану).
Успехов в творчестве! Спасибо за урок.
5