Доклад Использование элементов национальной культуры на уроках технологии

В последние годы уделяется большое внимание изучению, пропаганде и возрождению угасающих видов народного декоративно-прикладного искусства. На выставках, в музеях часто демонстрируются самобытные красочные изделия мастеров народных художественных промыслов. Не случайно современный зритель удивляется богатству и разнообразию декоративно-прикладного искусства, в котором не только сохраняются, но и прослеживаются творческие возможности и традиции, пришедшие из глубокой древности. Издавна коми-пермяцкий народ умел хорошо работать и с пользой отдыхать. По-видимому, из-за желания людей скрасить трудовые будничные заботы и возникли такие замечательные ремёсла, как ткачество, узорное вязание, плетение, орнаментирование ткани, вышивка, резьба по дереву и другие.
Раздел Технология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Использование элементов национальной культуры на уроках технологии.

В последние годы уделяется большое внимание изучению, пропаганде и возрождению угасающих видов народного декоративно-прикладного искусства. На выставках, в музеях часто демонстрируются самобытные красочные изделия мастеров народных художественных промыслов. Не случайно современный зритель удивляется богатству и разнообразию декоративно-прикладного искусства, в котором не только сохраняются, но и прослеживаются творческие возможности и традиции, пришедшие из глубокой древности. Издавна коми-пермяцкий народ умел хорошо работать и с пользой отдыхать. По-видимому, из-за желания людей скрасить трудовые будничные заботы и возникли такие замечательные ремёсла, как ткачество, узорное вязание, плетение, орнаментирование ткани, вышивка, резьба по дереву и другие.

Трудовой люд создавал красоту в любой сфере и жизнедеятельности. Художественный вкус воспитывался веками. Следовательно, источник педагогической культуры нужно искать не только в самом процессе воспитания, но и во всём образе жизни народа.

По теме «Применение элементов национальной культуры на уроках швейного дела и СБО» работала первый год.

На уроках швейного дела в 5 классе знакомила детей с народными традициями и обрядами, национальной культурой коми-пермяцкого народа.

Заниматься возрождением прикладного искусства древнего коми-пермяцкого народа необходимо посредством изготовления новых форм и видов одежды, её элементов, повседневных предметов быта, созвучных настоящему времени, но сохранивших национальные традиции.

На вводном первом уроке учащихся познакомила с историей коми - пермяцкого народа. Для расширения представлений об особенностях национального узора широко использовала иллюстрационный материал, подлинные изделия умельцев (рубашкой, вышитым передником, плетеными кушаками с разным орнаментом, дубасом, полотенцами, украшенными вышивкой коми-пермяцким узором), через беседы, рассматривали книги с изображением бытовых изделий и одеждой коми-пермяков украшенных резьбой, вышивкой, плетением, где прежде всего направляла внимание детей на целостное восприятие (на красоту цветовых сочетаний, красочность, богатство форм). Затем внимание детей обращала на особенности содержания узора, его характерные формы, на разнообразие комбинаций его элементов, на особенности цветового решения. У них появляется интерес к народному творчеству.

Второй, третий уроки посвящаем теме «Коми-пермяцкий узор. Составление орнамента».

Для того чтобы составить орнамент, знакомила детей, как и при помощи чего выполнен узор, с их названиями и элементами. Предварительно узор составляется учащимися на тетрадных листочках фломастерами. Первоначально выбирались самые простейшие узоры, и предлагала детям несколько образцов. Работа по составлению узоров оказалась несложной, поэтому справились все. Девочкам очень понравилось самостоятельно составлять узоры.

На следующих уроках знакомились с коми-пермяцкой одеждой, изделиями украшенными орнаментом. В ходе выполнения узора путем вышивания «крестиком» возникло много проблем. Учитывая психологические особенности детей, поняла, что способ вышивания, дело очень кропотливое и сложное, и не всем оно дано. Некоторым учащимся нужна постоянная помощь педагога. Другие с этой задачей справились легко и быстро. У них вышивки получились аккуратные и красивые.

Следующие уроки посвящала украшению изделий коми-пермяцким узором. Далее проводилась практическая работа по украшению орнаментом мешочка для сыпучих продуктов.

Таким образом, в ходе работы установила, что учащиеся 5 класса справились со следующим:

- получили представления о коми-пермяцком костюме;

- познакомились с декоративно-прикладным искусством коми-пермяков, в частности, с коми-пермяцким орнаментом;

- научились составлять коми-пермяцкий орнамент в двухцветной гамме, вышивать крестиком коми-пермяцкие элементы и простейшие узоры;

- познакомились с выполнением новых видов трудовых операций (научились составлять орнамент, декорировать изделие, а также подбирать узор и вышивать его;

- у детей сформировались уважительное отношение к предкам коми-пермяков, позитивное отношение к старинным изделиям народов коми.

В то же время для учащихся оказались непосильными следующие виды работы:

- различение цветовой и тональной гаммы нитей;

- практическое составление орнамента в трехцветной и многоцветной гамме.

Были выяснены причины невыполнения работ по образцу.

Такими причинами явились:

- низкий уровень интеллекта. Для детей с нарушением интеллекта требуется значительно больше времени, чтобы сформировать и закрепить навыки вышивания.

- быстрая утомляемость. Дети с ограниченными возможностями жизнедеятельности не могут интенсивно работать длительное время - нарушение волевой сферы у них на 75% ниже нормального ребенка.

- слабая память учащихся. Вышивание крестиком требует постоянного соблюдения счета и выполнения арифметических действий, учащимся же вспомогательной школы присущи быстрота забывания и неточность воспроизведения счета.

- нарушение координации движений и мелкой моторики конечностей усложняют выполнение точных, сложных движений.

На уроках СБО знакомила с коми-пермяцкими блюдами, их разнообразием и простотой приготовления. Рассматривали иллюстрации, читали рецепты блюд. Познакомила с рецептами блюд, где используются различные дикие травы (сныть, хвощ полевой, пиканы) и овощи. В 9 классе научила готовить такие блюда как: «Коч пель» («Заячьи уши»), ягодный кисель, картофельные шаньги. Детям очень понравилось, так как быстро готовить, вкусно, а самое главной дешевизной продуктов.

Степень культурности людей и народов можно измерить тем, насколько активно они противостоят процессу исчезновения ценных народных традиций, насколько целенаправленно они ищут способы сохранения и возрождения утраченных сокровищ. Введение элементов декоративно-прикладного искусства как раз и способствует этому.

Таким образом, учащихся можно приобщить к декоративно-прикладному искусству коми-пермяков, что позволяет формировать не только представления о культуре предков, но и воспитывать позитивное отношение к коми-пермяцкой национальной культуре.

В следующем году хочу продолжить работу по этой теме.


© 2010-2022