Методическая разработка для учителей технологии Основы проектирования

Раздел Технология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Управление образования администрации

Ленинского района г. Нижнего Новгорода

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА N 101

с углубленным изучением отдельных предметов








Методическая разработка



ОСНОВЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ


к семинару для учителей технологии

Ленинского района


«Метод проектов как средство реализации

личностно-ориентированного подхода

в образовательном процессе»







Творческая микрогруппа:

- Ложкина С.А. - учитель технологии

высшей категории школы №101

- Цветкова М.В. - учитель технологии

высшей категории школы №185

- Рогожина О.Ю. - учитель технологии

высшей категории школы №91








Нижний Новгород

2013

Компоненты проекта

ПОТРЕБНОСТЬ - это осознанная необходимость иметь что-либо.

КРАТКАЯ ФОРМУЛИРОВКА ЗАДАЧИ

  • Раскрывает основную цель проекта.

  • Должна быть короткой, чёткой и простой.

  • Это задание разработать и изготовить…

  • Содержит информацию:

1. об изделии (его название),

2. для чего оно предназначено (его функции),

3. кто его будет использовать (конечный пользователь).

«Разработать и изготовить…что? (указать какое изделие) для кого? (указать, кто будет использовать это изделие)»

Например:

- Спроектировать и изготовить лоскутный плед для дачи в подарок бабушке.

- Разработать и изготовить игровой коврик в подарок сестренке на День рождения.

ИССЛЕДОВАНИЕ - это самостоятельная добыча знаний, необходимых для реализации проекта.

Цель исследования - получить информацию о том, что действительно необходимо для дальнейшей работы.

Можно исследовать:

  • потребности конечного пользователя

  • существующие изделия по теме проекта

  • рынок

  • материалы

  • способы производства

  • технику выполнения и т.д.…

Способы проведения исследований:

  • социологический опрос

  • эксперимент

  • дизайн-анализ готовых изделий

  • наблюдение

  • математические расчёты …

Исследование можно проводить на разных стадиях выполнения проекта.

Исследования могут включать результаты опроса, рисунки с комментариями, картинки, ксерокопии рисунков и текста из литературы, образцы материалов и т.д. Исследование не может быть представлено только в виде собранного материала. Важно указать что исследуется, важны комментарии учащихся и выводы, к которым они пришли.

ДИЗАЙН-СПЕЦИФИКАЦИЯ - это перечень критериев, которым должно соответствовать разрабатываемое изделие.

При составлении дизайн-спецификации необходимо раскрыть следующие вопросы:

  • Что за изделие? (название изделия)

  • Для кого он предназначен (конкретное лицо или сектор рынка)?

  • Какие функции оно должно выполнять?

  • Единичный изделие, мелкая партия или серийное производство

  • Как изделие должно выглядеть? (требования к внешнему виду, стиль, отделка)

  • Размеры изделия

  • Требования к материалам

  • Методы изготовления

  • Требования с точки зрения здоровья человека и безопасности использования изделия

  • Требования со стороны окружающей среды

  • Допустимые пределы стоимости

  • Другие требования

ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ ИДЕИ - это несколько возможных вариантов конечного проектного продукта в виде зарисовок, эскизов и коротких пояснений к ним.

Важно!

-Выработать большое количество идей, быстро, без остановки на их обдумывание (здесь скорость важнее, чем уровень обдуманности идей)

-Простые комментарии должны быть описательные и оценочные.

Это быстрая зарисовка своих идей и короткие пояснения к ним.

ВЫБОР ЛУЧШЕЙ ИДЕИ

- Представленные идеи проанализировать, оценить по отношению к критериям дизайн - спецификации.

- Необходимо решить, какая из идей наиболее подходит для решения поставленной задачи и дальнейшей проработки.

- Свои решения необходимо обосновать!

ПРОРАБОТКА ЛУЧШЕЙ ИДЕИ

Лист проработки лучшей идеи чаще всего представляет собой чертеж или эскиз, лучше в цвете, отражающий идею во всех деталях, сопровождающийся комментариями.

ПЛАНИРОВАНИЕ И ИЗГОТОВЛЕНИЕ ИЗДЕЛИЯ

- Записать или зарисовать инструменты, оборудование и способы изготовления

(с указанием причин, почему был сделан тот или иной выбор).

- Инструкционная карта (последовательные эскизы, иллюстрирующие этапы изготовления).

Обучающиеся создают то, что они разработали. На этой стадии они могут изменить дизайн, если встречаются с серьезными трудностями.

В процессе создания изделий или до начала работы учащиеся выполняют упражнения, которые учат их необходимым умениям и навыкам. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ

Это учёт всех материальных затрат для изготовления изделия

1. Материальные затраты

(стоимость всех использованных материалов)

2. Затраты на амортизацию оборудования

(необходимые средства на износ оборудования)

3. Дополнительные затраты

(энергия, помещение, вода, транспорт и т.п.)

4. Трудовые затраты

(оплата выполненной работы с учётом МОТ)

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ

Изготовление и эксплуатация изделий не должны повлечь за собой существенных изменений в окружающей среде, нарушений в жизнедеятельности человека, животного и растительного мира.

ИСПЫТАНИЕ И ОЦЕНКА ИЗДЕЛИЯ

Изделие спроектировано и изготовлено для того, чтобы удовлетворить потребности определенного человека или группы людей, поэтому изделие должно быть испытано в реальной ситуации. Насколько хорошо оно удовлетворяет эти потребности?

Оценка проектного продукта:

-Оценить продукт по отношению к проблеме, для удовлетворения которой он разработан.

-Оценить продукт по отношению к дизайн-спецификации

-Предложить при необходимости пути усовершенствования продукта

Оценка процесса проектирования и изготовления:

Насколько я (мы) был(и) успешен(ны) в процессе проектирования :

  • Составлена ли четкая, краткая формулировка задачи?

  • Хорошо ли спланированы, проведены исследования и как использованы их результаты?

  • Насколько точно составлена дизайн-спецификация?

  • Насколько широк перечень первоначальных идей?

  • Обосновано ли решение при выборе лучшей идеи?

  • Достаточно ли полная проработка выбранной идеи?

  • Хорошо ли спланирован процесс изготовления?

  • Правильно ли выбраны инструменты, оборудование и методы изготовления?

  • Качественно ли изготовлено изделие?

  • Чему научились, какие умения приобрели или развили?

  • С какими трудностями столкнулись? Что делали, если что-нибудь не получалось?

  • Что бы вы сделали по-другому, если бы все начинали сначала?.....

Чему учатся обучающиеся при выполнении творческого проекта:


Процесс проектирования

Школьники учатся

1. Исследование потребности и краткая формулировка задачи

1.1. Определять потребности человека, которые можно удовлетворить проектируя и производя изделия.
1.2. Кратко формулировать задачи

2. Исследование и анализ возможности изготовления изделия, оценка требуемых знаний и навыков. Изучение профессий, связанных с производством данного изделия

2.1. Отбирать и использовать необходимую информацию для своего проекта.
2.2. Знать профессии, необходимые для изготовления конкретных изделий.

3. Составление перечня критериев, которым должно удовлетворять изделие

3.1. Уметь определять критерии, которым должно соответствовать разрабатываемое изделие

4. Выработка нескольких идей для поиска возможных решений

4.1. Оценивать идеи на основе выбранных критериев

5. Оценка идей, выбор наиболее удачной для дальнейшей проработки. Изучение процесса производства изделия в промышленности

5.1. Оценивать идеи с учетом наличия времени, оборудования, материалов, уровня знаний, умений и навыков, необходимых для реализации выбранной темы.
5.2. Прорабатывать избранное предложение до уровня изготовления изделия

6. Планирование изготовления изделия; создание изделия

6.1. Подробно записывать последовательность действий; внося изменения по мере необходимости.
6.2. Выполнять упражнения для приобретения навыков по изготовлению изделия высокого качества

7. Экономическая оценка произведенного изделия

7.1. Определять затраты на изготовление изделия (без учета стоимости трудовых затрат)

8. Испытание изделия в процессе использования

8.1. Испытывать созданное изделие на практике

9. Оценка изделия в соответствии с разработанными критериями

9.1. Оценивать качество изделия (включая его влияние на окружающую среду, общество, культуру, экономику и др.)
9.2. Предлагать пути усовершенствования изделия

10. Самостоятельная оценка процесса проектирования, изготовления и испытания изделия

10.1. Оценивать качества своего проектирования, изготовления и испытания изделия.
10.2. Определять трудности, с которыми учащиеся встретились при проектировании и изготовлении изделия.
10.3. Разрабатывать рекламу своего изделия

ПАМЯТКА

выполняющему творческий проект


Ты собираешься идти по пути проектирования. Для успешной деятельности помни и выполняй следующие этапы.

I. Организационный этап

1. Выбери актуальную для себя тему.

2. Найди как можно больше информации по этой теме.

3. Четко сформулируй и запиши, что ты хочешь сделать

4. Определись и подумай о:

времени - как долго ты будешь решать эту проблему?

материалах - какие имеются в твоем распоряжении?

стоимости - сколько это будет стоить?

функциях - для выполнения каких функций нужен данный объект?

внешнем виде - как он будет выглядеть?

5. Развивая свои идеи, помни, что простые идеи часто - лучшие идеи.


II. Технологический этап

6. Тщательно продумай и запиши технологическую последовательность решения твоей проблемы.

7. Приступай к практическому воплощению выбранной темы.

III. Заключительный этап

8. Решил ли ты проблему? Подумай сам и спроси об этом других людей.

9. Выполни практическое испытание своего изделия (услуги).

10. При необходимости внеси изменения и дополнения в свой проект.

11. Оформи пояснительную записку, соблюдая установленные требования.

12. Подготовка к защите творческого проекта.


Важно!

  • Компоненты проекта могут быть расположены в разной последовательности.

  • Дизайн - не линейный процесс.

Разница между проектом и научно-исследовательской работой

Часто о научно-исследовательской деятельности говорят, смешивая её с проектной, но исследование на выходе имеет новое знание, а проектная деятельность - продукт, направленный на изменение реальной ситуации, пусть и виртуальной.

Требования к оформлению научно-исследовательской работы

Оформление работы

  • Шрифт Times New Roman размером 14 кегль

  • Интервал 1,5

  • Границы: сверху и снизу -2 см, слева -3 см, справа-1,5 см

  • Нумерация страниц обязательно

Требования к комплектности научной работы

  • Титульный лист

  • Содержание

  • Введение

  • Основное содержание работы (рекомендованный объем примерно 30 страниц)

  • Заключение

  • Список используемых источников и литературы

  • Приложение (если в них есть необходимость)

Критерии оценки доклада

  • Исследовательский характер работы

  • Соответствие содержания заявленной теме

  • Логичность, последовательность, аргументированность изложения

  • Свободное владение материалом

  • Умение изложить материал в определенное время (7-10 минут)

  • Наличие и качество наглядного материала


© 2010-2022