Валеологическая программа для детей дошкольного возраста от 2 до 7

"Описание материала: В пособии представлен систематизированный материал, призванный помочь воспитателям, которые озабочены такими вопросами как здоровье детей, снижение детской заболеваемости, нахождение эффективных способов оздоровления детей. Цель: Создание условий для улучшения и сохранения здоровья детей, приобщение их к ценностям здорового образа жизни. Задачи: Формировать у детей представления о своем теле, его ощущениях, ценностное отношение к своему организму. Создать оптимальные условия...
Раздел Технология
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



«Денсаулық әліппесі»

2 ден 7 жасқа дейінгі жастағы мектепалды балалары үшін валеологиялық бағдарлама



Валеологическая программа для детей дошкольного возраста от 2 до 7

«Азбука здоровья»

Валеологическая программа

для детей дошкольного возраста от 2 до 7





Авторы - составители:

Усатенко В.В. - методист ГККП «Ясли-сад №35»



В сборнике представлен систематизированный, валеологический материал, который поможет воспитателям, которых волнует вопрос здоровья детей, снижения детской заболеваемости, нахождения эффективных путей оздоравливания детей.

Цель: Создание условий для улучшения и сохранения здоровья детей, приобщение их к ценностям здорового образа жизни.

Задачи:

  1. Формировать у детей представления о своем теле, его ощущениях, ценностное отношение к своему организму.

  2. Создать оптимальные условия педагогического взаимодействия взрослого и ребенка для поддерживания равновесия между детским организмом и природно-социальной средой.

  3. Развивать у детей мотивацию здорового образа жизни, потребность в освоении способов сохранения своего здоровья и здоровья окружающих людей, оказания помощи в экстремальных ситуациях.

Пояснительная записка

Здоровье является важнейшим интегральным показателем, отражающим биологические характеристики ребёнка, условия воспитания, образования детей, их жизни в семье, качество окружающей среды. Что главное в воспитании ребёнка? Ребёнок должен расти здоровым. Здорового ребёнка легче воспитывать. У него быстрее устанавливаются все необходимые умения и навыки. Он лучше приспосабливается к смене условий и воспринимает все предъявляемые ему требования. Здоровье - важнейшая предпосылка правильного формирования характера, развития инициативы, сильной воли, дарований, природных способностей. В основе программы лежат следующие задачи:

  • Формировать у детей представления о своем теле, его ощущениях, ценностное отношение к своему организму.

  • Формировать потребность в здоровом образе жизни.

  • Развивать у детей потребность в освоении способов сохранения своего здоровья и здоровья окружающих людей, оказания помощи в экстремальных ситуациях.

Человеческий организм постоянно взаимодействует с окружающей средой. Но она воздействует на человека как положительно, так и отрицательно. Человек вынужден реагировать на изменения в окружающей среде, приспосабливаться к ней, перестраивать принципы своего проживания.

Умение адаптироваться к изменениям в окружающем - залог человеческого здоровья и выживания.

У каждого человека свои жизненные условия, свои особенности организма. Поэтому и здоровый образ жизни будет индивидуальным. Что взять в свой образ жизни, решает каждый лично для себя.

Здоровье ребенка во многом зависит от окружающих его взрослых, от того, какую среду проживания они ему обеспечат, какой пример здорового образа жизни продемонстрируют. От нас, взрослых, зависит, будет ли ребенок беречь свое здоровье, овладеет ли элементарными валеологическими знаниями, навыками, приемами.

Гигиеническое обучение и воспитание принципами валеологии осуществляется в соответствие с возрастом, начиная с раннего детства. Целенаправленно и повседневно детям даются необходимые начальные знания по ЗОЖ, ОБЖ для чего используются игры, сюжеты, сказки на медико-гигиенические темы. Данная программа предлагает методику воспитания детей «как быть здоровым».

Программа составлена по 4 направлениям:

  • Чистота - залог здоровья.

  • Знания о собственном теле.

  • Оказание элементарной помощи.

  • Безопасное поведение в социуме и природе.

Все разделы взаимосвязаны, они дополняют друг друга, имеют свою воспитательно-образовательную цель.

Программа охватывает 3 возрастные ступени воспитания и образования детей дошкольного возраста:

  • Младший возраст 2-4лет (младшие группы);

  • Средний дошкольный возраст 4-5 лет (средняя группа);

  • Старший дошкольный возраст 5-7 лет (старшая и подготовительная группы)

Информационная часть программы усваивается успешнее, если педагог отдает предпочтение поисково-экспериментальным, продуктивным, проблемным методам. Приоритетными формами работы с детьми являются: коллективные, подгрупповые и индивидуальные формы.

Программа реализуется через разнообразные виды деятельности:

  • Познавательные эвристические беседы

  • Чтение художественной литературы

  • Изобразительная и конструктивная деятельность

  • Экспериментирование и опыты

Выбирая разные виды деятельности, важно учитывать то, что они будут в разной степени воздействовать на развитие разных сторон личности ребёнка.

Разделы программы:

  1. Познай себя

  2. Питание

  3. Личная гигиена

  4. Профилактика заболеваний

  5. Безопасное поведение в социуме и природе.

Младший возраст

  1. Познай себя

  • Знать свое имя, слышать, как оно по-разному звучит.

  • Знать части своего тела: голова, туловище, руки, ноги. На голове есть лицо, волосы, уши. На лице - глаза, нос, рот. Они нужны, чтобы видеть, нюхать, есть, пить, говорить.

  1. Питание

  • Учиться есть не спеша, пищу пережевывать тщательно, не держать долго во рту.

  1. Личная гигиена

  • Слышать свое тело, понимать, что ему хочется (есть, пить, спать, в туалет). Своевременно сообщать о своих естественных потребностях.

  • Ухаживать за своим телом (умывать рот, мыть руки)

  • Знать алгоритм умывания, последовательность одевания и раздевания.

  1. Профилактика заболеваний

  • Знать о пользе закаливания, владеть приемами закаливания: обливание частей тела прохладной водой, облегченная одежда, хождение босиком, по рефлексогенным дорожкам.

  • При плохом самочувствии попросить помощи у взрослого, сказать, что у тебя плохого, где болит.

  1. Безопасное поведение в природе и социуме.

  • В природе.

Растения бывают съедобные и несъедобные. Иметь представления о 2-3 видах ядовитых растениях.

Знать, что чужая собака может быть опасна. Не подходить близко к незнакомой собаке, не трогать ее, не дразнить.

При ненастье обходить лужи, сугробы, не мочить одежду и обувь.

Огонь жжется, возле него жарко, горячо. Нельзя подходить близко к огню. От огня может быть пожар.

Вокруг нас много разных незнакомых нам предметов, веществ. Нельзя брать в руки, а тем более в рот незнакомые предметы.

  • В социальном мире.

Улица - это дома, дороги. Познакомить со словами «пешеход», «тротуар», «проезжая часть», «светофор».

Нельзя выходить на улицу одному. Это может быть опасно.

Средний дошкольный возраст

  1. Познай себя

  • Знать части своего тела: голова, туловище, руки, ноги. На голове есть лицо, волосы, уши. На лице - глаза, нос, рот. Они нужны, чтобы видеть, нюхать, есть, пить, говорить. На руках есть пальцы. Они держат ложку, хлеб, карандаш, выполняют много разных действий.

  • Заботиться об органах чувств (глаза, уши, нос, рот, кожа) оберегать их от травм, беречь.

  1. Питание

  • Уметь есть не спеша, пользоваться салфеткой, благодарить за питание.

  1. Личная гигиена

  • Ухаживать за своим телом (полоскать рот, чистить зубы, мыть руки после загрязнения, умываться утром и вечером, причесывать волосы). Пользоваться только своими туалетными принадлежностями.

  • Знать и выполнять правила общественной гигиены: при кашле, чихании прикрывать свой рот платочком, чтобы капли слюны не попали на других.

  1. Профилактика заболеваний

  • Уметь делать точечный массаж по Рудневу для предупреждения болезненности.

  • Уметь пожалеть другого ребенка(обнять, погладить по голове, дать игрушку).

  1. Безопасное поведение в социуме и природе.

  • В природе.

Знать съедобные и несъедобные ягоды (иметь представление о 3-4 видах)

Играть с домашними животными нужно бережно, не причиняя им боль. После игр с ними нужно вымыть руки.

Знать как вести себя при сильном ветре, урагане: не приближаться к зданиям, не прятаться под деревьями, лучше постараться быстрее войти в дом.



  • В социальном мире.

Вокруг нас много разных незнакомых нам предметов, веществ. Вещества имеют разный запах, вкус. Нельзя брать в рот незнакомые предметы.

На улице нужно вести себя спокойно, не мешать друг другу. Не выходить на дорогу одному, только вместе со взрослыми.

Соблюдать меры безопасности в подвижных играх.

Старший дошкольный возраст

  1. Познай себя

  • Знать, что у человека есть части тела, органы чувств. С их помощью человек передвигается, познает окружающий мир.

  • Каждая часть тела работает в определенном режиме. Внутри нашего тела есть органы: сердце, легкие, желудок, мозг и т.д. мы должны о них заботится.

  • В разное время мы бываем разными: добрыми, сердитыми, веселыми, грустными.

  1. Питание

  • Знать как преодолеть чувство голода, жажды. Нельзя есть много сладостей, это вредно.

  • Знать и уметь определять доброкачественность продуктов по цвету, запаху, форме.

  1. Личная гигиена

  • Знать и уметь пользоваться индивидуальными предметами гигиены (полотенце, носовой платок, расческа)

  • Знать и уметь ухаживать за одеждой (чистка, стирка, глажка, способы хранения)

  1. Профилактика заболеваний

  • Закаливать свое тело водными и воздушными процедурами.

  • Уметь сохранять правильную позу, устойчивое положение сидя, стоя. Правильная осанка сохраняет здоровье.

  • Овладеть 1-2 комплексами на успокоение, расслабление через физические упражнения. Знать когда их применять.

  1. Безопасное поведение в социуме и природе.

  • В природе.

Знать и различать овощи и фрукты, их пользу и вред, что можно есть сырым, а что нельзя.

Никогда не пробовать сырых грибов, не собирать их.

Знать меры безопасности при уходе за животными, при их кормлении.

Знать как вести себя при изменении погоды (в снег, в дождь, )

  • В социальном мире.

Знакомство с перекрестком, движением на нем. Овладение навыками движения на детской автодороге.

Знакомство с городским транспортом. Знакомство с дорожными знаками. Отличать запрещающие знаки от указательных.

Соблюдать меры безопасности дома. Знать сигналы телефона 01, 02, 03, 511.

Соблюдать меры безопасности в общении с чужими людьми.

Тематическое планирование

Младший возраст 2-4лет (младшие группы);

тема

Кол-во часов

1

Кто я, как меня зовут.

2

2

Каждой вещи свое место.

1

3

Друзья Мойдодыра.

2

4

К нам гости пришли.

2

5

Советы доктора Айболита (закаливание ).

2

6

Мы такие разные.

1

7

Азбука безопасности (предметы вокруг нас)

1

8

Школа Светофора (ПДД).

2

9

Утренник «Здравствуй Мойдодыр!»

1

10

Азбука безопасности (огонь, пожар)


11

Наши мамы.


12




Средний дошкольный возраст 4-5 лет (средняя группа)


тема

Кол-во часов

1

Кто я, как меня зовут, мои мысли, мои желания.

2

Где я живу, мой дом, адрес.

3

Моя семья. Мои обязанности в семье.

4

Вершки и корешки.

5

Советы доктора Айболита.

6

Кто такие «вирусы-вредилусы».

7

Когда я выйду на улицу.

8

Самая надежная защита (гигиена кожи)

9

В гостях у профессора Чистюлькина.

10

Что такое волшебные точки (точечный массаж)

11

Школа Светофора.

12

Встреча с пожарными.

13

Азбука безопасности.

14

Профилактика заболеваемости.

15

Царство Нептуна.

16

Мальчики и девочки.

17

Путешествие на станцию Грязнулькино.

18

19

20

21

22



Старший дошкольный возраст 5-7 лет

(старшая и подготовительная группы)



тема

Кол-во часов

1

Кто я, как меня зовут, мои мысли, мои желания, мои чувства.

2

Где я живу, мой дом, адрес, условия жизни.

3

Моя семья. Семейные праздники.

4

Волшебные точки (точечный массаж)

5

Азбука безопасности.

6

О чем поведал Зоркий глаз (гигиена зрения, гимнастика для глаз)

7

В гостях у доктора Пиллюлькина (зеленая аптека).

8

Путешествие в царство «Простуды».

9

Дыхательная гимнастика.

10

Что такое скорая помощь?

11

Личная гигиена: умей заботиться о себе.

12

Вредные советы Г.Остера.

13

Моя улица.

14

Я часть природы.

15

Правила поведения в природе, мое влияние на нее.

16

Какие опасности могут поджидать нас в лесу, на реке. Как их избежать?

17

Мой здоровый образ жизни.

18

Правила дорожного движения.

19

Наши помощники-мащины, которые нам помогают (электроприборы).

20

Что может привести к пожару

21

Кладовая витаминов.

22

Как стать Неболейкой?




Для составления программы использовалась литература:

  1. Типовая программа воспитания в детском саду, Алматы,1999г.

  2. Е.А.Терпугова «Валеологическое воспитание детей дошкольного возраста» , 2007г.

  3. В.В.Алямовская «Как воспитать здорового ребенка», 1995г.

  4. К.А. Караева «Основы безопасности жизнедеятельности», Аруна, 2007г.

  5. Н.Рыжова «Наш дом - природа», М, 1996г.

  6. Детская энциклопедия здоровья.



© 2010-2022