Рабочая программа по внеурочной деятельности Очумелые ручки для 1-2 класса

Раздел Технология
Класс 2 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Буранинская основная общеобразовательная школа»


Рассмотрено Согласовано Утверждаю

На ШМО Зам.директора по УВР Директор МКОУ «БООШ»

«__»____2014г. «__»____2014г. «__»_____2014г.

__________Эрднеева Н.Л-Г. ________Бакушева З.Э-Г. _______Дадушева И.Б.



Рабочая учебная программа

по внеурочной деятельности

«Очумелые ручки» для 1,2 класса

на 2015-2016 учебный год



Учитель: Боваева Н.Б.









2015-2016 учебный год

«Истоки творческих способностей
и дарований детей на кончиках их пальцев.
От пальцев, образно говоря, идут тончайшие
ручейки, которые питают источник творческой мысли.
Другими словами: чем больше мастерства
в детской ладошке, тем умнее ребенок».
Сухомлинский В.А.

Пояснительная записка.

Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, креативного мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью.

Что же понимается под творческими способностями?

В педагогической энциклопедии творческие способности определяются как способности к созданию оригинального продукта, изделия, в процессе работы над которыми самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки, проявляются хотя бы в минимальном отступлении от образца индивидуальность, художество.

С философской точки зрения творческие способности включают в себя способность творчески воображать, наблюдать, неординарно мыслить.

Таким образом, творчество - создание на основе того, что есть, того, чего еще не было. Это индивидуальные психологические особенности ребёнка, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в детской фантазии, воображении, особом видении мира, своей точке зрения на окружающую действительность. При этом уровень творчества считается тем более высоким, чем большей оригинальностью характеризуется творческий результат.

Детский досуг - это своеобразный потенциал общества завтрашнего дня, ибо именно от того, как человек научится организовывать свой досуг в детские годы, зависит наполненность всей его дальнейшей жизни.

Наибольшие возможности для развития творческих способностей детей младшего школьного возраста предоставляет образовательная область «Технология». Однако, по базисному учебному плану во втором классе на изучение курса «Технология» отводится всего 1 час в неделю. Этого явно недостаточно для развития детского творчества. Улучшить ситуацию можно за счет проведения кружковой работы. В рамках внеурочной деятельности.

Кружок «Очумелые ручки» развивает творческие способности - процесс, который пронизывает все этапы развития личности ребёнка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.

Работа кружка способствует воспитанию эстетической культуры и трудолюбия учащихся, расширению их политехнического кругозора, развитию способности воспринимать и чувствовать прекрасное. Занимаясь в кружке, ребята смогут углубить знания и умения по интересующему их делу и применить в общественно полезном труде в школе и дома.

При выполнении работ на творческое воображение ребенок стоит перед необходимостью создать собственный образ и воплотить его в изделии. Педагог может показать несколько образцов не для точного подражания, а как варианты выполнения задания. Следует подчеркнуть, что художественной деятельности на занятиях кружка придается особое значение как эффективному средству развития воображения и эстетического чувства детей.

На занятиях дети знакомятся с терминами, обозначающими технику изготовления изделий (аппликация, мозаика, оригами и т. д.). Овладение этими терминами, ровно как и названиями операций, свойств материалов, будет важным вкладом в развитие речи детей.

Особое внимание на занятиях уделяется беседам. В беседах должны найти отражение следующие вопросы: историческое развитие декоративно-прикладного искусства и художественных промыслов, основанных на народном искусстве и национальных традициях. Такие беседы не только способствуют эстетическому воспитанию, но вызывают интерес к изучению культуры родного края, его традиций и обычаев.

Каждое занятие, как правило, включает теоретическую часть и практическое выполнение задания. Теоретические сведения - это объяснение нового материала, информация познавательного характера, общие сведения о предмете изготовления. Практические работы включают изготовление, оформление поделок, отчет о проделанной работе. Отчет о проделанной работе позволяет научить ребенка последовательности в работе, развить навыки самоконтроля.
Подведение итогов осуществляется в виде составления книжек - раскладушек с фотографиями работ, проведение выставок, участие в различных конкурсах.

Занятия в кружке заинтересовывают и увлекают ребят своей необычностью, возможностью применять выдумку, фантазию, осуществлять поиск разных приемов и способов действий, творчески общаться друг с другом, Ребята овладевают умением многократно подбирать и комбинировать материалы, целесообразно его использовать, учатся постигать технику, секреты народных мастеров. А это в конечном итоге способствует художественно-творческому развитию школьников, формированию желания заниматься интересным и полезным трудом.

Программа рассчитана на учащихся младшего школьного возраста. Продолжительность обучения 2 года. Занятие проводится 1 раз в неделю, продолжительность занятий 35 минут, с включением физкультурной паузы (2-3 минуты).

В программу кружка «Очумелые ручки» входит ряд разделов «Работа с природным материалом», «Работа с бумагой и картоном», «Работа с пластическими материалами», «Работа с тканью», «Рукоделие из ниток», Бумажная пластика. Оригами.

В начале учебного года проводятся ознакомительные занятия для детей с целью формирования интереса к изготовлению поделок из различных материалов. В конце учебного года проводится выставка детских работ с целью подведения итогов реализации программы.

Цель программы:

- формирование художественно-творческих способностей обучающихся путём создания условий для самореализации личности;

- развитие самостоятельности анализа и мышления;

- воспитание любви и уважения к своему труду и труду взрослого человека, любви к родному краю и себе.

Цели будут достигнуты при условии «Я хочу это сделать сам».

Девизом внеурочной деятельности по трудовому обучению является:

Я слышу - и забываю,

Я вижу - и запоминаю,

Я делаю - и понимаю.

Задачи программы:

- обучить конкретным трудовым навыкам;
- обучить детей безопасным приёмам работы с различными инструментами;

- познакомить детей с терминологией, техниками работы по ручному труду;

- формировать интерес к декоративно- прикладному искусству;
- формировать чувство самоконтроля, взаимопомощи;
- формировать эстетический, художественный вкус;
- развивать образное мышление, творческие способности; творческую активность, воображение,
- поддерживать проявления фантазии и самостоятельности детей при изготовлении поделок;

- прививать интерес к культуре своей Родины, к истокам народного творчества;
- воспитывать нравственные качества детей;
- воспитывать эстетический вкус, культуру зрительного восприятия прекрасного, радость от совместного творчества;

- содействовать формированию всесторонне развитой личности.

Педагогические принципы:

- принцип природосообразности, один из самых старых педагогических принципов: в процессе обучения следует опираться на возраст и потенциальные возможности учащихся, зоны их ближайшего развития; следует, направлять обучение на самовоспитание, самообразование и самообучение учащихся;

- принцип гуманизации, суть которого состоит в том, что сам педагогический процесс строится на полном признании гражданских прав учащегося. Этот принцип ставит педагога и ученика на одну ступень - ученик заслуживает такого же уважения, как и педагог;

- принцип целостности, проявляющийся в наличии единства и взаимосвязи всех компонентов педагогического процесса;

- принцип культуросообразности - заключается в использовании в воспитании тех культурологических особенностей, которые свойственны данной среде;

Психологическое обеспечение программы.

Психологическое обеспечение программы включает в себя следующие компоненты:

- создание комфортной, доброжелательной атмосферы на занятиях;

- формирование умений учащихся по данному виду обучения;

- применение индивидуальных и групповых форм обучения.

Методические указания:

В каждом разделе основное внимание уделяется рабочему месту, технике безопасности при работе с теми или иными инструментами, используемыми при изготовлении изделий.

Основные формы и методы работы.

Для достижения поставленных целей предусматривается отбор основных форм и методов деятельности. Особое место в программе занимают следующие формы и методы обучения: репродуктивный (воспроизводящий); объяснительно-иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала); метод проблемного изложения (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути её решения); частично- поисковый; практический.

В проведении занятий используются как индивидуальные, так и групповые и коллективные формы работы.











Содержание программы.

  1. Работа с природным материалом

Работа с природным материалом заключает в себе большие возможности сближения ребенка с родной природой, воспитания бережного, заботливого отношения к ней и формирования первых трудовых навыков.

Темы для бесед: «Флористика».


II. Работа с бумагой и картоном

Бумага находит применение практически во всех областях человеческой деятельности. Трудно найти более подходящий материал для детского творчества, чем бумага. Бумага один из самых доступных материалов, не требует большой набор инструментов при работе с ней. Очень ценное качество бумаги - способность сохранять ту форму, которую ей придали, что позволяет изготавливать из неё различные поделки, игрушки, а так же предметы, которые мы можем использовать в повседневной жизни.

Работа с бумагой очень увлекательное и полезное занятие - развивает мелкую моторику, фантазию и творческую индивидуальность. Существует множество видов бумажного творчества. Очень многие известные люди занимались различными видами бумажного искусства, которые хранятся в музеях многих стран мира.

Темы для бесед: «История создания бумаги», «Как появились ножницы».

III. Работа с пластическими материалами.

Познакомить с разнообразием техники работ с пластическими материалами. Создание выразительного образа посредством объема и цвета. Анализ свойств используемых в работе материалов и применение их в работах (раскатывание, лепка, вырезание и т.п.). Учить созданию композиционных поделок из отдельных деталей, с использованием имеющихся навыков работы с пластилином - раскатывание, сплющивание, сглаживание, выполнению лепной картины, когда детали предметов сохраняют объем и выступают над поверхностью основы, выполнению тонких и удлиненных лепестков с использованием чесноковыжималки , лепной картины с использованием трафаретной технологии.

Формировать практические умения и навыки детей при создании заданного образа посредством лепки, особенностей построения композиции и использовании цвета в расположении элементов на поверхности, умение работать в технике мазок пластилином, плавно «вливая» один цвет в другой на границе их соединения, создавать рельеф. Познакомить с понятием симметрия. Формировать композиционные навыки, умение создавать знакомый образ, с опорой на жизненный опыт детей, реализовать выразительный, яркий образ при построении композиции.

IV. «Работа с тканью».

В ходе работы с тканью учащиеся знакомятся с основами дизайна, углубляют знания по конструированию и моделированию, развивается эстетический вкус, формируется представление о декоративно-прикладном искусстве, дети учатся экономно расходовать используемый в работе материал, развивается художественный вкус, формируются профессиональные навыки.
Темы для бесед: «Откуда ткани к нам пришли?»

V. «Рукоделие из ниток»

Нитки - один из самых ярких материалов. С помощью ниток, фактуры полотна-фона можно создавать прекрасные картины с различными сюжетами на разные темы.

Нитки являются достаточно простым и доступным подручным материалом для изготовления поделок, который, к тому же, имеется в каждом доме и с которым мы знакомы с самых ранних лет.

Ниткография, техника изонить также применяет в своей работе нитки.

VI. Бумажная пластика. Оригами.

Оригами развивает конструктивное мышление, способность комбинировать, пространственное мышление, чувство формы, творческое воображение, художественный вкус. Стимулирует развитие памяти, так как ребенок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания. Техника способствует концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат, знакомит детей и основными геометрическими понятиями (угол, сторона, квадрат, треугольник и т. д.). Одним из направлений оригами является трудотерапия. Оригами совершенствует трудовые умения ребенка, формирует культуру труда, развивает интуитивное мышление, способность к озарению и интуицию. Использование оригами в учебно-воспитательном процессе - на уроках трудового обучения приносит не только радость участникам процесса, но и повышает результативность обучения. Целью занятий оригами является не складывание как можно большего количества разнообразных фигурок, а воспитание и развитие у детей целого ряда способностей и навыков. Работа в этой технике развивает пространственное воображение, память, творческие и исследовательские способности, чертежные навыки, мелкую мускулатуру кистей рук, концентрацию внимания, уверенность в своих силах и способностях, так как неуспевающих на занятиях оригами нет; знакомит с основными геометрическими понятиями; улучшает способность следовать устным инструкциям; расширяет коммуникативные способности; воспитывает личность как члена общества, его нравственные, патриотические, интернациональные чувства; воспитывает наблюдательность, художественно-эстетический вкус детей, самостоятельность и аккуратность при работе. Оригами развивает конструктивное мышление, способность комбинировать, пространственное мышление, чувство формы, творческое воображение, художественный вкус. Оригами знакомит детей и основными геометрическими понятиями (угол, сторона, квадрат, треугольник и т. д).





























Тематическое планирование

1 класс, 33 часа

№ п/п

Тема занятия

Техника

Кол-во часов

1.

Вводное занятие. Техника безопасности на занятиях.

1

I. «Работа с природным материалом». (4 часа)

2.

Осенние фантазии из природного материала. «Осеннее дерево из листьев».

Мозаика.

1

3.

Беседа «Флористика». Картины из листьев.

Аппликация.

1

4-5.

Поделки из крупы. «Улитка».

торцевание

2

II. «Работа с бумагой и картоном». (10 часов)

6.

Беседа «История создания бумаги». Изделие «Собачка»

оригами

1

7.

Беседа «как появились ножницы». Аппликация цветов.

Аппликация, вырезание.

1

8.

Фантазии из «ладошек». Колокольчик

Аппликация, вырезание.


9

Фантазии из «ладошек». Колокольчик. Продолжение работы.

1

10

Аппликация из геометрических фигур

«Кошечка»

Цветная бумага, картон, клей, ножницы

1

11

Аппликация из пуговиц. «Мухомор»

Пуговицы, картон.

1

12

Аппликация из пуговиц «Мухомор»

Пуговицы, картон.

1

13

Цветочные фантазии.

Торцевание.

1

14

Цветочные фантазии. Продолжение работы.

Торцевание.

1

15

Чудо-елочка.

Моделирование, вырезание.

1

16

Чудо-елочка. Продолжение работы.

Моделирование, вырезание.

1

III. Работа с пластическими материалами (5 часов)

17

Вводное занятие. Рисование пластилином. «Печатаем» рисунки на пластилиновой основе

« Одуванчики»

Пластилин, картон

1

18

Плоскостное изображение. «Рыбка»

Пластилин, картон


19

Лепка из солёного теста «Бабочка»

Солёное тесто.

1

20

Лепка из солёного теста.

« Подводный мир»

Солёное тесто

1

21

Лепка из солёного теста.

« Подводный мир»

Солёное тесто

1

IV. «Работа с тканью». (4 часа)

22

Беседа: «Откуда ткани к нам пришли?». «Веселые зверюшки».

Аппликация.

1

23

«Веселые зверюшки». Продолжение работы.

Аппликация.

1

24

«Ваза с фруктами»

Аппликация

1

25

«Ваза с фруктами». Продолжение работы

Аппликация

1

V. «Рукоделие из ниток». (3 часа)

26

«Одуванчик» из ниток

Аппликация.

1

27

«Одуванчик» из ниток

Аппликация.

1

28

«Одуванчик» из ниток

Аппликация.

1

VI. Бумажная пластика (оригами) (5 часов)

29

Вводное занятие. Аппликация из одинаковых деталей

Оригами «Лодочка»

Цветная бумага

1

30

Аппликация из одинаковых деталей

Оригами «Зайчик»

Цветная бумага

1

31

Аппликация из одинаковых деталей

Оригами « Лисичка»

.

Цветная бумага

1

32

Оригами «Журавлик»

Цветная бумага

1

33

Оригами «Тюльпан»

Цветная бумага

1



Тематическое планирование

2 класс, 34 часа

№ п/п

Тема занятия

Техника

Кол-во часов

1.

Вводное занятие. Техника безопасности на занятиях.

1

I. «Работа с природным материалом». (4 часа)

2.

Осенние фантазии из природного материала. «Осеннее дерево из листьев».

Мозаика.

1

3.

Беседа «Флористика». Картины из листьев.

Аппликация.

1

4-5.

Поделки из природного материала. «Ёжик».

конструирование

2

II. «Работа с бумагой и картоном». (12 часов)

6.

Беседа «История создания бумаги». Изделие «Цыплёнок»

оригами

1

7.

Беседа «как появились ножницы». Аппликация цветов.

Аппликация, вырезание.

1

8.

Фантазии из «ладошек». Ромашки

Аппликация, вырезание.


9

Фантазии из «ладошек». Ромашки. Продолжение работы.

1

10

Аппликация из геометрических фигур

«Божья коровка»

Цветная бумага, картон, клей, ножницы

1

11

Аппликация из пуговиц. «Осеннее дерево»

Пуговицы, картон

1

12

Аппликация из пуговиц «Осеннее дерево»

Пуговицы, картон.

1

13

Грибы на полянке

Торцевание.

1

14

Грибы на полянке. Продолжение работы.

Торцевание.

1

15

Новогодняя елочка.

Моделирование, торцевание, вырезание.

1

16

Новогодняя елочка. Продолжение работы.

Моделирование, торцевание, вырезание.

1

III. Работа с пластическими материалами (10 часов)

17

Вводное занятие. Разрезание смешанного пластилина «Подводный мир»

Пластилин, картон

1

18

Разрезание смешанного пластилина «Подводный мир»

Пластилин, картон

1

19

Обратная мозаика на прозрачной основе «Веточка рябины»

Солёное тесто.

1

20

Обратная мозаика на прозрачной основе «Веточка рябины»

Солёное тесто

1

21

Вводное занятие. Разрезание смешанного пластилина «Подводный мир»

Солёное тесто

1

IV. «Работа с тканью». (5 часов)

22

Беседа: «Откуда ткани к нам пришли?». «Веселые зверюшки».

Аппликация.

1

23

«Веселые зверюшки». Продолжение работы.

Аппликация.

1

24

«Анютины глазки»

Аппликация

1

25

«Анютины глазки». Продолжение работы

Аппликация

1

V. «Рукоделие из ниток». (3 часов)

26

«Смешарики» из нарезанных ниток.

Аппликация.

1

27

«Смешарики» из нарезанных ниток.

Аппликация.

1

28

«Смешарики» из нарезанных ниток.

Аппликация.

1

VI. Поделки из гофрированной бумаги (4 часа)

29

Вводное занятие. Объёмные аппликации из гофрированной бумаги «Дерево»

Гофрированная бумага, картон

1

30

Объёмные аппликации из гофрированной бумаги «Дерево»

Гофрированная бумага, картон

1

31

Аппликация «Цветок»

Гофрированная бумага, картон

1

32

Аппликация «Цветок»

Гофрированная бумага, картон

1

VII. Бумажная пластика (оригами) (2 часов)


33

Цветы; Тюльпан. Цветок. Ирис

Цветная бумага

1

34

Лягушка . Муха. Черепаха. Улитка.

Цветная бумага

1



















Рабочая программа по внеурочной деятельности Очумелые ручки для 1-2 класса





© 2010-2022