«Натуральные волокна животного происхождения». Урок технологии в 6 классе

Тема урока: «Натуральные волокна животного происхождения». Цель: Обучающая: Знать: способы получения натуральных волокон животного происхождения.                    Свойства шерсти и шелка. Уметь: различать волокна животного происхождения по составу. Развивающая: развивать логическое мышление, внимательность. Воспитывающая: воспитать эстетический вкус, навык и аккуратность. Здоровьесберегающие: использовать на уроке здоровьесберегающие элементы – динамические паузы, физкульт.минутки, следить за...
Раздел Технология
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока: «Натуральные волокна животного происхождения».

Цель:

Обучающая:

Знать: способы получения натуральных волокон животного происхождения.

Свойства шерсти и шелка.

Уметь: различать волокна животного происхождения по составу.

Развивающая: развивать логическое мышление, внимательность.

Воспитывающая: воспитать эстетический вкус, навык и аккуратность.

Здоровьесберегающие: использовать на уроке здоровьесберегающие элементы - динамические паузы, физкульт.минутки, следить за выполнением санитарно-гигиенических требований на уроке.

Материально - техническое оснащение:

  1. Плакаты: «Текстильные волокна», «Первичная обработка шерсти»

  2. Прялка, веретено, шерсть для прядения.

  3. Коллекции: «Последовательность обработки шерсти», «Вязаные изделия из шерсти».

  4. Изображения животных: овцы различных пород.

  5. DVD - проектор, экран.

Объект труда: образцы шерсти и пряжи.

Предварительная работа: чтение «Мифы Древней Греции. Золотое руно», повторить по тетради за 5 класс раздел «Материаловедение».

Опорные понятия: руно, шерсть, шелк, гигроскопичность, теплозащитность, воздухопроницаемость, драпируемость.

Тип урока: комбинированный.

Межпредметные связи: история, география, литература, биология.

Время проведения: 80 минут.



Ход урока.

  1. Вводная часть.

  1. Орг. момент.

  2. Мотивация учащихся. Эмоциональный настрой.

  3. Сообщение темы и цели урока.

  4. Инструктаж по технике безопасности.



  1. 1) Актуализация опорных знаний.

Учитель: Давайте вспомним, какие волокна мы изучали в 5 классе?

Учащиеся: Натуральные волокна растительного происхождения - лен и хлопок.

Учитель: Назовите их свойства, применение. (ответы учащихся)



  1. Изучение нового материала.



  1. Слово учителя.

С первых дней появления на свет человек сталкивается с различными тканями. Из хлопчатобумажной ткани были сделаны ваши распашонки и пеленки, в холодное время вас укутывали в шерстяное одеяло. Сейчас вы уже сами можете выбирать себе вещи. Но вам необходимо научиться правильно выбирать себе способы и средства ухода за одеждой, необходимо знать свойства волокон и ткани.



  1. Напоминаем что, ВОЛОКНО натуральное, химическое, животные, растительные, хлопок, лен, шерсть, шелк.

Ребята, отгадайте загадку:

По горам, по долам

Ходит шуба да кафтан.

-Какое отношение имеет овца к нашему уроку?

- С овцы получают шерсть.

-Ребята, скажите, пожалуйста, а что такое шерсть?

Ответ: Шерсть - это волосяной покров животных.

- А какие животные дают нам шерсть?

Ответ: овцы, верблюд, ангорская коза, альпака, лама. (работа с рисунком 3 стр. 6).

- А какие из этих животных дает основную массу шерсти?

Ответ: Овцы. Именно овцы дают основную массу шерсти, перерабатываемой на текстильных предприятиях и эта масса составляет 95-97 %.

- Что такое руно?

Ответ: Руно - это неразрывный пласт шерсти.

  1. Работа по схеме «Прядильные волокна»

- Рассмотрим схему, изображенную на доске. Прочитайте ее название. Вспомним, что такое прядильные волокна?

Ответ: Волокна, из которых получают пряжу, называются прядильными волокнами.

- На какие две большие группы они делятся?

- Чем отличаются эти две группы?

- У вас на рабочих местах находится таблица «Сравнительная характеристика волокон хлопка, льна, шерсти, шелка». Первые две колонки таблицы вы заполнили в 5 классе. Рассмотрите их. Две последние вы заполните сегодня на уроке.

Сравнительная характеристика волокон хлопка, льна ,

шерсти и шелка.


Внешний вид и свойства волокна

хлопок

лен

шерсть

шелк

цвет

белый

светло-серый

белый, черный, рыжий

белый

блеск

матовый

резкий

нерезкий

не очень резкий

длина

6-52 мм

250-1000 мм

10-250 мм

700-800 мм

толщина

тонкое

среднее

толстые

очень тонкое

извитость

слабо извитые

прямые

сильно извитые

прямое

мягкость

мягкие

средняя

средняя

мягкие

гладкость

пушистые

гладкие

пушистые

гладкие

прочность

средняя

высокая

средняя

высокая

- Как вы думайте, для чего нужно знать свойства волокон?

Ответ: Свойства волокон влияют на свойства тканей, из которых они изготовлены.

Динамическая минутка "Веселые ножки»

Сидя выставить одну ногу вперед на пятку, на носок, убрать под стул. То же с другой ногой.

- Сегодня мы изучим натуральные волокна животного происхождения. К этой группе относится натуральная шерсть и натуральный шелк.

(Запись схемы в тетради. По мере объяснения учебного материала, учащиеся заносят сведения в таблицу «Сравнительная характеристика волокон хлопка, льна, шерсти и шелка).

  1. Слово учителя.

  1. Шерсть.

Натуральные шерстяные волокна представляют собой волосяной покров животных: коз, овец, верблюдов, собак, лам.

Основную массу шерсти дают овцы - это около 90% от всего объема шерсти.

Овцеводством в России занимаются в предгорьях Кавказа и Поволжья. Здесь разводят полутонкорунных и грубошерстных овец. В зависимости от толщины волокон, образующих волосяной покров овцы, шерсть делят на тонкую, полутонкую, полугрубую и грубую.

Тонкая шерсть состоит из тонких, извитых, равномерных по толщине и длине пуховых волокон.

Полутонкая шерсть включает более толстые пуховые и переходные волокна.

Полугрубая шерсть включает в своем составе пуховые и более толстые переходные волокна.

Грубая шерсть включает в свой состав толстые волокна.

Шерсть, состриженная ножницами с живой овцы, растяжима и мягка, обеспечивает хороший доступ воздуха и сохраняет тепло.

Испокон веков калмыки разводили овец. На территории нашего села находится Открытое акционерное общество «Сарпа», занимающее разведением тонкорунной мериносной овцы.

Шерсть, получаемая от овец породы меринос, особо ценится, т.к. такая шерсть очень длинная и тонкая. Из шерсти овец этой породы изготавливают очень тонкую, прочную пряжу, а затем ткут высококачественные, дорогостоящие ткани. Такая шерсть ценится как золото.

Овец этой породы стригут один раз в год. С одной овцы получают от 3 до 10 кг шерсти. Шерстяной покров снимают с овец специальными ножницами или машинками. Длина шерстяных волокон от 20 до 450 мм. Состригают почти цельный неразрывной массой, которая называется руном.

«Натуральные волокна животного происхождения». Урок технологии в 6 классе

Овцы породы «Советский меринос» п.Сарпа

4.Задание «Заполнить таблицу».

Работая с текстом учебника стр.6 и 8., заполните таблицу «Свойства натуральных волокон».

5. Анализ заполнения таблицы.

Свойства волокон

Натуральное шерстяное волокно

Натуральное шелковое волокно

Гигроскопичность

высокая

высокая

Теплозащитность

высокая

несколько ниже

Воздухопроницаемость

хорошая

хорошая

Стойкость к воздействию солнечных лучей

высокая

менее устойчивы

Горение

Волокна спекаются, образуя черный жесткий комочек, растирающийся пальцами. Запах жженого пера.

Горит также как шерсть. Но без характерного для шерсти запаха.

Учитель демонстрирует процесс горения волокон шерсти и натурального шелка.

- Что такое гигроскопичность?

Ответ: Гигроскопичность - это способность волокна хорошо впитывать влагу и быстро высыхать.

- Что такое теплозащитные свойства?

Ответ: Теплозащитное свойство - это способность волокон сохранять тепло человеческого тела; зависит от состава, толщины и вида отделки ткани.

- Как натуральные волокна шерсти и шелка хорошо пропускает воздух?

Ответ: Натуральные волокна шерсти и шелка хорошо пропускают воздух.

- Одинаково ли горят волокна шерсти и шелка?

Ответ: Горят одинаково. Но у шерсти присутствует запах жженого пера, а у шелка характерного запаха нет.


  1. Физминутка.

Мы не будем торопиться

Разминая поясницу,

Вправо, влево повернись,

На соседа оглянись.

(повороты туловища в стороны)

Чтобы стать еще умнее,

Мы слегка покрутим шеей,

Раз и два, раз и два

Закружилась голова.

(вращение головой в стороны)

Приседания у нас,

Приседает целый класс.

Раз, два, три, четыре, пять,

Ноги надо нам размять.

(приседание)

От разминки польза есть?

Что ж пора за парты сесть.



  1. Практическая работа № 2.

Первичная обработка шерсти (получение пряжи)

- Что такое пряжа? И что из нее получают?

Ответ: скрученные между собой волокна.

- Овцеводство является одной из ведущих и продуктивных направлений калмыцкого скотоводства. Шерсть мериносов ценится вдвое выше на российском рынке, чем шерсть других пород овец.

Ремесло у калмыков имело вид домашнего производства. Широкое применение имело вид домашнего производства. Широкое применение имела шерсть. Кроме валяния, шерсть пряли. Прядение осуществлялось с помощью веретена (ииг), основными частями которого являлась деревянная стержень (һол) и пряслица (толһа).

Процесс изготовления нитей из шерсти трудоемкий. Чтобы нить получилась красивой, ровной, надо произвести первичную обработку волокон шерсти:

  • Сортируют, т.е. подбирают по качеству;

  • Треплют, разрыхляют и удаляют засоряющие примеси (цеврлсн ноосн);

  • Чешут специальным приспособлением или руками прочесывают волокна (самлсн ноосн);

  • Вытягивают и скручивают в ровницу и наматывают в виде клубочка (түүдг);

  • Из коротких шерстяных волокон получают более толстую и грубую пряжу, из длинных - тонкую, ровную, гладкую..

«Натуральные волокна животного происхождения». Урок технологии в 6 классе

Первичная обработка шерсти.

«Натуральные волокна животного происхождения». Урок технологии в 6 классе

Показ учителем способа прядения шерсти на веретене (ииг).

«Натуральные волокна животного происхождения». Урок технологии в 6 классе

Прядение шерсти на веретене (ииг).

«Натуральные волокна животного происхождения». Урок технологии в 6 классе

Прядение шерсти на электрической прялке.

«Натуральные волокна животного происхождения». Урок технологии в 6 классе

Вывод: Мы узнали много о шерсти. Узнали, что пряжа из шерсти овцы экологически чистый продукт и благотворно влияет на здоровье человека, но ее производство - трудоемкий и дорогостоящий процесс. Поэтому следует экономно и бережно относится к тканям, пряже, ниткам животного происхождения.



  1. Итог урока. Релаксация.

- Пригодятся ли вам знания, полученные сегодня на уроке? (ответы учащихся).

Оценки.

Дом. задание §1 стр. 5-9 (ответы уч-ся). Уборка рабочих мест.

«Натуральные волокна животного происхождения». Урок технологии в 6 классе

Образцы готовых изделий.«Натуральные волокна животного происхождения». Урок технологии в 6 классе

9



© 2010-2022