Значение производственной практики

Значение производственной практики            Производственная практика на предприятиях г.Самары решает вопрос о соединении обучения, образования и воспитания с трудом. Правильно организованный труд школьников способствует формированию таких качеств личности как коллективизм, любовь к труду на общую пользу, инициативность, целеустремленность, настойчивость.          Участвуя в производительном труде, учащиеся обогащают свои теоретические знания, труд становится для них новым источником знаний, у старшеклассников расширяется общий кругозор, они приобретают практические знания и умения, в процессе труда осуществляется профессиональная подготовка школьников.          Только соединение обучения с производственной практикой может создать наиболее благоприятные условия для всестороннего развития человека, его психологической подготовки к труду. Работая на предприятиях, учащиеся выходят из школьных стен в жизнь, вливаются в трудовой коллектив и участвуют в общем труде. Так воспитываются чувство долга, чувства уважения к труду и людям труда, возникает интерес к труду, а затем потребность и желание трудиться на том предприятии, где впервые они проходили п...
Раздел Технология
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Значение производственной практики


Производственная практика на предприятиях г.Самары решает вопрос о соединении обучения, образования и воспитания с трудом. Правильно организованный труд школьников способствует формированию таких качеств личности как коллективизм, любовь к труду на общую пользу, инициативность, целеустремленность, настойчивость.

Участвуя в производительном труде, учащиеся обогащают свои теоретические знания, труд становится для них новым источником знаний, у старшеклассников расширяется общий кругозор, они приобретают практические знания и умения, в процессе труда осуществляется профессиональная подготовка школьников.

Только соединение обучения с производственной практикой может создать наиболее благоприятные условия для всестороннего развития человека, его психологической подготовки к труду. Работая на предприятиях, учащиеся выходят из школьных стен в жизнь, вливаются в трудовой коллектив и участвуют в общем труде. Так воспитываются чувство долга, чувства уважения к труду и людям труда, возникает интерес к труду, а затем потребность и желание трудиться на том предприятии, где впервые они проходили производственную практику.

Важным условием, при котором труд становится воспитывающим фактором, являются коллективные формы его организации. Коллективный производственный труд, взаимная трудовая ответственность, совместное выполнение общих трудовых задач играют огромную роль в формировании личности старшего школьника. Коллективный труд дает возможность учащимся приобрести опыт трудовой солидарности взаимопомощи, опыт взаимного контроля.

С целью сравнения влияния производительного труда на формирование личности учащихся при индивидуальном выполнении заданий и при производственном труде в коллективе.

В первом случае труд способствовал воспитанию у учащихся бережного отношения к продуктам труда, но на формирование коллективистических качеств не оказал заметного воздействия. Во втором случае труд заметно влиял на формирование у учащихся качества коллективизма.

Если в первом случае стимулом труда являлся личный успех, то во втором случае создавались условия для формирования коллективистических качеств, у учащихся возникла личная заинтересованность в общих результатах труда. Формировалась привычка подчинять свое поведение интересам коллектива.

Не следует думать, что новые условия труда способны сразу и у всех старших школьников сформировать новые внутриколлективные отношения - становление новых отношений порой бывает длительным процессом. Например, для того, чтобы получить более высокие количественные показатели выполненной работы, некоторые учащиеся на практике небрежно и на низком качественном уровне выполняли работу. Отдельные школьники заботились только о том, чтобы выполнить свою норму и затем отдыхали, не думая о товарищах и о помощи им. Такое отношение к труду вызвало протест коллектива. Коллектив добивается изменения этого отношения.

Взаимопомощь, взаимоподдержка - вот те качества, которые были противопоставлены индивидуалистическим стремлениям, а условия труда были такие, что отношения, чуждые этим условиям, постепенно отмирали.

На качество подготовки умственно отсталых подростков к самостоятельной жизни и труду в условиях современного производства большое влияние оказывает организация и проведение производственной практики.

Труд старших школьников должен быть интересным для них. Хорошо известно, что интерес занимает большое место в жизни учащихся, особенно старшеклассников, что интерес стимулирует деятельность. Но не всегда надо стремиться включать старших школьников только в интересные лично для него виды труда. Учащиеся должны привыкать заниматься необходимым трудом вне зависимости от того, интересует он их или нет, нравится или, приятен или нет. У учащихся нужно воспитывать уважение ко всякому труду. Любая работа, если она необходима, если она соответствует общим интересам, должна быть и малоинтересная работа, если она необходима коллективу.

Итак, необходимо найти средства, при помощи которых можно вызвать и укрепить у учащихся интерес к малоинтересной работе.

Возникновение интереса к труду у учащихся зависит не только от вида и его организации, но и от того, насколько этот труд является творческим и главное перспективным. Перспектива имеет особое значение для развития у учащихся стимулов участия в работе.

Обучение в (X)XI классе представляет собой производственный период углубленной трудовой подготовки учащихся, которая организуется на производственных предприятиях города. На этих производствах совершенствуются профессиональные умения выпускников, облегчается их дальнейшее трудоустройство. За период производственной практики на предприятиях создаются условия для включения учащихся в процесс производства близкий к профессиональному уровню. Базой для прохождения практики являются типография, завод им.Фрунзе, «Моторостроитель и школьная библиотека.

Программа трудовой подготовки в (X)XI классе обычно составляется учителем труда с учетом требований, квалификационной характеристики к рабочим данной профессии. Необходимо четко определить, что школьники должны знать и уметь после окончания производственного обучения. Программа обсуждается на методическом объединении учителей трудового обучения, а затем утверждается администрацией школы и того предприятия, на котором школьники занимаются освоением профессии.

В течение производственного периода трудовой подготовки учитель осуществляет коррекцию трудовых действий школьников на рабочих местах. Кроме того, перед ним стоит задача воспитать положительное отношение к будущей профессии, научить соблюдать правила безопасности, культуры труда, трудовой дисциплины и производственной санитарии. Производственная практика в (X)XI классе проходит 2 раза в неделю по 6 уроков. Первые 30 минут отводится на предварительный инструктаж, включающий сообщение учителем кратких теоретических, технических и технологических сведений, проведение инструктажа по технике безопасности и распределение по рабочим бригадам и местам. Затем учащиеся в течение 4-х часов работают в производственных условиях. Учитель наблюдает за выполнением работы, помогает школьникам в случае надобности, следит за тем, чтобы были соблюдены условия безопасности труда.

Особое внимание учитель обращает на совершенствование профессиональных умений школьников при выполнении производственных операций, воспитывает у учащихся желание выполнить задание на профессиональном уровне. После окончания работы подводятся краткие итоги.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 26 ноября 2009 г. N 673. Российская газета, Федеральный выпуск № 5097 (29 января 2010)

2. Николаев О.А. Проблемы совмещения учебы с работой //Студенческая наука в России на современном этапе: межрегиональная научно-практическая конференция (2008; Набережные Челны).
Сборник докладов/ ГОУ ВПО - Набережные Челны: Изд-во Камской госуд, инж.-экон. акад., 2008. - 183 с. (С. 25-28).

3. Трансформация технического вуза в инновационный университет: методология и практика / Под ред. Г.М. Мутанова. - Усть-Каменогорск: ВКГТУ, 2007. - 480с.

4. Федько В.Т., Долгун Б.Г. Подготовка кадров по интегрированной системе обучения // Наука и технологии в промышленности. 2003. №1 (12). С. 36-40.


© 2010-2022