Шаг в будущее Гильоширование

Раздел Технология
Класс 7 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

9

Школьная научно-исследовательская конференция «Шаг в будущее-2015»

Творческая работа

ГИЛЬОШИРОВАНИЕ

Россия, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра,

Ханты-Мансийский район, с.Кышик



Автор: Скрипунова Ксения Сергеевна, муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Ханты-Мансийского района «Средняя общеобразовательная школа с.Кышик», 6класс

Руководитель: Сидорова Наталья Николаевна, учитель русского языка и литературы, муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Ханты-Мансийского района «Средняя общеобразовательная школа с. Кышик»

2015 год

ГИЛЬОШИРОВАНИЕ

Скрипунова Ксения Сергеевна,

муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Ханты-Мансийского района «Средняя общеобразовательная школа с.Кышик», 6 класс

Аннотация.

Данная творческая работа раскрывает историю возникновения нового оригинального метода обработки тканей - гильоширование.

Цель работы: раскрыть истоки возникновение данной техники,исследовать оправданность её использования, расширить сферу применения.

В работе затронуты исторические факты, выявлены истоки появления искусства гильоширования, описаны работы, выполненные в данной технике.

В работе использовались методы: сбор информации, опрос респондентов, анализ анкет, исследование исторических фактов, обобщение и оформление. Работа потребовала глубокого изучения истории рукоделия, видов тканей, мастер-классов по изготовлению работ в технике гильоширования.

Результат: сбор информации для созданияисследовательского проекта, выставка работ в технике гильоширования.





ГИЛЬОШИРОВАНИЕ

Скрипунова Ксения Сергеевна,

муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Ханты-Мансийского района «Средняя общеобразовательная школа с.Кышик», 6 класс

ПЛАН РАБОТЫ:



  1. История возникновения нового оригинального метода обработки тканей - гильоширования.

  2. Почему такая интересная технология мало изучена и редко используется?

  3. Метод: частично-поисковый, построенный на изучении истории ремесел, ряда мастер-классов по изготовлению изделий из ткани на основе выжигания, опросе респондентов, анализе анкетных данных и выводе.

  4. Библиография: Котенкова З.П. Выжигание по ткани. Изделия в технике гильоширования.-М.: «Академия Развитие», 2002.

Горяинова О.В. Гильоширование или выжигание по ткани. - Р.-на-Д.: «Феникс», 2006г.







ГИЛЬОШИРОВАНИЕ

Скрипунова Ксения Сергеевна,

муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Ханты-Мансийского района «Средняя общеобразовательная школа с.Кышик», 6 класс

ОПИСАНИЕ РАБОТЫ.

Каждому из нас хочется украсить мир вокруг себя. Мне нравится окружать себя изделиями, изготовленными своими руками. Технологий изготовления различных декоративных изделий много, и они давно известны: живопись, вышивка, аппликации, лоскутное шитье. Что же выбрать? Но на занятиях кружка «Каркам Ёш» нам рассказали о новой, еще мало изученной технике выжигания по ткани - гильошировании. До этого я про него ничего не слышала, и мне стало интересно, что это за техника? Захотелось больше узнать о ней: об истории происхождения, местах зарождения и областях применения гильоширования.

Гильоширование - достаточно простой и удобный способ создания красивых вещей. Это искусство достаточно молодое, но оно уже завоевало миллионы поклонников.

Очень захотелось научиться создавать уникальные вещи, соединив, казалось бы, две несовместимые вещи - огонь и ткань.

Вообще гильоширование - это гравирование на специальной, так называемой гильоширной, машине рисунка в виде тех или иных комбинаций и линий. В применении к рукоделию гильоширование означает отделку изделий ажурным кружевом и изготовление аппликаций выжиганием с помощью специального аппарата. Это творчество особенно хорошо осваивает тот, кто владеет навыками рисования или какого-либо рукоделия. Небольшие навыки всего этого у меня были, и я решила попробовать.

Появилось желание сначала узнать историю возникновения гильоширования. Из энциклопедии удалось узнать, что гильоши́рование - это нанесение на бумагу специальным типографским станком орнаментального узора в виде сетки или переплетающихся волнистых линий. Гильошированием также называется процесс гравировки на поверхности металла сетки волнистых, закономерно переплетающихся линий при изготовлении печатных форм. Как фоновый рисунок гильоширование использовалось для защиты от фальсификации марок и денежных знаков, а также как элемент декоративного оформления как на гербовых марках Российской империи, так и на некоторых советских почтовых марках.

В случае гильоширования на поверхности металла гравировка осуществляется на специальном гильошировальном станке, в котором стол, несущий материал для печатной формы, и резец совершают одновременно сложное движение.

Гильоширование для почтовых марок в настоящее время применяется сравнительно редко. Оно сохранилось, как одно из средств защиты от подделок, для печатания денежных знаков, облигаций, паспортов, акцизных марок и т. п.

Что же общего между гильошировальным станком и изготовлением изящных декоративных изделий? Это и решено было выяснить.

Цель исследования - узнать, сколько человек в школе знают о гильошировании, оправдано ли использование данной технологии для изготовления изделий, прийти к выводу, какую еще функцию может нести продукция гильоширования, кроме эстетической.

В связи с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:

*провести опрос респондентов для выявления знаний по данной теме среди учеников с 5 по 11 классы и работников школы.

* сравнить плюсы и минусы новой технологии.

* способствовать популяризации гильоширования.

* организовать выставку работ, выполненных в технике гильоширования.

Опрос проводился в 5-11 классах МКОУ ХМР «СОШ с.Кышик»

На вопрос «Знаете ли вы, что такое гильоширование?»

ответили: да - 14%, нет - 86%. (Приложение I).

В результате опроса оказалось, что почти никто не знаком с предметом моего исследования, не знают и никогда не слышали о гильошировании, а некоторые даже и не хотели бы об этом узнать. Вывод по опросу заставил меня задуматься о том, что большинство учеников лишают себя возможности узнать что-то новое, освоить навыки, которые могут пригодиться им в дальнейшей жизни.

Я решила расширить свои знания в области новой технологии и узнала, что в 80-е годы в г.Рыбинске впервые был разработан новый оригинальный метод обработки тканей - гильоширование.

Автором его является Зинаида Петровна Котенкова. Многих мастериц обучила она этому искусству в Ярославле, Москве, Угличе, Луге. Сотрудничала Зинаида Петровна с известным модельером Вячеславом Зайцевым, признана она и Энной Бурдой, от которой получила благодарственное письмо.

В 1990 году 3. П. Котенкова получила авторское свидетельство на свое изобретение. Работы, которые выполняет сама Зинаида Петровна, поражают мастерством, фантазией, красотой и изяществом. Редко кому из ее учениц удается достигнуть такого же уровня мастерства, но и ее учениками накоплен уже достаточно богатый опыт.

Выжигание по ткани - гильоширование - весьма модная и молодая техника рукоделия, подразумевающая отделку ажурным кружевом, а также изготовление аппликаций выжиганием.

Вообще-то выжигание по шёлку - правильнее вытравка рисунков на шёлке - известна уже достаточно давно. Ткань с рисунком, полученная химической вытравкой (выжиганием) части волокон, имеет даже свое, отдельное название - «деворе».

В Германии в 70-е гг. XIX в. ручная техника выжигания по ткани называлась пиротехникой. Благодаря оригинальности, изысканности и неповторимости художественного выжигания по ткани, им овладели многие мастерицы. Гильоширование популярно, как в России, так и за рубежом. Учатся основам этого искусства и дети, начиная с шести лет.

Достаточно быстро техника выжигания по ткани распространилась по стране и, хотя её защищало авторское свидетельство, в разных городах отдельные мастерицы осваивали этот метод самостоятельно. Действительно, поняв принцип действия, можно вполне самостоятельно освоить эту технику.

В основу технологии выжигания на ткани заложено свойство синтетических тканей при высокой температуре оплавляться в смолу, которая связывает нити друг с другом, препятствуя разволокнению и способствуя «склеиванию». Таким образом, для работы используют следующие виды тканей: капрон, искусственный шелк, нейлон, атлас, парча, тюлевая сетка, люрекс, полиэстер и другие. Ткани даже с частичным присутствием в них натуральных волокон для гильоширования не пригодны.

Прежде чем использовать ту или иную ткань, необходимо проверить на небольшом кусочке ее пригодность для гильоширования. Ткани можно использовать как

однотонные, так и с рисунком, из которых можно «вырезать» готовые фрагменты, например, для аппликаций.

Я начала свою работу в канун юбилейной даты нашего района и решила изготовить району подарок в так полюбившейся мне технике. Среди вопросов, задаваемых респондентам был такой: знаете ли вы гербы районов Ханты-Мансийского автономного округа? Я показывала опрашиваемым картинки с изображением гербов районов ХМАО. Если герб нашего района еще узнавали многие, то остальные гербы не только не могли распознать, но и не знали, сколько в округе районов всего. Вот так и определился выбор моего изделия.

В качестве основного инструмента в гильошировании используют аппараты для выжигания по дереву: «Узор», «Досуг», «Умелец» и другие, но выжигающую петлю из нихрома необходимо заменить на специальную иглу. В рабочем аппарате должно быть предусмотрено переключение температур в широком диапазоне, так как разные ткани

требуют разной температурной обработки. Настроенный аппарат удобнее всего проверить на белой ткани -при соприкосновении с иглой она не должна желтеть и гореть по краю. Также для работы понадобится специально изготовленный стол со стеклом и лампой под ним. Для того, чтобы через ткань просвечивал рисунок.

Для начала работы мне потребовалось выбрать эскиз, сделать некоторые рисунки самой на плотной бумаге, темным фломастером или маркером. Выбранный эскиз я перевела на матовую кальку. Затем горячей иглой вырезала все мелкие детали, необходимые для аппликации.

После изготовления всех деталей можно приступить к компоновке композиции. Фоновая ткань размещается на стекле и на нее приклеиваются методом спаивания волокон ткани все детали композиции. Работая именно в такой последовательности, я смогла добиться представленного результата (Приложение II).

Таким образом, работая над проектом, я освоила новую технику - гильоширование. Возможности гильоширования очень широки. С помощью горячей иглы можно создавать великолепные изделия с применением аппликации: салфетки, декоративные панно, закладки для книг, открытки, записные книжки, а кроме того кружевные изделия в стиле ришелье: воротники, шарфики и т. д.

Главное - это творить, работать, проявлять свою фантазию и выдумку, а отточенность техники придет со временем.

Сюжеты из каталогов, альбомов по народной вышивке, забавные рисунки из детских книг-раскрасок, с поздравительных открыток, а также свои собственные эскизы могут служить рабочим материалом для изготовления эскизов к изделиям в технике гильоширования. Техника выжигания по ткани (гильоширование) позволяет изготовить множество изделий для украшения интерьера, можно использовать эту технику при дизайне одежды, создании новогодних костюмов, игрушек, украшений для волос и одежды. Свою работу, панно «Моя Югра», я хочу отдать в школьный музей. Также её можно использовать на уроках географии, при изучении нашего округа. Не старайтесь копировать переведенный рисунок - его уже создали до вас. Внесите частичку своего «я» в эскиз, и тогда работа получится с изюминкой.

Приложение I

























Приложение II





Приложение III



© 2010-2022