Дополнительная образовательная программа ТО Радуга (мягкая игрушка)

Современный рынок предлагает огромное множество различных мягких игрушек, изделий для оформления интерьера. Многие люди стремятся украсить свой дом, быт изделиями из текстиля, но такие вещи лишены индивидуальности. Данная программа предполагает дать учащимся теоретические знания и практические навыки по изготовлению разнообразных изделий из ткани, мягких игрушек, которые будут неповторимы, будут нести радость и создавать уют в доме; а также способствовать профессиональному самоопределению учащи...
Раздел Технология
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


МБОУ «Малинская средняя общеобразовательная школа»





«СОГЛАСОВАНО»

зам. директора по ВР

___________/Тюхтенкова Л.О./

«__»____________2014 г.




Направленность: художественная


Дополнительная образовательная программа

Творческого объединения

«Радуга»






Срок реализации: 2 года

Возраст детей: 11-15 лет





Учитель технологии

Логвинова О.Н.









Малино 2014


Пояснительная записка

Программа объединения разработана на 2 года обучения для детей 12-15 лет.

Направленность программы: художественная.

Едва ребенок начинает познавать окружающий мир, игрушка становится его спутником, помощником и учителем. Игра и игрушка - не только забава и развлечение, это и способ творческого самовыражения ребенка, приобретение реальных жизненных навыков.

Когда ребенок подрастает, мы часто начинаем разграничивать игру и труд, тем самым невольно утверждая в сознании ребенка, что игра - занятие приятное, интересное и легкое, но не важное, а труд - дело серьезное, нужное, но подчас скучное и тяжелое. Как же сохранить единство труда и игры, труда и творчества?

Один из возможных способов - создание игрушек - самоделок. Это занятие исключительно творческое, способное пробуждать и развивать детскую фантазию. Подбор тканей, ниток, подготовка выкроек, создание самого изделия - занятие увлекательное. Оно способствует не только привитию, совершенствованию определенных трудовых навыков и умений, но и развитию творческих способностей детей, их художественного вкуса, приучает к аккуратности, усидчивости в работе.

Цели:

освоение знаний, основ культуры созидательного труда, представлений о мировой и русской культуре на основе включения учащихся в разнообразные виды трудовой деятельности по созданию личностно или общественно значимых проектов;

овладение общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для поиска и использования технологической информации, проектирования и создания продуктов труда, самостоятельного и осознанного определения своих жизненных и профессиональных планов; безопасными приемами труда;

развитие познавательных интересов, технического мышления, пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей;

воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности, уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда;

получение опыта применения политехнических и технологических знаний и умений в самостоятельной практической деятельности, способствовать профессиональному самоопределению учащихся

Задачи:

- создать условия для социального, культурного и профессионального
самоопределения детей;

  • дать детям основы теоретических знаний и практических навыков по изготовлению изделий из текстиля;

  • развить эстетический вкус через приобщение к мировой и отечественной культуре;

- выработать ценностное отношение к труду.

Актуальность программы

Современный рынок предлагает огромное множество различных мягких игрушек, изделий для оформления интерьера. Многие люди стремятся украсить свой дом, быт изделиями из текстиля, но такие вещи лишены индивидуальности.

Данная программа предполагает дать учащимся теоретические знания и практические навыки по изготовлению разнообразных изделий из ткани, мягких игрушек, которые будут неповторимы, будут нести радость и создавать уют в доме; а также способствовать профессиональному самоопределению учащихся.

В ходе освоения материалов курса учащиеся смогут принять участие в оформлении интерьера дома и в школе, участвовать в выставках и проектах. Дети будут заниматься общественно-полезным, значимым для них делом, почувствуют свою ответственность и увидят результаты труда.

В результате изучения программы учащиеся овладевают безопасными приемами труда с использованием инструментов и швейных машин, специальными и общетехническими знаниями и умениями в области изготовления мягких игрушек, познакомятся с основными профессиями, связанными с рукоделием, текстильным производством. В то же время осуществляется развитие их технического и художественного мышления, творческих способностей личности, формируется экологическое мировоззрение, навыки делового общения.

Новизна программы

Основная цель программы творческого объединения «Радуга» - сформировать у учащихся знания и умения выполнять задуманное изделие от эскиза до детального воплощения в материале, что пригодится им в дальнейшей жизни. Пройдя курс обучения, дети смогут создавать своими руками сувениры и игрушки, оформлять интерьер, что подготовит их к конкуренции на рынке труда и профессий, т.к. они смогут поставлять на рынок товаров и услуг уникальный продукт.

Программа включает в себя: историю народной игрушки, материаловедение, организацию труда, приемы создания выкроек игрушек, способы изготовления игрушек, использование игрушек для оформления интерьера, изготовление сувениров.

Содержание программы строится с учетом преемственности в изучении основ народного и декоративно-прикладного искусства, изобразительного искусства, технологии, истории, литературы и т.д.

Реализация программы предполагает личностно ориентированный подход к учащимся: учет их возможностей, интересов, развитие творческой самостоятельности при выполнении работ.

Особенностью программы является системный подход к обучению работе с текстилем, постепенное наращивание сложности выполняемых изделий с обучением всем тонкостям технологического процесса.

Программа адресована детям в возрасте 12-15 лет и рассчитана на 2 года. Обучение построено по принципу соединения теории с практикой; воплощения творческих идей воспитанников (выполнение индивидуальных творческих работ).

Формы и режим занятий

Количество детей в группе - до 15 человек. Программой предусмотрены групповые, подгрупповые и индивидуальные занятия.

Занятия проходят в приспособленном для занятий помещении на базе МБОУ «Малинская средняя общеобразовательная школа», по адресу: п. Малино, ул. Школьная, 10

Режим работы: 1 раз в неделю по 2 часа

Формы и методы обучения в творческом объединении

Основной формой обучения является учебно-практическая деятельность учащихся.

Приоритетными методами являются упражнения, учебно-практические работы, творческие проекты.

Ожидаемые результаты и способы их проверки

В конце 1 года обучения дети должны уметь подбирать цветовые сочетания, материал; составлять инструкционную карту по изготовлению игрушек из шариков, плоских игрушек и игрушек-подушек и, соблюдая технологию, шить такие изделия; выполнять творческий проект.

В конце 2-ого года обучения дети должны уметь выполнять эскизы и выкройки объёмных мягких игрушек, игрушек на каркасе; разрабатывать технологическую документацию, организовывать трудовой процесс, рабочее место; выполнять творческие проекты.

Эффективность результатов реализации программы.

К концу обучения дети умеют занять свое свободное время общественно-полезной творческой деятельностью. Труд становится осознанной необходимостью. Проявляется аккуратность в действиях и внешняя опрятность.

Формы подведения итогов реализации дополнительной

образовательной программы:

защита самостоятельно выполненных проектов; участие в выставках, конкурсах, мастер - классах, фестивалях различного статуса

Основное содержание.

1-й год обучения


Вводное занятие. Техника безопасности (2 ч)

Основные теоретические сведения. Общие сведения о курсе. Общие сведения о технике безопасности поведения в кабинете.

Цветоведение (2 ч)

Основные теоретические сведения. Цветовой круг, цветовые сочетания, парная гармония, гармония триады. Профессии: художник-декоратор, художник по костюму, художник по ткани.

Практические работы. Таблица сочетаемости цветов

Материаловедение (2 ч)

Основные теоретические сведения. Технология изготовления тканей из натуральных и искусственных волокон. Профессии: ткачиха, прядильщица и др.

Практические работы. Составление коллекции тканей


История народной куклы (10)

Основные теоретические сведения. История народных ремесел. История народного костюма. История народной куклы, виды кукол, технология изготовления. Техника безопасности при работе ножницами, иглой.

Практические работы. Выполнение куклы-скалки, Кувады, Крупенички. Творческой работы «Ангел».


Игрушки из шариков (18)

Основные теоретические сведения. Приемы выполнения игрушек на стяжке. Составление инструкционной карты.

Практические работы. Выполнение игрушек из шариков, декорирование.

Творческая работа. Игрушки-фантазии (10 ч)

Основные теоретические сведения. Этапы работы над проектом. «Мозговой штурм». Практические работы. Выполнение и защита проекта

Плоские игрушки (20 ч)

Основные теоретические сведения. Декоративная и утилитарная функция игрушки. Технология изготовления плоской игрушки. Составление инструкционной карты.

Практические работы. Выполнение эскиза, выкроек, изготовление игрушки.

Игрушки-подушки (14 ч)

Основные теоретические сведения. Особенности изготовления игрушки-подушки. Декоративное и утилитарное назначение игрушки.

Практические работы выполнение эскиза, выкроек, изготовление игрушки-подушки.

В конце первого года обучения учащиеся должны знать:

  • основы цветоведения;

  • историю народной куклы;

  • свойства различных материалов;

  • основные приемы выполнения эскиза, выкройки игрушки;

  • правила техники безопасности при работе колющими и режущими инструментами;

  • этапы работы над проектом.

Учащиеся должны уметь:

- подбирать цветовые сочетания;

  • выполнять эскизы и выкройки мягких игрушек;

  • выполнять игрушки, соблюдая технологию изготовления;

  • составлять инструкционные карты;

  • организовывать трудовой процесс, рабочее место;

  • пользоваться ручным инструментом и швейной машиной;

2-й год обучения


Вводное занятие. Техника безопасности (2 ч)

Основные теоретические сведения. Общие сведения о программе 2-го года обучения. Общие сведения о технике безопасности поведения в кабинете.

Объёмные игрушки. (6 ч)

Основные теоретические сведения. Особенности конструкции объёмных игрушек. Увеличение и уменьшение выкроек. Разнообразие конструктивных решений.

Практические работы. Увеличение и уменьшение выкроек с помощь пантографа.

Игрушка-птица. (12 ч)

Основные теоретические сведения. Технология изготовления объёмной игрушки-птицы. Составление инструкционной карты.

Практические работы. Выполнение эскиза, выкроек. Изготовление игрушки.

Игрушки-зверьки. (14)

Основные теоретические сведения. Технология изготовления объёмной игрушки-зверька. Составление инструкционной карты.

Практические работы. Выполнение эскиза, выкройки. Изготовление игрушки.


Объемная игрушка на каркасе (16)

Основные теоретические сведения. Приемы выполнения игрушек на каркасе. Технология изготовления игрушки на каркасе.

Практические работы. Выполнение игрушек на каркасе.

Игрушка-сумочка, рюкзак. Творческая работа (10 ч)

Основные теоретические сведения. Этапы работы над проектом. Декоративная и утилитарная функция игрушки. Технология изготовления сумки, рюкзака. Варианты декора.

Практические работы. Выполнение и защита проекта

Творческий проект. Авторская игрушка (20 ч)

Основные теоретические сведения. Понятие об авторской игрушке. Составление инструкционной карты.

Практические работы. Выполнение эскиза, выкроек, изготовление игрушки. Защита проекта.


В конце второго года обучения учащиеся должны знать:

  • приёмы изготовления объёмной игрушки ;

  • основные приемы выполнения эскиза, выкройки объёмной игрушки;

  • правила техники безопасности при работе колющими и режущими инструментами;

  • алгоритм работы над авторской игрушкой;

  • этапы работы над проектом.

Учащиеся должны уметь:

- разрабатывать технологическую документацию;

  • выполнять эскизы и выкройки объёмных мягких игрушек;

  • выполнять игрушки на каркасе, соблюдая технологию изготовления;

  • составлять инструкционные карты;

  • организовывать трудовой процесс, рабочее место;

  • пользоваться ручным инструментом и швейной машиной;








Примерный календарно-тематический план

1-й год обучения


Тема

Общее кол-во часов

В том числе

Форма занятия

Контроль

Дата

Теор

Практ.

1.

Вводное занятие.

Техника безопасности.

2

2

беседа

2

Цветоведение

Профессии

2

1

1

Беседа, пр.р

Проверка эскизов

3

Материаловедение

Профессии

2

1

1

Беседа, пр.р.

Коллекция тканей

История народной куклы

10


4

История народной куклы

2

1

1

Беседа.

Практическая

работа

5

Куклы-закрутки

2

2

Практическая

работа.

6

Кукла-столбушка

2

2

Практическая

работа

7

Кукла-крупеничка

2

2

Практическая

работа

8

Творческая работа

«Ангел»

2

2

Практическая

работа

Выставка работ

Игрушки из шариков

18


9

Игрушки из шариков

2

«Мозговой штурм»

10

Особенности кроя

2

1

1

Беседа.

Практическая

работа

11

Выполнение эскизов игрушек-игольниц

2

2

Практическая

работа

12

Подбор ткани, выполнение выкроек

2

2

Практическая

работа

13

Выполнение игольниц, декорирование

2

2

Практическая

работа


14

Игрушка «Гном»

2

2

Практическая

работа

15

Выполнение эскиза, выкроек

2

2

Практическая

работа

16

Изготовление основных деталей

2

2

Практическая работа

17

Сборка игрушки, декорирование

2

2

Практическая работа

Выставка работ

Творческая работа

Игрушки-фантазии

10


18

Самостоятельная работа с литературой

2

2

«мозговой штурм»

19

Выполнение эскиза, выкроек, инст карты

2

2

Практическая работа

20

Изготовление игрушки

2

2

Практическая работа

21

Изготовление игрушки, декор.

2

Практическая работа

22

Защита проекта

2

2

Выставка работ


Плоские игрушки

20


23

Декоративная и утилитарная функция игрушек

2

2

беседа

24

Плоские игрушки с карманами

2

2

«мозговой штурм»

25

Выполнение эскиза, подбор материала

2

1

1

Беседа, пр.работа

26

Выполнение основы игрушки

2

2

Практическая работа

27

Изготовление деталей

2

2

Практическая работа

28

Сборка изделия Декорирование

2

2

Практическая работа

Выставка работ

Игрушки-подушки

14


29

Особенности игрушек-подушек

2

2

Беседа, работа с литературой

30

Выполнение эскиза,

Подбор материала

2

2

Практическая работа

31

Выполнение основы игрушки-подушки

2

2

Практическая работа

32

Выполнение выкроек

2

2

Практическая работа

33

Изготовление деталей

2

2

Практическая работа

34

Изготовление чехла

2

2

Практическая работа

35

Сборка и отделка игрушки

2

2

Практическая работа

Выставка работ

36

Подведение итогов года

2

2

Беседа

Выставка работ

Итого

72

21

51



Примерный календарно-тематический план

2-й год обучения


Тема

Общее кол-во часов

В том числе

Форма занятия

Контроль

Дата

Теор.

Практ.

1.

Вводное занятие.

Техника безопасности

2

2

Беседа


Объёмные игрушки.

6



2.

Объёмные игрушки

2

2

Беседа

3.

Разнообразие конструктивных решений

2

2

Беседа

4.

Увеличение и уменьшение выкроек

2

2

Беседа.


Игрушка-птица.

12


5.

Выполнение эскиза

2

1

1

Практическая

работа

6.

Подбор ткани

2

2

Практическая

работа.

7.

Построение выкройки Особенности кроя.

2

2

Практическая

работа.

8.

Выполнение основных деталей игрушки.

2

2

Практическая

работа.

9.

Выполнение мелких деталей.

2

2

Практическая

работа.

10.

Сборка игрушки, отделка.

2

2

Практическая

работа.

Выставка работ


Игрушки-зверьки

14



11.

Выполнение эскиза

2

1

1

Беседа.

Практическая

работа

12.

Подбор ткани, материалов

2

2

Практическая

работа.

13.

Особенности кроя.

Построение выкройки

2

2

Практическая

работа.

14.

Выполнение основных деталей.

2

2

Практическая

работа.

15.

Выполнение основных деталей.

2

2

Практическая

работа.

16.

Выполнение мелких деталей.

2

2

Практическая

работа.

17.

Сборка изделия. Отделка.

2

2

Практическая

работа.

Выставка работ


Объемная игрушка на каркасе

16


18.

Подготовка эскиза игрушки на каркасе.

2

1

1

Беседа

Практическая

работа.

19

Особенности изготовления каркаса.

2

2

Практическая

работа.

20

Подбор материалов.

2

2

Практическая

работа.

21

Построение выкройки

2

2

Практическая

работа.

22.

Выполнение основных деталей.

2

2

Практическая

работа.

23.

Выполнение каркаса, набивка.

2

2

Практическая

работа.

24.

Выполнение деталей.

2

2

Практическая

работа.

25.

Сборка, отделка изделия.

2

2

Практическая

работа.

Выставка работ

Игрушка-сумочка, рюкзак.

Творческая работа

10


26.

Этапы работы

Выполнение эскиза.

2

1

1

Беседа

Практическая

работа.

27

Подбор материала.

2

2

Практическая

работа.

28.

Подготовка выкроек

2

2

Практическая

работа.

29.

Выполнение изделия.

2

2

Практическая

работа.

30

Сборка изделия, отделка.

2

2

Практическая

работа.


Творческий проект

Авторская игрушка

12


31.

Понятие «авторская игрушка»

2

2

«мозговой штурм»



Список литературы

  1. Алексеева А.Н. Древняя Русь в образах. Рязань: Ринг, 2000

  2. Глебушкин С. Русский традиционный женский костюм. Рязань, 2005

  3. Гнедич П.П. Всемирная история искусств. М.: Современник, 1996.

  4. Егорова Р.И., Монастырская В.П. Учись шить. М.: Просвещение, 1988

  5. Журавкина И. Ткани. М.: Эксмо, 2003

  6. Ковалева О.И. Мягкая игрушка. М.: АСТ-ПРЕСС, 2007

  7. Коммиссаржевский Ф.Ф. История костюма. М.: АСТ, 2005.

  8. Лаврентьева Л.С. Смирнов Ю.И. Культура русского народа. С.-П.: Паритет, 2004

  9. Максимова М.В., Кузьмина М.А. Лоскутки. М.: ЭКСМО-Пресс, 1998

  10. Нагель О.И. Художественное лоскутное шитье. М.:Школьная пресса, 2004

  11. Некрасова М. А. Народное искусство России. М.: Советская Россия, 1983

  12. Переверзев Л.Б. Проектный подход и требования к учителю. М.: Школа-Пресс, 2002

  13. Терешкович Т.А. Словарь моды. Минск.: Хэлтон, 1999.

  14. Школа и производство. Журнал. М.: Школьная пресса, 2004- 2008 гг.

  15. Энциклопедия для детей. М.: Аванта, 2004.

  16. Юкина Л.Ж. Куклы. М.: АСТ-ПРЕСС, 2001


© 2010-2022