Программа ВЫЖИГАНИЕ ПО ДЕРЕВУ

Раздел Технология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Управление образования администрации Мариинского

муниципального района

муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования «Дом детского творчества»


Рассмотрено на заседании Утверждена

педагогического Совета приказом МБОУ ДО «ДДТ»

протокол №_______ от «____»___________2015г. №___

от «___»__________2015г. Директор __________И.А. Василеня


Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности

по обучению работе с деревом «Выжигание по дереву»


Возраст учащихся 7-11 лет

Срок реализации - 2 года

Количество часов -

1 год обучения- 216 ч.

2 год обучения -216 ч.

Итого: 432 ч.

Автор - составитель-

Хаванская Елена Владимировна педагог дополнительного образования









Мариинск

2015

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА к дополнительной общеразвивающей программе «Выжигание по дереву»

Программа «Выжигание по дереву» имеет художественную направленность и разработана на основе программы «Выжигание по дереву», допущенной МО и науки РФ 2005 года выпуска - автор В. В. Панченко.

Программа «Выжигание по дереву» оформлена в соответствии с письмом Министерства образования и науки РФ от 11.12.2006 года № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей» Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам от 29.08.2013 года №1008 и реализуется в творческом объединении «Выжигание» МБОУ ДО «Дома детского творчества».

Отличительной особенностью данной программы является то, что она модифицированная, адаптирована к условиям воспитательно-образовательного процесса творческого объединения «Выжигание». В программу внесены разделы «Декоративно-прикладное искусство» и «Роль красок в искусстве выжигания» с целью знакомства с историей возникновения народного промысла, обогащения духовной жизни обучающихся, развития фантазии творческих способностей учащихся.

Народное искусство - огромный мир духовного опыта народа, историческая основа, на которой развивается духовная и материальная культура нации. Народные умельцы накопили огромный опыт создания красивых деревянных изделий, украшенных разнообразными рисунками. В любом местном краеведческом музее можно увидеть предметы домашнего обихода, хозяйственный инвентарь, игрушки, не только мастерски сделанные, но и прекрасно декоративно украшенные. Для отделки изделий из древесины, кроме художественного выпиливания и резьбы, раскрашивания, лакировки, полировки, народные умельцы широко применяют выжигание. Нередко различные способы отделки изделий применяются в различной комбинации друг с другом. Так, например, очень часто выпиливание объединяется с выжиганием для создания необыкновенного декоративного эффекта. Иногда выпиливание и выжигание дополняют еще и раскрашиванием. Актуальность программы обусловлена тем, что приобщение учащихся к обучению народным ремеслом, - в частности, выжиганию по дереву - предполагает решение проблемы культурной преемственности, способствует формированию духовного мира учащихся, самостоятельности мышления эстетического, художественного и нравственного воспитания средствами народного искусства.

Программа «Выжигание по дереву» ориентирована на применение широкого комплекса по целевой установке - знания не только усваиваются учащимися, но и активно используются в их жизнедеятельности.

Выжигание по дереву открывает простор для организации проектной деятельности.

Выжигание - один из самых распространенных видов декоративно-прикладного искусства среди школьников.

Обучение мастерству выжигания по дереву, включенное в воспитательно-образовательный процесс дополнительного образования, может быть эффективным при реализации следующих условий:

- выжигание по дереву рассматривается как один из компонентов эстетического воспитания, заключающийся в формировании личностной ориентации учащихся, в нравственно-эстетической оценке действительности и народного искусства;

- приемы и методы обучения применяются с учетом возрастных особенностей, индивидуальных качеств учащихся;

- обучение должно соответствовать характеру учебно-воспитательных задач, учебному времени, отведенному программой, быть посильным для учащихся, располагать творческим поиском, соответствовать требованиям эстетики.

Целью данной программы является создание условий для духовного и нравственного развития личности каждого учащегося, их приобщение к традициям декоративно-прикладного творчества и раскрытия его творческого потенциала посредством освоения техники выжигания по дереву.

Исходя из поставленной цели, определены пути её достижения через решение следующих задач:

Образовательные: - научить учащихся приемам и технике выжигания по дереву; - познакомить с видами декоративно - прикладного искусства; - дать основы законов цветоведения; - формировать мотивацию к самостоятельной творческой деятельности; - формировать предпосылки основных видов универсальных учебных действий (УУД): личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных;

Воспитательные: - воспитывать бережное отношение к оборудованию и материалам, используемым в работе; - формировать трудолюбие, внимание, доброжелательное отношение к окружающим, терпимость к чужому мнению, культуру поведения и общения в коллективе; - приобщать детей к истокам русской народной культуры, народному декоративно-прикладному творчеству; - формировать художественный вкус.

Развивающие: - развивать творческую активность учащегося; - развитие образного мышления, эстетического вкуса и чувства прекрасного; - развивать умения понимать и ценить народные традиции, красоту и богатство родного края; - раскрытие индивидуальных способностей.

Продолжительность реализации программы: дополнительная общеразвивающая программа дополнительного образования «Выжигание по дереву» предназначена для учащихся 7-11 лет, рассчитана на 2 года обучения и включает 2 этапа: практический и творческий.

Практический этап длится 1 год и рассчитан на учащихся от 7 лет. В это время решаются следующие задачи:

1.Научить детей эффективному способу художественной обработки древесины - выжиганию.

2. Изучить приемы технического процесса.

3. Овладеть основами техники выжигания.

4. Освоить технологию росписи.

Учащиеся овладевают практическими знаниями и умениями выжигания по дереву, самостоятельно изготавливают несложные художественные изделия и по окончании обучения выполняют и защищают творческий проект и предоставляют работы на итоговую выставку.

Творческий этап длится 1 год и рассчитан на учащихся до 11 лет. Этап решает задачи развития и формирования творческого потенциала: самостоятельное выполнение работ по собственным эскизам, проектам, участие в профессиональных, творческих конкурсах, выставках.

В группу первого года обучения набираются учащиеся 7-8 лет или 9-10 лет. Срок реализации программы - 2 года. Младшая группа первого года обучения завершает освоение программы в 9-10 лет, а старшая группа первого года обучения завершает освоение программы в 10-11 лет.

Форма организации процесса обучения: занятия организуются в учебных группах, сформированных с учётом возрастных особенностей и уровнем первоначальных знаний и умений учащихся. Количество учащихся в группах первого года обучения: 15 человек. Количество учащихся в группах второго года обучения: 15 человек. Занятия по данной программе состоят из теоретической и практической частей, причем 80% учебного времени занимает практическая часть. Непосредственно само занятие включает в себя организационную, теоретическую и практическую части. Организационная часть обеспечивает наличие всех необходимых для работы материалов и иллюстраций. Теоретическая часть занятий максимально компактна, включает в себя необходимую информацию о теме и предмете знания.

После завершения срока освоения программного материала по данной направленности учащиеся могут использовать свои знания и умения в общеобразовательной школе при изучении предметов «Технология» и «Изобразительное искусство».

Воспитательно-образовательный процесс строится в соответствии с возрастными, психологическими возможностями и особенностями учащихся, что предполагает возможную необходимую коррекцию времени и режима занятий. Занятия строятся с учетом скорости усвоения учащимися специальных навыков и умений. При необходимости проводятся дополнительные упражнения для отработки этих навыков.

Каждая группа состоит в основном из девочек и мальчиков разного возраста, поэтому занятия строятся по принципу сотрудничества и сотворчества.

Форма занятий: групповые занятия, совместная творческая деятельность - коллективные работы, разработка проектов.

Режим занятий: занятия организуются 2 раза в неделю. Устанавливается режим расписания.

- Установленная недельная учебная нагрузка первого года обучения - 6 ч.;

- Установленная недельная учебная нагрузка второго года обучения - 6 ч.;

- Установленная продолжительность одного занятия - 45 минут;

- Установленная продолжительность времени отдыха между занятиями - 5-10 мин.

В форме и режиме занятий программа состоит из двух образовательных блоков: теория и практика. Изучение учебного материала каждого тематического раздела предусматривает не только усвоение теоретических знаний, но и формирование деятельности - практического опыта.

В основе практической работы лежит выполнение творческих заданий по созданию авторских моделей лоскутной мозаики.

Процесс обучения состоит по принципу «от простого к сложному».

Для того чтобы работы, выполняемые учащимися, были неповторимыми, не смотрелись изделиями серийного производства, необходима работа с каждым учащимся. В практике используются различные формы занятий: встреча, выставка, игра, конкурс, круглый стол, лекция, мастер - класс, праздник, творческая мастерская, тренинг, экскурсия, ярмарка.

Чрезвычайно важен эмоциональный фон учебно-творческой деятельности. Чувство эмоционального подъема стимулируется использованием различных видов и форм коллективной работы. Совместная работа позволяет вовлечь всех учащихся в процесс творчества. Коллективное творчество по созданию декоративно-прикладного изделия предполагает включенность каждого участника процесса на каждом этапе работы, от замысла до последнего штриха. Особое значение имеет коллективное обсуждение позволяющее повысить интеллектуальный уровень творческой группы.

Ожидаемые результаты и их способы проверки.

Ожидаемые результаты апробации общеразвивающей программы заключаются в формировании у учащихся предпосылок УУД.

Предпосылками личностных УУД являются:

  • умение осознавать свои возможности, умения, качества, переживания;

  • умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами и моральными нормами;

  • умение ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях;

  • формирование познавательной и социальной мотивации;

  • формирование адекватной самооценки;

  • формирование умения прийти на помощь другу, герою сказки и т.п.;

  • формирование способности учитывать чужую точку зрения;

  • воспитывать нравственные ориентиры (любовь к близким, малой родине, уважение к старшим, бережное отношение ко всему живому и т.п.)

Предпосылками регулятивных УУД являются:

  • умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу;

  • умение сохранять заданную цель;

  • умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию взрослого;

  • умение планировать свое действие в соответствии с конкретной задачей;

  • умение контролировать свою деятельность по результату;

  • умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника;

  • умение работать по инструкции взрослого;

  • умение удерживать задачу на протяжении всего времени выполнения задания;

  • готовность выбирать для себя род занятий из предложенных на выбор;

  • умение удерживать внимание, слушая короткий текст, который читает взрослый, или рассматривая репродукцию;

  • умение правильно держать орудия письма и инструменты (карандаш, ручка, рамка, лупа, игла, роликовый нож, подложка, пинцет, ножницы разного назначения, сантиметр и т.п.) - сформированность мелкой моторики рук.

Предпосылками познавательных УУД являются:


  • навыки сформированности сенсорных эталонов;

  • ориентировка в пространстве и времени;

  • умение применять правила и пользоваться инструкциями;

  • умение (при помощи взрослого) создавать алгоритмы действий при решении поставленных задач;

  • умение узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности.

  • умение осуществлять классификацию и сериацию на конкретном предметном материале;

  • умение выделять существенные признаки объектов;

  • умение устанавливать аналогии на предметном материале;

  • умение моделировать (выделять и обобщенно фиксировать существенные признаки объектов с целью решения конкретных задач.);

  • умение производить знаково-символические действия, кодирование, декодирование предметов;

  • умение производить анализ и синтез объектов;

  • умение устанавливать причинно-следственные связи.

  • ориентировка в пространстве и времени;

  • умение применять правила и пользоваться инструкциями;

  • умение ориентироваться в книге;

  • умение листать книгу вперёд-назад с определённой целью;

  • умение находить нужную страницу;

  • умение ориентироваться по условным обозначениям в книге;

  • умение работать по иллюстрации (рассмотрение иллюстрации с разными задачами: оценка смысла всей иллюстрации или её части, поиск нужных частей иллюстрации, нужных героев, предметов и т.п.);

  • умение пользоваться электровыжигателем (пирографом), применение знаний способов и различных техник выжигания по дереву,

  • умение использовать дополнительные приспособления, применение различных приемов оформления изделий.

Коммуникативные УУД

  • Умение устанавливать контакты со сверстниками и взрослыми;

  • Умение взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми;

  • Умение организовывать совместную деятельность в парах, в подгруппе и в коллективе;

  • Умение вести монолог, отвечать на вопросы;

  • Владение невербальными средствами общения.

Предпосылками коммуникативных УУД являются:

  • потребность ребенка в общении с взрослыми и сверстниками;

  • владение определенными вербальными и невербальными средствами общения;

  • строить монологичное высказывание и диалоговую речь;

  • желательно эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества;

  • ориентация на партнера по общению;

  • умение слушать собеседника.

  • умение ставить вопросы; обращаться за помощью;

  • предлагать помощь и сотрудничество;

  • договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.

  • формулировать собственное мнение и позицию;

  • строить понятные для партнёра высказывания;



Виды заданий для формирования универсальных учебных действий

Для формирования предпосылок личностных УУД используются следующие задания:

  • участие в обсуждениях, рассуждениях, спорах - во время обсуждений, рассуждений и споров учащиеся учатся аргументировать и отстаивать свою точку зрения;

  • подведение промежуточных итогов и итогов занятия - во время подведения итогов у учащихся происходит осмысление полученных знаний и опыта;

  • творческие задания - повышают интерес к процессу познания, изучения нового материала;

  • самооценка - учащимся предлагается оценить свою работу, свои достижения на занятии, а также может быть предложено, оценить работу других учащихся.

Ожидаемые результаты:

За первый год обучения по данной программе учащиеся должны:

  • Открыть для себя нравственные и эстетические ценности, которые порождены ритмом ежегодного круговорота в жизни природы и человека;

  • Научиться понимать свою причастность к вечному циклическому движению природы и бережно относится к ней;

  • Научиться понимать значимость и возможности коллектива и свою ответственность перед ним;

  • Знать правила по технике безопасности;

  • Научиться правильно подготавливать деревянные заготовки к работе;

  • Получить навыки при работе с электровыжигателем;

  • Овладеть техниками и приемами выжигания по дереву;

  • Знать основы цветоведения, композиции, подбора и применения инструментов и приспособлений для художественно-творческих работ;

  • самостоятельно выполнять несложные изделия;

  • экономно расходовать материалы и электроэнергию;

  • бережно обращаться с инструментами, оборудованием, приспособлениями.


За второй год обучения по данной программе дети должны:


  • Открыть идеалы красоты и добра, заключенные в образе традиционного Дома и семьи, в круге событий человеческой жизни;

  • Овладеть культурой общения со сверстниками и с взрослыми, культурой речи;

  • Научиться понимать необходимость добросовестного отношения к общественно-полезному труд и к учебе;

  • Подбирать приемы и техники для выполнения работ средней и высокой сложности;

  • Находить и видеть необычные материалы для выжигания в окружающей среде;

  • Научиться самостоятельно подбирать материал для работы, технику выполнения, составлять зарисовки эскизов, узоров;

  • Проводить окончательную обработку изделия и оформлять в рамку;

  • Самостоятельно применять и развивать профессиональные навыки в области искусства выжигание по дереву.

Способы определения результативности

К числу важнейших элементов работы по данной программе относится отслеживание результатов. Способы и методика определения результативности воспитательного-образовательного процесса разнообразны и направлены на определение степени развития творческих способностей каждого учащегося, сформированности его личных качеств (любовь и уважение к Родине, бережное сохранение и продолжение традиций своего народа, умение общаться со взрослыми и сверстниками, в дальнейшем развитие профессиональных умений и навыков и т.д.).

На протяжении всего воспитательно-образовательного процесса предполагается проводить следующие виды контроля знаний:

  • Беседа в форме «вопрос-ответ», с ориентацией на сопоставление, сравнение, выявление общего и особенного. Такой вид контроля развивает мышление учащегося, умение общаться, выявляет устойчивость его внимания. Опрос проводится доброжелательно и тактично, что позволяет снимать индивидуальные зажимы у учащихся, обеспечивает их эмоциональное благополучие.

  • Беседы и лекции с элементами викторины или конкурса, позволяющие повысить интерес учащихся и обеспечить дух соревнования.

  • После нескольких пройденных тем предусматриваются занятия по повторению пройденного с выставкой и обсуждением сделанных работ. Обычно эти занятия приурочиваются к очередному календарному празднику, что дает возможность оценивать работы всему коллективу.

  • Основной формой подведения итогов обучения является участие учащихся коллектива в районных, городских, всероссийских и международных выставках и фестивалях.

  • Для отслеживания результативности образовательного процесса используются следующие виды контроля:

- начальный контроль (сентябрь)

- текущий контроль (в течение всего учебного года);

- промежуточный контроль (январь);

- итоговый контроль (май).

При реализации дополнительной образовательной программы «Выжигание» возможны изменения, дополнения в подборе тем, разделов изменения количества часов на изучение темы в зависимости от желания, интересов учащихся, учебной нагрузки педагогов.



















Учебно-тематический план первого года обучения

Раздел, тема

Теория

Практика

Всего

I

Вводное занятие.

3

-

3

II

Роль красок в искусстве Выжигания



3



6



9

III

3.1

3.2

3.3

3.4

Древесные материалы.

Основные породы деревьев.

Изготовление и обработка фанеры.

Свойства материала.

Разметка рисунка.



3

3

3

-



-

-

-

3

12

3

3

3

3

IV

Электричество и электроприборы.

3

-

3

V

5.1



5.2

5.3

5.4

5.5

5.6

5.7

5.8

Выжигание по дереву.

История возникновения выжигания по дереву.

Основные приёмы выжигания.

Тонировка древесины.

Штриховка древесины.

Основные узоры.

Техника создания силуэта.

Наложение тонов.

Участие в конкурсах, выставках.





3

2

-

-

-

-

-

-



-

4

6

6

6

15

6

12

63



3

6

6

9

6

15

6

12


VI



6.1

6.2

6.3

Декоративно-прикладное искусство:

Хохлома.

Городецкая роспись.

Матрёшка (выполнение сувенира).





3

-

-





6

9

9

27

9

9

9

VII

7.1

7.2

7.3

7.4

7.5

7.6



7.7

7.8


Творческая деятельность:

«Герои любимых сказок»

«Зимние забавы»

«Весёлый цирк»

«Любимые игрушки»

«Автомобиль моей мечты»

«Растительный мир родного края»

«Звери и птицы»

«Праздничные даты России»



-

-

-

-

-

-



-

-



12

12

12

12

12

12



12

12

96

12

12

12

12

12

12



12

12

VIII

Итоговое занятие.

3

-

3


Всего

30

186

216

Краткое содержание образовательной программы

первого года обучения

Раздел I. Вводное занятие - 3 часа. Встреча с учащимися, знакомство с кабинетом, оборудованием, правилами внутреннего распорядка. Экскурсия по Дому детского творчества №1. Знакомство с расписанием работы творческого объединения, целями и задачами на учебный год. Инструкция по технике безопасности. Инструменты и материалы, необходимые для занятий. Начальная диагностика ЗУН учащихся, собеседование.

Раздел II. Роль красок в искусстве выжигания - 9 часов. Краткие сведения по цветоведению. Спектр цветов. Основные, дополнительные цвета. Демонстрация образцов с использованием красок. Беседа о роли красок для выжженного рисунка. Приемы кистевой росписи. Представление о цветовых сочетаниях. Смешивание красок.

Раздел III. Древесные материалы - 12 часов. Лес и художественное творчество. Основные породы деревьев лиственных, хвойных. Знакомство с типами древесины, материалом для выжигания. Способы зачистки краёв фанеры. Тщательная шлифовка деревянной поверхности заготовки до чистого гладкого состояния при помощи наждачной бумаги.

Раздел IV. Электричество и электроприборы - 3 часа. Краткая беседа об электрических приборах и опасности тока. Правильное его использование. Инструктаж техники безопасности. Показ процесса выжигания. Пробное выжигание.

Раздел V. Выжигание по дереву - 63 часа. История возникновения выжигания по дереву. Основные приёмы выжигания: зажёги, штриховка, прямолинейное выжигание. Перевод заданного образца на лист бумаги с помощью копировальной бумаги. Перенесение рисунка на деревянную поверхность через копировальную бумагу. Тонировка древесины. Штриховка древесины. Основные узоры. Выполнение обычного и негативного силуэта. Наложение тонов. Практические задания по всем темам раздела.

Раздел VI. Декоративно-прикладное искусство - 27 часов. Знакомство с видами декоративно-прикладного искусства. Хохлома: демонстрация образцов хохломской росписи, история развития, техника, характерные приёмы росписи, последовательность выполнения орнамента на бумаге. Городецкая роспись: история развития, образ животного, птицы. Цветовое решение, основные приёмы Городецкой росписи, кистевой мазок. Матрёшка: создание рисунка сувенира, роспись рисунка. Демонстрация изделий народных промыслов, открыток, образцов старших кружковцев.

Обработка заготовки наждачной бумагой. Перевод рисунка на деревянную заготовку. Выжигание орнамента.

Раздел VII. Творческая деятельность - 96 часа. Беседы по темам раздела. Показ иллюстраций. Подготовка заготовки и шлифовка. Перевод рисунка на заготовку через копировальную бумагу. Выжигание сюжета изученными способами выжигания. Использование акварельных красок для художественного оформления изделия. Покрытие завершенных работ лаком.

Раздел VIII. Итоговое занятие - 3 часа. Подведение итогов работы творческого объединения за год. Оформление итоговой выставки.









Учебно-тематический план второго года обучения

Раздел, тема

Теория

Практика

Всего

I

Вводное занятие. Правила по технике безопасности и противопожарной защиты, санитарии и гигиены. Электричество и электроприборы.

3

-

3

II



3.1

3.2

3.3


Древесина как материал для художественных работ.

Как возник промысел по дереву.

Классификация изделий.

Свойства древесины. Ее обработка и отделка





3

3

-





-

-

3


9



3

3

3

III

3.1

3.2

3.3



3.4

Традиции народных промыслов.

История росписи по дереву в России.

Волшебный мир дерева.

Декоративная роспись изделий круглой формы.

Бордюры, создание рисунка круглых бордюр.



1

1



-



-



2

2



9



9

24

3

3



9



9

IV

Выжигание рисунка на деревянных изделиях (расчески, ложки, лопатки).





-





9





9

V

5.1

5.2

Выжигание животных.

Дикие звери.

Домашние животные.



3

3


18

18


42

21

21


VI

6.1

6.2

6.3


Выжигание птиц, насекомых.

Дикие птицы.

Домашние птицы.

Насекомые.



3

3

3

18

18

18

63

21

21

21

VII

6.1

6.2


Растительный мир.

Растения.

Грибы, плоды.

3

-

18

18

39

21

18




VIII

8.1

8.2


Архитектура и пейзаж.

Деревенский пейзаж.

Городской пейзаж.

-

-

12

12

24

12

12

IX

Итоговое занятие.

3

-

3


Всего

32

184

216



Краткое содержание образовательной программы второго года обучения

Раздел I. Вводное занятие - 3 часа. Встреча с учащимися. Знакомство с режимом работы творческого объединения, целями и задачами на учебный год. Инструкция по технике безопасности. Инструменты и материалы, необходимые для занятий. Начальная диагностика ЗУН учащихся, собеседование.

Раздел II. Древесина как материал для художественных работ - 6часов. привлекательности изделий из древесины. Что дает художнику дерево. Как возник промысел по дереву. Классификация изделий. Свойства древесины. Ее обработка и отделка. Закрепить способы обработки древесины. Пословицы о труде и терпении.

Раздел III. Традиции народных промыслов - 24 часа. Краткие сведения из истории росписи по дереву в России. Показ слайдов, репродукций. Использование книги С.Образцова «Моя кунсткамера». Выполнение декоративных узоров по образцу на полоске из бумаги.

Раздел IV. Выжигание рисунка на деревянных изделиях (расчески, ложки, лопатки) - 9 часов. Индивидуальная работа с деревянными предметами быта: разделочными досками, лопатками, ложками, расческами. Самостоятельный выбор рисунка. Выжигание элементов рисунка, тонировка.

Раздел V. Выжигание животных - 42 часа. Беседа о любви к природе, к животным. Какие животные занесены в Красную книгу, какие обитают в лесах Кузбасса. Показ иллюстраций к книге «Детки в клетке». Объяснение приема и способа передачи пушистости меха. Применение штриховки, которая передаёт оттенки тона и одновременно имитирует фактуру шерсти.

Раздел VI. Выжигание птиц, насекомых - 63 часа. Природа и ее красота, бережное отношение к ней. Демонстрация образцов по теме.

Птицы - сюжеты, которые можно считать идеальными для выжигания по дереву. Передача фактуры перьев и игру светотени на оперении доступными в выжигании средствами.

Раздел VII. Растительный мир - 39 часов. Разнообразие растительного мира. Знакомство с лекарственными растениями нашего края, их лечебными свойствами. Вызвать желание беречь и охранять природу. Демонстрация работ старших кружковцев с образцами грибов, плодов, цветов. Выполнение образца на заданную тему различными техниками.

Раздел VIII. Архитектура и пейзаж - 24 часа. Архитектура - вид изобразительного искусства. Истоки архитектуры. Виды архитектуры. Создание рисунка с изображением на нём различных архитектурных сооружений и окружающий их пейзаж. История возникновения и развития жанра изобразительного искусства - пейзаж. Точно ухватить игру света и тени - самое главное в пейзаже.

Раздел IX. Итоговое занятие - 3 часа. Подведение итогов работы творческого объединения за год, оценка и анализ работ. Оформление итоговой выставки.

Методическое обеспечение и условия реализации программы

Данная программа может быть реализована при взаимодействии следующих составляющих ее обеспечения:

  1. Общие требования к обстановке в кабинете.

  • Оформление кабинета соответствует содержанию программы, постоянно обновляется учебным материалом и наглядными пособиями;

  • Чистота, освещенность, проветриваемость помещения кабинета в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей - СанПиН 2.4.4.3172-14;

  • Физкультурные паузы и др. Требования эргономики;

  1. Организационное обеспечение:

  • Кабинет, содержащий ученические столы с оборудованными местами - 7 шт. Стол педагога - 1;

  • Шкаф-2;

  • Компьютер

  • Принтер.

  1. Материально-техническое оснащение занятий:

  • Инструменты и приспособления: электровыжигатели (пирографы), ножницы, линейки, карандаши простые, кисточки для красок, кисточки для лака, копировальная бумага, кнопки, шлифовальная шкурка (мелкая и средняя наждачная бумага).

  • Материалы: заготовки из фанеры, деревянные предметы домашней утвари (ложки, лопатки, расчески, скалки, разделочные доски и т.д.), краски акварельные, гуашь, альбомы для рисования, рамки, лак, растворитель.

  1. Кадровое обеспечение.

Педагог, руководитель объединения «Выжигание», реализующий данную программу, обладает следующими личностными и профессиональными качествами:

  • Умение вызвать интерес к себе и преподаваемому предмету;

  • Умение создать психологически комфортные условия для успешного развития личности учащихся;

  • Умение увидеть и раскрыть творческие способности учащихся;

  • Постоянное самосовершенствование педагогического мастерства и повышение уровня квалификации по специальности.

  1. Методическое обеспечение программы:

  • Методические разработки и планы - конспекты занятий, методические указания и рекомендации к практическим занятиям, инструкционные и технологические карты;

  • Развивающие и диагностические процедуры: тесты, дидактические и психологические игры:

  • Дидактические материалы;

  • Фотоальбомы, репродукции, буклеты, альбомы.

За основу композиционного замысла программы взяты такие методы и формы занятий, как мотивация и стимулирование, когда на первых занятиях педагог формирует интерес учащихся к обучению и самому себе, создавая ситуацию успеха в творческом объединении, используя при этом:

  • Словесные, наглядные, практические методы обучения;

  • Методы эмоционального стимулирования;

  • Творческие задания;

  • Анализ, обобщение, систематизацию полученных знаний и умений;

  • Выполнение работ под руководством педагога; дозированная помощь; самостоятельная работа;

  • Контроль в виде экспертизы, анализа и коррекции; взаимоконтроль, самоконтроль.

Наряду с традиционными формами организации занятий, беседа, лекция, программой предусмотрены и нетрадиционные:

  • Интегрированные занятия, основанные на межпредметных связях;

  • Защита творческого проекта;

В основу всех форм занятий заложены общие характеристики:

  • Каждое занятие имеет цель, конкретное содержание, определенные методы организации учебно-педагогической деятельности;

  • Любое занятие имеет определенную структуру, т.е. состоит из отдельных взаимосвязанных этапов;

  • Построение учебного занятия осуществляется по определенной логике, когда тип занятия соответствует его цели и задачам;

  • Для занятий разработаны методические комплексы, состоящие из информационного материала и конспектов, дидактического и раздаточного материалов; технологических и инструкционных карт; материалов для контроля и определения результативности занятий: тесты, вопросники; схемы и алгоритмы заданий; фотоальбомы с изделиями учащихся.

Основные принципы программы:

Основными принципами, заложенными в программу, являются:

  • Принцип «искусство как духовная культура», т.е. профессиональная сторона искусства рассматривается как средство донесения его универсальной стороны: отношения в единстве мысли и чувства ко всем явлениям жизни (природе, человеку, обществу);

  • Принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры», т.е. опора на национальное народное искусство, и от этого порога ход к великим общечеловеческим ценностям;

  • Принцип связи с жизнью. Этому служит работа с образцами и система домашних заданий на осознание окружающей действительности с позиции изучаемых проблем искусства;

  • Принцип единства формы и содержания. Ни одно задание не дается без эмоционального содержания. Вся практическая деятельность осуществляется для выражения определенного отношения, определенной эмоции.

Главенствующими же являются дидактические принципы:

  • Наглядности;

  • Научности;

  • Природосообразности.





Методическое обеспечение программы

Для педагога:

- методические разработки по теме «Контрольно-оценочная деятельность»;

- диагностический материал по темам «Цветоведение»;

- контрольные задания, тесты по темам: «Декоративно-прикладное искусство», «Связь времен в народном искусстве», «Традиции народных промыслов», «Древесина как материал для художественных работ», «Электричество и электроприборы», «Цветоведение»;

- методические материалы по темам: «Виды декоративно-прикладного искусства», «Выжигание - как искусство», «Цветология: цвет и характер»;

- конспекты, сценарии мероприятий, разработанных для досуга учащихся;

- книги с рисунками и фотографиями различных изделий; - творческие работы, стенды и т.д.

Для учащихся:

-таблица «Основные узоры выжигания по дереву», -таблица «Бордюры»,

-таблицы «Русские матрёшки», «Этапы росписи матрёшки»,

-таблицы «Хохломская травная роспись», «Этапы создания цветочного узора Городецкой росписи»,

-таблица «Декоративные приёмы растительного мотива»,

-таблица «Основные породы деревьев»,

-таблица «Этапы создания бабочек»,

-технологические карты,

-раздаточный материал: памятки, образцы,

-наглядные пособия поделок и изделий, изготовленные педагогом;

-папки с образцами и чертежами узоров;

-лучшие детские работы из методического фонда;



























Список литературы для педагога



  1. Афанасьев, А.Ф. Резьба по дереву [Текст] / А.Ф. Афанасьев. -Ростов-н/Д: Феникс, 1998.-225 с.

  2. Величко, Н. Роспись: Техники. Приёмы. Изделия [Текст]: энциклопедия/ Н. Величко.- М.: АСТ-ПРЕСС, 1999.- 176с.: ил.

  3. Горнова, Л.В. Студия декоративно-прикладного творчества [Текст]: программы, организация работы, рекомендации/ Л.В. Горнова, Т.Л.Бычкова, Т.В. Воробьёва.- Волгоград: Учитель, 2007.-250 с.

  4. Грегори, Н. Выжигание по дереву [Текст]: практическое руководство /Н. Грегори.- М.: Ниола- Пресс. 2007.- 116 с.

  5. Кузин, В.С., Кубышкина, Э.И. Изобразительное искусство [Текст] / В.С. Кузин, Э.И. Кубышкина.- М.: Дрофа, 1996.- 240 с.

  6. Кульневич, С.В., Лакоценина, Т.П. Современный урок [Текст]: научно-практическое пособие для учителей, методистов, руководителей образовательных учреждений/ С.В. Кульневич, Т.П. Лакоценина.- Ростов-н/Д: Учитель, 2005.-288 с.

  7. Матвеева, Т.А. Мозаика и резьба по дереву [Текст] / Т.А. Матвеева.- М.: Высшая школа, 2001.- 80 с.

  8. Панченко, В.В. Выжигание по дереву [Текст] / В.В. Панченко.- Ростов-н/Д: Феникс, 2005.-220 с.

  9. Райт, Д. Искусство выжигания по дереву [Текст] / Д. Райт.- М.: Контэнт, 2005.- 96 с.

  10. Рондели, Л.Д. Народное декоративно-прикладное искусство [Текст]/ Л.Д. Рондели.- М.: Дрофа, 260 с.

  11. Симоненко, В.Д., Тищенко, А.Т., Самородский, П.С. Технология [Текст]: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений / В.Д. Симоненко, А.Т. Тищенко, П.С. Самородский.- М.: Просвещение, 2002.- 191 с.













Список литературы для детей и родителей

1. Афанасьев, А.Ф. Резьба по дереву [Текст] / А.Ф. Афанасьев. -Ростов-н/Д: Феникс, 1998.-225 с.

2. Горнова, Л.В. Студия декоративно-прикладного творчества [Текст]: программы, организация работы, рекомендации/ Л.В. Горнова, Т.Л.Бычкова, Т.В. Воробьёва.- Волгоград: Учитель, 2007.-250 с.

3. Грегори, Н. Выжигание по дереву [Текст]: практическое руководство /Н. Грегори.- М.: Ниола- Пресс. 2007.- 116 с.

4. Кузин, В.С., Кубышкина, Э.И. Изобразительное искусство [Текст] / В.С. Кузин, Э.И. Кубышкина.- М.: Дрофа, 1996.- 240 с.

5. Райт, Д. Искусство выжигания по дереву [Текст] / Д. Райт.- М.: Контэнт, 2005.- 96 с.

6. Рондели, Л.Д. Народное декоративно-прикладное искусство [Текст]/ Л.Д. Рондели.- М.: Дрофа, 260 с.

7. Чайчук, В.А. Раскраски / В.А. Чайчук.- М.: Пресс-конлига, 2005.- 28с.

8. Эскиз. Детский журнал об искусстве [Текст]: для детей 6-12 лет /. - М.: Весёлые картинки. С 2000.- 36 с.: ил. Сайт журнала: merrypictures.ru/last_eskiz/

9. Альбомы, открытки, репродукции по изобразительному искусству





© 2010-2022