- Преподавателю
- Технология
- Программа ВЫЖИГАНИЕ ПО ДЕРЕВУ
Программа ВЫЖИГАНИЕ ПО ДЕРЕВУ
Раздел | Технология |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Хаванская Е.В. |
Дата | 19.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Управление образования администрации Мариинского
муниципального района
муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования «Дом детского творчества»
Рассмотрено на заседании Утверждена
педагогического Совета приказом МБОУ ДО «ДДТ»
протокол №_______ от «____»___________2015г. №___
от «___»__________2015г. Директор __________И.А. Василеня
Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности
по обучению работе с деревом «Выжигание по дереву»
Возраст учащихся 7-11 лет
Срок реализации - 2 года
Количество часов -
1 год обучения- 216 ч.
2 год обучения -216 ч.
Итого: 432 ч.
Автор - составитель-
Хаванская Елена Владимировна педагог дополнительного образования
Мариинск
2015
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА к дополнительной общеразвивающей программе «Выжигание по дереву»
Программа «Выжигание по дереву» имеет художественную направленность и разработана на основе программы «Выжигание по дереву», допущенной МО и науки РФ 2005 года выпуска - автор В. В. Панченко.
Программа «Выжигание по дереву» оформлена в соответствии с письмом Министерства образования и науки РФ от 11.12.2006 года № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей» Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам от 29.08.2013 года №1008 и реализуется в творческом объединении «Выжигание» МБОУ ДО «Дома детского творчества».
Отличительной особенностью данной программы является то, что она модифицированная, адаптирована к условиям воспитательно-образовательного процесса творческого объединения «Выжигание». В программу внесены разделы «Декоративно-прикладное искусство» и «Роль красок в искусстве выжигания» с целью знакомства с историей возникновения народного промысла, обогащения духовной жизни обучающихся, развития фантазии творческих способностей учащихся.
Народное искусство - огромный мир духовного опыта народа, историческая основа, на которой развивается духовная и материальная культура нации. Народные умельцы накопили огромный опыт создания красивых деревянных изделий, украшенных разнообразными рисунками. В любом местном краеведческом музее можно увидеть предметы домашнего обихода, хозяйственный инвентарь, игрушки, не только мастерски сделанные, но и прекрасно декоративно украшенные. Для отделки изделий из древесины, кроме художественного выпиливания и резьбы, раскрашивания, лакировки, полировки, народные умельцы широко применяют выжигание. Нередко различные способы отделки изделий применяются в различной комбинации друг с другом. Так, например, очень часто выпиливание объединяется с выжиганием для создания необыкновенного декоративного эффекта. Иногда выпиливание и выжигание дополняют еще и раскрашиванием. Актуальность программы обусловлена тем, что приобщение учащихся к обучению народным ремеслом, - в частности, выжиганию по дереву - предполагает решение проблемы культурной преемственности, способствует формированию духовного мира учащихся, самостоятельности мышления эстетического, художественного и нравственного воспитания средствами народного искусства.
Программа «Выжигание по дереву» ориентирована на применение широкого комплекса по целевой установке - знания не только усваиваются учащимися, но и активно используются в их жизнедеятельности.
Выжигание по дереву открывает простор для организации проектной деятельности.
Выжигание - один из самых распространенных видов декоративно-прикладного искусства среди школьников.
Обучение мастерству выжигания по дереву, включенное в воспитательно-образовательный процесс дополнительного образования, может быть эффективным при реализации следующих условий:
- выжигание по дереву рассматривается как один из компонентов эстетического воспитания, заключающийся в формировании личностной ориентации учащихся, в нравственно-эстетической оценке действительности и народного искусства;
- приемы и методы обучения применяются с учетом возрастных особенностей, индивидуальных качеств учащихся;
- обучение должно соответствовать характеру учебно-воспитательных задач, учебному времени, отведенному программой, быть посильным для учащихся, располагать творческим поиском, соответствовать требованиям эстетики.
Целью данной программы является создание условий для духовного и нравственного развития личности каждого учащегося, их приобщение к традициям декоративно-прикладного творчества и раскрытия его творческого потенциала посредством освоения техники выжигания по дереву.
Исходя из поставленной цели, определены пути её достижения через решение следующих задач:
Образовательные: - научить учащихся приемам и технике выжигания по дереву; - познакомить с видами декоративно - прикладного искусства; - дать основы законов цветоведения; - формировать мотивацию к самостоятельной творческой деятельности; - формировать предпосылки основных видов универсальных учебных действий (УУД): личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных;
Воспитательные: - воспитывать бережное отношение к оборудованию и материалам, используемым в работе; - формировать трудолюбие, внимание, доброжелательное отношение к окружающим, терпимость к чужому мнению, культуру поведения и общения в коллективе; - приобщать детей к истокам русской народной культуры, народному декоративно-прикладному творчеству; - формировать художественный вкус.
Развивающие: - развивать творческую активность учащегося; - развитие образного мышления, эстетического вкуса и чувства прекрасного; - развивать умения понимать и ценить народные традиции, красоту и богатство родного края; - раскрытие индивидуальных способностей.
Продолжительность реализации программы: дополнительная общеразвивающая программа дополнительного образования «Выжигание по дереву» предназначена для учащихся 7-11 лет, рассчитана на 2 года обучения и включает 2 этапа: практический и творческий.
Практический этап длится 1 год и рассчитан на учащихся от 7 лет. В это время решаются следующие задачи:
1.Научить детей эффективному способу художественной обработки древесины - выжиганию.
2. Изучить приемы технического процесса.
3. Овладеть основами техники выжигания.
4. Освоить технологию росписи.
Учащиеся овладевают практическими знаниями и умениями выжигания по дереву, самостоятельно изготавливают несложные художественные изделия и по окончании обучения выполняют и защищают творческий проект и предоставляют работы на итоговую выставку.
Творческий этап длится 1 год и рассчитан на учащихся до 11 лет. Этап решает задачи развития и формирования творческого потенциала: самостоятельное выполнение работ по собственным эскизам, проектам, участие в профессиональных, творческих конкурсах, выставках.
В группу первого года обучения набираются учащиеся 7-8 лет или 9-10 лет. Срок реализации программы - 2 года. Младшая группа первого года обучения завершает освоение программы в 9-10 лет, а старшая группа первого года обучения завершает освоение программы в 10-11 лет.
Форма организации процесса обучения: занятия организуются в учебных группах, сформированных с учётом возрастных особенностей и уровнем первоначальных знаний и умений учащихся. Количество учащихся в группах первого года обучения: 15 человек. Количество учащихся в группах второго года обучения: 15 человек. Занятия по данной программе состоят из теоретической и практической частей, причем 80% учебного времени занимает практическая часть. Непосредственно само занятие включает в себя организационную, теоретическую и практическую части. Организационная часть обеспечивает наличие всех необходимых для работы материалов и иллюстраций. Теоретическая часть занятий максимально компактна, включает в себя необходимую информацию о теме и предмете знания.
После завершения срока освоения программного материала по данной направленности учащиеся могут использовать свои знания и умения в общеобразовательной школе при изучении предметов «Технология» и «Изобразительное искусство».
Воспитательно-образовательный процесс строится в соответствии с возрастными, психологическими возможностями и особенностями учащихся, что предполагает возможную необходимую коррекцию времени и режима занятий. Занятия строятся с учетом скорости усвоения учащимися специальных навыков и умений. При необходимости проводятся дополнительные упражнения для отработки этих навыков.
Каждая группа состоит в основном из девочек и мальчиков разного возраста, поэтому занятия строятся по принципу сотрудничества и сотворчества.
Форма занятий: групповые занятия, совместная творческая деятельность - коллективные работы, разработка проектов.
Режим занятий: занятия организуются 2 раза в неделю. Устанавливается режим расписания.
- Установленная недельная учебная нагрузка первого года обучения - 6 ч.;
- Установленная недельная учебная нагрузка второго года обучения - 6 ч.;
- Установленная продолжительность одного занятия - 45 минут;
- Установленная продолжительность времени отдыха между занятиями - 5-10 мин.
В форме и режиме занятий программа состоит из двух образовательных блоков: теория и практика. Изучение учебного материала каждого тематического раздела предусматривает не только усвоение теоретических знаний, но и формирование деятельности - практического опыта.
В основе практической работы лежит выполнение творческих заданий по созданию авторских моделей лоскутной мозаики.
Процесс обучения состоит по принципу «от простого к сложному».
Для того чтобы работы, выполняемые учащимися, были неповторимыми, не смотрелись изделиями серийного производства, необходима работа с каждым учащимся. В практике используются различные формы занятий: встреча, выставка, игра, конкурс, круглый стол, лекция, мастер - класс, праздник, творческая мастерская, тренинг, экскурсия, ярмарка.
Чрезвычайно важен эмоциональный фон учебно-творческой деятельности. Чувство эмоционального подъема стимулируется использованием различных видов и форм коллективной работы. Совместная работа позволяет вовлечь всех учащихся в процесс творчества. Коллективное творчество по созданию декоративно-прикладного изделия предполагает включенность каждого участника процесса на каждом этапе работы, от замысла до последнего штриха. Особое значение имеет коллективное обсуждение позволяющее повысить интеллектуальный уровень творческой группы.
Ожидаемые результаты и их способы проверки.
Ожидаемые результаты апробации общеразвивающей программы заключаются в формировании у учащихся предпосылок УУД.
Предпосылками личностных УУД являются:
-
умение осознавать свои возможности, умения, качества, переживания;
-
умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами и моральными нормами;
-
умение ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях;
-
формирование познавательной и социальной мотивации;
-
формирование адекватной самооценки;
-
формирование умения прийти на помощь другу, герою сказки и т.п.;
-
формирование способности учитывать чужую точку зрения;
-
воспитывать нравственные ориентиры (любовь к близким, малой родине, уважение к старшим, бережное отношение ко всему живому и т.п.)
Предпосылками регулятивных УУД являются:
-
умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу;
-
умение сохранять заданную цель;
-
умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию взрослого;
-
умение планировать свое действие в соответствии с конкретной задачей;
-
умение контролировать свою деятельность по результату;
-
умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника;
-
умение работать по инструкции взрослого;
-
умение удерживать задачу на протяжении всего времени выполнения задания;
-
готовность выбирать для себя род занятий из предложенных на выбор;
-
умение удерживать внимание, слушая короткий текст, который читает взрослый, или рассматривая репродукцию;
-
умение правильно держать орудия письма и инструменты (карандаш, ручка, рамка, лупа, игла, роликовый нож, подложка, пинцет, ножницы разного назначения, сантиметр и т.п.) - сформированность мелкой моторики рук.
Предпосылками познавательных УУД являются:
-
навыки сформированности сенсорных эталонов;
-
ориентировка в пространстве и времени;
-
умение применять правила и пользоваться инструкциями;
-
умение (при помощи взрослого) создавать алгоритмы действий при решении поставленных задач;
-
умение узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности.
-
умение осуществлять классификацию и сериацию на конкретном предметном материале;
-
умение выделять существенные признаки объектов;
-
умение устанавливать аналогии на предметном материале;
-
умение моделировать (выделять и обобщенно фиксировать существенные признаки объектов с целью решения конкретных задач.);
-
умение производить знаково-символические действия, кодирование, декодирование предметов;
-
умение производить анализ и синтез объектов;
-
умение устанавливать причинно-следственные связи.
-
ориентировка в пространстве и времени;
-
умение применять правила и пользоваться инструкциями;
-
умение ориентироваться в книге;
-
умение листать книгу вперёд-назад с определённой целью;
-
умение находить нужную страницу;
-
умение ориентироваться по условным обозначениям в книге;
-
умение работать по иллюстрации (рассмотрение иллюстрации с разными задачами: оценка смысла всей иллюстрации или её части, поиск нужных частей иллюстрации, нужных героев, предметов и т.п.);
-
умение пользоваться электровыжигателем (пирографом), применение знаний способов и различных техник выжигания по дереву,
-
умение использовать дополнительные приспособления, применение различных приемов оформления изделий.
Коммуникативные УУД
-
Умение устанавливать контакты со сверстниками и взрослыми;
-
Умение взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми;
-
Умение организовывать совместную деятельность в парах, в подгруппе и в коллективе;
-
Умение вести монолог, отвечать на вопросы;
-
Владение невербальными средствами общения.
Предпосылками коммуникативных УУД являются:
-
потребность ребенка в общении с взрослыми и сверстниками;
-
владение определенными вербальными и невербальными средствами общения;
-
строить монологичное высказывание и диалоговую речь;
-
желательно эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества;
-
ориентация на партнера по общению;
-
умение слушать собеседника.
-
умение ставить вопросы; обращаться за помощью;
-
предлагать помощь и сотрудничество;
-
договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.
-
формулировать собственное мнение и позицию;
-
строить понятные для партнёра высказывания;
Виды заданий для формирования универсальных учебных действий
Для формирования предпосылок личностных УУД используются следующие задания:
-
участие в обсуждениях, рассуждениях, спорах - во время обсуждений, рассуждений и споров учащиеся учатся аргументировать и отстаивать свою точку зрения;
-
подведение промежуточных итогов и итогов занятия - во время подведения итогов у учащихся происходит осмысление полученных знаний и опыта;
-
творческие задания - повышают интерес к процессу познания, изучения нового материала;
-
самооценка - учащимся предлагается оценить свою работу, свои достижения на занятии, а также может быть предложено, оценить работу других учащихся.
Ожидаемые результаты:
За первый год обучения по данной программе учащиеся должны:
-
Открыть для себя нравственные и эстетические ценности, которые порождены ритмом ежегодного круговорота в жизни природы и человека;
-
Научиться понимать свою причастность к вечному циклическому движению природы и бережно относится к ней;
-
Научиться понимать значимость и возможности коллектива и свою ответственность перед ним;
-
Знать правила по технике безопасности;
-
Научиться правильно подготавливать деревянные заготовки к работе;
-
Получить навыки при работе с электровыжигателем;
-
Овладеть техниками и приемами выжигания по дереву;
-
Знать основы цветоведения, композиции, подбора и применения инструментов и приспособлений для художественно-творческих работ;
-
самостоятельно выполнять несложные изделия;
-
экономно расходовать материалы и электроэнергию;
-
бережно обращаться с инструментами, оборудованием, приспособлениями.
За второй год обучения по данной программе дети должны:
-
Открыть идеалы красоты и добра, заключенные в образе традиционного Дома и семьи, в круге событий человеческой жизни;
-
Овладеть культурой общения со сверстниками и с взрослыми, культурой речи;
-
Научиться понимать необходимость добросовестного отношения к общественно-полезному труд и к учебе;
-
Подбирать приемы и техники для выполнения работ средней и высокой сложности;
-
Находить и видеть необычные материалы для выжигания в окружающей среде;
-
Научиться самостоятельно подбирать материал для работы, технику выполнения, составлять зарисовки эскизов, узоров;
-
Проводить окончательную обработку изделия и оформлять в рамку;
-
Самостоятельно применять и развивать профессиональные навыки в области искусства выжигание по дереву.
Способы определения результативности
К числу важнейших элементов работы по данной программе относится отслеживание результатов. Способы и методика определения результативности воспитательного-образовательного процесса разнообразны и направлены на определение степени развития творческих способностей каждого учащегося, сформированности его личных качеств (любовь и уважение к Родине, бережное сохранение и продолжение традиций своего народа, умение общаться со взрослыми и сверстниками, в дальнейшем развитие профессиональных умений и навыков и т.д.).
На протяжении всего воспитательно-образовательного процесса предполагается проводить следующие виды контроля знаний:
-
Беседа в форме «вопрос-ответ», с ориентацией на сопоставление, сравнение, выявление общего и особенного. Такой вид контроля развивает мышление учащегося, умение общаться, выявляет устойчивость его внимания. Опрос проводится доброжелательно и тактично, что позволяет снимать индивидуальные зажимы у учащихся, обеспечивает их эмоциональное благополучие.
-
Беседы и лекции с элементами викторины или конкурса, позволяющие повысить интерес учащихся и обеспечить дух соревнования.
-
После нескольких пройденных тем предусматриваются занятия по повторению пройденного с выставкой и обсуждением сделанных работ. Обычно эти занятия приурочиваются к очередному календарному празднику, что дает возможность оценивать работы всему коллективу.
-
Основной формой подведения итогов обучения является участие учащихся коллектива в районных, городских, всероссийских и международных выставках и фестивалях.
-
Для отслеживания результативности образовательного процесса используются следующие виды контроля:
- начальный контроль (сентябрь)
- текущий контроль (в течение всего учебного года);
- промежуточный контроль (январь);
- итоговый контроль (май).
При реализации дополнительной образовательной программы «Выжигание» возможны изменения, дополнения в подборе тем, разделов изменения количества часов на изучение темы в зависимости от желания, интересов учащихся, учебной нагрузки педагогов.
Учебно-тематический план первого года обучения
№
Раздел, тема
Теория
Практика
Всего
I
Вводное занятие.
3
-
3
II
Роль красок в искусстве Выжигания
3
6
9
III
3.1
3.2
3.3
3.4
Древесные материалы.
Основные породы деревьев.
Изготовление и обработка фанеры.
Свойства материала.
Разметка рисунка.
3
3
3
-
-
-
-
3
12
3
3
3
3
IV
Электричество и электроприборы.
3
-
3
V
5.1
5.2
5.3
5.4
5.5
5.6
5.7
5.8
Выжигание по дереву.
История возникновения выжигания по дереву.
Основные приёмы выжигания.
Тонировка древесины.
Штриховка древесины.
Основные узоры.
Техника создания силуэта.
Наложение тонов.
Участие в конкурсах, выставках.
3
2
-
-
-
-
-
-
-
4
6
6
6
15
6
12
63
3
6
6
9
6
15
6
12
VI
6.1
6.2
6.3
Декоративно-прикладное искусство:
Хохлома.
Городецкая роспись.
Матрёшка (выполнение сувенира).
3
-
-
6
9
9
27
9
9
9
VII
7.1
7.2
7.3
7.4
7.5
7.6
7.7
7.8
Творческая деятельность:
«Герои любимых сказок»
«Зимние забавы»
«Весёлый цирк»
«Любимые игрушки»
«Автомобиль моей мечты»
«Растительный мир родного края»
«Звери и птицы»
«Праздничные даты России»
-
-
-
-
-
-
-
-
12
12
12
12
12
12
12
12
96
12
12
12
12
12
12
12
12
VIII
Итоговое занятие.
3
-
3
Всего
30
186
216
Краткое содержание образовательной программы
первого года обучения
Раздел I. Вводное занятие - 3 часа. Встреча с учащимися, знакомство с кабинетом, оборудованием, правилами внутреннего распорядка. Экскурсия по Дому детского творчества №1. Знакомство с расписанием работы творческого объединения, целями и задачами на учебный год. Инструкция по технике безопасности. Инструменты и материалы, необходимые для занятий. Начальная диагностика ЗУН учащихся, собеседование.
Раздел II. Роль красок в искусстве выжигания - 9 часов. Краткие сведения по цветоведению. Спектр цветов. Основные, дополнительные цвета. Демонстрация образцов с использованием красок. Беседа о роли красок для выжженного рисунка. Приемы кистевой росписи. Представление о цветовых сочетаниях. Смешивание красок.
Раздел III. Древесные материалы - 12 часов. Лес и художественное творчество. Основные породы деревьев лиственных, хвойных. Знакомство с типами древесины, материалом для выжигания. Способы зачистки краёв фанеры. Тщательная шлифовка деревянной поверхности заготовки до чистого гладкого состояния при помощи наждачной бумаги.
Раздел IV. Электричество и электроприборы - 3 часа. Краткая беседа об электрических приборах и опасности тока. Правильное его использование. Инструктаж техники безопасности. Показ процесса выжигания. Пробное выжигание.
Раздел V. Выжигание по дереву - 63 часа. История возникновения выжигания по дереву. Основные приёмы выжигания: зажёги, штриховка, прямолинейное выжигание. Перевод заданного образца на лист бумаги с помощью копировальной бумаги. Перенесение рисунка на деревянную поверхность через копировальную бумагу. Тонировка древесины. Штриховка древесины. Основные узоры. Выполнение обычного и негативного силуэта. Наложение тонов. Практические задания по всем темам раздела.
Раздел VI. Декоративно-прикладное искусство - 27 часов. Знакомство с видами декоративно-прикладного искусства. Хохлома: демонстрация образцов хохломской росписи, история развития, техника, характерные приёмы росписи, последовательность выполнения орнамента на бумаге. Городецкая роспись: история развития, образ животного, птицы. Цветовое решение, основные приёмы Городецкой росписи, кистевой мазок. Матрёшка: создание рисунка сувенира, роспись рисунка. Демонстрация изделий народных промыслов, открыток, образцов старших кружковцев.
Обработка заготовки наждачной бумагой. Перевод рисунка на деревянную заготовку. Выжигание орнамента.
Раздел VII. Творческая деятельность - 96 часа. Беседы по темам раздела. Показ иллюстраций. Подготовка заготовки и шлифовка. Перевод рисунка на заготовку через копировальную бумагу. Выжигание сюжета изученными способами выжигания. Использование акварельных красок для художественного оформления изделия. Покрытие завершенных работ лаком.
Раздел VIII. Итоговое занятие - 3 часа. Подведение итогов работы творческого объединения за год. Оформление итоговой выставки.
Учебно-тематический план второго года обучения
№
Раздел, тема
Теория
Практика
Всего
I
Вводное занятие. Правила по технике безопасности и противопожарной защиты, санитарии и гигиены. Электричество и электроприборы.
3
-
3
II
3.1
3.2
3.3
Древесина как материал для художественных работ.
Как возник промысел по дереву.
Классификация изделий.
Свойства древесины. Ее обработка и отделка
3
3
-
-
-
3
9
3
3
3
III
3.1
3.2
3.3
3.4
Традиции народных промыслов.
История росписи по дереву в России.
Волшебный мир дерева.
Декоративная роспись изделий круглой формы.
Бордюры, создание рисунка круглых бордюр.
1
1
-
-
2
2
9
9
24
3
3
9
9
IV
Выжигание рисунка на деревянных изделиях (расчески, ложки, лопатки).
-
9
9
V
5.1
5.2
Выжигание животных.
Дикие звери.
Домашние животные.
3
3
18
18
42
21
21
VI
6.1
6.2
6.3
Выжигание птиц, насекомых.
Дикие птицы.
Домашние птицы.
Насекомые.
3
3
3
18
18
18
63
21
21
21
VII
6.1
6.2
Растительный мир.
Растения.
Грибы, плоды.
3
-
18
18
39
21
18
VIII
8.1
8.2
Архитектура и пейзаж.
Деревенский пейзаж.
Городской пейзаж.
-
-
12
12
24
12
12
IX
Итоговое занятие.
3
-
3
Всего
32
184
216
Краткое содержание образовательной программы второго года обучения
Раздел I. Вводное занятие - 3 часа. Встреча с учащимися. Знакомство с режимом работы творческого объединения, целями и задачами на учебный год. Инструкция по технике безопасности. Инструменты и материалы, необходимые для занятий. Начальная диагностика ЗУН учащихся, собеседование.
Раздел II. Древесина как материал для художественных работ - 6часов. привлекательности изделий из древесины. Что дает художнику дерево. Как возник промысел по дереву. Классификация изделий. Свойства древесины. Ее обработка и отделка. Закрепить способы обработки древесины. Пословицы о труде и терпении.
Раздел III. Традиции народных промыслов - 24 часа. Краткие сведения из истории росписи по дереву в России. Показ слайдов, репродукций. Использование книги С.Образцова «Моя кунсткамера». Выполнение декоративных узоров по образцу на полоске из бумаги.
Раздел IV. Выжигание рисунка на деревянных изделиях (расчески, ложки, лопатки) - 9 часов. Индивидуальная работа с деревянными предметами быта: разделочными досками, лопатками, ложками, расческами. Самостоятельный выбор рисунка. Выжигание элементов рисунка, тонировка.
Раздел V. Выжигание животных - 42 часа. Беседа о любви к природе, к животным. Какие животные занесены в Красную книгу, какие обитают в лесах Кузбасса. Показ иллюстраций к книге «Детки в клетке». Объяснение приема и способа передачи пушистости меха. Применение штриховки, которая передаёт оттенки тона и одновременно имитирует фактуру шерсти.
Раздел VI. Выжигание птиц, насекомых - 63 часа. Природа и ее красота, бережное отношение к ней. Демонстрация образцов по теме.
Птицы - сюжеты, которые можно считать идеальными для выжигания по дереву. Передача фактуры перьев и игру светотени на оперении доступными в выжигании средствами.
Раздел VII. Растительный мир - 39 часов. Разнообразие растительного мира. Знакомство с лекарственными растениями нашего края, их лечебными свойствами. Вызвать желание беречь и охранять природу. Демонстрация работ старших кружковцев с образцами грибов, плодов, цветов. Выполнение образца на заданную тему различными техниками.
Раздел VIII. Архитектура и пейзаж - 24 часа. Архитектура - вид изобразительного искусства. Истоки архитектуры. Виды архитектуры. Создание рисунка с изображением на нём различных архитектурных сооружений и окружающий их пейзаж. История возникновения и развития жанра изобразительного искусства - пейзаж. Точно ухватить игру света и тени - самое главное в пейзаже.
Раздел IX. Итоговое занятие - 3 часа. Подведение итогов работы творческого объединения за год, оценка и анализ работ. Оформление итоговой выставки.
Методическое обеспечение и условия реализации программы
Данная программа может быть реализована при взаимодействии следующих составляющих ее обеспечения:
-
Общие требования к обстановке в кабинете.
-
Оформление кабинета соответствует содержанию программы, постоянно обновляется учебным материалом и наглядными пособиями;
-
Чистота, освещенность, проветриваемость помещения кабинета в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей - СанПиН 2.4.4.3172-14;
-
Физкультурные паузы и др. Требования эргономики;
-
Организационное обеспечение:
-
Кабинет, содержащий ученические столы с оборудованными местами - 7 шт. Стол педагога - 1;
-
Шкаф-2;
-
Компьютер
-
Принтер.
-
Материально-техническое оснащение занятий:
-
Инструменты и приспособления: электровыжигатели (пирографы), ножницы, линейки, карандаши простые, кисточки для красок, кисточки для лака, копировальная бумага, кнопки, шлифовальная шкурка (мелкая и средняя наждачная бумага).
-
Материалы: заготовки из фанеры, деревянные предметы домашней утвари (ложки, лопатки, расчески, скалки, разделочные доски и т.д.), краски акварельные, гуашь, альбомы для рисования, рамки, лак, растворитель.
-
Кадровое обеспечение.
Педагог, руководитель объединения «Выжигание», реализующий данную программу, обладает следующими личностными и профессиональными качествами:
-
Умение вызвать интерес к себе и преподаваемому предмету;
-
Умение создать психологически комфортные условия для успешного развития личности учащихся;
-
Умение увидеть и раскрыть творческие способности учащихся;
-
Постоянное самосовершенствование педагогического мастерства и повышение уровня квалификации по специальности.
-
Методическое обеспечение программы:
-
Методические разработки и планы - конспекты занятий, методические указания и рекомендации к практическим занятиям, инструкционные и технологические карты;
-
Развивающие и диагностические процедуры: тесты, дидактические и психологические игры:
-
Дидактические материалы;
-
Фотоальбомы, репродукции, буклеты, альбомы.
За основу композиционного замысла программы взяты такие методы и формы занятий, как мотивация и стимулирование, когда на первых занятиях педагог формирует интерес учащихся к обучению и самому себе, создавая ситуацию успеха в творческом объединении, используя при этом:
-
Словесные, наглядные, практические методы обучения;
-
Методы эмоционального стимулирования;
-
Творческие задания;
-
Анализ, обобщение, систематизацию полученных знаний и умений;
-
Выполнение работ под руководством педагога; дозированная помощь; самостоятельная работа;
-
Контроль в виде экспертизы, анализа и коррекции; взаимоконтроль, самоконтроль.
Наряду с традиционными формами организации занятий, беседа, лекция, программой предусмотрены и нетрадиционные:
-
Интегрированные занятия, основанные на межпредметных связях;
-
Защита творческого проекта;
В основу всех форм занятий заложены общие характеристики:
-
Каждое занятие имеет цель, конкретное содержание, определенные методы организации учебно-педагогической деятельности;
-
Любое занятие имеет определенную структуру, т.е. состоит из отдельных взаимосвязанных этапов;
-
Построение учебного занятия осуществляется по определенной логике, когда тип занятия соответствует его цели и задачам;
-
Для занятий разработаны методические комплексы, состоящие из информационного материала и конспектов, дидактического и раздаточного материалов; технологических и инструкционных карт; материалов для контроля и определения результативности занятий: тесты, вопросники; схемы и алгоритмы заданий; фотоальбомы с изделиями учащихся.
Основные принципы программы:
Основными принципами, заложенными в программу, являются:
-
Принцип «искусство как духовная культура», т.е. профессиональная сторона искусства рассматривается как средство донесения его универсальной стороны: отношения в единстве мысли и чувства ко всем явлениям жизни (природе, человеку, обществу);
-
Принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры», т.е. опора на национальное народное искусство, и от этого порога ход к великим общечеловеческим ценностям;
-
Принцип связи с жизнью. Этому служит работа с образцами и система домашних заданий на осознание окружающей действительности с позиции изучаемых проблем искусства;
-
Принцип единства формы и содержания. Ни одно задание не дается без эмоционального содержания. Вся практическая деятельность осуществляется для выражения определенного отношения, определенной эмоции.
Главенствующими же являются дидактические принципы:
-
Наглядности;
-
Научности;
-
Природосообразности.
Методическое обеспечение программы
Для педагога:
- методические разработки по теме «Контрольно-оценочная деятельность»;
- диагностический материал по темам «Цветоведение»;
- контрольные задания, тесты по темам: «Декоративно-прикладное искусство», «Связь времен в народном искусстве», «Традиции народных промыслов», «Древесина как материал для художественных работ», «Электричество и электроприборы», «Цветоведение»;
- методические материалы по темам: «Виды декоративно-прикладного искусства», «Выжигание - как искусство», «Цветология: цвет и характер»;
- конспекты, сценарии мероприятий, разработанных для досуга учащихся;
- книги с рисунками и фотографиями различных изделий; - творческие работы, стенды и т.д.
Для учащихся:
-таблица «Основные узоры выжигания по дереву», -таблица «Бордюры»,
-таблицы «Русские матрёшки», «Этапы росписи матрёшки»,
-таблицы «Хохломская травная роспись», «Этапы создания цветочного узора Городецкой росписи»,
-таблица «Декоративные приёмы растительного мотива»,
-таблица «Основные породы деревьев»,
-таблица «Этапы создания бабочек»,
-технологические карты,
-раздаточный материал: памятки, образцы,
-наглядные пособия поделок и изделий, изготовленные педагогом;
-папки с образцами и чертежами узоров;
-лучшие детские работы из методического фонда;
Список литературы для педагога
-
Афанасьев, А.Ф. Резьба по дереву [Текст] / А.Ф. Афанасьев. -Ростов-н/Д: Феникс, 1998.-225 с.
-
Величко, Н. Роспись: Техники. Приёмы. Изделия [Текст]: энциклопедия/ Н. Величко.- М.: АСТ-ПРЕСС, 1999.- 176с.: ил.
-
Горнова, Л.В. Студия декоративно-прикладного творчества [Текст]: программы, организация работы, рекомендации/ Л.В. Горнова, Т.Л.Бычкова, Т.В. Воробьёва.- Волгоград: Учитель, 2007.-250 с.
-
Грегори, Н. Выжигание по дереву [Текст]: практическое руководство /Н. Грегори.- М.: Ниола- Пресс. 2007.- 116 с.
-
Кузин, В.С., Кубышкина, Э.И. Изобразительное искусство [Текст] / В.С. Кузин, Э.И. Кубышкина.- М.: Дрофа, 1996.- 240 с.
-
Кульневич, С.В., Лакоценина, Т.П. Современный урок [Текст]: научно-практическое пособие для учителей, методистов, руководителей образовательных учреждений/ С.В. Кульневич, Т.П. Лакоценина.- Ростов-н/Д: Учитель, 2005.-288 с.
-
Матвеева, Т.А. Мозаика и резьба по дереву [Текст] / Т.А. Матвеева.- М.: Высшая школа, 2001.- 80 с.
-
Панченко, В.В. Выжигание по дереву [Текст] / В.В. Панченко.- Ростов-н/Д: Феникс, 2005.-220 с.
-
Райт, Д. Искусство выжигания по дереву [Текст] / Д. Райт.- М.: Контэнт, 2005.- 96 с.
-
Рондели, Л.Д. Народное декоративно-прикладное искусство [Текст]/ Л.Д. Рондели.- М.: Дрофа, 260 с.
-
Симоненко, В.Д., Тищенко, А.Т., Самородский, П.С. Технология [Текст]: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений / В.Д. Симоненко, А.Т. Тищенко, П.С. Самородский.- М.: Просвещение, 2002.- 191 с.
Список литературы для детей и родителей
1. Афанасьев, А.Ф. Резьба по дереву [Текст] / А.Ф. Афанасьев. -Ростов-н/Д: Феникс, 1998.-225 с.
2. Горнова, Л.В. Студия декоративно-прикладного творчества [Текст]: программы, организация работы, рекомендации/ Л.В. Горнова, Т.Л.Бычкова, Т.В. Воробьёва.- Волгоград: Учитель, 2007.-250 с.
3. Грегори, Н. Выжигание по дереву [Текст]: практическое руководство /Н. Грегори.- М.: Ниола- Пресс. 2007.- 116 с.
4. Кузин, В.С., Кубышкина, Э.И. Изобразительное искусство [Текст] / В.С. Кузин, Э.И. Кубышкина.- М.: Дрофа, 1996.- 240 с.
5. Райт, Д. Искусство выжигания по дереву [Текст] / Д. Райт.- М.: Контэнт, 2005.- 96 с.
6. Рондели, Л.Д. Народное декоративно-прикладное искусство [Текст]/ Л.Д. Рондели.- М.: Дрофа, 260 с.
7. Чайчук, В.А. Раскраски / В.А. Чайчук.- М.: Пресс-конлига, 2005.- 28с.
8. Эскиз. Детский журнал об искусстве [Текст]: для детей 6-12 лет /. - М.: Весёлые картинки. С 2000.- 36 с.: ил. Сайт журнала: merrypictures.ru/last_eskiz/
9. Альбомы, открытки, репродукции по изобразительному искусству