Рабочая программа для 1-4 классов по технологии

Процесс модернизации отечественной системы образования в последние годы нацелен на устранение формализма в знаниях школьников, развитие умений их творческого применения и воспитание свободно мыслящей ответственной личности. Уроки практического труда (или технологии), согласно утвердившемуся у нас традиционному взгляду, в основном сводится к ремесленно-технологическому образованию, что искусственно ограничивает их реальные образовательные, воспитательные и развивающие возможности. В действительно...
Раздел Технология
Класс 4 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1423


«Утверждаю»______________________

Приказ № ______от________________



Рабочая программа

по образовательной области «Технология»

1-4 класс

на 2014-2015 учебный год





Составитель ПУЗАНОВА М. А.



Москва 2014 год

Концептуальные основы программы


Процесс модернизации отечественной системы образования в последние годы нацелен на устранение формализма в знаниях

школьников, развитие умений их творческого применения и воспитание свободно мыслящей ответственной личности.

Уроки практического труда (или технологии), согласно утвердившемуся у нас традиционному взгляду, в основном сводится к ремесленно-технологическому образованию, что искусственно ограничивает их реальные образовательные, воспитательные и развивающие возможности.

В действительности же эти уроки уникальны и исключительно

важны для общего развития детей, особенно в младшем школь-

ном возрасте. Их специфические возможности в системе общего

образования ярко выражаются в следующих аспектах:

-возможность активизации познавательной деятельности и углубления общего образования (за счёт соединения различных форм познания, видов деятельности и специфической содержательной базы предмета);

- возможность самореализации и социальной адаптации личности (через формирование комплекса социально ценных умений и развитие творчества);

- возможность гармонизации развития личности (на основе более реалистического учёта в образовательном процессе психофизиологических возможностей ребёнка и природных закономерностей развития).

В основе развития обобщений и абстрактного мышления лежит отнюдь не вербальная, а непосредственная практическая деятельность человека, которая является очень актуальной в младшем школьном возрасте. В частности, для успешного формирования новых умственных действий в процесс обучения

необходимо включать действия внешние, материальные. Они дают

возможность невидимые внутренние действия сделать видимыми, показать их содержание учащимся, сделать их понятными.

Уроки технологии, построенные с учётом единства художественного и конструкторского аспектов деятельности, могут занять очень заметное место во всестороннем и гармоничном развитии личности школьников, поскольку оказывают положительное воздействие на разные структуры личности.

Эмоционально-эстетическое развитие на уроках художественного конструирования связано с тем, что учащиеся так или иначе проявляют соответствующее отношение к объектам, условиям, процессу и результатам труда. Выполнение заданий предполагает учёт основ композиции, средств её гармонизации, правил художественной комбинаторики, особенностей художественного стиля.

Если содержание работы школьников строится с учётом определённых художественно-конструкторских правил (законов дизайна), то создаются благоприятные условия для формирования представлений о наиболее гармоничных вещах и среде в целом, для выработки эстетического восприятия и оценки, художественного вкуса.

Духовно-нравственное развитие учащихся на уроках художественного конструирования может быть очень эффективным, если их содержание направить на освоение проблемы гармоничной среды обитания человека, конструируемой по правилам современного дизайна. В этом случае школьники получают устойчивые и систематические представления о достойном человека образе жизни в гармонии с окружающим миром.

Развитию духовности и нравственных принципов в художественно-конструкторской деятельности способствует активное изучение образов и конструкций природных объектов, которые являются неисчерпаемым источником идей для художника-конструктора. Мир вещей возникает из мира природы и существует рядом с ним, и наша программа побуждает детей задуматься о взаимосвязи этих двух миров, о способах их сосуществования.

Важно, что эти вопросы ученики осваивают не на уровне абстрактных идей, а пропуская их через собственный опыт и продуктивную творческую деятельность.

На уроках технологии школьники знакомятся также с народными ремёслами, изучают народные традиции, которые сами по себе имеют огромный нравственный смысл. Они получают знания о том, как в обычных утилитарных предметах повседневного быта в культуре любого народа отражались глубокие и мудрые представ- ления об устройстве мироздания; как гармонична была связь всего уклада жизни человека с жизнью природы; каким высоконрав-ственным было отношение к природе, вещам и т. д.

Физическое развитие на уроках практического труда обусловлено тем, что работа учащихся сочетает в себе умственные и физические действия. Выполнение практических заданий связано с определённой мускульной работой, в результате которой активи-зируются обменные процессы в организме, а вместе с ними - рост

клеток и развитие мускулов. При этом важно учесть, что рост крупных мышц у детей опережает рост мелких, поэтому дети 6-7 лет с трудом держат ручку, неуклюже выполняют различные виды работ, связанные с деятельностью мелкой мускулатуры: письмо, разметку, вырезание фигур и т. д. Кроме того, в этом возрасте у них

ещё не сформировался узел связи предплечья и кисти, поэтому недостаточно развита координация движений руки. Предусмотренные на уроках художественного конструирования практические операции способствуют ускорению и гармонизации физического и общего психофизиологического развития ребёнка.

9

Основные задачи программы:

1. Формирование представлений о гармоничном единстве мира и о месте в нём человека с его искусственно создаваемой предметной средой.

2. Расширение культурного кругозора. Обогащение знаний о культурно-исторических традициях в мире вещей, о материалах и их свойствах, технологиях и правилах создания гармоничного предметного мира.

3. Развитие психических процессов (восприятия, памяти, воображения, мышления, речи) и приёмов умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение и др.).

4. Развитие регулятивной структуры деятельности (включающей целеполагание, прогнозирование, планирование, контроль, коррекцию и оценку действий и результатов деятельности в соответствии с поставленной целью).

5. Развитие сенсомоторных процессов (глазомера, руки и прочих) через формирование практических умений.

6. Развитие созидательных возможностей личности, творческих способностей, интуиции; создание условий для творческой самореализации и формирования мотивации успеха и достижений на основе предметно-преобразующей деятельности.

7. Воспитание трудолюбия, добросовестного и ответственного отношения к выполняемой работе, уважительного отношения к человеку-творцу, умения сотрудничать с другими людьми.

В соответствии с новыми образовательными стандартами по курсу технологии на изучение курса в базисном образовательном плане ГБОУ СОШ № 1423 отводится 1 час в неделю.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

В качестве специфической содержательной базы курса в данной программе предлагается формирование у младших школьников

элементарных знаний и представлений (и соответствующих умений) из области дизайна, однако это не означает нового вида специализации или профориентации учащихся. Как известно, дизайн - это вид человеческой деятельности, направленный на создание удобной и красивой предметной среды. Каждый человек независимо от образа жизни и профессии является «пользователем» этой среды, поскольку он проводит в ней большую часть жизни. В процессе пользования осуществляется и воздействие на среду, и оно может быть более или менее адекватным. Следовательно, элементарные знания и умения из области дизайна следует отнести не к разряду специальных, а именно универсальных (об-щеобразовательных), соответственно, современным школьникам необходимо получить образование в данной области.

Поскольку на уроках практического труда ученики обычно создают вещи для реального применения в жизни, наиболее целесообразно использовать именно эти уроки как образовательную платформу для осмысления мира вещей, или предметной среды. При этом ни в коей мере не имеется в виду вооружение школьников специфическими дизайнерскими знаниями, а тем более заучивание специальной терминологии и освоение соответствующих узкоспециальных видов деятельности. Программа предусмат-ривает лишь формирование правильных представлений о смысле

и красоте вещей, а именно:

-о самых общих правилах и требованиях, которые человек предъявляет к вещам (и которые, следовательно, надо учитывать при их производстве и использовании);

-о взаимосвязи предметного мира с миром природы.

Предлагаемый учебный курс является комплексным и интегрированным в самом глубоком смысле. Он включает как рационально-логические, так и эмоционально-художественные компоненты познавательной деятельности и имеет реальные связи со следующими учебными предметами:

-русский язык (развитие устной речи на основе использования важнейших видов речевой деятельности и основных типов учебных текстов в процессе анализа заданий и обсуждения результатов практической деятельности; описание конструкции изделия, материалов и способов их обработки; повествование о ходе действий и построении плана деятельности; построение логически связных высказываний в рассуждениях, обоснованиях, формулировании выводов);

-литературное чтение (работа с текстовой информацией, восприятие и анализ литературного ряда в целостном процессе создания образа изделия);

-математика (моделирование - преобразование объектов из чувственной формы в модели, воссоздание объектов по модели в материальном виде, мысленная трансформация объектов и проч., выполнение расчётов, вычислений, построение форм с учётом основ геометрии, работа с геометрическими фигурами, телами, именованными числами);

-окружающий мир (рассмотрение и анализ природных форми конструкций как универсального источника инженерно-худо-жественных идей для мастера; природы как источника сырья с учётом экологических проблем, деятельности человека как создателя материально-культурной среды обитания, изучение этно-

культурных традиций);

-изобразительное искусство (использование средств художественной выразительности в целях гармонизации форм и конструкций, изготовление изделий на основе законов и правил декоративно-прикладного искусства и дизайна).

Весь курс обучения представляет собой единую систему взаимосвязанных тем, которые постепенно усложняются от класса к классу (в технологическом и общеобразовательном плане) и при этом раскрывают многообразные связи предметной практической деятельности человека с его историей и культурой, а также с миром природы. Каждый год обучения является ступенью в познании этих связей.

Главным в содержании обучения является именно культурологическая часть: нравственно-эстетический и социально-исторический опыт человечества, отражённый в материальной культуре.

Специальное предметное содержание курса обозначено лишь сквозными линиями, которые проходят через все ступени.

Освоение содержания программы построено по принципу постепенного усложнения и углубления изучаемого материала с сохранением его общеобразовательной сущности. Этот принцип соблюдается в отношении всех составляющих курса:

-технологической (от более простых приёмов и технологий - к более сложным);

-интеллектуальной (от решения более простых конструкторско-технологических и декоративно-художественных задач - к более сложным);

-культурологической (от самых простых знаний и представлений - к более серьёзным обобщениям).

Методической основой организации деятельности школьников на уроке является творческий метод дизайна, поскольку он соединяет в себе как инженерно-конструкторский (т. е. преимущественно рациональный, рассудочно-логический), так и художественно-эстетический (во многом эмоциональный, интуитивный) аспекты.

В соответствии с этим программа ориентируется на системную проектно-конструкторскую деятельность учащихся; основные акценты смещаются с изготовления поделок и механического овладения приёмами работы в сторону проектирования вещей на основе сознательного и творческого использования приёмов и технологий.

При дизайнерском подходе проектная деятельность составляет суть учебной работы и является неотделимой от изучаемого содержания. В соответствии с этим программа органично вписывает творческие задания проектного характера в систематическое освоение содержания курса.

1 КЛАСС. «УМЕЛЫЕ РУКИ»


Первоклассники в процессе изготовления изделий на уроках технологии могут получать первоначальные представления о хо-

роших, грамотно сделанных вещах, однако никакой специальной

работы по формированию дизайнерских знаний и представлений

на этой ступени программой не предусмотрено.

Значительное внимание в данный возрастной период приходится уделять развитию основных психофизиологических и функциональных возможностей детей, на основе которых можно построить их полноценную познавательную деятельность.

В частности, у первоклассников недостаточно развита координация мелких движений руки, поэтому предусмотренная в программе система практических операций способствует ускорению и гармонизации психофизиологического развития ребенка.

Ученики осваивают разные способы обработки материалов, учатся пользоваться простейшими ручными инструментами и выполнять практические операции. Это позволяет развивать основные сенсорные процессы, которые сами по себе являются «входными воротами» всякого познания. При этом не ставится задача дать детям какие-то систематические специальные знания о материалах.

Программа не предусматривает, что ученики должны запомнить, скажем, названия различных сортов бумаги или ткани и проч. - это совершенно не нужно для общего образования и только обременяло бы память малышей. Однако необходимо сформировать у первоклассников своеобразное «чувство материала», без которого невозможна свободная художественно-конструкторская деятельность. Дети постепенно приобретают привычку самостоятельно экспериментировать с материалами, работать творчески и безбоязненно. В то же время следует приучать их к тщательности и аккуратности в выполнении практических операций, формировать

привычку доводить начатое дело до конца.

Очень важно сформировать у детей надёжные практические умения, приёмы действий с простейшими ручными инструментами: научить их правильно работать ножницами; быстро и качественно выполнять разметку с помощью шаблона, линейки, сгибанием; аккуратно и правильно работать с клеем и проч. Выработанные на данном этапе приёмы работы, культура практического труда, организованность, привычка к порядку позволят в дальнейшем решать настоящие поисковые, творческие задачи, не отвлекаясь на эти технические «мелочи».

ОСНОВНЫЕ СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ КОМПОНЕНТЫ ПРОГРАММЫ ПЕРВОГО КЛАССА

Культура и организация труда

Своевременная и правильная подготовка к уроку необходимых материалов, инструментов и приспособлений; правильное размещение их на рабочем месте. Поддержание порядка на рабочем

месте в течение урока. Уборка рабочих мест в конце урока. Правила безопасной работы с ножницами и иглой. Использование макулатуры при работе с клеем.

Приёмы обработки различных поделочных материалов

Обработка бумаги и картона (сгибание, скручивание, обры-

вание, разрезание, сминание); лепка из пластилина и фольги; ра-

бота с природными и разными утилизированными материалами;

соединение деталей при помощи клея; сборка изделий из деталей

«Конструктора»; витьё и плетение из волокнистых материалов;

пришивание пуговиц.

Работа с простейшими ручными инструментами

Приёмы работы с карандашом, ножницами, иглой, стекой,

фальцовкой (гладилкой).

18

Приёмы и правила разметки деталей

Разметка сгибанием, по шаблону, на глаз и от руки. Экономное

расходование материалов при разметке.

Информационно-познавательные умения, развитие познавательной самостоятельности и умения работать под руководством учителя

Восприятие, оценка, анализ информации при работе с учеб-

ником и другими учебно_дидактическими материалами (рисунки,

схемы, инструкции и проч.). Организация работы в соответствии

с поставленной задачей и учебной информацией.

Наблюдения и опыты в 1 классе: простейшие опыты по механической обработке различных материалов (бумаги разных

сортов, фольги, пластилина, теста, засушенных листьев и др.) и

наблюдение их конструктивно-технологических и декоративно-

художественных свойств (хрупкость, вязкость, пластичность, лип-

кость, сухость, способность к деформации и сохранению формы

и проч.); рассматривание устройства и образов объектов природы

и окружающего мира (форма и окраска цветов, листьев, грибов,

птиц, снежинок, животных, насекомых; осенний, зимний и весен-

ний пейзажи; букеты; салют; закладки, открытки и т. д.); сравне-

ние различных способов обработки материалов.

Логические задачи, задания на пространственное мышление:

аппликации из геометрических фигур, разрезные картинки; достраивание симметричных форм; трансформация плоского лис-

та в объёмную форму; поиск закономерности в конструировании

форм и изображений.


УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 1 КЛАСС.



Наименование разделов и тем

Количество часов

Бумагопластика.

7

1

Вводное занятие. ТБ при работе.

1

2

Обработка бумаги. Сгибание. Свинка.

1

3

Бумагопластика. Разрезание, сминание, сгибание. Складывание простых форм из бумаги.

Собачка.

1

4

Составление композиции из сложенных форм.

1

5-6-7

Изготовление квадрата сгибанием. Складывание простых форм.

Колосок, люпин.

3

Работа с хрупкими материалами.

3

7

Образы осени.

Работа с хрупким материалом.

1

8-9

Работа с яичной скорлупой.

2

Поднимаемся по ступенькам мастерства.

5

10-11

Разметка по шаблону. Выполнение композиции с использованием шаблонов.

«Снеговик»

2

12

Размечаем по линейке и сгибанием. Конструирование по образцу из бумажных полос. Прямолинейное разрезание.

Цепь для елки

1

13

Конструируем ребристые игрушки.

Подвеска из квадратов и сердечек

1

14

Выполнение композиции с использованием шаблонов. Наклеивание бумаги малой площади на большую.

Елка.

1

Симметричное вырезание из бумаги.

3

15-16

Использование шаблонов. Составление геометрических композиций.

Кошка и собака.

2

17

Вырезание по прямолинейному и криволинейному контуру.

Снежинки.

1

Учимся сгибать картон и плотную бумагу.

2

18

Способы сгибания картона.

1

19

Как оформить выполненную работу.

Открытки.

1

Работа с пластилином

3

20

Пластилин и его свойства.

1

21

Использование стек.

Елочка.

1

22

Выполнение композиции.

Зимний лес.

1

Работа с нитками.

5

23

Выполнение кисточек из ниток.

1

24

Закладки.

1

25

Работа с трафаретами.

1

26

Звездочка. Мой портрет.

1

27

Оформление работы.

1

Разные образы и разные способы работы.

7

28

Техника рваной аппликации.

1

29

Букет в вазе.

1

30

Работа по образцу - выполнение геометрической композиции.

1

31

Работа с трафаретами.

1

32

Выполнение работы с использованием шаблонов.

1

33

Аппликация-задача «Птица»

1

34

Итоговое занятие.

1

К концу первого класса учащиеся должны

знать:

- основные требования культуры труда (о необходимости

своевременной подготовки и уборки рабочего места, поддержания

порядка на рабочем месте в течение урока; об использовании макулатуры при работе с клеем);

- правила безопасной работы с ножницами;

- правила рациональной разметки деталей на бумаге (размет-

ка на изнаночной стороне материала; экономия материала при

разметке);

- назначение шаблона, стеки, гладилки;

- правила вырезания детали ножницами из листа бумаги

уметь:

- соблюдать культуру труда и технику безопасности при работе над изделиями;

- использовать правила и приёмы рациональной разметки;

- выполнять разметку сгибанием, по шаблону, на глаз и

от руки;

- аккуратно и ровно сгибать бумагу;

- аккуратно вырезать детали из бумаги по прямолинейному и

криволинейному контуру;

- аккуратно и точно выкраивать детали из бумаги способом

обрывания;

- аккуратно, быстро и равномерно наносить клей и приклеивать детали из бумаги;

- аккуратно наклеивать засушенные листья и цветы на плотную бумагу;

- выполнять простые формы и конструкции из пластилина,

пользоваться стекой;

- выполнять комбинированные работы из разных мате-

риалов;

- самостоятельно подбирать материал, выбирать и осуществлять наиболее подходящие приёмы практической работы, соответствующие заданию;

- воспринимать инструкцию (устную или графическую) и

действовать в соответствии с инструкцией;

- внимательно рассматривать и анализировать простые по

конструкции образцы и находить адекватные способы работы по

их воссозданию;

- устанавливать несложные логические взаимосвязи в форме

и расположении отдельных деталей конструкции и находить адек-

ватные способы работы по её созданию;

- создавать в воображении несложный художественный замысел, соответствующий поставленной задаче, и находить адекватные способы его практического воплощения.

2 КЛАСС. «ЧУДЕСНАЯ МАСТЕРСКАЯ»

Программа второго класса является началом формирования у

школьников элементарных основополагающих знаний и представлений из области дизайна, а также предполагает их более широкое приобщение к творческой проектно-конструкторской деятельности. На конкретных примерах второклассники знакомятся с основным принципом дизайна: красивая вещь та, которая подходит к обстановке и к условиям использования. Кроме того, они получают первоначальные представления о том, что вещь неразрывно связана со своим «пользователем» и несёт о нём определённую информацию.

Все эти знания не должны рассматриваться как самоцель.

Главная задача учителя состоит не в заучивании специальных тер-минов и формулировок, а в том, чтобы постепенно формировать у учеников сознательное отношение к вещи и бытовой среде в целом.

Основной принцип дизайна (функциональная целесообразность + художественная выразительность) дети сначала осваивают в процессе решения специальных задач, выполняемых в рамках комплексных практических заданий. Большая часть таких задач включается в работу по проектированию вещей с ярко выражен-ным характером и точно определённой областью функциониро-вания.

Во втором классе также берёт начало одна из важнейших линий,

проходящих далее через весь курс: школьники получают представление о традициях в мире вещей и знакомятся с основами

народной эстетики.

Общим является, например, то, что любая вещь в народном быту занимает строго определённое место, имеет духовный (магический) смысл и создается по строгим канонам (правилам), а не по личному вкусу мастера.

Во втором классе ученики получают также представление о некоторых наиболее ярких конструктивно-художественных идеях природы и о том, что человек в создании своего предмет-ного мира заимствует у природы эти идеи. Например, симметрия и асимметрия, ритм элементов относятся к таким замыслам природы, которые позволяют ей создавать гармоничные формы и конструкции.

Продолжается работа по освоению новых материалов и способов их обработки, расширению и детализации сенсорного опыта, развитию психофизиологических процессов и приёмов умственной деятельности, моторики, координации движений, глазомера, точности действий и аккуратности, воспитанию культуры и организации труда.

ОСНОВНЫЕ СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ КОМПОНЕНТЫ ПРОГРАММЫ ВТОРОГО КЛАССА

О чём рассказывают наши вещи

Передача характера и выражение настроения в вещах и пред-метной среде. Единство функциональной и эстетической стороны

в вещах. Конструкция вещи, её связь с назначением.

Любуемся природой, учимся у природы

Образы и конструкции природы и изделия человека; ритм, симметрия и асимметрия в природе и в художественной компози-

ции. Симметричные и асимметричные формы и композиции.

Учимся у народных мастеров

Старинные обычаи и обряды, место вещей в этих обрядах.

Связь человека и природы через вещи. Символическое значение

вещи. Изготовление весеннего обрядового печенья. Лепка и рос-

пись игрушки по мотивам изделий народных мастеров. Куклы из

волокнистых материалов.

Новые материалы и технологии. Чертёжно-графическая

грамота

Разметка прямоугольника с помощью линейки от двух прямых углов (на листе прямоугольной формы). Разметка сгибанием. Знакомство с развёрткой и чертежом развёртки; условные

обозначения (линия контура или разреза; линия сгиба; выносная

и размерная линии; место нанесения клея). Условные обозначения в схемах оригами. Полотняное переплетение нитей в ткани.

Швы «вперёд иголку» и «через край». Разметка ткани по шаблону

и способом продёргивания нити. Барельеф; технология выполнения барельефа. Лепка фигуры из целого куска. Элементарные основы композиции: соразмерность, симметрия и асимметрия, ритм, передача движения (фронтальные, объёмные и глубинно-

пространственные композиции, аппликация, «лесная скульптура»). Оригами.

Организация и культура труда

Изготовление приспособлений для удобной работы.

Наблюдения и опыты во 2 классе: рассматривание объектов

природы на предмет наличия симметрии и асимметрии, ритма элементов в их конструкциях; рассматривание плоских и объёмных объектов природы, поиск новых образов и образного сходства

в формах различных объектов (на основе ассоциативно-образного

мышления); сравнение бумаги и ткани в операциях разрезания и

сгибания; рассматривание тканей с полотняным переплетением

нитей; продёргивание нитей в тканях с полотняным переплетением.

Изучение образцов дизайна и декоративно-прикладного искусства: оригами; фронтальные и объёмно-пространственные композиции из природных материалов; аппликация; мозаика; скульптура; барельеф; посуда; вазы; украшения; упаковка; поздравительные открытки; объекты архитектуры; вышивка; предметы народного искусства (весеннее обрядовое печенье, глиняная игрушка, куклы из соломки, птица из щепы).

Логические задачи и задания на пространственное мышление:

мысленная трансформация плоской развертки в объёмное изде-

лие и наоборот; мысленная трансформация сложенной симмет-

ричной заготовки в развёрнутое изделие и наоборот; вычисление

размеров заготовки по объёмному образцу и наоборот (вычис-

ление размеров изделия по его развёртке); вычисление размеров

деталей изделия в соответствии с обозначенными условиями; вы-

деление в чертеже развёртки соответствующих конструктивных

частей изделия; определение пропущенных операций в инструк-

ции; самостоятельный поиск способов получения нужной фор-

мы; внесение изменений и дополнений в конструкцию изделия

в соответствии с поставленной задачей или новыми условиями

использования вещи.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 2 КЛАСС.


Наименование разделов и тем

Количество часов

1

2

3

Дело мастера боится.

8

1

Вводное занятие. ТБ при работе.

Изготовление прямоугольника способом сгибания.

1

2-3

Разметка прямоугольника с помощью линейки. Подставка для кисти

2

4-5

Разметка деталей из бумаги способом сгибания. Бабочки

2

6-8

Симметрия и ассиметрия.

Вырезание симметричных форм.

Оси симметрии

3

О чем рассказывают вещи. Скоро Новый Год.

8

9-10

Бумагопластика.

Образ и конструкция открытки.

Новогодняя открытка.

2

11-12

Конструирование объемных форм. Фонарик.

Звезды из полос.

2

13

Конструирование на основе симметричного вырезания. Гирлянда без клея

1

14-15

Стилевое единство.Конструирование на основе готовой формы.

Коробочка

2

16

Комбинированная работа.

Подвески.

1

Мастер учится у мастеров.

8

17-18-19

Символика в вещах.

Глиняная игрушка.

Птица из ниток.

Кукла.

3

20-21-22-23-24

Работа с тканью.

Полотняное переплетение.

Разметка продергиванием.

Шов «вперед иголку».

Разметка с припуском.

Смешанная техника.

Дорожная игольница.

Салфетка с бахромой.

Декоративная игольница

5

Природа и фантазия в изделиях

9

25-26

Формы природы в вещах

2

27-28

Композиция.

Мозаичная работа.

2

29-30

Работа с пластилином.

Барельефы.

2

31-32-33

Декоративное конструирование.

Игрушки на основе спичечных коробков

3

34

Итоговое занятие.

1

К концу второго класса учащиеся должны

знать:

- что такое развёртка объёмного изделия;

- условные обозначения, используемые в технических рисунках, чертежах и эскизах развёрток;

- что такое композиция;

- что такое симметрия (асимметрия) и ритм в форме и конструкции предметов, каков их конструктивный и эстетический смысл;

- как выглядит полотняное переплетение нитей в ткани;

- что разметку деталей прямоугольной формы на ткани с полотняным переплетением нитей удобнее всего выполнять способом продёргивания нити;

- швы «вперёд иголку»;

иметь представление:

- о том, что вещи должны подходить окружающей обстановке

и характеру и облику своего хозяина;

- о том, что в разных условиях использования одна и та же по своей функции вещь будет иметь разное устройство и разный внешний вид;

- о том, что в народном быту вещи имели не только практический смысл, но ещё и магическое значение, а потому изготавливались строго по правилам;

- о символическом значении образов и узоров в некоторых произведениях народного искусства;

- о том, что природа является источником для создания чело-

веком образов и конструкций;

- о технологических и декоративно-художественных различиях аппликации и мозаики;

уметь:

- с помощью линейки строить прямоугольник от двух прямых

углов; чертить простые развёртки;

- читать технический рисунок и схему с учётом условных

обозначений и выполнять по ним работу;

- выполнять несложные расчёты размеров деталей изделия;

- выполнять построение квадрата на прямоугольном листе

бумаги способом сгибания;

- лепить круглую скульптуру из целого куска, пользоваться

специальной палочкой и стекой;

- выполнять изображения в технике барельефа

- изготавливать несложные фигуры из бумаги в технике

оригами;

- выполнять разметку и бахрому на ткани способом продёргивания нитей;

- выполнять разметку на ткани по шаблону; выкраивать детали из ткани;

- выполнять швы «вперёд иголку» и «через край»;

- создавать простые фронтальные и объёмные композиции;

- анализировать конструкцию изделия и выполнять работу по

образцу;

- вносить изменения и дополнения в конструкцию в соответствии с поставленными условиями;

- придумывать и выполнять несложное оформление изделия

3 КЛАСС. «НАШ РУКОТВОРНЫЙ МИР»


Основная проблема, рассматриваемая в программе третьего

класса, - «человек - предмет - среда». Дальнейшее ознакомление

с некоторыми новыми правилами дизайна строится на осмыслении духовно-психологического содержания предметного мира и его единства с миром природы.

Внимание детей заостряется на положении о первичности мира природы по отношению к рукотворной среде; ещё раз предлагается внимательно присмотреться к удивительно гармоничному устройству самых привычных и обыденных предметов природы.

Главные вопросы собственно дизайнерской линии на данном

этапе обучения - это вопросы о стиле проектируемых вещей и

их стилевом единстве. Проблема неразрывной связи предмета со

средой становится объектом специального осмысления.

При проведении с детьми художественно-конструкторского

анализа изделий учитель в соответствии с конкретными темами

обращает их внимание и на другие, более частные требования:

композиционную целостность и пропорциональность отдельных

частей в предмете (основные закономерности гармонии); функциональность (степень соответствия формы, цвета, материала, декора основным функциям изделия); технологичность (лаконичность конструкции, адекватность способов работы).

ОСНОВНЫЕ СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ КОМПОНЕНТЫ ПРОГРАММЫ ТРЕТЬЕГО КЛАССА

Формы природы и форма вещей

Изучение и анализ форм природы, их переосмысление в декоративно-художественных изделиях и предметах бытового

назначения. Элементы бионики в изготовлении вещей с опре-делёнными конструктивными и декоративными свойствами.

Композиции из природных форм; передача природных форм образов в различных материалах; коллажи на темы природы; оригами, образы животных; лепка животных по наблюдениям.

Стилизация природных форм в бытовых вещах: подбор декора

к изделию в соответствии с его формой на основе стилизации рас-

тительных и других природных мотивов.

Характер и настроение вещи. Гармония вещей

Целесообразность формы и декора в предметах быта. Проектирование вещей определённого назначения с учётом конкретных закономерностей и основных принципов дизайна

Пригласительные билеты, поздравительные открытки; убран-

ство праздничного стола (салфетки, посуда и проч.); украшения

для ёлки и для интерьера: игрушки, упаковки для подарков (конс-

труирование, стилизация, комбинированная работа); обложка для

книги (ткань, аппликация); записная книжка определённого назначения (простой переплёт).

Основные принципы и конкретные примеры стилевой гармонии. Варианты стилевого объединения в вещах (комплекты предметов интерьера: кухонный комплект, сервиз, комплект украшений).

Новые материалы и технологии

Новые приёмы разметки: работа с циркулем (построение окружности, развёртки пирамиды, построение форм на основе

круга); построение прямоугольника с помощью угольника; ком-

бинированное построение развёрток с использованием разных

инструментов.

Новые приёмы обработки ткани и новые технологии шитья:

изготовление выкройки; раскрой парных деталей с припуском и

без припуска; швы «назад иголку», стебельчатый, тамбурный.

Технология переплёта. Простой переплёт (книжка-тетрадь в

мягкой обложке).

Изготовление изделий из бисера. Чтение и составление простейших схем.

Комбинаторика в формообразовании. Использование модулей

в формообразовании предметов.

Наблюдения и опыты в третьем классе: аналогии в формах

и конструкциях природы и созданиях человека (птица - самолёт,

рыба - подводная лодка, колючки репейника - застёжка-«репей-

ник» и проч.); упорядоченное и строго закономерное строение

объектов природы в соответствии с универсальными законами

(семена в корзинке подсолнуха, чешуйки шишек, рыб, лепестки и

листья растений и проч.); целесообразность и красота этих закономерностей; наблюдение и изучение форм животных,растений

для последующего использования их в изделиях.

Изучение образцов дизайна и декоративно-прикладного искусства: коллажи; посуда на основе стилизованных природных форм; декоративные предметы интерьера; декоративные игрушки

и малая бытовая скульптура; стилизованные открытки и упаковки

для подарков; комплекты предметов для кухни; сервизы; записные

книжки; силуэтные изображения; изделия из бисера; эстампы.

Логические задачи и задания на пространственное мышление:

аналогичны таким же задачам для 2-го класса, но выполняются на

более сложном материале и более сложных конструкциях.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 3 КЛАСС.


Наименование разделов и тем

Количество часов

1

2

3

Формы и образы природы

6

1

Вводное занятие. ТБ при работе.

1

2-3

Образ природы в творениях человека. Сказочная птица - аппликация, выполнение работ в технике оригами

2

4-5-6

Вырезание узора с повторяющимся раппортом. Силуэты

3

Вещи и настроение.

11




7-8

-9-10-

11.

Передача характера и настроения в конструкции и декоре вещей. Открытка с «окошком».

Фигурные открытки.

Настольная карточка.

2



2


1

12-13.

Бумагопластика. Дед Мороз и Снегурочка

2

14-15.

Работа с циркулем. Приемы построения. Фонарик.

2

16-17.

Единство вещи и упаковки. «Домик» для новогоднего подарка

2

Гармония стиля.

9

18-

19

20

21

22

Работа с тканью.

Разметка парных деталей.

Соединение.

Выполнение отделочных элементов. Прихватка для горячей посуды.

5

23-

24

25

26

Конструкция и образ записной книжки.

Виды переплетов.

Оформление. Монограммы. Записная книжка с простым переплетом.

4

От мира природы к миру вещей.

7

27-28.

Работа с пластилином.

Стилизация вещей. Чудо-посуда. Лепка вазы. Роспись (узор)

2

29-30-31

Изделия из бисера. Цветы.

3

32.

Подготовка к обобщающему уроку. Оформление готовых изделий.

1

33.

Итоговое занятие. Выставка.

1

1час -резервное занятие

К концу третьего года обучения учащиеся должны

знать:

- что мир природы первичен по отношению к искусственно

созданному миру вещей;

- что в создании предметного мира человек многое заимствовал из природных конструкций, но очень многое ещё осталось им не раскрытым;

- что при изготовлении бытовых вещей на основе природных

форм эти формы должны быть переработаны и изменены в соответствии с новой функцией - иначе впечатление от вещи будет

нехудожественным и неприятным;

- что вещи, окружающие человека, обла дают определённым

«характером» и «настроением», которое выражается в их форме и

отделке;

- что выбор вещей определяется стилем (каждая вещь должна

соответствовать общей обстановке);

- что с помощью циркуля можно выполнить точные построения геометрических форм;

- что такое силуэтное изображение; что такое эстамп;

иметь представление:

- о бионике как науке, использующей для решения технико-технологических задач «конструктивные изобретения» природы;

- о значении изучения природных форм и конструкций для конструирования человеком рукотворного мира;

- о том, что для каждой вещи, создаваемой и используемой

человеком, существует одно общее требование: она должна быть

одновременно удобной в использовании и выразительной внешне

(т. е. соответствовать формуле «красота + польза»);

- о том, что вычурность в конструкции и отделке вещи сужает

область её применения; универсальные вещи отличаются строгостью и простотой

- о приёмах стилизации природных форм в вещах;

уметь:

- выполнять построение и разметку фигур с помощью циркуля;

- выполнять построение прямоугольника с помощью угольника и линейки;

- оценивать целесообразность конструкции и внешнего вида

изделия;

- выполнять швы «назад иголку», стебельчатый, «вперед иголколй»;

- изготавливать изделия из бисера по простым схемам;

- придумывать и изготавливать несложные комплекты изделий по принципу стилевой гармонии;

- изготавливать изделия из различных пластических материалов;

- использовать комбинированные техники в соответствии с

конструктивной или декоративно-художественной задачей.

4 КЛАСС. «СЕКРЕТЫ МАСТЕРОВ»

Главным стержнем программы четвёртого года обучения явля-

ется проблема социально-исторического и духовно-эстети-

ческого смысла мира вещей. Знания и умения, накопленные

учениками за предыдущий период, не просто дополняются; они

систематизируются и обобщаются - в результате у школьников

формируется более полное представление о значении продуктивной практической деятельности человека, а также более осмысленное отношение к предметному миру как части человеческой

культуры.

На разнообразных примерах школьники убеждаются, что материальная среда, создаваемая людьми для своего удобства, всег-

да несёт в себе отпечаток конкретного исторического времени,

социального опыта и духовных устремлений человека.

30

При этом основы понимания исторической и социальной ин-

формации, заложенной в вещах, формируются у детей не в ходе

общих рассуждений, а в процессе восприятия наглядных фактов.

На конкретных примерах, изучая и изготавливая главным образом знакомые предметы, ученики убеждаются, что появление этих

предметов в жизни людей имеет свои причины, оно закономерно.

Форма, цвет, декор, материал - всё имеет глубокий и даже глубинный смысл. Традиции и каноны, в соответствии с которыми действуют мастера, сохранились с давних времён и продиктованы, как правило, сложным комплексом знаний. Понимание цен-

ности предшествующих культур и бережное отношение к ним не

должно противоречить творческому стремлению к постоянному

поиску нового. В связи с этим важно продемонстрировать детям

возможные корректные сочетания подражательной и творческой

деятельности.

В итоговой части изучения курса программа предлагает ещё раз

специально обратить внимание детей на то, что существует общая

логика развития отдельных ремёсел и предметного мира в целом.

В соответствии с этой логикой древние традиции изготовления изделий получают новое звучание в современных условиях. В этот

учебный период проектно-художественная деятельность учащихся

обращена к более детальному ознакомлению с художественными

ремёслами наших дней. При конструировании собственных изде-

лий они снова обращаются к той историко-эстетической инфор-

мации, которая лежит в основе предметной деятельности современного человека.

ОСНОВНЫЕ СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ КОМПОНЕНТЫ ПРОГРАММЫ ЧЕТВЕРТОГО КЛАССА

Историческая информативность мира вещей

Понятие об исторической значимости предметной среды. История некоторых ремёсел и их культурная сущность. Общее и особенное в вещах различных эпох и разных народов. Отражение в бытовых предметах представлений человека о единстве мира вещей и мира природы.

Архитектурная и бытовая керамика (лепка и роспись сосуда по

древним мотивам с использованием древней символики и орнаментов; лепка и роспись изразца); старинные техники плетения: плетение из бересты, щепы, лыка (или имитация этих материалов); изготовление украшений с использованием древней магической символики.

Традиции и современность

Развитие традиционных знаний и технологий в современных

условиях. Творческое использование известных и новых способов

работы. Повторение и обобщение знаний о народных традициях в

художественных ремёслах. Рукоделие в духе народных традиций:

лепка, вязание, вышивка, шитьё. Природные образы, формы и

конструкции в современных художественных ремёслах.

Новые материалы и технологии

Изучение и освоение новых материалов, инструментов и способов работы, ознакомление с неизвестными ранее декоративно-

художественными эффектами.

Бисероплетение; окантовка картона, жёсткий переплёт; сложные формы из волокнистых материалов; вязание крючком; новые

виды стежков и швов (петельный, «козлик»); аппликация из со-

ломки; простейшие приёмы обработки металла (тис-

нение по фольге, работа с проволокой и проч.). Сложные виды

бумагопластики. Развёртки геометрических тел: куб, тетраэдр, ок-

таэдр (декоративная упаковка или елочная игрушка); комбиниро-

вание геометрических тел и развёрток в изделиях (маски, упаков-

ки, открытки, игрушки).

Наблюдения и опыты, а также логические задачи и задания на

пространственное мышление в четвёртом классе строятся в соответствии с обозначенным выше программным содержанием. Они во многом аналогичны тому, что было во 2-м и 3-м классах, но выполняются на более сложном материале.

Изучение образцов дизайна и декоративно-прикладного искусства: предметы современного и старинного быта; керамика, изразцы; плетёные изделия из лозы, бересты, щепы и проч.; украшения; предметы бумажной пластики; художественные открытки, упаковка; вязаные и вышитые изделия; народная глиняная игрушка; изделия из соломки; чеканка по металлу.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 4 КЛАСС.


Наименование разделов и тем

Количество часов

1

2

3

Из глубины веков - до наших дней

9

1.

Вводное занятие. ТБ при работе. Анализ материалов учебника.

1

2-3.

Керамика в культуре народов.

Символика в вещах. Сосуд с магическим орна-ментом.

2

4-5.

Архитектурная керамика. Изразцы. Декоративная плитка.

2

6-7.

Плетение из бересты, лыка, бумаг. Короб.

2

8-9.

Магия вещей. Украшения. Ожерелья и браслеты. Бисер.

2

Традиции мастеров в изделиях для праздника.

7

10-11.

Бумагопластика. Маски.

2

12.

Обряды и традиции. Святки. Рисунок обрядового печенья.

1

13-

14

-15

-16

Конструирование объемных изделий из бумаги. Гофрированные подвески.

Открытки без и с каркасом.

4

Зимнее рукоделие.

12

17-

18-19-20

Петельный шов. Образец шва.

Мартинички

4

21-

22-23

Шов «козлик» Закладка.

3

24-25

Окантовка картона. Жесткий переплет. Обложка для проездного билета.

2

26-27-28

Ремонтные работы. Выполнение книжки с жестким переплетом

3

Традиции и современность.

5

29-30.

Игрушки знакомые и новые. Лепка.Роспись.

2

31-33.

Соломенных дел мастер. Аппликация. Игрушки из волокни-стого состава.

3

34.

Итоговое занятие. Выставка.

1

К концу четвёртого класса учащиеся должны

знать:

- о том, что вещи заключают в себе историческую и культур-

ную информацию (т. е. могут рассказать о некоторых особеннос-

тях своего времени и о людях, которые использовали эти вещи);

- о том, что мир вещей развивается в соответствии с историческими традициями, т. е. закономерно;

- наиболее распространённые традиционные правила и символы, которые исторически использовались в вещах (упорядочен-

ность формы и отделки, знаки Солнца, Земли и Воды в форме и

декоре бытовых вещей);

- швы (петельный и «козлик»);

иметь представление:

- о значении продуктивной практической деятельности чело-

века в жизни, культуре, истории человечества;

- о требованиях и правилах, по которым создаётся гармоничная рукотворная среда обитания человека; о многообразии универсального дизайнерского принципа (единства в вещах функциональной целесообразности и внешней выразительности);

- о социально-историческом и духовно-эстетическом смысле

мира вещей, ценности существующих в нем культурных традиций;

- о гармонии окружающей предметной среды и её связи с ми-

ром природы;

- об утилитарно-конструктивных и декоративно-художест-

венных возможностях различных материалов;

уметь:

- выполнять швы петельный и «козлик», использовать их для

решения декоративно-художественных задач;

- изготавливать аппликацию из соломки; выполнять несложную чеканку по мягкому металлу;

- выполнять более сложные виды бумажной пластики;

- выполнять изделия в техниках плетения из полос и бисероплетения с учётом народных традиций;

- выполнять окантовку картонных заготовок бумагой, изготавливать жёсткий переплёт упрощённого вида;

- обрабатывать различные материалы соответствующими

способами;

- творчески использовать декоративные и конструктивные

свойства формы, материала, цвета для решения конкретных конструкторских или художественных задач;

- читать простую технико-технологическую документацию

(эскиз, чертёж, схему и проч.) и работать по ней;

- самостоятельно анализировать конструкцию изделия и воссоздавать его по образцу;

- выдвигать несложную проектную идею в соответствии с

поставленной целью




ПЕРЕЧЕНЬ ЛИТЕРАТУРЫ

1.Н.М. Конышева Технология 1 класс Ассоциация 21 век 2012г.

2. Н.М. Конышева Технология 2 класс Ассоциация 21 век2012г.

3.Н.М. Конышева Технология 3 класс Ассоциация 21 век2012г.

4.Н.М. Конышева Технология 4 класс Ассоциация 21 век2012г.

5. Рабочие тетради № 1 и №2. Технология 1 класс Ассоциация 21 век 2012г.

6.Рабочие тетради № 1 и №2. Технология 2 класс Ассоциация 21 век 2012г.

7.Рабочие тетради № 1 и №2. Технология 3 класс Ассоциация 21 век 2012г.

8.Рабочие тетради № 1 и №2. Технология 4 класс Ассоциация 21 век 2012г.

9. Методические рекомендации для учителя. Ассоциация 21 век 2012г.



© 2010-2022