Программа по внеурочной деятельности Прикладное творчество

Раздел Технология
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка

Программа «Прикладное творчество» для 5 класса, составлена на основании Основной образовательной программы муниципального автономного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №12 Щелковского муниципального района Московской области.

При составлении программы была использована литература М.Максимова, М.Кузьмина «Лоскутики», ЗАО «Издательство Эксмо-Пресс», 2004 г. и М.Максимова, М.Кузьмина «Школа рукоделия», ЗАО «Издательство Эксмо-Пресс», 2001 г.- 232с.

Программа является целостным интегрированным курсом, сохраняет традиции российской школы, в области изобразительного искусства и трудового обучения, включает основы художественного изображения, учитывает психологические закономерности формирования общих трудовых и специальных знаний и умений, а также возрастные особенности учащихся.

Отличительными особенностями являются:

1.Определение видов организации деятельности учащихся, направленных на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного курса.

2. В основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты.

3.Ценностные ориентации организации деятельности предполагают уровневую оценку в достижении планируемых результатов.

4.Достижения планируемых результатов отслеживаются в рамках внутренней системы оценки: педагогом, администрацией, психологом.

По ходу занятий обучающиеся посещают музеи, выстав­ки, мастерские художников, обсуж­дают особенности исполнительского мастерства профессиона­лов, знакомятся со специальной литературой, раскрывающей секреты творческой работы. Итоги занятий могут быть подведены в форме отчётной выставки мастеров народных промыслов и ремёсел, с приглашением родителей детей, друзей, педагогов.

Цель программы состоит в том, чтобы дать возможность детям проявить себя, творчески раскрыться в декоративно-прикладном искусстве
Активная творческая деятельность учащихся обеспечивается интеграцией уроков искусства и художественного труда на основе народных традиций путем раскрытия разнообразных связей искусства с жизнью.
Учащиеся учатся видеть и ценить мир. Учатся понимать традиции и особенности своего региона, получать необходимую информацию об объекте деятельности, используя рисунки и эскизы, простейшие чертежи и схемы, инструкционные и

технологические карты, использовать различные источники информации, в том числе и сеть Интернет.

Задачи программы:

  • научить делать различные поделки в разных техниках и использовать их для игровых ситуаций, обогащая игровой опыт детей;

  • развивать конструктивное мышление и сообразительность;

  • прививать настойчивость в достижении цели;

  • обогащать и активизировать словарный запас;

  • вырабатывать навыки пользования чертежными и измерительными инструментами;

  • формировать умение работать ножницами, иглой, спицами;

  • научить экономному и разумному использованию материалов;

  • тренировать внимание, память, координацию движений, воображение;

  • создать ситуацию успешности и положительного взаимоотношения в группе;

  • учить самоанализу и умению оценить чужие успехи.

  • способствовать формированию образного мышления, творческого воображения,

Место учебного предмета в учебном плане.

Учебный план содержит план внеурочной деятельности 5 класса содержащий направления:

  • Духовно-нравственное

  • Спортивно-оздоровительное

  • Социальное

  • Общекультурное

  • Общеинтелектуальное

Данная рабочая программа отражает общекультурное направления внеурочной деятельности и представлена кружком «Прикладное творчество». Занятия проходят во внеурочное время один раз в неделю, 34 часа в год.

Содержание программы

Программа включает в себя предметные линии, охватывающие все направления взаимодействия человека с окружающим миром, с учётом психофизиологических особенностей развития детей школьного возраста.
Каждая линия представляет собой независимую единицу содержания технологического образования и включает информацию о видах и свойствах определённых материалов, видах изобразительного искусства и другую информацию, направленную на достижение определённых дидактических целей.
По каждой линии определено содержание теоретических сведений, практических работ и объектов труда, обеспечивающих усвоение школьниками начального опыта различных видов деятельности.

1. Вводное занятие

Вводное занятие. Знакомство с произведениями народных художественных промыслов, традиционного крестьянского искусства и современного декоративного искусства. Техника безопасности при работе с природным материалом.

Экскурсия в местный краеведческий или художественный музей для ознакомления со старинной утварью, с вышивка­ми, кружевами и другими образцами народного творчества.

Практическая работа: посещение музеев.

2. Работа с бумагой

Порядок создания занимательных орнаментов из бумаги в виде технике «печворк»: разработка цветных схем для дальнейшей работы с тканью и др. Проведение конкурса.

Практическая работа: выполнение творческих работ в технике бумажной пластики.

3. Работа с различными тканями

Понятие о мягкой игрушке. Народные традиции в изго­товлении игрушек. Игрушка «Зайчик на пальчик». Знакомство с различными образцами мяг­кой игрушки. Порядок проектирования мягкой игрушки. Подбор материала для изготовления мягкой игрушки. Техно­логия кройки заготовки различных деталей мягкой игрушки. Изготовление прихваток в стиле «печворк».

Практическая работа: освоение безопасных приёмов работы со швейной иглой при работе на электрической швей­ной машинке; ознакомление с возможным цветовым оформ­лением мягкой игрушки.

4. Аппликация

Знакомство с разными техниками аппликации, а также с различными материалами, используе­мыми в данном виде прикладного искусства. Знакомство с техникой обрывной аппликации, в работе над которой боль­шое значение имеет сторона, по которой обрывается бумага. В технике «вырезанная аппликация» дети осваивают приём работы с ножницами разной величины, учатся получать плав­ную линию. Знакомство с другими материалами, например с засушенными цветами и травами, что будет способствовать развитию художественного вкуса, умения видеть различные оттенки цвета и особенности фактуры. Работа с необычными материалами, например с мешковиной, из которой составляют­ся сначала простые композиции типа орнаментов и узоров, а затем более сложные тематические композиции.

Практическая работа: изучение выразительности гото­вых цветовых эталонов; работа с засушенными цветами, листьями, травами, мешковины, ткани (создание простых композиций).

5. Изонить

История художественной культуры русского народа и нитяной графики, изонити, ниточного дизайна. Знакомство с работами мастеров родного поселка.. Профессия вышивальщица. Техника изонити. Основные приемы работы в технике изонити. Заполнение угла. Заполнение окружности Заполнение дуги. Последовательность выполнения работы и оформление закладок для книг. Основы цветоведения. Понятие композиции.

Практическая работа Изготовление закладки. Рисунок в технике основного приема изонити: заполнение угла

7. Макраме. История художественной культуры русского народа и нитяной графики. Знакомство с работами мастеров родного поселка. Техника макраме. Основные приемы работы в технике макраме. Плетение полотняного переплетения. Изготовление коврика и дизайн его.







Требования к уровню подготовки обучающихся


требования

Содержание требований

личностные

  1. Формирование познавательных интересов и активности при изучении направления «Прикладное творчество»

  2. Развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности

  3. Овладение установками, нормами и правилами организации труда

  4. Осознание необходимости общественно-полезного труда

  5. Формирование бережного отношения к природным и хозяйственным ресурсам

  6. Овладение навыками, установками, нормами и правилами НОТ

метапредметные

  1. Овладение необходимыми в повседневной жизни базовыми приемами ручного и механизированного труда с использованием распространенных инструментов и механизмов, способами управления отдельными видами распространенной в быту техники

  2. Умение применять в практической деятельности знаний, полученных при изучении основных наук

  3. Формирование знаний алгоритмизации планирования процессов познавательно-трудовой деятельности

  4. Использование дополнительной информации при проектировании и создании объектов труда

  5. Соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой

  6. Согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими участниками ОП

предметные

в сфере

а) познавательной

1. Рациональное использование учебной и дополнительной информации для проектирования и создания объектов труда

2. Распознавание видов, назначения и материалов, инструментов и приспособлений, применяемых в технологических процессах при изучении разделов «Создание изделий из текстильных материалов», «Художественные ремесла»

3. Владение способами НОТ, формами деятельности, соответствующими культуре труда

б) мотивационной

1. Оценивание своей способности и готовности к труду

2. Осознание ответственности за качество результатов труда

3. Наличие экологической культуры при обосновании выбора объектов труда и выполнении работ

4. Стремление к экономичности и бережливости в расходовании времени, материалов при выполнении кулинарных и раскройных работ

в)трудовой деятельности

1. Планирование технологического процесса

2. Подбор материалов, инструментов и оборудования с учетом характера объекта труда и технологической последовательности

3. Соблюдение норм и правил безопасности, правил санитарии и гигиены

4. Контроль промежуточного и конечного результата труда для выявления допущенных ошибок в процессе труда при изучении учебных разделов

г)физиолого-психологической деятельности

1. Развитие моторики и координации рук при работе с ручными инструментами и при выполнении операций с помощью машин и механизмов

2. Достижение необходимой точности движений при выполнении различных технологических операций

3. Соблюдение требуемой величины усилий прикладываемых к инструментам с учетом технологических требований

4. Сочетание образного и логического мышления в процессе проектной деятельности

д) эстетической

1. Основы дизайнерского проектирования изделия

2. Моделирование художественного оформления объекта труда при изучении раздела «Пэчворк»

3. Эстетическое и рациональное оснащение рабочего места с учетом требований эргономики и НОТ

е) коммуникативной

1. Формирование рабочей группы для выполнения проекта

2. Публичная презентация и защита проекта, изделия, продукта труда

3. Разработка вариантов рекламных образцов

Ценностные ориентиры содержания кружка «Прикладное творчество»

В результате обучения

ученик научится:

  • трудовыми и технологическими знаниями и умениями для создания продуктов труда,

  • навыками использования распространенных ручных инструментов и приборов, культуры труда, уважительного отношения к труду и людям труда.

получит возможность научиться:

  • с основными технологическими понятиями и характеристиками,

  • с назначением и технологическими свойствами материалов,

  • с назначением и устройством применяемых ручных инструментов, приспособлений, машин и оборудования,

  • с видами, приемами последовательностью выполнения технологической операции, влиянием различных технологий обработки материалов и получения продукции на окружающую среду и здоровье человека,

  • с профессиями и специальностями, связанными с обработкой материалов, созданием изделий из них, получением продукции,

  • со значением здорового питания для сохранения своего здоровья.

Планируемый результат:

На всех этапах обучения по данной программе учащиеся будут развивать внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию, улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе. Предполагается расширить кругозор учащихся, познакомить с видами ДПИ, национальной вышивки, с обычаями оформления интерьера, вызвать интерес к профессии вышивальщицы, дизайнера, мастера - ремесленника, художника-оформителя, воспитывать интерес к истокам народной культуры, стремление возродить забытые традиции, связанные с украшением интерьера помещения.

Предполагается, что полученные знания, умения, навыки, учащиеся будут применять в повседневной жизни.

Данный курс является одним из источников познавательного и нравственного развития учащихся.

Ожидаемые результаты:

В основу изучения кружка положены ценностные ориентиры, достижение которых определяются воспитательными результатами. Для достижения результатов особое значе­ние имеет взаимодействие ученика со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

В результате изучения программы ученик

научится:

роль трудовой деятельности в жизни человека; влияние технологической деятельности человека на окружающую среду и здоровье; правила безопасности труда и личной гигиены; виды стежков и швов; приёмы стилизации в лепке; правила и приёмы пришивания пуговиц; композиционную основу орнамента, правила сбора семян и приёмы хранения их в зимнее время с учётом природных особенностей; область применения и назначения инструментов, различных машин, технических устройств (в том числе компьютеров); приёмы смешивания красок для получения разнообразных тёплых и холодных оттенков; композиционные основы орнамента (ритмические узлы; связь декора с материалом, формой и назначением художественного предмета); правила безопасности труда и личной гигиены при обработке различных материалов.

получит возможность научиться:

выполнять инструкции, несложные алгоритмы при решении учебных задач; осуществлять организацию и планирование собственной трудовой деятельности, осуществлять контроль за её ходом и результатами; изготавливать изделия из доступных материалов по образцу, рисунку, схеме, чертежу, выбирать материалы с учётом их свойств, определяемым по внешним признакам; соблюдать последовательность технологических операций при изготовлении и сборке изделия; создавать модели несложных объектов из деталей конструктора и различных материалов; осуществлять декоративное оформление и отделку изделий; пришивать пуговицы, кнопки, крючки; выполнять разные виды швов по мотивам народной вышивки; использовать простейшие выкройки для изготовления изделий; выполнять рельефные и объёмные многофигурные композиции из глины; изготавливать изделия из природного материала в технике плетения на основе простейших приёмов технологии; собирать семена и готовить их к зимнему хранению; выражать своё эмоционально-эстетическое отношение к рассматриваемому произведению искусства, чувствовать гармоничное сочетание цветов в окраске, очертаниях и форме предметов; правильно определять и изображать форму предметов, их пропорции, конструктивное строение, цвет. в работе над рисунком соблюдать целостное восприятие предмета: намечать главные пропорции, строение предмета, уметь сравнивать рисунок с изображаемым предметом; разрабатывать эскиз изделий и выполнять изделие по эскизу на основе кубанских традиций; решать художественно-творческие задачи на повтор, вариацию, импровизацию в декоративной работе.





Календарно-тематическое планирование

по курсу «Прикладное творчество 5 класс»

Номер урока

Темы

уроков

Характеристика основных видов деятельности ученика по темам

Планируемые сроки прохождения

Фактические сроки прохождения

Тема 1: «Работа с бумагой» (3 ч)

1

Вводное занятие

Познавательная

1-6 сентября

2

Разработка схемы прихватки или декоративной подушки в стиле «Печворк», орнамент

Трудовая, художественное творчество

7-13 сентября

3

Изготовление макета из цветной бумаги прихватки или декоративной подушки в стиле «Печворк»

Трудовая, художественное творчество

14-20 сентября

4

Мозаика из цветной бумаги «Букет осенних листьев»

Трудовая, художественное творчество

21-27 сентября

Тема 2: Работа с различными видами ткани (8 ч)

5

Народные традиции в изго­товлении игрушек

Познавательная, знакомство с русскими куклами, куклы-обереги, техника их изготовления

28 сентября по 4 октября

6

Изготовление игрушки «Зайчик на пальчик»

Трудовая, художественное творчество, познавательная

5-11 октября

7-8-9

Изготовление игрушки «Сова»

Трудовая, художественное творчество, познавательная, выполнение выкройки изделия, последовательная сборка деталей, окончательная обработка изделия

12 октября по 1 ноября

10-11

Полуобъемная мягкая игрушка «Рыбка»

Трудовая, художественное творчество, познавательная

9-22 ноября

12-13-14

Изготовление из цветной ткани прихватки или декоративной подушки в стиле «Печворк»

Трудовая, художественное творчество, познавательная, изготовление выкройки, поэтапная сборка изделия, окончательная обработка изделия.

23 ноября по 6 декабря

Тема 3: Аппликация (2 ч)

15-16-17

Аппликация из ткани

Трудовая, художественное творчество, подбор ткани по цветовой гамме, выбор композиции, изготовление аппликации

7-27 декабря

18-19

Панно из пуговиц «Цыпленок», «Виноград».

Трудовая, художественное творчество, познавательная, выбор композиции, изготовление аппликации

28 декабря по 24 января

20-21

Панно из пуговиц «Божья коровка»

Трудовая, художественное творчество, познавательная, выбор композиции, изготовление аппликации

25 января по 7 февраля

Тема 4: Изонить

22

Вышивка, разные виды швов

Познавательная

8-14 февраля

23-24-25

Салфетка с вышивкой

Трудовая, художественное творчество, познавательная, выбор рисунка или схемы, выполнение швов.

15 февраля по 6 марта

26

Окончательная отделка салфетки

Трудовая, художественное творчество

7-13 марта

Тема 5: Макраме

27

Основные узлы, правила плетение в пряди

Трудовая, художественное творчество, познавательная

14-20 марта

28-29

Панно «Улитка»

Трудовая, художественное творчество, познавательная

21 марта по 10 апреля

30

Брелок для ключей

Трудовая, художественное творчество, познавательная

11-17 апреля

31

Кольцо - кулон

Трудовая, художественное творчество, познавательная

18-24 апреля

32-34

Резервные часы

25 апреля по 29 мая


Перечень учебно-методического обеспечения.


  1. М.Максимова, М. Кузьмина «Лоскутики»,2004

  2. М.Максимова, М. Кузьмина «Школа рукоделия», 2001

  3. Т.А.Терешкович «Рукодельница», 2005

  1. Синица Н.В., Симоненко В.Д. «Технологии ведения дома», учебник для обучающихся 5 класса, М.: «Вентана-Граф», 2014 год.

Стенды и плакаты по технике безопасности

Таблицы:

- Правила по технике безопасности при работе ручной иглой

- Правильная посадка

- Машинная игла и моталка

- Техника безопасности при работе ручными инструментами

- Швейная машина типа ПМЗ

- Организация рабочего места и т/б при работе ручными инструментами

- Раскрой швейных изделий (раскладка)

- Машинные швы

- Обработка изделий

- Приводные устройства

- Ручные стежки и строчки

- Разработка моделей

- Заправка ниток в швейную машину

Компьютерные слайдовые презентации:

  • Материаловедение. Хлопчатобумажные и льняные волокна.

  • Растительные волокна;

  • Лен;

  • Хлопок;

  • Машиноведение;

  • История создания швейной машины;

  • Лоскутное шитье;

  • Пэчворк;

  • Построение узоров в лоскутной пластике;

  • Виды машинных швов;

  • Вышивка:

  • Вышивка. Свободные вышивальные швы.

Диск с программой «Технология» В.Д.Симоненко

Интернет-рессурсы:

  1. center.fio.ru/som

  2. eor-np

  3. eor.it.ru

  4. openclass.ru/user

  5. www/it-n.ru

  6. eidos.ru

  7. botic.ru

  8. cnso.ru/tehn

  9. files.school-collection.edu.ru

  10. trud.rkc-74.ru

  11. tehnologia.59442

  12. domovodstvo.fatal.ru

  13. tehnologiya.narod.ru

14.new.teacher.fio.ru

СОГЛАСОВАНО

Руководитель ШМО _______ Крутых Е.В.

Протокол заседания методического

объединения учителей от 28 августа 2015 г. № 1

СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по УВР ______ Демьяненко С.М.

28 августа 2015 г.




© 2010-2022