- Преподавателю
- Технология
- Программа по внеурочной деятельности Прикладное творчество
Программа по внеурочной деятельности Прикладное творчество
Раздел | Технология |
Класс | 5 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Ковальчук О.О. |
Дата | 16.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Пояснительная записка
Программа «Прикладное творчество» для 5 класса, составлена на основании Основной образовательной программы муниципального автономного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №12 Щелковского муниципального района Московской области.
При составлении программы была использована литература М.Максимова, М.Кузьмина «Лоскутики», ЗАО «Издательство Эксмо-Пресс», 2004 г. и М.Максимова, М.Кузьмина «Школа рукоделия», ЗАО «Издательство Эксмо-Пресс», 2001 г.- 232с.
Программа является целостным интегрированным курсом, сохраняет традиции российской школы, в области изобразительного искусства и трудового обучения, включает основы художественного изображения, учитывает психологические закономерности формирования общих трудовых и специальных знаний и умений, а также возрастные особенности учащихся.
Отличительными особенностями являются:
1.Определение видов организации деятельности учащихся, направленных на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного курса.
2. В основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты.
3.Ценностные ориентации организации деятельности предполагают уровневую оценку в достижении планируемых результатов.
4.Достижения планируемых результатов отслеживаются в рамках внутренней системы оценки: педагогом, администрацией, психологом.
По ходу занятий обучающиеся посещают музеи, выставки, мастерские художников, обсуждают особенности исполнительского мастерства профессионалов, знакомятся со специальной литературой, раскрывающей секреты творческой работы. Итоги занятий могут быть подведены в форме отчётной выставки мастеров народных промыслов и ремёсел, с приглашением родителей детей, друзей, педагогов.
Цель программы состоит в том, чтобы дать возможность детям проявить себя, творчески раскрыться в декоративно-прикладном искусстве
Активная творческая деятельность учащихся обеспечивается интеграцией уроков искусства и художественного труда на основе народных традиций путем раскрытия разнообразных связей искусства с жизнью.
Учащиеся учатся видеть и ценить мир. Учатся понимать традиции и особенности своего региона, получать необходимую информацию об объекте деятельности, используя рисунки и эскизы, простейшие чертежи и схемы, инструкционные и
технологические карты, использовать различные источники информации, в том числе и сеть Интернет.
Задачи программы:
-
научить делать различные поделки в разных техниках и использовать их для игровых ситуаций, обогащая игровой опыт детей;
-
развивать конструктивное мышление и сообразительность;
-
прививать настойчивость в достижении цели;
-
обогащать и активизировать словарный запас;
-
вырабатывать навыки пользования чертежными и измерительными инструментами;
-
формировать умение работать ножницами, иглой, спицами;
-
научить экономному и разумному использованию материалов;
-
тренировать внимание, память, координацию движений, воображение;
-
создать ситуацию успешности и положительного взаимоотношения в группе;
-
учить самоанализу и умению оценить чужие успехи.
-
способствовать формированию образного мышления, творческого воображения,
Место учебного предмета в учебном плане.
Учебный план содержит план внеурочной деятельности 5 класса содержащий направления:
-
Духовно-нравственное
-
Спортивно-оздоровительное
-
Социальное
-
Общекультурное
-
Общеинтелектуальное
Данная рабочая программа отражает общекультурное направления внеурочной деятельности и представлена кружком «Прикладное творчество». Занятия проходят во внеурочное время один раз в неделю, 34 часа в год.
Содержание программы
Программа включает в себя предметные линии, охватывающие все направления взаимодействия человека с окружающим миром, с учётом психофизиологических особенностей развития детей школьного возраста.
Каждая линия представляет собой независимую единицу содержания технологического образования и включает информацию о видах и свойствах определённых материалов, видах изобразительного искусства и другую информацию, направленную на достижение определённых дидактических целей.
По каждой линии определено содержание теоретических сведений, практических работ и объектов труда, обеспечивающих усвоение школьниками начального опыта различных видов деятельности.
1. Вводное занятие
Вводное занятие. Знакомство с произведениями народных художественных промыслов, традиционного крестьянского искусства и современного декоративного искусства. Техника безопасности при работе с природным материалом.
Экскурсия в местный краеведческий или художественный музей для ознакомления со старинной утварью, с вышивками, кружевами и другими образцами народного творчества.
Практическая работа: посещение музеев.
2. Работа с бумагой
Порядок создания занимательных орнаментов из бумаги в виде технике «печворк»: разработка цветных схем для дальнейшей работы с тканью и др. Проведение конкурса.
Практическая работа: выполнение творческих работ в технике бумажной пластики.
3. Работа с различными тканями
Понятие о мягкой игрушке. Народные традиции в изготовлении игрушек. Игрушка «Зайчик на пальчик». Знакомство с различными образцами мягкой игрушки. Порядок проектирования мягкой игрушки. Подбор материала для изготовления мягкой игрушки. Технология кройки заготовки различных деталей мягкой игрушки. Изготовление прихваток в стиле «печворк».
Практическая работа: освоение безопасных приёмов работы со швейной иглой при работе на электрической швейной машинке; ознакомление с возможным цветовым оформлением мягкой игрушки.
4. Аппликация
Знакомство с разными техниками аппликации, а также с различными материалами, используемыми в данном виде прикладного искусства. Знакомство с техникой обрывной аппликации, в работе над которой большое значение имеет сторона, по которой обрывается бумага. В технике «вырезанная аппликация» дети осваивают приём работы с ножницами разной величины, учатся получать плавную линию. Знакомство с другими материалами, например с засушенными цветами и травами, что будет способствовать развитию художественного вкуса, умения видеть различные оттенки цвета и особенности фактуры. Работа с необычными материалами, например с мешковиной, из которой составляются сначала простые композиции типа орнаментов и узоров, а затем более сложные тематические композиции.
Практическая работа: изучение выразительности готовых цветовых эталонов; работа с засушенными цветами, листьями, травами, мешковины, ткани (создание простых композиций).
5. Изонить
История художественной культуры русского народа и нитяной графики, изонити, ниточного дизайна. Знакомство с работами мастеров родного поселка.. Профессия вышивальщица. Техника изонити. Основные приемы работы в технике изонити. Заполнение угла. Заполнение окружности Заполнение дуги. Последовательность выполнения работы и оформление закладок для книг. Основы цветоведения. Понятие композиции.
Практическая работа Изготовление закладки. Рисунок в технике основного приема изонити: заполнение угла
7. Макраме. История художественной культуры русского народа и нитяной графики. Знакомство с работами мастеров родного поселка. Техника макраме. Основные приемы работы в технике макраме. Плетение полотняного переплетения. Изготовление коврика и дизайн его.
Требования к уровню подготовки обучающихся
требования
Содержание требований
личностные
-
Формирование познавательных интересов и активности при изучении направления «Прикладное творчество»
-
Развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности
-
Овладение установками, нормами и правилами организации труда
-
Осознание необходимости общественно-полезного труда
-
Формирование бережного отношения к природным и хозяйственным ресурсам
-
Овладение навыками, установками, нормами и правилами НОТ
метапредметные
-
Овладение необходимыми в повседневной жизни базовыми приемами ручного и механизированного труда с использованием распространенных инструментов и механизмов, способами управления отдельными видами распространенной в быту техники
-
Умение применять в практической деятельности знаний, полученных при изучении основных наук
-
Формирование знаний алгоритмизации планирования процессов познавательно-трудовой деятельности
-
Использование дополнительной информации при проектировании и создании объектов труда
-
Соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой
-
Согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими участниками ОП
предметные
в сфере
а) познавательной
1. Рациональное использование учебной и дополнительной информации для проектирования и создания объектов труда
2. Распознавание видов, назначения и материалов, инструментов и приспособлений, применяемых в технологических процессах при изучении разделов «Создание изделий из текстильных материалов», «Художественные ремесла»
3. Владение способами НОТ, формами деятельности, соответствующими культуре труда
б) мотивационной
1. Оценивание своей способности и готовности к труду
2. Осознание ответственности за качество результатов труда
3. Наличие экологической культуры при обосновании выбора объектов труда и выполнении работ
4. Стремление к экономичности и бережливости в расходовании времени, материалов при выполнении кулинарных и раскройных работ
в)трудовой деятельности
1. Планирование технологического процесса
2. Подбор материалов, инструментов и оборудования с учетом характера объекта труда и технологической последовательности
3. Соблюдение норм и правил безопасности, правил санитарии и гигиены
4. Контроль промежуточного и конечного результата труда для выявления допущенных ошибок в процессе труда при изучении учебных разделов
г)физиолого-психологической деятельности
1. Развитие моторики и координации рук при работе с ручными инструментами и при выполнении операций с помощью машин и механизмов
2. Достижение необходимой точности движений при выполнении различных технологических операций
3. Соблюдение требуемой величины усилий прикладываемых к инструментам с учетом технологических требований
4. Сочетание образного и логического мышления в процессе проектной деятельности
д) эстетической
1. Основы дизайнерского проектирования изделия
2. Моделирование художественного оформления объекта труда при изучении раздела «Пэчворк»
3. Эстетическое и рациональное оснащение рабочего места с учетом требований эргономики и НОТ
е) коммуникативной
1. Формирование рабочей группы для выполнения проекта
2. Публичная презентация и защита проекта, изделия, продукта труда
3. Разработка вариантов рекламных образцов
Ценностные ориентиры содержания кружка «Прикладное творчество»
В результате обучения
ученик научится:
-
трудовыми и технологическими знаниями и умениями для создания продуктов труда,
-
навыками использования распространенных ручных инструментов и приборов, культуры труда, уважительного отношения к труду и людям труда.
получит возможность научиться:
-
с основными технологическими понятиями и характеристиками,
-
с назначением и технологическими свойствами материалов,
-
с назначением и устройством применяемых ручных инструментов, приспособлений, машин и оборудования,
-
с видами, приемами последовательностью выполнения технологической операции, влиянием различных технологий обработки материалов и получения продукции на окружающую среду и здоровье человека,
-
с профессиями и специальностями, связанными с обработкой материалов, созданием изделий из них, получением продукции,
-
со значением здорового питания для сохранения своего здоровья.
Планируемый результат:
На всех этапах обучения по данной программе учащиеся будут развивать внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию, улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе. Предполагается расширить кругозор учащихся, познакомить с видами ДПИ, национальной вышивки, с обычаями оформления интерьера, вызвать интерес к профессии вышивальщицы, дизайнера, мастера - ремесленника, художника-оформителя, воспитывать интерес к истокам народной культуры, стремление возродить забытые традиции, связанные с украшением интерьера помещения.
Предполагается, что полученные знания, умения, навыки, учащиеся будут применять в повседневной жизни.
Данный курс является одним из источников познавательного и нравственного развития учащихся.
Ожидаемые результаты:
В основу изучения кружка положены ценностные ориентиры, достижение которых определяются воспитательными результатами. Для достижения результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
В результате изучения программы ученик
научится:
роль трудовой деятельности в жизни человека; влияние технологической деятельности человека на окружающую среду и здоровье; правила безопасности труда и личной гигиены; виды стежков и швов; приёмы стилизации в лепке; правила и приёмы пришивания пуговиц; композиционную основу орнамента, правила сбора семян и приёмы хранения их в зимнее время с учётом природных особенностей; область применения и назначения инструментов, различных машин, технических устройств (в том числе компьютеров); приёмы смешивания красок для получения разнообразных тёплых и холодных оттенков; композиционные основы орнамента (ритмические узлы; связь декора с материалом, формой и назначением художественного предмета); правила безопасности труда и личной гигиены при обработке различных материалов.
получит возможность научиться:
выполнять инструкции, несложные алгоритмы при решении учебных задач; осуществлять организацию и планирование собственной трудовой деятельности, осуществлять контроль за её ходом и результатами; изготавливать изделия из доступных материалов по образцу, рисунку, схеме, чертежу, выбирать материалы с учётом их свойств, определяемым по внешним признакам; соблюдать последовательность технологических операций при изготовлении и сборке изделия; создавать модели несложных объектов из деталей конструктора и различных материалов; осуществлять декоративное оформление и отделку изделий; пришивать пуговицы, кнопки, крючки; выполнять разные виды швов по мотивам народной вышивки; использовать простейшие выкройки для изготовления изделий; выполнять рельефные и объёмные многофигурные композиции из глины; изготавливать изделия из природного материала в технике плетения на основе простейших приёмов технологии; собирать семена и готовить их к зимнему хранению; выражать своё эмоционально-эстетическое отношение к рассматриваемому произведению искусства, чувствовать гармоничное сочетание цветов в окраске, очертаниях и форме предметов; правильно определять и изображать форму предметов, их пропорции, конструктивное строение, цвет. в работе над рисунком соблюдать целостное восприятие предмета: намечать главные пропорции, строение предмета, уметь сравнивать рисунок с изображаемым предметом; разрабатывать эскиз изделий и выполнять изделие по эскизу на основе кубанских традиций; решать художественно-творческие задачи на повтор, вариацию, импровизацию в декоративной работе.
Календарно-тематическое планирование
по курсу «Прикладное творчество 5 класс»
Номер урока
Темы
уроков
Характеристика основных видов деятельности ученика по темам
Планируемые сроки прохождения
Фактические сроки прохождения
Тема 1: «Работа с бумагой» (3 ч)
1
Вводное занятие
Познавательная
1-6 сентября
2
Разработка схемы прихватки или декоративной подушки в стиле «Печворк», орнамент
Трудовая, художественное творчество
7-13 сентября
3
Изготовление макета из цветной бумаги прихватки или декоративной подушки в стиле «Печворк»
Трудовая, художественное творчество
14-20 сентября
4
Мозаика из цветной бумаги «Букет осенних листьев»
Трудовая, художественное творчество
21-27 сентября
Тема 2: Работа с различными видами ткани (8 ч)
5
Народные традиции в изготовлении игрушек
Познавательная, знакомство с русскими куклами, куклы-обереги, техника их изготовления
28 сентября по 4 октября
6
Изготовление игрушки «Зайчик на пальчик»
Трудовая, художественное творчество, познавательная
5-11 октября
7-8-9
Изготовление игрушки «Сова»
Трудовая, художественное творчество, познавательная, выполнение выкройки изделия, последовательная сборка деталей, окончательная обработка изделия
12 октября по 1 ноября
10-11
Полуобъемная мягкая игрушка «Рыбка»
Трудовая, художественное творчество, познавательная
9-22 ноября
12-13-14
Изготовление из цветной ткани прихватки или декоративной подушки в стиле «Печворк»
Трудовая, художественное творчество, познавательная, изготовление выкройки, поэтапная сборка изделия, окончательная обработка изделия.
23 ноября по 6 декабря
Тема 3: Аппликация (2 ч)
15-16-17
Аппликация из ткани
Трудовая, художественное творчество, подбор ткани по цветовой гамме, выбор композиции, изготовление аппликации
7-27 декабря
18-19
Панно из пуговиц «Цыпленок», «Виноград».
Трудовая, художественное творчество, познавательная, выбор композиции, изготовление аппликации
28 декабря по 24 января
20-21
Панно из пуговиц «Божья коровка»
Трудовая, художественное творчество, познавательная, выбор композиции, изготовление аппликации
25 января по 7 февраля
Тема 4: Изонить
22
Вышивка, разные виды швов
Познавательная
8-14 февраля
23-24-25
Салфетка с вышивкой
Трудовая, художественное творчество, познавательная, выбор рисунка или схемы, выполнение швов.
15 февраля по 6 марта
26
Окончательная отделка салфетки
Трудовая, художественное творчество
7-13 марта
Тема 5: Макраме
27
Основные узлы, правила плетение в пряди
Трудовая, художественное творчество, познавательная
14-20 марта
28-29
Панно «Улитка»
Трудовая, художественное творчество, познавательная
21 марта по 10 апреля
30
Брелок для ключей
Трудовая, художественное творчество, познавательная
11-17 апреля
31
Кольцо - кулон
Трудовая, художественное творчество, познавательная
18-24 апреля
32-34
Резервные часы
25 апреля по 29 мая
Перечень учебно-методического обеспечения.
-
М.Максимова, М. Кузьмина «Лоскутики»,2004
-
М.Максимова, М. Кузьмина «Школа рукоделия», 2001
-
Т.А.Терешкович «Рукодельница», 2005
-
Синица Н.В., Симоненко В.Д. «Технологии ведения дома», учебник для обучающихся 5 класса, М.: «Вентана-Граф», 2014 год.
Стенды и плакаты по технике безопасности
Таблицы:
- Правила по технике безопасности при работе ручной иглой
- Правильная посадка
- Машинная игла и моталка
- Техника безопасности при работе ручными инструментами
- Швейная машина типа ПМЗ
- Организация рабочего места и т/б при работе ручными инструментами
- Раскрой швейных изделий (раскладка)
- Машинные швы
- Обработка изделий
- Приводные устройства
- Ручные стежки и строчки
- Разработка моделей
- Заправка ниток в швейную машину
Компьютерные слайдовые презентации:
-
Материаловедение. Хлопчатобумажные и льняные волокна.
-
Растительные волокна;
-
Лен;
-
Хлопок;
-
Машиноведение;
-
История создания швейной машины;
-
Лоскутное шитье;
-
Пэчворк;
-
Построение узоров в лоскутной пластике;
-
Виды машинных швов;
-
Вышивка:
-
Вышивка. Свободные вышивальные швы.
Диск с программой «Технология» В.Д.Симоненко
Интернет-рессурсы:
-
center.fio.ru/som
-
eor-np
-
eor.it.ru
-
openclass.ru/user
-
www/it-n.ru
-
eidos.ru
-
botic.ru
-
cnso.ru/tehn
-
files.school-collection.edu.ru
-
trud.rkc-74.ru
-
tehnologia.59442
-
domovodstvo.fatal.ru
-
tehnologiya.narod.ru
14.new.teacher.fio.ru
СОГЛАСОВАНО
Руководитель ШМО _______ Крутых Е.В.
Протокол заседания методического
объединения учителей от 28 августа 2015 г. № 1
СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УВР ______ Демьяненко С.М.
28 августа 2015 г.