• Преподавателю
  • Технология
  • Методическая разработка открытого урока по теме Металлы, углеродистые сплавы, основы термической обработки

Методическая разработка открытого урока по теме Металлы, углеродистые сплавы, основы термической обработки

Невозможно представить проведение уроков без применения современных технологий обучения, без создания и демонстрации мультимедийных презентаций, т.е. применения информационно-коммуникативных технологий обучения. Использование информационных технологий в педагогическом процессе становится одним из приоритетных направлений организации образовательного процесса, что повышает его практическую направленность, способствует повышению мотивации обучающихся, развитию интеллектуальных, творческих способно...
Раздел Технология
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Областное бюджетное профессиональное

образовательное учреждение

«Курский электромеханический техникум»






Металлы, углеродистые сплавы, основы термической обработки


Методическая разработка открытого урока

по учебной дисциплине

ОП.03 Материаловедение

для профессии 23.01.03 Автомеханик


Разработчик: Борзенкова Л.Н.,

преподаватель ОБПОУ «КЭМТ»

Методическая разработка открытого урока по теме Металлы, углеродистые сплавы, основы термической обработки













2015 г.


Областное бюджетное профессиональное

образовательное учреждение

«Курский электромеханический техникум»






Металлы, углеродистые сплавы, основы термической обработки


Методическая разработка открытого урока

по учебной дисциплине

ОП.03 Материаловедение

для профессии 23.01.03 Автомеханик


Разработчик: Борзенкова Л.Н.,

преподаватель ОБПОУ «КЭМТ»














2015 г.


РАССМОТРЕНА И ОДОБРЕНА

на заседании ПЦК преподавателей

профессионального цикла

по направлению подготовки

«Техника и технологии наземного

транспорта»

Протокол №___от________2015г

« ___»_____________2015г.

Председатель ПЦК_________Кулинич Е.В.

РАССМОТРЕНА

методическим советом техникума

Председатель методического совета _________Галахова Г.Н.

« ___»_____________2015г.

СОГЛАСОВАНО

Зам. директора

__________А.В. Ляхов

«___»____________2015г.



Металлы, углеродистые сплавы,

основы термической обработки

Методическая разработка открытого урока по учебной дисциплине

ОП.03 Материаловедение

для профессии 23.01.03 Автомеханик






Автор: _________________ Л.Н. Борзенкова, преподаватель

Рецензенты:

  1. Дудинский С.А. директор МУП «Курскэлектротранс» В/депо

  1. Паньков В.И. заведующий отделением по специальности 23.02.05 «Эксплуатация транспортного электрооборудования и автоматики (по видам транспорта, за исключением водного)» ОБПОУ «КЭМТ»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Невозможно представить проведение уроков без применения современных технологий обучения, без создания и демонстрации мультимедийных презентаций, т.е. применения информационно-коммуникативных технологий обучения. Использование информационных технологий в педагогическом процессе становится одним из приоритетных направлений организации образовательного процесса, что повышает его практическую направленность, способствует повышению мотивации обучающихся, развитию интеллектуальных, творческих способностей студентов, их умение самостоятельно приобретать новые знания и созданию условий для их успешной самореализации в будущем.

В данной методической разработке представлен урок контроля знаний, полученных при изучении тем: «Металлы», «Углеродистые сплавы», «Основы термической обработки».

Целью занятия является проверка, обобщение и закрепление учебного материала с помощью электронного тестирования, устных вопросов, а также при выполнении практической работы по расшифровке марок сталей, при подготовке группами мультимедийных проектов по определенным темам. При этом контроль и оценку обучающиеся осуществляли самостоятельно, опираясь на разработанные критерии оценки.

Урок предусматривает применение элементов технологии кооперативного обучения (работа в группах). Цель данной технологии - обучение умению работать в команде, распределять обязанности, нести ответственность за результат работы, совершенствовать навыки самоорганизации.

Использование проектного метода обучения помогает вызвать интерес у обучающихся к изучению материала, развивать творческие способности, мотивировать активную деятельность при подготовке к занятиям.

Оценивание учебных результатов в процессе проведения урока осуществляют командиры малых групп в соответствии с разработанными критериями.













Тема занятия: «Металлы», «Углеродистые сплавы», «Основы термической обработки»

Задачи урока:

учебно-практические:

  • совершенствовать умения и навыки проектной деятельности;

  • развивать умения и навыки применения знаний при расшифровке различных марок стали;

  • совершенствовать знания по термической обработке стали; умения определять назначение и применение основных видов термообработки для различных целей;

учебно-познавательные:

  • создавать условия для развития положительной мотивации к учению, стимулировать развитие творческих возможностей обучающихся;

  • развивать способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности;

  • Создавать условия по применению приобретенных ранее знаний в новых ситуациях

воспитательные:

  • воспитание положительного отношения к знанию как основополагающей ценности, любви к родному техникуму, уважения к истории и традициям учебного заведения.



Методическая цель:

реализация возможностей современных педагогических технологий в контексте системно-деятельностного подхода для формирования личностных, социально-значимых и общепрофессиональных компетенций будущего специалиста.

Тип занятия: урок контроля знаний.

Вид занятия: урок-КВН.

Технологии обучения:

  • технология кооперативного обучения;

  • элементы проектной технологии;

  • элементы технологии игровой деятельности.

Форма организации учебной деятельности: работа в малых группах.

Методы и приемы обучения:

  • элементы педагогики сотрудничества;

  • презентация результатов проектной деятельности;

  • диалоговое общение:

  • практическая деятельность.

Цели занятия.

Образовательные:

  • проверить, обобщить и закрепить учебный материал, изученный ранее,

  • проконтролировать и оценить уровень усвоения полученных знаний.

Воспитательные:

  • воспитание чувства коллективизма, толерантности;

  • воспитание культуры межличностного общения.

  • воспитание интереса к выбранной специальности;

  • воспитание сознательного отношения к процессу обучения (дисциплинированности, организованности);

  • содействие развитию у обучающихся умения работать в коллективе, вносить личный вклад в решение общей задачи;

Развивающие:

  • развитие навыков самостоятельной учебной деятельности в группах сотрудничества;

  • развитие продуктивного мышления студентов, умений и навыков сбора, анализа, интерпретации, систематизации и обобщения информации;

  • совершенствование компьютерной грамотности и медиакультуры;

  • формирование умений и навыков выделять ключевые положения, высказывать аргументированные суждения и умозаключения, делать выводы;

  • развитие умений планировать свои действия, умений оценивать результаты своей работы и работы команды.

Формируемые компетенции и ценностные ориентации:

1. Личностно-значимые и коммуникативные:

  • позитивный настрой, ориентация на успех;

  • умение сотрудничать, работать в команде (в группе сотрудничества);

  • лидерские качества, умение взять на себя ответственность за принятое решение;

  • умение оценить результаты своей деятельности (самооценка) и деятельности товарища по команде (взаимооценка).

2. Учебно-познавательные компетенции:

  • умения и навыки решения задач прикладного характера, ситуационных задач;

  • умения и навыки выделять ключевые положения, высказывать

  • аргументированные суждения и умозаключения, делать выводы;

  • умение проводить анализ полученных результатов.

3. Информационно-коммуникационные:

  • умения и навыки поиска, анализа и отбора необходимой информации, её преобразование, сохранение и передача;

  • компьютерная грамотность и медиакультура.

4. Коммуникативно-речевые компетенции:

  • умения и навыки готовить устные сообщения на основе изученных источников информации;

  • умения и навыки использования в речи специальной и терминологической лексики.

5. Общепрофессиональные и профессиональные компетенции:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.

ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

ОК 7. Исполнять воинскую обязанность <*>, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

ПК 1.1. Диагностировать автомобиль, его агрегаты и системы.

ПК 1.2. Выполнять работы по различным видам технического обслуживания.

ПК 1.3. Разбирать, собирать узлы и агрегаты автомобиля и устранять неисправности.

ПК 1.4. Оформлять отчетную документацию по техническому обслуживанию.

ПК 2.1. Управлять автомобилями категорий "B" и "C".

ПК 2.2. Выполнять работы по транспортировке грузов и перевозке пассажиров.

ПК 2.3. Осуществлять техническое обслуживание транспортных средств в пути следования.

ПК 2.4. Устранять мелкие неисправности, возникающие во время эксплуатации транспортных средств.

ПК 3.1. Производить заправку горючими и смазочными материалами транспортных средств на заправочных станциях.

ПК 3.2. Проводить технический осмотр и ремонт оборудования заправочных станций.

Междисциплинарные связи: «Физика», «Информационные технологии», «Химия»

Материально-техническое обеспечение занятия

Дидактический материал:

  • Презентация по теме урока

  • Тестовое задание в электронном виде

  • Комплект контрольных заданий

  • Оценочные листы

Технические средства обучения:

  • персональный компьютер, телевизор для демонстрации мультимедийных проектов.



Литература

Основная

1. А.М. Адаскин, В.М. Зуев Материаловедение - М.: Издательский центр «Академия», 2010.

Дополнительная

1. А.Е. Лейкин, Б.И. Родин Материаловедение. Учебник для машиностроит. специальностей вузов. М. «Высшая школа», 2010

- машиностроительная технологическая информация : texinfo.inf.ru;

-материаловедение - учебная дисциплина (учебное пособие): kakProsto.ru;

- Виды стали, их маркировки, таблицы расшифровки:

Navigator-Beton.ru;

- Свойства металлов: cok.opredelim.com;

- Курс лекций по материаловедению: narfu.ru


Структура и регламент

Наименования этапов занятия

Ключевые учебно-познавательные, учебно-практические задачи, решаемые на данном этапе

Виды деятельности студента

Виды деятельности преподавателя

Средства

контроля достижения планируемых результатов

Регламент

1.Организационный этап.Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности

Выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности к выполнению нормативных требований учебной деятельности. Создание деловой атмосферы, позитивного настроя на активную деятельность и мыслительную работу, включение в деловой ритм

Настраиваются на продуктивную мыслительную деятельность

Приветствует обучающихся.

Настраивает студентов на продуктивную деятельность

диалог


1 мин.


2.Этап актуализации опорных знаний.

Целеполагание.

Активизация мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение, аналогия) и познавательных процессов (внимания, память и т.д.). Погружение в тему занятия, мотивированное пробуждение интереса к теме;

актуализация опорных знаний, создание условий для дальнейшей познавательной деятельности; сопряжение актуализации знаний с началом рефлексивной деятельности, планированием личностного смысла урока (самоопределение и смыслообразование), прогнозирование результатов;

постановка целей урока

Пытаются определить и сформулировать цель занятия по с помощью ответов на вопросы

Корректирует и

конкретизирует

цель занятия, организует деловое общение, способствующее актуализации опорных знаний и целеполагания

побуждающий

диалог

2 мин



3..Выявление знаний, пр проверка

сформированности у обучающихся общеучебных умений.

Совершенствование навыков говорения в форме диалога; создание условий по применению ранее приобретённых знаний в новых условиях

Выполняют электронный тест, отвечают на вопросы, выбирают правильные ответы на поставленные вопросы, расшифровывают марки сталей, демонстрируют подготовленные презентации

Задает вопросы, дает информацию по выполнению заданий, задает марки сталей, информирует о представлении презентаций.

Интерактивное общение




38 мин.


4. Рефлексия

Подведение итогов учебного занятия

Развитие у обучающихся навыков познавательной рефлексии как осознания совершаемых ими действий и мыслительных процессов, результатов деятельности, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения; контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Оценивают свою работу на занятии, высказывая мнение об уроке


Оценивает работу студентов, организует диалоговое общение, стимулирующее рефлексивную деятельность, оценку. Подводит итоги проделанной работы. Выставляет отметки обучающимся


беседа,

оценка

2мин

5. Инструктирование о выполнении домашнего задания

Ознакомление с домашним заданием, инструктирование по использованию литературы и интернет-ресурсов.

Записывают домашнее задание

Инструктирует по выполнению

домашнего задания

2мин

Сценарный план урока

1.Организационный этап.

Рапорт старосты о готовности к уроку.

Эпиграфом нашего занятия являются слова ??? Сенека : «Дорогу осилит идущий». Вот и мы с вами сегодня, продвигаясь дальше будем осваивать дисциплину «Материаловедение».

2. Этап постановки цели урока.

Мотивация учебной деятельности обучающихся.

Сегодня урок контроля знаний по дисциплине «Материаловедение» по темам, которые мы изучили. Как вы думаете, чем сегодня на уроке мы будем заниматься?

Предполагаемый ответ обучающегося:

Мы будем выполнять тест.

Преподаватель: Хорошо, верно. Мы часто с вами при закреплении материала используем тестовые задания. А для чего нам необходимо сегодня провести тестирование?

Предполагаемый ответ обучающегося: Чтобы проверить наши знания по изученной теме.

Преподаватель: Верно. А что еще мы можем делать на уроке контроля знаний?

Предполагаемый ответ обучающегося: Мы можем отвечать на вопросы устно или письменно.

Преподаватель: Хорошо. А как мы с вами можем проверить знания по теме «Углеродистые сплавы»?

Предполагаемый ответ обучающегося: При изучении данной темы мы учились расшифровывать различные марки стали. Может быть и сегодня мы получим задания - расшифровать марки стали?

Преподаватель: Вы молодцы, все перечисленные задания мы действительно будем использовать сегодня на уроке. И цель нашего занятия - проверить, обобщить и закрепить учебный материал, изученный ранее, проконтролировать и оценить уровень усвоения полученных знаний.

Сегодня на занятии мы работаем минигруппами, поэтому от активности каждого из вас зависит победа вашей команды.

Вы будущие специалисты - автомеханики. В современном мире профессия автомеханика востребована, так как улицы городов переполнены автотранспортом российского и зарубежного производства. В требованиях к профессии автомеханика прописано знание материаловедения, так как вы должны как специалисты уметь определять имеющиеся неполадки в работе автомобиля, подбирать детали, необходимые для замены. Поэтому, зная свойства металлов и сплавов, из которых изготовляются детали, зная их эксплуатационные характеристики, вы можете сделать правильный выбор запчастей. Тем самым продлить срок службы автомобиля и заработать авторитет у клиентов, обеспечивая себе достойный заработок. Что также немаловажно.

Командиры команд получили листы контроля для оценки ответов; правильный ответ - 1 балл, если есть небольшие неточности в ответе - 0,5 балла. Командиры проставляют баллы друг другу.

3. Этап выявления знаний, проверки сформированности у обучающихся общеучебных умений.

Первое задание - электронное тестирование, которое покажет нам насколько хорошо вы знаете тему «Свойства металлов».

Пожалуйста, займите места за компьютерами. Как пользоваться тестом вы знаете. Для тех, кто забыл - напомню: вы выбираете один верный вариант ответа. В конце увидите ваш результат - оценку. Время - 2 мин.

Тестовое здание

1 Что нужно знать при выборе материала для изготовления деталей машин

А) физико-химические свойства материала;

Б) механические свойства материала;

В) условия эксплуатации изделия;

Г) все перечисленные факторы.

2. Укажите, какой из металлов относится к черным:

А) цинк;

Б) олово;

В) железо;

Г) марганец.

3. Укажите самый легкий цветной металл:

А) вольфрам;

Б) алюминий;

В) марганец;

Г) магний.

4. Как называется свойство металла медленно и непрерывно удлиняться под действием приложенных к нему постоянных рабочих напряжений в условиях повышенных и высоких температур:

А) выносливость;

Б) пластичность;

В) упругость;

Г) ползучесть?

5. Укажите, с помощью какого метода можно определить твердость тонкостенного изделия:

А) метода Бринелля;

Б) метода Роквелла;

В) метода Виккерса;

Г) методом растяжения

6. Определите формулу, по которой можно определить число твердости по методу Виккерса:

А) НВ= P/F;

Б) HV= P/F;

В) HRC= P/F;

Г) HC= P/F

7. Какие свойства алюминий придает стали:

А) пластичность;

Б) окалиностойкость; коррозионную стойкость

В) твердость;

Г) прочность.

8.Укажите свойства, которые придает стали вольфрам:

А) резко увеличивает твердость и красностойкость стали;

Б) снижает твердость и пластичность стали;

В) увеличивает стойкость стали против коррозии;

Г) придает красивый блеск.

9. До какой температуры в зоне резания способна работать быстрорежущая сталь, не разрушаясь:

А) 1200 0С;

Б) 10000С;

В) 6000С;

Г) 990 0С.

10. С какой характеристикой связана буква Ш в марке стали 30ХГС-Ш:

А) это высококачественная сталь;

Б) это специальная сталь;

В) это особо высококачественная сталь;

Г) это для изготовления шарниров.

Эталон ответов

1г; 2в; 3г; 4б; 5в; 6б;7б; 8а; 9в; 10

Разминка.

Фронтальный опрос (все задаваемые вопросы выводятся на экран).

Преподаватель: Давайте вспомним основные понятия темы «Свойства металлов», которые необходимы вам для успешного овладения будущей специальностью.

Преподаватель: Вам предлагается несколько определений , вы по очереди даете ответы. Если одна команда не отгадывает слово, то право ответа переходит к следующей команде.

1. Внутреннее устройство материала (Структура)

2. Способность материала разрушаться без предварительной пластической деформации (Хрупкость)

3. Процесс перехода вещества из жидкого в твёрдое состояние (Кристаллизация)

4. Разница между фактической и теоретической температурой кристаллизации называется (Степенью переохлаждения)

5. Пустой узел кристаллической решётки (Вакансия)

6. Структура, наблюдаемая с помощью микроскопа (Микроструктура)

7. Способность материла выдерживать напряжения, не разрушаясь под действием приложенных сил (Прочность)

8. Процесс смены кристаллической решётки металла в твёрдом состоянии (Перекристаллизация)

9. Температура, при которой энергия Гиббса жидкого и твёрдого состояния равны (Равновесная)

10. Дефекты размеры, которых малы в одном измерении (Поверхностные 11.Способность материала сопротивляться хрупкому разрушению. (надежность)

12. Явление упрочнения металла в процессе пластической деформации называется. (наклеп)

13.Форма, в которую наливают металл. (изложница)

14.Процесс зарождения и развития в металле трещин приводящие к разделению его на части. (разрушение)

15.Кристалл неправильной внешней формы. (зерно)

Следующий конкурс - разбор понятий.

Преподаватель: А теперь посмотрим, как вы справитесь с заданием командой. Нужно из предложенного списка свойств металлов выбрать необходимые за определенное время.

Одна команда выбирает понятия, относящиеся к механическим свойствам, а вторая - относящиеся к технологическим свойствам, а третья - к физическим.

Ударная вязкость, температура плавления, окалиностойкость, жаропрочность, ковкость, коррозионная стойкость, кислотостойкость, прочность, хладостойкость, теплопроводность, магнитные свойства. обрабатываемость резанием, пластичность, жидкотекучесть.

Эталон ответа:

Механические свойства:

1. Ударная вязкость.

2. Прочность.

3. Пластичность.

Технологические свойства:

1. Ковкость.

2. Обрабатываемость резанием.

3. Жидкотекучесть.

Физические свойства:

1. Температура плавления.

2. Теплопроводность.

3. Магнитные свойства.

Преподаватель: А теперь приступим к практическому заданию: расшифровка марок стали. На доске выдается задание - марки стали, каждая команда по очереди дает порядок расшифровки, потом высвечивается правильный ответ и идет проверка.

Расшифровать данные в задании марки конструкционных сталей.

а) Ст 1 кп - г) 65 Г -

б) А 11 - д) 30 ХГСА -

в) 10 кп - е) ШХ 15 -

Эталон ответа:

а) Ст 1 кп - сталь конструкционная, углеродистая обыкновенного качества, с гарантированными механическими свойствами без гарантии химического состава группа А, 1-й категории, кипящие.

б) А 11 - сталь конструкционная, автоматная, содержание углерода 0,11%, с повышенным содержанием серы и фосфора.

в) 10 кп - сталь конструкционная, углеродистая, качественная, с содержанием углерода 0,1%, кипящая.

г) 65 Г - сталь конструкционная, углеродистая рессорно-пружинная с содержанием углерода 0,65%, с повышенным содержанием марганца.

д) 30ХГСА - сталь конструкционная, легированная, высококачественная, с содержанием углерода 0,3%, хрома, марганца, кремния каждого до 1,5%.

е) ШХ 15 - сталь конструкционная, шарикоподшипниковая, со средней массовой долей хрома 1,5%, с содержанием углерода около 1%.

Преподаватель: И наконец, проверим ваше домашнее задание, за которое вы тоже получите баллы.

Каждая команда получила задание заранее подготовить проекты по определенным темам, эту совместную работу команд нам представят командиры.

Презентация по теме: «Отжиг стали»

Отжигом называют такую операцию, при которой сталь нагревают до определенной температуры, выдерживают при этой температуре и затем медленно охлаждают вместе с печью.

Цель отжига:

  • уменьшение внутренних напряжений в деталях после механической обработки (низкотемпературный отжиг);

  • устранение нежелательного изменения в структуре, вызванного обработкой (полный отжиг);

  • изменение структуры в целях облегчения условий обработки резанием (неполный отжиг).

Виды отжига:

  1. Низкотемпературный отжиг - неравномерность охлаждения стального проката приводит к образованию внутренних напряжений в металле. Различные виды обработки стали вызывают возникновение внутренних напряжений, которые должны быть уменьшены или полностью устранены перед закалкой изделия. В таких случаях достаточно нагреть заготовку до температуры 500-6000С.

  2. Полный отжиг - основной целью полного отжига кованых и литых деталей является измельчение зерна. Полный отжиг осуществляется путем нагрева стали, выдержки при этой температуре и последующего медленного охлаждения вместе с печью. Время выдержки при нагреве должно быть достаточным для прогрева изделий по всему сечению.

  3. Неполный отжиг - если до отжига сталь обладает повышенной твердостью и в деталях имеются внутренние напряжения, применяют неполный отжиг. При неполном отжиге сталь нагревают до температуры 750-7600С. Замедленное охлаждение или длительная выдержка стали при температурах 680-7500С способствуют образованию крупнозернистости, облегчающей обрабатываемость стали.

  4. Изотермический отжиг - сталь нагревают до температуры 770-8200С и после выдержки охлаждают в расплавленной соли до температуры 680-7000С. При этой температуре сталь подвергают выдержке, а затем охлаждают до комнатной температуры.

Основное преимущество изотермического отжига состоит в том, что он позволяет сократить длительные циклы. Применяемые при других

отжигах.

  1. Диффузионный отжиг - его применяют, чтобы выровнять (путем диффузии) химический состав стали в слитках. Диффузионный отжиг осуществляют при высоких температурах (1100-12000С) с выдержкой от 10 до 15 часов при этой температуре, а затем медленно охлаждают до 600-5500С. Сталь, прошедшая диффузионный отжиг, обладает более высокими механическими свойствами, особенно повышается ударная вязкость.

  2. Рекристаллизационный отжиг - применяют для исправления искажений кристаллической решетки, полученных при механической обработке. Отжиг производят нагреванием стали до температуры 630-6500С с выдержкой при этой температуре и медленным охлаждением, в результате чего вместо деформированной структуры получают мелкозернистую, равноосную, мягкую и вязкую структуру.



Презентация по теме «Закалка стали»

Закалкой называют такую операцию термической обработки, при которой сталь нагревают до определенной температуры, выдерживают при этой температуре и затем быстро охлаждают в воде, масле, водных растворах солей.

Цель закалки: получить сталь с высокими твердостью, прочностью, износоустойчивостью и другими важными свойствами, повышающими эксплуатационную надежность и долговечность деталей и инструментов.

Качество закалки зависит от температуры и скорости нагрева, времени выдержки и скорости охлаждения.

Способы закалки.

  1. Закалка в одном охладителе состоит в погружении нагретых изделий в жидкость, где оставляют их до полного охлаждения. Недостаток этого способа заключается в том, что в результате большой разницы в температурах нагретого металла и охлаждающей среды в деталях возникают большие внутренние напряжения, которые вызывают трещины и коробления.

  2. Закалка в двух средах, или прерывистая закалка, состоит в следующем:

Нагретые детали сначала быстро охлаждают в воде до температуры 300-4000С, а затем быстро переносят для полного охлаждения в масло.

Недостаток прерывистой закалки состоит в том, что трудно установить время пребывания детали в первой среде, так как оно очень мало. Излишняя выдержка в воде вызывает коробление и появление трещин.

  1. Ступенчатая закалка заключается в том, что нагретые детали сначала охлаждают в расплавленной соли или в масле (температура которых должна быть 240-2500С), выдерживают в этой среде, а затем переносят для окончательного охлаждения на воздух.

Этот способ дает закалку с минимальными внутренними напряжениями, а следовательно уменьшает опасность коробления и образования трещин.

  1. Закалка с подстуживанием применяется для уменьшения разницы в температурах металла и закалочной среды, если нагрев детали проведен до температуры, значительно превышающей температуру закалки данной стали.

Нагретую деталь перед погружением в закалочную среду выдерживают (подстуживают) некоторое время на воздухе.

Цель этого способа закалки - уменьшение внутренних напряжений и коробления деталей.

  1. Закалка самоотпуском состоит в том, что нагретую деталь выдерживают в охлаждающей среде не до полного охлаждения, иногда в закалочную среду погружают только часть детали, для которой требуется высокая твердость.

В некоторый момент охлаждение прерывают, чтобы сохранить в сердцевине детали тепло, за счет которого осуществляется отпуск.

Контроль за температурой отпуска при этом способе закалки осуществляется по так называемым цветам побежалости (цвет приобретаемый сталью при определенных температурах).

  1. Изотермическая закалка - наиболее прогрессивный способ закалки, его применяют в том случае, когда нужно изготовить деталь с максимальной прочностью, достаточной пластичностью и вязкостью.

Нагретую сталь быстро охлаждают в соляной ванне. Имеющей температуру 250-3000С, выдерживают в этой горячей среде (изотермическая выдержка), а затем деталь охлаждают на воздухе.

Этот способ закалки позволяет снизить термические напряжения.

  1. Поверхностная закалка производится, когда требуется, чтобы деталь имела очень твердую износостойкую поверхность, но чтобы ее сердцевина при этом оставалась вязкой, прочной, хорошо переносила удары и знакопеременные нагрузки

Презентация по теме: «Отпуск стали»

Отпуском называется процесс термической обработки, применяемый после закалки стали с целью устранения внутренних напряжений, уменьшения хрупкости, понижения твердости, увеличения вязкости и улучшения обрабатываемости.

Отпуск заключается в нагреве стали до определенной температуры. выдержке при этой температуре с последующим охлаждением в воде, масле или на воздухе.

Виды отпуска:

1.Низкий отпуск - осуществляют при температуре 150-2500С с выдержкой при этой температуре и последующим охлаждением на воздухе.

В результате низкого отпуска сталь сохраняет высокую твердость, устраняет хрупкость, снимаются внутренние напряжения.

2. Средний отпуск - производится при температуре 300-5000С. Применяют его для инструментов, которые должны обладать значительной прочностью и упругостью при средней твердости.

3. Высокий отпуск - производится при температуре 500-6000С и применяется с целью полностью снять внутренние напряжения, придать деталям высокую вязкость при условии сохранения достаточной твердости.

ТЕКСТ К ВИДЕО

Для опыта приготовлена вязальная спица, как образец закаленной стали. Сейчас мы будем проводить отпуск стали. Мы нагреваем осторожно и постепенно в пламени спиртовки конец спицы. Поверхность металла сначала желтеет. Потом синеет и, наконец, делается серой. Между этими основными цветами можно наблюдать ряд переходных. По цвету металла судят о степени отпуска. Инструменты, служащие для обработки металла, отпускают до желтого цвета, ножи, косы, топоры до синего. Итак, мы нагреваем до красна конец спицы. Теперь дадим ей медленно остыть на воздухе.

С помощью плоскогубцев мы сгибаем конец спицы, а теперь мы выпрямляем его. Мы видим, что при отпуске сталь делается мягкой и податливой.


  1. Подведение итогов, рефлексия, задание на дом.

Преподаватель: Итак, это было последние испытание для команд, теперь подведем итоги. Командиры групп, я надеюсь, уже подсчитали общее количество баллов и могут нам эту информацию сообщить.

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ (на доске)

9 и более баллов - 5(отлично)

6 - 8 баллов - 4 (хорошо)

3 - 5 баллов - 3 (удовлетворительно)

Самое наибольшее количество баллов заработала команда №… Я согласна с результатами, которые озвучили командиры групп.

Вы все поработали хорошо, постарались принять участие, были активны, поэтому все получаете положительные оценки. (Если необходимо кого-то выделить, отметить более активных или более пассивных обучающихся).

За урок вы все получаете положительные оценки.

А теперь я предлагаю вам высказать свое мнение об уроке: было ли сложно, интересно, познавательно.

1. Я приобрел нового на уроке…..

2. Мне понравилось…..

3. Было интересно….

4. Мне захотелось….

5. Я приобрел….

Домашнее задание (на экране): повторить порядок расшифровки цветных сплавов, а для этого вы можете воспользоваться учебником «Материаловедение» А.М. Адаскин, В.М.

Зуев; §10.1-10.4.

Урок закончен. Всего доброго! Всем спасибо.







ЛИСТ КОНТРОЛЯ



команды

разминка

Разбор понятий

Расшифровка марок

презентация

Итого

1


2


3





© 2010-2022