Открытый урок Метрическая резьба и ее назначение

Раздел Технология
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

5








Разработка урока по технологии

«Назначение резьбы и её параметры»







Учитель технологии

МБОУ «Новошешминская СОШ

с.Новошешминск

Республика Татарстан»

В.А.Чернышов


Новошешминск

2015 г.

Конспект урока по технологии в 7 классе.

Тема урока: «Назначение резьбы и ее параметры».

Цель: Дать понятие о резьбе, ее назначении и элементах. Изображение резьбы на чертежах. Привить учащимся навыки нарезания наружной и внутренней резьбы.

Задачи:

1.Образовательные :

- Создать условия для ознакомления учеников с процессом нарезания резьбы метчиком и плашкой вручную, устройством и назначением основных резьбонарезных инструментов и приспособлений.

- Способствовать запоминанию основных терминов и определений при изучении темы.

- Способствовать формированию первоначальных умений и навыков в работе резьбонарезным инструментом.

2. Развивающие :

- Способствовать развитию умений и навыков пользования контрольно-измерительным и разметочным инструментом.

- Способствовать расширению представлений о свойствах металлов и способах их обработки.

- Способствовать развитию сенсорной и двигательной активности учащихся, развитию моторики рук.

3. Воспитательные :

- Способствовать формированию и развитию эстетических качеств личности.

- Способствовать воспитанию бережного отношения к инструментам, материалам и оборудованию мастерской.

- Воспитывать аккуратность и точность при выполнении работы.

Объект работы: Изготовление болтов М10 ‹ 45

Тип урока: урок сообщения новых знаний.

Материально техническая база:

  1. Оборудование мастерской.

  2. Детали с образцами резьбы.

  3. Мерительные инструменты, режущие инструменты, приспособления и заготовки.

  4. Учебные таблицы и таблицы по Т.Б.

  5. Мультимедийный проектор.

  6. Компьютер

  7. Экран

Ход занятий.


  1. Организация учащихся.

    1. Приветствие;

    2. Организация рабочих мест;

    3. Проверка посещаемости учащихся;

    4. Полная готовность оборудования к работе;

  2. Опрос темы прошлого урока.

    1. Порядок выполнения операций при сверлении (разметка, кернение и сверление).

    2. Устройство сверла.

    3. Т.Б. при сверлении.

  3. Освоение нового материала.

    1. Назначение резьбы и ее параметры./слайд №1,2/

  1. Стандартные резьбовые изделия /слайд №3/

  2. Изделия с винтовой поверхностью/слайд №4/

Резьба применяется для разъемных сверлений деталей между собой и для передачи движения. Например: резьба на конце шпинделя токарного станка предназначена для крепления патрона, а резьба ходового винта служит для передачи движения маточной гайке фартука.

  1. Профили резьбы./слайд №5/

Наиболее распространенными в машиностроении типами резьбы являются -метрическая резьба и дюймовая резьба, трапециидальная и прямоугольная, применяемые для передачи движений и усилений.

Метрическая резьба /слайд №6/ - широко применяется в отечественном машиностроении для резьбовых соединений. Все эти резьбы имеют треугольный профиль с углом d=60° , вершины и впадины которого образованы прямыми линиями. Метрическая резьба относится к резьбе с зазорами, шаг и другие размеры метрической резьбы дают в миллиметрах. /слайд №7/ Обозначается метрическая резьба на чертежах буквой «М» и размерами наружного диаметра и шага, а так же номером резьбы. Различают метрические резьбы как основную и мелкую.

Дюймовая резьба (трубная) /слайд №8/ - в нашем машиностроении применяется редко; только при ремонте некоторых старых и импортных машин. Эта резьба имеет треугольный профиль с углом d=55° , вершины и впадины которого срезаны прямыми линиями. Дюймовая резьба, как и метрическая, относится к резьбе с зазорами, а трубная резьба не имеет зазоров и поэтому применяется для плотных соединений деталей, как газа и водопроводные трубы, а также штуцеры, муфты, угольники./слайд №9/ На чертежах обозначается наружный диаметр в дюймах, а вместо шага резьбы указывается число ее витков на длине в 1″

  1. Параметры резьбы /слайд №10/

  • Шаг резьбы - расстояние между двумя вершинами или впадинами

  • Угол профиля - d=60°

  • Наружный диаметр резьбы - расстояние между противоположными вершинами.

  • Внутренний диаметр резьбы - расстояние между противоположными впадинами.

  1. Винтовая линия /слайд №11/

В зависимости от направления подъема витка различают правую и левую резьбу.

  • Правой резьбой называется резьба, подъем витка, который направлен слева на право.

  • Левой резьбой называется резьба с подъемом витка справа налево.

  1. Образование резьбы /слайд №12/

  2. Нарезание наружной и внутренней резьбы. /слайд №13/

  3. Нарезание наружной резьбы с помощью плашки /слайд №14-15/

  • Снятие фаски;

  • Установка заготовки по угольнику;

  • Установка плашки;

  • Нарезание резьбы;

  • Проверка качества резьбы.

Плашка не должна быть поврежденной (проверяется навинчиванием на болт).

2) Физкультминутка

Не допуская перекоса плашки, вращают ее после нарезания 1-2 ниток резьбы. Проверяют совпадение осей вращения плашки и стержня. После этого смазывают мелом резьбовую часть стержня. Вращения должны быть возвратно-поступательными. Качество проверяют резьбовыми микрометрами, кольцами и пробками. В школьных мастерских гайками. После окончания работы плашку вынимают из плашкодержателя, очищают щеткой от стружки, протирают ветошью и смазывают маслом.

При нарезании резьбы плашку следует надежно закреплять в плашкодержателе. При работе соблюдайте осторожность, чтобы рука не попала между рукояткой плашкодержателя и опорой. Для смазки пользуйтесь масленкой. Не сдувайте стружки с плашки, а пользуйтесь сеткой-сметкой. Не допускайте попадания масла на одежду, руки.


Таблица для определения диаметра стержня резьбы. /слайд №16/



D. резьбы


Шаг/ р./


Диаметр стержня.

М8


1,25

7,8-7,9

М10


1,5

9,75-9,85

М12

1,75


11,76-11,88


  1. Нарезание внутренней резьбы с помощью метчика. /слайд №17-18/

Приступив к работе надо выполнить разметку места отверстия с обязательным его направлением

  • Установка метчика;

  • Проверка угольником установки метчика;

  • Навертывание резьбы;

  • Проверка качества резьбы.

При нарезании резьбы в вязких и мягких металлах необходимо периодически вывертывать метчик и очистить канавки от стружки. Резьбу следует нарезать последовательно полным набором метчиков. Необходимо тщательно следить за тем, чтобы не было переноса метчика.

Надо проявлять особую осторожность при нарезании резьбы в глухих отверстиях. Периодически смазывать нарезаемую резьбу маслом.


Таблица для выбора D (р.) /слайд № 19/


D (р.)

D сверлачугунсталь5,0

4,14,26,0

4,95,08,0

6,66,710,0

8,38,412,0

10,010,1

Практическая часть./слайд № 20/

Точение стержней для изготовления резьбы М10 D 9,8 на ТВ-6.

Нарезание резьбы М10 с помощью плашки.

Нарезание резьбы М10 с помощью метчика.

Сверление отверстий для изготовления резьбы М10,<8, D 8,4 (гаек).

Техника безопасности при работе. /слайд № 21/

Заключительная часть./слайд №22-24/

Демонстрация работ.

Разбор типичных ошибок.

Закрепление нового материала:

Выполнение тестовых заданий

Методические указания при выполнении теста (слайд №9).

Проверка правильности выполненных заданий (слайд №10).

Домашнее задание

Выставление оценок./слайд № 25/

Уборка мастерской.

Методические указания.

После вводного инструктажа несколько учащихся (по числу подготовленных рабочих мест, на которых есть заготовки, резьбонарезной инструмент, штангельциркуль, чертеж, С.О.Ж.) нарезают внутреннюю и наружную резьбу на заранее подготовленных заготовках.

Нарезав резьбу на 3-4 деталях, они вытирают инструмент, вынимают плашку из воротка, отдают работу учителю или ответственному за этот участок, и их место занимают другие учащиеся.

Работа каждого нового ученика начинается с проверки заготовки, организации рабочего места. Желательно занятие организовать так, чтобы учащиеся в будущем работали осознанно, могли самостоятельно подобрать сверло под резьбу, определить диаметр стержня под резьбу, выбрав соответствующий резьбонарезной инструмент.

Возникают ошибки - перекос резьбы. Избежать ее можно, тщательно контролируя положение плашки в начале резания. Если ученик не может начать резание, он должен в первую очередь проверить, соответствует ли диаметр заготовки справочному, убедиться в наличии фаски. Необходимо проверить плашку. В ходе занятия надо контролировать порядок смен, чтобы ученик, нарезав три детали, передавал инструмент и рабочее место своему товарищу.

Желательно организовать работу так, чтобы в течении этого и ближайших занятий все учащиеся имели возможность практически освоить приемы нарезания внутренней резьбы.

Учебные цели вполне обеспечат гайки М10<8 и болты М10 <45, которые в большом количестве нужны для ремонта мебели и других бытовых нужд.


© 2010-2022