- Преподавателю
- Технология
- Открытый урок Метрическая резьба и ее назначение
Открытый урок Метрическая резьба и ее назначение
Раздел | Технология |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Чернышов В.А. |
Дата | 20.09.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
5
Разработка урока по технологии
«Назначение резьбы и её параметры»
Учитель технологии
МБОУ «Новошешминская СОШ
с.Новошешминск
Республика Татарстан»
В.А.Чернышов
Новошешминск
2015 г.
Конспект урока по технологии в 7 классе.
Тема урока: «Назначение резьбы и ее параметры».
Цель: Дать понятие о резьбе, ее назначении и элементах. Изображение резьбы на чертежах. Привить учащимся навыки нарезания наружной и внутренней резьбы.
Задачи:
1.Образовательные :
- Создать условия для ознакомления учеников с процессом нарезания резьбы метчиком и плашкой вручную, устройством и назначением основных резьбонарезных инструментов и приспособлений.
- Способствовать запоминанию основных терминов и определений при изучении темы.
- Способствовать формированию первоначальных умений и навыков в работе резьбонарезным инструментом.
2. Развивающие :
- Способствовать развитию умений и навыков пользования контрольно-измерительным и разметочным инструментом.
- Способствовать расширению представлений о свойствах металлов и способах их обработки.
- Способствовать развитию сенсорной и двигательной активности учащихся, развитию моторики рук.
3. Воспитательные :
- Способствовать формированию и развитию эстетических качеств личности.
- Способствовать воспитанию бережного отношения к инструментам, материалам и оборудованию мастерской.
- Воспитывать аккуратность и точность при выполнении работы.
Объект работы: Изготовление болтов М10 ‹ 45
Тип урока: урок сообщения новых знаний.
Материально техническая база:
-
Оборудование мастерской.
-
Детали с образцами резьбы.
-
Мерительные инструменты, режущие инструменты, приспособления и заготовки.
-
Учебные таблицы и таблицы по Т.Б.
-
Мультимедийный проектор.
-
Компьютер
-
Экран
Ход занятий.
-
Организация учащихся.
-
Приветствие;
-
Организация рабочих мест;
-
Проверка посещаемости учащихся;
-
Полная готовность оборудования к работе;
-
-
Опрос темы прошлого урока.
-
Порядок выполнения операций при сверлении (разметка, кернение и сверление).
-
Устройство сверла.
-
Т.Б. при сверлении.
-
-
Освоение нового материала.
-
Назначение резьбы и ее параметры./слайд №1,2/
-
-
Стандартные резьбовые изделия /слайд №3/
-
Изделия с винтовой поверхностью/слайд №4/
Резьба применяется для разъемных сверлений деталей между собой и для передачи движения. Например: резьба на конце шпинделя токарного станка предназначена для крепления патрона, а резьба ходового винта служит для передачи движения маточной гайке фартука.
-
Профили резьбы./слайд №5/
Наиболее распространенными в машиностроении типами резьбы являются -метрическая резьба и дюймовая резьба, трапециидальная и прямоугольная, применяемые для передачи движений и усилений.
Метрическая резьба /слайд №6/ - широко применяется в отечественном машиностроении для резьбовых соединений. Все эти резьбы имеют треугольный профиль с углом d=60° , вершины и впадины которого образованы прямыми линиями. Метрическая резьба относится к резьбе с зазорами, шаг и другие размеры метрической резьбы дают в миллиметрах. /слайд №7/ Обозначается метрическая резьба на чертежах буквой «М» и размерами наружного диаметра и шага, а так же номером резьбы. Различают метрические резьбы как основную и мелкую.
Дюймовая резьба (трубная) /слайд №8/ - в нашем машиностроении применяется редко; только при ремонте некоторых старых и импортных машин. Эта резьба имеет треугольный профиль с углом d=55° , вершины и впадины которого срезаны прямыми линиями. Дюймовая резьба, как и метрическая, относится к резьбе с зазорами, а трубная резьба не имеет зазоров и поэтому применяется для плотных соединений деталей, как газа и водопроводные трубы, а также штуцеры, муфты, угольники./слайд №9/ На чертежах обозначается наружный диаметр в дюймах, а вместо шага резьбы указывается число ее витков на длине в 1″
-
Параметры резьбы /слайд №10/
-
Шаг резьбы - расстояние между двумя вершинами или впадинами
-
Угол профиля - d=60°
-
Наружный диаметр резьбы - расстояние между противоположными вершинами.
-
Внутренний диаметр резьбы - расстояние между противоположными впадинами.
-
Винтовая линия /слайд №11/
В зависимости от направления подъема витка различают правую и левую резьбу.
-
Правой резьбой называется резьба, подъем витка, который направлен слева на право.
-
Левой резьбой называется резьба с подъемом витка справа налево.
-
Образование резьбы /слайд №12/
-
Нарезание наружной и внутренней резьбы. /слайд №13/
-
Нарезание наружной резьбы с помощью плашки /слайд №14-15/
-
Снятие фаски;
-
Установка заготовки по угольнику;
-
Установка плашки;
-
Нарезание резьбы;
-
Проверка качества резьбы.
Плашка не должна быть поврежденной (проверяется навинчиванием на болт).
2) Физкультминутка
Не допуская перекоса плашки, вращают ее после нарезания 1-2 ниток резьбы. Проверяют совпадение осей вращения плашки и стержня. После этого смазывают мелом резьбовую часть стержня. Вращения должны быть возвратно-поступательными. Качество проверяют резьбовыми микрометрами, кольцами и пробками. В школьных мастерских гайками. После окончания работы плашку вынимают из плашкодержателя, очищают щеткой от стружки, протирают ветошью и смазывают маслом.
При нарезании резьбы плашку следует надежно закреплять в плашкодержателе. При работе соблюдайте осторожность, чтобы рука не попала между рукояткой плашкодержателя и опорой. Для смазки пользуйтесь масленкой. Не сдувайте стружки с плашки, а пользуйтесь сеткой-сметкой. Не допускайте попадания масла на одежду, руки.
Таблица для определения диаметра стержня резьбы. /слайд №16/
D. резьбы
Шаг/ р./
Диаметр стержня.
М8
1,25
7,8-7,9
М10
1,5
9,75-9,85
М12
1,75
11,76-11,88
-
Нарезание внутренней резьбы с помощью метчика. /слайд №17-18/
Приступив к работе надо выполнить разметку места отверстия с обязательным его направлением
-
Установка метчика;
-
Проверка угольником установки метчика;
-
Навертывание резьбы;
-
Проверка качества резьбы.
При нарезании резьбы в вязких и мягких металлах необходимо периодически вывертывать метчик и очистить канавки от стружки. Резьбу следует нарезать последовательно полным набором метчиков. Необходимо тщательно следить за тем, чтобы не было переноса метчика.
Надо проявлять особую осторожность при нарезании резьбы в глухих отверстиях. Периодически смазывать нарезаемую резьбу маслом.
Таблица для выбора D (р.) /слайд № 19/
D (р.)
D сверлачугунсталь5,0
4,14,26,0
4,95,08,0
6,66,710,0
8,38,412,0
10,010,1
Практическая часть./слайд № 20/
Точение стержней для изготовления резьбы М10 D 9,8 на ТВ-6.
Нарезание резьбы М10 с помощью плашки.
Нарезание резьбы М10 с помощью метчика.
Сверление отверстий для изготовления резьбы М10,<8, D 8,4 (гаек).
Техника безопасности при работе. /слайд № 21/
Заключительная часть./слайд №22-24/
Демонстрация работ.
Разбор типичных ошибок.
Закрепление нового материала:
Выполнение тестовых заданий
Методические указания при выполнении теста (слайд №9).
Проверка правильности выполненных заданий (слайд №10).
Домашнее задание
Выставление оценок./слайд № 25/
Уборка мастерской.
Методические указания.
После вводного инструктажа несколько учащихся (по числу подготовленных рабочих мест, на которых есть заготовки, резьбонарезной инструмент, штангельциркуль, чертеж, С.О.Ж.) нарезают внутреннюю и наружную резьбу на заранее подготовленных заготовках.
Нарезав резьбу на 3-4 деталях, они вытирают инструмент, вынимают плашку из воротка, отдают работу учителю или ответственному за этот участок, и их место занимают другие учащиеся.
Работа каждого нового ученика начинается с проверки заготовки, организации рабочего места. Желательно занятие организовать так, чтобы учащиеся в будущем работали осознанно, могли самостоятельно подобрать сверло под резьбу, определить диаметр стержня под резьбу, выбрав соответствующий резьбонарезной инструмент.
Возникают ошибки - перекос резьбы. Избежать ее можно, тщательно контролируя положение плашки в начале резания. Если ученик не может начать резание, он должен в первую очередь проверить, соответствует ли диаметр заготовки справочному, убедиться в наличии фаски. Необходимо проверить плашку. В ходе занятия надо контролировать порядок смен, чтобы ученик, нарезав три детали, передавал инструмент и рабочее место своему товарищу.
Желательно организовать работу так, чтобы в течении этого и ближайших занятий все учащиеся имели возможность практически освоить приемы нарезания внутренней резьбы.
Учебные цели вполне обеспечат гайки М10<8 и болты М10 <45, которые в большом количестве нужны для ремонта мебели и других бытовых нужд.