План - конспект урока по трудовому обучению на тему Снятие мерок и правила их записи

Раздел Технология
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок по трудовому обучению в 8 классе

Класс_______ Дата_______

Тема: Конструирование и моделирование изделия. Снятие мерок.

Цель:

Обучающая


  • Систематизировать имеющиеся знания учащихся о видах рабочей одежды;

  • Ознакомить с основными линиями, мысленно проводимыми на фигуре человека;

  • Научить правильно снимать и записывать мерки;

Развивающая

  • Развивать пространственное мышление учащихся;

Воспитательная

  • Воспитывать уважительное отношение к национальной одежде.

Оборудование: манекен учебный, иллюстрации моделей рабочей одежды, таблицы, образцы передника ( работы учащихся).

Инструменты и материалы: сантиметровая лента и тесьма или шнурок для опоясывания талии.

Основные понятия: линия талии, линия бедер, линия низа, линия середины детали, длина изделия для нагрудника, полуобхват бедер, расстояние между высокими точками груди.

Тип занятия: комбинированное.

Ход урока

I.Организационный момент.

1. Отметить отсутствующих.

2. Назначить дежурных.

3. Подготовка к уроку.

II. Актуализация опорных знаний и умений учащихся.

У меня к вам, девочки, есть одна просьба, помогите мне вспомнить чем мы занимались на прошлом уроке. ( ответ: Изучили свойства хлопка и льна).

А теперь объединимся в пары и проверим друг-друга.

Каждый из вас на листке бумаги напишет те свойства хлопчатобумажных и льяных тканей, которые вы знаете. Затем обменяетесь своими ответами и проверете их.

(крепкие, воздухопроницаемые, гигроскопичные, легко мнутся, мягкие на оцупь, теплые(хлопчатобумажные); шероховатые, холодные(лен).

Так, а где используются такие ткани, при пошиве каких изделий?

(платья,брюки, (джинс) юбки, постельное белье, фартуки, халаты).

Молодцы,хорошо помогли мне,а теперь вопрос следующий вы назвали одежду повседневную или праздничную?

(повсевдневную)

Конечно же в повседневной одежде такие ткани проявляют свои свойства лучше всего.

III. Изучение нового материала.

1. Виды одежды

Рассказ учителя

Сообщение ученицы об украшении фартука (приложение).

По назначению одежда делится на бытовую, рабочую и форменную. К бытовой относится каждодневная, домашняя и праздничная одежда.

Рабочая одежда может быть домашней (передник) и специальной (комбинезон каменщика,сварщика; халат медсестры,врача; куртка и колпак повара и т.д).

Форменная одежда предназначена для представителей определенных профессий- милиционеров, стюардесс, военных, летчиков, железнодорожников и т.д.

Вам уже известно, что при пошиве одежды обязательно учитывается их назначение. Данный фактор влияет на выбор фасона, ткани и прямоугольный треугольник . Так, передник для кулинарных работ целесообразно шить из хлопчатобумажных или льняных тканей.

Беседа.

  1. Что такое конструирование?

  2. С чего начинается конструирование изделия?

  3. Какой буквой обозначаются мерки длины (ширина)?

  4. Каким инструментом пользуются при снятии мерок?

  5. Какие правила мерок вы знаете?

2. Правила снятия и записи мерок.

Рассказ учителя

Для построения чертежей выкройки любого изделия необходимо снять мерки. Чтобы готовое изделие имело привлекательный внешний вид и хорошо сидело на фигуре, следует соблюдать правила снятия и записи мерок.

Учащимся предлагается обработать соответствующий материал, записывая в тетрадь те правила снятия и записи мерок, с которыми они знакомятся впервые. ( Работа с инструкционной картой).

Комментируя правила, учитель поясняет, что мерки ширины и обхват снимаются полностью, а записываются в половинном размере. Фигура человека симметрична относительно середины, то есть правая и левая половины одинаковы. Это дает возможность строить выкройки на половину фигуры по ширине.

Правила снятия и записи мерок

  1. .Мерки снимают по первой стороне фигуры сантиметровой лентой.

  2. Тот, с кого снимают мерки, должен быть в легкой одежде и стоять в первичной позе, свободно опустив руки.

  3. Линию талии опоясывают тесьмой.

  4. Обозначения мерок записывают сокращенно прописными буквами: обхват -О, полуобхват -С, длинна - Д, ширина - Ш. Строчными буквами при прописных буквах обозначают места изменений. Например, Ст - полуобхват талии, Ди- длина изделия, Шс- ширина спинки.

  5. Мерки обхвата и ширины записывают в половинном размере, а мерки длины и высоты - полностью.

  6. Сначала снимают мерки длины, а затем - обхвата и ширины.

Для правильного снятия мерок необходимо знать размещение основных линий, мысленно проведенных на фигуре человека через ориентирные точки.

На манекене показываю, как проходят основные линии фигуры, и называет их:

  1. Линия шеи (обозначается ЛШ);

  2. Линия груди (ЛГ);

  3. Линия талии (ЛТ)

  4. Линия бедер (ЛБ)

  5. Линия середины переда;

  6. Линия низа (ЛН);

(Работа с инструкционной картой).

3. Мерки для построения чертежа выкройки передника.

Рассказ учителя

Для построения чертежа выкройки передника необходимо снять и записать следующие мерки:

А) Длина изделия (Ди);

Б) длина нагрудника (Дн);

В) расстояние между высокими точками груди (Цг);

Г) полуобхват бедра (Сб);

Д) полуобхват талии (Ст);

Демонстрирую на манекене приемы снятия мерок, поясняю назначение мерок.

IV. Практическая работа.

Снятие мерок для построения чертежа выкройки передника.

Перед началом работы проводится инструктаж.

В ходе выполнения работы контролирую соблюдение правил снятия и записи мерок.

Учащиеся работают в парах, поочередно, снимая мерки друг с друга. Результаты измерений записывают в тетрадях в виде таблицы.

В ходе работы учащиеся используют инструкционную карту 6[18, с. 98].

Название мерки

Условное обозначение

Числовое значение

Длина изделия

Ди

Длина нагрудника

Дгр

Расстояние между высокими точками груди

Цг

Полуобхват талии

Ст

Полуобхват бедер

Сб

V. Закрепление новых знаний и умений учащихся.

Беседа.

  1. Назовите виды рабочей одежды.

  2. По какой стороне фигуры снимают мерки?

  3. Как записывают мерки длины, ширины, обхвата?

Работаем в парах.

Раздаю карточки-задания (приложение).

VI. Итоги занятия

Заключительно слово учителя.

Снятие мерок- важный этап конструирования изделия. От того правильно ли сняты необходимые мерки, будет зависеть общий вид изделия и соответствие его фигуре конкретного человека.

VII. Домашнее задание.

Подготовить материалы и инструменты для построения чертежа.

Приложение 1

Карточки - здания ( коллективная работа)

Вариант 1

  1. При построении выкройки швейного изделия учитывают мерки полуобхватов:

а) с целью экономии ткани;

б) потому что фигура человека симметрична;

в) с целью экономии времени

2. Мерки длины обозначают буквой:

а) О

б) С

в) Д

3. Заполните пропуски в тексте:

Мерки снимают…стороне фигуры…лентой.

Мерки обхвата ширины записывают в… размере.

Сначала снимают мерки…, а затем … .

4. Дайте определение понятию

Моделирование швейного изделия- это… .

Вариант 2

1. Установите соответствие между обозначениями мерок и правилами их снятия (поставить цифры в клетках).

 Ди 1. По линии груди между высокими точками.

 Цг 2. По выступающим точкам ягодиц, соединяется в стык на уровне живота.

 Сб 3. От линии талии вверх до желательной длины.

 Дгр 4. От линии талии вниз на желательную длину.

Вариант 3

1. Установите соответствие между обозначениями мерок и их назначением ( поставьте цифры в клеточках)

 Цг 1. Для расчета длины нижней части фартука.

 Сб 2. Для расчета длины нагрудника.

 Дгр 3. Для расчета ширины нагрудника.

 Ди 4. Для расчета ширины нижней части фартука.

2. Заполните пропуски в тексте.

Мерки длины и высоты записывают в… размере.

Тот, с кого снимают мерки, должен быть… одежде и стоять в… позе, свободно опустив…

Приложение 2

Инструкционная карта. Снятие мерок для построения чертежа фартука

Назввание мерок

Обознчение мерок

Назначение мерок

Как снимаются мерки

Длина изделия



Расстояние между высокими точками груди

Длина пояса

Длина бретели

Ширина изделия

Длина нагрудника

Ди



Цг

Ст

Дбр

Сб

Дгр

Определение длины нижней части фартука

Определение ширины нагрудника

Определение длины пояса

Определение длины бретели

Определение ширины нижней части фартука

Определение длины нагрудника

От линии талии вниз на желаемую длину (1) (длина фартука должна быть сантиметров на 5 меньше длины платья)

По линии груди между высокими точками (половина мерки)

Обхват талии плюс 15…20 см на концы для завязываня (7)

От высокой точки груди через плечо наискось по спине (по фасону) (6)

Сантиметровая лента проходит по выступающим точкам ягодиц, соединяется встык на уровне живота (8)

От линии талии вверх до желаемой длины


© 2010-2022