Проект сюжетно - ролевой игры «Рыболовецкое судно»

"Научно – методическое обеспечение: игра – многообразное явление детской жизниВ ролевой игре основным предметом действий ребёнка являются социальные отношения между людьми, так как эта игра возникает из стремления детей участвовать в жизни взрослых и является для них доступной формой самостоятельного осуществления этого стремления. Большое внимание воспитанию качеств коллективизма уделяла А.П.Усова, Она отмечала, что эти качества характеризуются способностью ребёнка войти в общество играющих, уб...
Раздел Технология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Сюжетно-ролевая игра «Рыболовецкое судно».

Проект: краткосрочный, групповой, игровой.

Актуальность проекта: игра имеет значение не только для умственного развития ребёнка, но и для развития его личности: воссоздавая поступки людей, ребёнок проникается их чувствами и целями, сопереживает им, начинает ориентироваться в отношениях между людьми. Сюжетно-ролевая игра расширяет практический мир дошкольника и обеспечивает ему внутренний и эмоциональный комфорт. В игре развивается способность к воображению, образному мышлению. В современном мире, в век компьютеризации, игра уходит на второй план, дети всё меньше играют. Где, как ни в детском саду развивать этот вид игры для социализации личности, для взрослой жизни в обществе?

Цель проекта: развить у детей коммуникативные навыки общения через сюжетно-ролевую игру. Формировать умение комбинировать различные тематические сюжеты в единый игровой сюжет.

Образовательные области:

1. «Социализация»- приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимодействия со сверстниками и взрослыми.

2. «Труд» - формирование первичных представлений о труде взрослых.

3. «Познание» - формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.

4. «Коммуникация» - развитие свободного общения с взрослыми и детьми.

5. «Музыка» - развитие слухового внимания, формирование чувства ритма.

Задачи:

Образовательные:

1. Дать детям представление об умении и необходимости общаться друг с другом, несмотря на разницу желаний и возможностей.

2. Дать детям представление о необходимости сотрудничать и сопереживать, проявлять заботу и внимание в отношениях друг к другу.

3. Познакомить детей с миром различных профессий, различать и познакомить с их особенностями.

Развивающие:

1. Развивать умение самостоятельно организовываться в группы для общей игры, совместно обдумывать содержание игр, согласовывать свои действия с участниками игры.

2.Способствовать установлению в игре ролевого взаимодействия и усвоению ролевых взаимоотношений.

Воспитательные:

1. Воспитывать умение самостоятельно и справедливо разрешать споры, привычку помогать товарищам, бережно относиться к их играм, радоваться их успехам.

2. Воспитание дружеских отношений между детьми в процессе общения.

Научно - методическое обеспечение: игра - многообразное явление детской жизни. Использование игры как средства воспитания может быть успешным, если учитывать, что она есть собственная деятельность ребёнка, что самостоятельность и самодеятельность в ней необходимо сохранять и поощрять. Д.Б.Эльконин в своём исследовании, посвящённом выяснению происхождения игры, показал, что детская ролевая игра является историческим образованием, важнейшим источником формирования социального сознания ребёнка дошкольного возраста. В ролевой игре основным предметом действий ребёнка являются социальные отношения между людьми, так как эта игра возникает из стремления детей участвовать в жизни взрослых и является для них доступной формой самостоятельного осуществления этого стремления. (А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин). Большое внимание воспитанию качеств коллективизма уделяла А.П.Усова, Она отмечала, что эти качества характеризуются способностью ребёнка войти в общество играющих, убедить их в чём-либо или самому убедиться. Теоретики детской игры - А.П.Усова, Д.В.Менджерицкая, В.П.Залогина и другие наметили своими исследованиями пути активного руководства игровой деятельностью.

Ресурсное обеспечение: модуль, атрибуты к сюжетно-ролевой игре, аудиозапись.

Участники проекта: дети, воспитатель.

Ожидаемые результаты:

1. Научаться применять полученные навыки общения в игровых ситуациях.

2. Научаться адекватно оценивать поведение других детей и своё собственное поведение.

3. Воспитывать уверенность в себе, инициативность, развивать игровые интересы и на этой основе расширять общение с товарищами.

4. Воспитают в себе потребность в общении со сверстниками.

5. Смогут находить подход к детям в игре.

Этапы игровой деятельности


Выявление проблемы

Диагностика игровых навыков, игровой среды

Диагностика игры по программе «Развитие». По результатам диагностики выявлялась проблема.

I. Подготовительный этап

Обрисовка сюжетной канвы

Изучение литературы:
1. Н. Михайленко, Н. Короткова
«Организация сюжетной игры в детском саду»
2. А.Г. Арушанова «Истоки диалога»
3. С.Л. Новоселова «Игра дошкольника»

4. Р.И.Жуковская «Игра и её педагогическое значение»

5. А.П.Усова «Роль игры в воспитании детей».

6. И.Синицкая «Игровое обучение детей 5-7 лет в образовательном процессе». (ж-л «Д/в» №1 2012)

7. Л.А.Пенькова В.М.Калинина «Менеджмент в практике дошкольного учреждения».

Организационная работа

Чтение художественной литературы: Б.Житков «На пароходе», И.Соколовская «Радист», М.Большинцев «У самого синего моря»,С. Козлов «В порту»; В. Сутееев «Кораблик»; В. Маяковский «Это книжечка моя про моря и про маяк», «Кем быть?».
Чтение рассказов из детских энциклопедий на морскую тему.
Рассматривание иллюстраций с изображений различных кораблей, «Атласа мира».
Продуктивные виды деятельности:
Изготовление атрибутов к игре (бинокль, штурвал, якорь).
Рисование на тему:
«Кораблик », «Ветер по морю гуляет»
Аппликация на тему:
«Лодочка», «Кораблик в порту».
Беседы с детьми на тему:
«На чем я путешествую», «Если бы я был капитаном судна», «Кем быть?»
Дидактические игры:
«Найди лишнее», «Кто что услышал?», «Что рассказало море?», «Кто в море живёт?», «Сигнальщики», «Моряки».

Разработка конспекта игры «Морское путешествие».
Организация игрового пространства, подбор и подготовка воспитателем материала для игры:
- для туроператора;
- пассажиров;
- матросов;
- капитана.

Взаимодействие с родителями

Оформление коллажа «Морские чудеса».
Привлечение родителей к изготовлению атрибутов к сюжетно-ролевой игре «Рыболовецкое судно». Оформление коллекции ракушек «Дары моря».

II. Основной этап

Систематизация информации

1. Принятие детьми на себя роли: капитан, радист, матрос-рыбак, продавец-кассир.
2. Обсуждение содержания игры:

  • постановка проблемы (голос на диктофоне)

  • д/и «Найди рыболовецкое судно»

Ц: закрепить знания о водном транспорте.

  • д/и «Кем быть?»

Ц: закрепить профессии на рыболовецком судне.

  • обсуждение качеств капитана судна и радиста.

  • Выбор капитана через д/и «Что это?» (ребусы)

Ц: развивать внимание, смекалку, зрительное восприятие.

  • Выбор радиста через игру «Прохлопай, как я»

Ц: развивать слуховое внимание, формировать чувство ритма

  • Игра «Супермаркет»

Выбор продавца-кассира через загадку (на счёт до5)

Ц: закрепить счёт в пределах 5.

  • Игра «Кафе «Милашка»

3. Подготовка атрибутов для игры «Рыболовецкое судно»: якорь, бинокль, штурвал, наушники, игрушечный компьютер, вёдра, верёвки, кепка для капитана, сеть, жилеты, спасательный круг, картонные рыбки, карта, компас.

Супермаркет «Окей»: конфеты, пирожное, сок, овощи, фрукты, деньги, кошельки, касса, весы.

Кафе «Милашка»: набор чайной посуды, набор столовой посуды, поднос, салфетница, салфетки.

Обеспечение руководства:
- распределение ролей;
- взятие на себя второстепенной роли;
- обсуждение содержания игры-вопросы;
- руководство организацией игрового пространства.

Игровая деятельность детей.

Игра.
Соблюдение правил, выполнение взятых на себя ролей.
Взаимосвязь с партнером по игре.

1. Аудиозапись голоса.

2. Рассматривание иллюстраций разных кораблей, нахождение рыболовецкого судна.

3. Определение месторасположения рыболовецкого судна.

4. Беседа о том, кто работает на рыболовецком судне, какими качествами они обладают.

5. Выбор капитана и радиста через д/игру.

6. Выбор предметов-атрибутов необходимых для плавания.

7. «Выход» в море под аудиозапись шума моря.

8. Выбор продавца-кассира супермаркета «Окей» через задание.

9. Девочки ждут моряков ходят в магазин, накрывают на стол.

10. Мальчики-рыбаки ловят рыбу, капитан держит курс по карте и компасу, радист принимает радиограммы.

11. Моряки выгружают улов, сдают в магазин, идут к девочкам праздновать встречу.

Выступает как создатель проблемно-игровых ситуаций.
Обучение элементам развития сюжета.
Использование в игре предметов-заместителей.
Принятие на себя второстепенной роли.

III. Заключительный этап

Итог

Участие детей в обсуждении проведенной игры.
Оценка умения играть вместе.

Подведение итогов игры, предложение гипотезы о дальнейшем разворачивании сюжета.
Диагностика игровых умений детей.

Словарный минимум

Часть словаря

Старшая группа

Подготовительная к школе группа

Профессии

Капитан, радист, матрос -рыбак, продавец-кассир.

Орудия труда

Рыболовецкая сеть, якорь, штурвал, канат, карта, компас, азбука «Морзе», пульт управления, радиоаппаратура, наушники, касса, прилавок.

Трудовые действия

Строить, ловить, плыть, провожать, встречать, покупать, передавать, наблюдать, выполнять.

Качества

труда

Качественно, вежливо, внимательно, успешно, ответственно, отважно, выносливо.





© 2010-2022