РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ ТЕХНОЛОГИЯ 10 класс

Раздел Технология
Класс 10 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

"Средняя общеобразовательная школа № 7 "


Рассмотрено на заседании МО

Руководитель МО

_________________

Рыбакова Т.В.

«28» августа 2015 г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР

______________________

Булыгина В.К.

«01» сентября 2015г.

«Утверждено»

Директор МКОУ «СОШ № 7»

_______________________

Фаттахова Н.И.

«01» сентября 2015г.

№ 274-од





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ


ТЕХНОЛОГИЯ

(наименование учебного предмета (курса)


10«А», «Б»

(класс)


2015-2016 учебный год

(период реализации программы)



Рыбакова Т.В., учитель первой квалификационной категории

Ф.И.О. учителя (преподавателя), составившего рабочую учебную программу, категория



Составлена на основе примерной программы

среднего (полного) общего образования по технологии (Сборник нормативных документов. Технология / составители Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев

Пояснительная записка

Рабочая программа по технологии составлена для 10 классов МКОУ «СОШ №7» г.п. Талинка.

Рабочая программа «Технология» для 10 классов составлена на базовом уровне.

Программа реализует Федеральный компонент государственного образовательного

стандарта среднего общего образования по учебному предмету «Технология»,

Рабочая программа по технологии составлена в соответствии с примерной программой среднего (полного) общего образования по технологии (Сборник нормативных документов. Технология / составители Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев. - 2-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2008. - 198, [10] с. (165-181 с.)).

Учебник: Технология: базовый уровень: 10-11 классы: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / [В.Д.Симоненко, О.П.Очинин, Н.В.Матяш]; под ред. В.Д.Симоненко.- М.: Вентана-Граф, 2012.- 224 с.: ил.

При составлении рабочей программы использованы нормативные документы:

  • Закон Российской Федерации от 29.12.2012 года №273-ФЗ «Об образовании в РФ» (с последующими изменениями и дополнениями)

  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. №1897 "Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов основного общего образования"

  • Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 г. Москва "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях"

  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 01.02.2012 №74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план, примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.03.2004 №1312», от 26.11.2010 №1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 №373», от 17.12.2010 №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»

  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2012 г. N1067 "Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования".

  • Устав МКОУ "СОШ №7"

  • Основная образовательная программа основного общего образования МКОУ "Средняя общеобразовательная школа №7 "

  • Положение о рабочей программе по учебному предмету (курсу) МКОУ "СОШ №7 "

  • Учебный план МКОУ "СОШ №7».

Реализация программы обеспечивается учебно-методическим комплектом:


  1. Учебник «Технология» базовый уровень 10-11 класс для учащихся общеобразовательной школы под редакцией В.Д. Симоненко М. «Вентана-Граф» 2011г.

  2. Учебник «Технология Профессиональный успех» 10-11 Под редакцией С.Н. Чистяковой М. - Просвещение 2010 г.

  3. Леонтьев А.В. Капустин В.С. Сасова И.А. Технология: Учебник для 10-11 класс / Под. Ред. И.А. Сасовой. - М. Просвещение, 2010

  4. Примерная программа среднего (полного) общего образования по технологии (базовый уровень). Сайт МО РФ: mon.gov.ru.

  5. Программы общеобразовательных учреждений. Технология. 1-4 кл., 5-11 кл. - М.: Просвещение, 2010.-240 с.

  6. Сборник нормативных документов. Технология. / Сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. - М.: Дрофа, 2008.-198 с.

  7. Симоненко В.Д., Матяш Н.В. Основы технологической культуры: Книга для учителя. М.: Вентана-Графф, 2003.-268 с.

  8. Технология. Базовый уровень: 10 - 11 классы: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / В.Д. Симоненко, О.П. Очинин, Н.В. Матяш; под ред. В.Д. Симоненко. - М.: «Вентана-Граф», 2009.-112 с.

  9. Технология.10-11 классы. Рабочие программы, элективные курсы. Методическое пособие / Сос.: Л.Н. Бобровская, Е.А. Сапрыкина, Т.В.Озерова.-2-е изд., стереотип.-М.:Издательство «Глобус», 2009.-224 с.

  10. Технология.Творческие проекты: организация работы / авт.-сост. А.В. Жадаева, А.В. Пяткова.- Волгоград: Учитель, 2011.-88 с.

  11. Технология. 5-11 классы. Проектная деятельность на уроках: планирование, конспекты уроков, творческие проекты, рабочая тетрадь для учащихся / авт.- сост. Н.А. Пономарева.- Волгоград: Учитель, 2010.-107 с.

Учебным планом школы на изучение технологии в 10 и 11 классах средней школы

отводится по 1 часу в неделю, 10 класс - 35 часов в год, 11 класс - 34 часа в год; всего - 69 часов.

Цели предмета:

Изучение технологии на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о составляющих технологической культуры, ее роли в общественном развитии; научной организации производства и труда; методах творческой, проектной деятельности; способах снижения негативных последствий производственной деятельности на окружающую среду и здоровье человека; путях получения профессии и построения профессиональной карьеры;

  • овладение умениями рациональной организации трудовой деятельности, проектирования и изготовления личностно или общественно значимых объектов труда с учетом эстетических и экологических требований; сопоставление профессиональных планов с состоянием здоровья, образовательным потенциалом, личностными особенностями;

  • развитие технического мышления, пространственного воображения, способности к самостоятельному поиску и использованию информации для решения практических задач в сфере технологической деятельности, к анализу трудового процесса в ходе проектирования материальных объектов или услуг; навыков делового сотрудничества в процессе коллективной деятельности;

  • воспитание уважительного отношения к технологии как части общечеловеческой культуры, ответственного отношения к труду и результатам труда;

  • формирование готовности и способности к самостоятельной деятельности на рынке труда, товаров и услуг, продолжению обучения в системе непрерывного профессионального образования.

Задачи предмета:

1. Формирование политехнических знаний и экологической культуры.

2. Привитие элементарных знаний и умений по ведению домашнего хозяйства и расчету бюджета семьи.

3. Ознакомление с основами современного производства сферы услуг;

4. Развитие самостоятельности и способности учащихся решать творческие и изобретательские задачи.

5. Обеспечение учащимся возможностей самопознания, изучения мира профессий, выполнения профессиональных проб целью профессионального самоопределения.

6. Воспитание трудолюбия, предприимчивости, коллективизма, человечности и милосердия, обязательности, честности, ответственности и порядочности.

Интегративный характер содержания обучения технологии предполагает построение образовательного процесса на основе использования внутрипредметных и межпредметных связей. Основными методами обучения являются упражнения, решение прикладных задач, практические и лабораторные работы, моделирование, конструирование, экскурсии, проекты.

Программа обеспечивает преемственность перехода учащихся от общетехнологического к профессиональному образованию, трудовой деятельности, непрерывному самообразованию.

Используемые технологии: интеграция традиционного, развивающего обучения, модульного обучения, метод проектов.

Реализовать программу планируется в условиях классно-урочной системы обучения.

Основной принцип реализации программы - обучение в процессе конкретной практической деятельности, учитывающей познавательные потребности школьников, особенно при включении в проектную деятельность.

Основными методами обучения являются упражнения, решение прикладных задач, практические и лабораторно-практические работы, моделирование и конструирование, экскурсии. Применяются также методы:

- .Объяснительно--иллюстративный, сочетающий словесные методы (рассказ, объяснение, работа с литературными источниками) с иллюстрацией различных по содержанию источников (справочники, картины, схемы, и др.).

-Частично-поисковый, как один из способов организации поисковой деятельности учащихся, основанный на использовании технологических знаний, жизненного и познавательного опыта учащихся.

- Исследовательский метод как один из способов организации поисково-исследовательской деятельности учащихся в учебной работе, привития им умений и навыков самостоятельной работы.

Формы организации работы учащихся: индивидуальная, фронтальная, групповая.

Формы учебных занятий: ролевые игры, уроки-лекции, уроки-семинары, лабораторные работы, практические занятия, проектные работы, презентации.

Виды деятельности учащихся: устные сообщения, защита презентаций, защита проектов, рефлексия.

При составлении рабочей программы учитывалась материально - техническая база, учебно-методическое обеспечение, запросы на образовательные услуги учащихся и их родителей, подготовка учителя, условия ОУ.

В планировании предусмотрено выполнение школьниками творческих проектных работ. По учебным планам программ они выполняются в конце каждого года обучения. Широкое использование творческой и проектной деятельности при обучении технологии способствует развитию инициативы, творческих способностей школьников. У них формируется функциональная грамотность. Они приобретают опыт коллективной трудовой деятельности, учатся определять потребности в результатах труда, планировать свою деятельность и оценивать ее результаты.

Проекты являются творческими самостоятельными работами и выполняются каждым учеником или группой, в том числе и разновозрастной, как в учебное, так и во внеучебное время.



Формы контроля уровня достижений и критерии оценки

1. Объективные

Задания

Критерии оценки

Тестовые задания

Задачи

Упражнения

Практическая работа

Терминологический диктант

За каждый правильный ответ - 1 балл, если задания однотипные. Более сложные задания - 2 или 3 балла.

30-50% - « 2»

51- 75% - «3»

75-95% - «4»

95-100% - «5».

2.Субъективированные

Задания

Критерии оценки

А) Логические задания

Б) Проблемные задания

В) Образные задания

Оценка выставляется по степени проявления необходимых в задании знаний, умений и навыков.

3. Итоговая оценка проектов

Критерии оценки

Самооценка

Коллективная оценка

Оценка преподавателя

1. Актуальность и новизна предлагаемых решений, сложность темы (0, 5, 10, 20 баллов)

2. Объем разработок и количество предлагаемых решений ( 0, 5, 10, 20 баллов )

3. Реальность и практическая ценность (0, 5, 10, 20 баллов)


4. Качество оформления (0, 5, 10, 20 баллов)

5. Оценка рецензентом

6. Качество доклада

7. Проявление глубины и широты знаний по этой теме (0, 5, 10, 20 баллов)

8. Проявление глубины и широты знаний по данному учебному предмету (0, 5, 10, 20 баллов)

9. Ответы на ответы учащихся (0, 5, 10, 20 баллов)

10. Ответы на вопросы преподавателя (0, 5, 10, 20 баллов)

11. Оценка творческих способностей докладчика (0, 5, 10, 20 баллов)

12. Субъективная оценка деловых качеств докладчика (0, 5, 10, 20 баллов)

Итого:


Средняя арифметическая величина:

Оценка:

180-220 баллов - «отлично»

120 -180 баллов - «хорошо»

90-120 баллов - «удовлетворительно»

Менее 90 баллов - «неудовлетворительно»

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Рабочая программа составлена с учетом опыта трудовой и технологической деятельности, полученного учащимися при обучении в основной школе.

Основным предназначением образовательной области «Технология» в старшей школе на базовом уровне является: продолжение формирования культуры труда школьника; развитие системы технологических знаний и трудовых умений; воспитание трудовых, гражданских и патриотических качеств его личности; уточнение профессиональных и жизненных планов в условиях рынка труда.

Программа включают в себя также разделы «Производство, труд и технологии», «Технологии проектирования и создания материальных объектов и услуг», «Профессиональное самоопределение и карьера», «Проектная деятельность».

Обучение школьников технологии строится на основе освоения конкретных процессов преобразования и использования материалов, энергии, информации, объектов природной и социальной среды. Независимо от направления обучения, содержанием программы по технологии предусматривается изучение материала по следующим сквозным образовательным линиям:

  • культура и эстетика труда;

  • получение, обработка, хранение и использование информации;

  • основы черчения, графики, дизайна;

  • творческая, проектная деятельность;

  • знакомство с миром профессий, выбор жизненных, профессиональных планов;

  • влияние технологических процессов на окружающую среду и здоровье человека;

  • перспективы и социальные последствия развития технологии и техники.

Исходя из необходимости учета образовательных потребностей личности школьника, его семьи и общества, достижений педагогической науки, конкретный учебный материал для включения в программу должен отбираться с учетом следующих положений:

• распространенность изучаемых технологий в сфере производства, сервиса и домашнего хозяйства и отражение в них современных научно-технических достижений;

• возможность освоения содержания на основе включения учащихся в разнообразные виды технологической деятельности, имеющих практическую направленность;

• выбор объектов созидательной и преобразовательной деятельности на основе изучения общественных, групповых или индивидуальных потребностей;

• возможность реализации общетрудовой, политехнической и практической направленности обучения, наглядного представления методов и средств осуществления технологических процессов;

• возможность познавательного, интеллектуального, творческого, духовно-нравственного, эстетического и физического развития учащихся.

Каждый раздел программы включает в себя основные теоретические сведения, практические работы и рекомендуемые объекты труда (в обобщенном виде). При этом предполагается, что изучение материала программы, связанного с практическими работами, должно предваряться необходимым минимумом теоретических сведений.

Основной принцип реализации программы - обучение в процессе конкретной практической деятельности, учитывающей познавательные потребности школьников. Основными методами обучения являются упражнения, решение прикладных задач, практические и лабораторно-практические работы, моделирование и конструирование, экскурсии.

В программе предусмотрено выполнение школьниками творческих или проектных работ. Соответствующая тема по учебному плану программы дается в конце каждого года обучения. Вместе с тем, методически возможно построение годового учебного плана занятий с введением творческой, проектной деятельности в учебный процесс с начала или с середины учебного года. При организации творческой или проектной деятельности учащихся очень важно связать эту деятельность с их познавательными потребностями.

Интегративный характер содержания обучения технологии предполагает построение образовательного процесса на основе использования межпредметных связей. Это связи с алгеброй и геометрией при проведении расчетных и графических операций, с химией при характеристике свойств материалов, с физикой при изучении устройства и принципов работы машин и механизмов, современных технологий, с историей и искусством при выполнении проектов, связанных с воссозданием технологий традиционных промыслов.

При изучении раздела «Производство, труд и технологии» целесообразно организовать экскурсии школьников на производство с передовыми технологиями и высоким уровнем организации труда, а при изучении раздела «Профессиональное самоопределение и карьера» - в Центры трудоустройства и профконсультационной помощи. При отсутствии возможностей для проведения экскурсий необходимо активно использовать технические средства обучения для показа современных достижений техники и технологий: видеозаписи, мультимедиа продукты, ресурсы Интернет.

Основными результатами освоения учащимися образовательной области "Технология" являются:

  • овладение знаниями о влиянии технологий на общественное развитие, о составляющих современного производства товаров и услуг, структуре организаций, нормировании и оплате труда, спросе на рынке труда.

  • овладение трудовыми и технологическими знаниями и умениями, необходимыми для проектирования и создания продуктов труда в соответствии с их предполагаемыми функциональными и эстетическими свойствами;

  • умения ориентироваться в мире профессий, оценивать свои профессиональные интересы и склонности к изучаемым видам трудовой деятельности, составлять жизненные и профессиональные планы;

  • формирование культуры труда, уважительного отношения к труду и результатам труда, самостоятельности, ответственного отношения к профессиональному самоопределению;

  • развитие творческих, коммуникативных и организационных способностей, необходимых для последующего профессионального образования и трудовой деятельности.

ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

В базисном учебном плане образовательная область «Технология» не входит в число обязательных учебных предметов на базовом уровне федерального компонента. Она входит в учебные предметы по выбору на базовом и профильном уровне, где на ее изучение в X и XI классах отводится 69 часов. Учитывая значение технологического образования для профессиональной ориентации учащихся, успешной социализации в обществе, для обеспечения непрерывности технологической подготовки в системе общего и профессионального образования рекомендовано дополнительно выделить из регионального компонента и компонента образовательного учреждения дополнительно 1 час в неделю в X 35 часов и в XI классах 1 час в неделю, 34 часа. При этом национально-региональные особенности содержания могут быть представлены в программе соответствующими технологиями, видами и объектами труда.



ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

В соответствии с программой духовно-нравственного развития основной образовательной программы школы ценностные ориентиры содержания учебного предмета направлены на:

  • освоение знаний о составляющих технологической культуры, ее роли в общественном развитии; научной организации производства и труда; методах творческой, проектной деятельности; способах снижения негативных последствий производственной деятельности на окружающую среду и здоровье человека; путях получения профессии и построения профессиональной карьеры;

  • овладение умениями рациональной организации трудовой деятельности, проектирования и изготовления личностно или общественно значимых объектов труда с учетом эстетических и экологических требований; сопоставление профессиональных планов с состоянием здоровья, образовательным потенциалом, личностными особенностями;

  • развитие технического мышления, пространственного воображения, способности к самостоятельному поиску и использованию информации для решения практических задач в сфере технологической деятельности, к анализу трудового процесса в ходе проектирования материальных объектов или услуг; навыков делового сотрудничества в процессе коллективной деятельности;

  • воспитание уважительного отношения к технологии как части общечеловеческой культуры, ответственного отношения к труду и результатам труда;

  • формирование готовности и способности к самостоятельной деятельности на рынке труда, товаров и услуг, продолжению обучения в системе непрерывного профессионального образования.

ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА



Технологии исследовательской, опытнической и проектной деятельности

Ученик научится:

• планировать и выполнять учебные технологические проекты: выявлять и формулировать проблему; обосновывать цель проекта, конструкцию изделия, сущность итогового продукта или желаемого результата; планировать этапы выполнения работ; составлять технологическую карту изготовления изделия; выбирать средства реализации замысла, осуществлять технологический процесс; контролировать ход и результаты выполнения проекта;

• представлять результаты выполненного проекта: пользоваться основными видами проектной документации; готовить пояснительную записку к проекту; оформлять проектные материалы; представлять проект к защите.

Ученик получит возможность научиться:

• организовывать и осуществлять проектную деятельность на основе установленных правил, поиска новых решений, планировать и организовывать технологический процесс с учётом имеющихся ресурсов и условий;

• осуществлять презентацию, экономическую и экологическую оценку проекта; разрабатывать вариант рекламы для продукта труда.

Современное производство и профессиональное самоопределение

Ученик научится построению 2-3 вариантов личного профессионального плана и путей получения профессионального образования на основе соотнесения своих интересов и возможностей с содержанием и условиями труда по массовым профессиям и их востребованностью на рынке труда.

Ученик получит возможность научиться:

• планировать профессиональную карьеру;

• рационально выбирать пути продолжения образования или трудоустройства;

• ориентироваться в информации по трудоустройству и продолжению образования;

• оценивать свои возможности и возможности своей семьи для предпринимательской деятельности.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Производство, труд и технологии

Технологии и труд как части общечеловеческой культуры (15) часа

Влияние технологий на общественное развитие (2 часа)

Основные теоретические сведения.

Технология как часть общечеловеческой культуры, оказывающая влияние на развитие науки, техники, культуры и общественные отношения. Понятие о технологической культуре. Взаимообусловленность технологий, организации производства и характера труда в различные исторические периоды. Взаимообусловленность технологий, организации производства и характера труда для организаций различных сфер хозяйственной деятельности.

Практические работы

Ознакомление с деятельностью производственного предприятия. Анализ технологий, структуры и организации производства.

Варианты объектов труда

Промышленные предприятия, предприятия сферы обслуживания, информационные материалы.

Современные технологии материального производства, сервиса и социальной сферы (3) часа)

Основные теоретические сведения.

Взаимовлияние уровня развития науки, техники и технологии и рынка товаров и услуг. Научные открытия, оказавшие значительное влияние на развитие технологий. Современные технологии машиностроения, обработки конструкционных материалов, пластмасс. Современные технологии электротехнического и радиоэлектронного производства. Современные технологии строительства. Современные технологии легкой промышленности и пищевых производств. Современные технологии производства сельскохозяйственной продукции. Автоматизация и роботизация производственных процессов.

Современные технологии сферы бытового обслуживания. Характеристика технологий в здравоохранении, образовании и массовом искусстве и культуре. Сущность социальных и политических технологий.

Возрастание роли информационных технологий.

Практические работы

Ознакомление с современными технологиями в промышленности, сельском хозяйстве, сфере обслуживания. Подготовка рекомендаций по внедрению новых технологий и оборудования в домашнем хозяйстве, на конкретном рабочем месте или производственном участке.

Варианты объектов труда

Описания новых технологий, оборудования, материалов, процессов.

Технологическая культура и культура труда (2 час)

Основные теоретические сведения.

Технологическая культура в структуре общей культуры. Технологическая культура общества и технологическая культура производства. Формы проявления технологической культуры в обществе и на производстве.

Основные составляющие культуры труда работника. Научная организация как основа культуры труда. Основные направления научной организации труда: разделение и кооперация труда, нормирование туда, совершенствование методов и приемов труда, обеспечение условий труда, рациональная организация рабочего места. Эстетика труда.

Практические работы.

Оценка уровня технологической культуры на предприятии или в организации ближайшего окружения.

Характеристика основных составляющих научной организации труда учащегося.

Варианты объектов труда

Деятельность на рабочем месте представителей различных профессий. Рабочее место учащегося.

Производство и окружающая среда (4 час)

Основные теоретические сведения.

Хозяйственная деятельность человека как основная причина загрязнения окружающей среды. Основные источники загрязнения атмосферы, почвы и воды. Рациональное размещение производства для снижения экологических последствий хозяйственной деятельности.

Методы и средства оценки экологического состояния окружающей среды.

Способы снижения негативного влияния производства на окружающую среду: применение экологически чистых и безотходных технологий; утилизация отходов.

Практические работы.

Выявление источников экологического загрязнения окружающей среды. Оценка радиоактивного загрязнения местности и продуктов. Изучение вопросов утилизации отходов. Разработка проектов по использованию или утилизации отходов.

Варианты объектов труда

Окружающая среда в классе, школе, поселке. Измерительные приборы и лабораторное оборудование. Изделия с применением отходов производства или бытовых отходов.

Рынок потребительских товаров и услуг (4) час

Основные теоретические сведения

Особенности рынка потребительских товаров и услуг. Субъекты рынка товаров и услуг. Законодательные и нормативные акты, регулирующие отношения продавца и покупателя. Основные положения зако­нодательства о правах потребителя и производителя.

Сертификация изделий и услуг. Маркировка продовольственных и промышленных товаров. Потребительские качества продовольственных и промышленных товаров. Ме­тоды оценки потребительских качеств товаров и услуг. Правила приобретения и возврата товаров.

Электронная коммерция в системе Интернет.

Значение страхования в современном обществе. Виды стра­хования. Обязательное страхование. Развитие системы страхо­вания в России. Страхование при выезде за пределы России. Страхование жизни и имущества. Выбор страховой компании.

Практические работы.

Ознакомление с основными положениями закона об охране прав потребителей. Чтение маркировки различных товаров. Изучение рынка товаров и услуг в Интернет.

Варианты объектов труда

Этикетки различных товаров. Информация в сети Интернет.

Технологии проектирования и создания материальных объектов или услуг (19) час)

Проектирование в профессиональной деятельности (4 час)

Основные теоретические сведения

Значение инновационной деятельности предприятия в условиях конкуренции. Инновационные продукты и технологии. Основные стадии проектирования технических объектов: техническое задание, техническое предложение, эскизный проект, технический проект, рабочая документация. Роль экспериментальных исследований в проектировании.

Практические работы

Определение возможных направлений инновационной деятельности в рамках образовательного учреждения или для удовлетворения собственных потребностей.

Варианты объектов труда

Объекты инновационной деятельности: оборудование, инструменты, интерьер, одежда и др.

Информационное обеспечение процесса проектирования. Определение потребительских качеств объекта труда (4 час)

Основные теоретические сведения

Определение цели проектирования. Источники информации для разработки: специальная и учебная литература, электронные источники информации, экспериментальные данные, результаты моделирования. Методы сбора и систематизации информации. Источники научной и технической информации. Оценка достоверности ин­формации. Эксперимент как способ получения новой информа­ции. Способы хранения информации. Проблемы хранения ин­формации на электронных носителях.

Использование опросов для определения потребительских качеств инновационных продуктов. Бизнес-план как способ экономического обоснования проекта.

Технические требования и экономические показатели. Стадии и этапы разработки. Порядок контроля и приемки.

Практические работы

Проведение опросов и анкетирования. Моделирование объектов. Определение требований и ограничений к объекту проектирования.

Варианты объектов труда

Объекты проектной деятельности школьников, отвечающие профилю обучения.

Нормативные документы и их роль в проектировании.

Проектная документация (2 часа)

Основные теоретические сведения

Виды нормативной документации, используемой при проектировании. Унификация и стандартизация как средство снижения затрат на проектирование и производство. Учет требований безопасности при проектировании. Состав проектной документации. Согласование проектной документации (на примере перепланировки квартиры).

Практические работы

Определение ограничений, накладываемых на предлагаемое решение нормативными документами.

Варианты объектов труда

Эскизные проекты школьников в рамках выполняемого проекта и отвечающие профилю обучения. Учебные задачи.

Введение в психологию творческой деятельности (4) час)

Основные теоретические сведения

Виды творческой деятельности. Влияние творческой деятельности на развитие качеств личности. Понятие о психологии творческой деятельности. Роль подсознания. «Психолого-познавательный барьер». Пути преодоления психолого-познавательного барьера. Раскрепощение мышления. Этапы решения творческой задачи. Виды упражнений для развития творческих способностей и повышения эффективности творческой деятельности.

Практические работы

Выполнение упражнений на развитие ассоциативного мышления, поиск аналогий.

Варианты объектов труда

Творческие задания, связанные с проектной деятельностью школьников и отвечающие профилю обучения. Сборники учебных заданий и упражнений.

Интуитивные и алгоритмические методы поиска решений (4) час)

Основные теоретические сведения

Выбор целей в поисковой деятельности. Значение этапа постановки задачи. Метод «Букета проблем». Способы повышения творческой активности личности. Преодоление стереотипов. Ассоциативное мышление. Цели и правила проведения мозгового штурма (атаки). Эвристические приемы решения практических задач. Метод фокальных объектов. Алгоритмические методы поиска решений. Морфологический анализ.

Практические работы

Применение интуитивных и алгоритмических методов поиска решений для нахождения различных вариантов выполняемых школьниками проектов.

Варианты объектов труда

Проектные задания школьников. Сборники учебных заданий и упражнений.

Анализ результатов проектной деятельности (2 час)

Основные теоретические сведения

Методы оценки качества материального объекта или услуги, технологического процесса и результатов проектной деятельности. Экспертная оценка. Проведение испытаний модели или объекта. Оценка достоверности полученных результатов.

Практические работы

Анализ учебных заданий. Подготовка плана анализа собственной проектной деятельности.

Варианты объектов труда

Объекты проектирования школьников. Сборники учебных заданий и упражнений.

Презентация результатов проектной деятельности (2) час)

Основные теоретические сведения

Определение целей презентации. Выбор формы презентации. Особенности восприятия вербальной и визуальной информации. Методы подачи информации при презентации.

Практические работы

Подготовка различных форм презентации результатов собственной проектной деятельности. Компьютерная презентация.

Варианты объектов труда

Объекты проектирования школьников. Сборники учебных заданий и упражнений.

Примерные семинары

Тема 1. Менеджмент в деятельности предприятия.

Вопросы для обсуждения.

  1. Что такое управление?

  2. Сущность, виды и задачи управления.

  3. Эффективность управления.

Тема 2. Маркетинг в деятельности предприятия.

Вопросы для обсуждения.

1.Понятие, сущность и особенности развития маркетинга.

2.Основные принципы маркетинговой деятельности.

3.Содержание маркетинговой работы.

Тема 3. Глобальные экологические проблемы.

Вопросы для обсуждения.

  1. Демографический взрыв.

  2. Обеспеченность человечества питьевой водой.

  3. Исчерпаемость минеральных ресурсов.

  4. Глобальное загрязнение окружающей среды.

Темы рефератов и проектов

Проекты:

1. Моя профессиональная карьера.

2. Бизнес-план ученической компании.

3. Проект «Мое собственное дело».

4. Вывеска «Моего офиса».

5. Мои жизненные планы и профессиональная карьера.

Рефераты:

  1. Реклама и общество.

  2. Влияние рекламы на личность.

  3. Профессиональное становление личности.

  4. Экологическое сознание и мораль.



















ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИЕРОВАНИЕ

Разделы и темы

Количество часов

Производство, труд и технологии


Технологии и труд как части общечеловеческой культуры

11

Влияние технологий на общественное развитие.

2

Современные технологии материального производства, сервиса и социальной сферы.

5

Производство и окружающая среда.

4

Технология проектирования и создания материальных объектов или услуг

24

Проектирование в профессиональной деятельности.

4

Информационное обеспечение процесса проектирования. Определение потребительских качеств объекта труда

2

Нормативные документы и их роль в проектировании. Проектная документация.

5

Введение в психологию творческой деятельности.

2

Интуитивные и алгоритмические методы поиска решений.

4

Творческая проектная деятельность

3

Анализ результатов проектной деятельности

2

Презентация результатов проектной деятельности

2

Итого

35

ПЛАНИРУЕМЫЕ РУЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

В результате изучения технологии ученик должен

Знать/понимать

влияние технологий на общественное развитие; составляющие современного производства товаров или услуг; способы снижения негативного влияния производства на окружающую среду: способы организации труда, индивидуальной и коллективной работы; основные этапы проектной деятельности; источники получения информации о путях получения профессионального образования и трудоустройства.

Уметь

оценивать потребительские качества товаров и услуг; составлять планы деятельности по изготовлению и реализации продукта труда; использовать в технологической деятельности методы решения творческих задач; проектировать материальный объект или услугу; оформлять процесс и результаты проектной деятельности; выбирать средства и методы реализации проекта; выполнять изученные технологические операции; планировать возможное продвижение материального объекта или услуги на рынке товаров и услуг; уточнять и корректировать профессиональные намерения.

Использовать полученные знания и умения в выбранной области деятельности для

проектирования материальных объектов или услуг; повышения эффективности своей практической деятельности; организации трудовой деятельности при коллективной форме труда; решения практических задач в выбранном направлении технологической подготовки; самостоятельного анализа рынка образовательных услуг и профессиональной деятельности; рационального поведения на рынке труда, товаров и услуг; составления резюме и проведения самопрезентации.

Календарно-тематическое планирование по технологии 10 класс на 2015-2016 учебный год

урока

Дата проведения

Тема урока

Планируемые результаты обучения (ЗУН)

План

Фактически

1 четверть

I.Технологии и труд как части общечеловеческой культуры (11 часов)

Влияние технологий на общественное развитие (2 часа)

1/1

03.09


Технология как

часть общечеловеческой культуры

Знать: определение понятия «культура»; основные виды культуры; определение понятия «технология».

Уметь: приводить примеры взаимосвязи материальной и духовной культуры; приводить примеры влияния технологий на общественное развитие

2/2

10.09


Технологическая культура; ее сущность и содержание

Знать: определение понятия «технологическая культура»;

структуру технологической культуры; определения понятий

«технологическое мировоззрение», «технологическое образование»,

«технологическое мышление», «технологическая этика», «технологическая эстетика»; разновидности технологической культуры и формы их проявлений

Уметь: характеризовать основные компоненты технологической культуры; объяснять сущность взаимовлияния основных компонентов технологической культуры;

Современные технологии материального производства сервиса и социальной сферы (5 часов)

3/1

17.09


Виды технологий

Знать; виды технологий; характерные особенности технологий различных отраслей производственной и непроизводственной сферы.

Уметь: объяснять сущность взаимовлияния уровня развития науки, техники и технологий и рынка товаров и услуг; приводить примеры технологий производственной и непроизводственной сферы

4/2

24.09


Технологии индустриального производства

Знать: основные виды современных технологий индустриального произ­водства; характерные особенности современных технологий индустриального производства.

Уметь: приводить примеры наиболее распространенных современных технологий в различных отраслях индустриального производства

5/3

01.10


Технологии агропромышленного

производства

Знать: основные виды современных технологий

производства сельскохозяйственной продукции; характерные особенности современных технологий производства сельскохозяйственной

продукции.

Уметь: приводить примеры эффективного применения технологий производства сельскохозяйственной продукции

6/4

08.09


Современные перспективные

технологии

Знать: основные виды современных перспективных технологий; определения понятий «информационные технологии»; «нанотехнологии»; основные сферы применения современных
перспективных технологий.

Уметь: приводить примеры применения современ­ных перспективных технологий во всех сферах жизни общества

7/5

15.10


Инновационная деятельность

предприятия

Знать: определение понятия «инновационная деятельность»; сущность инновационной деятельности предприятия.

Уметь: приводить примеры инновационных продуктов

и технологий; определять возможные направления инновационной деятельности в рамках образовательного учреждения или для удовлетворения собственных потребностей

Производство и окружающая среда (4 часа)

8/1

22.10


Человек и окружающая среда

Знать: основные экологические проблемы, связанные с хозяйственной деятельностью человека.

Уметь: указывать причины неблагополучного экологического состояния местной окружающей среды; приводить примеры влияния хозяйственной деятельности человека на местную окружающую среду

9/2

29.10


Источники загрязнения окружающей среды

Знать: основные источники загрязнения атмосферы, гидросферы, почвы

Уметь: приводить примеры источников загрязнения атмосферы, почвы и воды в своей местности

2 четверть

10/3

12.11


Природоохранные технологии

Знать: определения понятий «экологический мониторинг», «экологическая экспертиза»; методы и средства оценки экологического состояния окружающей среды; предельно допустимые нормативы содержания вредных веществ в атмосфере, почве, воде; способы снижения негативного влияния производства на окружающую среду.

Уметь: приводить примеры экологически чистых и безотходных технологий

11/4

19.11


Повторительно-обобщающий урок по теме «Технологии и

труд как части

общечеловеческой культуры»


Технология проектирования и создания материальных объектов или услуг (24 часа)

Проектирование в профессиональной деятельности (4 часа)

12/1

26.11


Стадии проектирования технических объектов

Знать: определение понятий «проект», «проектирование»;

основные этапы проектной деятельности; основные стадии и процедуры проектирования технических объектов; сущность понятий «техническое задание», «техническое предложение», «эскизный проект», «рабочая

документация».

Уметь: разрабатывать элементы технического задания и эскиза проекта

13/2

03.12


Проектная документация

Знать: определение понятия

«проектная документация»; состав проектной документации; сущность согласования проектной документации.

Уметь: определять ограничения, накладываемые на предлагаемое решение нормативными документами

14/3

10.12


Экспериментальные иссле­дования в проектировании

Знать: определение понятия «эксперимент»; методы исследования; методы обработки результатов эксперимента.

Уметь: объяснять роль экспериментальных исследований в проектировании; обосновывать необходимость проведения экспериментальных исследований в проектной деятельности

15/4

17.12


Цель проектирования и источни­ки информации

Знать: сущность целеполагания при проектировании; виды источников информации, необходимых при проектировании; способы определения достоверности информации; основные источники научной и технической информации; способы хранения информации.

Уметь: объяснять роль определения цели проектирования; формулировать цель проектирования; выбирать средства и методы реализации проекта; использовать различные источники информации для проектирования; оценивать достоверность информации из различных источников; осуществлять информа­ционный поиск

Информационное обеспечение процесса проектирования. Определение потребительских качеств объекта труда (2 часа)

16/1

24.12


Определение

потребительских

качеств объекта

труда

Знать: методы сбора и систематизации информации;

содержание понятия «потребительские качества объекта труда».

Уметь: формулировать вопросы для определения потребительских качеств продукта; объяснять роль опросов в определении потребительских качеств инновационных продуктов

3 четверть

17/2

14.01


Требования, предъявляемые к объекту труда

Знать: технические требования, предъявляемые к объекту труда;

необходимые экономические показатели изготовления объекта;

порядок контроля и приемки объекта труда.

Уметь: применять полученные знания при работе над проектом

Нормативные документы и их роль в проектировании. Проектная документация (5 часов)

18/1

21.01


Нормативная документация

Знать: сущность понятия «нормативная документация»;

виды нормативной документации, используемой при проектировании.

Уметь: работать с нормативными документами

19/2

28.01


Стандартизация

Знать: сущность понятия «стандартизация»: сущность понятия «стандарт»; виды стандартов; понятие «объект стандартизации»

Уметь: приводить примеры объектов стандартизации

20/3

04.02


Унификация

Знать: сущность понятия «унификация»; способы унификации объектов.

Уметь: приводить примеры объектов унификации

21/4

11.02


Требования безопасности при

проектировании

Знать: сущность понятий «охрана труда», «безопасность», «безопасность труда», «вредные условия труда», «допустимые условия труда», «опасные условия труда», «оптимальные условия труда»; основные документы,

регламентирующие безопасные условия труда.

Уметь: учитывать требования безопасности при выполнении проектов

22/5

18.02


Повторительно-обобщающий

урок по теме«Проектирование в профессиональной деятельности»

Введение в психологию творческой деятельности (2 часа)

23/1

25.02


Понятие творчества и виды творческой деятельности

Знать: определение понятия «творчество»; виды творческой деятельности.

Уметь: приводить примеры влияния творческой деятельности на развитие качеств личности

24/2

03.03


Этапы решения

творческих задач

Знать: основные этапы решения творческих задач; методы развития творческих способностей; способы повышения эффективности творческой деятельности.

Уметь: применять изученные приемы и методы для развития своих творческих способностей

Интуитивные и алгоритмические методы поиска решений (4 часа)

25/1

10.03


Выбор целей и поисковой деятельности.

Знать: сущность эвристических приемов решения практических задач; особенности применения эвристических приемов решения творческих задач.

Уметь: использовать изученные методы при решении творческих задач

26/2

17.03


Способы повышения творческой активности личности. Преодоление стереотипов.

4 четверть

27/3

31.03


Ассоциативное мышление.

Знать: определение понятия «мозговой штурм»; условия применения метода мозгового штурма; правила проведения мозгового штурма.

Уметь: формулировать цели мозгового штурма; применять метод мозгового штурма с учетом решаемой задачи

28/4

07.04


Алгоритмические методы поиска решений. Морфологический анализ.

Знать: сущность алгоритмических методов поиска решений творческих задач, метода «морфологический анализ»; условия применения метода морфологического анализа; порядок проведения морфологического анализа.

Уметь: применять метод морфологического анализа при решении творческих задач приводить примеры задач, требующих при решении применения АРИЗ

Творческая проектная деятельность (3 часа)

29/1

14.04


Работа над проектами

Знать: основное содержание курса

Уметь: применять полученные знания при разработке и защите творческого проекта

30/2

21.04


Работа над проектами

31/3

28.04


Работа над проектом




Анализ результатов проектной деятельности (2 часа)

32/1

05.05


Методы оценки качества материального объекта.

Знать: основное содержание курса

Уметь: применять полученные знания при разработке и защите творческого проекта

33/2

12.05


Экспертная оценка. Оценка достоверности полученных результатов.

Презентации результатов проектной деятельности (2 часа)

34/1

19.05


Определение целей презентации .Выбор формы презентации.


35/2



Презентация проектного изделия.




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ ТЕХНОЛОГИЯ 10 классРАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ ТЕХНОЛОГИЯ 10 класс

15


© 2010-2022