- Преподавателю
- Технология
- Рабочая программа по технологии в 6 классе (ФГОС)
Рабочая программа по технологии в 6 классе (ФГОС)
Раздел | Технология |
Класс | 6 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Редин А.И. |
Дата | 28.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Рассмотрено: Согласовано: «Утверждаю»
на заседании ШМО Зам. директора по УВР Директор школы
Пр. №___от________2015 г. _______/В.М. Дерина / ______/ Резяпкина С.А./ Председатель ШМС_____ «____»_______2015 г. «___»_______2015г.
/В.М. Дерина /
Рабочая программа
Составитель: Редин А .И. учитель технологии
МБОУ «Хованщинская СОШ»
Хованщина, 2015 год
Пояснительная записка
Изучение предмета «Технология» представляет собой неотъемлемое звено в системе непрерывного образования обучающихся.
Рабочая программа по технологии, составлена на основе документов:
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897;
Фундаментальное ядро содержания общего образования;
Программа по учебному предмету Технология 5-8 классы / А.Т. Тищенко. В.Д.Симоненко.- М.: Вентана - Граф, 2013.
Образовательной программы основного общего образования МБОУ»Хованщинская СОШ»
Положения о рабочей программе школы.
Рабочая учебная программа по технологии для _6__ класса составлена с учетом логики учебного процесса основного общего образования, технологических знаний и опыта трудовой деятельности, полученных на предыдущих этапах обучения, межпредметных и внутрипредметных связей, продолжения формирования у обучающихся культуры труда, воспитание трудовых, гражданских и патриотических качеств личности.
Цели изучения учебного предмета «Технология»
Основными целями изучения учебного предмета «Технология» в системе основного общего образования являются:
формирование представлений о составляющих техносферы, современном производстве и распространённых в нём технологиях;
освоение технологического подхода как универсального алгоритма преобразующей и созидательной деятельности;
формирование представлений о технологической культуре производства, развитие культуры труда подрастающего поколения на основе включения обучающихся в разнообразные виды технологической деятельности по созданию личностно или общественно значимых продуктов труда;
овладение необходимыми в повседневной жизни базовыми (безопасными) приёмами ручного и механизированного труда с использованием распространённых инструментов, механизмов и машин, способами управления отдельными видами бытовой техники;
овладение общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для проектирования и создания продуктов труда, ведения домашнего хозяйства;
развитие у обучающихся познавательных интересов, технического мышления, пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей;
формирование у обучающихся опыта самостоятельной проектно-исследовательской деятельности;
воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремлённости, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности, уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда; воспитание гражданских и патриотических качеств личности;
профессиональное самоопределение школьников в условиях рынка труда, формирование гуманистически и прагматически ориентированного мировоззрения, социально обоснованных ценностных ориентаций.
-воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности, уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда.
ЗАДАЧИ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
В процессе преподавания учебного предмета «Технология» решены следующие задачи:
а) формировать политехнические знания и технологической культуры учащихся;
б) прививать элементарные знания и умения по ведению домашнего хозяйства и расчёту бюджета семьи;
в) знакомить с основами современного производства и сферы услуг;
г) развивать самостоятельность и способность решать творческие, исследовательские и изобретательские задачи;
д) обеспечивать изучения мира профессий, выполнения профессиональных проб с целью профессионального самоопределения;
е) воспитывать трудолюбие, предприимчивость, коллективизм, человечность и милосердие, обязательность, честность, ответственность и порядочность, патриотизм, культуру поведения и бесконфликтное общение;
ж) овладевать основными понятиями рыночной экономики, менеджмента и маркетинга и уметь применять их при реализации собственной продукции и услуг;
з) развивать эстетическое чувство и художественную инициативу, оформлять потребительские изделия с учётом требований дизайна и декоративно-прикладного творчества для повышения конкурентоспособности при реализации.
Общая характеристика учебного предмета «Технология»
Выбор данной программы и учебника обусловлен тем, что их содержание соответствует основам федерального государственного образовательного стандарта, учебного плана, примерной программы основного общего образования по технологии и раскрывает содержания основных направлении и разделов курса «Технология» с учётом региональных особенностей, материально-технического обеспечения образовательного учреждения, интересов и потребностей учащихся. Каждый раздел программы включает в себя основные теоретические сведения, практические работы и рекомендуемые объекты труда (в обобщенном виде). При этом предполагается, что изучение материала программы, связанного с практическими работами, должно предваряться необходимым минимумом теоретических сведений.
В программе предусмотрено выполнение школьниками творческих или проектных работ. Соответствующая тема по учебному плану программы дается в конце каждого года обучения. Вместе с тем, методически возможно построение годового учебного плана занятий с введением творческой, проектной деятельности в учебный процесс с начала или с середины учебного года. При организации творческой или проектной деятельности учащихся очень важно акцентировать их внимание на потребительском назначении того изделия, которое они выдвигают в качестве творческой идеи.
Основной формой обучения является учебно-практическая деятельность учащихся. Приоритетными методами являются упражнения, лабораторно-практические, учебно-практические работы, метод проектов. Все виды практических работ в программе направлены на освоение различных технологий обработки материалов,
Основное предназначение учебного предмета «Технология» в системе общего образования заключается в формировании технологической грамотности, компетентности, технологического мировоззрения, технологической и исследовательской культуры школьника, включающей технологические знания и умения, воспитание трудовых, гражданских и патриотических качеств его личности, профессиональное самоопределение в условиях рынка труда, формирование гуманистически ориентированного мировоззрения.
Технологическая грамотность включает способность понимать, использовать и контролировать технологию, умение решать проблемы, развивать творческие способности, сознательность, гибкость, предприимчивость. Технологическая компетентность связана с овладением умениями осваивать разнообразные способы и средства преобразования материалов, энергии, информации, учитывать экономическую эффективность и возможные экологические последствия технологической деятельности, определять свои жизненные и профессиональные планы.
Технологическая культура предполагает овладение системой понятий, методов и средств преобразовательной деятельности по созданию материальных и духовных ценностей. Она предусматривает изучение современных и перспективных энергосберегающих, материалосберегающих и безотходных технологий в сферах производства и услуг, методов борьбы с загрязнением окружающей среды, планирования и организации трудового процесса, обеспечения безопасности труда, компьютерной обработки документации, психологии человеческого общения, основ творческой и предпринимательской деятельности.
Технологическая культура содержит ряд составляющих, учитывая, что в обществе человек выполняет функции гражданина, труженика, собственника, семьянина, потребителя и учащегося:
культура труда - включает планирование и организацию трудового процесса, как репродуктивного, так и творческого; выбор инструментов и оборудования, организацию рабочего места, обеспечение безопасности труда, технологической и трудовой дисциплины, контроль качества продукции, необходимые для выполнения социальных функций труженика;
графическая культура - знания, умения и готовность использовать графические, в том числе чертежные средства для обеспечения технологического процесса;
культура дизайна - знания, умения и готовность использовать принципы эргономики, эстетики, дизайна и художественной обработки материалов для обеспечения конкурентоспособности продукции;
информационная культура - знания, умения и готовность использовать принципы сбора, хранения, обработки и использования информации из различных источников для реализации трудовой деятельности;
предпринимательская культура - знания, умения и готовность анализировать потребности людей (рынка), организовывать и управлять небольшим человеческим коллективом для обеспечения этих потребностей, рекламировать свою продукцию;
культура человеческих отношений - знания, умения и готовность осуществлять бесконфликтное (доброжелательное) взаимодействия с людьми как на производстве, так и в семье, на улице, в транспорте;
экологическая культура включает в себя экологические знания, понимание, что природа является источником жизни и красоты, богатство нравственно-эстетических чувств и переживаний, порожденных общением с природой и ответственность за ее сохранение, способность соизмерять любой вид деятельности с сохранением окружающей среды и здоровья человека, глубокую заинтересованность в природоохранной деятельности, грамотное ее осуществление;
культура дома - знания и умения украшения дома, создание семейного уюта, здорового образа жизни и продуманного ведения домашнего хозяйства, выполняя социальные функции семьянина;
потребительская культура - знания, умения и готовность продуманно вести себя на рынке товаров и услуг, выполняя социальные функции потребителя;
проектная и исследовательская культура - знания, умения и готовность самостоятельного определения потребностей и возможностей деятельности при выполнении проекта, получения, анализа и использования полезной для выполнения проекта информации, выдвижения спектра идей выполнения проекта, выбора оптимальной идеи, исследования этой идеи, планирования, организации и выполнения работы по реализации проекта, включая приобретение дополнительных знаний и умений, оценки проекта и его презентации.
Рабочая программа составлена с учетом полученных знаний учащихся в начальной школы на уроках технологии и опыта их учебно-трудовой деятельности.
В результате изучения учебного предмета «Технология» учащиеся овладеют следующими знаниями и умениями:
- находят, обрабатывают и используют необходимую информацию, читают и выполняют несложную проектную, конструкторскую и технологическую документацию;
- выдвигают и оценивают предпринимательские идеи, проектируют предмет труда в соответствии с предполагаемыми функциональными свойствами, общими требованиями дизайна, планируют свою практическую деятельность с учётом реальных условий осуществления технологического процесса;
- создают продукты труда (материальные объекты и услуги), обладающие эстетическими качествами и потребительской стоимостью;
- выполняют с учётом требований безопасности труда необходимые приёмы работ и технологические операции, используя соответствующие инструменты и оборудование;
- оценивают возможную экономическую эффективность различных способов оказания услуг, выполнения конструкций материальных объектов и технологии их изготовления, дают элементарную экологическую оценку технологии и результатов практической деятельности;
- ориентируются в мире профессий, оценивают свои профессиональные интересы и склонности, составляют жизненные и профессиональные планы.
Описание места учебного предмета в учебном плане
Универсальность технологии как методологического базиса общего образования состоит в том, что любая деятельность- профессиональная, учебная, созидательная, преобразующая - должна осуществляться технологически, т. е. таким путем, который гарантирует достижение запланированного результата, причем кратчайшим и наиболее экономичным путем.
Предмет «Технология» является необходимым компонентом общего образования школьников. Его содержание предоставляет молодым людям возможность бесконфликтно войти в мир искусственной, созданной людьми среды техники и технологий, которая называется техносферой и является главной составляющей окружающей человека действительности. Искусственная среда - техносфера - опосредует взаимодействие людей друг с другом, со сферой природы и с социумом. Данная рабочая программа ориентирована на использование учебника «Технология. Индустриальные технологии. 5 класс». Учебник для учащихся общеобразовательных
учреждений./ А.Т. Тищенко. В.Д.Симоненко.- М.: Вентана - Граф, 2014 год.
Рабочая учебная программа по технологии для __6_ класса составлена из расчета часов, указанных в Базисном учебном плане образовательных учреждений общего образования и учебном плане МБОУ «_Хованщинская СОШ_____». Предмет «Технология» изучается в _6__ классе в объеме _68 __ часов, из расчета __2__ часа в неделю.
Планируемые результаты освоения учебного предмета ( личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета)
Общие результаты технологического образования состоят:
• в сформированности целостного представления о техносфере, которое основано на приобретенных школьниками соответствующих знаниях, умениях и способах деятельности;
• в приобретенном опыте разнообразной практической деятельности, познания и самообразования; созидательной, преобразующей, творческой деятельности;
• в формировании ценностных ориентаций в сфере созидательного труда и материального производства;
• в готовности к осуществлению осознанного выбора индивидуальной траектории последующего профессионального образования.
Изучение технологии призвано обеспечить:
• становление у школьников целостного представления о современном мире и роли техники и технологии в нем; умение объяснять объекты и процессы окружающей действительности - природной, социальной, культурной, технической среды, используя для этого технико-технологические знания;
• развитие личности обучающихся, их интеллектуальное и нравственное совершенствование, формирование у них толерантных отношений и экологически целесообразного поведения в быту и трудовой деятельности;
• формирование у обучающихся системы социальных ценностей: понимание ценности технологического образования, значимости прикладного знания для каждого человека, общественной потребности в развитии науки, техники и технологий, отношения к технологии как возможной области будущей практической деятельности;
• приобретение обучающимися опыта созидательной и творческой деятельности, опыта познания и самообразования; навыков, составляющих основу ключевых компетентностей и имеющих универсальное значение для различных видов деятельности; это навыки выявления противоречий и решения проблем, поиска, анализа и обработки информации, коммуникативных навыков, базовых трудовых навыков ручного и умственного труда; навыки измерений, навыки сотрудничества, безопасного обращения с веществами в повседневной жизни.
Изучение технологии в ___6__ классе обеспечивает достижение личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностными результатами освоения обучающимися _6___ класса предмета «Технология» являются:
• проявление познавательных интересов и активности в данной области предметной технологической деятельности;
• выражение желания учиться и трудиться в промышленном производстве для удовлетворения текущих и перспективных потребностей;
• развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности;
• овладение установками, нормами и правилами научной организации умственного и физического труда
• самооценка умственных и физических способностей для труда в различных сферах с позиций будущей социализации и стратификации;
• становление самоопределения в выбранной сфере будущей профессиональной деятельности;
• планирование образовательной и профессиональной карьеры;
• осознание необходимости общественно полезного труда как условия безопасной и эффективной социализации;
• бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам;
• готовность к рациональному ведению домашнего хозяйства;
• проявление технико-технологического и экономического мышления при организации своей деятельности;
• самооценка готовности к предпринимательской деятельности в сфере технического труда.
Метапредметными результатами освоения обучающимися __6_ класса предмета «Технология» являются:
• алгоритмизированное планирование процесса познавательно-трудовой деятельности;
• определение адекватных имеющимся организационным и материально-техническим условиям способов решения учебной или трудовой задачи на основе заданных алгоритмов;
• комбинирование известных алгоритмов технического и технологического творчества в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них;
• проявление инновационного подхода к решению учебных и практических задач в процессе моделирования изделия или технологического процесса;
• поиск новых решений возникшей технической или организационной проблемы;
• самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по созданию технических изделий;
• виртуальное и натурное моделирование технических объектов и технологических процессов;
• приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов по обоснованию технико-технологического и организационного решения; отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
• выявление потребностей, проектирование и создание объектов, имеющих потребительную стоимость;
• выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных;
• использование дополнительной информации при проектировании и создании объектов, имеющих личностную или общественно значимую потребительную стоимость;
• согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими ее участниками;
• объективное оценивание вклада своей познавательно-трудовой деятельности в решение общих задач коллектива;
• оценивание своей познавательно-трудовой деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам;
• диагностика результатов познавательно-трудовой деятельности по принятым критериям и показателям;
• обоснование путей и средств устранения ошибок или разрешения противоречий в выполняемых технологических процессах;
• соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства;
• соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда.
Предметными результатами освоения обучающимися _6____ класса программы «Технология» являются:
В познавательной сфере:
• рациональное использование учебной и дополнительной технической и технологической информации для проектирования и создания объектов труда;
• оценка технологических свойств сырья, материалов и областей их применения;
• ориентация в имеющихся и возможных средствах и технологиях создания объектов труда;
• владение алгоритмами и методами решения организационных и технико-технологических задач;
• классификация видов и назначения методов получения и преобразования материалов, энергии, информации, объектов живой природы и социальной среды, а также соответствующих технологий промышленного производства;
• распознавание видов, назначения материалов, инструментов и оборудования, применяемого в технологических процессах;
• владение кодами и методами чтения и способами графического представления технической, технологической и инструктивной информации;
• применение общенаучных знаний по предметам естественно-математического цикла в процессе подготовки и осуществления технологических процессов для обоснования и аргументации рациональности деятельности;
• владение способами научной организации труда, формами деятельности, соответствующими культуре труда и технологической культуре производства;
• применение элементов прикладной экономики при обосновании технологий и проектов.
В трудовой сфере:
• планирование технологического процесса и процесса труда;
• подбор материалов с учетом характера объекта труда и технологии;
• проведение необходимых опытов и исследований при подборе сырья, материалов и проектировании объекта труда;
• подбор инструментов и оборудования с учетом требований технологии и материально-энергетических ресурсов;
• проектирование последовательности операций и составление операционной карты работ;
• выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов и ограничений;
• соблюдение норм и правил безопасности труда, пожарной безопасности, правил санитарии и гигиены;
• соблюдение трудовой и технологической дисциплины;
• обоснование критериев и показателей качества промежуточных и конечных результатов труда
• выбор и использование кодов, средств и видов представления технической и технологической информации и знаковых систем в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения;
• подбор и применение инструментов, приборов и оборудования в технологических процессах с учетом областей их применения;
• контроль промежуточных и конечных результатов труда по установленным критериям и показателям с использованием контрольных и измерительных инструментов;
• выявление допущенных ошибок в процессе труда и обоснование способов их исправления;
• документирование результатов труда и проектной деятельности;
• расчет себестоимости продукта труда;
• примерная экономическая оценка возможной прибыли с учетом сложившейся ситуации на рынке товаров и услуг.
В мотивационной сфере:
• оценивание своей способности и готовности к труду в конкретной предметной деятельности;
• оценивание своей способности и готовности к пред принимательской деятельности;
• выбор профиля технологической подготовки в старших классах полной средней школы или профессии в учреждениях начального профессионального или среднего специального обучения;
• выраженная готовность к труду в сфере материального производства или сфере услуг;
• согласование своих потребностей и требований с потребностями и требованиями других участников познавательно-трудовой деятельности;
• осознание ответственности за качество результатов труда;
• наличие экологической культуры при обосновании объекта труда и выполнении работ;
• стремление к экономии и бережливости в расходовании времени, материалов, денежных средств и труда.
В эстетической сфере:
• дизайнерское проектирование изделия или рациональная эстетическая организация работ;
• моделирование художественного оформления объекта труда и оптимальное планирование работ;
• разработка варианта рекламы выполненного объекта или результатов труда;
• эстетическое и рациональное оснащение рабочего места с учетом требований эргономики и научной организации труда;
• рациональный выбор рабочего костюма и опрятное содержание рабочей одежды.
В коммуникативной сфере:
• формирование рабочей группы для выполнения проекта с учетом общности интересов и возможностей будущих членов трудового коллектива;
• выбор знаковых систем и средств для кодирования и оформления информации в процессе коммуникации;
• оформление коммуникационной и технологической документации с учетом требований действующих нормативов и стандартов;
• публичная презентация и защита проекта изделия, продукта труда или услуги;
• разработка вариантов рекламных образов, слоганов и лейблов;
• потребительская оценка зрительного ряда действующей рекламы.
В физиолого-психологической сфере:
• развитие моторики и координации движений рук при работе с ручными инструментами и выполнении операций с помощью машин и механизмов;
• достижение необходимой точности движений при выполнении различных технологических операций;
• соблюдение требуемой величины усилия, прикладываемого к инструменту, с учетом технологических требований;
• сочетание образного и логического мышления в процессе проектной деятельности.
Учебно-тематическое планирование по дисциплине «Технология « в 6 классе
№ п/п
Наименование раздела
Максимальная нагрузка
Теоретическое обучение
Лабораторные и практические
Контрольные работы , тестирования
Экскурсии
Проектные работы
Самостоятельные
Экскурсии
Вводный урок
1
1
1
Технология обработки древесины . Контрольное тестирование
25
16
14
15
9
1
4
2
Технология обработки металла
16
8
8
1
3 .
Культура дома
10
8
2
4 .
Творческий проект.
Контрольное тестирование.
16
1
14
1
Итого:
68
33
33
2
Основное содержание предмета «Технология»в 6 классе « Технология обработки древесины .(25 часов)
Регулятивные УУД:
принятие учебной цели;
выбор способов деятельности;
планирование организации контроля труда;
организация рабочего места;
выполнение правил гигиены
учебного труда.
Познавательные УУД:
сравнение;
анализ;
систематизация;
мыслительный эксперимент;
практическая работа;
усвоение информации с помощью компьютера;
работа со справочной литературой;
работа с дополнительной литературой
Коммуникативные УУД:
умение отвечать на вопросы, рассуждать, описывать явления, действия и т.п.
умение выделять главное из прочитанного;
слушать и слышать собеседника, учителя;
задавать вопросы на понимание, обобщение
Личностные УУД:
самопознание;
самооценка;
личная ответственность;
адекватное реагирование на трудности
Технология обработки древесины с элементами машиноведения
Вводное занятие. Организация труда
Содержание и организация обучения технологии в текущем году. Ознакомление с основными разделами программы обучения. Организация труда на рабочем месте. Рациональное размещение инструментов. Охрана окружающей среды. Экономное расходование всех видов ресурсов. Распределение общественных обязанностей между учениками. Демонстрация проектов, выполненных учащимися 6 класса в предшествующие годы. Свойства древесины и ее применение. Выбор объекта проектирования с учетом выявленных потребностей. Разработка идей реализации проекта. Разработка лучшей идеи с вариантами отделки. Планирование процесса изготовления изделия. Перечень операций и
тренировочных упражнений, которые необходимо выполнить при изготовлении изделия (разметка, пиление, строгание, запиливание, подгонка, сверление по разметке, соединение деталей гвоздями, шурупами, с помощью нагеля, клея, отделка деталей и др.). Необходимые
для этого знания и умения. Правила безопасной работы при заточке, заправке и использовании деревообрабатывающих инструментов. Соединение деталей вполдерева. Изготовление цилиндрических деталей ручным инструментом. Устройство и управление
токарным станком по обработке древесины. Методы защиты изделий от влияния окружающей среды. Изготовление изделия в соответствии с требованиями к его качеству.
Испытание, оценка и самооценка учеником изделия, предусмотренного проектом. Профессии, связанные с
обработкой древесины. Проектные работы. .Проектирование и изготовление изделий из деталей прямоугольного или круглого сечения, соединенных шипами вполдерева.
«Технологии обработки металлов Элементы машиноведения » (20 часов ) Регулятивные УУД:
принятие учебной цели;
выбор способов деятельности;
планирование организации контроля труда;
организация рабочего места;
выполнение правил гигиены
учебного труда. Познавательные УУД:
сравнение;
анализ;
систематизация;
мыслительный эксперимент;
практическая работа;
усвоение информации с помощью компьютера;
работа со справочной литературой;
работа с дополнительной
Коммуникативные УУД:
умение отвечать на вопросы, рассуждать, описывать явления, действия и т.п.
умение выделять главное из прочитанного;
слушать и слышать собеседника, учителя;
задавать вопросы на понимание, обобщение
Личностные УУД:
самопознание;
самооценка;
личная ответственность;
адекватное реагирование на трудности
2. Технология обработки металлов (16 часов). Регулятивные УУД:
принятие учебной цели;
выбор способов деятельности;
планирование организации контроля труда;
организация рабочего места;
выполнение правил гигиены
учебного труда.
Познавательные УУД:
сравнение;
анализ;
систематизация;
мыслительный эксперимент;
практическая работа;
усвоение информации с помощью компьютера;
работа со справочной литературой;
работа с дополнительной литературой.
Коммуникативные УУД:
умение отвечать на вопросы, рассуждать, описывать явления, действия и т.п.
умение выделять главное из прочитанного;
слушать и слышать собеседника, учителя;
задавать вопросы на понимание, обобщение .
Личностные УУД:
самопознание;
самооценка;
личная ответственность;
адекватное реагирование на трудности
Выявление потребностей в изделиях из тонколистового металла. Выбор изделия для проекта. Определение наличия необходимых материалов, оборудования, инструментов, приспособлений. Свойства металлов и сплавов, их применение. Примеры использования
сталей в зависимости от содержания углерода. Выявление знаний и умений, необходимых для изготовления изделий из металла.
Краткая формулировка задачи проекта. Представление первоначальных идей создания выбранного изделия, их оценка. Проработка лучшей идеи создания изделия. Подбор инструментов и оборудования. Составление технологической карты. Овладение необходимыми методами изготовления изделия из металла. Разметка заготовок из металлов и сплавов. Штангенциркуль. Резание, ручная рубка зубилом, опиливание металла. Соединение деталей изделия заклепками. Монтаж изделия. Отделка изделий из металлов и сплавов.
Изготовление запланированного изделия. Оценка его потребителем. Профессии, связанные с обработкой металла. Проектные работы.. Грабли; шпатель; пинцет; металлические игрушки и игры; подсвечник; подставки для книг; полка для ванной комнаты; складывающаяся вешалка для белья и др.
3. Культура дома (10 часов)
Регулятивные УУД:
принятие учебной цели;
выбор способов деятельности;
планирование организации контроля труда;
организация рабочего места;
выполнение правил гигиены
учебного труда.
Познавательные УУД:
сравнение;
анализ;
систематизация;
мыслительный эксперимент;
практическая работа;
усвоение информации с помощью компьютера;
работа со справочной литературой;
работа с дополнительной литературой.
Коммуникативные УУД:
умение отвечать на вопросы, рассуждать, описывать явления, действия и т.п.
умение выделять главное из прочитанного;
слушать и слышать собеседника, учителя;
задавать вопросы на понимание, обобщение .
Личностные УУД:
самопознание;
самооценка;
личная ответственность;
адекватное реагирование на трудности
Изучение способов закрепление настенных предметов. Изучение устройства и установка дверных замков. Ознакомление с установкой форточных, оконных и дверных петель. Знать основные способы простейшего ремонта сантехнического оборудования. Изучение основ технологии штукатурных работ.
4. Творческий проект (16 часов)
Регулятивные УУД:
принятие учебной цели;
выбор способов деятельности;
планирование организации контроля труда;
организация рабочего места;
выполнение правил гигиены
учебного труда.
Познавательные УУД:
сравнение;
анализ;
систематизация;
мыслительный эксперимент;
практическая работа;
усвоение информации с помощью компьютера;
работа со справочной литературой;
работа с дополнительной литературой
Коммуникативные УУД:
умение отвечать на вопросы, рассуждать, описывать явления, действия и т.п.
умение выделять главное из прочитанного;
слушать и слышать собеседника, учителя;
задавать вопросы на понимание, обобщение
Личностные УУД:
самопознание;
самооценка;
личная ответственность;
адекватное реагирование на трудности
Исследования, проводимые при разработке проекта. Цель -исследования - получить информацию о том, что необходимо для выполнения проекта. Виды исследований (выявление потребностей; дизайн-анализ существующих изделий, удовлетворяющих эти потребности;
определение рынка, для которого изделие предназначено; анализ необходимых материалов, оборудования, инструментов, приспособлений; анализ затрат на изготовление изделия и определение экономической и экологической целесообразности изготовления данного продукта труда и др.)-Временные затраты на проведение исследований. Формы фиксации хода и результатов работы над проектом.
Использование компьютера при выполнении проектов. Моделирование с помощью программ компьютерного проектирования (графических программ). Выполнение упражнения по моделированию объекта (например, создание рисунка обоев). Контрольное тестирование.
Календарно-тематическое планирование по дисциплине «Технология» в 6 классе
№
п/п
Наименование разделов и тем
Вид занятий
Кол-во часов
Вид самостоятельной работы
Дата проведения занятия
планируемая
Фактическая
1.
Вводное занятие. Инструктаж по охране труда.
Введение
новых
знаний
1
I
Технология обработки древесины (25часов )
25
2.
Лесная и деревообрабатывающая промышленность. Заготовка древесины
Введение
новых
знаний
1
Практическая работа
3-4
Пороки древесины
Комбинированный урок
2
Лабораторная работа
5-6
Производство и применение пиломатериалов
Комбинированный урок
2
П/Р
7-8
Охрана природы в лесной и деревообрабатывающей промышленности
Введение
новых
знаний
2
9-10
Чертеж детали.
Сборочный чертеж
Комбинированный урок
2
П/Р
11-12
Основы конструирования и моделирования изделий из дерева
Комбинированный урок
2
П/р
13-14
Соединение брусков
Комбинированный урок
2
П/Р
15-16
Изготовление цилиндрических и конических деталей ручным
Комбинированный урок
2
П/Р
17-18
Составные части машин
Комбинированный урок
2
П/Р
19-20
Устройство токарного станка
Комбинированный урок
2
П/Р
21-22
Технология точения древесины на токарном станке
Комбинированный урок
2
П/Р
23-24
Художественная обработка изделий из древесины
Комбинированный урок
2
П/Р
25-26
Защитная и декоративная отделка изделий из древесины. Контрольное тестирование
Комбинированный урок
2
К /Т
Технология обработки металлов. Элементы машиноведения ( 16 ч.)
16
27-28
Свойства чѐрных и цветных металлов
Введение новых знаний
2
П/Р
29-30
Сортовой
прокат. Чертежи деталей из сортового проката
Комбинированный урок
2
П/Р
31-32
Разметка заготовки. Измерение размеров деталей штангенциркулем
Комбинированный урок
2
П/Р
33-34
Изготовление изделий из сортового проката
Практическое занятие
2
П/Р
35-36
Резание металла слесарной ножовкой
Комбинированный урок
2
П/Р
37-38
Рубка металла
Комбинированный урок
2
П/Р
39-40
Опиливание металла
Комбинированный урок
2
П/Р
41-42
Отделка изделий из металла
Комбинированный урок
2
П/Р
Культура дома (10часов)
12
43-44
Закрепление настенных
предметов. Установка форточек ,оконных и дверных петель.
Комбинированый урок
2
П/Р
45-46
Устройство и установка дверных
замков
Комбинированый урок
2
П/Р
47-48
Простейший ремонт сантехнического оборудования.
Комбинированный урок
2
П/Р
49-50
Основы технологии штукатурных работ
Комбинированный урок
2
П/Р
51-54
Техническая эстетика изделий
Введение
новых
знаний
2
П/Р
Творческий проект.(16часов)
14 часов
55-56
Основные требования к проектированию. Элементы конструирования
Введение
новых
знаний
2
57-58
Разработка творческого
проекта
Комбинированный урок
2
59-60
Выбор и оформление творческого
Проекта
Комбинированный урок
2
П/Р
61-62
Практическая деятельность по выполнению проекта.
Практикум
2
П/Р
63-64
Практическая деятельность по выполнению проекта.
Корректировка деятельности. Консультации по выполнению практической части проекта.
Практикум
2
П/Р
65-66
Подготовка к защите. Защита проекта
Урок-практикум
2
П/Р
67- 68
Итоговое занятие .Защита проектов .
Урок контроля
2
к/з
Итого: 68 часов
68
Планируемые результаты изучения учебного предмета.
В результате изучения технологии обучающийся получит возможность:
познакомиться:
• с основными технологическими понятиями и характеристиками;
• с назначением и технологическими свойствами материалов;
• с назначением и устройством применяемых ручных инструментов, приспособлений, машин и оборудования;
• с видами, приемами и последовательностью выполнения технологических операций, влиянием различных технологий обработки материалов и получения продукции на окружающую среду и здоровье человека;
• с профессиями и специальностями, связанными с обработкой материалов, созданием изделий из них, получением продукции;
• со значением здорового питания для сохранения своего здоровья;
В результате обучения обучающиеся овладеют:
• трудовыми и технологическими знаниями и умениями по преобразованию и использованию материалов, энергии, информации, необходимыми для создания продуктов труда в соответствии с их предполагаемыми функциональными и эстетическими свойствами;
• умениями ориентироваться в мире профессий, оценивать свои профессиональные интересы и склонности к изучаемым видам трудовой деятельности, составлять жизненные и профессиональные планы;
• навыками использования распространенных ручных инструментов и приборов, планирования бюджета домашнего хозяйства; культуры труда, уважительного отношения к труду и результатам труда.
выполнять по установленным нормативам следующие трудовые операции и работы:
• рационально организовывать рабочее место;
• находить необходимую информацию в различных источниках;
• применять конструкторскую и технологическую документацию;
• составлять последовательность выполнения технологических операций для изготовления изделия или выполнения работ;
• выбирать сырье, материалы, пищевые продукты, инструменты и оборудование для выполнения работ
• конструировать, моделировать, изготавливать изделия;
• выполнять по заданным критериям технологические операции с использованием ручных инструментов, приспособлений, машин, оборудования, электроприборов;
• соблюдать безопасные приемы труда и правила пользования ручными инструментами, машинами и электрооборудованием;
• осуществлять доступными мерительными средствами, измерительными приборами и визуально контроль качества изготавливаемого изделия (детали);
• находить и устранять допущенные дефекты;
• проводить разработку творческого проекта изготовления изделия или получения продукта с использованием освоенных технологий и доступных материалов;
• планировать работы с учетом имеющихся ресурсов и
условий;
• распределять работу при коллективной деятельности;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• понимания ценности материальной культуры для жизни и развития человека;
• формирования эстетической среды бытия;
• развития творческих способностей и достижения высоких результатов преобразующей творческой деятельности человека;
• получения технико-технологических сведений из разнообразных источников информации;
• организации индивидуальной и коллективной трудовой деятельности;
• изготовления изделий декоративно-прикладного искусства для оформления интерьера;
• изготовления или ремонта изделий из различных материалов с использованием ручных инструментов, приспособлений, машин, оборудования;
• контроля качества выполняемых работ с применением мерительных, контрольных и разметочных инструментов;
• выполнения безопасных приемов труда и правил электробезопасности, санитарии и гигиены;
• оценки затрат, необходимых для создания объекта или услуги;
• построения планов профессионального образования и трудоустройства.
Учебно-методическое и учебно-лабораторное обеспечение предмета
Наименование средств и объектов материально-технического обеспечения
Фактическая
оснащенность
«Технология» для учащихся 6 кл. общеобразовательных учреждений (вариант для мальчиков) / под редакцией В. Д. Симоненко. - М.: Вентана-Граф, 2014
4
Стандарт основного общего образования по технологии
1
Примерная программа основного общего образования по технологии
1
Другие дидактические материалы по всем разделам каждого направления технологической подготовки учащихся
1
Научно-популярная и техническая литература по темам учебной программы.
Нормативные материалы (ГОСТы, ОСТы, ЕТКС и т.д.) по разделам технологической подготовки
1
Справочные пособия по разделам и темам программы
1
Методические пособия для учителя (рекомендации к проведению уроков)
1
Методические рекомендации по оборудованию кабинетов и мастерских
1
Таблицы (плакаты) по безопасности труда ко всем разделам технологической подготовки
1
Таблицы (плакаты) по основным темам всех разделов каждого направления технологической подготовки учащихся
1
Раздаточные дидактические материалы по темам всех разделов каждого направления технологической подготовки учащихся
15
Раздаточные контрольные задания
20
Портреты выдающихся деятелей науки и техники
4
Электронные библиотеки и базы данных по основным разделам технологии.
1
.Аптечка
1
Очки защитные
5
Верстак столярный в комплекте
15
Набор для выпиливания лобзиком
15
.Набор столярных инструментов школьный
15
Наборы сверл по дереву и металлу
1
Прибор для выжигания
3
Набор инструментов для резьбы по дереву
3
Наборы контрольно-измерительных и разметочных инструментов по дереву и металлу
5
Стусло поворотное
1
Струбцина металлическая
5
.Колода
1
Верстак слесарный в комплекте
15
Набор слесарных инструментов школьный
15
Набор напильников школьный:
15
Приспособление гибочное для работы с листовым металлом
1
Наковальня 30кг
1
Электроинструменты и оборудование для заточки инструментов
1
Электроинструменты и оборудование для сверления отверстий
1
Электроинструменты и оборудование для заготовки материалов (роспуск, фугование)
1
Устройство защитного отключения электрооборудования
1
.Система местной вентиляции
.Комплект инструментов для санитарно- технических работ
Комплект инструментов для ремонтно-отделочных работ
Весы технические с разновесами
1
Лупа
1
Барометр
1
Часы
.Лотки для сортировки семян
2
Наборы сит
3
Планшеты
2
Мерительные и разметочные инструменты и приспособления
3
Халаты
15
Комплект инструментов и оборудования для работы на школьном учебно-опытном участке
1
Ученический набор чертежных инструментов
2
Прибор чертежный
2
Набор чертежных инструментов для выполнения изображений на классной доске
1
Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления плакатов и таблиц
1
Секционные шкафы (стеллажи) для хранения инструментов, приборов, деталей
1
.Ящики для хранения таблиц и плакатов
1
Специализированное место учителя
1
Модели для анализа форм деталей
1
Раздаточные модели деталей по различным разделам технологии
15
Коллекции изучаемых материалов
1
Расходные материалы (пиломатериалы, фанера, красители, метизные изделия, шкурка, металлопрокат, ножовочные полотна, пилки для лобзика, материалы для ремонтно-отделочных работ, удобрения, средства защиты растений, пленка полиэтиленовая, бумага фильтровальная, горшочки и кубики торфяные и т.д.)
1
.Комплект образцов материалов и изделий для санитарно-технических работ
2
.Комплект образцов материалов для ремонтно-отделочных работ
2
Список источников к программе
1. Программно-методические материалы: Технология.5-11 класс / Сост. А. В. Марченко. - 4-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2001. - 192 с.
2. А.Т. Тищенко, В. Д. Симоненко. «Технология. Индустриальные технологии» (ФГОС) - Учебник для учащихся 6класса общеобразовательных учреждений (вариант для мальчиков).- М.: «Вентана - Граф», 2013 г. - 189 с.
3. Пичугина Г. В. Компетентностный подход в технологическом образовании. «Школа и производство», 2006. - № 1. - С. 10-15.
6. Хотунцев Ю.Л., Симоненко В.Д. Программы общеобразовательных учреждений. «Технология». М., «Вентана-Граф» - 2012г., 144с.
Технология: Сборник творческих проектов учащихся / Авт.-сост. В.Д. Симоненко. - М.: Вентана-Граф, 2013.