Рабочая программа по технологии 11 класс

Раздел Технология
Класс 11 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение г.Шахты Ростовской области «cредняя общеобразовательная школа № 43

имени М.Н. Тарарина»



«Утверждаю»

Директор МБОУ СОШ № 43

Приказ от 31.08.2015 № 1/28

Подпись руководителя________________

Поддашкина М.А.



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по технологии

Уровень общего образования (класс) :среднее образование , 11 класс

Количество часов 68

Учитель Ивченко Анатолий Александрович

Программа разработана на основе федерального компонента государственного Стандарта основного общего образования по технологии под редакцией В.Д. Симоненко





2015-2016 учебный год

Раздел 1. Пояснительная записка

Рабочая программа по технологии разработана в соответствии с нормативными документами, с учётом образовательной программы, обеспечивающей достижение обучающимися результатов освоения основных образовательных программ, установленных федеральными государственными образовательными стандартами.

При разработке рабочей программы по технологии на 2015-2016 учебный год использовались следующие нормативные документы:

- Конституция РФ;

Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 21.07.2014) "Об образовании в Российской Федерации».

- «Типовое положение об общеобразовательном учреждении», утверждено постановлением Правительства РФ от 19.03.01 № 196;

- «Федеральный базисный учебный план общего образования», утверждён приказом Минобразования России от 9 марта 2004 года № 1312( ДЛЯ 5-11 КЛАССОВ).

  • Приказ Министерства образования РФ № 253 от 31.03.2015 г. «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2015-2016 учебный год».

  • Приказ Министерства образования и науки Ростовской области от 30.04.2015 № 263 «О формировании учебных планов общеобразовательных учреждений Ростовской области на 2015-2016 учебный год».

  • Примерные программы по учебным предметам. 5 - 11 классы. - М.: Просвещение, 2010.

  • Приказ Министерства образования и науки Ростовской области от 08.08.2014 № 24/4.11-485« О примерном порядке утверждения и примерной структуре рабочих программ» .

  • Приказ Министерства образования и науки Ростовской области от 05.08.2015 № 503 « О признании утратившим силу приказа минобразования Ростовской области» .

  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».


  • Устав муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 43 имени М.Н. Тарарина г. Шахты Ростовской области ( новая редакция).

  • Образовательная программа МБОУ СОШ№ 43 г. Шахты.

  • Учебный план МБОУ СОШ № 43 г. Шахты на 2015-2016 учебный год.

  • Положение «О структуре, содержании, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин в МБОУ СОШ №43 », решение педсовета МБОУ СОШ №43 г. Шахты от 29 августа 2015 г.

  • Перечень программно методического комплекса МБОУ СОШ №43 г. Шахты на 2015-2016.

Рабочая программа включает в себя следующие разделы:

Раздел 1. Пояснительная записка

Раздел 2. Общая характеристика учебного предмета

Раздел 3. Место учебного предмета в учебном плане

Раздел 4. Содержание учебного предмета

Раздел 5. Тематическое планирование

Раздел 6. Календарно - тематическое планирование

Раздел 7. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение

Раздел 8. Результаты (в рамках ФГОС общего образования - личностные, метапредметные и предметные) освоения учебного предмета «Литература» и система их оценивания

Рабочая программа по предмету «Технология» (базовый уровень) для 10 - 11 классов составлена в соответствии с компонентом государственного стандарта общего образования 2004 года (Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования по технологии, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.03.2004, №1089) , Примерной программой среднего (полного) общего образования по технологии (базовый курс) и требований к уровню подготовки выпускников средней школы, рекомендованные письмом Департамента государственной политики в образовании МОиН РФ от 07.06.2005г. № 03-1263).

Рабочая программа основывается на рекомендованной МОиНРФ программе под редакцией В.Д. Симоненко, Ю.Л. Хотунцева. Программы общеобразовательных учреждений. Технология. 5-11 классы - М.: Просвещение, 2010г.

  1. При составлении рабочей программы использовались следующие нормативно-правовые документы:

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской федерации»

  2. Приказ МО и Н РФ от 05.03.2004 г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;

  3. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования по технологии (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089)

  4. Письмо МО и Н РФ от 7.07.2005г. №03-1263 «О Примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана»

  5. Приказ МО и Н РФ от 09.03.2004г. №1312 «Перечень Примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана»

  6. Примерные программы основного общего образования по технологии, рекомендованные письмом Департамента государственной политики в образовании МО и Н РФ от 07.06.2005г. № 03-1263

  7. Программа под редакцией В.Д.Симоненко, рекомендованной МО и Н РФ (авторская)

  8. СанПиН 2.4.2. 2821 - 10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189, зарегистрированы в Министерстве юстиции России 3 марта 2011 г., регистрационный номер 19993











Раздел 2. Общая характеристика учебного предмета

Основным предназначением образовательной области «Технология» в старшей школе на базовом уровне является: продолжение формирования культуры труда школьника; развитие системы технологических знаний и трудовых умений; воспитание трудовых, гражданских и патриотических качеств его личности; уточнение профессиональных и жизненных планов в условиях рынка труда.

Программа включают в себя также разделы «Производство, труд и технологии», «Технологии проектирования и создания материальных объектов и услуг», «Профессиональное самоопределение и карьера», «Проектная деятельность».

Обучение школьников технологии строится на основе освоения конкретных процессов преобразования и использования материалов, энергии, информации, объектов природной и социальной среды. Независимо от направления обучения, содержанием программы по технологии предусматривается изучение материала по следующим сквозным образовательным линиям:

  • культура и эстетика труда;

  • получение, обработка, хранение и использование информации;

  • основы черчения, графики, дизайна;

  • творческая, проектная деятельность;

  • знакомство с миром профессий, выбор жизненных, профессиональных планов;

  • влияние технологических процессов на окружающую среду и здоровье человека;

  • перспективы и социальные последствия развития технологии и техники.

Исходя из необходимости учета образовательных потребностей личности школьника, его семьи и общества, достижений педагогической науки, конкретный учебный материал для включения в программу должен отбираться с учетом следующих положений:

• распространенность изучаемых технологий в сфере производства, сервиса и домашнего хозяйства и отражение в них современных научно-технических достижений;

• возможность освоения содержания на основе включения учащихся в разнообразные виды технологической деятельности, имеющих практическую направленность;

• выбор объектов созидательной и преобразовательной деятельности на основе изучения общественных, групповых или индивидуальных потребностей;

• возможность реализации общетрудовой, политехнической и практической направленности обучения, наглядного представления методов и средств осуществления технологических процессов;

• возможность познавательного, интеллектуального, творческого, духовно-нравственного, эстетического и физического развития учащихся.

Раздел 3. Место учебного предмета

Согласно годовому учебно-календарному графику работ программа в 11 классе скорректирована на 34 учебных недели.

В программе нашли отражения современные требования к уровню подготовки учащихся в технологическом образовании, которые предполагают переход от простой суммы знаний к интегративным результатам, включающим межпредметные связи. Обучение ставит своей целью не просто передачу учащимся некого запаса знаний, но формирование мотивированной к самообразованию личности, обладающей навыками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.

Настоящая программа и поурочно - тематический план отражают актуальные подходы к образовательному процессу - компетентностный, личностно ориентированный и деятельностный. В процессе обучения у старшеклассников должно быть сформировано умение осознавать и формулировать свои взгляды и мнения. Особое место отводится решению проблемы подготовки учащихся к профессиональному самоопределению, трудовой деятельности в условиях рыночной экономики.

В соответствии с требованиями стандарта образования программа ориентирует учителя на воспитание у школьников гражданской позиции, развитие духовно - нравственного начала, национального самосознания, патриотизма. В программе отражены тенденции времени: освещаются вопросы рыночной экономики, пропагандируются такие социально значимые качества личности, как предприимчивость, деловитость и ответственность, важность познавательной деятельности как необходимого элемента будущего профессионального труда.

Обучение направлено на формирование умения самостоятельно действовать и принимать решения, защищать свою позицию, планировать и осуществлять личные планы, находить нужную информацию, используя различные источники (справочную литературу, интеренет - ресурсы, СМИ, научные тексты, таблицы, графики, диаграммы, символы), осмысливать полученные сведения и использовать их на практике.

Метод творческого проекта, предусматривает получение важнейшего результата учебной деятельности в виде самостоятельного спроектированного продукта труда - изделия или услуги. Этот метод способствует развитию инициативы, физических и умственных способностей учащихся, выработке у них творческого подхода к решению задач.

В целом программа направлена на освоение учащимися социально - трудовой, ценностно - смысловой, личностно - развивающей, коммуникативной и культурно - эстетической компетенций. Система учебных занятий планируется с учетом возрастной специфики старших классов. В развернутом поурочно - тематическом плане отражены цели, задачи и планируемые результаты обучения.

Интегративный характер содержания обучения технологии предполагает построение образовательного процесса на основе использования межпредметных связей. Это связи с алгеброй и геометрией при проведении расчетных и графических операций, с химией при характеристике свойств материалов, с физикой при изучении устройства и принципов работы машин и механизмов, современных технологий, с историей и искусством при выполнении проектов, связанных СП воссозданием технологий традиционных промыслов.

При изучении раздела «Производство, труд и технологии» целесообразно организовать экскурсии школьников на производство с передовыми технологиями и высоким уровнем организации труда, а при изучении раздела «Профессиональное самоопределение и карьера» - в Центры трудоустройства и профконсультационной помощи. При отсутствии возможностей для проведения экскурсий необходимо активно использовать технические средства обучения для показа современных достижений техники и технологий: видеозаписи, мультимедиа продукты, ресурсы Интернет.

1.4. Цели и задачи учебного курса.

Изучение технологии на базовом уровне направлено на достижение следующих целей и решение задач:

  • освоение знаний о составляющих технологической культуры, ее роли в общественном развитии; научной организации производства и труда; методах творческой, проектной деятельности; способах снижения негативных последствий производственной деятельности на окружающую среду и здоровье человека; путях получения профессии и построения профессиональной карьеры;

  • овладение умениями рациональной организации трудовой деятельности, проектирования и изготовления личностно или общественно значимых объектов труда с учетом эстетических и экологических требований; сопоставление профессиональных планов с состоянием здоровья, образовательным потенциалом, личностными особенностями;

  • развитие технического мышления, пространственного воображения, способности к самостоятельному поиску и использованию информации для решения практических задач в сфере технологической деятельности, к анализу трудового процесса в ходе проектирования материальных объектов или услуг; навыков делового сотрудничества в процессе коллективной деятельности;

  • воспитание уважительного отношения к технологии как части общечеловеческой культуры, ответственного отношения к труду и результатам труда;

  • формирование готовности и способности к самостоятельной деятельности на рынке труда, товаров и услуг, продолжению обучения в системе непрерывного профессионального образования.



Раздел 4. Содержание предмета в учебном плане

  1. Производство, труд и технологии:

а) Технологии и труд как часть общечеловеческой культуры.

б) Организация производства.

2. Технология проектирования и создания материальных объектов и услуг.

3. Профессиональное самоопределение и карьера.

4. Творческая, проектная деятельность.

11 класс

Технология проектирования и создания материальных объектов или услуг. Творческая проектная деятельность

20.Выбор объекта проектирования и требования к нему, 2 ч

Теоретические сведения. Выбор направления сферы деятельности для выполнения проекта. Определение требований и ограничений к объекту проектирования. Выбор объекта проектирования.

Выбор наиболее удачного варианта проектируемого изделия с использованием методов ТРИЗ. Выбор материалов для изготовления проектного изделия. Механические свойства материалов.

Практические работы. Выбор направления сферы деятельности для выполнения проекта. Выбор материалов для проектного изделия. Выбор наиболее удачного варианта проектируемого изделия с использованием морфологического анализа, ФСА и др.

21.Расчёт себестоимости изделия, 1ч

Теоретические сведения. Понятия стоимости, себестоимости и рыночной цены изделия. Составляющие себестоимости продукции, накладные расходы, формула себестоимости. Расчёт себестоимости проектных работ. Формула прибыли. Статьи расходов проекта. Цена проекта. Оплата труда проектировщика.

Практическая работа. Предварительный расчёт материальных затрат на изготовление проектного изделия.

22.Документальное представление проектируемого продукта труда, 4 ч

Теоретические сведения. Стандартизация как необходимое условие промышленного проектирования. Проектная документация: технический рисунок, чертёж, сборочный чертёж, резюме по дизайну, проектная спецификация. Использование компьютера для выполнения чертежа проектируемого изделия.

Практические работы. Составление резюме и дизайн- спецификации проектируемого изделия. Выполнение рабочих чертежей проектируемого изделия.

  1. Организация технологического процесса, 1 ч

Теоретические сведения. Технологический процесс изготовления нового изделия. Технологическая операция. Технологический переход. Маршрутные и операционные карты. Содержание и правила составления технологической карты.

Практическая работа. Выполнение технологической карты проектного изделия.

  1. Выполнение операций по созданию продуктов труда, 4 ч

Теоретические сведения. Реализация технологического процесса изготовления деталей. Процесс сборки изделия из деталей. Соблюдение правил безопасной работы. Промежуточный контроль этапов изготовления.

  1. Анализ результатов проектной деятельности, 2 ч

Теоретические сведения. Понятие качества материального объекта, услуги, технического процесса. Критерии оценки результатов проектной деятельности. Проведение испытаний объекта. Самооценка проекта. Рецензирование.

Практическая работа. Апробация готового проектного изделия и его доработка, самооценка проекта.

26.Презентация проектов и результатов труда 2 ч

Теоретические сведения. Критерии оценки выполненного проекта. Критерии оценки защиты проекта. Выбор формы презентации. Использование технических средств в процессе презентации. Презентация проектов и результатов труда. Оценка проектов.

Практическая работа. Организация и проведение презентации проектов.

Производство, труд и технологии

  1. Понятие профессиональной деятельности. Разделение и специализация труда, 1 ч

Теоретические сведения. Виды деятельности человека. Профессиональная деятельность, её цели, принципиальное отличие от трудовой деятельности. Человек как субъект профессиональной деятельности. Исторические предпосылки возникновения профессий. Разделение труда. Формы разделения труда. Специализация как форма общественного разделения труда и фактор развития производства. Понятие кооперации. Понятия специальности и перемены труда.

Практические работы. Определение целей, задач и основных компонентов своей будущей профессиональной деятельности. Определение по видам специализации груда: профессии родителей, преподавателей школы, своей предполагаемой профессиональной деятельности. Анализ форм разделения труда в организации.

  1. Структура и составляющие современного производства, 3 ч

Теоретические сведения. Производство как преобразовательная деятельность. Составляющие производства. Средства производства: предметы труда, средства труда (орудия производства). Технологический процесс. Продукты производственной (преобразовательной) деятельности: товар, услуги. Материальная и нематериальная сферы производства, их состав, соотношение и взаимосвязи. Особенности развития сферы услуг. Формирование межотраслевых комплексов. Производственное предприятие. Производственное объединение. Научно-производственное объединение. Структура производственного предприятия.

Практические работы. Определение сферы производства промышленных предприятий своего региона (района) и типа предприятия: производственное предприятие, объединение, научно-производственное объединение. Посещение производственного предприятия, определение составляющих конкретного производства.

Система оплаты труда. Тарифная система и её элементы: тарифная ставка и тарифная сетка. Сдельная, повремённая и договорная формы оплаты труда. Виды, применение и способы расчёта. Роль форм заработной платы в стимулировании труда.

Практические работы. Изучение нормативных производственных документов. Определение вида оплаты труда для работников определённых профессий.

30.Культура труда и профессиональная этика, 2 ч

Теоретические сведения. Понятие культуры труда и её составляющие. Технологическая дисциплина. Умение организовывать своё рабочее место. Дизайн рабочей зоны и зоны отдыха. Научная организация труда. Обеспечение охраны и безопасности труда. Эффективность трудовой деятельности.

Понятия «мораль» и «нравственность». Категории нравственности. Нормы морали. Этика как учение о законах нравственного поведения. Профессиональная этика и её виды.

Практические работы. Расчёт эффективности трудовой деятельности по изготовлению проектного изделия. Анализ своего учебного дня и предложения по его реорганизации, повышающие эффективность учёбы. Обоснование смысла и содержания этических норм своей будущей профессиональной деятельности.

Профессиональное самоопределение и карьера

31.Этапы профессионального становления и карьера, 2 ч

Теоретические сведения. Понятие профессионального становления личности. Этапы и результаты профессионального становления личности (выбор профессии, профессиональная обученность, профессиональная компетентность, профессиональное мастерство).

Понятия карьеры, должностного роста и призвания. Факторы, влияющие на профессиональную подготовку. Планирование профессиональной карьеры.

Практические работы. Определение целей, задач и основных этапов своей будущей профессиональной деятельности. Составление плана своей будущей профессиональной карьеры.

  1. Рынок труда и профессий, 2 ч

Теоретические сведения. Рынок труда и профессий. Конъюнктура рынка труда и профессий. Спрос и предложения на различные виды профессионального труда. Способы изучения рынка труда и профессий. Средства получения информации о рынке труда и путях профессионального образования. Центры занятости.

Практические работы. Изучения регионального рынка труда. Изучение содержания трудовых действий, уровня образования, заработной платы, мотивации, удовлетворённости трудом работников различных профессий.

33. Центры профконсультационной помощи, 2 ч

Теоретические сведения. Профконсультационная помощь: цели и задачи. Методы и формы работы специализированных центров занятости. Виды профконсультационной помощи: справочно-информационная, диагностическая, психологическая, корректирующая, развивающая.

Практическая работа. Посещение центров профконсультационной помощи и знакомство с их работой.

34.Виды и формы получения профессионального образования, 1ч

Теоретические сведения. Общее и профессиональное образование. Виды и формы получения профессионального образования. Начальное, среднее и высшее профессиональное образование. Послевузовское профессиональное образование. Региональный рынок образовательных услуг. Методы поиска источников информации о рынке образовательных услуг.

Практическая работа. Изучение регионального рынка образовательных услуг.

  1. Формы самопрезентации для профессионального образования и трудоустройства, 1 ч

Теоретические сведения. Проблемы трудоустройства. Формы самопрезентации. Понятие «профессиональное резюме». Правила составления профессионального резюме. Автобиография как форма самопрезентации. Собеседование. Правила самопрезентации при посещении организации. Типичные ошибки при собеседовании.

Практическая работа. Составление автобиографии и профессионального резюме.

Творческая проектная деятельность

36.Планирование профессиональной карьеры, 2 ч

Теоретические сведения. Определение жизненных целей и задач. Составление плана действий по достижению намеченных целей. Выявление интересов, способностей, профессионально важных качеств. Обоснование выбора специальности и выбора учебного заведения.

Практическая работа. Выполнение проекта «Мои жизненные планы и профессиональная карьера».

Раздел 5. Тематическое планирование

№п./п

Название изучаемого раздела

Всего часов (с какого по какой период)

Из них

Лабораторные и практические

Контрольные и диагностические

Знать/понимать

Уметь

Экскурсии

Примечание

Кол-во часов

Дата проведения

I.

Тема раздела 1 Организация производства

11 часов

01.09.2014 -

17.11.2014

часов

часов

-определения понятий «сфера профессиональной деятельности», «отрасль»;

- сущность понятий «сфера материального производства», «непроизводственная сфера»; «структура производства»;

-перспективы экономического развития региона;

-отрасли производства, занимающие ведущее
место в регионе.

приводить примеры предприятий региона, относящихся к различным отраслям

2

Тема раздела 2Технология проектирования и создания материальных объектов или услуг

11 часов

24.11.2014-

9.02.2015

-определение понятия «функционально -стоимостный анализ»;

- цепь функционально-стоимостного анализа;

-историю создания ФСА;

-главные принципы, область применения, основные этапы функционально-стоимостного анализа

применять метод функционально-стоимостногоанализа при решении практических задач

3

Тема раздела 3Профессиональное самоопределение и карьера

4 часа

16.02.2015-

23.03.2015

-определения понятий «рынок труда», «конъюнктура рынка труда», «спрос на рынке труда», «предложение на рынке труда»;

-способы изучения конъюнктуры рынка труда;

-особенности регионального рынка труда;

-функции Центра занятости населения.

-наиболее востребованные профессии на региональном рынке труда.

-объяснять причины востребованности некоторых профессий на региональном рынке труда;

-находить и анализировать информацию о вакансиях на региональном рынке труда .

4

Тема раздела 4Творческая проектная деятельность

8 часов

6.04.2015- 25.05.2015

-сущность проектной деятельности;

-типы проектов;

-основные этапы выполнения проектов;

-содержание этапов выполнения проекта.

-формулировать задачи проекта;

-планировать проектную деятельность;

-определять источники информации, необходимые для решения проблемы проекта;

-выявлять и исследовать основные параметры и ограничения;

-разрабатывать и оформлять альтернативные идеи проекта;

-обосновывать выбор базового варианта проекта

Итого

Часов 34

часов

часов


Раздел 6. Календарно - тематическое планирование

№п./п

Название изучаемого раздела. Тема урока

Дата

Материально-техническое обеспечение

Виды учебной деятельности

Требования к результату

Домашнее задание

1

Организация производства

Плакаты, модели, электронные презентации.

Знать:

• определения понятий

«сфера профессиональной деятельности», «отрасль»;

• сущность понятий «сфера материального производства», «непроизводственная сфера»; «структура производства»;

•перспективы экономического развития региона;

•отрасли производства, занимающие ведущее
место в регионе.
Уметь:

• приводить примеры предприятий региона, относящихся к различным отраслям

1.1

Структура современного

производства

7.09

Плакаты, модели, электронные презентации.

Знать:

• определения понятий «предприятие», «объединение предприятий»;

• виды предприятий по классификациям;

• классификацию предприятий;

• виды хозяйственных объединений;

• цели и функции производственных предприятий и предприятий сервиса.
Уметь:

• приводить примеры предприятий и объединений предприятий региона раз
личных видов

1.2

Сферы профессиональной

деятельности

14.09

Плакаты, модели, электронные презентации.

Сферы профессиональной деятельности: сфера материального производства и непроизводственная сфера. Представление об организации производства: сферы производства, отрасли, объединения, комплексы и предприятия. Отрасли производства, занимающие ведущее мерто в регионе. Перспективы экономического развития региона

Знать:

• определения понятий «юридический статус»,
«юридическое лицо»;

• формы руководства предприятиями;

• виды предприятий различных форм собственности.

Уметь:

• объяснять отличия различных видов предприятий

1.3

Предприятия и их объединения

21.09

Плакаты, модели, электронные презентации.

Виды предприятий и их объединений. Цели и функции производственных предприятий и предприятий сервиса


Знать:

• определения понятий «юридический статус»,
«юридическое лицо»;

• формы руководства предприятиями;

• виды предприятий различных форм собственности.

Уметь:

• объяснять отличия различных видов предприятий

1.4

Юридический статус современных предприятий.

28.09

Плакаты, модели, электронные презентации.

Юридический статус современных предприятий в соответствии с формами собственности на средства производства: государственные, кооперативные, открытые и закрытые акционерные общества, холдинги. Формы руководства предприятиями

Знать:

• определения понятий «разделение труда», «специализация труда»;

• сущность понятий «вертикальное разделение труда», «горизонтальное разделение труда»;

• формы разделения труда.
Уметь:

• анализировать формы разделения труда на конкретном примере;
•приводить примеры разделения и специализации труда.

1.5

Разделение и

специализация

труда

5.10

Плакаты, модели, электронные презентации.

Разделение и специализация труда. Формы разделения труда. Горизонтальное разделение труда в соответствии со структурой технологического процесса. Вертикальное разделение труда в соответствии со структурой управлени

Знать:

•сущность понятий «кооперация труда», «профессиональная специализация», «профессиональная мобильность»;

•формы современной кооперации труда. Уметь:

* анализировать требования к образовательному уровню и квалификации работников конкретной профессии




1.6

Профессиональная специализация и профессиональная мобильность

12.10

Плакаты, модели, электронные презентации.

Формы современной кооперации труда. Основные виды работ и профессий. Профессиональная специализация и профессиональная мобильность. Функции работников вспомогательных подразделений. Роль образования в расширении профессиональной мобильности

1.7

Нормирование и оплата

труда

19.10

Плакаты, модели, электронные презентации.

Знать:

• определения понятий «норма труда», «норма времени», «норма выработки», «норма времени обслуживания», «норма численности», «норма управляемости»;

• методы установления норм.

Уметь:

• выбирать методы установления норм в зависимости от вида работ

1.8

Нормирование труда

26.10

Плакаты, модели, электронные презентации.

Основные направления нормирования труда в соответствии с технологией и трудоемкостью процессов производства: норма труда, норма времени, норма выработки, норма времени обслуживания, норма численности, норма управляемости. Методика установления и пересмотра норм.

Знать:

• определение понятия «оплата труда»;
• сущность основных форм оплаты труда.

Уметь:

• сопоставлять достоинства и недостатки различных форм оплаты труда;

• определять преимущественные области применения различных форм оплаты труда;

• выбирать предпочтительную форму оплаты труда в зависимости от вида предприятия, формы собственности






1.9

Оплата труда

09.11

Плакаты, модели, электронные презентации.

Зависимость формы оплаты труда от вида предприятия и формы собственности на средства производства. Повременная оплата труда в государственных предприятиях в соответствии с квалификацией и тарифной сеткой. Сдельная, сдельно-премиальная, аккордно-премиальная формы оплаты труда. Контрактные формы найма и оплаты труда

Знать:

• сущность понятий «эффективность деятельности организации», «технологическая дисциплина», «безопасность труда», «эстетика труда»;

• определения понятий «рентабельность», «эффект», «культура труда», «научная организация
труда»;

• основные компоненты культуры труда;

• роль менеджмента в деятельности организаций;

•возможные варианты повышения качества товаров и услуг

1.10

Эффективность деятельности

организации. Культура труда

16.11

Плакаты, модели, электронные презентации.

Факторы, влияющие на эффективность деятельности организации. Менеджмент в деятельности организации. Обеспечение качества производимых товаров и услуг. Организационные и технические возможности повышения качества товаров и услуг.

Знать:

• определения понятий «технологическая дисциплина», «рабочее место», «организация рабочего места», «техника безопасности», «производственный дизайн»;

• основные направления научной организации
труда;

« условия рациональной организации рабочего места.

Уметы

• использовать основные направления НОТ при организации собственной учебной деятельности;

• анализировать состояние своего рабочего места;

• разрабатывать проект своего рабочего места в соответствии с требованиями НОТ

1.11

Научная организация труда

23.11

Плакаты, модели, электронные презентации.

Научная организация как основа культуры труда. Основные направления НОТ: разделение и кооперация труда, норми^ рование труда, совершенствование методов и приемов труда, обеспечение условий труда, рациональная организация рабочего места. Эстетика труда. Разработка проекта рабочего места в соответствии с требованиями НОТ

2

Технология проектиро-

вания и создания материальных объектов или услуг



2.1

Функционально стоимос-

тный анализ

30.11

Плакаты, модели, электронные презентации.

2.2

Функционально-стоимостной

анализ как комплексный метод технического творчества

7.12

Плакаты, модели, электронные презентации.

Цели и задачи

функционально-стоимостного

анализа. ФСА как комплексный метод технического творчества. Этапы ФСА

Знать:

• определение понятия «функционально -

стоимостный анализ»;

• цепь функционально-стоимостного анализа;

• историю создания ФСА;

• главные принципы, область применения, основные этапы функционально-стоимостного анализа

Решение крупных научно-технических проблем в современном мире

2.3

Использование ФСА при решении практических задач

14.12

Плакаты, модели, электронные презентации.

Основные этапы

ФСА: подготовительный, ин-

формационный, аналитический, творческий, исследовательский, рекомендательный и внедрения

Уметь:

• применять метод функционально-стоимостного

анализа при решении практических задач

Перспективы развития науки и техники

2.4

Искусственные системы

21.12

Плакаты, модели, электронные презентации.

Понятие об искусственной системе. Структурные составляющие технической системы. Развитие как непрерывное возникновение и разрешение противоречий. Технические и физические противоречия

Знать:

• сущность понятия «искусственная система»;
•основные признаки технических систем;

• структурные составляющие технической системы;

• определение понятий «противоречие», «техническое противоречие», «физическое противоречие»;

2.5

Законы развития искусственных систем

28.12

Плакаты, модели, электронные презентации.

Основные закономерности развития искусственных систем

Знать:

• основные законы развития искусственных систем групп: «Статика», «Кинематика», «Динамика»;

• сущность понятия «линия жизни системы».
Уметь:

• приводить примеры проявления закономерностей развития искусственных систем и определять направления их совершенствования

2.6

История развития техники

11.01

Плакаты, модели, электронные презентации.

История развития техники с точки зрения законов развития технических систем (на конкретных примерах). Выдающиеся открытия и изобретения, их авторы

Знать:

• основные этапы развития техники с точки зрения законов развития технических систем.

Уметь:

• приводить примеры выдающихся открытий и
изобретений

2.7

Функционально стоимос-

тный анализ

18.01

Плакаты, модели, электронные презентации.

2.8

Развитие технических систем и научно-технический прогресс

25.01

Плакаты, модели, электронные презентации.

Использование закономерностей развития технических систем для прогнозирования направлений технического прогресса

Знать:

• возможные направления развития (свертывания) систем.

Уметь:

• описывать свойства нового поколения знакомых систем с учетом закономерностей их развития;

• прогнозировать направления развития искусственных систем из ближайшего окружения учащихся

2.9

Защита интеллектуальной

собственности

1.02

Плакаты, модели, электронные презентации.

2.10

Интеллектуальная собственность

8.02

Плакаты, модели, электронные презентации.

Понятие интеллектуальной собственности. Способы защиты авторских прав. Публикации


Знать:

• определение понятия «интеллектуальная собственность»;

• виды интеллектуальной собственности;

• сущность понятия «авторское право»;

• способы защиты авторских прав;

• основы законодательства по защите авторских прав

2.11

Патентная защита авторских разработок

15.02

Плакаты, модели, электронные презентации.

Сущность патентной защиты разработок: открытие и изобретение, промышленный образец и Полезная модель

Знать:

• определение понятий «изобретение», «промышленный образец», «полезная модель»;

• сущность патентной защиты авторских разработок

3

Профессиональное самоопределение и карьера



3.1

Изучение рынка труда

профессий и профессионального

образования

29.02

Плакаты, модели, электронные презентации.

3.2

Рынок труда

14.03

Плакаты, модели, электронные презентации.

Способы изучения рынка труда: конъюнктура рынка труда, спрос и предложения работодателей на различные виды профессионального труда, средства получения информации о рынке труда и путях профессионального образования. Знакомство с центрами профконсультаци-онной помощи (возможно виртуальное, посредством сайта Центра занятости населения)

Знать:

• определения понятий «рынок труда», «конъюнктура рынка труда», «спрос на рынке труда», «предложение на рынке труда»;

• способы изучения конъюнктуры рынка труда;

• особенности регионального рынка труда;

• функции Центра занятости населения.

• наиболее востребованные профессии на региональном рынке труда.

Уметь:

• объяснять причины востребованности некоторых профессий на региональном рынке труда;

• находить и анализировать информацию о вакансиях на региональном рынке труда .

3.3

Профессиональное образование

21.03

Плакаты, модели, электронные презентации.

Виды и формы получения профессионального образования. Региональный рынок образовательных услуг. Источники информации о рынке образовательных услуг

Знать:

• виды и формы получения профессионального образования;

• особенности регионального рынка образовательных услуг;

• источники информации о рынке образовательных услуг.

Уметь:.

• находить и анализировать информацию об
образовательных услугах, предоставляемых различными образовательными учреждениями


3.4

Планирование профессиональной карьеры

4.04

Плакаты, модели, электронные презентации.

4

Творческая проектная деятельность


Плакаты, модели, электронные презентации.

4.1

Выполнение проектной

работы

11.04

Плакаты, модели, электронные презентации.

4.2

Проектная деятельность

18.04

Плакаты, модели, электронные презентации.

Проект как средство решения возникших проблем. Основные типы проектов. Этапы выполнения проекта. Осознание проблемы. Формулировка темы проекта. Обоснование типа проекта. Ознакомление с инновациями в данной области

Знать:

• сущность проектной деятельности;

• типы проектов;

• основные этапы выполнения проектов;

• содержание этапов выполнения проекта.
Уметь:

• формулировать проблему проекта;

• обосновывать актуальность проблемы;

• формулировать тему проекта;

• обосновывать тип проекта



4.3

Исследовательский этап выполнения проекта

25.04

Плакаты, модели, электронные презентации.

Формулировка задач.

Планирование работы по организации выполнения проекта. Сбор материала. Выявление и исследование основных параметров и ограничений. Разработка и оформление альтернативных идей проекта. Обоснование выбора базового варианта проекта

Уметь:

• формулировать задачи проекта;

• планировать проектную деятельность;

• определять источники информации, необходимые для решения проблемы проекта;

• выявлять и исследовать основные параметры и ограничения;

• разрабатывать и оформлять альтернативные идеи проекта;

• обосновывать выбор базового варианта проекта

4.4

Технологический этап выполнения проекта

16.05

Плакаты, модели, электронные презентации.

Особенности выполнения технологического этапа для разных типов проектов

Знать:

• особенности выполнения технологического этапа для разных типов проектов.
Уметь:

• осуществлять самоконтроль своей деятельности при выполнении технологического этапа проекта;

• корректировать последовательность операций в соответствии с промежуточными результатами своей деятельности на
технологическом этапе проекта

4.5

Оформление проекта

23.05

Плакаты, модели, электронные презентации.

Требования к оформлению пояснительной записки проектной работы

Знать:

• требования к оформлению пояснительной записки проектной работы.
Уметь:

• оформлять пояснительную записку своего проекта



4.6

Анализ проектной деятельности


Плакаты, модели, электронные презентации.

Рефлексивно-оценочный этап выполнения проекта. Методы Оценки качества материального объекта или услуги. Критерии оценивания соблюдения технологического процесса при выполнении проекта. Анализ проделанной работы и выводы по результатам проекта. Критерии оценивания результатов проектной деятельности. Экспертная оценка. Анализ практической востребованности проекта

Знать:

• сущность понятий «оценка качества», «экспертная оценка»;

• критерии оценки качества материального объекта или услуги;

• критерии оценивания соблюдения технологического процесса;

• критерии оценки результатов проектной деятельности.
Уметь:

• осуществлять анализ проделанной работы;

• оценивать качество результатов собственной проектной деятельности;

• делать выводы по результатам проекта;

• анализировать практическую востребованность проекта

4.7

Презентация результатов проектной деятельности


Плакаты, модели, электронные презентации.

Определение целей презентации. Выбор формы презентации. Особенности восприятия вербальной и визуальной информации. Использование технических средств в процессе презентации. Организация взаимодействия участников презентации. Подготовка презентации проекта

Знать:

• возможные формы презентации;

• особенности восприятия вербальной и визуальной информации;

• методы подачи информации при презентации.
Уметь:

• определять цели презентации;

• выбирать форму презентации;

• использовать технические средства в процессе презентации;

• лаконично и аргументированно отвечать на вопросы оппонентов на защите
проекта





Раздел 7. Материально - техническое оснащение и учебная литература

2.Учебно-методическое обеспечение предмета.

Учебники:

Симоненко В.Д. Технология. Базовый уровень: 10-11 классы: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ В.Д. Симоненко, О.П. Очинин, Н.В. Матяш; под ред. В.Д. Симоненко. - М.: Вентана - Граф, 2009

Пособия для учителя:

Технология: 10-11 классы: базовый уровень: методические рекомендации/ Н.В. Матяш, В.Д. Симоненко. М.: - Вентана-Граф, 2011

5.Характеристика контрольно-измерительных материалов, используемых при оценивании уровня подготовки учащихся.

При оценивании уровня подготовки учащихся используется тесты из пособия для учителя:

Технолдогия:10-11 классы: базовый уровень: методические рекомендации/ Н.В. Матяш, В.Д. Симоненко.- М.: Вентана- Граф, 2011.- 272 с.

Пособие содержит методический материал для преподавания технологии в старших классах по программе базового уровня обучения.

6.Приложение.

6.1. литература:

  • Твоя профессиональная карьера: Учеб. Для 8-11 кл. общеобразоват. учреждений/ М.С. Гуткин, Г.Ф. Михальченко, А.В. Прудило, и др.; Под ред. С.Н. Чистяковой, Т.И. Шалавиной. - 3-е изд.-М.: Просвещение, 2000.-191с.

  • Технология профессионального успеха: учеб. Для 10-11 кл. / (В.П. Бондарев, А.В. Гапоненко, Л.А. Зингер и др.); под ред. С.Н. Чистяковой.- 3-е изд. - М.: Просвещение, 2005.- 141 с.

  • Школьникам о предпринимательстве: пособие для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений / Е.Н. Соболева, А.В. Бусыгин.- М.: Просвещение, 2005.- 159с.

  • Основы потребительской культуры: Учебник для старших классов общеобразоват. учреждений / Симоненко В.Д., Степченко Т.А.- М.: Вита-Пресс, 2004.-176 с.

  • Технология: Учебник для учащихся 10 класса общеобразовательных учреждений / Под ред. В.Д. Симоненко.- М.: Вентана- Граф, 2007.-288 с.

  • Технология: Учебник для учащихся 11 класса общеобразовательных учреждений / Под ред. В.Д. Симоненко.- М.: Вентана- Граф, 2008.-192 с.

6.2.перечень цифрвых образовательных ресурсов и Web-сайтов Интернет.

Широкий выбор электронных пособий представлен в единой коллекции цифровых образовательных ресурсов: school-collection.edu.ru/.











Раздел 8. Требования к результатам изучения предмета

В результате изучения технологии ученик должен

Знать/понимать

влияние технологий на общественное развитие; составляющие современного производства товаров или услуг; способы снижения негативного влияния производства на окружающую среду: способы организации труда, индивидуальной и коллективной работы; основные этапы проектной деятельности; источники получения информации о путях получения профессионального образования и трудоустройства.

Уметь

оценивать потребительские качества товаров и услуг; составлять план деятельности по изготовлению и реализации продукта труда; использовать в технологической деятельности методы решения творческих задач; проектировать материальный объект или услугу; оформлять процесс и результаты проектной деятельности; выбирать средства и методы реализации проекта; выполнять изученные технологические операции; планировать возможное продвижение материального объекта или услуги на рынке товаров и услуг; уточнять и корректировать профессиональные намерения.

Использовать полученные знания и умения в выбранной области деятельности для проектирования материальных объектов или услуг; повышения эффективности своей практической деятельности; организации трудовой деятельности при коллективной форме труда; решения практических задач в выбранном направлении технологической подготовки; самостоятельного анализа рынка образовательных услуг и профессиональной деятельности; рационального поведения на рынке труда, товаров и услуг; составление резюме и проведения самопрезентации.

1.7 Методические рекомендации и технологические подходы:

В ходе преподавания технологии в целях реализации личностно-ориентированного подхода в обучении учащихся школы-интерната используются следующие образовательные технологии: здоровьесберегающие, информационно-коммуникационные, проблемного обучения, групповой деятельности, проектного обучения.

При достижении постоянных образовательных, воспитательных и развивающих целей используются методы обучения: словесные, наглядные, репродуктивные, продуктивные (поисковые, проект, исследовательские), лабораторно-практические, кооперированная деятельность (индивидуально-групповые).

А также используются различные формы обучения и контроля: практикум, ИКТ-презентация, мини-лекция, различные виды самостоятельных работ, тест.

Мини-лекция - подача нового материала, который затем отрабатывается в практических упражнениях. Длительность в среднем составляет 10-15минут и не должна превышать 20минут.

Практическая работа - проводится на каждом уроке 10-20 минут, сообщается теоретический материал, остальное время выполняется практическая работа по заранее намеченному плану.

Лабораторная работа - проводится в течении 45 мин с использованием различных материалов и оформлением выводов.

Проект - это учебно-трудовое задание, в результате которого создаётся продукт, обладающий новизной. При выполнении своего творческого проекта, учащиеся выполняют экономический расчёт, в котором отражают финансовые затраты на изготовление изделия, затраты времени, возможность массового производства, продажную цену и т.д. Как правило, учебные проекты содержат в себе проблему, требующую решения, а значит, формулируют одну или несколько задач.

Кооперированная деятельность - организуется на уроке в группах с конкретными творческими заданиями каждой группе. Группы продолжают работать после уроков и затем представляют свои презентации.

Тест - текущий и итоговый контроль знаний учащихся.

Особенности ортопедического режима школы-интерната для учащихся, больных сколиозом, учитываются в выборе приемов обучения на уроках с проведением 2 физкультминуток для предупреждения, утомления и сохранения работоспособности учащихся и соблюдение правильной осанки.

В качестве методической и информационной поддержки используются наглядные пособия, ресурсы интернет, фонд цифровых образовательных ресурсов(ЦОР) Центра повышения квалификации и информационно- методических работ г. Магнитогорска и школьной медиатеки.

Критерии оценки результатов работы на уроке технологии.

Нормы оценки знаний

Отметка «5» ставиться, если учащийся полностью усвоил учебный материал, может изложить его своими словами, самостоятельно подтверждает ответ конкретными примерами, правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

Отметка «4» ставиться, если учащийся в основном усвоил учебный материал, допускает незначительные ошибки в его изложении, подтверждает ответ конкретными примерами, правильно отвечает на дополнительные вопросы.

Отметка «3» ставиться, если учащийся не усвоил существенную часть учебного материала, допускает значительные ошибки в его изложении своими словами, затрудняется подтвердить ответ конкретными примерами, слабо отвечает на дополнительные примеры.

Отметка «2» ставится, если учащийся полностью не усвоил учебный материал, не может изложить его своими словами, не может привести конкретные примеры, не может ответить на дополнительные вопросы учителя.

Нормы оценки практической работы

Организация труда

Отметка «5» ставиться, если полностью соблюдались правила трудовой и технической дисциплины, работа выполнялась самостоятельно, тщательно спланирован труд, предложенный учителем, рационально организовано рабочее место, полностью соблюдались общие правила техники безопасности, отношение к труду добросовестное, к инструментам - бережное, экономное.

Отметка «4» ставиться, если работа выполнялась самостоятельно, допущены незначительные ошибки в планировании труда, организации рабочего места, которые исправлялись самостоятельно, полностью выполнялись правила трудовой и технологической дисциплины, правила техники безопасности.

Отметка «3» ставиться, если самостоятельность в работе была низкой, допущены нарушения трудовой и технологической дисциплины, организации рабочего места.

Отметка «2» ставится, если самостоятельность в работе отсутствовала, допущены грубые нарушения правил трудовой и технологической дисциплины, правил техники безопасности, которые повторялись после замечаний учителя.

Приемы труда

Отметка «5» ставиться, если все приемы труда выполнялись правильно, не было нарушений правил техники безопасности, установленных для данного вида работ.

Отметка «4» ставиться, если приемы выполнялись в основном правильно, допущенные ошибки исправлялись самостоятельно, не было на рушения правил техники безопасности, установленных для данного вида работ.

Отметка «3» ставиться, если отдельные приемы труда выполнялись неправильно, но ошибки исправлялись после замечания учителя, допущены незначительные нарушения правил техники безопасности, установленных для данного вида работ.

Отметка «2» ставится, если неправильно выполнялись многие виды работ, ошибки повторялись после замечания учителя, неправильные действия привели к травме учащегося или поломке инструмента (оборудования).

Качество изделий (работы)

Отметка «5» ставиться, если изделие выполнено точно по чертежу; все размеры выдержаны; отделка выполнена в соответствии с требованиями инструкционной карты или по образцу.

Отметка «4» ставиться, если изделие выполнено по чертежу, размеры выдержаны, но качество отделки ниже требуемого.

Отметка «3» ставиться, если изделие выполнено по чертежу с небольшими отклонениями; качество отделки удовлетворительное.

Отметка «2» ставится, если изделие выполнено с отступлениями от чертежа, не соответствует образцу. Дополнительная доработка не может привести к возможности использования изделия.

Норма времени (выработки)

Отметка «5» ставиться, если задание выполнено в полном объеме и в установленный срок.

Отметка «4» ставиться, если на выполнение работы затрачено времени больше установленного по норме на 10%.

Отметка «3» ставиться, если на выполнение работы затрачено времени больше установленного по норме на 25%.

Отметка «2» ставится, если на выполнение работы затрачено времени против нормы больше чем на 25%.

(По материалам журналов «Школа и производство» № 3 /1998; № 7 /2000 )

Итоговая диагностика (контроль) знаний и умений

Для быстрой и объективной итоговой проверки усвоения учебного материала можно использовать тестовые задания, в состав которых включены также практические работы. Для проведения итогового контроля могут быть также использованы такие формы, как устный опрос, решение кроссвордов, выполнение контрольных работ, учебных проектов. Желательно, для каждого тестируемого ученика был подготовлен свой вариант итогового контрольного задания.

Основным эффективности усвоения учащимися теоретического материала и освоения практических умений считается коэффициент усвоения учебного материала - Ку. Он определяется как отношение правильных ответов учащихся в контрольных работах к общему количеству вопросов (по В. П. Беспалько).

Ку = N/К

Где:

N - количество правильных ответов учащихся на вопросы контрольной работы или тестового задания;

К - общее число вопросов в контрольной работе или тестовом задании.

Если К ≥ 0,7, то учебный материал программы обучения считается усвоенным.

Оценка текущих и итоговых знаний и умений учащихся производится по пятибалльной системе.

Ставиться отметка:

«3» - за 70 % правильно выполненных заданий,

«4» - за 80 - 90 % правильно выполненных заданий,

«5» - за правильное выполнение всех заданий.

Ку

0,8-1

0,6-0,79

0,4-0,59

0,2-0,39

<0,2

Отметка

5

4

3

2

1

Оценка швейного изделия производится по следующим параметрам:

  1. Качество и аккуратность выполнения изделия.

  2. Соблюдение нормы времени.

  3. Соблюдение технологии.

  4. Организация рабочего места.

  5. Соблюдение правил техники безопасности.

Отметка «5» ставится в том случае, когда все вышеназванные требования соблюдаются;

«4» - один или два параметра не соблюдены;

«3» - три параметра не соблюдены;

«2» - работа не отвечает предъявленным к ней требованиям или брак, допущенный в ней, исправить невозможно;

«1» - работа не выполнена по неуважительным причинам.

В итогом тестовом контроле применяют тестовые задания нескольких видов:

на выбор одного или нескольких правильных ответов из предложенных вариантов;

на установление соответствия;

на текстовое задание;

на установление правильной последовательности действий и др.

СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания Заместитель директора поУВР

Методического совета _______________Ушакова Г.М.

МБОУ СОШ № 43 «31» августа 2015 г

От «31» августа 2015№______

подпись руководителя МС

____________Голикова Н.В.

Подпись руководитель МО «Мыслитель»______

С.Н.Лещенко



© 2010-2022