Рабочая программа по технологии Резьба по дереву

Раздел Технология
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рабочая программа по технологии Резьба по дереву





Образовательная программа по столярному делу на 2013-2014 учебный год



паспорт программы

класс

9

учитель

Чайников В.А.

программно-методическое

обеспечение

Настоящая программа по профессиональному трудовому обучению для IX класса создана на основе:

  1. Федерального компонента государственного стандарта образования утвержденного приказом Минобразования России от 5.03.2004 №1089.

  2. Закона РФ «Об образовании» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ

  3. Областного учебного базисного плана для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида, приказ № 01/3110 от 29.08.2013 г.

  4. Учебного плана МКС(К)ОУ школы-интерната VIII вида на 2013-2014 учебный год.

  5. Программы специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида 5-9 классы,

сборник 2 под ред. В.В.Воронковой, 2011

  1. Письма Министерства образования и науки Челябинской области от 3.08.2009 г. № 103/3404 «О разработке и утверждении рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) в общеобразовательных учреждениях».

учебники

« Работы по дереву» П.В. Леонтьев «Детская литература» 1987 год.

« 300 ответов любителю художественных работ по дереву» Гусарчук Д.М. Москва «Лесная промышленность»

«Столярное дело» Г.И. Кулебакин Москва «Стройиздат» 1987 год. «Декоративно-прикладное искусство в школе» А.С. Хворостов Москва «Просвещение» 1981 год. «Чеканка-инкрустация-резьба по дереву» А.С. Хворостов 1987 год.

«Мозаика и резьба по дереву» Т.А. Матвеева «Высшая школа» 1978 год.

«История художественной обработки изделия из древесины» А.Н. Черепахина Москва «Высшая школа» 1987 год.

«Народные художественные промыслы» О.С. Поповой Москва «Легкая пищевая промышленность» 1984 год.

«Резьба по дереву» Яковлев И. И. Орлова Ю.Д. Москва « Искусство» 1974 год.

методические пособия

Учебно-воспитательная работа во вспомогательной школе; Г.М. Дульнев Просвещение 1981г.

Чертежи;

Рисунки изделий;

Плакаты . Школа и производство. Научно-методический журнал 1997г.

Рисунки ваз, шахмат, рамок.

Технологические карты измерительных инструментов. Рабочие тетради по столярному делу.

дидактические

пособия

Образцы изделий, солонок, табурета.

Макеты изделий, хлебницы, машинки.

тематическое планирование


количество часов в неделю


2


количество часов в год

68

количество часов в соответствии с календарным графиком

I четверть- 9 недель

II четверть- 7недель

III четверть- 10 недель

IV четверть- 8 недель

количество часов НРК

количество контрольных работ в год







Пояснительная записка

Основные задачи обучения

Обучение школьников художественной обработке древесины обладает значительными образовательными и воспитательными возможностями: развивает технологическую культуру, способствует эстетическому и творческому развитию личности, более успешной самореализации, социализации в среде сверстников, профессиональному самоопределению. Для того чтобы, обучение школьников было эффективным, необходима специальная подготовка будущего учителя. Учитель достигает доступности в обучении лучше, если на каждом занятии учитывает уровень подготовленности учащихся по основам наук, умело применяет учебные демонстрации, наглядные пособия. Например, при объяснении нового материала по теме «Резьба по дереву» учащимся целесообразно показать стенд с образцами работ резьбы по дереву. Это поможет учащимся лучше запомнить тот или другой способ работ. Обращение к народному искусству, которое завоевала прочное место в работе современного педагога с детьми. В последние годы занятия декоративно - прикладным творчеством на уроках технологии стали очень популярны, изделия сделанные руками ребят могут служить украшением школьных интерьеров, так как обладают эстетической ценностью. Занятие декоративно - прикладным искусством несомненно, откроет для многих детей новые пути познания народного творчества обогащает их внутренний мир, позволяет с пользой провести свободное время. Изучая декоративно - прикладное искусство в школе или в кружках учащиеся соединяют знания технических приемов с художественной фантазией, присущей их детскому воображению, создают не только полезные, но и красивые изделия. Работу ребят над созданием изделия, неразрывно связано с выбором темы, техникой исполнения, сбором материала и выполнении росписи, можно назвать творческой. Задача руководителя, или учителя состоит в том, чтобы донести до ребят секреты изготовляемых изделий народного мастерства, познакомить их с историей развития того или иного направления художественных промыслов, подарить радость творчества, научить работать. Руководитель должен раскрыть способности учеников, помочь им в преодолении трудностей привить им интерес к народному искусству. Свои знания, опыт, умения учитель передает ребятам на высоком профессиональном уровне, заинтересовывая и увлекая их своим энтузиазмом. Наиболее эффективно эти задачи могут быть решены путем организации учебно - воспитательного процесса, технической подготовки учащихся, использования в преподавании современных педагогических технологий развевающих личность методов обучения. В наше время проблемы формирования материальной среды окружающего человека привлекают к себе все большее внимание. Зарождение нового стилевого направления в создании деревянных изделий проходит в условиях длительного сопернечества с предшествующими стилями. Изменение форм деревянных изделий определяется потребителями и видами людей той или иной исторической эпохи. Стилистика и формы древесных изделий всегда были ограниченно связаны с архитектурой определенных исторических периодов и со всеми видами изобразительных искусств. КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ОБРАБОТКИ ДРЕВЕСИНЫ Издавна из дерева возводили дома, изготовляли утварь, посуду, делали игрушки. Древнерусские плотники и столяры строили хоромы и терема, ставили ендовы и скобкари для кваса и медовых напитков, делали и красивую бытовую утварь, например плоские и широкие корыта для теста - дежи. Бочары из дубовых дощечек-клепок собирали бочки, жбаны, токари из мягкой древесины вытачивали чашки, миски-ставцы. Из луба гнули короба для приданого, из клена резали изящные звонкие ложки. Докрашенной резьбой щедро украшались дворцы, палаты и терема Древней Руси. На ярком солнце блистала расписанная киноварью, ярь-медянкой и золотом рельефная резьба наличников и крылец. За красоту и великолепие дворца в Коломенском современники считали его одним из чудес света. В XVII - XVIII вв. искусство художественной резьбы по дереву получило развитие в оформлении иконостасов, дворцовых интерьеров, в мебели, где преобладала объемная, горельефная, накладная и пропильная резьба. Многоцветная резьба украшала грузовые парусники, в частности борта и надстройки волжских белян и расшив, а также боевые корабли -- галиоты и корветы, под бушпритами которых красовались скульптуры птиц, зверей и морских божеств [1]. Все созданное человеком из дерева всегда имело практическое назначение и вместе с тем выражало духовный смысл, так как самой характерной чертой прикладного искусства является то, что вещи, создаваемые для практического применения, становятся носителями настроения мастера, его чувств и мыслей. Человек улучшал вещь по форме и восприятию, а в процессе труда совершенствовалась его рука, воспитывалось чувство формы, цвета, материалапропорции, симметрии, ритма и в целом «чувство вещи». До наших дней на русском Севере, в Поволжье, на Урале и в Сибири сохранились крестьянские дома -- произведения неизвестных ваятелей и резчиков. Высокие фронтоны завершаются мощными бревнами-охлупнями, один край которых вырезан в виде головы рогатого оленя, круглогривого коня или птицы. Доски-причелины и спускающиеся с них доски-полотенца заполнены растительным орнаментом либо пропильным геометрическим узором. В Поволжье получила распространение глухая или долбленая резьба в сочетании с подкраской. На белом или голубом, углубленном в массу дерева фоне рельефно выделяются суриково-красные и золотистые изображения добродушных львов, русалок-фараонок с рыбьими хвостами, птиц-сиринов с распущенными веером хвостами и оплетающей их орнамент из виноградных лоз, акантовых побегов. Если для архитектурной резьбы характерны крупные монументальные формы, то в резьбе предметов обихода масштаб меняется, став им соразмерным. Ткацкие станки и прялки, вальки для выколачивания белья, трепала для льна, рубеля - крестьянские утюги для разглаживания, катания белья и тканей, праздничные сани-кошовки и выездные телеги, дуги, солоницы и жбаны щедро покрывались узорочьем простого геометрического орнамента: квадратами, треугольниками, розетками и ромбами самых различных сочетаний. В прошлом мотивы резьбы имели вполне определенный символический смысл, связанный с языческими представлениями наших далеких предков. Например, круги, изображения коней и птиц были связаны с культом солнца, от которого зависела судьба урожая, а значит, и будущее крестьянина-земледельца. В крестьянском искусстве XVIII - XX вв. геометрическая резьба была не только красивым узором -- народ помнил заключенный в нем глубокий смысл. Цвет и текстура древесины бесконечно разнообразны, а это открывает перед мастером богатые возможности выявить красоты материала, не прибегая к подсобным средствам создания художественной композиции. Говоря о резчике, нужно иметь в виду не исполнителя, а резчика-хужожника, поэтому такому мастеру необходимо иметь представление и об изобразительном искусстве, однако станковую живопись не следует переносить в декоративную резьбу, так как у кисти и ножа совершенно разные возможности в создании художественных произведений. Только неустанный творческий труд, а не слепое копирование и подражание позволит в короткий срок с совершенстве овладеть ремеслом столяра и мастерством резчика .

ОБРАБОТКА ДРЕВЕСИНЫ

Физические и механические свойства древесины

Цвет - важной декоративной особенностью и диагностическим признаком древесины является ее цвет. Каждая древесная порода имеет только ей присущий цвет. Цвет может меняться в зависимости от возраста, влияния воздушной среды, воздействия прозрачных отделочных материалов, угла отражения светового потока от изделия, сроков и условий эксплуатации вещи и т.д. Интенсивность цвета древесины усиливается с возрастом дерева и под влиянием прозрачных отделочных материалов. Степень декоративности древесины повышает ее блеск - способность отражать направленные световые лучи. Блеск зависит от породы древесины, степени гладкости поверхности и характера освещения.Текстура - не менее чем цвет, она определяет декоративную ценность древесины. Текстура - естественный рисунок на радиальном и тангенциальном срезах древесины, который зависит от характера расположения годичных колец и различной окраски в них ранней и поздней зон, строения самой древесины - рассеянно - или кольцепорового, наличия мелких или крупных сердцевинных лучей, отличающихся от окружающей их древесины по цвету, структуре, размеру и форме. Запах - почти каждой породе в той и или иной мере присущ своеобразный запах, зависящий от содержания в древесине различных смол. дубильных веществ и пр. Сильный запах исходит от свежесрубленных деревьев хвойных пород: липы, осины, дуба и др. Слабый -- от выдержанной древесины. По запаху порой можно судить о доброкачественности дерева, а в некоторых случаях он служит дополнительным признаком для определения породы дерева. Влажность - от нее во многом зависят свойства древесины. В древесине различают влагу связанную, находящуюся в стенках древесных клеток в видетончайших прослоек, и свободную, заполняющую полости клеток имежклеточные пространства. Количество свободной влаги зависит главным образом от пористости древесины и ее наполненности, насыщенности водой. Чем древесина плотнее и тяжелее, тем меньше пор, и наоборот -- чем легче и рыхлее, тем пор больше. Максимальная влажность древесины твердых пород колеблется от 80 до 120, а мягких - от 200 до 250 процентов.

Гигроскопичность - гигроскопичностью древесины называется ее свойство поглощать влагу из окружающего воздуха. Гигроскопичность зависит от породы дерева меньше, чем от температуры и влажности воздуха. С повышением температуры влагопоглощение понижается, а повышением влажности воздуха увеличивается. Влагопоглощение вызывает изменение формы, размеров и прочности древесины, и именно от этого зависит прочность изделий. Гигроскопичность уменьшается при отделке продукции водоотталкивающими составами. Усушка и разбухание - усушка вызывает уменьшение в древесине содержания связанной влаги. Полное удаление такой влаги приводит к сокращению линейных и объемных размеров, и наоборот - при увлажнении сухой древесины свыше точки насыщения волокон, то есть более 30 процентов влажности, она разбухает и увеличивается в размерах. Усушка вызывает такое нехорошее свойство как хрупкость и ломкость древесины. Твердость и прочность обычно представляют большой интерес для резчика. Твердость древесины- способность сопротивляться проникновению в данный материал постороннего тела, в данном случае -- резца. Большие колебания в прочности вызывает неоднородность строения древесины в пределах одной породы и даже одного дерева. Большое влияние на твердость и прочность древесины оказывает влажность. Влажная древесина - мягче, лучше обрабатывается. Упругость и пластичность - способность возвращаться к первоначальному состоянию и размерам после прекращения воздействия на нее внешних сил. Упругость зависит от влажности и некоторых других факторов. Пластичность - способность материала сохранять ту или иную приданную ему форму, зависит от породы, возраста, влажности древесины. Особенности обработки древесины Древесина является ценным природным сырьем, которое можно обрабатывать простейшими инструментами. Она обладает значительной прочностью, упругостью, имеет небольшой удельный вес. Но древесина растрескивается, усыхает, коробится, отчего меняется форма и размеры сделанных из нее предметов. Прежде всего непосредственно заняться художественной обработкой дерева, необходимо получить хотя бы самое общее представление о свойствах древесины, ее строении и пороках. Ствол древесины состоит из волокон, сгруппированных в радиальные кольца вокруг сердцевины. Это хорошо видно на поперечном разрезе. При разрезе, параллельном оси ствола, видны параллельные линии волокон. Если же разрез сделан под углом к оси ствола, появляются эллипсовидные линии, очертания которых становятся причудливее с уменьшением этого угла. Рисунок на поверхности древесины, получаемый при перерезании годовых слоев, известен под названием текстуры. Она различна у разных пород древесины. У липы и ольхи она почти незаметна, а у ореха, сосны, можжевельника она четко выражена. Текстуру древесины можно выявлять при обжигании, лакировании, травлении. Породы дерева имеют разную твердость. Клен, дуб, самшит, груша, пальма, тис, орех считаются твердыми, мягкими - липа, осина, ольха, тополь, ива, сосна, ель, кедр. Береза занимает промежуточное положение. Для резьбы применяются преимущественно лиственные породы деревьев, из хвойных чаще используются сосна, кедр, тис. Выбирая древесину для художественных работ, следует помнить: для рельефной резьбы пригодна древесина, лишенная свилеватости, косослоя (неравномерное, запутанное или косое строение волокон); портят резьбу сучки, а также отлуп (трещины по годичным слоям), что может обнаружиться только в процессе работы. трещины получаются от неравномерности сушки древесины, поэтому следует изготавливать широкие доски для резьбы, склеивая их из нескольких узких, чтобы в каждой было противоположное расположение волокон. В таком случае коробление досок будет минимальным. Не следует применять древесину с червоточиной, гнилью и с проростью, омертвевшими и заросшими в стволе тканями. Предназначенная для резьбы древесина должна быть высушена до 10 - 16% влажности. Сухая древесина лучше обрабатывается. Сушат древесину воздушным способом, под навесом, либо в специальных сушильных камерах.

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ОБРАБОТКИ ДРЕВЕСИНЫ ПРЕПОДАВАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ИСКУССТВА

В истории искусства формирование каждого художественного направления происходит вместе со становлением педагогической системы, формулирующей его принципы. Вносимое общественной жизнью новое содержание рождает не только новое искусство, но и соответствующую ему художественную педагогику, собственно школу. Задача школы заключается в том, чтобы активно способствовать утверждению породившего ее художественного направления, и она успешно разрешается тогда, когда в самой школе складывается метод, полностью отвечающий потребностям нового искусства и дающий возможность воспитывать поколения художников, продолжающих выдвинутые идейные и творческие принципы. В развитии каждой педагогической системы можно проследить эволюцию двух ее сторон: метода, наиболее подвижной и революционной части, и более консервативного ремесла художника, узкопрофессиональной стороны обучения. Метод, чутко реагируя на всякое движение искусства, является первым показателем существа тех положений, которые пропагандируются школой. По методу можно судить о ее прогрессивности или отсталости. Высокоплодотворная школа неизменно бывает теснейшим образом связана с передовым направлением в искусстве. Так, связь педагогической системы Академии художеств XVIII века с передовыми устремлениями отечественного искусства обусловила ее высокий расцвет, тогда как отрыв академического метода от общего развития русского искусства в XIX веке вызвал упадок и возникновение вне академических стен прогрессивных художественных школ (как, например, школы Венецианова или Училища живописи, ваяния и зодчества в Москве). Частичное возрождение Академии художеств, связанное с именем Чистякова, было возможно только благодаря появлению качественно новой системы, хотя и продолжавшей лучшие традиции академической школы, но переработавшей их на основе передовой эстетики своего времени согласно требованиям искусства демократического реализма. Школа - это фундамент, на котором художник начинает свою самостоятельную творческую жизнь, но поскольку содержание воспитавшей его педагогической системы обусловливается художественным методом определенного направления искусства, то внутри этой системы может возникнуть и нередко возникает противоречие метода с комплексом собственно изобразительных средств, с профессиональной стороной обучения. Подобный конфликт не­избежен, когда метод школы начинает отставать от метода передового искусства, точнее, когда искусство, которое школа представляет, теряет свою прогрессивную роль. Так было с передвижниками, которые заимствовали профессиональное мастерство у Академии, но, руководствуясь иными идейными посылками, стали на самостоятельный творческий путь и соответственно обрели иной художественный метод, в котором, впрочем, продолжали жить лучшие традиции академической системы. В то же время молодые художники не сталкивались с таким противоречием, когда пройденная ими школа выражала передовое искусство, как то было в Академии художеств XVIII века, воспитавшей Угрюмова и Мартоса, или позднее в отношении выучеников Чистякова, системе которого обязаны своим воспитанием Суриков и Репин. Поэтому, чтобы понять художественный метод мастера, нужно зачастую рассмотреть не только ту школу, которую он прошел, но и школу, соответствующую его зрелому творчеству, так как в ней ясно выражается су­щество представляемого им направления искусства. Таким образом, педагогическая система, какой бы значительной и замкнутой в себе она ни казалась, неразрывно связана с практикой искусства, его сегодняшним или завтрашним днем. И потому исследование педагогической системы всегда неотделимо от анализа того искусства, которому она обязана своим рождением, позволяя глубже понять как художественное направление в целом, так и творческую в широком смысле этого слова лабораторию ее отдельных представителей. История русской художественной академической школы уходит своими истоками к рубежу XVII-XVIII веков, времени окончательного формирования нового, светского искусства. Отсюда берут свое начало те традиции и принципы, развитие которых обусловило ее самобытность и стало источником ее жизненности и силы. И если проследить педагогическую систему Академии художеств в становлении, то для этого нужно обратиться ко всей истории ху­дожественного образования XVIII века. Ведущие черты культуры Петровского времени обусловили характер современного искусства. Основные виды изобразительного искусства, за которыми признаются воспитательные функции, как и литература и печать, подчиняются задачам просветительства. Сам факт появления Рисовальной школы был чрезвычайно знаменателен. Прежде всего, он означал, что в подготовке художников впервые утверждается специально учебный раздел, предшествующий собственно профессиональному обучению и служащий необходимым фундаментом для него. Организованные систематические занятия по рисунку поставили художников-преподавателей, перед необходимостью разработки самостоятельного метода преподавания, тем более что никаких руководств не существовало: иконописные устарели, а новых--ни оригинальных, ни переводных--еще не было. Продолжая традиции Оружейной палаты, эти педагоги развивают национальный метод рисунка, в основе которого лежала передача формы с помощью светотени, где линия понимается не как абсолютный контур, а как граница объема. Здесь со всей определенностью ставится вопрос о правильной последовательности в работе - с чего начинать рисунок и как его вести, и поскольку это в равной мере касалось обучения и творчества, то в школе одновременно с формированием педагогической системы начинает получать оформление самый творческий метод нового изобразительного искусства. В программу обучения, помимо копирования с оригиналов, в большей или меньшей степени знакомых и ученикам Оружейной палаты, вошло--и это было принципиально важным -- рисование с обнаженной модели. Переход к работе с натуры сказался на всех художниках теперь уже Оружейной канцелярии, которые занимались наравне с учениками, что дало им высокое умение в «изображении фигур», неоднократно отмечавшееся впоследствии. По месту, занятому ею в истории родного искусства, школа вполне заслуживала того высокого имени академии, которым ее обычно называли современники. Постановка преподавания в Рисовальной школе определялась тем принципиально новым пониманием изобразительной грамоты, которое складывается в начале XVIII века. Давая возможность точного и объективного изображения видимого, натурный рисунок с его реалистической направленностью приобретал безусловную ценность одного из способов изучения действительности. И в этом смысле он рассматривался не только как основа нового, условно говоря, светского искусства - живописи, скульптуры или художественных ремесел, но и как вид знания, определенным образом способствующий приобретению достоверных сведений об окружающем мире. Именно познавательные возможности рисунка сообщали ему в представлении современников большое значение. Благодаря этим возможностям он как бы сопутствовал отдельным разделам науки и признавался практически необходимым для представителей самых разнообразных профессий - от естествоиспытателей до навигаторов и инженеров. Поэтому почти одновременно с открытием Рисовальной школы поднимается вопрос о широкой постановке художественного специального образования и, что было не менее знаменательным, о необходимости включить рисунок в начальные сведения по живописи в числе обязательных общеобразовательных предметов. Так возникает несколько, впрочем, оставшихся нереализованными, проектов российской Академии художеств. Вместо них дело обучения художников сосредоточивается в Канцелярии от строений, которая с закрытием Оружейной канцелярии наследовала не только большую часть ее штата, особенно живописцев, но и ее роль центра художественного образования. Именно в Канцелярии от строений утверждается принципиально новое отношение к ученику. Из воспитанника данного художника, который нес за него ответственность, вел все его обучение от азов художественной грамоты до доступной ему самому ступени мастерства, юноша превращается в ученика канцелярии. То есть дело обучения было признано делом учреждения в целом. Поступавшие в канцелярию дети и подростки (обучение обязательно начиналось с раннего возраста) не причислялись к определенной специальности, а находились у «обучения грамоте и писать». Овладение грамотой заканчивалось в среднем около пятнадцати лет - в возрасте, считавшемся наиболее благоприят­ным для перехода к специальным занятиям, когда можно уже было рассчитывать на понятливость ученика и его сознательное отношение к делу. Здесь часть подростков отчислялась к мастерам, а другая, в том числе лица, предназначавшиеся для художественных профессий, переходила к «науке арифметики и рисования». Собственно профессиональное обучение проводилось после получения основных сведений по рисунку. Первое, чему начинали об­учаться вновь поступившие в живописную команду, было копирование «кунштов» - гравюр, рисунков и рисованных эскизов. Когда предстояло, например, обновить обветшавшую роспись - работа очень частая в Канцелярии от строений, то с нее предварительно снимали «куншты», и уже по ним на заново отремонтированных стенах ее возобновляли. В конце обучения копированию ученики срисовывали подобные эскизы, а затем по аналогичным наброскам учились делать и самые росписи. За кунштами шло рисование с «древних статуй» и дальше - с обнаженной модели этот вид работы существовал в канцелярии уже в 1725 году. Изображение человека считалось наиболее сложным и ценным умением, и без него живописец не мог претендовать на участие в выполнении сколько-нибудь ответственных работ... Здесь был важен не только грамотный рисунок, но и умелая живопись. Приобретая основные навыки по живописи и ее технологии, ученик засаживался за копирование картин, причем в качестве оригиналов широко использовались полотна императорского собрания. Последней ступенью в этом разделе было копирование портретов. Умело выполненная копия с «персоны» служила лучшей аттестацией для перехода к исполнительству. Все последующие занятия велись целиком на практике производившихся в канцелярии работ. Таким образом, совмещение в учебном процессе теоретической и практической стороны, неразрывная связь собственно учебных заданий и заданий с приобретением профессиональных навыков работы, причем последнее в непосредственной близости к зрелым художникам путем наглядного изучения их метода, интерес к натуре, исключительная роль портрета как формы изучения и познания натуры и человека и, наконец, установка на всемерное развитие зрительной памяти - таковы ведущие принципы педагогической системы, сложившейся в живописных командах Канцелярии от строений. Однако к середине XVIII века обучение в командах перестает соответствовать тем требованиям к искусству, которые выдвигаются жизнью. Главным в оценке творчества художника становится содержание произведений, их гражданственный смысл и целенаправленность. Отсюда в свою очередь рождается потребность в широком развитии и образовании художника, чтобы из ремесленника, пусть высоко мастеровитого и превосходно знающего свое дело, он превратился в сознательно и свободно владеющего своим искусством мастера и гражданина. Всем своим предшествующим развитием русское искусство подготовило этот коренной переворот, который был завершен в 1757 году открытием Академии трех знатнейших художеств, принявшей из рук Канцелярии от строений знамя родного искусства и его лучшие традиции. Возникновение Академии художеств явилось необходимым для развития русского искусства. Новая художественная форма, окончательно утвердившая себя на рубеже XVIII века, вошла в национальный изобразительный метод. Искусство прошлого столетия подготовило интерес человека и зрителя к реальным чувствам, к повествованию о реальных людях и событиях. В этом смысле уже иконы XVII века литературный и «натуральны». Реформы, проведенные Петром I, сделали настолько динамичным и активным развитие экономики, культуры и общественной жизни страны, что искусство начало создаваться для все более широкого зрителя и испытывать потребность в нем. Оно стало достоянием многих людей и из официально насаждаемого постепенно превращалось в сословное, чтобы потом стать общенародным. И поскольку темп развития русского общества отличался исключительной стремительностью, родившаяся на почве сословного искусства Академия трех знатнейших художеств была по существу явлением национальным и общенародным. Если говорить о художественной школе в прямом и современном нам смысле этого слова, то в середине XVIII века ее фактически не существовало. Подготовка художника не носила формы систематических регулярных, подчиненных специальным программам и планам занятий. Местом обучения служили мастерские отдельных художников, где ученик в процессе прямого ученичества приобретал от мастера известные познания и навыки. Сообщаемые сведения носили большей частью практический характер. Отсутствовало всякое обобщение знаний об искусстве, перед художниками еще не возникало необходимости сводить их воедино, сопоставлять и анализировать, тогда как педагогика -- это всегда творческое осмысление законов искусства, его правил его метода и создание на основе этого обобщения определенной системы готовки молодого художника. И в этом смысле ни один из художественно-образовательных центров России первой половины XVIII века - будь то Художественный департамент Академии наук или живописная команда Канцелярии от строений - еще не представляли школы. В Канцелярии от строений, впрочем, делались попытки поставить вопросы методики, благодаря чему связанные с командой живописцы, вроде А. П. Антропова, воспитали вы­дающихся педагогов. Вопросы воспитания становились для педагогов Академии краеугольным камнем педагогической системы, а конечная цель подготовки художника, которая усматривалась в создании картины, определяла характер разработки метода и всех составных частей программы. Один из исходных моментов академической системы заключался в том, что ученику, прежде всего, сообщали определенное ремесленное умение, технические навыки, предшествовавшие, как считалось, занятиям собственно искусством. Сюда относилось развитие глазомера, твердости и точности руки, что достигалось многолетним копированием так называемых оригиналов - рисунков мастеров и гравюр. В результате вырабатывалось полное подчинение глаза руке, что составляло основу академической методики XVIII века: глаз следовал за натренированной рукой, рисовавшей предметы почти на память и не привыкшей подчиняться зрительным впечатлениям. После копи­рования эстампов предлагалось копирование живописных оригиналов, затем рисование с гипсов и только в заключение с живой модели. Эта система сложилась в мастерских итальянских художников XVI-XVII веков и была разработана в XVII веке Болонской академией. Она заключала в себе черты, близкие к школе непосредственного ученичества, так как первые этапы обучения проходили в известной мере независимо от педагога, который ограничивался лишь наблюдением за постепенностью приобретения знаний, а в дальнейшем ученик знакомился сприемами работы ху­дожника-руководителя над картиной. Главным здесь было учить «языку искусства», а не «языку натуры», что определяло малую подвижность педагогики, которой характеризовались все шедшие за ней европейские академии.








Виды заданий с учетом индивидуальных особенностей и возможностей, учащихся


Учащиеся с легкой или средней степенью умственной отсталости развиваются и могут переходить в группу выше или занять более благоприятное положение внутри группы. Необходимо знать возможности каждого ученика, чтобы подготовить его к усвоению нового материала, который нужно правильно отобрать и объяснить, помочь усвоить и применить на практике с большей или меньшей степенью самостоятельности. Многое зависит от индивидуальной или групповой коррекции наиболее выраженных проявлений нарушения психофизического развития.

Предлагать задания повышенной сложности. Применять приемы самостоятельного изучения различных заданий, проблемных ситуаций. Привлекать к объяснению нового материала. Оказывать незначительную помощь. Развивать активный словарь. Использовать развивающие игры, упражнения.

Обязательное опережающее повторение. После первичного объяснения обязательное закрепление. При необходимости повторное объяснение. Оказывать помощь, как активизирующую, так и организующую. Психологически поддерживать и объективно оценивать. Развивать эмоционально-волевую сферу.

Необходимо сочетать разнообразные виды помощи (словесной, наглядной). Предъявлять индивидуальные задания для самостоятельной работы. Необходимо использовать методы и приемы обучения в различных модификациях. Систематизировать индивидуальную работу. Установить постоянный контроль при выполнении любого задания.

Нуждаются в четком неоднократном объяснении учителя, постоянном контроле и подсказках. Давать дифференцированные задания, использовать схемы, образцы, наглядность, раздаточный материал. Следить за загруженностью на уроках. Постоянно внешне регулировать деятельность этих детей. Развивать социальный опыт.





Дифференцированный подход

к отстающим ученикам


  1. Индивидуальное объяснение знаний слов и выражений, понятых остальными учащимися.

  2. Работа с более простым по содержанию материалом.

  3. Стимулирование дополнительного изучения учащимися наглядных пособий.

  4. Повторное восприятие материала со слов успевающих учащихся.

  5. Познавательная беседа во внеурочное время.

  6. С помощью вопросов развитие умения выделять основное в объяснении учителя.

  7. Использование приема сравнения.

  8. Привлечение связей с житейским опытом учащихся, межпредметные связи.

  9. Ответ на вопрос по плакату с планом ответа. Ответ на вопрос при большем времени на обдумывание. Контроль и помощь учителя при выполнении письменных заданий. Проговаривание вслед за учителя новых слов. Предварительное обдумывание использованных действий. Больше времени на обдумывание ответа.









Календарно-тематическое планирование

Тема урока

Кол-во часов


1

2



3



4



5


I четверть

Вводное занятие.

Техника безопасности при резьбе

II четверть

Вводное занятие. Охрана труда

III четверть

Вводное занятие. Охрана труда

IV четверть

Вводное занятие. Охрана труда

18

1

1


14

1


20

1


16

1

урока


Название раздела,

Темы урока

Кол-

во

часов



Тип урока,

Форма обучения.

Ключевые

компетенции,

ведущие понятия.

Формы и

вид контроля.

Обору-

дование

НРК,

ИКТ

(ЦОР),

межпред

метные

связи

Коррекция

познавательной

деятельности и

личностных

качеств


I четверть

18



Календарно-тематическое планирование



1

Вводное занятия



1



сентябрь

Вводный, объяснение, беседа

Дать понятие о

правилах поведения в мастерской

Ответы на вопросы

Плакаты по Т.Б

в мастерской

ЦОР: Резьба по дереву

Вырабатывать навыки прочного запоминания

3.09

2

Т.Б при резьбе по дереву

1

4.09

Комбинированный урок

Правила безопасной работы при резьбе

Ответы на вопросы

Плакаты по Т.Б

в мастерской

ЦОР: Резьба по дереву

Постепенно увеличивать объем понятий

3

Теоретические сведения древесины

1

10.09

Комбинированный урок

Рассказать о свойстве древесины

Практическая работа Контроль над действиями

Технологическая карта Образец

ЦОР: Резьба по дереву

Учить анализу, синтезу

4

Мягкие лиственные породы

1

11.09

Комбинированный урок

Свойства магких лиственных пород

Практическая работа Контроль над действиями

Технологическая карта Образец

ЦОР: Резьба по дереву

Вырабатывать навыки прочного запоминания

5

Твердые лиственные породы

1

17.09

Комбинированный урок

Свойства твердых лиственных пород

Практическая работа Контроль над действиями

Технологическая карта Образец

ЦОР: Резьба по дереву

Развивать словесно-логическую память

6

Хвойные породы древесины

1

18.09

Комбинированный урок

Свойства хвойных пород древесины

Практическая работа Контроль над действиями

Технологическая карта Образец

ЦОР: Резьба по дереву

Развивать образную память

7

Зарубежные породы древесины

1

24.09

Комбинированный урок

Свойства зарубежных пород древесины

Практическая работа Контроль над действиями

Технологическая карта Образец

ЦОР: Резьба по дереву

Тренировать в точности запоминания

8

Инструменты и приспособления

1

25.09

Комбинированный урок

Рассказать какие инструменты применяются при резьбе

Практическая работа Контроль над действиями

Технологическая карта Образец

ЦОР: Резьба по дереву

Работать над дифференциацией предметов по форме, цвету, величине



9

Заточка и правка режущего инструмента



1

октябрь

Комбинированный урок

Рассказать правила заточки инструмента

Практическая работа Контроль над действиями

Технологическая карта Образец

ЦОР: Резьба по дереву

Формировать навыки сознательной дисциплины и ответственности к обязанностям

1.10

10

Подбор материала для резьбы

1

2.10

Комбинированный урок

Рассказать как правильно подобрать материал

Практическая работа Контроль над действиями

Технологическая карта Образец

ЦОР: Резьба по дереву

Развивать умение правильно отражать свою деятельность

11

Выстрагивание заготовки для резьбы

1

8.10

Комбинированный урок

Учить правильному выстрагивание заготовки

Практическая работа Контроль над действиями

Технологическая карта Образец

ЦОР: Резьба по дереву

Расширять запас представлений через сопоставление, сравнение

12

Шлифовка заготовки

1

9.10

Комбинированный урок

Учить правилам шлифовки

Практическая работа Контроль над действиями

Технологическая карта Образец

ЦОР: Резьба по дереву

Развивать целеноправленное восприятие содержание и формы

13

Виды резьбы

1

15.10

Комбинированный урок

Рассказать о видах резьбы

Практическая работа Контроль над действиями

Технологическая карта Образец

ЦОР: Резьба по дереву

Работать над дифференциацией предметов по форме, цвету, величине

14

Плосковыемочная резьба

1

16.10

Комбинированный урок

Рассказать, как выполняется плоскорельефная резьба

Практическая работа Контроль над действиями

Технологическая карта Образец

ЦОР: Резьба по дереву

Вырабатывать навыки прочного запоминания

15

Рельефная резьба

1

22.10

Комбинированный урок

Рассказать, как выполняется рельефная резьба

Практическая работа Контроль над действиями

Технологическая карта Образец

ЦОР: Резьба по дереву

Вырабатывать навыки прочного запоминания

16

Прорезная резьба

1

23.10

Комбинированный урок

Рассказать, как выполняется прорезная резьба

Практическая работа Контроль над действиями

Технологическая карта Образец

ЦОР: Резьба по дереву

Вырабатывать навыки прочного запоминания

17

Скульптурная резьба

1

29.10

Комбинированный урок

Рассказать, как выполняется скульптурная резьба

Практическая работа Контроль над действиями

Технологическая карта Образец

ЦОР: Резьба по дереву

Вырабатывать навыки прочного запоминания

18

Комбинированная резьба

1

30.10

Комбинированный урок

Рассказать, как выполняется комбинированная резьба

Практическая работа Контроль над действиями

Технологическая карта Образец

ЦОР: Резьба по дереву

Вырабатывать навыки прочного запоминания


II четверть

14





19

Вводное занятие


1

ноябрь

Комбинированный урок

Дать понятие о

правилах поведения в мастерской

Практическая работа Контроль над действиями

Плакаты по Т.Б

в мастерской

ЦОР: Резьба по дереву

Развивать умение, планировать ход и предполагаемый результат деятельности

12.11

20

Техника выполнения элементов геометрической резьбы

1

13.11

Комбинированный урок

Рассказать, как выполняется геометрическая резьба

Практическая работа Контроль над действиями

Технологическая карта Образец

ЦОР: Резьба по дереву

Развивать механическую память

21

Техника безопасность при выполнении резьбы

1

19.11

Комбинированный урок

Учить технике безопасной работы при резьбе

Практическая работа Контроль над действиями

Технологическая карта Образец

ЦОР: Резьба по дереву

Развивать механическую память

22

Техника выполнения рельефной резьбы

1

20.11

Комбинированный урок

Учить технике выполнения рельефной резьбы

Практическая работа Контроль над действиями

Технологическая карта Образец

ЦОР: Резьба по дереву

Развивать механическую память

23

Техника выполнения прорезной резьбы

1

26.11

Комбинированный урок

Учить технике выполнения прорезной резьбы

Практическая работа Контроль над действиями

Технологическая карта Образец

ЦОР: Резьба по дереву

Развивать механическую память

24

Техника выполнения скульптурной резьбы

1

27.11

Комбинированный урок

Учить технике выполнения скульптурной резьбы

Практическая работа Контроль над действиями

Технологическая карта Образец

ЦОР: Резьба по дереву

Развивать механическую память

25

Техника выполнения геометрической резьбы

1

3.12

Комбинированный урок

Учить технике выполнения геометрической резьбы

Практическая работа Контроль над действиями

Технологическая карта Образец

ЦОР: Резьба по дереву

Развивать механическую память

26

Подготовка учебной доски для резьбы

1

4.12

Комбинированный урок

Рассказать, как подготовить учебную доску для резьбы

Практическая работа Контроль над действиями

Технологическая карта Образец

ЦОР: Резьба по дереву

Работать над дифференциацией предметов по форме, цвету, величине

27

Нанесение рисунка на заготовку

1

10.12

Комбинированный урок

Учить как правильно нанести рисунок на заготовку

Практическая работа Контроль над действиями

Технологическая карта Образец

ЦОР: Резьба по дереву

Развивать умения, давать словесные логические обобщения

28

Пробное вырезание геометрической резьбы

1

11.12

Комбинированный урок

Учить правилам пробного вырезание геометрической резьбы

Практическая работа Контроль над действиями

Технологическая карта Образец

ЦОР: Резьба по дереву

Работать над дифференциацией предметов по форме, цвету, величине

29

Пробное торцевое резанье резьбы

1

17.12

Комбинированный урок

Учить правилам пробного торцевого резания древесины

Практическая работа Контроль над действиями

Технологическая карта Образец

ЦОР: Резьба по дереву

Развивать механическую память

30

Продольно торцевое резанье резьбы

1

18.12

Комбинированный урок

Учить правилам пробного торцевого резания древесины

Практическая работа Контроль над действиями

Технологическая карта Образец

ЦОР: Резьба по дереву

Развивать механическую память

31

Продольно поперечная резьба

1

24.12

Комбинированный урок

Рассказать о продольно поперечной резьбе

Практическая работа Контроль над действиями

Технологическая карта Образец

ЦОР: Резьба по дереву

Развивать механическую память

32

Поперечно торцевое резанье резьбы

1

25.12

Комбинированный урок

Рассказать о поперечно торцевой резьбе

Практическая работа Контроль над действиями

Технологическая карта Образец

ЦОР: Резьба по дереву

Развивать механическую память


III четверть

20



33

Вводное занятие

Элементы геометрической резьбы

1

14.01

Комбинированный урок

Показать элементы геометрической резьбы

Практическая работа Контроль над действиями

Технологическая карта Образец

ЦОР: Резьба по дереву

Учить анализу, синтезу

34

Орнамент и изделие

1

15.01

Комбинированный урок

Показать какие бывают изделия с резьбой

Практическая работа Контроль над действиями

Технологическая карта Образец

ЦОР: Резьба по дереву

Развивать целеноправленное восприятия содержание и формы

35

Цветовые изделия из древесины

1

21.01

Комбинированный урок

Показать цветовые изделия из древесины

Практическая работа Контроль над действиями

Технологическая карта Образец

ЦОР: Резьба по дереву

Работать над дифференциацией предметов по форме, цвету, величине

36

Подготовка изделия к отбеливанию древесины от жиров и смолы

1

22.01

Комбинированный урок

Учить, как правильно подготовить древесину к отбеливанию

Практическая работа Контроль над действиями

Технологическая карта Образец

ЦОР: Резьба по дереву

Работать над дифференциацией предметов по форме, цвету, величине

37

Отбеливание древесины для работы

1

28.01

Комбинированный урок

Учить, как правильно отбелить древесину

Практическая работа Контроль над действиями

Технологическая карта Образец

ЦОР: Резьба по дереву

Работать над дифференциацией предметов по форме, цвету, величине

38

Удаление ворса с заготовки

1

29.01

Комбинированный урок

Учить, как правильно удалить ворс с заготовки

Практическая работа Контроль над действиями

Технологическая карта Образец

ЦОР: Резьба по дереву

Развивать механическую память



39

Крашение древесины



1

февраль

Комбинированный урок

Учить, как правильно окрасить древесины

Практическая работа Контроль над действиями

Технологическая карта Образец

ЦОР: Резьба по дереву

Развивать механическую память

4.02

40

Протравное крашение древесины

1

5.02

Комбинированный урок

Рассказать о протравном крашение древесины

Практическая работа Контроль над действиями

Технологическая карта Образец

ЦОР: Резьба по дереву

Развивать механическую память

41

Окончательная отделка изделия

1

11.02

Комбинированный урок

Учить окончательной отделки изделия

Практическая работа Контроль над действиями

Технологическая карта Образец

ЦОР: Резьба по дереву


Активизировать мыслительную и творческую деятельность

42

Грунтование изделия

1

12.02

Комбинированный урок

Учить, как правильно загрунтовать изделия

Практическая работа Контроль над действиями

Технологическая карта Образец

ЦОР: Резьба по дереву

Развивать механическую память

43

Шпатлевание изделия

1

18.02

Комбинированный урок

Учить, как правильно шпатлевать изделия

Практическая работа Контроль над действиями

Технологическая карта Образец

ЦОР: Резьба по дереву

Развивать механическую память

44

Отделка изделия мастиками

1

19.02

Комбинированный урок

Учить, как правильно отделать изделия мастиками

Практическая работа Контроль над действиями

Технологическая карта Образец

ЦОР: Резьба по дереву

Развивать механическую память

45

Лакирование. Вощение изделия

1

25.02

Комбинированный урок

Рассказать способы лакирования, вощение изделия

Практическая работа Контроль над действиями

Технологическая карта Образец

ЦОР: Резьба по дереву

Развивать механическую память

46

Отделка изделия растительным маслом

1

26.02

Комбинированный урок

Учить отделки растительным маслом

Практическая работа Контроль над действиями

Технологическая карта Образец

ЦОР: Резьба по дереву

Развивать механическую память


47

Полирование изделия

1

март

Комбинированный урок

Учить, как правильно полировать изделия

Практическая работа Контроль над действиями

Технологическая карта Образец

ЦОР: Резьба по дереву

Развивать механическую память

4.03

48

Виды клеев по дереву

1

5.03

Комбинированный урок

Рассказать о видах клеев по дереву

Практическая работа Контроль над действиями

Технологическая карта Образец

ЦОР: Резьба по дереву

Работать над дифференциацией предметов по форме, цвету, величине

49

Склеивание древесины

1

11.03

Комбинированный урок

Учить правилам склеивание древесины

Практическая работа Контроль над действиями

Технологическая карта Образец

ЦОР: Резьба по дереву

Развивать целеноправленное восприятие содержание и формы

50

Мездровый клей

1

12.03

Комбинированный урок

Рассказать о мездровом клеи

Практическая работа Контроль над действиями

Технологическая карта Образец

ЦОР: Резьба по дереву

Вырабатывать навыки прочного запоминания

51

Костный клей

1

18.03

Комбинированный урок

Рассказать о костном клеи

Практическая работа Контроль над действиями

Технологическая карта Образец

ЦОР: Резьба по дереву

Вырабатывать навыки прочного запоминания

52

Техника приготовления клея

1

19.03

Комбинированный урок

Учить технике приготовления клея

Практическая работа Контроль над действиями

Технологическая карта Образец

ЦОР: Резьба по дереву

Развивать механическую память

IV четверть

16





53

Вводное занятие

Синтетический клей



1

апрель

Комбинированный урок

Рассказать о синтетическом клеи

Практическая работа Контроль над действиями

Технологическая карта Образец

ЦОР: Резьба по дереву

Учить анализу, синтезу

1.04

54

Изготовление разделочной доски

1

2.04

Комбинированный урок

Учить правильно изготовить разделочную доску

Практическая работа Контроль над действиями

Технологическая карта Образец

ЦОР: Резьба по дереву

Работать над дифференциацией предметов по форме, цвету, величине

55

Подбор материала для работы

1

8.04

Комбинированный урок

Учить, как правильно подобрать материал

Практическая работа Контроль над действиями

Технологическая карта Образец

ЦОР: Резьба по дереву

Работать над дифференциацией предметов по форме, цвету, величине

56

Выстрогать заготовку для разделочной доски

1

9.04

Комбинированный урок

Учить, как правильно выстрогать заготовку

Практическая работа Контроль над действиями

Технологическая карта Образец

ЦОР: Резьба по дереву

Развивать механическую память

57

Подобрать образец разделочной доски

1

15.04


Комбинированный урок

Учить, как правильно подобрать образец доски

Практическая работа Контроль над действиями

Технологическая карта Образец

ЦОР: Резьба по дереву

Развивать целеноправленное восприятие содержание и формы

58

Выпиливание лучковой пилой заготовку

1

16.04


Комбинированный урок

Учить правила работы лучковой пилой

Практическая работа Контроль над действиями

Технологическая карта Образец

ЦОР: Резьба по дереву

Развивать механическую память

59

Обработка поверхности доски шкуркой

1

22.04


Комбинированный урок

Учить, как правильно обработать поверхность доски шкуркой

Практическая работа Контроль над действиями

Технологическая карта Образец

ЦОР: Резьба по дереву

Развивать механическую память

60

Шлифование поверхности доски

1

23.04


Комбинированный урок

Закреплять раннее получиные приемы

Практическая работа Контроль над действиями

Технологическая карта Образец

ЦОР: Резьба по дереву

Развивать механическую память

61

Нанесение рисунка на заготовку

1

29.04


Комбинированный урок

Учить, как правильно перевести рисунок на заготовку

Практическая работа Контроль над действиями

Технологическая карта Образец

ЦОР: Резьба по дереву

Работать над дифференциацией предметов по форме, цвету, величине

62

Вырезание с колышков на краю доски

1

30.04


Комбинированный урок

Учить правилам вырезание доски

Практическая работа Контроль над действиями

Технологическая карта Образец

ЦОР: Резьба по дереву

Развивать целеноправленное восприятие содержание и формы



63

Вырезание треугольника



1

май


Комбинированный урок

Закреплять раннее получиные приемы

Практическая работа Контроль над действиями

Технологическая карта Образец

ЦОР: Резьба по дереву

Развивать механическую память


6.05

64

Вырезание узора в центре доски

1

7.05


Комбинированный урок

Учить правилам хватки ножа

Практическая работа Контроль над действиями

Технологическая карта Образец

ЦОР: Резьба по дереву

Развивать механическую память

65

Вырезание розеток по углам доски

1

13.05

Комбинированный урок

Учить, как правильно вырезать розеточку

Практическая работа Контроль над действиями

Технологическая карта Образец

ЦОР: Резьба по дереву

Работать над дифференциацией предметов по форме, цвету, величине

66

Вырезание лентой по краю доски

1

14.05

Комбинированный урок

Закреплять раннее получиные приемы

Практическая работа Контроль над действиями

Технологическая карта Образец

ЦОР: Резьба по дереву

Развивать механическую память

67

Заглаживание и шлифование резьбы

1

20.05

Комбинированный урок

Учить, как правильно шлифовать резьбу

Практическая работа Контроль над действиями

Технологическая карта Образец

ЦОР: Резьба по дереву

Развивать механическую память

68

Тонировка резьбы на разделочной доске.

Покрытие доски лаком

1

21.05

Комбинированный урок

Учить, как правильно тонировать резьбу

Практическая работа Контроль над действиями

Технологическая карта Образец

ЦОР: Резьба по дереву

Активизировать мыслительную и творческую деятельность






Характеристика учащихся в соответствии с группами обучаемости



Высокие познавательные

возможности

Средние познавательные

возможности

Слабые познавательные

возможности

Наиболее успешно овладевает программным материалом. Все задания выполняет полученные задания, применяет на практики. Объясняет свои действия.

Достаточно успешно обучается, но испытывает небольшие трудности неплохо запоминает материал, сделать вывод и обобщение без помощи учителя не в состоянии.

С трудом усваивает материал

по программе. Нуждается в разнообразных видах помощи. Низкая способность обобщение. Недостаточная способность к восприятию.









© 2010-2022