Приемы художественной обработки ткани. Вышивка

Раздел Технология
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок «Бабушкино полотенце».

Приёмы художественной обработки ткани.

Вышивка.

Цели:

1. Познакомить с обычаями русского народа, связанными с полотенцами, рассказать о символике вышивки русских полотенец.

2. Закрепить приемы работы с иглой. Познакомить с приемом вышивания швом «двусторонняя роспись» на основе шва «вперед иголку».

3. Развивать эстетический вкус.

4. Воспитывать любовь к большому и малому дому своему уважение к труду,

желание дарить радость другим делом рук своих.

Оборудование:

Коллекция полотенец, расписной короб с набором принадлежностей для вышивания. На доске - визитная карточка «королевы Иголки», информация о подготовки иголки к работе и техника выполнения шва «вперед иголку», эскизы элементов узоров русской вышивки. На столах учеников - полотен-ца, подносы со всем необходимым для вышивания (канва или ткань для полотенец, нитки мулине, игла в игольнице, маленькие ножницы, карандаш).

Ход урока.

1). Организационный момент.

- На столе у меня - расписная коробушка. К нам снова пришел «бабушкин

урок», а вместе с ним сказка, красота и бабушкина добрая работа.

(Открыть коробку).

- Только коробушка бабушкина уже совсем пустая, все ее секреты у вас на столах. Красиво? Праздником так и повеяло!

2). Ознакомление с темой.

- Сегодня разговор у нас пойдет о полотенцах. Вы узнаете, для чего они нужны людям, как их используют теперь и что с ними делали наши бабуш-ки, как и зачем украшают полотенца. Попробуем и сами украсить их.

3). Вступительная беседа.

- Рассмотрите внимательно полотенца на ваших столах. Обратите внима-ние на то, где расположен узор, каким цветом пользовались при вышива-нии, что изображено на узоре.

Знаю, вам хочется и другие полотенца посмотреть. А кто нам расска-жет, почему его полотенце самое красивое?

(Два-три ученика выходят к доске и рассказывают).

«Без вышивки в доме не обойтись. Она и наградит, и помилует, и от болезней исцелит…» - так говаривали наши бабушки-рукодельницы.

Вышивали по-разному: «бранью» или «набором», вот как на этом полотенце. «Крестом» - простым и двойным… У кого такое полотенце? (Дети показывают). А то и гладью узоры застилали. Есть у нас такое полотенце? Или швом «роспись двусторонняя» - это самый древний способ вышивки. Не нашла я вам такого полотенца, а сама видела его в краевед-ческом музее. А вот узор старинный есть на одном из полотенец. У кого оно на столе? Что изображено на узоре?

(Ответы детей).

Каждый элемент узора о чем-то говорит, оберегает, помогает, соединяя

мир земли и неба. Девушки себе в старину в приданое расшивали до ста полотенец. Полотенца дарили, развешивали в красном углу избы, им молились, словно иконам. Кстати, мужчины тоже успешно занимались вышивкой. Изделия таких мастеров, как Сухов А.И и Архиреев П.И. хранятся в музее фабрики «Крестецкая строчка», где собраны самые лучшие выши-тые изделия.

Вещь без вышивки в дом не входила. По ней судили о трудолюбии и мастерстве хозяйки дома. Лишь вышитые вещи имели магическое свойство оберегать дом и хозяев от беды. Расшитые полотенца развешивали на окна и двери, чтоб ни беда, ни болезни в дом не попали. Узоры на скатерти защищали стол и пищу на столе. Расшивали и одежду.

Если в деревне случался мор или падение скота, верным спасением было «обыденное» полотенце, которое вышивали всей деревней, всем миром, в один день или в одну ночь, в надежде, что оно избавит их от общей беды.

Вот о чем может рассказать полотенце из бабушкиного короба и еще о многом - грустном и веселом. Если вы научитесь понимать узоры на полотенцах, научитесь сами их расшивать и расписывать, то узнаете много чудесных легенд, и не только их. Вы узнаете, как раньше жили люди, что им помогало беду развести, радость в дом принести.

Давайте и мы учиться радость дарить. Ведь глаз радуется и душа отдыха-ет, когда глядишь на красоту такую!

4). Практическая работа.

Мы познакомимся с элементами старинной русской вышивки. В ней часто используются геометрический орнамент и стилизованные (то есть обобщен-ные, без деталей) формы растений и животных. В форме ромба или круга изображалось солнце - символ тепла и жизни. Женская фигура или цвету-щее дерево - символ плодородия земли, а птица - символ весны, просыпа-ющейся жизни.

Цветовое решение может быть и чисто красным и многоцветным, с добавлением зеленых, золотистых, малиновых тонов.

Много народных умельцев изображали птицу, и все на своем материале и своим способом. Много птиц и на наших полотенцах. Рисовали и вы птицу. А теперь попробуем изобразить её на ткани, то есть вышить. А вышивать будем самым старинным швом - «двусторонней росписью».

Шов «роспись» мы будем выполнять по принципу известного вам шва

«вперед иголку». «Роспись» - это счетный шов, стежки которого на лицевой и изнаночной стороне изделия составляют одинаковый рисунок.

(Показать на образце).

Шов можно выполнять горизонтальными, вертикальными и наклон-ными стежками. Каждый горизонтальный и вертикальный стежок как

бы вписан в квадрат. Взяв листочек в клеточку мы можем строить свои узоры.

(На доске по клеткам показать цветным мелом).

Шов «роспись» можно выполнять по рисунку, наметив его точками. Но лучше выполнять по счету нитей ткани. У каждого из вас на парте специ-альная ткань для выполнения счетных швов. Посмотрите на нее вниматель-но. Мы видим ткань с редким переплетением нитей, которые образуют ровные клетки. По этим клеткам мы и будем выполнять вышивку. Каждый стежок равен одной клетке. Но у этой ткани есть еще одно назначение. Ткань имеет рыхлую структуру, хорошо впитывает воду и используется для полотенец.

А что еще необходимо, чтобы выполнить вышивку?

(Ответы детей).

Для вышивки лучше использовать нитки мулине. Моток ниток можно разрезать в том месте, где есть узелок или отрезать нить по мере необходи-мости. Моток мулине состоит из пасмы в шесть ниток. Для удобства, при вышивании в две-три нити, их не вытягивают из пасмы по одной. Лучше сразу отделить нужное количество нитей. Так они будут лучше ложиться в процессе работы. (Показ).

А теперь вспомним о нашей помощнице иголке, без которой мы не сможем выполнить эту работу. А кто нам расскажет, как нужно с ней обращаться?

(Ответы детей).

1). Хранить иглу всегда в игольнице.

2). Хранить иглу с ниткой, чтобы её было легче найти, если она потеряется.

3). Не вкалывать иголки в одежду, в мягкую мебель.

4). Если игла потеряется ее нужно обязательно найти.

А теперь смело приступим к работе. У каждого из вас на парте - рису-нок птицы и техника выполнения шва «роспись». Кроме этого, я каждому покажу, как выполняется этот шов. Будем передавать ремесло из рук в руки, как в старину передавали.

Выполняют «роспись» в два приема. Закрепив рабочую нить, выводят её на лицевую сторону и выполняют шов «вперед иголку». Каждый стежок равен одной клетке. Двигаясь в обратном направлении, то есть справа налево, заполняют промежутки между лицевыми стежками.

(Дети начинают работу самостоятельно).

Учитель, обходя рабочие места учащихся, контролирует правильность посадки при работе, правильные технологические приемы работы, соблюдение правил техники безопасности.

5. Итоги урока.

Оценить практическую работу учащихся, показать лучшие работы. Можно организовать небольшую выставку выполненных работ.

- Мы сегодня дружно поработали и многому научились. Давайте вместе подумаем, что можно добавить к птичке, чтобы ей не было скучно.

(Кустик, дерево, солнце, другую птицу).

Это и будет домашним заданием. А где можно использовать вышитый узор?

(Вышить рамочку и сделать салфетку).

- Ну а тех, кто не только очень старался, но и показал, что подружился с расписными полотенцами, можно похвалить. Встаньте дети, покажитесь, какие у нас мастера растут! Молодцы!

Всякое дело надо делать не только себе на радость, но и другим на погляденье, да и чтоб не совестно перед потомками было. Так наши прадеды говорили, так работали и так жить старались.

Спасибо всем за урок.




© 2010-2022