Сообщение на тему Коллективная форма организации обучения

В поисках путей более эффективного использования структуры уроков разных типов особую значимость приобретает форма организации учебной деятельности учащихся на уроке.       Урок–это сочетание двух или нескольких форм организации учебной работы. Поскольку на уроке могут быть использованы разные формы организации учебной работы учащихся, то можно рассматривать урок как некоторую совокупность организационных форм обучения. В современной дидактике под понятием «общие формы организации обучения» объе...
Раздел Технология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:







Сообщение

на тему:

«Коллективная форма организации обучения»








Автор:

учитель сельскохозяйственного труда

Буровцева Е.Б.

В поисках путей более эффективного использования структуры уроков разных типов особую значимость приобретает форма организации учебной деятельности учащихся на уроке.

Урок-это сочетание двух или нескольких форм организации учебной работы. Поскольку на уроке могут быть использованы разные формы организации учебной

работы учащихся, то можно рассматривать урок как некоторую совокупность организационных форм обучения.

В современной дидактике под понятием «общие формы организации обучения» объединяются фронтальные (общеклассные), групповые (бригадные) и

индивидуальные формы учебной работы.

Фронтальной формой организации учебной деятельности учащихся называется такой вид деятельности учителя и учащихся на уроке, когда все ученики одновременно выполняют одинаковую, общую для всех работу, всем классом: обсуждают, сравнивают и обобщают её результаты.

Индивидуальная форма организации работы учащихся на уроке предполагает, что каждый ученик получает для самостоятельного выполнения задание, специально

для него подобранное в соответствии с его подготовкой и учебными возможностями.

Групповая форма организации учебной работы учащихся. Главными признаками групповой работы учащихся на уроке являются:

· класс на данном уроке делится на группы для решения конкретных учебных задач;

· каждая группа получает определенное задание и выполняет его сообща под непосредственным руководством лидера группы или учителя;

· задания в группе выполняются таким способом, который позволяет учитывать и оценивать индивидуальный вклад каждого члена группы.

Внутри каждой группы происходит коллективное обучение - это такое обучение, при котором коллектив обучает каждого своего члена и каждый член коллектива активно участвует в обучении своих товарищей по совместной

учебной работе.

Коллективные виды работы делают урок более интересным, живым, воспитывают у учащихся сознательное отношение к учебному труду, активизируют мыслительную деятельность, происходит общее развитие личности ребенка, учащиеся учатся сотрудничать друг с другом. Такой вид работы строится на сотрудничестве и

взаимопомощи, обеспечивает участие в учебном процессе учащихся, хорошо раскрывает их индивидуальные особенности, обеспечивает развитие индивидуальных свойств личности.

При коллективной работе дети приучаются внимательно слушать ответ товарища (ведь ребенок выступает здесь как учитель), постоянно готовиться к ответу, ибо тебя обязательно тоже спросят (а детям это очень важно). Кроме того, ученик получает возможность ещё раз проверить и закрепить свои знания, пока слушает соседа. Учится говорить, отвечать, доказывать товарищу какое-то положение. Ребенок может делать на этом уроке

или в этот момент урока то, что в другое время не разрешается - свободно общаться с товарищем. Ему очень нравится такая работа. Он говорит, но разговор-то деловой. Дети ограничены временем, поэтому стараются не отвлекаться, чтобы не отстать от других групп. Интересно, что, опрашивая друг друга, дети-«учителя» оказываются нередко более требовательны друг к другу, нежели учителя. Но эта работа учит их и сочувствовать тем, кто с трудом справляется с заданием или не справляется совсем. Они стараются объяснить непонятное товарищу, заставляют поспорить еще и еще раз правило.

В.К. Дьяченко выделяет признаки коллективной работы:

1. наличие у всех ее участников единой цели;

2. разделение труда, функций и обязанностей, привлечение участников работы к контролю, учету, управлению;

3. налаженное сотрудничество и товарищеская взаимопомощь;

4. осознанный общественно-общественно полезный характер всех и каждого ученика в отдельности задается деятельностью;

5. культивируется забота всех о каждом и каждого обо всех;

6. достигается равенство объективных условий для каждого.

При организации коллективных занятий важно учитывать ряд специфических особенностей:

1. каждый участник занятий попеременно выступает в своеобразной роли то «ученика», то «учителя»;

2. ближайшая цель каждого участника занятий и «ученика» и «учителя» - учить всему тому, что он знает или изучает сам;

3. деятельность каждого участника занятий имеет отчетливо общественно полезную окраску, так как он не только учится, но и постоянно учит других;

4. основной принцип работы-все по очереди учат каждого и каждый всех;

5. каждый отвечает не только за свои знания, но также за знания и успехи товарищей по учебной работе;

6. полное совпадение и единство коллективных и личных, индивидуальных интересов: чем лучше и больше я обучаю других, тем больше и лучше знаю сам.

7. Оценивать можно лишь общую работу группы, ни в коем случае не ставить детям, работавшим вместе, разных оценок.

При оценке работы группы следует подчеркивать не столько ученические, сколько человеческие добродетели: терпеливость, доброжелательность, дружелюбие, вежливость.

При организации групповой работы необходимо учитывать противопоказания:

а) детей, которые по каким бы то ни было причинам отказываются сегодня работать вместе, сегодня нельзя принуждать к общей работе (а завтра стоит им

предложить вновь работать вместе);

б) если кто-то пожелал работать в одиночку, учитель разрешает ему отсесть и не позволяет себе ни малейших проявлений неудовлетворения ни в

индивидуальных, ни, тем более, в публичных оценках;

в) нельзя требовать абсолютной тишины во время совместной работы: дети должны обмениваться мнениями, высказывать свое отношение к работе товарища.

Бороться надо лишь с возбужденными выкриками, разговорами в полный голос. В классе полезен «шумометр» - звуковой сигнал, говорящий о превышении допустимого уровня шума.

г) Овладение умением учащихся желательно фиксировать в индивидуальных листах контроля за их совместной деятельностью:

Фамилия, имя_______________________________________________

Помогал своей группе:

  • дополняя идеи, ответ других________________________________

  • поддерживая, подбадривая своих товарищей_____________________

  • обобщая различные высказывания, мнения______________________

  • помогал своим товарищам_________________________

Экспериментально доказано, что сотрудничая друг с другом дети осваивают задания гораздо эффективнее, чем сотрудничая со взрослым. Благодаря групповой работе все учащиеся в течение одного урока могут прокомментировать

выполненное ими задание, быстрее освоить алгоритм.

Кроме того, ребята, выполняя свою часть работы, чувствуют ответственность не только за себя, но и за своего соседа. Учащиеся поддерживают парную работу, им интереснее работать сообща друг с другом.

Благодаря коллективной работе ученики умеют:

- формулировать свою точку зрения;

- выяснять точки зрения своих партнеров;

- обнаруживать разницу точек зрения;

- пытаются разрешить разногласия с помощью логических аргументов.

Коллективная работа имеет некоторые преимущества перед фронтальной работой:

- обсуждаются разные варианты решений;

- отвергаются ошибочные варианты;

- ученики заинтересованы в быстром и правильном выполнении.

На первых порах овладения приемами коллективной работы учащиеся не очень внимательны к тому, что и как отвечают их соученики. После того, как они действительно начинают понимать, что оценивается работа всей группы, а не каждого ученика в отдельности, они начинают вслушиваться в ответы товарищей, контролировать их, а там, где это необходимо, тактично оказывать помощь.

Просуммировав эффекты коллективной формы организации учебно-воспитательного процесса, получили весьма убедительный перечень:

- возрастает и объем усваиваемого материала, и глубина его понимания;

- на формирование понятий, умений, навыков тратится меньше времени, чем при фронтальном обучении;

- уменьшаются дисциплинарные трудности;

- ученики получают большое удовольствие от занятий, комфортней чувствуют себя в школе;

- возрастает познавательная активность и творческая самостоятельность

учащихся;

- меняется характер взаимоотношений между детьми, исчезает безразличие;

- дети начинают лучше понимать друг друга и самих себя;

- сплоченность класса резко возрастает;

- растет самокритичность; ребенок имевший опыт работы со сверстниками, более точно оценивает свои возможности, лучше себя контролирует;

- они приобретают навыки, необходимые для жизни в обществе: ответственность, такт, умение строить свое поведение с учетом позиций других людей;

- дети, помогавшие в учебе своим товарищам, с большим уважением относятся к труду учителя;

- учитель получает возможность реально осуществить индивидуальный подход к учащимся: учитывать их взаимные склонности, способности, темп работы при делении класса на группы, давать группам задания, дифференцированные по

трудности, уделять больше внимания «слабым»;

- воспитательная работа учителя становится необходимым условием группового обучения, так как все группы в своем становлении проходят стадию конфликтных

отношений.

Рассмотрим несколько приемов организации коллективной работы на примере открытого урока по сельскохозяйственному труду в 12 классе.

На I этапе практической работы деление на бригады было равноценным по составу учеников, все уч-ся выполняли одинаковый вид работы. Более сильные ученики оказывали помощь и поддержку слабым ученикам. Бригадиры контролировали работу членов своей бригады.

На II этапе практической работы деление на бригады происходило в зависимости от индивидуальных возможностей уч-ся: I бригада работала с ножом, разрезая плоды. Учащимся II бригады такой вид деятельности недоступен. Поэтому им было предложено задание: комментировать результаты I этапа (сортировки плодов).

На III этапе учащиеся работали индивидуально, но объединённые единой целью: чем больше семян мы получим, тем больше мы их посеем весной. От эффективности работы будет зависеть ваша будущая заплата.



Заключение.

Коллективные занятия помогают слить обучение, воспитание, и развитие в единый процесс, в котором решаются такие задачи, которые сейчас волнуют учителей:

как можно учить детей без двоек, без принуждения, как развить у них достаточный интерес к знаниям, потребность в их самодеятельном поиске, как

сделать учение радостным.

Работа учащихся в группах помогает раскрыться духовным силам, зреющим в ребенке, создать благоприятные условия для их созревания и развития.

При коллективной форме организации учебно-воспитательного процесса эффективнее происходит общее развитие личности: формируется познавательная

самостоятельность, воля, внимание, наблюдательность, различные виды памяти, воображение.

Экспериментально доказано, что при коллективной работе учащихся уровень правильности и быстроты выполнения заданий на 16% выше, чем при фронтальной работе.

В развитии самостоятельности при организации групповых занятий большое

значение имеет интерес в общении, который проявляется разносторонне. Это

интерес к учению, к тому, что он знает, как настроен, как выражает свои

мысли, суждения, как действует.

Общение в группах содействует обмену опытом и знаниями; устанавливает

коммутативные связи с участниками учебной деятельности; содействует

стимуляции любой деятельности; влияет и оказывает влияние на становление

благоприятных отношений между участниками учебной деятельности (между учениками и учителем).

Наблюдения показали, что на формирование понятий, умений, навыков тратится меньше времени при коллективной работе, возрастает познавательная активность

учащихся на уроках.

На уроках коллективной работы детям можно и нужно делать то, что на обычных уроках не разрешается - двигаться, говорить, подсказывать. Они учатся помогать, обращаться за помощью друг к другу, что очень важно в учебном

процессе, формулировать свою точку зрения, выяснять точку зрения своих партнеров, обнаруживать разницу точек зрения, пытаться разрешить разногласия

с помощью логических аргументов. Коллективный способ обучения способствует демократизации и гуманизации учебно-воспитательного процесса.

В настоящее время, когда задача развития личности, индивидуальности и творческой активности становится одной из центральных проблем современности, настоятельной необходимостью жизни, проблема педагогической разработки круга вопросов по организации учебного процесса становится исключительно актуальной.









ЛИТЕРАТУРА.

1. Аргинская И.И и др. Обучаем по системе Л.В. Занкова. Первый год обучения. - М., 1994 - 244с.

2. Васильченко П.А. Обучение на коллективной и индивидуальной основе. //

Начальная школа. - 1993 №4, с.57-59.

3. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии.- М.:Педагогика, 1983. -

т.4ю - 358с.

5. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. - М.: Педагогика, 1986. - 230с.

6. Дьяченко В.К. Коллективная и групповая формы организации обучения в школе // Начальная школа. - 1998. -№1, с.17-24.

7. Дьяченко В.К. Организационная структура учебного процесса и ее развитие. - М.: Просвящение, 1989. - 156с.

8. Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении. - М.: Просвещение, 1991. - 192с.

9. Дьяченко В.К., Попова А.И. Организация коллективных учебных занятий //Начальная школа - 1990. - №1, с.4-7.

10. Занков Л.В. Избранные педагогические труды. - М.: Педагогика, 1990.

11. Золотова А.В. Коллективная работа на уроках // Начальная школа. - 1989.-№10-11. С.34-35.

12. Коллективная учебно-познавательная деятельность школьников / Под ред. И.Б. Первина. -М.: Педагогика, 1985. -144с.

9

© 2010-2022