Конспект урока по технологии в 6 классе на тему Каша в русских традициях

Раздел Технология
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МКОУ «Большеокинская СОШ»




План - конспект

урока технологии в 6 классе




Тема урока:

«Каша - традиционное русское блюдо»




Учитель: Котляр Надежда Петровна



с. Большеокинское, 2015 г.


Цели: 1.Систематизировать знания учащихся о крупах и блюдах из них;

2.Познакомить с традициями и обрядами русского народа, связанными с зерновыми культурами, крупами;

3. изучить технологию приготовления рассыпчатой каши;

4. научить варить гречневую рассыпчатую кашу и сервировать стол к ужину;

5. стимулировать интерес к русской кухне, истокам народных традиций.

Тип урока: комбинированный с игровыми ситуациями.

Оборудование: Инструкционные карты «Приготовление гречневой рассыпчатой каши», сообщения учащихся на тему : « Роль каши в русских обрядах», раздаточный материал « Злаковые культуры», образцы старинной посуды, Компьютер, мультимедийный проектор, презентация « Блюда русской кухни», « Блюда из круп»

Девизы урока: «Каша - мать наша», «Хороша кашка, да мала чашка» (народные пословицы)»

Ход урока

  1. Организационный момент. Сообщение темы и целей урока.

(Явка уч-ся, проверка готовности, внешний вид)

  1. Актуализация опорных знаний.

(Беседа по теме урока)

Читали ли вы сказку о Крупеничке? Слышали? Сказка эта о том, как родилась у царя дочь, красоты необыкновенной, и царь никак не мог дать ей имя, чтобы оно было самое лучшее. Долго он думал-думал и решил выйти на перекрёсток и дать дочери имя первой встречной женщины. Сказано- сделано. Встреченную женщину звали Крупеничка, такое имя и получила красавица царевна. Выросла дочка красоты необыкновенной и была счастьем отца. Но случилась беда. На страну напали враги, царя убили, а дочь увезли в плен. Умерла Крупеничка на чужбине от тоски по родному краю. Добрые люди перевезли тело царевны на родину, похоронили. С той поры, что ни год, вырастал на могиле розовый цветок с нежным запахом. И рождал тот цветок зёрнышки, темные, как глаза и косы царевны Крупенички. В память о ней и стал звать народ эти зёрна Крупеничкой. А речь в сказке идёт о зёрнах гречихи или гречневой травы.

Это сказка.

Но откуда все-таки взялось такое название?

Ученым точно известно только одно: это растение зародилось в южных краях. А с древних пор на Руси про все южное говорили: «греческое», потому что знали, что Грецию - южная страна. Отсюда - гречиха, - греческая трава. И про название «Крупеничка наши бабушки не забывали. Очень долго русские крестьяне каждый год в один и тот же день -26-июня угощали друг друга гречневой кашей и пели песни про Крупеничку. Они верили, что разбуженная песней красавица Крупеничка поможет вырастить хороший урожай гречихи. А поедят - скажут: «Гречневая каша - кормилица наша»

Девочки записывают тему урока в тетради: «Каша - традиционное русское блюдо»

Инструктаж по Т.Б.

  1. Повторение правил т.б. при работе с горячими жидкостями.

(у каждого ребёнка на парте инструктаж)

2. Вопросы для обсуждения.:

_ Как правильно брать горячую посуду?

_ Как не обжечься паром от горячей воды.

Назначение дежурных поваров, подготовка кухни к выполнению лабораторно-практической работы.


  1. Лабораторно- практическая работа.

Последовательность выполнения работы:

  1. Ознакомиться с инструкционной картой «Каша гречневая рассыпчатая»- Зачитать рецепт и технологию. ( Приложение №1)

  2. Перечислить названия и показать посуду, необходимую для приготовления блюда.

  3. Рассказать о старинной посуде для приготовления каши, о приготовлении блюда в русской печи, показать образцы ухвата, деревянных ложек и поварёшек.

  4. Ответить на вопрос: Как выполнить первичную обработку крупы?

  5. Осуществить первичную закладку продуктов

  6. Приготовить кашу.

В процессе приготовления каши возможны такие виды деятельности:

1)Дежурный повар сервирует стол.

2) Составление анаграммы с ключевым словом: «КРУПА»

Как называют жидкие блюда из крупы? (3-супы)

Какую крупу надо замачивать перед варкой? (4 перловая)

Что хозяйки кладут в крупу, чтобы там не заводились жучки? (1 чеснок)

В чём варят крупы, чтобы получить рассыпчатую кашу? (5 вода)

По ходу ответов на вопросы идет заполнение анаграммы на плакате или доске.

3) По образцам зерновых культур выбор соответствующих образцов круп, из которых готовятся каши.

4) Проверка опережающих заданий.

Какие стихи о каше вы помните, читали, слышали? Прочтите их.

Ученица читает стихотворение.

Прослушивание сообщения ученицы по теме: «Роль каши в русских обрядах» (приложение №2)

Подведение итогов после прослушивания.

5) Запись в тетради.

Символика:

Зерно - символ посева, плодородия, богатства и благополучия.

Каша - символ семейного очага, домовитости.

Приглашение всех для дегустации блюда «Каша гречневая рассыпчатая».

  1. Закрепление материала.

Ответить на вопросы: Какие блюда можно приготовить из круп?

Какими полезными веществами богаты крупы?

Как различают каши по концентрации?

  1. Итог урока

Что вы узнали на уроке?

Чему вы научились сегодня?

Выставление оценок

  1. Домашнее задание.

Знать технологию приготовления каши. Приготовить дома самостоятельно, накормить семью кашей и принести отзыв мамы о вашем блюде.

Сочинить рекламу блюду «Каша гречневая рассыпчатая».





© 2010-2022