ПОДЕЛЮСЬ ОПЫТОМ ОБУЧЕНИЯ РЕЗЬБЕ ПО ДЕРЕВУ

Данная публикация представлена в форме методического пособия для обучения школьников геометрической резьбе. В материале описан опыт учителя технологии, который хочет поделиться определенными наработками, приемами и методами, используемыми в работе с детьми. С большим уважением раскрывается мир деревянного зодчества, описывается выбор и характеристики древесины, используемой в резьбе. В материале представлены исторические факты и жизненный опыт наших предков. Широко раскрыты поэтапные учебные дей...
Раздел Технология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«ПОДЕЛЮСЬ ОПЫТОМ»

Накопив богатый опыт работы с таким благородным материалом, как древесина, очень хочется поделиться со своими коллегами - учителями о наблюдениях, методах работы и практических навыков обучения учащихся декоративному оформлению изделий резьбой. Проработав в коррекционной школе VIII вида более 20 лет, я заметил, что практически каждый ребенок хочет овладеть навыками резчика. Исторически сложилось так, что резьба по дереву относится к старинным русским промыслам. Наши предки из древне украшали резьбой свои избы, деревянные суда, прялки, мебель, посуду, сани, телеги, церковную утварь, детские игрушки и многое другое. Этот список можно еще долго продолжать. В мире существует много видов резьбы по дереву, но я хочу остановиться на одном из самых древних - трехгранно - выемчатой резьбе. Это одно из названий геометрической резьбы.

Так сложилось, что Русь - страна лесов и такой ценный материал, как древесина, всегда был под рукой. С помощью ножа, топора и других вспомогательных инструментов, наши предки обеспечивали себя всем необходимым для жизни. Как известно из истории, из дерева даже делали хитроумные и надежные замки для дверей. Один из таких замков хранится в Государственном историческом музее в Москве. Его изготовил еще в XVIII веке мастер - древодел, любовно украсив его трехгранно - выемчатой резьбой. Большим многообразием декоративной отделки отличались ложки. Ведь ложка - основной «инструмент» на столе. Даже тогда, когда ложки стали делать из металла, деревянная ложка не была забыта, так как имела немалые преимущества перед металлической ложкой. Прежде всего, она не обжигала рот своему владельцу. Каждый член семьи пользовался только своей ложкой, отличавшейся от других характерным рисунком или орнаментом. Существует очень много исторического материала по данной тематике, который можно найти в различной литературе.

Прежде чем начать обучение учащихся практической деятельности, необходимо узнать, какой материал пригоден для геометрической резьбы. На своих первых занятиях, я даю ученикам знания о древесине. Ведь это необходимо знать. Древесина бывает: мягкая (липа, сосна, осина и т.д.); твердая (береза, дуб, бук, орех и т.д.); очень твердая (тис, белая акация, граб и т.д.). Резьбу лучше всего выполнять на мягкой древесине. Так как наша школа находится в Республике Саха (Якутия), а это северный регион с суровым климатом, мы не имеем возможности использовать для резьбы такие южные породы деревьев, как липа. В большинстве случаев, нами применяются: сосна обыкновенная и осина, реже береза и сибирский кедр. Древесина сосны мягкая, умеренно легкая, механически прочная, но подбирать нужно материал со слабо выраженной текстурой и наименьшим содержанием смол. Сосновый материал, имеющий ярко выраженную текстуру, режется тяжелее, но при этом имеет красивый рисунок. Древесина осины весьма мягкая и однообразна по текстуре, отличается белизной, чистотой, а также менее других пород подвержено червоточиною. Режется осина довольно легко. Кедр - порода ядровая, с широкой бело- розовой заболонью. Древесина кедра мягкая, легкая, красивая по цвету и текстуре, хорошо режется, легко обрабатывается на токарном станке. Работать с таким материалом - одно удовольствие. У березы заболонная без ядровая древесина, обладающая белым цветом с легким красноватым или желтоватым оттенком. Характеризуется средней твердостью, упругостью, прочностью и тонкостью строения. Мелкие многочисленные узкие сердцевинные лучи придают древесине рябоватость. Чаще всего, геометрическую резьбу на березе, мы используем в изделиях, выточенных на токарном станке. При выборе материала для резьбы также необходимы знания о пороках и древесины, ее физических, механических и других свойствах. Древесина должна быть сухая, без сучков и трещин.

На своих последующих занятиях, я знакомлю учеников с инструментом, применимым для выполнения треугольно- выемчатой резьбы. Это всего один инструмент - нож-косяк. От качественной заточки этого инструмента зависит очень многое. Острое лезвие ножа-косяка (резака) свободно режет древесину, тупое - мнет и крошит. Каждому ученику индивидуально подбирается инструмент, которым ему удобно резать. Резаки, используемые для работы, я изготовил еще более 20-и лет назад из специальной стали особой закалки. Весь инструмент имеет ручки разной формы и длины, а лезвия разной ширины и угла заточки (от 30°до 80°). Режущая кромка инструмента резчиков в процессе работы с деревом тупится. Резьба, выполненная таким косяком, выглядит неряшливой, шероховатой, да и работа затупленным инструментом не доставляет удовольствия. Стружка снимается с трудом и приходится применять большое усилие. Такой инструмент не пригоден для резьбы и попросту опасен. Необходимо постоянно производить заточку и правку инструмента на брусках и оселках, а также полировать на доводочных кругах. Хранится нож-косяк в специальном матерчатом или войлочном чехле. В дополнение к резаку, который требуется непосредственно для резьбы, применяются: разметочные инструменты (линейка, карандаш, циркуль и т.д.); стамески плоские и полукруглые; струбцины; сверла и другой столярный инструмент.

Следующим этапом подготовки резчиков является составление геометрических узоров и орнаментов. Различные узоры получают путем повторения прямых и криволинейных выемок, заключенных в какую ни будь геометрическую фигуру (круг, треугольник, квадрат и т.д.). Основные элементы геометрической резьбы - это двухгранные клинорезные выемки разной конфигурации, глубины и ширины; трехгранные выемки различной глубины и ширины; четырехгранные, а также криволинейные выемки в виде скобок. Очень часто составление орнамента геометрической резьбы на занятиях мы используем круг - розетку. Вариантов исполнения множество (деление окружности на 4,6,8,10 и более частей). Во многих композициях встречаются розетки, образованные повторяющимися в различных сочетаниях треугольниками, квадратами, ромбами, прямоугольниками, а также криволинейными трехгранными выемками - лучами.

В столярной мастерской, где проходят занятия, был создан стенд. На котором , кроме образцов изделий, оформленных резьбой, имеются дощечки с основными видами узоров геометрической резьбы (лесенка, куличики, треугольники, витейка, змейка, елочка, ромбы, и т.п.). Этот стенд является наглядным пособием. При составлении орнаментов, учащиеся охотно им пользуются.

После предварительных этапов, наступает практическое обучение школьников, приемам геометрической резьбы. Прежде всего, учащиеся изучают правила ТБ при выполнении резьбы, так как высока опасность получения травм. Поэтому первые занятия, преподаватель должен внимательно следить за действиями учеников. На первом практическом занятии, я сначала сам вычерчиваю полоску из повторяющихся элементов «треугольники» и показываю обе операции: наколки подрезки, комментируя положение рук и правила безопасной работы. Особое внимание нужно обратить на резание по слою (по волокнам) и способу резания «от себя» и «к себе». Продемонстрируя наглядно методы и приемы работы резаком, даю возможность повторить мои действия ученикам. Не у всех детей с первых занятий начинает что-то получаться, но подбодрить и похвалить учащегося, просто необходимо. По мере овладения навыков резания, необходимо менять виды узоров, от более простых к более сложным узорам. Те ученики, которые почувствовали структуру древесины, правильность резания по слою, силу воздействия на резак, угол резания, становятся отличными резчиками. После многократных упражнений, на основные виды узоров, можно переходить к декоративному оформлению изделий, выполненных на уроках по столярному делу. С теми же ребятами, у которых ничего не получается, или получается не качественно, необходимо проводить дополнительные индивидуальные занятия. Я использую простой прием. Беру руку учащегося, в которой зажат нож - косяк и вместе с ним показываю, как делается накол и подрезка. Через мое воздействие на его руку, он начинает понимать, что от него требуется. И в итоге у ребенка начинает получаться все лучше и лучше.

При обучении школьников геометрической резьбе, необходимо обратить внимание на следующие моменты:

- демонстрировать наглядно приемы работы;

- давать посильное задание и плавно переходить от простого к сложному;

- воспитывать учащихся усидчивости;

- все движения резчика производить только кистью руки;

- при удержании заготовки, следить за тем, что бы пальцы не находились на пути резания;

- резание производить по слою;

- учитывать силу нажима на резак и угол резания;

- подбадривать и хвалить учеников, даже если у них ничего не получается или получается плохо.

За свою бытность учителя трудового обучения, я подготовил много учеников, которые мастерски овладели приемами геометрической резьбы. Надеюсь, эти навыки, пригодятся им в дальнейшей жизни. А главное это - приобщение детей к прекрасному миру декоративно - прикладного искусства.

© 2010-2022