РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету домоводство для 5-6-7-8-9 класса (ов)

Раздел Технология
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по учебному предмету

домоводство

(наименование предмета)


для 5-6-7-8-9 класса (ов)

на 2015-2016 учебный год



Рассмотрено на МО учителей

Протокол от _________ № ______

Составила : Орлова Т. М.,

учитель.






2015


Пояснительная записка.

Рабочая программа составлена на основе программы авторов И. М. Бгажнокова, Л. В. Гомилка, опубликованной в сборнике программ: «Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида 5-9 классы», М, «Просвещение» - 2013г.

Реализация комплексного подхода к воспитанию нравственных свойств личности особенно актуальна в отношении детей и подростков с умственной недостаточностью, так как они являются полноправными членами общества и, как все граждане, имеют право на создание семьи, воспитание детей, право на личную и частную собственность.

Вместе с тем надо учесть, что в специальных школах и интернатах обучаются и воспитываются дети в основном из неполных или социально неблагополучных семей, не имеющие необходимых нравственно-этических знаний и практических навыков.

Задачи занятий по «Домоводству» - научить детей правилам ведения семейного хозяйства, практическим умениям, связанным с самообслуживанием и с обслуживанием членов семьи, и заложить основы нравственного поведения, норм этики в ближайшем (семейном) окружении.

Изменения в жизни нашего общества вызвали необходимость возрождения социального статуса семьи, укрепления в ней устойчивых, уважительных семейных отношений. Многовековые традиции каждого народа базируются на традициях семьи и дома. Об этом свидетельствуют национальные эпосы, народные сказки, песни, пословицы, поговорки, загадки. «Строили» дом семейно, вместе и мужчины, и женщины, старики и дети. У каждого было свое дело: у одного - хлеб печь и рубашки шить, у другого -дрова рубить да воду носить.
Семейные законы и обязанности были записаны в «Домострое» - своде житейских правил русского народа. Многие из них в жизни утрачены, забыты, но в течение времени оказалось, что, утратив законы семьи, общество ослабило устои всего государства. Чтобы возродить гражданские чувства и устремления, необходимо возродить устои семьи.
Что необходимо для нормальной жизни каждому человеку? Очаг, добрая, здоровая, дружная семья. Значит, главное человеческое умение - создать семью, обустроить дом, уметь сообща вести хозяйство. Для создания крепкой семьи необходимо, чтобы люди, ее создающие, стремились стать рачительными хозяевами в своем доме. Несмотря на то, что эти понятия имеют, казалось бы, частный характер, все же в процессе воспитания подрастающего поколения они становятся важными для формирования общественно значимой личности. Реализация комплексного подхода к воспитанию нравственных свойств личности особенно актуальна в отношении детей и подростков с умственной недостаточностью, так как они являются полноправными членами общества и, как все граждане, имеют право на создание семьи, воспитание детей, право на личную и частную собственность.
Вместе с тем надо учесть, что в специальных школах и интернатах обучаются и воспитываются дети в основном из неполных или социально неблагополучных семей, не имеющие необходимых нравственно-этических знаний и практических навыков. А некоторые дети, лишенные семьи и попечения родителей, вообще не имеют представления о многих семейных, житейских, бытовых проблемах. Все это способствует развитию у детей потребительских черт и иждивенческих наклонностей. Социально-педагогическая значимость этих проблем подсказывает необходимость введения в учебный план специальной (коррекционной) школы VIII вида предмета «Домоводство». Задачи предмета - научить детей правилам ведения семейного хозяйства, практическим умениям, связанным с самообслуживанием и с обслуживанием членов семьи, и заложить основы нравственного поведения, норм этики в ближайшем (семейном) окружении.
Домоводство - прикладная наука. Знания, приобретенные учащимися при изучении математики, русского языка, чтения, естествознания, географии и других предметов, должны найти применение и практическое воплощение на уроках домоводства, которые могут быть дополнены и некоторыми элементарными знаниями из физики, химии применительно к использованию техники, электроприборов, химических и других веществ в быту.
Умение вести хозяйство должно складываться из знакомых, привычных детям обязанностей и дел, которые на первый взгляд просты, но, когда они сталкиваются с ними в быту, это вызывает значительные затруднения.
Таким образом, цель предмета «Домоводство» - формирование у учащихся знаний о самостоятельной жизни, их практическое обучение жизненно необходимым бытовым умениям и навыкам.

Задачи:

- дать представления о городском и сельском жилище,

-сформировать представления о планировке жилища и функциональном назначении жилых помещений,

-научить содержать в порядке свое рабочее и спальное место,

-научить ухаживать за растениями в доме,

-научить правилам хранения одежды, белья, обуви, уход за ними,

-научить правилам обращения со стиральной машиной,

-научить производить мелкий ремонт белья,

-научить навыкам ручной стирки.

Уроки домоводства позволяют применять на практике интеллектуальные умения (счет, чтение, письмо), а также практические навыки по шитью, ремонту дома, огородничеству и др.
Уроки домоводства создают богатейшие возможности для развития познавательной деятельности и личностной сферы учащихся, так как организация практических занятий, а также экскурсии в магазины, предприятия хозяйственного и бытового обслуживания демонстрируют образцы поведения человека в труде, учат навыкам общения. Очевидно, что ролевые, деловые игры, экскурсии и практические занятия должны включать в себя разнообразные упражнения на закрепление правил этического поведения и этикета, способствовать развитию у воспитанников коммуникативных умений, мыслительной деятельности, общетрудовых навыков. «Домоводство» продолжает образовательные линии, заложенные в предмете «Живой мир» (0-4 классы), дополняет сведения по природоведению (5 класс) и некоторыми разделами предваряет «Мир истории» (6 класс), «Естествознание» (6-9 классы). Программа построена концентрически и представлена следующими основными разделами:
Дом, семья, семейные отношения.
Содержание и уход за городским и сельским жилищем (дачным домом).
Индивидуальные санитарно-гигиенические правила и навыки.
Ремонтные работы в доме.
Одежда, обувь, белье; уход за ними.
Организация питания в семье, кулинарные рецепты, домашние заготовки.
Охрана здоровья, признаки болезни, оказание первой помощи.
Юноши и девушки - будущие родители; половое воспитание и ролевые функции в семье.
Ребенок в семье, правила ухода.
Планирование и распределение бюджетных средств семьи.
Досуг и его организация в семье.
Правила этики и этичных отношений в семье и с окружающими людьми.
Некоторые темы из года в год повторяются по принципу их усложнения и дополнения новыми сведениями. Занятия по домоводству следует строить не как урок, а как совместное интересное дело, при этом желательно широко использовать деловые игры с привлечением материалов из устного народного, прикладного и художественного творчества. Занятия (в зависимости от их содержания) должны иметь конкретные практические результаты: выглаженные вещи, вскопанная грядка и др. При оценке знаний я руководствуюсь итогами практических умений, при этом усилия детей надо всячески поощрять, а оценки можно оформлять системой зачетов по ряду выполненных действий или итоговых дел по тому или иному разделу.

Домоводство в учебном плане относится к образовательной области « Технология» и является федеральным компонентом.

По примерной программе на изучение в 5 классе по предмету «домоводство» отводится 72 часа, по учебному плану - 68 часов в год, 2 часа в неделю. На изучение разделов «Введение», «Итоговое занятие», «Белье» время сокращено, что отражено в тематическом планировании.

Примерная программа по предмету «Домоводство» в 6 классе рассчитана на 72 часа в год, по учебному плану на учебный предмет отводится 68 часов в год, поэтому на изучение раздела «Организация питания семьи» часы сокращены на 4 часа, так как в школе отсутствует материально-техническая база для практических работ по приготовлению пищи, что отражено в тематическом распределении часов.

Примерная программа по предмету «Домоводство» в 7 класс рассчитана на 72 часа в год, по учебному плану на учебный предмет отводится 68 часов в год, поэтому на изучение раздела «Праздничная кулинария» часы сокращены на 4 часа, так как в школе отсутствует материально-техническая база для практических работ по приготовлению пищи, что отражено в тематическом распределении часов.

Примерная программа по предмету «Домоводство» в 8 классе рассчитана на 72 часа в год, по учебному плану на учебный предмет отводится 68 часов в год, поэтому на изучение раздела « Организация досуга » часы сокращены на 4 часа, так как по опыту работы данный материал дети усваивают за более короткий период .

Примерная программа по предмету «Домоводство» в 9 классе рассчитана на 72 часа в год, по учебному плану на учебный предмет отводится 68 часов в год, поэтому на изучение раздела «Практические работы» часы сокращены на 4 часа, так как в школе отсутствует материально-техническая база для практических работ по приготовлению пищи, что отражено в тематическом распределении часов.

Содержание учебного предмета.

5 класс

68 часов в год, в неделю - 2 часа.

Разделы:

Кол-во часов:

1

Введение

3

2

Жилище

10

3

Итоговые занятия.

1

4

Уход за жилищем.

6

5

Помощники в доме.

8

6

Мебель.

4

7

Повторение.

1

8

Окна, стекла, зеркала в доме.

4

9

Насекомые и грызуны в доме - источники грозных заболеваний.

6

10

Животные в городской квартире.

6

11

Домашние животные.

6

12

Одежда.

6

13

Обувь.

3

14

Белье.

4

Итого:

68 часов.

Введение (3 ч)

Понятие о доме, семье, семейных обязанностях (на примере русских народных сказок, пословиц, поговорок, загадок).

Семейные традиции (с использованием предметов народного творчества, иллюстраций русских художников).

Посещение музея этнографии, картинной галереи с целью знакомства по сюжетам картин с убранством и бытом русского дома жителей России.

Предмет ≪Домоводство≫, его связь с другими предметами школьной программы. Значение домоводства для правильной организации жизни родственных и близких людей.

Семья, члены семьи. Ролевые обязанности в семье (дедушка, бабушка, отец, мать, дети). Уклад семьи в прошлом (в деревне, в городе).

Современная семья, влияние технического прогресса на изменение функциональных обязанностей старших членов семьи.

Жилище (10 ч)

Городское и сельское жилище: типы городских и сельских домов.

Размещение семьи в типовых городских квартирах, в отдельном доме.

Коммунальные удобства, их назначение: водоснабжение, электроснабжение,

газообеспечение, канализация, мусоропровод, радиотрансляция, телефонизация, сигнализация, лифт, домофон. Правила пользования лифтом.

Правила пользования почтовым ящиком, домофоном, кодовым замком.

Правила гигиены на лестницах, лестничных площадках.

Правила пользования мусоропроводом. Пожар в доме (причины, источники).

Правила пожарной безопасности.

ПОНЯТИЯ: жилье, квартира, дом (городской, сельский, дачный).

СЛОВАРЬ: передняя (сени), гостиная (горница), спальня, кухня, санузел, ванная, туалет, балкон, лоджия, подсобное помещение.

Итоговые занятия (1 ч)

Игры: ≪Строим дом≫, ≪Наши соседи≫, театр кукол ≪Лиса и заяц≫ и др.

Оформление тетрадей по домоводству.

Оформление материалов наблюдений, экскурсий (устные и письменные рассказы). Сказки, пословицы, поговорки, загадки о семейном укладе. Ролевые игры на основе русских народных сказок, песен, загадок, поговорок. Словарная работа.

Уход за жилищем (6 ч)

Рассказ-описание ≪Наша квартира≫. Назначение жилых комнат. Убранство гостиной, спальни, других жилых помещений (правила планирования, размещения вещей, мебели и др.). Чем убирают квартиру: инвентарь, содержание, хранение. Моющие средства, их виды. Техника безопасного использования моющих и чистящих средств. Простые правила оказания помощи при ожоге, отравлении химическими препаратами (веществами). Правила повседневной уборки. Уход за стенами, полом, потолком. Практические работы по уходу за жилищем (классом, игровой, спальней и др.).

Помощники в доме (8 ч)

Помощники в доме: газовая (электрическая) плита, пылесос, холодильник, утюг, кондиционер, электрочайник и др., их назначение в хозяйстве.

Практические работы.

Усвоение правил работы с плитой, пылесосом, утюгом, электрочайником и другими техническими предметами быта.

Мебель (4 ч)

Повторение: предметы мебели, назначение предметов мебели. Экскурсия в мебельный магазин. Виды мебели (кухонная, спальная, кабинетная и др.).

Правила ухода за мебелью. Виды и средства для ухода за мебелью.

Мягкая мебель. Ее назначение. Уход за мягкой мебелью. Ковровые изделия. Практическая работа с использованием пылесоса, чистящих средств: чистка ковров, мягкой мебели.

Повторение (1 ч)

Окна, стекла, зеркала в доме (4 ч)

≪Пусть зеркало расскажет…≫ История стекла и зеркала.

Глаза дома (квартиры). Правила ухода за зеркалами и стеклами. Светильники в доме: люстры, настольные лампы, бра. Средства для чистки стекол, зеркал, зеркальных покрытий.

Практические работы

Мытье стекол, зеркал, светильников; правила и приемы безопасности.

Применение народных средств для очистки стеклянных изделий: лук, соляной, уксусный растворы, мякиш хлеба и др. Словарная работа по теме.

Насекомые и грызуны в доме -источники опасных заболеваний (4 ч)

Мыши, крысы; внешний вид, образ жизни. Профилактика и борьба с грызунами в доме. Тараканы, домашние муравьи. Профилактика, средства для избавления.

Кровососущие насекомые: клопы, вши, комары. Кто съел шубу, шапки, свитера? (Моль.) Химические средства борьбы с насекомыми и грызунами. Распознавание этих средств на этикетках упаковок.

Правила безопасного обращения с ядохимикатами, аэрозолями, препаратами

профилактических средств. Предупреждение отравлений ядохимикатами. Медицинская помощь при отравлениях. Словарная работа по теме.

Животные в городской квартире (6 ч)

Для чего человеку нужны животные в доме. Рассказы о собаке. Виды собак

(сторожевые, декоративные, служебные). Здоровье собаки. Уход за собакой в доме.

История кошки. Виды кошек. Чем болеют кошки. Уход за кошкой в доме.

Декоративные птицы, их виды, содержание и уход. Аквариум, террариум.

Профилактика здоровья людей, содержащих домашних животных.

Домашние животные (6 ч)

Как человек приручил диких животных. Домашние животные и птицы в деревне (лошадь, свинья, овца, корова, куры, гуси, утки и др.).

Образ жизни лошади и коровы, питание, уход (свиньи, овцы и др.).

Домашние птицы, кормление, уход. Чем болеют животные. Кто лечит животных. Как предостеречься от отравлений и болезней при приеме молочных, мясных и других продуктов.

Одежда (6 ч)

Экскурсия в магазин одежды. Повторение знаний о видах одежды, их назначении. Профессии людей, создающих одежду. Приобретение и хранение одежды (правила, способы). Виды сезонной одежды: летняя, зимняя, демисезонная.

Одежда по назначению: деловая, праздничная, спортивная, домашняя, для сна, рабочая. Уход за одеждой: стирка, чистка, починка (практические занятия).

Деловые игры: ≪Собираем чемоданы к морю≫; ≪На зимние каникулы≫; ≪Необходимые и важные вещи в гардеробе≫.

Обувь (3 ч)

Экскурсия в обувной магазин. Виды обуви, их назначение.

Приобретение и хранение обуви (правила, способы).

Сезонная обувь: летняя, зимняя, демисезонная.

Обувь по назначению: спортивная, домашняя, выходная, рабочая.

Уход за обувью. Починка обуви (экскурсия в мастерскую).

Профессии людей, создающих обувь.

Белье (4 ч)

Белье, его виды и назначение: постельное, кухонное, нательное. Ткани для белья. Гигиенические и эстетические требования к выбору белья.

Стирка белья: ручная, машинная. Моющие средства для разных видов белья. Кипячение, правила безопасности. Правила сушения белья из льна, шерсти, шелка. Глажение, правила работы с утюгом, техника безопасности.

Правила хранения белья в шкафах, комодах, корзинах. Ремонт белья.

Оформление материалов экскурсий.

6 класс

68 часов в год, в неделю - 2 часа.

Разделы:

Кол-во часов:

1

Повторение.

2

2

Наше жилище.

6

3

Квартира

4

4

Растения в доме.

4

5

Зимние вещи.

4

6

Гигиена тела, нижнее жилье.

4

7

Стираем белье.

8

8

Кухня.

10

9

Организация питания семьи.

7

10

Молоко.

2

11

Домашние заготовки.

6

12

Сад и огород.

8

Итого:

68

Повторение пройденного (2 часа).

Повторение пройденного материала за 5 класс.

Наше жилище (6 часов).

Сезонные работы в доме, их виды. Работы во дворе.

Квартира (4 часа).

Планирование квартиры. Функциональное назначение всех помещений квартиры и дома. Сон-здоровье человека.

Помещение для детей.

Санузел и ванная комната. Подсобные помещения.

Растения в доме (4 часа).

Растения в доме, их назначение.

Виды комнатных растений.

Посуда и ее виды, для комнатных растений.

Зимние вещи (4 часа).

Зимняя одежда. Использование, хранение, уход за одеждой.

Починка, штопка вещей.

Правила по уходу за зимней обувью.

Гигиена тела, нижнее белье (4 часа).

Гигиенический режим, уход за телом.

Ежедневные гигиенические процедуры.

Режим смены белья.

Стираем белье ( 8 часов).

Моющие средства, их виды: порошки, мыло, пасты, отбеливатели.

Техника безопасности при использовании моющих средств.

Условные обозначения на упаковках с моющими средствами и на белье.

Стиральная машина, правила обращения.

Подготовка вещей к стирке. Правила замачивания, кипячение, отбеливание.

Кухня ( 10 часов).

Оборудование кухни, оформление кухни. Правила пользования газовой и электрической плитой.

Техника безопасности при пользовании нагревательными приборами.

Холодильник, морозильник. Правила пользования электроприборами на кухне. Кухонная утварь. Правила гигиены и хранения. Соковыжималка, кофемолка, миксер, овощерубка, овощерезка.

Деревянный инвентарь (разделочная доска, скалки, пестики, хлебница).

Предметы для сервировки стола.

Посуда на кухне. Правила ухода и хранения.

Предметы для сервировки стола. Чашки, ложки, вилки, ножи.

Посуда для круп и сыпучих продуктов, уход за ними.

Организация питания семьи.(11 часов).

Питание и здоровье человека.

Режим питания. Продукты питания и их виды.

Меню на неделю.

Первичная обработка продуктов. Техника безопасности при работе с горячей посудой.

Молоко ( 2 часа).

Способы сохранения молока.

Кипячение.

Домашние заготовки (6 часов).

Продукты для длительного хранения.

Сушка, замораживание, консервирование, соление.

Сад и огород (8 часов).

Растения сада и огорода. Витаминная и пищевая ценность овощей фруктов и ягод.

Правила хранения.

Овощные и фруктовые салаты. Экскурсия на школьный участок.

За весь период обучения учащихся предусматривается рабочей программой: 4 практические работы, 1 экскурсия.

7 класс.

68 часов в год, в неделю - 2 часа.

Разделы:

Кол-во часов:

1

Повторение пройденного: домашние заготовки осенью.

4

2

Завтраки.

6

3

Обеды.

10

4

Ужин.

6

5

Хлеб в доме.

4

6

Соль, сахар, пряности, приправы.

2

7

Праздник в доме.

6

8

Праздничная кулинария.

8

9

Практическое занятие.

6

10

Ремонт в доме.

14

11

Повторение.

2

Итого:

68

Повторение пройденного: домашние заготовки осенью. (4 ч)

Завтраки (6 ч)

Ежедневное меню. Стоимость основных продуктов питания для семьи. Продуктовая корзина на неделю.
Завтраки (содержание меню). Бутерброды, их виды, правила приготовления. Каши (манная, гречневая).
Блюда из яиц (яичницы, омлеты). Напитки для завтрака (соки, чай, кофе). Посуда для завтрака. Сервировка стола.

Обеды (10 ч)

Меню на обед. Стоимость и расчет основных продуктов. Питательная ценность овощей, мяса, рыбы, фруктов. Быстрые обеды (мясные кубики, овощи, рыба, полуфабрикаты). Супы (виды, способы приготовления). Мясные блюда (виды, способы приготовления). Рыбные блюда (способы приготовления). Картофельные блюда. Овощные салаты (капуста, морковь, свекла и др.). Фруктовые напитки (виды, способы приготовления). Посуда для обеда, сервирование. Правила приема пищи.

Ужин (6 ч)

Меню на ужин (стоимость и расчет основных продуктов). Холодный ужин (меню, способы приготовления). Горячий ужин (меню, способы приготовления). Напитки для ужина (теплое молоко, кефир, соки). Посуда для ужина. Сервировка стола.

Хлеб в доме (4 ч)

История хлеба. Хлеб в сознании человека как ценность и мерило труда. Русский хлеб, его разновидности. Хранение хлеба. Блюда из хлеба на завтрак, обед, ужин.

Соль, сахар, пряности, приправы (2 ч)

Соль, ее назначение для питания, использование соли. Сахар, его польза и вред. Виды пряностей и приправ в пище.

Праздник в доме (6 ч)

Когда случаются праздники? Гостеприимство как форма нравственного поведения людей. Подготовка дома (квартиры) к приему гостей (уборка, гигиена помещений). Дизайн праздничного дома.
Этикетные правила приема гостей (внешний вид, речь, прием подарков, поздравлений, общение с гостями, проводы, прощание с гостями).

Праздничная кулинария (8 ч)

Продукты для праздника, их расчетная стоимость. Меню для праздничного стола на 6 персон. Праздничная кулинария (3-5 рецептов). Праздничное тесто (пироги, пирожки, печенье). Сервирование праздничного стола (скатерть и салфетки из ткани, однородная посуда и столовые приборы). Украшения на столе (свечи, цветы).

Практическое занятие(6 ч)

Ремонт в доме (14 ч)

Виды ремонта в доме. Косметический ремонт: подготовка помещений, закупка необходимых материалов и инструментов для ремонта потолков, стен, полов (перечень, стоимость).
Обновление потолков (правила, практические приемы). Оклеивание стен обоями (правила выбора обоев, расчет количества обоев на 14-18 квадратных метров, подготовка обоев и клея, правила наклеивания обоев).
Краски для ремонта окон, дверей, пола (названия, распознавание банок, техника безопасности, правила окрашивания).
Мелкий технический ремонт (для мальчиков).

Повторение (2 ч).

Деловые игры.

За весь период обучения учащихся предусматривается рабочей программой: 6 практических работ, 1 экскурсия.

8 класс.

68 часов в год, в неделю - 2 часа.

Разделы:

Кол-во часов:

1

Российские традиции гостеприимства. Повторение.

2

2

Разумная экономика.

10

3

Практические работы.

2

4

Деловые игры.

2

5

Наши ближайшие планы.

4

6

Здоровье.

8

7

Домашняя аптечка.

4

8

Повторение.

1

9

Здоровье и красота.

10

10

Правила этики.

4

11

Организация досуга.

6

12

Практическая работа.

5

13

Летний отдых.

8

14

Повторение.

2

Итог.

68

Российские традиции гостеприимства. Повторение(2 часа).

Российские традиции гостеприимства.

Разумная экономика (10 часов).

Бюджет семьи. Планирование расходов семьи. Коммунальные платежи. Продуктовая корзина. Планирование денежных средств на отдых.

Приобретение одежды . Непредвиденные расходы.

Практические работы (2 часа).

Расчет показаний расхода электроэнергии с электросчетчика, расчет платы на

коммунальные услуги, заполнение бланков для оплаты коммунальных услуг, платежные документы, их хранение.

Деловые игры (2 часа).

Наши ближайшие планы (4 часа).

Организация режима жизни членов семьи.

Распределение обязанностей.

Здоровье (8 часов).

Гигиенический режим и его правило в течение дня, недели. Профилактика воспалительных заболеваний. Помоги себе сам при пожарах, ожогах.

Домашняя аптечка ( 4 часа).

Правила комплектации аптечки. Правило обращения с лекарствами.

Повторение ( 1 час).

Здоровье и красота (10 часов).

Толкование пословиц о красоте и здоровье. Понятие о здоровом образе жизни.. гигиенические средства по уходу за кожей и волосами.

Правила этики (4 часа).

Поведение в общественных местах. Правила выхода из конфликтной ситуации.

Организация досуга (6 часов).

Составление перечня любимых и нелюбимых занятий. Досуг, как укрепление развитие здоровья. Отдых и его разновидности. Бездеятельность и отдых. Настольные игры.

Практические работы (5 часов).

Самостоятельное планирование досуговой деятельности. Анализ и обсуждение практиче6ских работ.

Летний отдых (8 часов).

Планирование отдыха на лето. Выбор места доля отдыха. Подготовка к путешествию. Поездки к друзьям.

Повторение (2 часа).

За весь период обучения учащихся предусматривается рабочей программой: 7 практических работ, 1 экскурсия.

9 класс.

68 часов в год, в неделю - 2 часа.

Разделы:

Кол-во часов:

1

Я и моя будущая семья.

8

2

Как возникает семья (планирование семьи).

10

3

Повторение.

1

4

Ловкая хозяйка.

14

5

Домашний умелец.

14

6

Практические работы.

11

7

Совместные практические работы в саду, огороде.

10

Итого:

68

Я и моя будущая семья (8 ч)

Работа с анонимными анкетами. Примерный перечень вопросов: хочешь ли ты иметь свою семью, в каком возрасте люди могут вступать в брак, что нужно для того, чтобы семья была дружной, какую (какого) ты хочешь иметь жену (мужа), чем должны заниматься в доме мужчины (мужья), женщины (жены) и др. Анализ анкет и тематика для бесед:
«Ты -будущая жена, мать».

«Ты - будущий муж, отец».

Закон о семье, о браке.
Когда создается семья (возраст, материальные предпосылки и др.).
Сиротство - что это такое? Государственные проблемы, связанные с сиротством. Кто виноват в сиротстве?
Бюджет молодой семьи, способы его пополнения надомной деятельностью (ремонт, шитье, вязание, плетение и др.).

Как возникает семья (планирование семьи) (10ч)

Ответственность отца и матери за жизнь и здоровье будущих детей.
Поведение супругов в семье, где ждут ребенка. Беременность. Роды.
Семейный уклад с появлением новорожденного в доме, распределение обязанностей.
Что нужно малышу. Уход за новорожденным. Питание новорожденного. Детский гардероб.
Чему нужно обучать малыша. Развитие ребенка первого года жизни. Охрана здоровья: детская поликлиника. Здоровье родителей и ребенка. Если ребенка иметь рано (средства контрацепции, консультации медработников).

Повторение (1 ч)

Ловкая хозяйка (14ч)

Хлеб на скорую руку. Чем намазать бутерброд. Украшаем джом. Шкатулки в подарок. Открытки в подарок.

Домашний умелец (14 ч)

Рабочее место домашнего умельца. Рабочие инструменты, их назначение: дрель, паяльник, набор отверток, набор водопроводных ключей, клещи, напильники, молотки, плоскогубцы и др.


Мелкий технический ремонт при утечке воды, засоре труб и др. Приемы укрепления карнизов (струн) для штор, занавесей. Сборка и ремонт мебели простой конструкции.
Косметический ремонт в доме (повторение).

Практические работы (11 ч)

Работа в мастерских, в учебных, жилых, вспомогательных помещениях школы.
Ремонт мебели, замков, выключателей, замена электролампочек.
Санитарно-технические работы. Правила безопасной работы.

Совместные практические работы в саду, огороде. (10 ч)

Перекапывание земли, грядок. Работа в теплице, высадка семян, уход за растениями, животными и др. (в соответствии с условиями школы, интерната, детского дома, УВК и др.).

За весь период обучения учащихся предусматривается рабочей программой: 11 практических работ, 1 экскурсия.

Форма текущего контроля успеваемости обучающихся по учебному предмету являются - индивидуальный опрос, выполнение практических заданий.

Требования к подготовке обучающихся.

5 класс.

Минимальный :

Учащиеся должны знать:

- состав своей семьи, имена, отчества, фамилии родителей, близких родственников,

- место работы родителей,

-домашний адрес, основные названия помещений в жилом доме, городской квартире,

-назначение коммунальных удобств,

- правила и последовательность сухой и влажной уборки,

-санитарно-гигиенические требования и правила безопасности при работе с бытовыми электроприборами,

- правила пользования пылесосом,

- правила обращения со стеклянными и зеркальными предметами,

- особенности бытовых насекомых, грызунов,

- правила ухода за одеждой, обувью, бельем,

-правила сушки одежды и обуви,

- правила хранения и чистки кожаной, валяной, текстильной и другой обуви.

Учащиеся должны уметь:

- пользоваться почтовым ящиком,

-вызывать службы помощи при пожаре и других несчастных случаях,

- производить сухую и влажную уборку,

- чисть ковры и мягкую мебель, книжные полки, батареи,

- ухаживать за полом в зависимости от видов покрытия, используя безопасные чистящие средства,

- утеплять окна к зиме,

-пользоваться химическими препаратами для очистки изделий из стекла,

-применять безопасные способы профилактики и борьбы с насекомыми и грызунами,

- ухаживать за домашними животными с учетом санитарно-гигиенических требований,

- подбирать одежду и обувь по сезону,

-чистить верхнее и легкое платье.

Достаточный:

Учащиеся должны знать:

-состав своей семьи, имена, отчества, фамилии родителей;

- места работы родителей;

- домашний адрес,

- правила и последовательность проведения сухой и влажной уборки,

- безопасные правила обращения со стеклом,

-о вреде бытовых насекомых и грызунов, безопасных образах борьбы с ними.

- правила ухода за одеждой, обувью, бельем,

-правила сушки одежды и обуви,

- правила хранения и чистки кожаной, валяной, текстильной и другой обуви.

Учащиеся должны уметь:

- производить сухую и влажную уборку помещений;

- чистить ковры, мягкую мебель, книжные полки, батареи.

-пользоваться мусоропроводом, почтовым ящиком;

- вызывать службы помощи при пожаре и несчастных случаях,

- ухаживать за домашними животными с учетом санитарно-гигиенических требований,

- ухаживать за комнатными растениями,

- подбирать одежду и обувь по сезону,

- чистить верхнее и легкое платье.

Личностные результаты усвоения:

- принятие и освоение социальной роли , развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения,

-развитие самостоятельности и личной ответственности за свои посчтупки,

-развитие доброжелательности,

-развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях,

- наличие мотивации к труду.


6 класс.

Минимальный:

Учащиеся должны знать:

- основные приемы ухода за жилищем,

- основные гигиенические правила,

- правила хранения одежды, белья, обуви и уход за ними,

- санитарные требования и правила техники безопасности при работе с инструментами, бытовыми электроприборами,

- правила обращения со стиральной машинкой,

-назначение кухонной утвари, посуды, правила ухода за ними и технику безопасности,

- правила пользования плитой,

-правила ухода за холодильником.

Учащиеся должны уметь:

- содержать в порядке свое рабочее и спальное место в доме;

- ухаживать за растениями в доме (квартире).

- производить сухую чистку одежды;

- сушить и чистить кожаные, меховые и шерстяные изделия;

- выполнять основные гигиенические правила;

- выполнять санитарные требования и правила техники безопасности при работе с инструментами, бытовыми электроприборами, химическими средствами;

- производить мелкий ремонт одежды и белья;

-подбирать моющие средства для стирки различных изделий;

- владеть навыками ручной стирки мелких вещей.

- пользоваться электроплитой, газовой плитой;

- знать правила ухода за алюминиевой, эмалированной, фаянсовой посудой;

- владеть культурой сервирования завтраков, ужинов.

Достаточный:

Учащиеся должны знать:

• основные приемы ухода за жилищем.

• правила хранения одежды, белья, обуви и уход за ними;

• правила ручной стирки индивидуальных вещей;

• санитарно-гигиенические требования по уходу за телом.

• назначение кухонной утвари, посуды и правила ухода за ними;

• санитарно-гигиенические требования и правила техники безопасности при работе с

режущими инструментами, кипятком, горячим маслом, горячими блюдами.

• санитарно-гигиенические требования и правила техники безопасности при

приготовлении пищи.

Учащиеся должны уметь:

• содержать в порядке свое рабочее и спальное место в доме;

• ухаживать за растениями в доме (квартире).

• распознавать и правильно использовать бытовые химические средства при ручной

стирке;

• гладить и чистить одежду;

• сушить обувь и ухаживать за ней;

• производить мелкий ремонт одежды (пуговицы, петли, вешалки и др.).

• ухаживать за алюминиевой, эмалированной, фаянсовой посудой;

• производить первичную обработку продуктов;

• приготовить себе завтрак, ужин.

• отваривать яйца, макаронные изделия;

• готовить фруктовые, овощные салаты, соки и др.

Личностные результаты усвоения:

- принятие и освоение социальной роли , развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения,

-развитие самостоятельности и личной ответственности за свои посчтупки,

-развитие доброжелательности,

-развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях,

- наличие мотивации к труду.

7 класс.

Минимальный:

Учащиеся должны знать:

• основные продукты и их стоимость.

• основные правила этикета гостеприимства;

• порядок приготовления нескольких праздничных блюд (2-3 рецепта);

• виды ремонта, перечень необходимых материалов для ремонта комнаты площадью

14-18 квадратных метров;

• правила безопасности при работе с красками и растворителями.

Учащиеся должны уметь:

• составлять меню из доступных продуктов; рассчитать стоимость завтрака, обеда,

ужина;

• самостоятельно приготовить завтрак (два вида), обед (два вида), ужин (два вида);

• сервировать столы для завтрака, обеда, ужина.

• формулировать в устной и письменной форме приглашения, выражения

благодарности;

• составлять и рассчитывать праздничное меню;

• правильно сервировать стол;

• соблюдать правила техники безопасности при работе с красками и растворителями.

Достаточный:

Учащиеся должны знать:

• основные продукты, питания и их стоимость;

• правила сервировки и приема пищи.

основные правила приема гостей и общения с ними;

• правила сервировки стола;

• основные материалы и инструменты для ремонта;

• правила безопасности при работе с красками и растворителями.

Учащиеся должны уметь:

• приготовить бутерброды, чай, кофе;

• готовить салаты из овощей, легкие бульоны и супы из полуфабрикатов;

• приготовить холодный ужин.

• приготовить 2-3 простых блюда для угощения;

• рассчитывать метраж обоев, готовить раствор клея;

• выполнять вспомогательные работы: подать, поставить, принести необходимые для

ремонта материалы и инструменты.

Личностные результаты усвоения:

- принятие и освоение социальной роли , развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения,

-развитие самостоятельности и личной ответственности за свои посчтупки,

-развитие доброжелательности,

-развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях,

- наличие мотивации к труду.

8 класс.

Минимальный:

Учащиеся должны знать:

• правила расчетов за коммунальные и бытовые услуги;

• основные гигиенические требования к охране здоровья;

• правила вызова врача, ухода за больными в семье,

• правила гигиены и ухода за собой;

• смысловые различия между досуговой деятельностью, развлечением и отдыхом,

Учащиеся должны уметь:

• соотносить заработную плату и примерный бюджет семьи;

• планировать свою полезную деятельность в семье;

• оказывать первую медицинскую помощь;

• пользоваться безопасными лекарственными препаратами.

• устанавливать связи между понятиями здоровье, нравственное поведение, красота человека;

• планировать досуговую деятельность и развлечения на неделю (месяц); с учетом расчета денежных средств (на основе заданных модулей),

Достаточный:

Учащиеся должны знать:

• основные статьи расходов (питание, одежда, коммунальные, бытовые и другие

услуги);

• свой распорядок дня и обязанности в доме;

• основные гигиенические требования по уходу за телом;

• правила вызова врача,

• что красота человека состоит из здорового образа жизни и нравственного поведения;

• необходимые для пола и возраста гигиенические требования по уходу за телом.

Учащиеся должны уметь:

• выполнять основные гигиенические требования по уходу за телом;

• помочь больному в доме,

• организовать свой отдых и развлечения с пользой;

• выбирать необходимые вещи (из перечня возможных) для отдыха летом.

Личностные результаты усвоения:

- принятие и освоение социальной роли , развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения,

-развитие самостоятельности и личной ответственности за свои посчтупки,

-развитие доброжелательности,

-развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях,

- наличие мотивации к труду.

9 класс.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся

Минимальный:

Учащиеся должны иметь представление:

• об основных положениях (законах) о семье и браке.

Учащиеся должны знать:

• главные предпосылки, необходимые для создания семьи;

• основы нравственных устоев семьи;

• ролевые и половые функции мужчины и женщины (отца и матери) в семье.

Достаточный:

Учащиеся должны иметь представление о:

• семье и браке;

• нравственных правилах создания семьи, ее финансового обеспечения;

• роли отца и матери в воспитании детей.

По результатам практических видов деятельности с учетом индивидуальных

возможностей учащихся.

Личностные результаты усвоения:

- принятие и освоение социальной роли , развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения,

-развитие самостоятельности и личной ответственности за свои посчтупки,

-развитие доброжелательности,

-развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях,

- наличие мотивации к труду.

Материально-техническое обеспечение:

- «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида», М, «Просвещение» - 2013г. Авторы программы: И. М. Бгажнокова, Л. В. Гомилка.

- Обучение, воспитание и трудовая подготовка детей с глубокими нарушениями интеллекта. Маллер А,Р., Цикото Г. В., М., Педагогика 1987 -1988г.

- Конституция России.

- Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии. Маллер

- Трудовое обучение и домоводство, учебное пособие, Тарасова А. П., Санкт - Петербург, «МиМ-Экспресс», 1998 год

- Основы рекламной деятельности в современном образовательном учреждении (методическое руководство), Большой Камень, 2005 год

- Приёмы педагогической техник, Гин А. А., Москва, «Вита- Пресс», 2001 год


© 2010-2022