- Преподавателю
- Технология
- Рабочая программа по Маркетингу для специальности 38. 02. 01 Экономика и бухгалтерский учёт
Рабочая программа по Маркетингу для специальности 38. 02. 01 Экономика и бухгалтерский учёт
Раздел | Технология |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Малыгина Е.А. |
Дата | 14.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Министерство образования и науки Донецкой Народной Республики
Государственноепрофессиональное образовательноеучреждение
«Донецкий электрометаллургический техникум»
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Зам. директора по УР Директор ГПОУ
_______________ Михненко Р.Н. ______________Караван И.А.
«28»августа2015 г. «31»августа2015 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
*ОП.11Маркетинг
по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учёт
(по отраслям)
2015
Программа учебной дисциплины разработана на основе государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 38.02.01Экономика и бухгалтерский учёт (по отраслям), утвержденного приказом Министерства образования и науки ДНР от 17 сентября 2015 года № 525, зарегистрированного Министерством юстиции (от 29 сентября 2015 г. рег. № 561)
Организация-разработчик: Государственное профессиональное образовательное учреждение «Донецкий электрометаллургический техникум»
Разработчик:
Малыгина Е.А., специалист первой категории, преподаватель экономических дисциплин
Рецензент:
1. Овчинникова Г.Н. - преподаватель-методист, ПЦК экономических дисциплин, преподаватель квалификационной категории «Специалист высшей категории», ГПОУ Донецкий горный техникум им. Е.Т. Абакумова.
Одобрена и рекомендована
с целью практического применения
цикловой комиссией экономических дисциплин
протокол № 1от «28»августа 2015 г.
Председатель ЦК__________ Белецкая Н.С.
Рабочая программа переутверждена на 20___ / 20___ учебный год
Протокол № ____ заседания ЦК от «____» _____________20___г.
В программу внесены дополнения и изменения
(см. Приложение ____, стр.____)
Председатель ЦК _______________________
Рабочая программа переутверждена на 20___ / 20___ учебный год
Протокол № ____ заседания ЦК от «____» _____________20___г.
В программу внесены дополнения и изменения
(см. Приложение ____, стр.____)
Председатель ЦК ______________________
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
-
Паспорт рабочей программы (с пояснительной запиской)
4
-
Структура и содержание учебной дисциплины
8
-
Условия реализации программы учебной дисциплины
11
-
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины
13
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
*ОП.11 Маркетинг
-
Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины «Маркетинг» является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ГОС СПО по специальности 38.02.01Экономика и бухгалтерский учёт (по отраслям) (базовый уровень), входящая в состав укрупненной группы специальностей по направлению подготовки 38.00.00 «Экономика и управление».
1.2. Место учебной дисциплины в структуре программы подготовки специалистов среднего звена
Учебнаядисциплина «Маркетинг» относится к вариативной части общепрофессионального цикла ППССЗ.
Междисциплинарные связи:
Обеспечивающие: «Экономика», «Математика», «Информатика и ИКТ», «Экономика организации», «Финансы, денежное обращение и кредит»
Обеспечиваемые: «Менеджмент», «Финансы, денежное обращение и кредит», «Внешнеэкономическая деятельность», «Инвестиции», «Управление затратами».
-
Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоения учебной дисциплины:
Формирование у студентов целостного представления о маркетинге как философии, стратегии и тактике рыночной деятельности и специфики ее реализации в условиях современной экономики.
В результате освоения дисциплины студент должен уметь:
− использовать основные категории маркетинга в практической деятельности;
− выявлять сегменты рынка;
− проводить маркетинговые исследования, анализировать их результаты и принимать маркетинговые решения;
− проводить опрос потребителей;
− определять жизненный цикл товара и задачи маркетинга;
− учитывать особенности маркетинга (по отраслям);
− изучать и анализировать факторы маркетинговой среды, принимать маркетинговые решения;
− оценивать поведение покупателей.
В результате освоения дисциплины студент должен знать:
− концепции рыночной экономики и историю развития маркетинга;
− принципы и функции маркетинга;
− сущность стратегического планирования в маркетинге;
− этапы жизненного цикла продукции с особенностями маркетинга (по отраслям);
− методы маркетинговых исследований;
− факторы маркетинговой среды;
− критерии и принципы сегментирования, пути позиционирования товара на рынке;
− модель покупательского поведения;
− стратегию разработки нового товара;
− природу и цели товародвижения, типы посредников;
− ценовые стратегии и методы ценообразования;
− цели и средства маркетинговой коммуникации;
− основы рекламной деятельности.
Изучение программного материала должно способствовать формированию у студентов нового экономического мышления.
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование общих компетенций (ОК), включающих в себя способность:
ОК2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с использованием информационно-коммуникационных технологий.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование профессиональных компетенций (ПК), включающих в себя способность:
ПК 1.3. Проводить учет денежных средств, оформлять денежные и кассовые документы.
ПК 2.2. Проводить подготовку к инвентаризации и проверку действительного соответствия фактических данных инвентаризации данным учета.
ПК 2.3. Отражать в бухгалтерских проводках зачет и списание недостачи ценностей (регулировать инвентаризационные разницы) по результатам инвентаризации.
ПК 2.4. Проводить процедуры инвентаризации финансовых обязательств организации.
ПК 4.4. Проводить контроль и анализ информации об имуществе и финансовом положении организации, ее платежеспособности и доходности.
ПК 5.1. Организовывать налоговый учет.
1.4. Количество часов, отведенное на освоение программы учебной дисциплины
Максимальной учебной нагрузки обучающегося72часов, в том числе:
- обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося48 часов;
- самостоятельной работы обучающегося 24 часа.
-
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
72
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
48
в том числе:
лабораторные занятия (не предусмотрено)
-
практические занятия
10
контрольные работы
2
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
24
в том числе:
самостоятельная работа над индивидуальным проектом(не предусмотрено)
-
Систематическая проработка теоретического материала по темам и подготовка ответов на вопросы, выданные преподавателем (работа с конспектами, учебной и нормативной литературой по параграфам, главам учебных пособий, указанным преподавателем).
16
Подготовка к практической работе с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление практической работы, подготовка к ее защите.
8
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Маркетинг
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект)
Объем часов
Уровень освоения
1
2
3
4
Раздел 1.
Основные теоретические аспекты маркетинга
Тема 1.1.
Маркетинг.
Цели и задачи дисциплины. Сущность и содержание маркетинга
Содержание учебного материала
4
1
Понятие «маркетинг». История возникновения маркетинга. Предмет дисциплины, его цели и задачи.
2
2
Сущность маркетинга и его определение. Подходы к пониманию дисциплины маркетинг. Основные понятия маркетинга.
3
Эволюция содержания и форм маркетинга. Суть современной концепции маркетинга.
Виды современного маркетинга в зависимости от ориентации маркетинговой деятельности. Содержание и цели маркетинговой деятельности. Основные принципы маркетинга. Функции маркетинга. Задачи маркетингу Субъекты маркетинга. Понятие marketing - mіх.
Практические занятия
0
Контрольные работы
0
Самостоятельная работа
Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы.
Изучение дополнительного материала по указанной теме. «История возникновения маркетинга в России»
1
Тема 1.2. Рынок, как экономическая основа маркетинга.
Содержание учебного материала
4
1
Основные понятия: сегментирование, сегмент и ниша рынка. Назначение сегментирования. Признаки сегментирования потребительского рынка. Целевой сегмент рынка. Критерии выбора сегмента рынка. Понятие емкости рынка.
3
2
Позиционирование товаров: понятие, назначение, условия правильного позиционирования товара на рынке, альтернативные способы позиционирования товаров.
Практические занятия
0
Контрольные работы
0
Самостоятельная работа
Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы.
Изучение дополнительного материала по указанной теме.
3
Тема 1.3.
Маркетинговая информация и маркетинговое исследование
Содержание учебного материала
4
1
Понятие, значение и сущность маркетинговой информации. Вспомогательные системы маркетинговой информации. Первичная и вторичная информация.
3
2
Понятие маркетинговых исследований. Методы маркетинговых исследований.
Практические занятия
Разработка и анализ маркетинговых мероприятий при разных видах спроса, ситуационные задачи.
Выполнение маркетингового исследования и анализ результатов собранной информации. Принятие маркетинговых решений.
2
Контрольные работы
0
Самостоятельная работа
Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы.
Изучение и конспектирование дополнительного материала по указанной теме. Маркетинговые службы. Основные способы опроса.
3
Тема 1.4. Объекты и субъекты рынка. Окружающая среда маркетинга
Содержание учебного материала
4
3
1
Объекты: нужда, потребность. Спрос. Определение понятий, их общность, различия.
2
Классификация потребностей: физиологические социальные, психические, интеллектуальные и духовные; приоритет потребностей. Краткая характеристика отдельных видов и разновидностей потребностей. Классификация потребителей по разным признакам.
3
Виды спроса, их краткая характеристика. Маркетинговые мероприятия при разных видах спроса. Типы маркетинга в зависимости от вида спроса. Субъекты: юридические и физические лица, осуществляющие маркетинговую деятельность. Службы и отделы маркетинга. Положение об отделе маркетинга.
4
Окружающая среда маркетинга: понятие; факторы, формирующие окружающую среду. Микросреда маркетинга. Макросреда маркетинга: понятие. Разновидности макросреды. Краткая характеристика разных сред.
Практические занятия
0
Контрольные работы
0
Самостоятельная работа
Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы.
Изучение и конспектирование дополнительного материала по указанной теме. Факторы маркетинговой среды.
2
Тема 1.5. Маркетинговая товарная политика
Содержание учебного материала
4
1
Сущность маркетинговой товарной политики и ее структура. Маркетинговая концепция товара. Жизненный цикл товара. Товарный знак и его значение. Функции товарного знака. Фирменный стиль. Упаковка и маркировка товаров. Штриховое кодирование товара и его значение. Сущность ассортимента и товарной номенклатуры.
3
2
Конкурентоспособность продукции: сущность, концепция и методы оценивания.
Конкурентная среда: характерные черты, условия возникновения, способы создания и поддержания. Конкурентоспособность организаций и товаров: критерии оценки, их конкурентные преимущества. Цели, задачи и основные направления сбытовой политики. Виды сбыта.
Практические занятия
Ситуационные задачи, деловые игры, формирование свободных розничных цен по установленному заданию.
Построение классической матрицы BCG и выработка стратегии на разных этапах ЖЦТ.
2
Контрольные работы
0
Самостоятельная работа
Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы.
Изучение и конспектирование дополнительного материала по указанной теме. Товарная марка и роль упаковки товара.
3
Тема 1.6. Маркетинговая ценовая политика
Содержание учебного материала
4
1
Суть и роль маркетинговой ценовой политики. Понятие цена. Состав оптовой и розничной цены. Рыночный механизм ценообразования. Функции цен: учетная, стимулирующая, распределительная, сбалансированности спроса и предложения. Классификация цен.
2
Сущность и особенности маркетинговой ценовой стратегии. Основные виды ценовой стратегии. Управление ценами: скидки и демпинг. Методы ценообразования.
Лабораторные работы
0
Практические занятия
Анализ ценовой политики организации: ценовая политика и стратегия ценообразования.
2
Контрольные работы
0
Самостоятельная работа
Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы.
Изучение и конспектирование дополнительного материала по указанной теме. Виды цен.
2
Раздел 2.
Распределение товаров. Система товародвижения. Стимулирование сбыта.
Тема 2.1. Маркетинговая политика распределения
Содержание учебного материала
4
1
Сущность, задачи, функции и элементы маркетинговой политики распределения. Каналы распределения товаров. Структуру и уровень каналов распределения. Роль посреднических организаций в распределении продукции. Смешанные каналы товародвижения.
3
2
Планирование товародвижения. Управление каналами товародвижения. Организационные формы оптовой торговли. Розничная торговля.
Лабораторные работы
0
Практические занятия
0
Контрольные работы
0
Самостоятельная работа
Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы.
Изучение и конспектирование дополнительного материала по указанной теме. Методы и формы распространения товаров.
1
Тема 2.2.
Коммуникационная политика в системе маркетинге
Содержание учебного материала
4
1
Понятие и значение маркетинговой политики коммуникаций. Сущность политики продвижения и её значение в комплексе маркетинга.
3
2
Основные элементы комплекса маркетинговых коммуникаций.
Лабораторные работы
0
Практические занятия
0
Семинарское занятие
«Инновационные технологии продвижения товара»
2
Контрольные работы
0
Самостоятельная работа
Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы.
Изучение и конспектирование дополнительного материала по указанной теме. Подготовка презентации рекламы продвижения товара. Подбор материала о внедрении инновационных технологиях продвижения товара.
5
Тема 2.3.
Организация и контроль маркетинговой деятельности предприятия
Содержание учебного материала
4
1
Организация маркетинговой деятельности на предприятии. Основные виды маркетинговых служб.
3
2
Система маркетингового планирования. Стратегическое планирование. Этапы стратегического планирования. Основные направления возможностей развития предприятия. Маркетинговое планирование. Структура маркетинг-плана предприятия.
Лабораторные работы
0
Практические занятия
0
Контрольные работы
0
Самостоятельная работа
Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы.
Изучение и конспектирование дополнительного материала по указанной теме: Маркетинг-Контроль. Типы маркетингового контроля. Этапы контроля за прибыльностью. Стратегический контроль. План ревизии маркетинга.
4
Контрольная работа
2
Дифференцированный зачет
2
Всего
72
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. - ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. - репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3. - продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению.
Реализацияпрограммы дисциплины требует наличия кабинета «Маркетинг».
Оборудование учебного кабинета:
-
-
посадочные места по количеству обучающихся;
-
рабочее место преподавателя;
-
-
учебная доска;
-
стенды;
-
плакаты;
-
шкафы;
-
методические рекомендации по выполнению практических работ;
-
методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы;
-
задания для контрольных работ;
-
альбом наглядных пособий по «Маркетингу».
-
Технические средства обучения:
- мультимедийное оборудование (компьютер,экран, проектор);
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1. Котлер Ф. Основы маркетинга/ Ф. Котлер. - М.: Прогресс, 2010. - 912 с.
2. Котлер Ф. Маркетинг. Менеджмент / Ф. Котлер. - 12-е изд. - СПб.: ПИТЕР, 2010. - 816 с.
3. Годин, А. М. Маркетинг: учебник для экономических вузов по направлению "Экономика" и специальности "Маркетинг" / А. М. Годин. - Москва: Дашков и Кº, 2010. - 671 с.
4. Алексунин В.И. Маркетинг. Учебное пособие. М., «Дашков и К», 2008. - 258 с.
-
Басовский Л.Е. Маркетинг: Курс лекций. - М.: ИНФРА-М, 2009. - 219 с.
Дополнительные источники:
-
Маркетинг: Учебник, практикум и учебно-методический комплекс по маркетингу / Р.Б. Ноздрева, Г.Д. Крылова, М.И. Соколова, В.Ю. Гречков. - М.: Юристъ, 2010. - 568 с.
-
Маркетинг: Учебник/Под ред. А.Н. Романова. - 4-е изд. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2010. - 463 с.
3. Нормативно-правовая документация.
4. Голубков Е. П. Маркетинг: Словарь-справочник - М.: Дело, 2000.
5. Тоффлер Б. Э. Словарь маркетинговых терминов - М.: ИНФРА-М, 2000.
Интернет-ресурсы:
-
Энциклопедия маркетинга: marketing.spb.ru/
-
Сайт гильдии маркетологов: marketologi.ru/
-
Сайт Российской ассоциации маркетинга: ram.ru/
-
On-line журнал по маркетингу 4p.ru: 4p.ru/
-
Административно-управленческий портал: aup.ru
-
marketingandresearch.ru/-журнал
-
marketingmix.com.ua/-маркетинг
-
marketolog.ru/-маркетолог
4 КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Контрольи оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Основные показатели оценки результата
Умения:
− использовать основные категории маркетинга в практической деятельности;
тестирование
− выявлять сегменты рынка;
практические занятия
− проводить маркетинговые исследования, анализировать их результаты и принимать маркетинговые решения;
выполнение исследовательской работы
− проводить опрос потребителей;
практические занятия
− определять жизненный цикл товара и задачи маркетинга;
практические занятия
− учитывать особенности маркетинга (по отраслям);
домашняя работа
− изучать и анализировать факторы маркетинговой среды, принимать маркетинговые решения;
выполнение исследовательской работы
− оценивать поведение покупателей.
индивидуальные задания
Знания:
− концепции рыночной экономики и историю развития маркетинга;
индивидуальные задания
− принципы и функции маркетинга;
тестирование
− сущность стратегического планирования в маркетинге;
домашняя работа
− этапы жизненного цикла продукции с особенностями маркетинга (по отраслям);
индивидуальные задания
− методы маркетинговых исследований;
выполнение исследовательской работы
− критерии и принципы сегментирования, пути позиционирования товара на рынке;
индивидуальные задания, домашние работы
− модель покупательского поведения;
домашняя работа
- природу и цели товародвижения, типы посредников
индивидуальные задания
− стратегию разработки нового товара;
практические занятия
− ценовые стратегии и методы ценообразования;
индивидуальные задания
− цели и средства маркетинговой коммуникации;
домашняя работа
− основы рекламной деятельности.
индивидуальные задания