Рабочая программа по Маркетингу для специальности 38. 02. 01 Экономика и бухгалтерский учёт

Раздел Технология
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Министерство образования и науки Донецкой Народной Республики

Государственноепрофессиональное образовательноеучреждение

«Донецкий электрометаллургический техникум»


СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ

Зам. директора по УР Директор ГПОУ

_______________ Михненко Р.Н. ______________Караван И.А.

«28»августа2015 г. «31»августа2015 г.








РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

*ОП.11Маркетинг



по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учёт

(по отраслям)
















2015

Программа учебной дисциплины разработана на основе государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 38.02.01Экономика и бухгалтерский учёт (по отраслям), утвержденного приказом Министерства образования и науки ДНР от 17 сентября 2015 года № 525, зарегистрированного Министерством юстиции (от 29 сентября 2015 г. рег. № 561)



Организация-разработчик: Государственное профессиональное образовательное учреждение «Донецкий электрометаллургический техникум»

Разработчик:

Малыгина Е.А., специалист первой категории, преподаватель экономических дисциплин

Рецензент:

1. Овчинникова Г.Н. - преподаватель-методист, ПЦК экономических дисциплин, преподаватель квалификационной категории «Специалист высшей категории», ГПОУ Донецкий горный техникум им. Е.Т. Абакумова.

Одобрена и рекомендована

с целью практического применения

цикловой комиссией экономических дисциплин

протокол № 1от «28»августа 2015 г.

Председатель ЦК__________ Белецкая Н.С.

Рабочая программа переутверждена на 20___ / 20___ учебный год

Протокол № ____ заседания ЦК от «____» _____________20___г.

В программу внесены дополнения и изменения

(см. Приложение ____, стр.____)

Председатель ЦК _______________________

Рабочая программа переутверждена на 20___ / 20___ учебный год

Протокол № ____ заседания ЦК от «____» _____________20___г.

В программу внесены дополнения и изменения

(см. Приложение ____, стр.____)

Председатель ЦК ______________________

СОДЕРЖАНИЕ

стр.

  1. Паспорт рабочей программы (с пояснительной запиской)

4

  1. Структура и содержание учебной дисциплины

8

  1. Условия реализации программы учебной дисциплины

11

  1. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины

13



1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

*ОП.11 Маркетинг


  1. Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины «Маркетинг» является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ГОС СПО по специальности 38.02.01Экономика и бухгалтерский учёт (по отраслям) (базовый уровень), входящая в состав укрупненной группы специальностей по направлению подготовки 38.00.00 «Экономика и управление».

1.2. Место учебной дисциплины в структуре программы подготовки специалистов среднего звена

Учебнаядисциплина «Маркетинг» относится к вариативной части общепрофессионального цикла ППССЗ.

Междисциплинарные связи:

Обеспечивающие: «Экономика», «Математика», «Информатика и ИКТ», «Экономика организации», «Финансы, денежное обращение и кредит»

Обеспечиваемые: «Менеджмент», «Финансы, денежное обращение и кредит», «Внешнеэкономическая деятельность», «Инвестиции», «Управление затратами».



  1. Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоения учебной дисциплины:

Формирование у студентов целостного представления о маркетинге как философии, стратегии и тактике рыночной деятельности и специфики ее реализации в условиях современной экономики.

В результате освоения дисциплины студент должен уметь:

− использовать основные категории маркетинга в практической деятельности;

− выявлять сегменты рынка;

− проводить маркетинговые исследования, анализировать их результаты и принимать маркетинговые решения;

− проводить опрос потребителей;

− определять жизненный цикл товара и задачи маркетинга;

− учитывать особенности маркетинга (по отраслям);

− изучать и анализировать факторы маркетинговой среды, принимать маркетинговые решения;

− оценивать поведение покупателей.

В результате освоения дисциплины студент должен знать:

− концепции рыночной экономики и историю развития маркетинга;

− принципы и функции маркетинга;

− сущность стратегического планирования в маркетинге;

− этапы жизненного цикла продукции с особенностями маркетинга (по отраслям);

− методы маркетинговых исследований;

− факторы маркетинговой среды;

− критерии и принципы сегментирования, пути позиционирования товара на рынке;

− модель покупательского поведения;

− стратегию разработки нового товара;

− природу и цели товародвижения, типы посредников;

− ценовые стратегии и методы ценообразования;

− цели и средства маркетинговой коммуникации;

− основы рекламной деятельности.

Изучение программного материала должно способствовать формированию у студентов нового экономического мышления.

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование общих компетенций (ОК), включающих в себя способность:

ОК2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с использованием информационно-коммуникационных технологий.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование профессиональных компетенций (ПК), включающих в себя способность:

ПК 1.3. Проводить учет денежных средств, оформлять денежные и кассовые документы.

ПК 2.2. Проводить подготовку к инвентаризации и проверку действительного соответствия фактических данных инвентаризации данным учета.

ПК 2.3. Отражать в бухгалтерских проводках зачет и списание недостачи ценностей (регулировать инвентаризационные разницы) по результатам инвентаризации.

ПК 2.4. Проводить процедуры инвентаризации финансовых обязательств организации.

ПК 4.4. Проводить контроль и анализ информации об имуществе и финансовом положении организации, ее платежеспособности и доходности.

ПК 5.1. Организовывать налоговый учет.

1.4. Количество часов, отведенное на освоение программы учебной дисциплины

Максимальной учебной нагрузки обучающегося72часов, в том числе:

- обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося48 часов;

- самостоятельной работы обучающегося 24 часа.


  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

72

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

48

в том числе:


лабораторные занятия (не предусмотрено)

-

практические занятия

10

контрольные работы

2

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

24

в том числе:


самостоятельная работа над индивидуальным проектом(не предусмотрено)

-

Систематическая проработка теоретического материала по темам и подготовка ответов на вопросы, выданные преподавателем (работа с конспектами, учебной и нормативной литературой по параграфам, главам учебных пособий, указанным преподавателем).

16

Подготовка к практической работе с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление практической работы, подготовка к ее защите.

8

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Маркетинг

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект)

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1.

Основные теоретические аспекты маркетинга



Тема 1.1.

Маркетинг.

Цели и задачи дисциплины. Сущность и содержание маркетинга

Содержание учебного материала

4

1

Понятие «маркетинг». История возникновения маркетинга. Предмет дисциплины, его цели и задачи.

2

2

Сущность маркетинга и его определение. Подходы к пониманию дисциплины маркетинг. Основные понятия маркетинга.

3

Эволюция содержания и форм маркетинга. Суть современной концепции маркетинга.

Виды современного маркетинга в зависимости от ориентации маркетинговой деятельности. Содержание и цели маркетинговой деятельности. Основные принципы маркетинга. Функции маркетинга. Задачи маркетингу Субъекты маркетинга. Понятие marketing - mіх.

Практические занятия

0

Контрольные работы

0

Самостоятельная работа

Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы.

Изучение дополнительного материала по указанной теме. «История возникновения маркетинга в России»

1

Тема 1.2. Рынок, как экономическая основа маркетинга.

Содержание учебного материала

4

1

Основные понятия: сегментирование, сегмент и ниша рынка. Назначение сегментирования. Признаки сегментирования потребительского рынка. Целевой сегмент рынка. Критерии выбора сегмента рынка. Понятие емкости рынка.

3

2

Позиционирование товаров: понятие, назначение, условия правильного позиционирования товара на рынке, альтернативные способы позиционирования товаров.

Практические занятия

0


Контрольные работы

0

Самостоятельная работа

Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы.

Изучение дополнительного материала по указанной теме.

3


Тема 1.3.

Маркетинговая информация и маркетинговое исследование


Содержание учебного материала


4

1

Понятие, значение и сущность маркетинговой информации. Вспомогательные системы маркетинговой информации. Первичная и вторичная информация.

3

2

Понятие маркетинговых исследований. Методы маркетинговых исследований.


Практические занятия

Разработка и анализ маркетинговых мероприятий при разных видах спроса, ситуационные задачи.

Выполнение маркетингового исследования и анализ результатов собранной информации. Принятие маркетинговых решений.

2


Контрольные работы

0

Самостоятельная работа

Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы.

Изучение и конспектирование дополнительного материала по указанной теме. Маркетинговые службы. Основные способы опроса.

3

Тема 1.4. Объекты и субъекты рынка. Окружающая среда маркетинга

Содержание учебного материала

4

3

1

Объекты: нужда, потребность. Спрос. Определение понятий, их общность, различия.


2

Классификация потребностей: физиологические социальные, психические, интеллектуальные и духовные; приоритет потребностей. Краткая характеристика отдельных видов и разновидностей потребностей. Классификация потребителей по разным признакам.

3

Виды спроса, их краткая характеристика. Маркетинговые мероприятия при разных видах спроса. Типы маркетинга в зависимости от вида спроса. Субъекты: юридические и физические лица, осуществляющие маркетинговую деятельность. Службы и отделы маркетинга. Положение об отделе маркетинга.

4

Окружающая среда маркетинга: понятие; факторы, формирующие окружающую среду. Микросреда маркетинга. Макросреда маркетинга: понятие. Разновидности макросреды. Краткая характеристика разных сред.

Практические занятия

0


Контрольные работы

0

Самостоятельная работа

Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы.

Изучение и конспектирование дополнительного материала по указанной теме. Факторы маркетинговой среды.

2

Тема 1.5. Маркетинговая товарная политика



Содержание учебного материала

4

1

Сущность маркетинговой товарной политики и ее структура. Маркетинговая концепция товара. Жизненный цикл товара. Товарный знак и его значение. Функции товарного знака. Фирменный стиль. Упаковка и маркировка товаров. Штриховое кодирование товара и его значение. Сущность ассортимента и товарной номенклатуры.

3

2

Конкурентоспособность продукции: сущность, концепция и методы оценивания.

Конкурентная среда: характерные черты, условия возникновения, способы создания и поддержания. Конкурентоспособность организаций и товаров: критерии оценки, их конкурентные преимущества. Цели, задачи и основные направления сбытовой политики. Виды сбыта.

Практические занятия

Ситуационные задачи, деловые игры, формирование свободных розничных цен по установленному заданию.

Построение классической матрицы BCG и выработка стратегии на разных этапах ЖЦТ.

2

Контрольные работы

0

Самостоятельная работа

Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы.

Изучение и конспектирование дополнительного материала по указанной теме. Товарная марка и роль упаковки товара.

3

Тема 1.6. Маркетинговая ценовая политика


Содержание учебного материала

4

1

Суть и роль маркетинговой ценовой политики. Понятие цена. Состав оптовой и розничной цены. Рыночный механизм ценообразования. Функции цен: учетная, стимулирующая, распределительная, сбалансированности спроса и предложения. Классификация цен.

2

Сущность и особенности маркетинговой ценовой стратегии. Основные виды ценовой стратегии. Управление ценами: скидки и демпинг. Методы ценообразования.

Лабораторные работы

0

Практические занятия

Анализ ценовой политики организации: ценовая политика и стратегия ценообразования.

2


Контрольные работы

0

Самостоятельная работа

Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы.

Изучение и конспектирование дополнительного материала по указанной теме. Виды цен.

2

Раздел 2.

Распределение товаров. Система товародвижения. Стимулирование сбыта.


Тема 2.1. Маркетинговая политика распределения


Содержание учебного материала

4


1

Сущность, задачи, функции и элементы маркетинговой политики распределения. Каналы распределения товаров. Структуру и уровень каналов распределения. Роль посреднических организаций в распределении продукции. Смешанные каналы товародвижения.

3

2

Планирование товародвижения. Управление каналами товародвижения. Организационные формы оптовой торговли. Розничная торговля.

Лабораторные работы

0


Практические занятия

0

Контрольные работы

0

Самостоятельная работа

Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы.

Изучение и конспектирование дополнительного материала по указанной теме. Методы и формы распространения товаров.

1

Тема 2.2.

Коммуникационная политика в системе маркетинге

Содержание учебного материала

4


1

Понятие и значение маркетинговой политики коммуникаций. Сущность политики продвижения и её значение в комплексе маркетинга.

3

2

Основные элементы комплекса маркетинговых коммуникаций.

Лабораторные работы

0


Практические занятия

0

Семинарское занятие

«Инновационные технологии продвижения товара»

2

Контрольные работы

0

Самостоятельная работа

Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы.

Изучение и конспектирование дополнительного материала по указанной теме. Подготовка презентации рекламы продвижения товара. Подбор материала о внедрении инновационных технологиях продвижения товара.

5

Тема 2.3.

Организация и контроль маркетинговой деятельности предприятия


Содержание учебного материала

4



1

Организация маркетинговой деятельности на предприятии. Основные виды маркетинговых служб.

3

2

Система маркетингового планирования. Стратегическое планирование. Этапы стратегического планирования. Основные направления возможностей развития предприятия. Маркетинговое планирование. Структура маркетинг-плана предприятия.

Лабораторные работы

0


Практические занятия

0

Контрольные работы

0

Самостоятельная работа

Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы.

Изучение и конспектирование дополнительного материала по указанной теме: Маркетинг-Контроль. Типы маркетингового контроля. Этапы контроля за прибыльностью. Стратегический контроль. План ревизии маркетинга.

4

Контрольная работа

2

Дифференцированный зачет

2

Всего

72


Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. - ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. - репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);

3. - продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).


3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению.

Реализацияпрограммы дисциплины требует наличия кабинета «Маркетинг».

Оборудование учебного кабинета:

    • посадочные места по количеству обучающихся;

    • рабочее место преподавателя;

  • учебная доска;

  • стенды;

  • плакаты;

  • шкафы;

    • методические рекомендации по выполнению практических работ;

    • методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы;

    • задания для контрольных работ;

    • альбом наглядных пособий по «Маркетингу».

Технические средства обучения:

- мультимедийное оборудование (компьютер,экран, проектор);

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

1. Котлер Ф. Основы маркетинга/ Ф. Котлер. - М.: Прогресс, 2010. - 912 с.

2. Котлер Ф. Маркетинг. Менеджмент / Ф. Котлер. - 12-е изд. - СПб.: ПИТЕР, 2010. - 816 с.

3. Годин, А. М. Маркетинг: учебник для экономических вузов по направлению "Экономика" и специальности "Маркетинг" / А. М. Годин. - Москва: Дашков и Кº, 2010. - 671 с.

4. Алексунин В.И. Маркетинг. Учебное пособие. М., «Дашков и К», 2008. - 258 с.

  1. Басовский Л.Е. Маркетинг: Курс лекций. - М.: ИНФРА-М, 2009. - 219 с.

Дополнительные источники:

  1. Маркетинг: Учебник, практикум и учебно-методический комплекс по маркетингу / Р.Б. Ноздрева, Г.Д. Крылова, М.И. Соколова, В.Ю. Гречков. - М.: Юристъ, 2010. - 568 с.

  2. Маркетинг: Учебник/Под ред. А.Н. Романова. - 4-е изд. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2010. - 463 с.

3. Нормативно-правовая документация.

4. Голубков Е. П. Маркетинг: Словарь-справочник - М.: Дело, 2000.

5. Тоффлер Б. Э. Словарь маркетинговых терминов - М.: ИНФРА-М, 2000.

Интернет-ресурсы:

  1. Энциклопедия маркетинга: marketing.spb.ru/

  2. Сайт гильдии маркетологов: marketologi.ru/

  3. Сайт Российской ассоциации маркетинга: ram.ru/

  4. On-line журнал по маркетингу 4p.ru: 4p.ru/

  5. Административно-управленческий портал: aup.ru

  6. marketingandresearch.ru/-журнал

  7. marketingmix.com.ua/-маркетинг

  8. marketolog.ru/-маркетолог

4 КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Контрольи оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Основные показатели оценки результата

Умения:

− использовать основные категории маркетинга в практической деятельности;

тестирование

− выявлять сегменты рынка;

практические занятия

− проводить маркетинговые исследования, анализировать их результаты и принимать маркетинговые решения;

выполнение исследовательской работы

− проводить опрос потребителей;

практические занятия

− определять жизненный цикл товара и задачи маркетинга;

практические занятия

− учитывать особенности маркетинга (по отраслям);

домашняя работа

− изучать и анализировать факторы маркетинговой среды, принимать маркетинговые решения;

выполнение исследовательской работы

− оценивать поведение покупателей.

индивидуальные задания

Знания:

− концепции рыночной экономики и историю развития маркетинга;

индивидуальные задания

− принципы и функции маркетинга;

тестирование

− сущность стратегического планирования в маркетинге;

домашняя работа

− этапы жизненного цикла продукции с особенностями маркетинга (по отраслям);

индивидуальные задания

− методы маркетинговых исследований;

выполнение исследовательской работы

− критерии и принципы сегментирования, пути позиционирования товара на рынке;

индивидуальные задания, домашние работы

− модель покупательского поведения;

домашняя работа

- природу и цели товародвижения, типы посредников

индивидуальные задания

− стратегию разработки нового товара;

практические занятия

− ценовые стратегии и методы ценообразования;

индивидуальные задания

− цели и средства маркетинговой коммуникации;

домашняя работа

− основы рекламной деятельности.

индивидуальные задания


© 2010-2022