Пластилинография как средство развития творческих способностей детей с ОВЗ

Пластилинография - это технология, принцип которой заключается в создании пластилиновой лепной картины на бумажной, картонной или иной основы, благодаря которой изображения получаются более или менее выпуклые, полуобъемные. Технология пластилиновой живописи уникальна. Основной материал - пластилин, а инструмент - рука, что очень важно для развития мелкой моторики. Занятия пластилинографией способствуют развитию и активизации у детей психических процессов: внимания, памяти, воображения, мышления,...
Раздел Технология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ГБОУ РХ «Черногорская специальная

(коррекционная) школа-интернат»

Лыкова О.И., учитель-логопед


ПЛАСТИЛИНОГРАФИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ С ОВЗ


В настоящее время специальная педагогика все больше внимания уделяет развитию творческих способностей обучающихся с ОВЗ. Эта проблема актуальна, так как в процессе творческой деятельности у ребёнка с особыми образовательными потребностями усиливается ощущение собственной личностной ценности, активно строятся социальные контакты, возникает чувство внутреннего контроля и порядка. Свои чувства и эмоции ребёнку легче выразить с помощью зрительных образов, нежели вербально. Следует так же отметить, что некоторые дети ограничены или вообще лишены возможности говорить или слышать, тогда невербальные средства выразительности являются единственным инструментом выражения его чувств.

Контингент обучающихся, воспитанников школы-интерната это дети с проблемами в интеллектуальном развитии, ранним детским аутизмом, синдромом Дауна, ДЦП, комплексными нарушениями. Характерной особенностью таких детей является нарушение развития всех сторон психической деятельности: внимания, памяти, мышления, речи, общей и мелкой моторики, эмоционально - волевой сферы. Поэтому для данной категории школьников - пластилинография, является одним из значимых средств развития творческих способностей, коррекции имеющихся проблем.

Развитию творческой активности, пробуждению интереса к изобразительной деятельности у детей с ОВЗ способствует использование нетрадиционной техники работы с пластилином.

Пластилинография - это техника, принцип которой заключается в создании пластилином лепной картинки на бумажной, картонной или иной основе, благодаря которой изображения получаются более или менее выпуклые, полуобъёмные. Техника пластилиновой живописи уникальна. Дети с удовольствием открывают и самостоятельно придумывают новые цвета и оттенки, используя пластилиновую палитру, разные виды пластилинографии для изображения характерных особенностей создаваемого образа.

К достоинствам технологии «Пластилинографии» относятся:
- простота исполнения работы
- яркость фактурного материала
- возможность моментального исправления, а значит отсутствие страха перед возможной неудачей
- насыщенность игровыми приёмами, упражнениями, благодаря которым решения поставленных задач осуществляется без перегрузки и напряжения.
Основной материал - пластилин, а инструмент - рука, что очень важно для развития мелкой моторики, которая является одним из главных стимуляторов умственной деятельности ребенка.

Пластилинография позволяет решать не только практические задачи, но и воспитательно-образовательные. Дети получают знания, умения и навыки, и одновременно, закрепляют информацию, полученную на уроках развития речи и ознакомления с окружающим миром, внеклассных занятиях, таким образом, происходит интеграция образовательных областей.

Занятия пластилинографией способствуют развитию и активизации у детей психических процессов: внимания, памяти, воображения, мышления, а также, творческих способностей: умению подбирать и сочетать цвета и оттенки, умению составлять композицию. Развивается восприятие, пространственная ориентация, сенсомоторная координация, то есть те школьно-значимые функции, которые необходимы для успешного обучения в школе.

Анализируя творческие работы детей: рисунки, аппликации, выявились характерные особенности: наличие прерывистых линий, слабый нажим, неумение правильно держать кисть, карандаш, пользоваться ножницами, низкий уровень работоспособности. Это и привело к мысли о необходимости создания условий для содержательной деятельности способной заинтересовать детей, внедрения в коррекционно-развивающий процесс нетрадиционной технологии. Дети увлеченно работают, загораются новыми идеями, особенно им нравится, когда все получается. Работы выглядят ярко, благодаря сочным цветам пластилина, и еще то, что пластилином можно не только лепить, но и рисовать.

Вся работа по обучению детей ведется в три этапа:

1.На подготовительном этапе дети осваивают правильную постановку пальцев, прием отщипывания маленького кусочка пластилина от целого куска, учатся скатывать шарики между двумя пальцами, надавливать, вдавливать, размазывать пластилин подушечками пальцев, работать на ограниченном пространстве.

2. На втором этапе (основном) дети научаются работать не выходя за контуры рисунка, размазывать пластилин закрашивая контур внутри, осваивают прием вливания одного цвета в другой, путем слияния двух или нескольких цветов получать новый цвет или оттенок.

3. На третьем этапе, заключительном, дети учатся самостоятельно решать задачи, выбирать рисунок для работы и формировать отношение к результатам своей деятельности.

Для большей выразительности работы используется природный материал и другие вспомогательные предметы: бисер, бусины, стразы). А самое главное они учатся выполнять коллективные работы, действовать по словесной инструкции педагога.

В работе с детьми применяются разнообразные методы с учетом индивидуальных особенностей детей:

- наглядные (наблюдение, показ, образец) - раскрывают перед детьми задачу предстоящей деятельности, направляет их внимание, память, мышление. Показ должен быть четким и точным. Необходимо, чтобы дети увидели каждое движение педагога, заметили особенности его выполнения, при этом каждое действие обозначается словом;

- словесные (беседы, объяснение последовательности выполнения работы, вопросы, художественное слово, пояснение, словесное поощрение) - позволяют в кратчайшие сроки передать детям информацию, поставить учебную задачу, указать пути ее решения;

- практические (показ способов изображения и способов действия).

В процессе обучения детей пластилинографии не ставятся очень сложные задачи, чтобы не испугать ребенка. Творчество должно создавать радость, желание вновь и вновь заниматься интересным делом.

Так как существует множество различных приемов рисования пластилином, начинать обучение с наиболее простых приемов, таких как:

- рисование пластилиновыми веревочками или «колбасками»;

- рисование мазками;

- заполнение фрагментов пластилиновыми шариками.

Затем переходить к более трудоемким приемам, требующим от детей терпения и усидчивости:

- процарапывание по пластилину;

- вырезание отдельных картин;

- использование дополнительного материала.

Создание образа в воображении наиболее трудный путь для ребенка, требующий большого объема знаний и впечатлений, богатой эмоциональной гаммы душевных переживаний, умения удивляться, наблюдать. Поэтому, важно пополнять внутренний потенциал детской фантазии, обогащая ее новыми впечатлениями. Вот почему так важно, прежде чем создать свое, как можно больше увидеть, услышать, потрогать, подумать.

Каждое занятие сопровождается художественным словом и пальчиковыми играми.

По окончании работы обязательно следует педагогическая оценка, которая является одним из важнейших приемов обучения. Оценке подлежит как результат решения учебной задачи, так и ход ее выполнения. Рассмотрев работы маленьких авторов, особо отмечается их старание и творческое начало.

Таким образом, проводимая работа показывает, что системность и поэтапность занятий с использованием техники «пластилинографии» способствует формированию прочных изобразительных навыков и развитию творческих способностей у детей.

В процессе применения в педагогической практике пластилинографии удалось достичь следующих результатов: у детей появился устойчивый интерес к продуктивным видам деятельности, улучшилось речевое развитие детей, появились положительные навыки коммуникативного общения со сверстниками и взрослыми, наблюдается положительная динамика в развитии общей и мелкой моторики.

© 2010-2022