- Преподавателю
- Технология
- Исследовательский проект учащегося Незнакомое о знакомом
Исследовательский проект учащегося Незнакомое о знакомом
Раздел | Технология |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Яковлева Л.М. |
Дата | 05.11.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа села Средний Кумор»
Кукморского муниципального района Республики Татарстан
Исследовательский проект
Загадки знакомых вещей. Неизвестное об известном.
Работу выполнила:
Шахтина Татьяна
ученица 9 класса
МБОУ «СОШ села Средний Кумор»
Руководитель:
учитель технологии Яковлева Л.М.
2014-2015
Оглавление
Оглавление 2
Краткая формулировка задачи 3
Практическая часть 4
Заключение 9
Список использованной литературы 11
Приложение 1 12
Приложение 2 12
Приложение 3 12
Приложение 4 12
Приложение 5 13
Приложение 6 14
Краткая формулировка задачи
По результатам медицинского осмотра обучающихся второе место среди приобретенных заболеваний после нарушений костно-мышечной системы занимает расстройство желудочно-кишечного тракта. Так в чем же причина столь бурного «приобретения» этого заболевания учащимися? Причин, наверное, много. Но, по-моему, одна и немаловажная причина - употребление продуктов, состоящих, как много говорят сегодня, из пищевых добавок, красителей, которыми переполнены полки магазинов, и пестрятся там всеми цветами радуги, привлекая внимание людей. Эта проблема коснулась в частности и меня, поэтому я поставила перед собой цель: изучить и объективно оценить содержание пищевых добавок в наиболее популярных продуктах питания и определить степень их опасности для здоровья человека.
Для достижения своей цели определила задачи:
- узнать, что такое пищевые добавки и из чего их получают;
- рассмотреть распространенные виды пищевых добавок и определить их назначение, необходимость в производстве продуктов питания;
- определить степень воздействия пищевых добавок на организм человека.
Результат моей работы поможет мне в дальнейшем сделать свой выбор относительно того или иного продукта питания, а мои рекомендации по правильному выбору и употреблению продуктов питания, возможно, окажут значимую ценность в снижении количества учащихся в школе, «приобретающих» болезни желудочно-кишечного тракта, особенно таких как гастрит.
Практическая часть
Первый этап работы - узнать, определить, что же такое пищевые добавки и из чего их получают?
Это вещества, которые никогда не употребляются самостоятельно, а вводятся в продукты питания для придания им свойств: вкуса, цвета, запаха, консистенции и внешнего вида, для сохранения пищевой и биологической ценности, улучшения условий обработки, хранения, транспортировки.
А где они, как, с какой целью применяются, в чем их опасность для организма человека? Ответы на эти вопросы дала мне данная таблица:
Тип добавок
Значение
Пример
Воздействие на организм
Е1**
(красители)
1.Для восстановления природного цвета, утраченного в процессе обработки и хранения.
2.Для окрашивания бесцветных продуктов.
3.Для повышения интенсивности цвета.
4.При подделке продуктов
1.Натуральные красители. Сырье для них - ягоды, цветы, листья, корнеплоды.
2.Синтетические красители, не имеют вкуса, не содержат витаминов, дают яркие цвета.
Среди синтетических красителей практически нет безопасных. Большинство из них оказывают аллергенное, мутагенное, канцерогенное действие (Е131 - 142, 153) Запрещены: Е103,105, 111, 121, 125, 126, 130, 152.
Опасны: Е102, 110, 120, 123, 124, 127, 155.
Е2** (консерванты)
1.Увеличение срока годности, предотвращения порчи продуктов под действием микроорганизмов.
2. Заготовка продуктов впрок, доставка их в труднодоступные районы.
3.Угнетение роста плесневых грибков, дрожжей, бактерий.
1. В домашних условиях - соль, сахар, уксус (они меняют вкус продукта).
2.Промышленные консерванты - сернистая, сорбиновая, бензойная кислоты (практически не модифицируют вкус продукта)
3.Антибиотики-консерванты (для транспортировки мяса и рыбы)
Сорбиновая кислота угнетает ферментные системы организма, бензойная кислота плохо переносится маленькими детьми. Бензоат натрия - аллерген. Антибиотики вызывают нарушения необходимого соотношения микрофлоры кишечника, провоцируют кишечные болезни.
Канцерогенные ракообразующие: Е210, 211-217, 219. Вредны для кожи: Е230-232, 238. Вызывают расстройства кишечника: Е221, 226. Влияют на давление: Е250, 251. Опасны: Е201, 222 - 224, 233, 270.
Е3** (антиокислители)
1.Защита жиросодержащих продуктов от прогоркания.
2.Остановка самоокисления продуктов.
1.Природные - аскорбиновая кислота, токоферолы в растительном масле.
2.Синтетические - бутилоксианизол, бутилокситолуол.
Вызывают сыпь: Е311 - 313.
Вызывают расстройство кишечника: Е338-341. Повышают холестерин в крови: Е320- 322.
Е4** (загустители)
1.Получение продуктов с нужной консистенцией, улучшение и сохранение их структуры.
2.Использование в производстве желе, мороженого, консервов, майонеза.
1.Натуральные - желатин, крахмал, пектин, агар, карраген.
2.Полусинтетические - целлюлоза, модифицированный крахмал.
Впитывают вещества, независимо от их полезности или вредности, могут нарушить всасывание минеральных веществ, являются легкими слабительными. Вызывают расстройство кишечника: Е407, 450, 462, 465, 466.
Е5** (эмульгаторы)
1.Создание консистенции пищевого продукта, его вязкости.
2.Использование в производстве маргарина, кулинарного жира, колбасного фарша, в кондитерских и хлебобулочных изделиях (не дают им быстро черстветь)
1.Натуральные - яичный белок, природный лецитин.
2.Синтетические - фосфаты кальция и аммония, фосфорная кислота.
Использование фосфатов может привести к нарушению баланса между фосфором и кальцием, плохо усваивается кальций, способствует развитию остеопороза. Опасны: Е501-503, 510,513, 527, 560.
Е6** (усилители вкуса)
1.Усиление выраженного вкуса и аромата.
2.Придание ощущения жирности низкокалорийным йогуртам и мороженому.
3.Смягчение резкого вкуса уксусной кислоты и остроты в майонезе.
4.Подсластители.
1.Натуральные - получают из натурального сырья.
2.Идентичные натуральным - искусственные соединения, имитирующие ароматы натуральных продуктов.
3.Искусственные - не миеют аналога в природе: глутаминовая кислота, мальтол, глютамат натрия.
4.Подсластители, содержащие калории: сорбит, ксилит; некалорийные: сахарин, сахарол, аспартам
.
Глютамат натрия вызывает головную боль, тошноту, учащенное сердцебиение, сонливость, слабость, может повлиять на зрение, если употреблять его регулярно.
Сахарин способен вызвать опухоль мочевого пузыря. Глутаминовая кислота превращается в аминомасляную, которая является возбудителем центральной нервной системы. Ракообразующие: Е626-630, 635. Опасны: Е620, 636, 637.
Практическую часть своей работы я начала, посетив магазин в селе Средний Кумор. Узнала, какие продукты пользуются особым спросом у детей школьного возраста. Исходя из этого выбрала продукты для исследования. Определила содержание пищевых добавок в данных продуктах и результаты отразила в данной таблице.
Продукт
Краси-тели Е1**
Консер-ванты Е2**
Антиокислители Е3**
Загусти-тели Е4**
Эмульга-торы Е5**
Усилители вкуса Е6**
Йогурт (Данон)
Е109
Е120 опасен
Е450,
Е407вызывают расстройство кишечника
Е600
Чипсы(Lays)
Е160,
Е100
Е103 запрещен
Е621,
Е635-ракообразующий
Е620 опасный
Макароны быстрого приготовления
E102-опасный
E412
Е621
Майонез (Провансаль)
Е160
Е211 ракообразующий,
Е202
Е321-повышает холестерин в крови
Кетчуп (Для спагетти)
E122,
E124-опасный
Е211 ракообразующий ,
Е202
Мороженое (Ушастик)
Е471,
Е412,
Е407вызывает расстройство кишечника ,
Е410
Сухарики
Е459
E551
Е621
Жевательная резинка(Dirol)
E170,
E171
Е296
E330,
Е321 повышает холестерин в крови,
Е300, Е322 повышает холестерин в крови
E414,
E421,
Е420
Шоколадные батончики (пикник, сникерс,…)
Е322 повышает холестерин в крови
Е476,
Е471,
Е422
Газированные напитки (пепси-кола, фанта…)
E150
Е211 ракообразующий ,
Е102 опасный, Е130- запрещенный
Шоколад молочный (Альпен гольд )
Е322 повышает холестерин в крови, Е312 - вызывает сыпь
E476
Сухарики
Е341вызывают расстройство кишечника
Е627-ракообразующие
Кукурузные снеки
Е262
Е330,
Е341,
Е542,
Е551
Е621
Сырок
Е102 опасный,
Е322 повышает холестерин в крови
Вафельный торт
Е200
Е322 повышает холестерин в крови
Соус тартар
Е200,
Е260,
Е211 ракообразующие,
Е202
Е330,
Е316
Е415
Е621
Карамель «Шипучка»
Е162,
Е182
Е296,
Е290
Е626-627 ракообразующие
Заключение
Изучив состав вышеперечисленных пищевых продуктов, можно судить о том, что многие из них приносят больше вреда организму человека, чем пользы. Это и аллергические заболевания, которые иногда приводят к смерти; рак - заболевание, которое не лечится; нарушение нервов, ухудшение зрения, головные боли,… доказательством этому служат опыты, проведенные мною.
Например, если в воду положить жевательные, сосательные конфеты в ярких упаковках, можно увидеть, как быстро вода меняет цвет. (Опыт 1. Положить в стакан с водой конфету) (Приложение 1).
Сладкие газированные напитки - это смесь сахара, химии и газов - чтобы быстрее распределить по организму вредные вещества. Кока-кола, например, замечательное средство от известковой накипи и ржавчины. Можно представить, что испытывает желудок, приняв такую жидкость. (Опыт 2. Ржавчину протереть тряпкой, смоченной в кока-коле. Ржавчина исчезает. Также в домашних условиях с помощью кока-колы можно очистить чайник от накипи. Опыт 2.1. В газированном напитке продержать 30-40 минут сырое мясо - оно свертывается, приобретает цвет вареного мяса) (Приложение 2).
Чипсы, как кукурузные, так и картофельные - очень вредны для организма. В них содержится акриламид - токсичное вещество, которое отрицательно влияет на почки и печень. Как канцероген он может привести к расстройству нервной системы. Кроме того, в чипсах содержатся жирные кислоты (Опыт 3. Завернуть чипсы в белую бумажную салфетку, продержать 5 минут), (Приложение 3) которые увеличивают риск заболевания онкологическими заболеваниями, нарушают обмен веществ. Исследования английских ученых показывают, что 30% больных раком - это любители чипсов.
Майонез - продукт, который мы любим и используем ежедневно в бутербродах, заправляем салаты, добавляем в супы и т.д. А как принимает наш организм это лакомство? Майонез очень плохо растворяется в воде при температуре 37-40 градусов. Трудно растворяет его и жидкость для мытья посуды. (Опыт 4. Растворить в двух стаканах: в одной - чистая теплая вода, в другой - раствор воды с жидкостью для мытья посуды) (Приложение 4).
Таким образом, можно изучить множество пищевых продуктов, используемых нами ежедневно и наглядно увидеть, как мы «испытываем» свой желудок, подвергаем риску наш организм, то есть разгадать загадки знакомых вещей и узнать незнакомое о знакомом. А ведь можно просто серьезно подумать и принимать те продукты, натуральные, которые можем готовить в домашних условиях. Вместо красителей использовать овощи, фрукты; а усилители вкуса - природа сама создала вкус и аромат каждого растения специально для нас.
В конце я хочу сказать, что слова, рекламируемые с экранов телевизора, в рекламных буклетах продовольственных магазинов «ВКУСНО, БЫСТРО, ПОЛЕЗНО, НЕДОРОГО» можно воспринимать как «САМОУБИЙСТВО БЫСТРОГО ПРИГОТОВЛЕНИЯ» (Приложение 5)
Подведя итог своей исследовательской работы, я пришла к выводу, что обязана довести эту информацию для учащихся нашей школы. Разработала проект внеклассного мероприятия по теме своей работы «Загадки знакомых вещей. Неизвестное об известном» (Приложение 6).
Список использованной литературы
-
mirsovetov.ru/a/medicine/nutrition/harmful-product.html
-
images.yandex.ru/
-
Этикетки продуктов.
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
Приложение 5
Приложение 6
Внеклассное мероприятие
«Загадки знакомых вещей. Незнакомое о знакомом»
Цель:
-
Расширить знания учащихся о пищевых добавках;
-
Воспитывать стремление к здоровому образу жизни, к сохранению своего здоровья.
Добрый день, участники и гости сегодняшнего мероприятия! Сегодня я хочу рассказать вам о своей исследовательской работе, которую провела в этом учебном году. (Презентация исследовательской работы 5 минут).
Выполнив свою работу, я узнала, что такое пищевые добавки и из чего их получают, рассмотрела распространенные виды пищевых добавок и их назначение, определила степень их воздействия на организм человека.
А теперь я хочу провести с вами познавательное мероприятие в форме игры. Для этого нам нужны участники: 2 команды по 3 человека. Участником игры станет тот, кто отгадает загадки:
1.Сидит на ложке, свесив ножки. (Лапша)
2. Ножка деревянная, рубашка шоколадная. На солнышке я таю, во рту я исчезаю. (Эскимо)
3.Очень любят дети холодок в пакете. Холодок, холодок, дай лизнуть тебя разок! (Мороженое)
4. Сладок, нежен и воздушен. Он порою всем вам нужен. Ни одно ведь торжество не проходит без него. (Торт)
5.Творожку я - брат. Сметане - сват, маслу - племянник я. А молоко - матушка моя. (Сыр) 6. Все мы - сыновья картошки, но для нас не надо ложки. Мы хрустим, хрустим, хрустим, угостить ребят хотим. (Чипсы)
А тот, кто отгадает следующие загадки, станет членом жюри, внимательно следить за работой наших участников.
7. «Без рук, без ног, а в гору лезет. ( Тесто)»
8.Мы порой как будто ушки, бантики, рожки, ракушки. Любят взрослые и дети. И колечки, и спагетти. А добавь в нас тертый сыр - будет настоящий пир. (Макароны).
У нас на сцене 2 команды. Каждая команда должна набрать баллы. Команда, которая наберет больше баллов, станет победителем.
Конкурс 1. Продукты питания, изображенные на экране, разделите на «ПОЛЕЗНЫЕ» и «ВРЕДНЫЕ», составив список. Работу выполнить за 2 минуты.
Конкурс 2. Сочините, инсценируйте сказку - поучительную историю, используя свой список «ВРЕДНЫХ» и «ПОЛЕЗНЫХ» продуктов, составленный при 1 конкурсе. Главным героем вашей сказки должен быть сказочный персонаж или мультипликационный герой. На выполнение задания дается 10 минут.
А пока команды работают над заданием, проведем опыты со зрителями. Помните, в своей исследовательской работе я рассказала о своих опытах. Многие, наверное, не поверили. Поэтому я предлагаю эти опыты провести вместе. (Из числа зрителей приглашается на сцену по 1 человеку на каждый опыт).
Выступают команды со своей сказкой.
Конкурс 3. Используя «ПОЛЕЗНЫЕ» продукты из вашего списка, составьте рецепт приготовления «ПОЛЕЗНОГО» блюда на завтрак. На выполнение задания - 3 минуты.
Пока участники команды работают, составляем рецепт со зрителями. Продукты - на экране, фантазия, воображение - ваше, а балл за оригинальный рецепт - команде, за которую вы болеете.
Выступление команд.
Слово жюри.
Подведение итогов.
Спасибо всем за участие. Я надеюсь, что проведенное сегодня мероприятие заставило вас задуматься о том, что мы едим, что можно есть и каких продуктов стоит опасаться. Всем крепкого здоровья!