Доклад на тему: здоровьесбережение на уроках технологии

В наше время многие ученики приходят в школу уже с хроническими заболеваниями и отклонениями в физическом развитии (нарушения зрения, осанки, заболевания органов пищеварения), поэтому здоровьесбережение в учебном процессе просто необходимо.   Для подтверждения результатов работы по сохранности и укрепления здоровья учащихся я начну с самых важных и в тоже время с самых простых аспектов здоровье сбережения, которые я соблюдаю и применяю в образовательном процессе! Знания ученик должен получать б...
Раздел Технология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Здоровьесбережение на уроках технологии






















В наше время многие ученики приходят в школу уже с хроническими заболеваниями и отклонениями в физическом развитии (нарушения зрения, осанки, заболевания органов пищеварения), поэтому здоровьесбережение в учебном процессе просто необходимо.

Для подтверждения результатов работы по сохранности и укрепления здоровья учащихся я начну с самых важных и в тоже время с самых простых аспектов здоровье сбережения, которые я соблюдаю и применяю в образовательном процессе!

  1. Создание благоприятного психологического климата в образовательном процессе. Уроки я веду в доброжелательном тоне , создаю «ситуацию успеха», обеспечивая профилактику «школьных неврозов» . Стараюсь не забывать на уроке о эмоционально-смысловых разрядках: улыбках, уместных остроумных шутках, использования юмористических картинок, поговорок, афоризмов с комментариями, музыкальных минуток. Кроме того, я считаю, задержка учащихся в классе после звонка на перемену недопустима. Урок завершаю спокойно и благодарю учеников за работу.

  2. Создание благоприятного гигиенического и психофизического комфорта в образовательном процессе. Хроническое утомление - это один из главных факторов истощения ресурсов здоровья школьников, поэтому психофизический комфорт учеников на уроке - это важнейшее условие предупреждения их утомления.

При подготовке конспектов и при проведении уроков я обращаю внимание на создание условий способствующих сохранению здоровья учащихся:

  1. Гигиенические условия в кабинете, наличие уголка здоровья (температурный режим, проветривание, чистота, грамотное оформление кабинета: уголок здоровья, правила безопасной работы в кабинете технологии).

  2. Число видов учебной деятельности и частота их чередования (опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, практические занятия, игровые, соревновательные моменты. Лучший вид отдыха - смена деятельности). Норма 4-7 видов за урок по - 7-10 минут.

  3. Число и чередование использованных видов преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и др. Норма - не менее трех за урок, не позже чем через 10-15 минут.

  4. Использование методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения учащихся (методы свободного выбора (свободная беседа, выбор действия, его способа, выбор приемов взаимодействия, свобода творчества и т.д.); активные методы (ученики в роли учителя, обучение действием, обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия, семинар, ученик как исследователь и др.); методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки и взаимооценки) ).

  5. Длительность применения технических средств обучения в соот-ветствии с гигиеническими нормами. Норма 8-10 мин.

  6. Физкультминутки и музыкальные-паузы и динамические паузы, производственная гимнастика- норма- на 15-20 минут урока по 1 минуте из 3-х легких упражнений с 3-4 повторениями каждого (движение, физические упражнения, физкультминутки и подвижные перемены, эмоциональные разрядки и «минутки покоя», самомассаж, при первых симптомах усталости глаз, я рекомендую отводить взгляд вдаль на несколько секунд, тем самым формирую устойчивые привычки, которая в дальнейшем помогут сберечь: остроту зрения, осанку и т.п.)

  7. Включение в содержательную часть урока вопросов, связанных со с сохранением иммунитета ,здоровьем и здоровым образом жизни - профилактика простудных заболеваний, демонстрация примеров, выработка понимания сущности здорового образа жизни; формирование потребности в здоровом образе жизни; выработка индивидуального способа безопасного поведения; витаминизация пищевого рациона; оздоровительные тренинги для учащихся.

И если обобщить мой опыт по данному критерию, то для сохранения и укрепления здоровья учащихся в системе и комплексно я соблюдаю следующее:

  • Проведение занятий на свежем воздухе ( способствует активизации биологических процессов, вызываемых процессом обучения, повышают общую работоспособность организма, замедляют процесс утомления).

  • Проведение уроков и занятий по теме здоровьясбережения.

  • Постоянное внимание к профилактике скалиоза: посадка учеников, проведение упражнений.

  • Гигиеническое нормирование учебной нагрузки, объема домашнего задания

  • Освоение активных форм и методов школьников, использование моментов урока сберегающих здоровье учащихся .

  • Обеспечение интереса к своему предмету и уроку

  • Обязательное проведение на каждом уроке физкультминуток

  • Системное чередование нагрузок и отдыха.

  • Оздоровительные тренинги для учащихся.

  • Выполнение санитарно- гигиенических требований, регламентированных СанПиНами.

  • Соблюдение личной и общественной гигиены (чистота тела, чистота мест занятий, воздуха и т.д.)

  • Проветривание и влажная уборка помещений;

  • Соблюдение общего режима дня.

  • Обучение детей элементарным приёмам здорового образа жизни (ЗОЖ), простейшим навыкам оказания первой медицинской помощи при порезах, ссадинах, ожогах, укусах.

  • Учёт возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.

  • Формирование ответственности у учащихся за своё здоровье окружающих людей.

  • Настойчивое приучение учащихся к применению своих знаний по формированию, сохранению и укреплению здоровья на практике.

  • Ограничение предельного уровня учебной нагрузки во избежание переутомления учащегося

Знания ученик должен получать без ущерба для здоровья! Усвоение пользы здоровьесберегающих мероприятий требуют их повторяемости. Тематические уроки также способствуют получению знаний и умений учащихся по здоровьесбережению. Темы уроков приведены в таблице . Таблица

Класс Раздел Тема урока

5 класс Материаловедение

Гигиена девушки

Кулинария Натуральные волокна и ткани.

Уход за кожей, волосами, ногтями.

Физиология питания. Рациональное питание.

Овощи. Блюда из овощей.

Заготовка продуктов на зиму.

6 класс Кулинария


Гигиена и здоровье.

Культура дома. Виды и правильное использование тепловой обработки продуктов питания.

Заготовка продуктов. Физиология питания. Первая помощь при пищевых отравлениях.

Уход за волосами.

Уход за обувью и одеждой.

Требования к интерьеру.

7 класс Материаловедение .

Кулинария


Гигиена девушки.


Культура дома. Искусственные волокна и ткани.

Физиология питания. Кисло-молочные продукты и блюда из них.

Блюда из фруктов и ягод.

Блюда из мяса.

Повседневная и праздничная косметика. Макияж.

Гигиена девушки.

Комнатные растения в интерьере дома.

8 класс Кулинария Питание в школе.

Сохранение полезных свойств в продуктах блюд национальной кухни.

Консервирование и маринование продуктов.

Знакомство с профессиями.


Таким образом, я реализую здоровьесбережение в учебном процессе, это подтверждает анкетирование учащихся. Учащиеся отвечают, что они правильно питаются и ведут здоровый образ жизни благодаря и влиянию учителя.

Здоровьесберегающая среда - это пространство, окружающее учащихся во время их пребывания в школе: экологическое, эмоционально -поведенческое, воспитательное. Здоровье сбережение объединяет в себе все направления деятельности учителя по формированию, сохранению и укреплению здоровья учащихся: спортивно- оздоровительные праздники, тематические праздники здоровья, выход на природу, экскурсии, через работу с семьёй с целью пропаганды здорового образа жизни, в системе организационно- теоретических и практических занятий в лекториях.

В школе ежедневно ребята занимаются теннисом, играют, танцуют. Проводится профилактика простудных заболеваний. Благодаря комплексному подходу к здоровьесбережению школьников и я вношу свою лепту в формирование и укрепления здоровья учащихся, осуществляя индивидуально- дифференцированный, массовый подходы в оздоровительно- развивающей работе с учащимися в урочное и во внеурочное время.

Правильно организуя и используя разнообразные формы здоровьясбережения в образовательном процессе, я способствую сохранению и укреплению здоровья ребёнка.









Для сохранения и укрепления здоровья учащихся в системе и комплексно я соблюдаю следующее:

  • Проведение занятий на свежем воздухе ( способствует активизации биологических процессов, вызываемых процессом обучения, повышают общую работоспособность организма, замедляют процесс утомления).

  • Проведение уроков и занятий по теме здоровьясбережения.

  • Постоянное внимание к профилактике скалиоза: посадка учеников, проведение упражнений.

  • Гигиеническое нормирование учебной нагрузки, объема домашнего задания

  • Освоение активных форм и методов школьников, использование моментов урока сберегающих здоровье учащихся .

  • Обеспечение интереса к своему предмету и уроку

  • Обязательное проведение на каждом уроке физкультминуток

  • Системное чередование нагрузок и отдыха.

  • Оздоровительные тренинги для учащихся.

  • Выполнение санитарно- гигиенических требований, регламентированных СанПиНами.

  • Соблюдение личной и общественной гигиены (чистота тела, чистота мест занятий, воздуха и т.д.)

  • Проветривание и влажная уборка помещений;

  • Соблюдение общего режима дня.

  • Обучение детей элементарным приёмам здорового образа жизни (ЗОЖ), простейшим навыкам оказания первой медицинской помощи при порезах, ссадинах, ожогах, укусах.

  • Учёт возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.

  • Формирование ответственности у учащихся за своё здоровье окружающих людей.

  • Настойчивое приучение учащихся к применению своих знаний по формированию, сохранению и укреплению здоровья на практике.

  • Ограничение предельного уровня учебной нагрузки во избежание переутомления учащегося



© 2010-2022