- Преподавателю
- Технология
- Доклад на тему: здоровьесбережение на уроках технологии
Доклад на тему: здоровьесбережение на уроках технологии
Раздел | Технология |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Клевцевич Т.Г. |
Дата | 23.11.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Здоровьесбережение на уроках технологии
В наше время многие ученики приходят в школу уже с хроническими заболеваниями и отклонениями в физическом развитии (нарушения зрения, осанки, заболевания органов пищеварения), поэтому здоровьесбережение в учебном процессе просто необходимо.
Для подтверждения результатов работы по сохранности и укрепления здоровья учащихся я начну с самых важных и в тоже время с самых простых аспектов здоровье сбережения, которые я соблюдаю и применяю в образовательном процессе!
-
Создание благоприятного психологического климата в образовательном процессе. Уроки я веду в доброжелательном тоне , создаю «ситуацию успеха», обеспечивая профилактику «школьных неврозов» . Стараюсь не забывать на уроке о эмоционально-смысловых разрядках: улыбках, уместных остроумных шутках, использования юмористических картинок, поговорок, афоризмов с комментариями, музыкальных минуток. Кроме того, я считаю, задержка учащихся в классе после звонка на перемену недопустима. Урок завершаю спокойно и благодарю учеников за работу.
-
Создание благоприятного гигиенического и психофизического комфорта в образовательном процессе. Хроническое утомление - это один из главных факторов истощения ресурсов здоровья школьников, поэтому психофизический комфорт учеников на уроке - это важнейшее условие предупреждения их утомления.
При подготовке конспектов и при проведении уроков я обращаю внимание на создание условий способствующих сохранению здоровья учащихся:
-
Гигиенические условия в кабинете, наличие уголка здоровья (температурный режим, проветривание, чистота, грамотное оформление кабинета: уголок здоровья, правила безопасной работы в кабинете технологии).
-
Число видов учебной деятельности и частота их чередования (опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, практические занятия, игровые, соревновательные моменты. Лучший вид отдыха - смена деятельности). Норма 4-7 видов за урок по - 7-10 минут.
-
Число и чередование использованных видов преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и др. Норма - не менее трех за урок, не позже чем через 10-15 минут.
-
Использование методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения учащихся (методы свободного выбора (свободная беседа, выбор действия, его способа, выбор приемов взаимодействия, свобода творчества и т.д.); активные методы (ученики в роли учителя, обучение действием, обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия, семинар, ученик как исследователь и др.); методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки и взаимооценки) ).
-
Длительность применения технических средств обучения в соот-ветствии с гигиеническими нормами. Норма 8-10 мин.
-
Физкультминутки и музыкальные-паузы и динамические паузы, производственная гимнастика- норма- на 15-20 минут урока по 1 минуте из 3-х легких упражнений с 3-4 повторениями каждого (движение, физические упражнения, физкультминутки и подвижные перемены, эмоциональные разрядки и «минутки покоя», самомассаж, при первых симптомах усталости глаз, я рекомендую отводить взгляд вдаль на несколько секунд, тем самым формирую устойчивые привычки, которая в дальнейшем помогут сберечь: остроту зрения, осанку и т.п.)
-
Включение в содержательную часть урока вопросов, связанных со с сохранением иммунитета ,здоровьем и здоровым образом жизни - профилактика простудных заболеваний, демонстрация примеров, выработка понимания сущности здорового образа жизни; формирование потребности в здоровом образе жизни; выработка индивидуального способа безопасного поведения; витаминизация пищевого рациона; оздоровительные тренинги для учащихся.
И если обобщить мой опыт по данному критерию, то для сохранения и укрепления здоровья учащихся в системе и комплексно я соблюдаю следующее:
-
Проведение занятий на свежем воздухе ( способствует активизации биологических процессов, вызываемых процессом обучения, повышают общую работоспособность организма, замедляют процесс утомления).
-
Проведение уроков и занятий по теме здоровьясбережения.
-
Постоянное внимание к профилактике скалиоза: посадка учеников, проведение упражнений.
-
Гигиеническое нормирование учебной нагрузки, объема домашнего задания
-
Освоение активных форм и методов школьников, использование моментов урока сберегающих здоровье учащихся .
-
Обеспечение интереса к своему предмету и уроку
-
Обязательное проведение на каждом уроке физкультминуток
-
Системное чередование нагрузок и отдыха.
-
Оздоровительные тренинги для учащихся.
-
Выполнение санитарно- гигиенических требований, регламентированных СанПиНами.
-
Соблюдение личной и общественной гигиены (чистота тела, чистота мест занятий, воздуха и т.д.)
-
Проветривание и влажная уборка помещений;
-
Соблюдение общего режима дня.
-
Обучение детей элементарным приёмам здорового образа жизни (ЗОЖ), простейшим навыкам оказания первой медицинской помощи при порезах, ссадинах, ожогах, укусах.
-
Учёт возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.
-
Формирование ответственности у учащихся за своё здоровье окружающих людей.
-
Настойчивое приучение учащихся к применению своих знаний по формированию, сохранению и укреплению здоровья на практике.
-
Ограничение предельного уровня учебной нагрузки во избежание переутомления учащегося
Знания ученик должен получать без ущерба для здоровья! Усвоение пользы здоровьесберегающих мероприятий требуют их повторяемости. Тематические уроки также способствуют получению знаний и умений учащихся по здоровьесбережению. Темы уроков приведены в таблице . Таблица
Класс Раздел Тема урока
5 класс Материаловедение
Гигиена девушки
Кулинария Натуральные волокна и ткани.
Уход за кожей, волосами, ногтями.
Физиология питания. Рациональное питание.
Овощи. Блюда из овощей.
Заготовка продуктов на зиму.
6 класс Кулинария
Гигиена и здоровье.
Культура дома. Виды и правильное использование тепловой обработки продуктов питания.
Заготовка продуктов. Физиология питания. Первая помощь при пищевых отравлениях.
Уход за волосами.
Уход за обувью и одеждой.
Требования к интерьеру.
7 класс Материаловедение .
Кулинария
Гигиена девушки.
Культура дома. Искусственные волокна и ткани.
Физиология питания. Кисло-молочные продукты и блюда из них.
Блюда из фруктов и ягод.
Блюда из мяса.
Повседневная и праздничная косметика. Макияж.
Гигиена девушки.
Комнатные растения в интерьере дома.
8 класс Кулинария Питание в школе.
Сохранение полезных свойств в продуктах блюд национальной кухни.
Консервирование и маринование продуктов.
Знакомство с профессиями.
Таким образом, я реализую здоровьесбережение в учебном процессе, это подтверждает анкетирование учащихся. Учащиеся отвечают, что они правильно питаются и ведут здоровый образ жизни благодаря и влиянию учителя.
Здоровьесберегающая среда - это пространство, окружающее учащихся во время их пребывания в школе: экологическое, эмоционально -поведенческое, воспитательное. Здоровье сбережение объединяет в себе все направления деятельности учителя по формированию, сохранению и укреплению здоровья учащихся: спортивно- оздоровительные праздники, тематические праздники здоровья, выход на природу, экскурсии, через работу с семьёй с целью пропаганды здорового образа жизни, в системе организационно- теоретических и практических занятий в лекториях.
В школе ежедневно ребята занимаются теннисом, играют, танцуют. Проводится профилактика простудных заболеваний. Благодаря комплексному подходу к здоровьесбережению школьников и я вношу свою лепту в формирование и укрепления здоровья учащихся, осуществляя индивидуально- дифференцированный, массовый подходы в оздоровительно- развивающей работе с учащимися в урочное и во внеурочное время.
Правильно организуя и используя разнообразные формы здоровьясбережения в образовательном процессе, я способствую сохранению и укреплению здоровья ребёнка.
Для сохранения и укрепления здоровья учащихся в системе и комплексно я соблюдаю следующее:
-
Проведение занятий на свежем воздухе ( способствует активизации биологических процессов, вызываемых процессом обучения, повышают общую работоспособность организма, замедляют процесс утомления).
-
Проведение уроков и занятий по теме здоровьясбережения.
-
Постоянное внимание к профилактике скалиоза: посадка учеников, проведение упражнений.
-
Гигиеническое нормирование учебной нагрузки, объема домашнего задания
-
Освоение активных форм и методов школьников, использование моментов урока сберегающих здоровье учащихся .
-
Обеспечение интереса к своему предмету и уроку
-
Обязательное проведение на каждом уроке физкультминуток
-
Системное чередование нагрузок и отдыха.
-
Оздоровительные тренинги для учащихся.
-
Выполнение санитарно- гигиенических требований, регламентированных СанПиНами.
-
Соблюдение личной и общественной гигиены (чистота тела, чистота мест занятий, воздуха и т.д.)
-
Проветривание и влажная уборка помещений;
-
Соблюдение общего режима дня.
-
Обучение детей элементарным приёмам здорового образа жизни (ЗОЖ), простейшим навыкам оказания первой медицинской помощи при порезах, ссадинах, ожогах, укусах.
-
Учёт возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.
-
Формирование ответственности у учащихся за своё здоровье окружающих людей.
-
Настойчивое приучение учащихся к применению своих знаний по формированию, сохранению и укреплению здоровья на практике.
-
Ограничение предельного уровня учебной нагрузки во избежание переутомления учащегося