Рабочая программа по черчению 8-9 класс

Раздел Технология
Класс 8 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

КОМБАЙНОВСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА


Рассмотрено

на заседании МС

Протокол № ___

от «__» _____ 2014 г.


Согласовано

Зам.директора по УВР

___________________

«__» _____ 2014 г.


Утверждено

Директор школы

_______________

«__» _____ 2014 г.


Рабочая программа



по Черчению в 8-9 классах



Учитель Демяник Олег Валериевич


8 кл 9 кл

Количество часов в 1 полугодии:

16 16

Всего:

35 34

В неделю:

1 1



Программа составлена на основе:


  • обязательного минимума содержания основных образовательных программ;

  • программы А.Д. Ботвинникова


Учебник:

  • А.Д. Ботвинников Черчение 7-8 класс

Москва «Просвещение»,2012г.

2014-2015 учебный год



Пояснительная записка

Статус документа

Настоящая программа по черчению для 8, 9 классов создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Черчение», авторы: А.Д. Ботвинников, И.С. Вышнепольский, В.А. Гервер, М.М. Селиверстов, М. Просвещение 1993. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития, учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения черчения, которые определены стандартом.

Программа составлена на основе программы МОРФ Москва «Просвещение» 2000. Автор: Ботвинников А.Д., Виноградов В.Н., Вишнепольский В.С.

Структура программы.

Программа содержит перечень объёма обязательных теоретических знаний по предмету, тематическое планирование, список методических материалов для учителя и учебных материалов для учащихся, а также перечень графических и практических работ.

Программа рассчитана на 69 учебных часов (35 часа в 8 классе и 34 часа в 9 классе по 1 часу в неделю).

Общая характеристика учебного предмета

Приоритетной целью школьного курса черчения является общая система развития мышления, пространственных представлений и графической грамотности учащихся. Школьный курс черчения помогает школьникам овладеть одним из средств познания окружающего мира; имеет большое значение для общего и политехнического образования учащихся; приобщает школьников к элементам инженерно-технических знаний в области техники и технологии современного производства; содействует развитию технического мышления, познавательных способностей учащихся. Кроме того, занятия черчением оказывают большое влияние на воспитание у школьников самостоятельности и наблюдательности, аккуратности и точности в работе, являющихся важнейшими элементами общей культуры труда; благоприятно воздействуют на формирование эстетического вкуса учащихся, что способствует разрешению задач их эстетического воспитания.

Основная задача курса черчения - формирование учащихся технического мышления, пространственных представлений, а также способностей к познанию техники с помощью графических изображений. Задачу развития познавательного интереса следует рассматривать в черчении как стимул активизации деятельности школьника, как эффективный инструмент, позволяющий учителю сделать процесс обучения интересным, привлекательным, выделяя в нём те аспекты, которые смогут привлечь к себе внимание ученика.

В число задач политехнической подготовки входят ознакомление учащихся с основами производства, развитие конструкторских способностей, изучение роли чертежа в современном производстве, установление логической связи черчения с другими предметами политехнического цикла, выражающейся, в частности, в повышении требовательности к качеству графических работ школьников на уроках математики, физики, химии, труда. В результате этого будет совершенствоваться общая графическая грамотность учащихся. В задачу обучения черчению входит также подготовка школьников к самостоятельной работе со справочной и специальной литературой для решения возникающих проблем.

Черчение как учебный предмет во многом специфичен и значительно отличается от других школьных дисциплин. По этой причине совокупность методов обучения черчению отличается от методов обучения других предметов. Однако отдельные методы обучения, применяемые в черчении, не являются особыми методами. Они представляют собой видоизменение общих методов обучения.

В изучении курса черчения используются следующие методы:

Рассказ, объяснение, беседа, лекции, наблюдение, моделирование и конструирование, выполнение графических работ, работа с учебником и справочным материалом


Цели и задачи курса.

Программа ставит целью:

- научить школьников читать и выполнять чертежи деталей и сборочных единиц, а также применять графические знания при решении задач с творческим содержанием.

В процессе обучения черчению ставятся задачи:

- сформировать у учащихся знания об ортогональном (прямоугольном) проецировании на одну, две и три плоскости проекций, о построении аксонометрических проекций (диметрии и изометрии) и приемах выполнения технических рисунков;

-ознакомить учащихся с правилами выполнения чертежей, установленными государственными стандартами ЕСКД;

-обучить воссоздавать образы предметов, анализировать их форму, расчленять на его составные элементы;

-развивать все виды мышления, соприкасающиеся с графической деятельностью школьников;

-обучить самостоятельно, пользоваться учебными и справочными материалами;

-прививать культуру графического труда.

Реализация рабочей программы осуществляется с использованием учебно-методического комплекта: Ботвинников А.Д., Виноградов В.Н., Вишнепольский И.С. Черчение: Учебник для 7-8 кл. - Москва, изд-во «АСТ» 2008 г.

Настоящая учебная программа рассчитана для общеобразовательных школ. Изучение курса черчения рассчитано на два года обучения, один час в неделю. Всего 69 часов.


ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

УРОКОВ ЧЕРЧЕНИЯ В 8 КЛАССЕ

(1час в неделю, всего 34 часа )

Первый год обучения

Чет-

верть

урока

Наименование разделов и тем


Кол-во часов


1


Учебный предмет «Черчение». Значение графического изображения в производственной деятельности человека (построения и перспективы). Цели и задачи изучения черчения в школе и дальнейшей профориентации. Стандартизация приемов и способов изображения.




6


1


История и развитие методов графических изображений. Инструменты, принадлежности и материалы для выполнения чертежей. Приемы работы с инструментами и организация рабочего места.


1

2

Основные правила оформления чертежей. Понятие о стандартах ЕСКД. Масштабы, линии чертежа, рамки и основные надписи на чертежах.


1

3

Графическая работа №1.

1

4

Шрифты чертежные. Разметка букв, цифр и знаков чертежного шрифта. Основные приемы выполнения надписей чертежным шрифтом.


1


5

Основные правила, приемы и методы нанесения размеров. Выносные и размерные линии. Стрелки, знаки радиуса, диаметры, конусности. Правила постановки размерных цифр.


1

6

Графическая работа №2.

1

Способы проецирования.

8

7

Общие сведения о проецировании. Различные методы проецирования (центральный, параллельный, прямоугольный).


1

8

Получение изображения на плоскости различными методами проецирования. Проецирование детали на одну, две, три плоскости проекции методом прямоугольного проецирования.


1

9

Определение вида, правила расположения видов на чертеже, названия видов.

1


2









10

Аксонометрические проекции. Косоугольная, фронтальная, диметрическая проекция. Прямоугольная изометрическая проекция. Направление осей. Показатели искажения. Нанесение размеров.


1

11

Построение аксонометрических проекций плоских геометрических фигур.

1

12

Аксонометрические проекции окружностей. Способы построение овала.

1

13

Построение аксонометрических предметов, имеющих круглые поверхности.

1

14

Технический рисунок.

1

Чтение и выполнение чертежей

9

15

Анализ геометрических форм предметов на основе характерных признаков.

1

16

Проекции геометрических тел.

1


3

17

Особенности проецирования правильных пирамид.

1

18

Особенности проецирования цилиндра и конуса.

1

19

Проекции группы геометрических тел. Взаимное расположение геометрических тел относительно плоскостей проекции.

1

20

Проекции вершин, ребер и граней предмета.

1

21

Графическая работа №3.

1

22

Построение третьего вида.

1

23

Построение третьего вида по двум данным.

1

Нанесение размеров на чертежах с учетом формы предметов. Использование знака квадрата.

11

24

Дополнительные сведения о нанесении размеров с учетом формы предмета.

1

25

Развертки поверхностей некоторых тел.

1

26

Выполнение чертежей предметов с использованием геометрических построений. Деление окружности на равные части.

1


4













27

Сопряжения. Сопряжение двух прямых дугой заданного радиуса. Сопряжение окружности и прямой дугой заданного радиуса.


1

28

Геометрические построения для чертежей и разметки деталей.

1

29

Графическая работа №4.

1

30

Взаимная связь изменения формы предмета. Взаимное положение его частей и пространственного положения самого предмета, отображение этих предметов на чертеже. Конструирование по изображениям.


1

31

Порядок чтения чертежей деталей.

1

32

Графическая работа №5.

1

33

Эскизы деталей с натуры.

1

34

Итоговая графическая работа №6.

2



ПРИМЕРНОЕ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

УРОКОВ ЧЕРЧЕНИЯ В 9 КЛАССЕ

(1час в неделю, всего 34 часа )

Второй год обучения

1

2

3

4


1



Общие сведения о способах проецирования.

1

1

Повторение сведений проецирования.

1

Сечения, разрезы, виды.

14

2


Правила выполнения наложенных и вынесенных сечений.

Обозначение сечений.

1

3

Правила графического обозначения материалов на сечениях.

1

4

Графическая работа №1.

1

5

Разрезы. Различия между разрезами и сечениями.

1

6

Простые разрезы (горизонтальные, фронтальные и профильные). Обозначение разрезов.

1

7

Соединение части вида с частью разреза.

1

8

Местный разрез. Особые случаи разрезов. Тонкие стенки и спицы на разрезе.

1

9

Применение разрезов в аксонометрических проекциях.

1


2

10

Графическая работа №2.

1

11-12

Выбор необходимого и достаточного количества изображений на чертежах и главного вида.

2

13

Условности и упрощения на чертежах.

1

14

Чтение и выполнение чертежей, содержащих изученные условности.

1

15

Практическая работа на закрепление изученного материала, а также навыков рационального выбора количества изображений с использованием условностей и простановки размеров.


1

Сборочные чертежи.

Чертежи типовых соединений деталей (5 часов).

Сборочные чертежи изделий (8 ч.).

13

16

Разъемные соединения деталей (болтовые, шпилечные, шпоночные и штифтовые). Неразъемные соединения (сварные, паяные, клеевые и заклепочные).


1


3

17

Резьбовые соединения. Изображение резьбы на стержне и в отверстии. Обозначение метрической резьбы. Упрощенное изображение резьбовых соединений. Чертежи болтовых соединений.


1

18

Упрощенное изображение резьбовых соединений. Стандарты и справочный материал. Чертежи штифтовых соединений.

1

19



Чтение чертежей, содержащих изображения изученных соединений деталей. Чертежи шпоночных и штифтовых соединений.


1


20

Графическая работа №3.

1

21

Сборочные чертежи (спецификация, номера позиций и др.).

1

22

Основные требования к разделам на сборочных чертежах.

1

23

Условности и упрощения на сборочных чертежах.

1

24

Особенности простановки размеров на сборочных чертежах.

1

25

Практическая работа. Чтение сборочных чертежей.

1

26

Понятие о деталировании. Выполнение чертежей деталей сборочной единицы.

1


4






27

Графическая работа №4.

1

28

Решение задач с элементами конструирования.

1

Чтение строительных чертежей.

4

29


Назначение и особенности архитектуроно-строительных чертежей: фасады, планы, разрезы, масштабы. Размеры на строительных чертежах.



1

30

Условные изображения дверных и оконных проемов, санитарно-технического оборудования.

1

31

Чтение несложных строительных чертежей. Работа со справочником.

1

32

Графическая работа №5.

1

Обзор разновидностей графических изображений.

2

33

Графические изображения, применяемые на практике.

1

34

Итоговая графическая работа №6 (контрольная работа).

1


ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ

ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ГРАФИЧЕСКИХ РАБОТ

(обязательные работы, предусмотренные программой)


8 КЛАСС

1. «Основные линии чертежа» (бумага чертежная). Содержание работы: вычертите в соответствии с правилами ЕСКД рамку, графы основной надписи по размерам, все основные линии чертежа. Можно выбрать любое расположение групп линий на листе. Основную надпись можно расположить как вдоль короткой, так и вдоль длинной стороны листа.

2. Чертеж «плоской детали» (бумага чертежная). Содержание работы: выполните чертежи деталей «Прокладка» по имеющимся половинам изображений, разделенных осью симметрии. Нанесите размеры, укажите толщину детали. Работу выполните на листе формата А4. Масштаб изображения 2:1.

3. «Чертежи и аксонометрические проекции предметов» (бумага чертежная). Содержание работы: по заданию учителя постройте аксонометрическую проекцию одной из деталей. На аксонометрической проекции нанесите изображения точек А, В и С; обозначьте их. Ответьте на вопросы.

4. «Чертеж детали» (с использованием геометрических построений, в том числе сопряжений, бумага чертежная). Содержание работы: выполните с натуры или по наглядному изображению в необходимом количестве видов чертеж одной из деталей, в очертаниях которой содержатся сопряжения.

5. «Выполнение чертежа предмета в трех видах с преобразованием его формы» (путем удаления части предмета, бумага чертежная). Содержание работы: выполните чертеж детали, у которой удалены части по нанесенной разметке. Направление проецирования для построения главного вида указано стрелкой.

6. «Эскиз и технический рисунок детали» (бумага в клетку). Содержание работы: по заданию учителя выполните эскиз детали (с натуры) в необходимом количестве видов и технический рисунок той же детали.




















ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ

ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ГРАФИЧЕСКИХ РАБОТ

(обязательные работы, предусмотренные программой)


9 КЛАСС

1. «Эскиз детали с выполнением сечений» (бумага в клетку). Содержание работы: выполните на листе бумаги в клетку формата А4 по заданию учителя с натуры или по наглядному изображению эскиз детали. Выявите поперечную форму детали сечением. Обозначьте его, если нужно. Нанесите размеры.

2. «Чертеж детали с применением разреза» (бумага чертежная). Содержание работы: на листе формата А4 выполните вид слева и постройте целесообразный разрез одной из деталей. Нанесите размеры.

3. «Чертеж резьбового соединения» (бумага чертежная). Содержание работы: вычертите с натуры один из видов резьбового соединения, примените упрощения, установленные стандартом.

4. «Деталирование» (бумага чертежная). Содержание работы: выполните по указанию учителя чертежи одной-двух деталей.

5. «Мой дом» (бумага чертежная или в клетку). Содержание работы: выполните план своей комнаты с расстановкой мебели, указав отопительные и санитарно-технические устройства.

6. Контрольная работа (бумага чертежная). Содержание работы: выполните чертеж детали средней сложности по чертежу общего вида.



























СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ


Первый год обучения

8 класс

Учебный предмет «Черчение». Значение графического изображения в производственной деятельности человека (построения и перспективы). Цели и задачи изучения черчения в школе и дальнейшей профориентации. Стандартизация приемов и способов изображения. (6 ч).

История и развитие методов графических изображений. Инструменты, принадлежности и материалы для выполнения чертежей. Приемы работы с инструментами и организация рабочего места. История и развитие методов графических изображений. Инструменты, принадлежности и материалы для выполнения чертежей. Приемы работы с инструментами и организация рабочего места. Основные правила оформления чертежей. Понятие о стандартах ЕСКД. Масштабы, линии чертежа, рамки и основные надписи на чертежах. Графическая работа №1.Шрифты чертежные. Разметка букв, цифр и знаков чертежного шрифта. Основные приемы выполнения надписей чертежным шрифтом.

Основные правила, приемы и методы нанесения размеров. Выносные и размерные линии. Стрелки, знаки радиуса, диаметры, конусности. Правила постановки размерных цифр.

Графическая работа №2.

Способы проецирования. (8 ч).

Общие сведения о проецировании. Различные методы проецирования (центральный, параллельный, прямоугольный).Получение изображения на плоскости различными методами проецирования. Проецирование детали на одну, две, три плоскости проекции методом прямоугольного проецирования. Определение вида, правила расположения видов на чертеже, названия видов. Аксонометрические проекции. Косоугольная, фронтальная, диметрическая проекция. Прямоугольная изометрическая проекция. Направление осей. Показатели искажения. Нанесение размеров. Построение аксонометрических проекций плоских геометрических фигур. Аксонометрические проекции окружностей. Способы построение овала. Построение аксонометрических предметов, имеющих круглые поверхности. Технический рисунок.

Чтение и выполнение чертежей. (9 ч).

Анализ геометрических форм предметов на основе характерных признаков. Проекции геометрических тел. Особенности проецирования правильных пирамид. Особенности проецирования цилиндра и конуса. Проекции группы геометрических тел. Взаимное расположение геометрических тел относительно плоскостей проекции. Проекции вершин, ребер и граней предмета. Графическая работа №3. Построение третьего вида. Построение третьего вида по двум данным.

Нанесение размеров на чертежах с учетом формы предметов.

Использование знака квадрата. (11 ч).

Дополнительные сведения о нанесении размеров с учетом формы предмета. Развертки поверхностей некоторых тел. Выполнение чертежей предметов с использованием геометрических построений. Деление окружности на равные части. Сопряжения. Сопряжение двух прямых дугой заданного радиуса. Сопряжение окружности и прямой дугой заданного радиуса. Геометрические построения для чертежей и разметки деталей.

Графическая работа №4. Взаимная связь изменения формы предмета. Взаимное положение его частей и пространственного положения самого предмета, отображение этих предметов на чертеже. Конструирование по изображениям. Порядок чтения чертежей деталей. Графическая работа №5. Эскизы деталей с натуры. Итоговая графическая работа №6.











СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ


Второй год обучения

9 класс

Общие сведения о способах проецирования. (1 ч).

Повторение сведений проецирования.

Сечения, разрезы, виды. (14 ч).

Правила выполнения наложенных и вынесенных сечений. Обозначение сечений.

Правила графического обозначения материалов на сечениях. Графическая работа №1.

Разрезы. Различия между разрезами и сечениями. Простые разрезы (горизонтальные,

фронтальные и профильные). Обозначение разрезов. Соединение части вида с частью

разреза. Местный разрез. Особые случаи разрезов. Тонкие стенки и спицы на разрезе.

Применение разрезов в аксонометрических проекциях. Графическая работа №2.

Выбор необходимого и достаточного количества изображений на чертежах и главного вида. Условности и упрощения на чертежах. Чтение и выполнение чертежей, содержащих изученные условности. Практическая работа на закрепление изученного материала, а также навыков рационального выбора количества изображений с использованием условностей и простановки размеров.

Сборочные чертежи. (13 ч).

Чертежи типовых соединений деталей (5 часов).

Сборочные чертежи изделий (8 ч.).

Разъемные соединения деталей (болтовые, шпилечные, шпоночные и штифтовые). Неразъемные соединения (сварные, паяные, клеевые и заклепочные). Резьбовые соединения. Изображение резьбы на стержне и в отверстии. Обозначение метрической резьбы. Упрощенное изображение резьбовых соединений. Чертежи болтовых соединений.

Упрощенное изображение резьбовых соединений. Стандарты и справочный материал. Чертежи штифтовых соединений. Чтение чертежей, содержащих изображения изученных соединений деталей. Чертежи шпоночных и штифтовых соединений. Графическая работа №3. Сборочные чертежи (спецификация, номера позиций и др.). Основные требования к разделам на сборочных чертежах. Условности и упрощения на сборочных чертежах.

Особенности простановки размеров на сборочных чертежах. Практическая работа. Чтение сборочных чертежей. Понятие о деталировании. Выполнение чертежей деталей сборочной единицы. Графическая работа №4. Решение задач с элементами конструирования.

Чтение строительных чертежей. (4 ч).

Назначение и особенности архитектуроно-строительных чертежей: фасады, планы, разрезы, масштабы. Размеры на строительных чертежах. Условные изображения дверных и оконных проемов, санитарно-технического оборудования. Чтение несложных строительных чертежей. Работа со справочником. Графическая работа №5.

Обзор разновидностей графических изображений. (2 ч).

Графические изображения, применяемые на практике. Итоговая графическая работа №6 (контрольная работа).


В программе предусмотрены резервные уроки, которые целесообразно использовать для творческой работы учащихся. Программа может быть сокращена на количество резервных уроков если урок совпадает с праздничным днём.











ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ УЧАЩИХСЯ

ПЕРЕЧЕНЬ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ,

ФОРМИРУЕМЫХ У УЧАЩИХСЯ


8 КЛАСС


Учащиеся должны знать:

  • приемы работы с чертежными инструментами;

  • простейшие геометрические построения;

  • приемы построения сопряжений;

  • основные сведения о шрифте;

  • правила выполнения чертежей;

  • основы прямоугольного проецирования на одну, две и три взаимно перпендикулярные плоскости проекций;

  • принципы построения наглядных изображений.


Учащиеся должны уметь:

  • анализировать форму предмета по чертежу, наглядному изображению, натуре и простейшим разверткам;

  • осуществлять несложные преобразования формы и пространственного положения предметов и их частей;

  • читать и выполнять виды на комплексных чертежах (и эскизах) отдельных предметов;

  • анализировать графический состав изображений;

  • выбирать главный вид и оптимальное количество видов на комплексном чертеже (и эскизе) отдельного предмета;

  • читать и выполнять наглядные изображения, аксонометрические проекции, технические рисунки и наброски;

  • проводить самоконтроль правильности и качества выполнения простейших графических работ;

  • приводить примеры использования графики в жизни, быту и профессиональной деятельности человека.


















ПЕРЕЧЕНЬ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ,

ФОРМИРУЕМЫХ У УЧАЩИХСЯ


9 КЛАСС

Учащиеся должны знать:

  • основные правила построения линий пересечения простейших геометрических образов;

  • основные правила выполнения, чтения и обозначения видов, сечений и разрезов на комплексных чертежах;

  • условные обозначения материалов на чертежах;

  • основные типы разъемных и неразъемных соединений (на уровне знакомства);

  • условные изображения и обозначения резьбы на чертежах;

  • особенности выполнения чертежей общего вида и сборочных; условности и способы упрощения на чертежах общего вида и сборочных;

  • особенности выполнения архитектурно-строительных чертежей;

  • основные условные обозначения на кинематических и электрических схемах;

  • место и роль графики в процессе проектирования и создания изделий (на пути «от идеи - до изделия»).

Учащиеся должны уметь:

  • правильно выбирать главное изображение, оптимальное количество изображений, типы изображений на комплексном чертеже (или эскизе) модели, детали, простейшей сборочной единицы;

  • выполнять необходимые виды, сечения и разрезы на комплексных чертежах несложных моделей и деталей;

  • выполнять чертежи простейших стандартных деталей с резьбой и их соединений;

  • читать и деталировать чертежи несложных сборочных единиц, состоящих из трех - шести деталей;

  • ориентироваться на схемах движения транспорта, планах населенных пунктов и других объектов;

  • читать и выполнять простые кинематические и электрические схемы;

  • читать несложные архитектурно-строительные чертежи;

  • пользоваться государственными стандартами (ЕСКД), учебником, учебными пособиями, справочной литературой;

  • выражать средствами графики идеи, намерения, проекты.














ОЦЕНКА ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ

УЧАЩИХСЯ ПО ЧЕРЧЕНИЮ


Нормы оценок при устной проверке знаний.

Оценка 5 ставится, если ученик:

а) полностью овладел программным материалом, ясно представляет форму предметов по их изображениям и твердо знает изученные правила и условности изображений;

б) дает четкий и правильный ответ, выявляющий осознанное понимание учебного материала и характеризующий прочные знания, изложенные в логической последовательности с использованием принятой в курсе черчения терминологии;

в) ошибок не делает, но допускает обмолвки и оговорки по невнимательности при чтении чертежей, которые легко исправляет по требованию учителя.

Оценка 4 ставится, если ученик:

а) полностью овладел программным материалом, но при чтении чертежей испытывает небольшие затруднения из-за недостаточно развитого еще пространственного представления; правила изображения и условные обозначения знает;

б) дает правильный ответ в определенной логической последовательности;

в) при чтении чертежей допускает некоторую неполноту ответа и ошибки второстепенного характера, исправляет которые с небольшой помощью учителя.

Оценка 3 ставится, если ученик:

а) основной программный материал знает нетвердо, но большинство, изученных условностей, изображений и обозначений усвоил;

б) ответ дает неполный, несвязанно выявляющий общее понимание вопроса;

в) чертежи читает неуверенно, требует постоянной помощи учителя (наводящих вопросов) и частичного применения средств наглядности;

Оценка 2 ставится, если ученик:

а) обнаруживается незнание или непонимание большей или наиболее важной части материала;

б) ответы строит несвязанно, допускает существенные ошибки, которые не может исправить даже с помощью учителя.


Нормы оценок при выполнении

графических и практических работ.

Оценка 5 ставится, если ученик:

а) вполне самостоятельно, тщательно и своевременно выполняет графические работы и аккуратно ведет рабочую тетрадь, чертежи читает свободно;

б) при необходимости умело пользуется справочными материалами;

в) ошибок в изображениях не делает, но допускает незначительные неточности и описки.

Оценка 4 ставится, если ученик:

а) чертежи выполняет и читает самостоятельно, но с большим затруднением и сравнительно аккуратно ведет рабочую тетрадь;

б) справочными материалами пользуется, но ориентируется в них с трудом;

в) при выполнении чертежей и практических работ допускает ошибки второстепенного характера, которые исправляет после замечания учителя и устраняет самостоятельно без дополнительных объяснений;

Оценка 3 ставится, если ученик:

а) чертежи выполняет и читает неуверенно, но основные правила их оформления соблюдает, обязательные работы, предусмотренные программой, выполняет, но несвоевременно, рабочую тетрадь ведет небрежно;

б) в процессе графической деятельности допускает существенные ошибки, которые исправляет по указанию и с помощью учителя.

Оценка 2 ставится, если ученик:

а) не выполняет обязательные графические и практические работы, не ведет рабочую тетрадь;

б) чертежи читает и выполняет только с помощью учителя и систематически допускает существенные ошибки.

Перечень инструментов, принадлежностей и

материалов для черчении.

- Готовальня школьная или циркуль.

- Угольники с углами 300, 600, 900,

450, 450, 900.

- Транспортир.

- Линейка.

- Карандаши простые. Марки Т,ТМ,М.

- Ластик

- Две тетради в клетку, 12 листов.

- Формат А4.

Список литературы

  1. Ботвинников А.Д., Виноградов В.Н., Вишнепольский И.С. Черчение: Учебник для 7-8 кл. - Москва, изд-во «АСТ» 2001 г.

  2. Воротников И.А. Виноградов В.Г. и др. Словарь-справочник по черчению - М., Просвещение, 1995 г.

  3. Воротников И.А. «Занимательное черчение» - М., Просвещение, 1990 г.

  4. Карточки - задания по черчению под ред. Василенко Е.А. - М., Просвещение1990г. Пособие для учителя.

  5. Уроки черчения. Автор Севастопольский Н.О. / из опыта работы/ - М., просвещение, 1981г.

  6. Методическое пособие по черчению для учащихся 9х классов и поступающих в ВУЗы. Составитель С.М. Полтавец, Волгоград 1996г.

  7. Черчение: учебник для учащихся средних общеобразовательных учреждений /Под ред. Проф. Н.Г.Преображенской. - М., Вентана-Граф, 2004г.

  8. Пособия по черчению. Авторы: Н.Г.Преображенская, И.Ю. Преображенская. Черчение: рабочие тетради - М., Вентана-Граф, 2004г.

ИНТЕРНЕТ ресурсы

  1. Granitvtd - учебник-справочник по черчению - Главная страница [Электронный ресурс]. - Режим доступа: granitvtd.ru - Загл. с экрана

  2. Архитектурная подача и архитектурная композиция [Электронный ресурс]. - Режим доступа: 3dpanorama.ru/tehno/014/arhcomp.htm - Загл. с экрана

  3. Всезнающий сайт про черчение. Онлайн учебник - Черчение [Электронный ресурс]. - Режим доступа: cherch.ru/ - Загл. с экрана

  4. Линейное построение интерьера фронтального положения с мозаичным полом [Электронный ресурс]. - Режим доступа: festival.1september.ru/articles/515344/ - Загл. с экрана

  5. Перспектива [Электронный ресурс]. - Режим доступа: shkola-izo.livejournal.com - Загл. с экрана

  6. Перспектива улиц [Электронный ресурс]. - Режим доступа: xydognik.ru/perspektiva/perspektiva_ulits.html - Загл. с экрана

  7. Пример перспективы интерьера [Электронный ресурс]. - Режим доступа: grafik.org.ru/hagan2.html - Загл. с экрана

  8. Пример перспективы интерьера [Электронный ресурс]. - Режим доступа: art-meridian.com/index.php?option=com_content&view=article&id=44&Itemid=48 - Загл. с экрана

  9. Справочник по черчению [Электронный ресурс]. - Режим доступа: ok.nm.ru/cherc.htm - Загл. с экрана

  10. Черчение - Техническое черчение [Электронный ресурс]. - Режим доступа: nacherchy.ru/ - Загл. с экрана

  11. Черчение. Каталог. Единое окно доступа к образовательным ресурсам [Электронный ресурс]. - Режим доступа: window.edu.ru/window/catalog?p_rubr=2.1.26 - Загл. с экрана

Календарно-тематическое планирование

8 класс

урока

К-во

часов

Тема урока.

Цели урока.

Формы занятий

Наглядные пособия

Домашнее задание

Дата

Содержание практической деятельности учащихся на уроке

По плану

Факт.

Правила оформления чертежей (7 часов).

1.

1

Введение. Учебный предмет «Черчение». Инструменты, принадлежности, материалы. Приемы работы чертежными инструментами.

- Ознакомить учащихся с новым предметом, его значением, практической деятельностью людей. Ознакомить с историей развития чертежей. Рассказать об инструментах и материалах.

-Прививать навыки организационной работы на уроке.

-Воспитывать аккуратность, усидчивость и внимание. Формировать интерес.


-рассказ с показом

-просмотр таблиц

-записи в рабочих тетрадях

-учебные таблицы: «Виды графических изображений» - две таблицы,

-образцы чертежей

стр. 3-14

упр. на стр. 14 в тетрадь


04.09


Рассмотрение и сравнение графических изображений (чертежей, эскизов, схем, технических рисунков и т.д.), данных в учебнике. Проведение вертикальных, наклонных, горизонтальных линий и окружностей при помощи линейки, угольника и циркуля..

2.

1

Понятие о ГОСТах. Формат, рамка, основная надпись. Линии чертежа.

-Дать понятие о стандартизации, её роли во взаимозаменяемости.

-Углубить интерес учащихся к предмету.

-Воспитывать организованность, активность, аккуратность.

-беседа

-графические и практические упражнения

-учебная таблица: «Линии чертежа»

-образцы чертежей

-учебник (форзац)

Оформить два формата вертикальный и горизонтальный

-§2 (п.1-2)

11.09


Выполнение рамки и основной надписи чертежа на листе формата А4. вычерчивание линий чертежа с указанием их названий (над линиями) и назначение (под линиями) обычным почерком

3.

1

Графическая работа №1.

Линии чертежа.

-Способствовать привитию культуры труда при выполнении графических работ. Закреплять навыки оформления чертежей: вычерчивание рамки, основной надписи, линий чертежа согласно требованиям ГОСТа.

-Прививать навыки организационной работы на уроке.

-Воспитывать аккуратность, усидчивость и внимание.

-графическая работа (проверка знаний).

-образцы чертежей

-учебник (рис.24)

-формат А4

-чертежные инструменты и принадлежности.

§2 повторить

18.09


Выполнение чертежа на листе чертежной бумаги формата А4. провести линии, как показано на рис. 24

4-5.

2

Чертежный шрифт.

-Учить писать буквы согласно требованиям стандарта.

-Прививать аккуратность, внимательность при выполнении надписей чертежа.

-Развивать усидчивость, выносливость, терпение при выполнении надписей чертежа, развивать графические навыки.

-рассказ с показом примеров написания букв

-графические упражнения

-учебные таблицы: «Шрифт чертежный»

-справочная таблица

-образцы шрифтов

§2 (п. 4)

-алфавит в тетрадь

25.09, 02.10


Упражнения в написании букв и цифр чертежного шрифта.

Выполнение на листе формата А4 алфавита.

6.

1

Нанесение размеров. Масштабы.

-Прививать навыки выполнения чертежа. Закреплять основные понятия оформления чертежей. Учить наносить размеры согласно требованиям ГОСТа.

-Развивать и углублять интерес к предмету, графические навыки.

-Воспитывать аккуратность и усидчивость.

-беседа

-учебные таблицы

§2 (п.5-6)

-форматА4 (вертикальный)

09.10


Выполнение чертежа «плоской » детали на листе формата А4 с нанесение размеров и преобразованием масштаба.

7.

1

Графическая работа №2

Чертеж плоской детали.

-Закреплять основные правила оформления чертежей, нанесения размеров.

-Отрабатывать приемы работы чертежными инструментами.

-Вырабатывать усидчивость, организованность, культуру графического труда.

-графическая работа

-карточки-задания №2

-формат А4

-чертежные инструменты

§2 повторить

-инструменты

16.10


Выполнение чертежа «плоской » детали на листе формата А4 с нанесение размеров и преобразованием масштаба по индивидуальным заданиям.

Способы проецирования (9 часов).

8.

1

Общие сведения о проекциях. Проецирование на одну плоскость проекций.

-Дать понятие о способах проецирования, методе проекций. Познакомить с элементами прямоугольного проецирования на одну плоскость.

-Закрепление навыков вычерчивания линий, нанесения размеров.

-Формирование интереса, аккуратности, пространственного мышления.

-беседа с показом примеров

-работа с учебником

-демонстрация трехгранного угла

-учебник

- модели деталей

-карточки-задания №9

§3; §4 (п.1)

-инструменты

23.10


Выполнение изображения предмета на одной плоскости по наглядному изображению (с указанием толщины)

9.

1

Проецирование на две плоскости проекций.

- Показать необходимость проецирования на две плоскости проекций. Неопределенность формы.

-Учить проецировать на две плоскости проекций.

-Развивать пространственное мышление, совершенствование графических навыков.

-беседа с показом

-учебник

-карточки-задания №4

-чертежные инструменты и принадлежности

-модели деталей

-трехгранный угол

§4 (п.2)

-инструменты

30.10


Выполнение чертежа предмета в двух видах

10(1)

1

Прямоугольное проецирование как основной способ получения изображений на плоскости. Расположение видов на чертеже. Местные виды.

- Показать необходимость проецирования на три плоскости проекций

-Формирование познавательных интересов к предмету, самостоятельность суждений, активность.

-Развитие творческого мышления, интереса к поиску решения задач.

-рассказ с показом

-графические упражнения

-учебник

-модели деталей (пластмасса)

-трехгранный угол

-карточки-задания №6

§4, §5

-инструменты

13.11


Выполнение заданий по учебнику.

11(2)

1

Расположение видов. Задачи на составление чертежей по разрозненным изображениям.

-Закрепление знаний о расположении видов, формирование понятий о необходимом и достаточном количестве видов на чертеже.

-Углубить знания о графических изображениях, формировать навыки построения видов на чертежах.

-Развитие стремления к овладению знаниями, творческого отношения к решению задач

-фронтальная и индивидуальная графическая проверка.

-трехгранный угол

-магнитная доска

-разрозненные изображения (виды)


-повторить §4-5

-бумага, ножницы, проволока, пластилин.

20.11


Выполнение чертежа предмета в необходимом кол-ве видов с использованием местного вида, расположенного в проекционной связи.

Выполнение чертежа и решение задач на составление чертежа из разрозненных видов.

12(3)

1

Практическая работа №3

Моделирование по чертежу.

- Познакомить с понятием - моделирование, с последовательностью работы по моделированию.

-Развивать пространственное мышление, закрепить знания по теме: «Проецирование».

-Вырабатывать внимательность, аккуратность, организованность, самостоятельность мышления.


моделирование по чертежу

-карточки-задания

№ 7

-учебник

-модели деталей из проволоки, картона, пластилина.


-инструменты повторить §4-5


27.11


Изготовление по чертежу моделей из проволоки, бумаги, картона, пластических и других материалов.

13(4)

1

Аксонометрические проекции деталей. Аксонометрические проекции плоских фигур.

-Дать понятие об аксонометрии как изображении.

-Учить строить оси аксонометрии и плоские фигуры в аксонометрии.

-Развитие образного мышления, формирования интереса к предмету.

-беседа с показом

-построение на доске (фронтальная работа)

-учебник таблица

№1

-тетрадь

-инструменты

§6-7 (п.1-2).

-инструменты

04.12


Построение фронтальной диметрической и изометрической проекции плоскогранной детали на стр. 51 рис.63


14(5)

1

Аксонометрические проекции объемных плоскогранных предметов

- Учить строить аксонометрические проекции объемных плоскогранных предметов.

-Познакомить с методом отсечения и суммы при построении аксонометрии.

-Развивать пространственное мышление.

-построение на доске и в тетради

-учебник таблица

№2

-тетрадь

-инструменты

-образцы чертежей

§7 (п.3)

-инструменты

11.12


Построение изометрической проекции призмы на стр..63


15(6)

1

Аксонометрические проекции предметов с цилиндрическими элементами.

-Учить строить окружность в изометрии.

-Познакомить с понятиями - овал, эллипс.

-Развитие пространственного представления и мышления.

-фронтальная работа

-учебник

-учебная таблица

-тетрадь

-чертежные принадлежности

§8

-дочертить

18.12



Построение овала в трех координатных плоскостях изометрической проекции.

Построение изометрической проекции детали с цилиндрическим отверстием. Стр.54, рис 68

16(7)

1

Технический рисунок. Приемы от руки и на глаз.

-Дать основные понятия о техническом рисунке.

-Углубить знания по теме: «Аксонометрические проекции»

-Развитие пространственного мышления, формирование интереса к учебе.

-рассказ с показом

-фронтальная работа

-образцы чертежей

-учебник

-чертежные принадлежности и инструменты

§9

-чертежные инструменты

25.12


Упражнения в выполнении технического рисунка.

Чтение и выполнение чертежей (18 часов).

17-18

(1-2)

2

Анализ геометрической формы предмета. Чертежи, наглядные изображения и развертки геометрических тел. Группа геометрических тел.

-Учить анализировать геометрическую форму предмета, разделять на простые геометрические тела.

-Способствовать развитию технического и образного мышления.

-Нацеливать на рабочие профессии.

-рассказ с показом

-графические упражнения

-построения на доске и в тетради

-учебная таблица

-геометрические тела

-модели деталей

-учебник

-тетрадь

-карточки-задания №11

§10-11;

§16

-чертежные инструменты

15.01

22.01


Рассмотрение изображений геометрических тел по учебнику. Мысленное распределение предметов на геометрические тела. Определение графических операций (последовательности построений) при выполнении чертежа.

19(3)

1

Проекции вершин, ребер, граней и точек.

-Показать, что в основе построения чертежей предмета лежит процесс построения проекций гране, ребер, вершин.

-Формирование навыков построения проекций этих элементов.

-Развивать мышление и интерес к поиску геометрических тел.

-беседа

-построения на доске и в тетради

-модели деталей

-учебник

-тетрадь

-карточки-задания №9

§12;

-формат А4

-инструменты

29.01


Выполнение чертежа и аксонометрической проекции предмета с выделением проекции точек, отрезков, граней, ребер, вершин.

20(4)

1

Графическая работа №4

Чертеж и наглядное изображение детали

-Совершенствование навыков построения трех видов детали и аксонометрической проекции.

-Выявление знаний по теме: «Прямоугольное проецирование» и «Аксонометрические проекции».

-Закрепить навыки анализа геометрической формы предмета, приемы работы чертежными инструментами.

-графическая работа

-учебник

-формат А4

-карточки-задания №8

§12 повторить

-инструменты

05.02


Выполнение чертежа и аксонометрической проекции предмета с выделением проекции точек, отрезков, граней, ребер, вершин на листе формата А4.

21(5)

1

Порядок построения изображений на чертежах. Вырезы на геометрических телах.

-Учить выполнять чертежи деталей имеющих вырезы, преобразовывать форму деталей.

-Закреплять знания по теме: «Проецирование».

-Развитие образного мышления. Творческих способностей.

-рассказ

-графические упражнения

-учебник

-тетрадь

-модели деталей

§13

-формат А4

-инструменты

12.02


Выполнение чертежа детали в трех видах (фронтально) с выбором рациональной последовательности действий, из которых складывается процесс построения видов предмета.

22(6)

1

Графическая работа №5

Чертеж детали в трех видах по двум данным.

-Закрепление навыков построения проекций предметов.

-Отработка последовательности выполнения чертежей, анализа формы детали.

-Формирование навыков самостоятельной работы. Развитие пространственного мышления.

-графическая работа деталей

-карточки-задания №13

-инструменты

-формат А4

§13 повторить

-инструменты

19.02


Построение третьего вида учебной модели детали по двум данным на листе формата А4.

23 (7)

1

Нанесение размеров с учетом формы предмета. Нанесение знаков диаметра и квадрата.

-Закрепление знаний о правилах нанесения размеров. Сообщение новых знаний о нанесении размеров с учетом формы предмета.

-Воспитание стремления добросовестно и рационально выполнять учебные задания.

-Развитие логического мышления.

-рассказ по учебной таблице и учебнику

-учебная таблица

-учебник

-инструменты

-тетрадь

§14

-инструменты

26.02


Выполнение чертежа предмета в необходимом количестве видов с нанесением размеров.

24(8)

1

Практическая работа №7

Чтение чертежей

-Познакомить с понятием «чтение чертежей», порядком чтения чертежей.

-Закрепление знаний по пройденным темам.

-Развитие пространственного и логического мышления.

-чтение чертежей

-учебник

-тетрадь

§17

-формат А4 в клетку

-чертежные инструменты

04.03


Устное чтение чертежей. Решение занимательных задач с творческим содержанием (с элементами конструирования)

25

(9)

2

Графическая работа №8

Эскиз детали и технический рисунок.

1. Понятие об эскизах.

2. Эскиз и технический рисунок.

-Дать понятие об эскизах.

-Учить последовательной работе над эскизами, закреплять знания о построении трех видов с нанесением размеров.

-Воспитывать интерес к предмету, развивать образное мышление.

-рассказ с показом

-графическая работа


-карточки-задания

-формат А4 в клетку

-чертежные инструменты и принадлежности

§18

-инструменты

11.03


Выполнение эскиза детали с натуры или по наглядному изображению в необходимом количестве видов и технического рисунка той же детали.

26(1)

1

Общие понятия о преобразовании формы. Связь чертежа с разметкой.

-Учить осуществлять несложные преобразования формы и пространственного положения предметов и их частей.

-Способствовать развитию пространственного и образного мышления.

-Прививать культуру труда при выполнении графической документации.

-графические упражнения

-карточки-задания

-чертежные инструменты и принадлежности

-формат А4

-рис. 151

-инструменты

18.03





Выполнение упражнений по вычерчиванию деталей с учетом преобразования ее формы.

27 (2)

1

Графическая работа №9

Чертеж детали в трех видах с преобразованием формы

-Закрепление навыков построения вырезов на геометрических телах, анализ формы предмета.

-Отработать навыки последовательного построения чертежа.

-Развитие культуры труда, самостоятельности, активности.

-графическая работа

-карточки-задания №25

-чертежные инструменты и принадлежности

-формат А4

-инструменты

25.03


Выполнение чертежа предмета в трех видах с преобразованием его формы (путем удаления части предмета)

28(3)

1

Графический диктант. Чертеж и технический рисунок детали по словесному описанию.

-Закрепление навыков построения видов и технического рисунка.

-Развитие пространственного представления.

-Воспитание культуры труда, организации рабочего места.

-графические упражнения

-карточки-задания №19

-инструменты

-тетрадь

-учебник стр. 81

08.04


Выполнение чертежей и технических рисунков по словесному описанию.

29(4)

1

Геометрически построения. Сопряжения.

-Учить выполнять геометрические построения: деление отрезков и окружности на равные части. Дать понятие о сопряжении.

-Углублять знания о практическом применении чертежей.

-Воспитывать организованность, самостоятельность.

-объяснение материала.

-построения на доске и в тетради

-учебная таблица

«Сопряжения»

-учебник

-тетрадь

-инструменты

§15

-формат А4

-инструменты

15.04


Упражнение по выполнению сопряжений. Построение чертежа «плоской» детали с применением сопряжений.

30(5)

1

Графическая работа №6

Чертеж детали с элементами сопряжения.

-Закрепление навыков геометрических построений и сопряжений.

-Выявление знаний по данной теме.

-Учить экономному использованию времени.

-графическая работа

-карточки-задания №15

-учебник

-инструменты

§15 повторить

-формат в клетку

22.04


Выполнение чертежа «плоской» детали с использованием геометрических построений (в том числе сопряжений) на листе формата А4.


31 (6)

1

Графическая работа №10

Чертеж детали с элементами конструирования.

-Закрепление навыков построения чертежей.

-Развитие творческих способностей. Выявление знаний по ранее изученному материалу.

-Развитие культуры труда, самостоятельности, активности.

-графическая работа

-карточки-задания №25

-формат А4

-чертежные инструменты и принадлежности

-учебник

-форматА4

-инструменты

29.04


Выполнение эскизов детали в необходимом количестве видов с включением элементов конструирования (с преобразованием формы предмета)

32(7)

1

Графическая работа №11 (контрольная) Чертеж детали

-Закрепление и выявление знаний по изученному материалу за первый год обучения черчению.

- Формирование познавательных интересов к предмету.

- Развитие культуры труда, самостоятельности, активности.

-графическая работа

карточки-задания №26

-формат А4

-чертежные инструменты и принадлежности

-учебник

стр. 3-14 повторить

06.05



Выполнение чертежа предмета по аксонометрической проекции или с натуры в необходимом количестве видов (изображений)

33

1

Резервный урок

Обобщающее повторение




13.05



34

1

Резервный урок

Обобщающее повторение




20.05



35

1

Резервный урок




27.05








Календарно-тематическое планирование

9 класс

урока

Кол. часов

Тема урока.

Цели урока.

Формы занятий

Наглядные пособия

Домашнее задание

Дата

Содержание практической деятельности учащихся на уроке

По плану

Факт.

Чертежи в системе прямоугольных проекций (1 час).

1.

1

Обобщение сведений о способах проецирования.

- Выявление знаний за первый учебный год.

-Развитие пространственного, технического и образного мышления.

-Обобщить навыки последовательного построения чертежа.


-беседа

-графические построения

-учебные таблицы: «Виды графических изображений»-2 таблицы,

-модель трехгранного угла

- модели деталей из картона

§19, стр.126 №2 в тетрадь.

04.09


Чтение чертежа:
а) устное чтение (фронтальная работа с классом);
б) построение чертежа детали в системе проекций по двум заданным (в рабочих тетрадях)

Сечения и разрезы на чертежах (14 часов).

2-3.

2

Общие понятия о сечениях и разрезах. Правила выполнения наложенных и вынесенных сечений, их обозначение. Графическое обозначение материалов

-Дать понятие о сечении и его целесообразности. Научить определять места сечений.

-Познакомить с видами сечений (наложенные, вынесенные, в разрыве детали)

-Ознакомить учащихся с типичными конструктивными элементами деталей для выявления формы, которых необходимо применение сечений.


-рассказ с показом примеров

-графические упражнения

-учебные таблицы: «Сечения», «Сечения и разрезы»

-модели деталей

-карточки-задания

№ 1-2

§20-22;

Формат для эскизов (в клетку)

11.09

18.09


Построение наложенных сечений с использованием программированных карт (работа выполняется на кальке) Решение задач на построение сечений (в рабочих тетрадях)

4.

1

Графическая работа №1.

Эскиз деталей с применением сечений.

-Закрепление умений и навыков в построении и обозначении сечений.

-Проверка качества усвоения материала по теме.

-Развитие пространственного представления и мышления.

-графическая работа (проверка знаний).

-карточки-задания №3

-формат для эскизов

-чертежные инструменты и принадлежности.

§20-22 повторить

25.09


Решение задач на построение сечений. Выполнение сечений по аксонометрической проекции

5.

1

Разрезы. Простые разрезы. Отличие разреза от сечения. Расположение, обозначение на чертежах. Местные разрезы.

-Дать понятие о разрезах как об изображениях.

-Знакомство с классификацией разрезов.

-Формирование навыков построения целесообразных разрезов.

-рассказ с показом примеров

-графические упражнения

-учебные таблицы: «Сечения и разрезы»; «Фронтальный разрез»; «Горизонтальный разрез»; «Профильный разрез».

§23-24,

-формат для эскизов.

02.10


Решение задач на построение чертежа детали симметричной формы, содержащей разрез (работа выполняется по индивидуальным заданиям на кальке).

Тренировочные упражнения на построение местного разреза. Упражнения на построение разрезов и обозначение их

6.

1

Графическая работа №2

Эскиз детали с применением необходимого разреза.

-Проверка усвоения материала и закрепление сформированных умений и навыков в построении эскизов деталей с целесообразным разрезом.

-Формирование навыков самостоятельной работы.

-графическая работа

-формат для эскизов

-чертежные инструменты

-карточки-задания №7

§23-24 повторить

09.10


Выполнение (на бумаге в клетку формата А4) эскиза детали с применением необходимого разреза

7.

1

Особенности нанесения размеров. Особые случаи разрезов (тонкие стенки, ребра жесткости).

-Учить определять необходимость построения на чертеже соединения половины вида и разреза.

-Определять значимость выбора разреза от симметричности детали.

-Познакомить с особыми случаями разрезов

-рассказ по таблицам

-работа с учебником

-учебная таблица: «Соединение вида и разреза»

-учебник

-чертежные инструменты

§25 (п. 2), §26 рис.195 стр.150 №3 в тетрадь

16.10


Выполнение особых случаев разрезов. Тонкие стенки и спицы на разрезе. Тренировочные упражнения

8.

1

Соединение части разреза с частью вида.

-Формирование у учащихся правильных приемов построения целесообразных разрезов

-Закрепление навыков чтения чертежей.

-Развитие логического мышления, пространственного представления

-рассказ по таблицам

-графические упражнения

-работа с учебником

-учебник

- таблица прошлого урока

-карточки-задания №9

§25, §26 повторить

-формат А4 (горизонтальный)

23.10


Тренировочные упражнения на совмещение части вида с частью разреза, половины вида с половиной разреза

9.

1

Графическая работа №3

Чертеж детали с применением разреза (по одному или двум видам детали).

- Закрепление навыков построения целесообразных разрезов

-Выявление знаний по теме: «Соединение вида и разреза».

-графическая работа

-карточки-задания №10 или учебник стр.153 рис.201

-образцы чертежей

-формат А4

-чертежные инструменты и принадлежности.

§25, §26 повторить

30.10


На листе формата А4 выполнить вид слева и построить целесообразный разрез детали.

10(1)

1

Разрезы на аксонометрических проекциях (вырезы 1/4 части детали)

- Знакомство с построением аксонометрических проекций деталей с вырезом.

-Закрепление знаний о расположении осей (X,Y,Z).

-Совершенствование графических навыков

-объяснение по таблице

-показ чертежей

-графические упражнения

-учебные таблицы: «Аксонометрические проекции деталей с вырезом»

-модели деталей с вырезом (пластмасса)

-карточки-задания №13

§26, §27

13.11


Как располагаются секущие плоскости для выявления внутренних очертаний предмета.

Выполнение чертежей деталей с применением разреза.

11(2)

1

Решение задач на реконструкцию внешней и внутренней формы.

-Закрепление навыков выполнения соединения половины вида детали с половиной разреза.

-Развитие навыков логического мышления, пространственного представления.

-графические упражнения

-карточки-задания

№ 8-9

-учебная таблица: «Соединение вида и разреза»

-тетрадь

-чертежные принадлежности

Повторить правила чтения чертежей §17

20.11


Определение количества изображений и главного вида деталей.

Чтение и выполнение чертежей, содержащих условности. Решение графических задач, в том числе творческих.


12(3)

1

Практическая работа №4

Устное чтение чертежей

- Закрепление навыков по правилам чтения чертежей

-Формирование навыков самостоятельной работы

-Развитие навыков логического мышления

-чтение чертежей

-карточки-задания

№ 11



27.11


Порядок чтения чертежей содержащих условности и упрощения.

13(4)

1

Определение необходимого и достаточного количества изображений на чертежах. Выбор главного изображения.

-Знакомство с правилами выбора главного вида и необходимого количества изображений, условности и упрощения на чертежах.

-Формирование познавательного интереса к предмету.

-Развитие навыков логического мышления


-беседа

-чтение чертежей

-учебные таблицы «Выбор изображений на чертеже»

-карточки-задания №11

§28-29 стр. 154-157

-формат для эскизов

04.12


Чертеж детали с определением достаточного количества изображений с выбором главного изображения. Чтение чертежей деталей, содержащих изученные условности.

14(5)

1

Графическая работа №5

Эскиз детали с применением условностей и упрощений

- Проверка знаний по темам: «Разрезы», «Сечения», «Условности и упрощения на чертежах».

-Закрепление навыков выполнения разрезов.

-графическая работа

-карточки-задания №12

-формат для эскизов

-чертежные принадлежности и инструменты

§28-29 повторить

11.12


Выполнение эскиза с применением необходимых разрезов и сечений и других условностей и упрощений.

15(6)

1

Творческие задачи на графическое моделирование формы по чертежу с неполными данными.

-Закрепление навыков в выполнении соединения половины вида с половиной разреза.

-Формирование познавательного интереса к предмету.

-Развитие пространственного представления и мышления.

-графические упражнения

-карточки-задания №14

-тетрадь

-чертежные принадлежности

§28-29 повторить

18.12



Сборочные чертежи (14 часов).

16(7)

1

Общие сведения о соединениях деталей. Разъемные соединения. Шпоночные и штифтовые соединения.

-Дать основные понятия о соединениях деталей.

-Научить правилам изображения на чертежах разъемных соединений деталей.

-Закрепление знаний, умений и навыков выполнения чертежей с использованием разрезов.

-рассказ по таблицам с показом

-учебные таблицы «Разъемные и неразъемные соединения», «Шпоночные и штифтовые

соединения»

-учебник

-чертежные принадлежности и инструменты

§30; §33

-чертежные принадлежности

25.12


Ознакомление с условностями изображения и обозначения разъемных и неразъемных соединений.

17(1)

1

Изображение резьбы на стержне и в отверстии

-Дать основные понятия о резьбовых соединениях

-Научить правилам изображения резьбы на стержне и в отверстии на чертежах

-Закрепление знаний, умений и навыков выполнения чертежей с использованием разрезов.

-рассказ по таблицам с показом

--графические упражнения

-учебные таблицы «Резьбовые соединения»

-модели резьбовых соединений

-учебник

-чертежные принадлежности и инструменты

§31-32

-чертежные принадлежности

-формат А4

15.01


Работа со стандартами и справочными материалами. Чтение чертежей, содержащих изображение изученных соединений деталей. условные изображения и обозначения резьбы на чертежах.

18(2)

1

Графическая работа №6

Чертеж резьбового соединения (Болтовое соединение)

-Закрепление навыков выполнения сборочных чертежей

-Совершенствование навыков резьбового соединения

-Формирование навыков самостоятельной работы

-графическая работа

-карточки-задания №18 (или рис. 217 г)

-формат А4

-чертежные принадлежности и инструменты

§30-33 повторить

22.01


Выполнение чертежа резьбового соединения

19(3)

1

Обобщение и систематизация знаний о сборочных чертежах (спецификация, номера позиций). Общие и отличительные признаки сборочных и рабочих чертежей.

-Закрепить теоретические знания о рабочем чертеже детали.

-Знакомство с новыми понятиями и графическими изображениями сборочных чертежей.

-Дать сравнительную характеристику рабочего и сборочного чертежей.

-составление сравнительной таблицы

-учебные таблицы: «Сборочный чертеж», «Чертежи деталей»

-учебник

-тетрадь

§34

29.01


Особенности выполнения чертежей общего вида и сборочных; Устное чтение сборочных чертежей

20(4)

1

Условности и упрощения на сборочных чертежах. Чтение сборочных чертежей, последовательность.

-Познакомить учащихся с условностями и упрощениями на сборочных чертежах.

-Научить читать сборочные чертежи

-Развивать устную речь учащихся.

-рассказ с показом

-чтение сборочных чертежей

-учебные таблицы: «Сборочный чертеж», «Чертежи деталей»

-учебник

-тетрадь

§35-36

05.02



21(5)

1

Практическая работа №7

Чтение сборочных чертежей

-Закрепление знаний по теме «Условности и упрощения на сборочных чертежах», «Порядок чтения сборочных чертежей».

-Развитие умения излагать свои мысли грамотно, в полном объеме, используя термины учебного предмета.

-чтение сборочных чертежей

-учебная таблица «Сборочный чертеж»

-тетрадь

§35-36 повторить

12.02


Чтение сборочных чертежей различных изделий.

22(6)

1

Деталирование сборочного чертежа. Порядок выполнения чертежей деталей. Выбор числа изображений.

-Познакомить учащихся с понятием - Деталирование.

-Изучить порядок деталирования.

-Закрепить новый материал.

-Закрепить знания по теме: «Чтение сборочных чертежей». Научить выделять стандартные детали, входящие в изделие.


-объяснение материала

-запись порядка деталирования в тетрадь

-выполнение чертежей деталей

-учебные таблицы: «Сборочный чертеж», «Чертежи деталей»

-учебник

-тетрадь

§37

19.02


Процесс составления чертежей деталей по чертежам изделия.

Выполнение чертежей 1 - 2-х деталей

23-24 (7-8)

2

Деталирование сборочного чертежа. Выполнение чертежей без нанесения размеров.

-Закрепление знаний по темам: «Чтение сборочного чертежа», «Деталирование».

-Совершенствовать навыки выполнения чертежей деталей, по сборочным чертежам изделий.

-Формирование графической грамотности.

-выполнение чертежей деталей по чертежам изделий без нанесения размеров

-учебная таблица: «Порядок деталирования сборочного чертежа»

-задание из учебника рис. 244 (1); 245 (1).

§37

26.02

04.03



25(9)

1

Определение размерных данных при деталировании. Использование пропорционального масштаба.

-Научить определять действительные размеры детали входящей в сборочную единицу, при помощи графика углового масштаба.

-Закрепление знаний по теме «Деталирование», «Нанесение размеров»

-Закрепление знаний, умений и навыков по деталированию сборочного чертежа, в выборе изображения детали.

-построение пропорционального масштаба

-определение размеров деталей входящих в изделие

-учебные таблицы прошлых уроков

-учебник

-тетрадь

§37

-формат А4

чертежные принадлежности

11.03



26(10)

1

Графическая работа №8 (1 часть)

Деталирование сборочного чертежа

-Закрепление знаний по темам «Чтение сборочного чертежа», «Деталирование», «Нанесение размеров на чертежах».

-Совершенствование навыков выполнения чертежей деталей по сборочному чертежу изделий.

-Воспитывать интерес к предмету, формировать графическую культуру.

-выполнение чертежей деталей по чертежам изделий

-карточки-задания №21

-формат А4

-чертежные инструменты и принадлежности

§37 повторить

18.03


Выполнение чертежа сборочной единицы.

27(1)

1

Графическая работа №8 (2 часть)

Деталирование сборочного чертежа

-Закрепление знаний по темам «Чтение сборочного чертежа», «Деталирование», «Нанесение размеров на чертежах».

-Совершенствование навыков выполнения чертежей деталей по сборочному чертежу изделий.

-Воспитывать интерес к предмету, формировать графическую культуру

-выполнение чертежей деталей по чертежам изделий

-карточки-задания №21

-формат А4

-чертежные инструменты и принадлежности

§37 повторить

-формат для эскизов

25.03



28-29 (2-3)

2

Графическая работа №9

Решение творческих задач с элементами конструирования.

-Закрепление навыков построения целесообразных видов, разрезов, сечений и т.д.

-Развитие навыков конструирования.

-Совершенствование навыков логического мышления


-выполнение эскизов.

-карточки-задания №22


08.04

15.04


Выполнение чертежа деталей, применив элементы реконструкции.

Основы архитектурно-строительного черчения (2 часа).

30(4)

1

Общие сведения об архитектурно-строительных чертежах, их значение. Отличие от машиностроительных чертежей.

-Познакомить с архитектурно-строительными чертежами, с правилами их оформления и выполнения.

-Условные изображения на строительных чертежах, обозначение материалов.

-Научить понимать (читать) строительные чертежи.

-объяснение материала.

-чтение строительных чертежей

-учебные таблицы «Строительные чертежи»

-учебник

-строительные чертежи прошлых лет

§38-40

22.04


особенности выполнения архитектурно-строительных чертежей;

Отдельные элементы зданий и детали внутреннего оборудования.

31(5)

1

Практическая работа №10

Чтение строительных чертежей.

-Закрепление знаний по теме: «Архитектурно-строительные чертежи», «Условные изображения на строительных чертежах».

-Развитие творческих способностей, фантазии, пространственного мышления.

-чтение строительных чертежей

-карточки-задания №24

§38-40 повторить

-форматА3

29.04


Чтение несложных строительных чертежей. Работа со справочником.

32-35 (6-7)

2

Резервные уроки

-Закрепление навыков построения чертежей деталей по чертежам изделий с применением сечений, разрезов.

-Совершенствование навыков выполнения аксонометрических проекций деталей с вырезом ¼ части.

-графическая работа

-карточки-задания №26

-формат А3

-чертежные инструменты и принадлежности

-учебник

стр.219,

рис. 267 - рассмотреть

06.05

13.05

20.05

27.05








Контрольная работа по черчению

8 класс


Вариант 1.

  1. УРабочая программа по черчению 8-9 класскажите названия линий чертежа (справа) и их параметры (на линиях).


















  1. Выполните надпись «РАЗРЕЗ».

Рабочая программа по черчению 8-9 класс






  1. УРабочая программа по черчению 8-9 класскажите наименование каждого знака в соответствующей клетке.








  1. Построить целесообразный разрез.

Рабочая программа по черчению 8-9 класс




  1. ОРабочая программа по черчению 8-9 классбозначить оси, указать величину угла между осями.

Как называется такая аксонометрическая

проекция?

____________________________


  1. Дочертить недостающие линии:

Рабочая программа по черчению 8-9 класс














  1. Замерьте диаметры окружностей и радиусы дуг, укажите эти размеры в предложенных местах. Проставьте стрелки-ограничители размерных линий.

Рабочая программа по черчению 8-9 класс



Контрольная работа по черчению

8 класс


Вариант 2.

  1. УРабочая программа по черчению 8-9 класскажите названия линий чертежа (справа) и их параметры (на линиях).


















  1. Выполните надпись «КАРАНДАШ».

Рабочая программа по черчению 8-9 класс







  1. УРабочая программа по черчению 8-9 класскажите наименование каждого знака в соответствующей клетке.








  1. Построить целесообразный разрез.

Рабочая программа по черчению 8-9 класс















  1. Обозначить оси, указать величину угла между осями.

КРабочая программа по черчению 8-9 классак называется такая аксонометрическая

проекция?

____________________________


  1. Дочертить недостающие линии:

Рабочая программа по черчению 8-9 класс














  1. Замерьте диаметры окружностей и радиусы дуг, укажите эти размеры в предложенных местах. Проставьте стрелки-ограничители размерных линий.

Рабочая программа по черчению 8-9 класс






Критерии

оценивания контрольной работы по черчению

8 класс


1 задание: а) 1 балл; г) 3 балла;

б) 2 балла; д) 3 балла.

в) 2 балла;

Перевод баллов в оценку:

от 0 до 20 баллов - «2»;

от 21 до 30 баллов - «3»;

от 31 до 40 баллов - «4»;

от 41 до 50 баллов - «5».



2 задание - 7 баллов;

3 задание - 4 балла;

4 задание - 10 баллов;

5 задание - 5 баллов;

6 задание - 6 баллов;

7 задание - 7 баллов.

_____________________

Итого: 50 баллов.



9 Класс. Задание для Контрольной работы №1

Рабочая программа по черчению 8-9 класс

© 2010-2022