Конспект урока Блюда из яиц

Формирование представления о видах яиц, возможностях их использования в кулинарии.Формирование умений в приготовлении различных блюд из яиц. Формирование и развитие трудовых качеств личности.Формирование УУД:Познавательные: умение извлекать необходимую информацию из разных источников и творчески перерабатывать;  проводить  анализ первоначальных идей и выбору лучшей идеи, учить формулировать проблему, определять тему урока. Коммуникативные: работать в группах, слушать и слышать друг друга, умение...
Раздел Технология
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Разработка урока

«Блюда из яиц»



Учитель технологии:

Антонова В.Г.

Тема урока: «Приготовление блюд из яиц»

Цели урока:

Формирование представления о видах яиц, возможностях их использования в кулинарии.

Формирование умений в приготовлении различных блюд из яиц. Формирование и развитие трудовых качеств личности.

Формирование УУД:

Познавательные: умение извлекать необходимую информацию из разных источников и творчески перерабатывать; проводить анализ первоначальных идей и выбору лучшей идеи, учить формулировать проблему, определять тему урока.

Коммуникативные: работать в группах, слушать и слышать друг друга, умение обосновывать и доказывать своё мнение, умение учитывать позицию собеседника.

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Вид урока: комбинированный (урок-исследование, урок-практикум)

Форма организации деятельности обучающихся: индивидуальная, групповая.

Методы обучения: проблемно-поисковые, исследовательские, практическая работа, Эксперимент.

Межпредметные связи: биология, история, русский язык и литература.

Оснащение урока: компьютер, слайдовая презентация, инструкционные карты, учебник для 5 класса под редакцией В.Д. Симоненко, печатная тетрадь Для лабораторной работы: стакан, ложка, вода, соль, яйцо (4шт. из них 3шт. несвежие, лежалые)

Для практической работы: электрическая плита, набор кухонной и столовой посуды, разделочные доски, скатерти, салфетки, продукты.

Этапы учебного занятия

Задачи этапа

Виды деятельности учителя

Виды деятельности обучающихся

Этап организации и мотивации учебной деятельности

Обеспечение мотивации учения детьми; создание проблемной ситуации.

УУД: коммуникативные- постановка вопросов, общение; познавательные -логические, мышление

Организация деятельности обучающихся путем постановки наводящих вопросов, корректировка опорных понятий и ликвидация обнаруженных недостатков.

Адаптация; погружение в учебную деятельность; повторение материала предыдущего урока, участие в дискуссии с учителем, с другими обучающимися.

Этап актуализации знаний и целеполагания учебной деятельности

Актуализация опорных знаний и способов действий;

определение темы, постановка целей и задач занятия.

УУД: регулятивные - целеполагание, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстником

Диалог, подводящий к постановке и решению проблемы (конкурсы «Ромашка», «Мозговой штурм»); совместная выработка темы и задач урока; постановка проблемы: «Яйца в питании человека: плюсы и минусы»,

Участие в конкурсах «Ромашка», «Мозговой штурм»; принятие проблемы «Яйца в питании человека: плюсы и минусы»;

определение порядка и путей ее решения;

формулирование цели и основных вопросов урока; вербальное воспроизведение рассуждений и выводов.

Этап исследования,

физкультминутка

Приобретение нового знания и опыта в процессе самостоятельной деятельности.

УУД: коммуникативные- управление поведением партнера, оценка действий партнера; регулятивные - контроль, оценка, коррекция

Постановка учебного задания исследовательского характера: «Строение яйца», «Свежесть яиц и способы ее определения»; выявление пробелов первичного осмысления изученного материала; контроль и помощь в работе обучающихся; коррекция выявленных пробелов.

Выполнение учебного задания исследовательского характера: «Строение яйца», «Определение доброкачественности яиц»; работа в бригадах по инструкционным картам;

оказание помощи другим обучающимся; первичное обобщение и систематизация новых знаний.

Этап завершения исследования, получения результата и его включения в систему знаний

Определение места и значимости новых знаний в системе ранее приобретенных

УУД: познавательные - умение структурировать знания

Консультирование; оказание помощи обучающимся; организация и коррекция деятельности обучающихся путем постановки наводящих вопросов

Реализация учебного проекта; работа в бригадах: обобщение и систематизация результатов исследования; «Удивление», ответы на вопросы «Проверь себя»; оценка действий партнера.

Этап первичного закрепления

Формирование и развитие умений и навыков применения нового знания.

УУД: коммуникативные- умение работать в группе, личностные - логическое мышление, творческое воображение

Постановка учебного задания творческого характера: «Использование яиц в кулинарии»;

контролирующая и оценочная деятельность.

Поиск решения проблемы: "Использование яиц в кулинарии»; выполнение учебного задания творческого характера: «Использование яиц в кулинарии»; работа в бригадах-составление технологической карты приготовления блюд из яиц.

Рефлексия

Фиксирование степени соответствия цели учебной деятельности результатам деятельности.

УУД: регулятивные - оценка-осознание уровня и качества усвоения материала

Оценка деятельности всех участников учебного процесса.

Оценка проделанной работе, коррекция планирования и результатов деятельности

Ход урока

1.Организационный момент:

  • Приветствие обучающихся,

  • проверка присутствующих, их готовность к уроку,

  • настрой обучающихся на урок.

2. Мотивация. На прошлых занятиях мы с вами определили:

  • сформулировали задачи: изучить рациональные способы приготовления пищи, позволяющие сохранять питательные вещества исходных продуктов для обеспечения ими человека;

  • провели ряд исследований: каких пищевых веществ больше в растительных продуктах, и каких - в продуктах животного происхождения.

  • (обучающиеся разделились на бригады по желанию).

Дискуссия обучающиеся подготовили вопросы по ранее изученным темам; первая бригада задает вопрос второй бригаде, вторая бригада, ответив на этот вопрос, тут же задает свой вопрос первой бригаде. Обучающиеся сами оценивают правильные ответы: за быстрый, правильный, полный ответ бригаде выдается фишка (Ответы «хором» не засчитываются).

  1. Какие пищевые вещества вы знаете?

  2. Для чего нужны овощи в питании человека?

  3. Какие способы нарезки овощей используют в кулинарии?

  4. Какие правила техники безопасности следует соблюдать при нарезке продуктов?

3. Актуализация знаний.

Конкурс Приглашаются представители от каждой бригады для выбора вопроса, в которых находятся загадки об одном из самых удивительных продуктов.

О чем? Угадаете загадки - вы сами сможете объявить тему сегодняшнего урока. За каждый правильный ответ вы получите фишку.

Ответим на вопросы.

Вопрос 1. Какая еда хоть вари её в пяти пудах соли, никогда не будет соленой?

Вопрос 2. Пробил я стенку - увидел серебро, пробил серебро - увидел золото.

Вопрос 3. Маленький, кругленький, беленький разобьется - никакой столяр не склеит.

Вопрос 4. Белая кибитка без окон, без дверей.

Вопрос 5. На столе - бело, упало со стола - желто.

Вопрос 6. В белокаменный Дворец спрятан будущий Певец.

Совершенно верно. Яйцо символизирует собой символ зарождающейся новой жизни, сама природа позаботилась о том, чтобы будущая жизнь была обеспечена всеми необходимыми питательными веществами.

Совместная выработка темы урока - предложения обучающихся: «Яйца в питании человека», «Приготовление оригинальных блюд из яиц», «Блюда из яиц».

4. Тема урока: «Приготовление блюд из яиц».

Совместная выработка цели урока:

Знать: какие полезные вещества содержатся в яйце.

Уметь: готовить вкусные блюда из яиц.

Чтобы достичь поставленной цели урока, какие этапы получения знаний и умений вы должны пройти?

Совместная выработка плана изучения темы:

Узнать, какие виды яиц бывают.

Выяснить, почему полезны яйца.

Выяснить, какие блюда можно приготовить из яиц.

Постановка проблемы: «Яйца в питании человека: плюсы и минусы»,

«Использование яиц в кулинарии» презентация, подготовленная учащимися самостоятельно.

Дискуссия- каждый участник выясняет все, что он знает по выбранной проблеме и что хотел бы выяснить.

Чем больше будет выдвинуто предположений, тем более вероятно, что в результате «мозгового штурма» появятся новые ценные идеи.

(За каждый вопрос и за правильный ответ ученица получает фишку).

Самостоятельная работа обучающихся с источниками информации: учебник, тетрадь, вырезки из газет и журналов.

Ответы обучающихся, дополнения учителя:

  1. Какие виды яиц бывают, учитывая то, кто производит их?

(По виду птицы различают яйца куриные, утиные, гусиные, перепелиные, индюшачьи, страусинные.)

  1. Какие питательные вещества содержатся в яйце, их влияние на организм человека. Беседа. Заполнение таблицы. Анализ.

(По стандарту куриные яйца делятся на диетические (хранятся не более 7 суток после снесения) и столовые, которые можно хранить до 30 суток в сухом, чистом, прохладном помещении. В целях сохранения питательных свойств яиц как можно дольше, используют яичные продукты: меланж - это замороженная масса из желтков и белков и яичный порошок - высушенная смесь белков и желтков или отдельно белков и желтков.

Меланж и яичный порошок используют чаще всего на предприятиях общественного питания для приготовления самостоятельных блюд из яиц или вводят в состав теста.)

Какие блюда можно приготовить из яиц?

(Из яиц готовят как самостоятельные блюда, так и используют при приготовлении разнообразных блюд. Различные свойства яиц используются в кулинарии: белок обладает хорошими связующими свойствами, поэтому яйца добавляют в тесто, запеканки, котлеты; осветляющими свойствами - добавляют в бульон, желе, заливное; пенообразующими свойствами - используют для приготовления десертов: безе, крема, зефира. Белок яйца находится в студнеобразном состоянии, при нагревании он свертывается (коагулирует), образуя плотное вещество белого цвета. В зависимости от времени варки яйца могут быть сварены всмятку - жидкие белок и желток (2-3мин.), в «мешочек» - твердый белок и жидкий желток (4-5 мин.) и вкрутую - твердые белок и желток (8-10 мин.). Яйца используют для приготовления салатов, закусок, вторых блюд: омлеты, яичницы, а также для украшения блюд).

Прежде чем вы приступите к выполнению исследовательской работы, давайте отдохнем.

6. Физкультминутка

7. Лабораторно-исследовательская работа.

«Строение яйца».

«Определение доброкачественности яиц».

Вводный инструктаж учителя:

  • Вам необходимо узнать, каково строение яйца,

  • определить доброкачественность яиц,

  • : разработать советы по использованию и хранению яиц.

Текущий инструктаж учителя: Комментирование условий выполнения лабораторно-исследовательской работы: осторожно разбив яйцо, вы сможете изучить строение яйца и определить его свежесть;

  • определить доброкачественность яйца при помощи солевого раствора.

  • Консультирование правил безопасности труда.

  • Контроль и помощь в работе обучающимся.

Выполнение обучающимися исследовательской работы по инструкционным картам (учебник стр. 190)

(яйца пронумерованы, среди них находятся несвежие яйца)

Обучающиеся самостоятельно работают с источниками информации, советуясь друг с другом и оказывая посильную помощь; изучают основные правила и рекомендации, отбирают наиболее важные и заносят в свою тетрадь; готовят вопросы обучающимся другой бригады; обобщают и систематизируют результаты исследования; выбирают вариант ответа и выступают перед классом с отчетом о проделанной работе:

Строение яйца определяет его составные части: желток, белок, скорлупа, пленки (белковая и желточная оболочки), пуга - воздушное пространство между скорлупой и тупым концом яйца.

Образец № 1 - яйцо свежее; образец № 2 - несвежее яйцо -

ученицы высказывают свое мнение: у свежего яйца белок плотный состоит из двух слоев и желток плотный, шарообразный; у несвежего яйца белок разжижен, желток приплюснут - всплыл и прикрепился к внутренней стороне скорлупы.

Определение доброкачественности яиц в подсоленной воде:

Образец № 1 - яйцо свежее; образец № 2 - несвежее яйцо -

ученицы высказывают свое мнение: через поры скорлупы испаряется вода и на тупом конце образуется пуга - пространство, заполненное воздухом. Чем дольше яйцо хранится, тем больше эта пуга. На этом и основывается опыт с плавучестью несвежих яиц: если свежее яйцо идет ко дну, то несвежее всплывает тупым концом вверх - его выталкивает слишком большое количество воздуха внутри скорлупы. Вместе с воздухом в яйцо проникают микробы, которые вызывают его порчу. Яйца надо хранить в холодильнике острым концом вниз, чтобы желток, располагающийся на воздушной камере яйца, быстро не высыхал.

- Вы все когда-нибудь покупали яйца в магазине и видели, что на яйце стоит штамп. Какую информацию содержит штамп?

Задан «Советы покупателям»

(девочки высказывают свое мнение, дополнение учителя):

крупные яйца массой 45г и более маркируют красной краской - это продукт 1-й категории; яйца массой 40г и менее - синей краской - это продукт 2-й категории.

- Как называются яйца, поступившие в продажу на 8 сутки после снесения?

Ответ: яйца, поступившие в продажу по истечении 7 суток после снесения, называются столовыми.

- Можно ли определить качество яйца при покупке его в магазине?

Ответ: при покупке в магазине качество яйца определяют по внешнему виду: целостность, цвет и чистота скорлупы, отсутствие запаха и с помощью овоскопа - аппарата для просвечивания яиц: видна раздельность желтка и белка, пятна, а также величина пуги яйца.

Заключительный инструктаж учителя:

  • Анализ выполнения исследовательской работы обучающимися.

  • Разбор типичных ошибок.

8. Упражнение для глаз.

9.Выступление обучающихся с творческими заданиями.

Бригада № 1

Бригада № 2.

На Руси принято отмечать православный праздник Пасху, на который все хозяйки красят яйца. Первое пасхальное яйцо, полученное после христосования, имело в глазах народа особое значение - его тщательно берегли как талисман, с помощью которого можно было освободиться от несчастий, пожаров, болезней, грабежей и даже выявить колдуна или отыскать клады…

За что оказана такая честь и внимание этому популярному во все времена продукту?

Практическая работа.

Постановка проблемы: «Использование яиц в кулинарии»

Вводный инструктаж учителя:

Проверка организованности начала работы;

Организация рабочих мест;

Инструктаж по Т/Б Консультирование по санитарно - гигиеническим правилам Какова первичная обработка яиц.

(На скорлупе яйца есть микробы, которые могут быть источником болезни сальмонеллез. Поэтому перед приготовлением пищи яйцо надо тщательно мыть.)

Задания творческого характера:

Взяв за основу вареное яйцо и используя дополнительные продукты, придумать и оформить на тарелке какой-нибудь сюжет и дать ему название; Яичница-глазунья - ваши варианты!

Выполнение практической работы ( по инструкционным картам: учебник стр. 192, 193)

Текущий инструктаж учителя:

  • Комментирование содержания инструкционно-технологических карт по приготовлению блюд из яиц;

  • Контроль за соблюдением последовательности работы;

  • Контроль за соблюдением правил безопасности труда и санитарно - гигиенических правил;

  • Инструктирование обучающихся по выполнению отдельных технологических операций и заданий в целом;

  • Концентрация внимания обучающихся на наиболее эффективных приёмах выполнения технологических операций;

  • Оказание помощи слабо подготовленным к выполнению задания обучающимся.

Заключительный инструктаж учителя:

  • Анализ выполнения самостоятельной работы обучающимися.

  • Организация мини-выставки, где каждая бригада выставляет свои блюда из яиц.

Рефлексия - обсуждаются полученные результаты практической работы:

Обучающиеся оценивают идеи, выбирают лучшее блюдо, учитывая мнение членов бригады и требования к качеству блюдам из яиц .

Учитель акцентирует внимание на том, что без анализа идей объективной оценки быть не может.

Критерии оценки идей: оригинальность подачи блюда; вкусовые качества;

оформление блюда. Выбирается призер выставки.

Закрепление материала.

«Проверь себя». Обучающиеся отвечают на вопросы

За каждый правильный ответ обучающиеся получают фишку).

Рефлексия

Самооценка обучающимися собственной учебной деятельности:

мне понравилось…, теперь я могу…, я научилась…, мне не понравилось…,показалось скучным… осталось непонятным…,вопросы к учителю…

в бланк «Оценка работы обучающихся»

№ п/п

Фамилия,

Имя обуч.

Готовность к уроку

Повторение пройденного

Усвоение нового материала

Лаб. работа

Практ. работа

Соблюд т/б

Соблюд

с/г



14. Домашнее задание

Самоопределение обучающимися в отношении домашнего задания.

Девочки выбирают из вариантов: оформить рецепт оригинальной яичницы;

подготовить сообщение «Секреты семейной кухни: любимые блюда из яиц»;

написать вопросы к «Мозговой атаке»

Выставление оценок в журнал и в дневник.

© 2010-2022