- Преподавателю
- Технология
- Конспект урока Блюда из яиц
Конспект урока Блюда из яиц
Раздел | Технология |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Антонова В.Г. |
Дата | 23.10.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Разработка урока
«Блюда из яиц»
Учитель технологии:
Антонова В.Г.
Тема урока: «Приготовление блюд из яиц»
Цели урока:
Формирование представления о видах яиц, возможностях их использования в кулинарии.
Формирование умений в приготовлении различных блюд из яиц. Формирование и развитие трудовых качеств личности.
Формирование УУД:
Познавательные: умение извлекать необходимую информацию из разных источников и творчески перерабатывать; проводить анализ первоначальных идей и выбору лучшей идеи, учить формулировать проблему, определять тему урока.
Коммуникативные: работать в группах, слушать и слышать друг друга, умение обосновывать и доказывать своё мнение, умение учитывать позицию собеседника.
Тип урока: урок «открытия» нового знания.
Вид урока: комбинированный (урок-исследование, урок-практикум)
Форма организации деятельности обучающихся: индивидуальная, групповая.
Методы обучения: проблемно-поисковые, исследовательские, практическая работа, Эксперимент.
Межпредметные связи: биология, история, русский язык и литература.
Оснащение урока: компьютер, слайдовая презентация, инструкционные карты, учебник для 5 класса под редакцией В.Д. Симоненко, печатная тетрадь Для лабораторной работы: стакан, ложка, вода, соль, яйцо (4шт. из них 3шт. несвежие, лежалые)
Для практической работы: электрическая плита, набор кухонной и столовой посуды, разделочные доски, скатерти, салфетки, продукты.
Этапы учебного занятия
Задачи этапа
Виды деятельности учителя
Виды деятельности обучающихся
Этап организации и мотивации учебной деятельности
Обеспечение мотивации учения детьми; создание проблемной ситуации.
УУД: коммуникативные- постановка вопросов, общение; познавательные -логические, мышление
Организация деятельности обучающихся путем постановки наводящих вопросов, корректировка опорных понятий и ликвидация обнаруженных недостатков.
Адаптация; погружение в учебную деятельность; повторение материала предыдущего урока, участие в дискуссии с учителем, с другими обучающимися.
Этап актуализации знаний и целеполагания учебной деятельности
Актуализация опорных знаний и способов действий;
определение темы, постановка целей и задач занятия.
УУД: регулятивные - целеполагание, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстником
Диалог, подводящий к постановке и решению проблемы (конкурсы «Ромашка», «Мозговой штурм»); совместная выработка темы и задач урока; постановка проблемы: «Яйца в питании человека: плюсы и минусы»,
Участие в конкурсах «Ромашка», «Мозговой штурм»; принятие проблемы «Яйца в питании человека: плюсы и минусы»;
определение порядка и путей ее решения;
формулирование цели и основных вопросов урока; вербальное воспроизведение рассуждений и выводов.
Этап исследования,
физкультминутка
Приобретение нового знания и опыта в процессе самостоятельной деятельности.
УУД: коммуникативные- управление поведением партнера, оценка действий партнера; регулятивные - контроль, оценка, коррекция
Постановка учебного задания исследовательского характера: «Строение яйца», «Свежесть яиц и способы ее определения»; выявление пробелов первичного осмысления изученного материала; контроль и помощь в работе обучающихся; коррекция выявленных пробелов.
Выполнение учебного задания исследовательского характера: «Строение яйца», «Определение доброкачественности яиц»; работа в бригадах по инструкционным картам;
оказание помощи другим обучающимся; первичное обобщение и систематизация новых знаний.
Этап завершения исследования, получения результата и его включения в систему знаний
Определение места и значимости новых знаний в системе ранее приобретенных
УУД: познавательные - умение структурировать знания
Консультирование; оказание помощи обучающимся; организация и коррекция деятельности обучающихся путем постановки наводящих вопросов
Реализация учебного проекта; работа в бригадах: обобщение и систематизация результатов исследования; «Удивление», ответы на вопросы «Проверь себя»; оценка действий партнера.
Этап первичного закрепления
Формирование и развитие умений и навыков применения нового знания.
УУД: коммуникативные- умение работать в группе, личностные - логическое мышление, творческое воображение
Постановка учебного задания творческого характера: «Использование яиц в кулинарии»;
контролирующая и оценочная деятельность.
Поиск решения проблемы: "Использование яиц в кулинарии»; выполнение учебного задания творческого характера: «Использование яиц в кулинарии»; работа в бригадах-составление технологической карты приготовления блюд из яиц.
Рефлексия
Фиксирование степени соответствия цели учебной деятельности результатам деятельности.
УУД: регулятивные - оценка-осознание уровня и качества усвоения материала
Оценка деятельности всех участников учебного процесса.
Оценка проделанной работе, коррекция планирования и результатов деятельности
Ход урока
1.Организационный момент:
-
Приветствие обучающихся,
-
проверка присутствующих, их готовность к уроку,
-
настрой обучающихся на урок.
2. Мотивация. На прошлых занятиях мы с вами определили:
-
сформулировали задачи: изучить рациональные способы приготовления пищи, позволяющие сохранять питательные вещества исходных продуктов для обеспечения ими человека;
-
провели ряд исследований: каких пищевых веществ больше в растительных продуктах, и каких - в продуктах животного происхождения.
-
(обучающиеся разделились на бригады по желанию).
Дискуссия обучающиеся подготовили вопросы по ранее изученным темам; первая бригада задает вопрос второй бригаде, вторая бригада, ответив на этот вопрос, тут же задает свой вопрос первой бригаде. Обучающиеся сами оценивают правильные ответы: за быстрый, правильный, полный ответ бригаде выдается фишка (Ответы «хором» не засчитываются).
-
Какие пищевые вещества вы знаете?
-
Для чего нужны овощи в питании человека?
-
Какие способы нарезки овощей используют в кулинарии?
-
Какие правила техники безопасности следует соблюдать при нарезке продуктов?
3. Актуализация знаний.
Конкурс Приглашаются представители от каждой бригады для выбора вопроса, в которых находятся загадки об одном из самых удивительных продуктов.
О чем? Угадаете загадки - вы сами сможете объявить тему сегодняшнего урока. За каждый правильный ответ вы получите фишку.
Ответим на вопросы.
Вопрос 1. Какая еда хоть вари её в пяти пудах соли, никогда не будет соленой?
Вопрос 2. Пробил я стенку - увидел серебро, пробил серебро - увидел золото.
Вопрос 3. Маленький, кругленький, беленький разобьется - никакой столяр не склеит.
Вопрос 4. Белая кибитка без окон, без дверей.
Вопрос 5. На столе - бело, упало со стола - желто.
Вопрос 6. В белокаменный Дворец спрятан будущий Певец.
Совершенно верно. Яйцо символизирует собой символ зарождающейся новой жизни, сама природа позаботилась о том, чтобы будущая жизнь была обеспечена всеми необходимыми питательными веществами.
Совместная выработка темы урока - предложения обучающихся: «Яйца в питании человека», «Приготовление оригинальных блюд из яиц», «Блюда из яиц».
4. Тема урока: «Приготовление блюд из яиц».
Совместная выработка цели урока:
Знать: какие полезные вещества содержатся в яйце.
Уметь: готовить вкусные блюда из яиц.
Чтобы достичь поставленной цели урока, какие этапы получения знаний и умений вы должны пройти?
Совместная выработка плана изучения темы:
Узнать, какие виды яиц бывают.
Выяснить, почему полезны яйца.
Выяснить, какие блюда можно приготовить из яиц.
Постановка проблемы: «Яйца в питании человека: плюсы и минусы»,
«Использование яиц в кулинарии» презентация, подготовленная учащимися самостоятельно.
Дискуссия- каждый участник выясняет все, что он знает по выбранной проблеме и что хотел бы выяснить.
Чем больше будет выдвинуто предположений, тем более вероятно, что в результате «мозгового штурма» появятся новые ценные идеи.
(За каждый вопрос и за правильный ответ ученица получает фишку).
Самостоятельная работа обучающихся с источниками информации: учебник, тетрадь, вырезки из газет и журналов.
Ответы обучающихся, дополнения учителя:
-
Какие виды яиц бывают, учитывая то, кто производит их?
(По виду птицы различают яйца куриные, утиные, гусиные, перепелиные, индюшачьи, страусинные.)
-
Какие питательные вещества содержатся в яйце, их влияние на организм человека. Беседа. Заполнение таблицы. Анализ.
(По стандарту куриные яйца делятся на диетические (хранятся не более 7 суток после снесения) и столовые, которые можно хранить до 30 суток в сухом, чистом, прохладном помещении. В целях сохранения питательных свойств яиц как можно дольше, используют яичные продукты: меланж - это замороженная масса из желтков и белков и яичный порошок - высушенная смесь белков и желтков или отдельно белков и желтков.
Меланж и яичный порошок используют чаще всего на предприятиях общественного питания для приготовления самостоятельных блюд из яиц или вводят в состав теста.)
Какие блюда можно приготовить из яиц?
(Из яиц готовят как самостоятельные блюда, так и используют при приготовлении разнообразных блюд. Различные свойства яиц используются в кулинарии: белок обладает хорошими связующими свойствами, поэтому яйца добавляют в тесто, запеканки, котлеты; осветляющими свойствами - добавляют в бульон, желе, заливное; пенообразующими свойствами - используют для приготовления десертов: безе, крема, зефира. Белок яйца находится в студнеобразном состоянии, при нагревании он свертывается (коагулирует), образуя плотное вещество белого цвета. В зависимости от времени варки яйца могут быть сварены всмятку - жидкие белок и желток (2-3мин.), в «мешочек» - твердый белок и жидкий желток (4-5 мин.) и вкрутую - твердые белок и желток (8-10 мин.). Яйца используют для приготовления салатов, закусок, вторых блюд: омлеты, яичницы, а также для украшения блюд).
Прежде чем вы приступите к выполнению исследовательской работы, давайте отдохнем.
6. Физкультминутка
7. Лабораторно-исследовательская работа.
«Строение яйца».
«Определение доброкачественности яиц».
Вводный инструктаж учителя:
-
Вам необходимо узнать, каково строение яйца,
-
определить доброкачественность яиц,
-
: разработать советы по использованию и хранению яиц.
Текущий инструктаж учителя: Комментирование условий выполнения лабораторно-исследовательской работы: осторожно разбив яйцо, вы сможете изучить строение яйца и определить его свежесть;
-
определить доброкачественность яйца при помощи солевого раствора.
-
Консультирование правил безопасности труда.
-
Контроль и помощь в работе обучающимся.
Выполнение обучающимися исследовательской работы по инструкционным картам (учебник стр. 190)
(яйца пронумерованы, среди них находятся несвежие яйца)
Обучающиеся самостоятельно работают с источниками информации, советуясь друг с другом и оказывая посильную помощь; изучают основные правила и рекомендации, отбирают наиболее важные и заносят в свою тетрадь; готовят вопросы обучающимся другой бригады; обобщают и систематизируют результаты исследования; выбирают вариант ответа и выступают перед классом с отчетом о проделанной работе:
Строение яйца определяет его составные части: желток, белок, скорлупа, пленки (белковая и желточная оболочки), пуга - воздушное пространство между скорлупой и тупым концом яйца.
Образец № 1 - яйцо свежее; образец № 2 - несвежее яйцо -
ученицы высказывают свое мнение: у свежего яйца белок плотный состоит из двух слоев и желток плотный, шарообразный; у несвежего яйца белок разжижен, желток приплюснут - всплыл и прикрепился к внутренней стороне скорлупы.
Определение доброкачественности яиц в подсоленной воде:
Образец № 1 - яйцо свежее; образец № 2 - несвежее яйцо -
ученицы высказывают свое мнение: через поры скорлупы испаряется вода и на тупом конце образуется пуга - пространство, заполненное воздухом. Чем дольше яйцо хранится, тем больше эта пуга. На этом и основывается опыт с плавучестью несвежих яиц: если свежее яйцо идет ко дну, то несвежее всплывает тупым концом вверх - его выталкивает слишком большое количество воздуха внутри скорлупы. Вместе с воздухом в яйцо проникают микробы, которые вызывают его порчу. Яйца надо хранить в холодильнике острым концом вниз, чтобы желток, располагающийся на воздушной камере яйца, быстро не высыхал.
- Вы все когда-нибудь покупали яйца в магазине и видели, что на яйце стоит штамп. Какую информацию содержит штамп?
Задан «Советы покупателям»
(девочки высказывают свое мнение, дополнение учителя):
крупные яйца массой 45г и более маркируют красной краской - это продукт 1-й категории; яйца массой 40г и менее - синей краской - это продукт 2-й категории.
- Как называются яйца, поступившие в продажу на 8 сутки после снесения?
Ответ: яйца, поступившие в продажу по истечении 7 суток после снесения, называются столовыми.
- Можно ли определить качество яйца при покупке его в магазине?
Ответ: при покупке в магазине качество яйца определяют по внешнему виду: целостность, цвет и чистота скорлупы, отсутствие запаха и с помощью овоскопа - аппарата для просвечивания яиц: видна раздельность желтка и белка, пятна, а также величина пуги яйца.
Заключительный инструктаж учителя:
-
Анализ выполнения исследовательской работы обучающимися.
-
Разбор типичных ошибок.
8. Упражнение для глаз.
9.Выступление обучающихся с творческими заданиями.
Бригада № 1
Бригада № 2.
На Руси принято отмечать православный праздник Пасху, на который все хозяйки красят яйца. Первое пасхальное яйцо, полученное после христосования, имело в глазах народа особое значение - его тщательно берегли как талисман, с помощью которого можно было освободиться от несчастий, пожаров, болезней, грабежей и даже выявить колдуна или отыскать клады…
За что оказана такая честь и внимание этому популярному во все времена продукту?
Практическая работа.
Постановка проблемы: «Использование яиц в кулинарии»
Вводный инструктаж учителя:
Проверка организованности начала работы;
Организация рабочих мест;
Инструктаж по Т/Б Консультирование по санитарно - гигиеническим правилам Какова первичная обработка яиц.
(На скорлупе яйца есть микробы, которые могут быть источником болезни сальмонеллез. Поэтому перед приготовлением пищи яйцо надо тщательно мыть.)
Задания творческого характера:
Взяв за основу вареное яйцо и используя дополнительные продукты, придумать и оформить на тарелке какой-нибудь сюжет и дать ему название; Яичница-глазунья - ваши варианты!
Выполнение практической работы ( по инструкционным картам: учебник стр. 192, 193)
Текущий инструктаж учителя:
-
Комментирование содержания инструкционно-технологических карт по приготовлению блюд из яиц;
-
Контроль за соблюдением последовательности работы;
-
Контроль за соблюдением правил безопасности труда и санитарно - гигиенических правил;
-
Инструктирование обучающихся по выполнению отдельных технологических операций и заданий в целом;
-
Концентрация внимания обучающихся на наиболее эффективных приёмах выполнения технологических операций;
-
Оказание помощи слабо подготовленным к выполнению задания обучающимся.
Заключительный инструктаж учителя:
-
Анализ выполнения самостоятельной работы обучающимися.
-
Организация мини-выставки, где каждая бригада выставляет свои блюда из яиц.
Рефлексия - обсуждаются полученные результаты практической работы:
Обучающиеся оценивают идеи, выбирают лучшее блюдо, учитывая мнение членов бригады и требования к качеству блюдам из яиц .
Учитель акцентирует внимание на том, что без анализа идей объективной оценки быть не может.
Критерии оценки идей: оригинальность подачи блюда; вкусовые качества;
оформление блюда. Выбирается призер выставки.
Закрепление материала.
«Проверь себя». Обучающиеся отвечают на вопросы
За каждый правильный ответ обучающиеся получают фишку).
Рефлексия
Самооценка обучающимися собственной учебной деятельности:
мне понравилось…, теперь я могу…, я научилась…, мне не понравилось…,показалось скучным… осталось непонятным…,вопросы к учителю…
в бланк «Оценка работы обучающихся»
№ п/п
Фамилия,
Имя обуч.
Готовность к уроку
Повторение пройденного
Усвоение нового материала
Лаб. работа
Практ. работа
Соблюд т/б
Соблюд
с/г
14. Домашнее задание
Самоопределение обучающимися в отношении домашнего задания.
Девочки выбирают из вариантов: оформить рецепт оригинальной яичницы;
подготовить сообщение «Секреты семейной кухни: любимые блюда из яиц»;
написать вопросы к «Мозговой атаке»
Выставление оценок в журнал и в дневник.