- Преподавателю
- Технология
- Программа внеурочной деятельности по декоративно-прикладному творчеству Декор
Программа внеурочной деятельности по декоративно-прикладному творчеству Декор
Раздел | Технология |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Магомедова С.С. |
Дата | 23.10.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №79 г. Сочи
«УТВЕРЖДЕНО»
Решением педагогического совета
От ___августа 2015 г. протокол №1
Председатель Л.С. Гогорян
Программа внеурочной деятельности
Студии декоративно-прикладного творчества «ДЕКОР»
4 года
(срок реализации программы)
6-14 лет
(возраст обучающихся)
Учитель технологии МОУ СОШ №79
Магомедова Светлана Станиславовна
г. Сочи
-
Пояснительная записка
1.1. Нормативно - правовая база:
Нормативно - правовыми документами программы являются:
1.Закон «Об образовании» Российской Федерации (ст. 9, п.8)
2. Примерные требования к программам дополнительного образования детей. Приложение к письму Департамента молодёжной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобрнауки России от 11.12.2006 г. № 06-1844).
3. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
4.Примерная программа воспитания и социализации обучающихся.
5. Примерные программы внеурочной деятельности (начальное и основной образование) // под ред. В.А.Горского - М., Просвещение, 2010
6. Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор // пособие для учителя - М., Просвещение, 2010
7. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа».
8.Программа разработана на основе авторской программы «АдекАРТ» (школа акварели) М.С.Митрохиной и типовых программ по изобразительному искусству. Является модифицированной.
-
Рабочие программы разрабатываются в соответствии с п. 2. ст. 32 Закона РФ «Об образовании» и примерными требованиями к образовательным программам (Примерные требования к программам дополнительного образования детей. Приложение к письму Департамента молодёжной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобрнауки России от 11.12.2006 г. № 06-1844).
-
Рабочая программа - это учебная программа, разработанная на основе примерной программы (ст. 28 Закона РФ «Об образовании»)для определённого детского объединения, определяющая содержание, последовательность изучения тем и количество часов на их усвоение, использование организационных форм обучения и т. п. К рабочим программам в системе дополнительного образования детей относятся типовые, модифицированные, экспериментальные и авторские образовательные программы. В учебном процессе может быть использована рабочая программа, разработанная другими педагогами. Рабочие программы составляются на основе: примерных (типовых) программ по направлениям деятельности; авторских, модифицированных, экспериментальных образовательных программ; учебной литературы (при отсутствии типовой, авторской программ).
-
Актуальность и перспективность дополнительной образовательной программы:
Программа «Декор» является дополнительной образовательной программой художественно-эстетической направленности, предполагает кружковой уровень освоения знаний и практических навыков.
Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни.
В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи эстетического восприятия и развития личности в целом.
В системе эстетического воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству и декоративно-прикладному творчеству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, выполнять декоративные работы своими руками способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности.
Программа направлена на то, чтобы через труд (декоративно-прикладной) и изобразительное искусство приобщить детей к творчеству.
Программа объединения предполагает в большом объёме творческую деятельность, связанную с наблюдением окружающей жизни. Занятия художественно- практической деятельностью, знакомство с произведениями декоративно - прикладного искусства решают не только частные задачи художественного воспитания, но и более глобальные - развивают интеллектуально - творческий потенциал ребёнка. Практическая деятельность ребёнка направлена на отражение доступными для его возраста художественными средствами своего видения окружающего мира.
Основными видами художественной и декоративно-прикладной деятельности воспитанников являются:
- художественное восприятие,
- информационное ознакомление,
- изобразительная деятельность,
- декоративно-прикладная деятельность,
- художественная коммуникация, т. е. использование всего объёма художественно - творческого опыта воспитанников на занятиях изобразительного искусства и художественного труда, музыки, и дальнейшее накопление этого опыта.
- выполняются зарисовки, иллюстрации, эскизы орнаментов, подбор цветов, элементов украшений.
Принцип построения программы:
На занятиях предусматривается деятельность, создающая условия для творческого развития воспитанников на различных возрастных этапах и учитывается дифференцированный подход, зависящий от степени одаренности и возраста воспитанников. Этапы программы:
-
ознакомительный - 1 год обучения для обучающихся 6-7лет;
-
развивающий - 2 год обучения для обучающихся 8-9 лет;
-
развивающий - 3 год обучения для обучающихся 10-11 лет;
-
развивающий - 4 год обучения для обучающихся 12-14 лет.
Основные дидактические принципы программы: доступность и наглядность, последовательность и систематичность обучения и воспитания, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей. Например, в группе первого года обучения дети выполняют творческие задания, в группе второго года - тоже, но на более сложном творческом и техническом уровне, оттачивая свое мастерство, исправляя ошибки. Обучаясь по программе, дети проходят путь от простого к сложному, с учётом возврата к пройденному материалу на новом, более сложном творческом уровне.
Отличительные особенности данной программы от уже существующих в этой области заключаются в том, что программа ориентирована на применение широкого комплекса различного дополнительного материала по декоративно-прикладному творчеству и изобразительному искусству.
Программой предусмотрено, чтобы каждое занятие было направлено на овладение основами декоративно-прикладного творчества и изобразительного искусства, на приобщение обучающихся к активной познавательной и творческой работе. Процесс обучения строится на единстве активных и увлекательных методов и приемов творческой работы, при которой в процессе усвоения знаний, законов и правил изобразительного искусства и декоративно-прикладного творчества у воспитанников развиваются творческие начала.
Образовательный процесс имеет ряд преимуществ:
-
занятия в свободное время;
-
обучение организовано на добровольных началах всех сторон (обучающиеся, родители, педагоги);
-
обучающимся предоставляется возможность удовлетворения своих интересов и сочетания различных направлений и форм занятия;
-
допускается переход обучающихся из одной группы в другую (по возрасту).
1.3. Возрастная группа учащихся:
Программа ориентирована на детей и подростков 6-14 лет.
1.4.Количество часов:
Программа рассчитана на 4 года обучения. Количество часов за 1 год обучения - 72, за 2 год обучения - 72, за 3 год обучения - 144, за 4 год обучения - 144. Общее количество часов за 4 года - 432.
Занятия групповые. Возраст детей обучающихся в объединении 6 - 14 лет. Первый год - 6-7лет, второй год - 8-9 лет, третий год - 10-11 лет, четвертый год - 12-14 лет
1.5. Цели и задачи реализации программы:
Цель: раскрытие творческого потенциала ребёнка декоративными и художественно - изобразительными средствами.
Задачи:
-
воспитательная - формировать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру через художественное и декоративно-прикладное творчество, восприятие духовного опыта человечества - как основу приобретения личностного опыта и самосозидания;
-
художественно-творческая - развивать творческие способности, фантазию и воображение, образное мышление, используя игру цвета и фактуры, нестандартные приемы и решения в реализации творческих идей;
-
техническая - осваивать практические приемы и навыки изобразительного мастерства (рисунка, графики, живописи и композиции) и декоративно-прикладного творчества (декоративные композиции из различных материалов, вышивки: «крест», «полукрест», «гладь», вышивка лентами и др.)
1.7. Формы и методы работы:
Одно из главных условий успеха обучения и развития творчества обучающихся - это индивидуальный подход к каждому ребенку. Важен и принцип обучения и воспитания в коллективе. Он предполагает сочетание коллективных, групповых, индивидуальных форм организации на занятиях. Коллективные задания вводятся в программу с целью формирования опыта общения и чувства коллективизма. Результаты коллективного художественного труда обучающихся находят применение в оформлении кабинетов, мероприятий, коридоров. Кроме того, выполненные на занятиях художественные работы используются как подарки для родных, друзей, ветеранов войны и труда. Общественное положение результатов художественной деятельности школьников имеет большое значение в воспитательном процессе.
Основные методы и технологии:
Для качественного развития творческой деятельности воспитанников программой предусмотрено:
-
Система постоянно усложняющихся заданий с разными вариантами сложности позволяет овладевать приемами творческой работы всеми обучающимися.
-
В каждом задании предусматривается исполнительский и творческий компонент.
-
Создание увлекательной, но не развлекательной атмосферы занятий. Наряду с элементами творчества необходимы трудовые усилия.
-
Создание ситуации успеха, чувства удовлетворения от процесса деятельности.
-
Объекты творчества обучающихся имеют значимость для них самих и для общества.
Воспитанникам предоставляется возможность выбора художественной формы, художественных средств выразительности. Они приобретают опыт художественной деятельности в графике, живописи, декоративно-прикладном творчестве. В любом деле нужна «золотая середина». Если развивать у ребенка только фантазию или учить только копировать, не связывая эти задания с грамотным выполнением работы, значит, в конце концов, загнать ребенка в тупик. Поэтому, традиционно совмещаются правила рисования и декоративно-прикладного творчества с элементами фантазии.
Теоретические знания по всем разделам программы даются на самых первых занятиях, а затем закрепляются в практической работе.
Практические занятия и развитие художественного восприятия представлены в программе в их содержательном единстве.
Применяются такие методы, как репродуктивный (воспроизводящий); иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала); проблемный (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути её решения); эвристический (проблема формулируется детьми, ими и предлагаются способы её решения).
Среди методов такие, как беседа, объяснение, лекция, игра, конкурсы, выставки, праздники, эксперименты, а также групповые, комбинированные, чисто практические занятия. Некоторые занятия проходят в форме самостоятельной работы (постановки натюрмортов, пленэры, декоративные композиции), где стимулируется самостоятельное творчество. К самостоятельным относятся также итоговые работы для участия в различных творческих конкурсах (районных, городских, краевых, Интернет-конкурсах). В начале каждого занятия несколько минут отведено теоретической беседе, завершается занятие просмотром работ и их обсуждением.
В период обучения происходит постепенное усложнение материала. Широко применяются занятия по методике, мастер-классы, когда педагог вместе с обучающимися выполняет живописную или декоративную работу, последовательно комментируя все стадии ее выполнения, задавая наводящие и контрольные вопросы по ходу выполнения работы, находя ошибки и подсказывая пути их исправления. Наглядность является самым прямым путём обучения в любой области, а особенно в декоративном творчестве и изобразительном искусстве.
2 . Структура программы
1-й год обучения
Личностные результаты:
-
осознавать роль декоративно-прикладного творчества и художественного искусства в жизни людей;
-
эмоционально «проживать» красоту художественных произведений, выражать свои эмоции;
-
понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
-
высказывать своё отношение к художественным произведениям, к творчеству своих товарищей, своему творчеству.
2-й год обучения
Личностные результаты:
-
осознавать роль художественной культуры в жизни людей;
-
эмоционально «проживать» художественные произведения, выражать свои эмоции;
-
понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
-
обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей о произведениях искусства, о собственных работах, работах своих товарищей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов, художественные сравнения, применение художественных терминов)
3-й год обучения
Личностные результаты
-
эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
-
эмпатия - умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
-
чувство прекрасного - умение чувствовать красоту и выразительность речи, художественных произведений, стремиться к совершенствованию собственной художественной культуры;
-
любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
-
интерес к художественных произведений, к ведению диалога с автором , посредством собственного мнения о конкретном произведении художника;
-
интерес к рисованию, к созданию собственных рисунков, к художественной форме общения;
-
интерес к изучению шедевров искусства великих художников;
-
осознание ответственности за выполненное художественное произведение.
4-й год обучения
3.Содержание программы. Тематическое планирование.
1-й год обучения
Мир маленького человека красочный, эмоциональный. Для этого возраста органичны занятия изобразительным искусством. Для ребёнка 6 - 7 лет необходим определённый уровень графических навыков, важно научиться чувствовать цвет.
Программа состоит из теоретической и практической частей.
Теоретическая часть:
-
Знакомство с различными художественными материалами, приёмами работы с ними.
-
Основы цветоведения. Основные цвета. Смешение цветов. Холодные цвета.
-
Художественный язык изобразительного искусства: линия, пятно, штрих, мазок.
-
Беседы ознакомительного характера по истории искусства в доступной форме
-
Заочные экскурсии по музеям и выставочным залам нашей страны и мира.
-
Знакомство с творчеством лучших художников нашей страны и мира.
Календарно-тематический план первого года обучения
№
Наименование разделов
Всего
Часов
Количество часов
Теория
Практика
1
Водное занятие.
Знакомство с предметом
2
2
2
Рисование с натуры
8
2.1
Чашка с блюдцем
2
2
2.2
Чайник
2
2
3
Декоративное рисование.
8
3.1
Узоры
2
2
3.3
Гжель.
2
2
4
Композиция.
22
4.1
«В царстве Нептуна»
2
2
4.2
«Растительный мир»
2
2
4.3
«Зима. Новый год. Рождество»
2
6
4.4
«Рисуем сказку»
2
4
5
Художественный шрифт. Плакат.
6
5.1
«Веселые буквы».
2
5.2
Открытка к 9 мая
2
5.3
Плакат к 8 Марта «Цветы к празднику»
2
6
Акварель. Карандаш
18
6.1
Знакомство с красками
2
2
6.2
Портрет моей мамы
2
4
6.3
Изображение природы. Техника и приемы рисования
2
6.4
«Подводный мир»
2
6.5
«Защитники Отечества»
2
2
7
Экскурсии. Поездки.
8
7.1
Прогулка на море. Сбор природного материала
2
7.2
Экскурсия по пансионату Макопсе «Весна»
2
7.3
Поездка в Лазаревское на Новогоднюю ёлку
2
7.4
Поездка в Лазаревскую Детскую библиотеку
2
Всего за год:
72
2 год обучения
На этом этапе формируется художественно- эстетическое и духовно-нравственное развитие ребенка, качества, отвечающие представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности восприятия мира.
Теоретическая часть:
-
Свойства живописных материалов, приёмы работы с ними: акварель, гуашь.
-
Цвет в окружающей среде. Основные и дополнительные цвета. Основные сочетания в природе.
-
Основы рисунка. Роль рисунка в творческой деятельности. Упражнения на выполнение линий разного характера. Художественный язык рисунка: линия, штрих, пятно, точка.
-
Основы живописи. Цвет - язык живописи. Рисование с натуры несложных по форме и цвету предметов, пейзажа с фигурами людей, животных.
-
Основы композиции. Понятия «ритм», «симметрия», «асимметрия», «уравновешенная композиция». Основные композиционные схемы.
-
Создание творческих тематических композиций. Иллюстрирование литературных произведений.
-
Беседы по истории искусств. Экскурсии на выставки, натурные зарисовки на пленере. Выставки, праздничные мероприятия.
Календарно-тематический план второго года обучения
№
Наименование разделов
Всего
Часов
Количество часов
Теория
Практика
1
Водное занятие.
знакомство с предметом
2
2
2
Рисование с натуры (живопись)
2.1
Предметы быта.
2
2.3
Натюрморт с фруктами.
2
3
Декоративное рисование.
10
3.1
Хохломская роспись
2
2
3.2
Пасхальные мотивы
2
3.3
Гжель.
2
2
4
Композиция.
24
4.1
«Растительный мир» «Первоцветы Кавказа»
2
4.2
«Зима. Новый год. Рождество», «Зимние забавы»
2
4
4.3
«Животный мир»
2
2
4.4
«Подводный мир»
2
2
4.5
К празднику 8-е марта
2
2
4.6
«Весна. Пасха. Возрождение»
2
4.7
Ко Дню Победы
2
5
Художественный шрифт. Плакат.
14
5.1
«Первоцветы Кавказа»
5.2
Плакат к 23 февраля «На службе Отечеству»
2
4
5.3
Плакат ко Дню матери
2
5.4
Плакат. «Веселые буквы». Оформление стенной газеты
2
5.5
Плакаты ко Дню Победы
2
2
6
Графика.
6
6.1
Изображение природы. Карандаш.
2
2
6.2
Изображение природы. Тушь.
2
7
Экскурсии
12
6.1
Прогулки и экскурсии по пансионату Макопсе и на море
2
6.2
Экскурсионные поездки в п. Лазаревское (Детская библиотека, Краеведческий музей, Центральный парк, фонтаны…)
8
6.3
Экскурсионная поездка в п. Магри. «Памятники воинской славы»
2
Всего за год:
72
3 год обучения
Изобразительное искусство - наиболее применимая область эмоциональной сферы ребёнка. На этом этапе он исследует форму, экспериментирует с изобразительными материалами, знакомится с мировой культурой. Более свободное владение различными художественными средствами позволяют ребёнку «самовыражаться».
-
Свойства живописных материалов, приёмы работы с ними: акварель, гуашь.
-
Цвет в окружающей среде. Основные и дополнительные цвета. Основные сочетания в природе.
-
Основы рисунка. Роль рисунка в творческой деятельности. Упражнения на выполнение линий разного характера. Художественный язык рисунка: линия, штрих, пятно, точка.
-
Основы живописи. Цвет - язык живописи. Рисование с натуры несложных по форме и цвету предметов, пейзажа с фигурами людей, животных.
-
Основы композиции. Понятия «ритм», «симметрия», «асимметрия», «уравновешенная композиция». Основные композиционные схемы.
-
Создание творческих тематических композиций. Иллюстрирование литературных произведений.
-
Беседы по истории искусств. Экскурсии на выставки, натурные зарисовки на пленере. Выставки, праздничные мероприятия.
Календарно-тематический план третьего года обучения
№
Наименование разделов
Всего
Часов
Количество часов
Теория
Практика
1
Водное занятие.
Знакомство с предметом
2
2
Рукоделие. Вышивка.
16
2.1
Вышивка лентами «Розы» «Цветы»
4
8
2.2
Гладь
2
2
3
Декоративное рисование.
28
3.1
"Гжель"
4
10
3.2
«Золотая Хохлома»
2
4
3.3
«Матрешка»
2
2
3.4
«Фонтаны»
2
2
4
Декор интерьера. Дизайн.
26
4.1
Оформление зала ко Дню матери.
2
4
4.2
Оформление кабинетов и зала к новогодним утренникам
2
2
4.3
Художественная ковка и литье. Эскизы декоративных заграждений (решетки на окнах, ворота, палисадники, заборы…)
2
2
4.4
Декоративное оформление окон
2
6
4.5
Оформление зала к Дню Победы
2
2
5
Художественный шрифт. Плакат.
18
5.1
Плакаты к Дню Учителя
2
5.2
Плакаты к Дню матери
2
5.3
Поздравительные открытки на День Святого Валентина
2
2
5.4
Поздравительные плакаты к 8 марта
2
4
5.5
Поздравительные плакаты к 9 мая. «Выпуск боевых листков»
2
2
6
Композиции
34
6.1
«Чудеса подводного царства»
2
4
6.2
«Зима. Новый год. Рождество»
2
4
6.3
Декоративные цветочные композиции
2
6
6.4
Композиции на тему «Растительный мир»
2
6
6.5
Композиции на тему "Первоцветы"
2
4
7
Экскурсии
20
7.1
Экскурсии по территории пансионата Макопсе (сбор природного материала)
2
7.2
Экскурсия на море
2
7.3
Экскурсия в п. Лазаревское «Моя любимая Лазаревская»
4
7.4
Экскурсия в п. Лазаревское «Оформление кафе, магазинов в народном стиле»
2
2
7.5
Экскурсия в п. Лазаревское «Фонтаны»
4
7.6
Экскурсия в п. Лазаревское «Памятники Славы»
2
2
Всего за год:
144
4 год обучения
На данном этапе важной становится цель - научить детей вести исследование доступных им проблем. Развить их способность ставить перед собой задачу и осуществить её выполнение.
Знания и умения, полученные за годы обучения, применяются в создании творческих работ.
-
Основы изобразительной грамоты.
Теоретическая часть.
-
Художественные материалы. Акварель, тушь, гуашь - свободное владение ими.
-
Рисунок. Значение рисунка в творчестве художника. Упражнения набросочного характера. Передача пространства на плоскости, представление о перспективе - линейной, воздушной.
-
Графика. Материалы - тушь, перо, типографская краска, картон, клише, матрицы из различных материалов.
-
Эстамп, монотипия. Создание образных работ с использованием знаний по композиции, рисунку, цветоведению.
-
Цветоведение. Воздействие цвета на человека. Гармония цветовых отношений.
-
Композиция. Основные правила композиции:
-
объединение по однородным признакам;
-
соблюдение закона ограничения;
-
основа живой и статичной композиции;
-
группировка элементов, обеспечение свободного пространства между группировками;
-
подчёркивание субординации между группировками и их взаимосвязь (линией, пластикой, «Законом сцены»).
-
Беседы по истории мировой культуры с показом иллюстративного материала. Посещение выставок. Работа на воздухе.
Календарно-тематический план четвертого года обучения
№
Наименование разделов
Всего
Часов
Количество часов
Теория
Практика
1
Водное занятие.
Знакомство с предметом
2
2
Рукоделие. Вышивка.
14
2.1
Вышивка лентами «Цветы»
2
2
2.2
Вышивка лентами и бисером «Букеты»
2
8
3
Декоративное рисование.
30
3.1
"Гжель"
4
4
3.2
«Зима в стиле «Гжель»
2
4
3.3
«Золотая Хохлома»
2
4
3.4
«Народные костюмы»
2
2
3.5
«Набережная»
2
2
3.6
"Зимние каникулы"
2
4
Декор интерьера. Дизайн.
26
4.1
Оформление зала ко Дню матери.
2
4
4.2
Оформление кабинетов и зала к новогодним утренникам
2
2
4.3
Художественная ковка и литье. Эскизы декоративных элементов
2
2
4.4
Декоративное оформление беседки
2
2
4.5
Декоративное оформление сада
2
2
4.6
Оформление зала к Дню Победы
2
2
5
Художественный шрифт. Плакат.
16
5.1
Плакаты к Дню Учителя
2
5.2
Плакаты к Дню матери
2
5.3
Поздравительные плакаты к 23 февраля
2
2
5.4
Поздравительные плакаты к 8 марта
2
2
5.5
Поздравительные плакаты к 9 мая. «Выпуск боевых листков»
2
2
6
Композиции
36
6.1
«Чудеса подводного царства»
2
4
6.2
«Зима. Новый год. Рождество»
2
4
6.3
Декоративные цветочные композиции
2
8
6.4
Композиции на тему «Растительный орнамент»
2
6
6.5
Композиции на тему "Природа Кавказа"
2
4
7
Экскурсии
20
7.1
Экскурсии по территории пансионата Макопсе (сбор природного материала)
2
7.2
Экскурсия в п. Лазаревское «Моя любимая Лазаревская»
4
7.3
Экскурсия в п.Лазаревское «Памятники воинской славы»
4
7.4
Экскурсия в п.Лазаревское «Набережная»
4
7.5
Экскурсия на море
2
7.6
Экскурсия в Лазаревский краеведческий музей «Народные костюмы»
4
Всего за год:
144
4. Основные требования к знаниям и умениям воспитанников к концу 1-го года обучения
Обучающиеся должны знать:
-
названия основных и составных цветов;
-
понимать значение терминов: краски, палитра, композиция, художник, линия, орнамент; аппликация, симметрия, асимметрия, композиция, силуэт, пятно, роспись;
-
изобразительные основы декоративных элементов;
-
материалы и технические приёмы оформления;
-
названия инструментов, приспособлений.
Обучающиеся должны уметь:
-
пользоваться инструментами: карандашами, кистью, палитрой;
-
полностью использовать площадь листа, крупно изображать предметы;
-
подбирать краски в соответствии с настроением рисунка;
-
владеть основными навыками использования красного, жёлтого, синего цветов их смешением;
-
моделировать художественно выразительные формы геометрических и растительных форм;
-
пользоваться материалами.
Основные требования к знаниям и умениям воспитанников к концу 2-го года обучения
Обучающиеся должны знать:
-
особенности материалов, применяемых в художественной деятельности;
-
разнообразие выразительных средств: цвет, свет, линия, композиция, ритм;
-
творчество художников, связанных с изображением природы: И.И. Шишкина, В.М. Васнецова, И.И. Левитана, Т.А. Мавриной - Лебедевой;
-
правила плоскостного изображения , развитие силуэта и формы в пятне. ,
-
Обучающиеся должны уметь:
-
пользоваться гуашью, акварелью, тушью, белой и цветной бумагой;
-
различать и передавать в рисунке ближние и дальние предметы;
-
рисовать кистью элементы растительного орнамента;
-
выполнять орнамент в круге, овал, ленту;
-
проявлять творчество в создании работ.
Основные требования к знаниям и умениям воспитанников к концу 3-го года обучения
Обучающиеся должны знать:
-
особенности материалов, применяемых в художественной деятельности;
-
разнообразие выразительных средств: цвет, свет, линия, композиция, ритм;
-
творчество художников, связанных с изображением природы: И.И. Шишкина, В.М. Васнецова, И.И. Левитана, Т.А. Мавриной - Лебедевой;
-
основы графики;
Обучающиеся должны уметь:
-
пользоваться гуашью, акварелью, тушью, белой и цветной бумагой;
-
пользоваться графическими материалами и инструментами (перья, палочки);
-
различать и передавать в рисунке ближние и дальние предметы;
-
рисовать кистью элементы растительного орнамента;
-
выполнять орнамент в круге, овал, ленту;
-
проявлять творчество в создании работ.
Основные требования к знаниям и умениям воспитанников к концу 4-го года обучения
Обучающиеся должны знать:
-
разнообразие возможных выразительных средств изображения;
-
значение понятий: живопись, графика, пейзаж, натюрморт, линейная и воздушная перспективы;
-
различные виды декоративного творчества: батик, флористика, цветоделие;
-
основы дизайна;
-
творчество мастеров русского искусства: А.К. Саврасова, В.А. Серова, М.А. Врубеля, И.И. Левитана, М. В. Нестерова, К.Е. Маковского.
-
правила создания экспозиций, основы прикладной графики.
Обучающиеся должны уметь:
-
работать в определённой цветовой гамме;
-
добиваться тональной и цветовой градации при передаче объёма предметов несложной формы;
-
передавать пространственные планы способом загораживания;
-
передавать движение фигур человека и животных;
-
сознательно выбирать средства выражения своего замысла;
-
свободно рисовать кистью орнаментальные композиции растительного характера;
-
решать художественно творческие задачи, пользуясь эскизом, техническим рисунком.
5. Литература и средства обучения
5.1. Литература
-
Герчук Ю.Я. Что такое орнамент? - М.,1998г.
-
Компанцева Л.В. Поэтический образ природы в детском рисунке. - М.,1985г.
-
Маслов Н.Я. Пленэр. - М.,1989г.
-
Межуева Ю.А. Сказочная гжель. - М.,2003г.
-
Неменский Б.М. Мудрость красоты: о проблемах эстетического воспитания. - М.,1987г.
-
Нестеренко О.И. Краткая энциклопедия дизайна. - М.,1994г.
-
Одноралов Н.В. «Материалы, инструменты и оборудование в изобразительном искусстве. - М.,1983г.
-
Орлова Л.В. Хохломская роспись. - М.,1998г.
-
Основы декоративного искусства в школе. Под ред. Б.В. Нешумова, Е.Д.Щедрина.- М., 1981г.
-
Программно - методические материалы. Изобразительное искусство.Сост. В.С.Кузин.
-
Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе. - М., 1999 г.
-
Сокольникова Н. М. Основы живописи. Обнинск. 1996г.
-
Сокольникова Н. М. Основы композиции. Обнинск, 1996г.
-
Сокольникова Н. М. Основы рисунка. Обнинск, 1996 г.
-
Стасевич В.Н. Пейзаж: картина и действительность. - М., 1978г.
-
Хворостов А.С. Декоративно - прикладное искусство в школе. - М..1988г.
-
Энциклопедический словарь юного художника. - М.,1983г.
18.Энциклопедия мирового искусства «Шедевры русской живописи». «Белый город». 2006г.
19. Журнал «ИСКУССТВО»
20. «Начальная школа» - журнал и приложение к газете « Первое сентября»
21. В.С. Кузин «Изобразительное искусство». Рабочие тетради 1-4 кл. «Дрофа».2004г.
22. В.С. Бадаев «Русская кистевая роспись». М: «Владос». 2007г
5.2. Печатные пособия:
Таблицы к основным разделам материала по изобразительному искусству, содержащегося в стандарте начального образования.
Репродукции картин.
5.3. Технические средства обучения:
Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок.
Телевизор (по возможности).
Видиоплейер (по возможности).
Магнитофон (по возможности).
Компьютер (по возможности).
Сканер (по возможности).
Принтер (по возможности).
Фотокамера цифровая (по возможности).
5.4. ЭОРы: .
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов: school-collektion.edu/ru
Сайт «Рукоделие» и электронная версия газеты «Русский язык»: rus.1september.ru
Коллекция «Мировая художественная культура»: art.september.ru
Музыкальная коллекция Российского общеобразовательного портала: musik.edu.ru
Газета «1 сентября»: 1september.ru
6. Оценка эффективности реализации программы
1. Конкурсы рисунков к общешкольным мероприятиям.
2. Участие в районных конкурсах.
3. Участие в городских конкурсах.
4. Участие в краевых конкурсах.
5. Папка достижений воспитанника