Особенности работы учителя технологии с леворукими детьми

Раздел Технология
Класс -
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 1 с. Кандры

муниципального района Туймазинский район

Республики Башкортостан




« Особенности работы учителя технологии с леворукими детьми»



Выполнила:

учитель технологии

АХМАДУЛЛИНА АЛЬФИЯ МИНИЛЬЗЯНОВНА







Туймазы-2013 г.


Содержание


Введение…………………………………………………………..……………….3

Основная часть

I. Теоретическая часть

1.1 Феномен «леворукость…………………………………………………....5

1.2Физиологические особенности леворуких…………………………...…..6

II. Практическая часть

2.1Специфика работы на уроках труда…………………………………….7

2.2 Трудности формирования трудовых навыков - зрительно - моторной координации……………………………………………………………………..8

2.3 Способы формирования трудовых умений на уроке «Технология»..…9

3. Исследования……………………………………………………….……..10

Заключение……………………………………………………………….………11

Список используемых источников………………………………......................12

Приложения……………………………………………………….……………..13








Введение

Писатель Н.С. Лесков из одной такой прибаутки: « Англичане стальную блоху сделали, а наши туляки ее подковали да им назад отослали» - создал чудесную повесть «Левша» («Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе»); кузнец Левша умудрился не только изготовить для ножек заморской стальной блохи, видимой лишь в самый лучший «мелкоскоп», микроскопические подковы, но и поставить на каждой из них крошечными буквами тульское фабричное клеймо.

Благодаря этой повести выражение «блоху подковать» стало широко распространенной крылатой фразой, обозначающей: искусно выполнить самую замысловатую, особо тонкую работу.

Левша в русском языке стало нарицательным именем, обозначающим талантливого выходца из народа, мастера с золотыми руками.

В наше время не настороженность, а интерес, стремление понять леворуких и узнать о них больше, понимание естественности различий - это, по - видимому, путь цивилизованного отношения к феномену леворукости. (Безруких М.М.. «Леворукий ребенок».)







Тема: Особенности работы учителя технологии

с леворукими детьми

Цель работы: оказать педагогическую помощь в формировании трудовых умений, с учетом особенностей восприятия, координации движений и мышления леворуких детей.

Задачи:

  • Расширить теоретические знания о леворукости, праворукости;

  • Разработать методику выполнения технологических операций, методику показа трудовых приёмов работы на технологическом оборудовании, приемы пользования инструментами и приспособлениями;

  • Разработать индивидуальные технологические карты.

Огромное значение для успешного выполнения работы играет выбор методов исследовательской деятельности.

Методы:

  • изучение научной литературы по вопросу леворукости;

  • наблюдение за группой леворуких детей;

  • систематизирование полученных результатов;

Актуальность проблемы

Технологическое образование должно обеспечить человеку возможность более гармонично развиваться и жить в современном технологическом мире.

Моя задача содействовать развитию имеющихся у каждого ребёнка задатков. Дело в том, что своевременно не развитые задатки, в дальнейшем чаще всего не могут быть развиты в полной мере, так как природа не восстанавливает полностью того, что не востребовано в срок.

В своей работе встречаю левшей. Обучение этих детей требует особого подхода. Поэтому заинтересовалась этой проблемой.

Обзор психолого-педагогической и методической литературы, опыт школьной практики позволяет отметить, что успешность выполнения различных трудовых заданий зависит от методики обучения. Многие трудности в обучении технологии, связаны с тем, что существующая методика преподавания не учитывает индивидуальных особенностей детей левшей. Приходится разрабатывать методику показа трудовых приёмов работы на технологическом оборудовании, приемы пользования инструментами и приспособлениями, методику выполнения технологических операций. Сознание учащихся в конечном итоге должно быть направлено на решение конечной задачи, на формирование образа полных и точных естественных трудовых действий.

I. Теоретическая часть

1.1 Феномен « леворукость»

Почти все люди на земле праворукие, и только часть из них - другие, не такие как все. Они пишут и шьют, едят и работают левой рукой.

Одно очевидно: леворуким всегда было не очень уютно в праворуком мире. Иначе как объяснить существующие в разных языках , у разных народов и в разных культурах негативные значения слов левый и леворукий? В латинском, греческом, французском, немецком, английском, китайском языках синонимами слова левый являются фальшивый, незаконный, неловкий, неумелый, неуклюжий и даже злой, подлый, нечестный. Правое и левое всегда противопоставляются, хотя вполне возможно, что за положительными (правыми)и отрицательными (левыми) характеристиками нет негативного отношения именно к леворукому человеку. Сами же символические ряды, связанные с правым и левым, в разных культурах, разделенных пространством и временем, очень сходны. Так, древние греки ассоциировали правое с ограниченным, единственным, мужским началом, с покоем, светом,добром, а левое - с неограниченным, множеством, с женским началом, движением, тьмой, злом.

Например, в русском языке существует до сих пор множество примеров такого рода. "Левый товар" - товар, проданный налево, т. е. незаконным образом, или товар фальшивый, подделанный. Аналогично можно рассматривать значение словосочетаний "левый доход", "левые деньги", "левым образом" и т. п. Подобная окраска слова "левый" встречается и в выражениях, не относящихся к финансам: "как левая нога захочет", "левая сторона", "встать с левой ноги" и др.

Ребенок «правополушарный» - левша - намного отличается от своих сверстников, и не только затянувшимся упрямством. Обычно это особо художественно одаренные и очень эмоциональные дети. Они уже с трех лет намного лучше других детей рисуют и лепят из глины или пластилина. Все отмечают их большие музыкальные способности, для них не редок абсолютный слух. Но в это же время им свойственна задержка речи и затруднительность произношения различных звуков.

Некоторые дети начинают оказывать предпочтение левой или правой руке с младенческого возраста, в то время, как другие и в детском саду не делают никакого различия. Большинство малышей выбирают ведущую руку около трех лет. В это время переключение с одной руки на другую является правилом. Однако есть дети, которые "тянут" с выбором до шести лет. И приблизительно 20 процентов детей так и вырастают, одинаково хорошо владея обеими руками.


1.2 Физиологические особенности леворуких


Ребенок может быть леворуким, но не абсолютно левшой. Чтобы разобраться во всем многообразии этих проявлений, прежде всего разграничим понятия «леворукость» и «левшество».

Леворукость определяет только ведущую руку, тогда как левшество - комплексная характеристика, отражающая большую активность правого полушария головного мозга (в отличие от правшей, у которых доминирует левое полушарие). Таким образом, если ваш ребенок предпочитает все делать левой рукой, то вы с уверенностью можете утверждать, что он леворукий. Однако, является ли он левшой в целом, можно судить только после выявления у него ведущего глаза, ведущей ноги и ведущего уха. Обычно для этого проводят специальные тесты, но иногда можно понять это, внимательно понаблюдав за ребенком (взрослым) во время деятельности.

У правшей главенствует левая часть мозга, а у левшей - правая.(слайд) Но есть люди, у которых полушария головного мозга функционируют равнозначно, без существенного доминирования одного из них. Их называют амбидекстрами.

Амбидекстры хорошо владеют обоими парными органами: обеими руками, ногами, ушами, глазами. Преимущественное владение левой рукой - зависит от «нехотения» или его упрямства, от особой организации деятельности мозга и своеобразия высших психических функций.

Сильно леворукие - выполняют все действия левой рукой, несильно леворукие - некоторые действия выполняют правой рукой, отдавая предпочтение левой, амбидекстры - действия выполняют правой, и левой рукой без предпочтения. Несильно праворукие - действия выполняют левой рукой, отдавая предпочтение правой, сильно праворукие - выполняют все действия правой рукой. Некоторые праворукие люди выполняют некоторые движения левой рукой.

Причины особенностей левшей и правшей кроются в том, что правое и левое полушария мозга человека ответственны за различные сферы психической деятельности. Это может быть представлено в следующем виде.(слайд)

Левое полушарие Правое полушарие

1.Конкретное мышление 1. Абстрактное мышление
2. Математические вычисления 2. Образная память
3. Сознательное 3. Бессознательное
4. Правая рука 4. Левая рука
5. Речь 5. Ритм, восприятие музыки, интонации
6. Правый глаз 6. Левый глаз
7. Чтение и письмо 7.Ориентировка в пространстве
8. Двигательная сфера 8. Чувственная сфера

2.1 Специфика работы на уроках труда

Левша как бы всякий раз изобретает, а то и фантастическим (внешне) образом находит свой способ построения и овладения миром правшей. Ведь у них в отличие от правшей не пристраивается стабильно тот психологический пласт упроченных навыков и автоматизмов, который позволяет функционировать во внешнем мире, в значительной мере не задумываясь: «А как это сделать?», не привлекая дополнительных осознанных средств. Именно поэтому, воспитывая левшу, следует максимально автоматизировать извне как можно больше операций, используемых им в повседневной жизни.

Так, не надо сердиться и ждать, когда же ребенок сам научится (просто глядя на вас) пользоваться ножом, иголкой, ножницами, кисточкой, спицами. Лучше сразу взять его руки в свои и несколько раз вместе с ним повторить нужное движение.

Не требуйте, чтобы левша срисовал нечто, а потом вышил, глядя на образец. Лучше положить сверху кальку и обвести вместе с ним (потом он сделает это сам) нужный образец несколько раз. И по контуру рисунка вышить простыми стежками.

Наша задача - буквально заставить тело ребенка запомнить ту или иную операцию, взаиморасположение в каждом случае его пальцев рук, ног, туловища, головы.

Реальность такова, что практически все дети-левши обладают колоссальным, почти мистическим произвольным контролем над протеканием своей психической деятельности. Кажущаяся невероятной их способность к спонтанному (не нуждающемуся в длительном обучении) выстраиванию достаточно сложных программ поведения - свойство, данное им природой. По всей видимости, оно тысячелетиями оттачивалось эволюцией как адаптационный механизм, сформировавшийся у левшей в противовес упомянутым выше «уязвимым» точкам их мозговой организации.
Во многих случаях они достигают нужных результатов как бы обходным путем, находя иногда самые немыслимые внешние и внутренние средства, позволяющие альтернативно, решать проблемы. Причем каждый раз процесс такого опосредствования просто непредсказуем.




2.2 Трудности формирования трудовых навыков - зрительно - моторной координации

В начальных классах леворукие дети уже встречались с трудностями при формировании навыков письма. И сейчас на уроках технологии опять столкнулись с трудностью овладение инструментами (иголка, спицы, крючок). Дело в том, что отправной точкой для освоения этих умений является зрительное восприятие. Нарушение или недостаточность развития зрительно - пространственного восприятия, зрительной памяти и зрительно - моторной координации, нередко ведут к возникновению следующих трудностей:

1. восприятия и запоминания сложных схем;

2. выделения и различения геометрических фигур;

3. копирования схем, действий;

4. неровность стежков, вытянутость петель;

5. зеркальность приемов;

Особенно трудно детям выделить точку начала движения и выработать правильную траекторию.

Для того чтобы снять эти трудности, необходима специальная тренировка пространственно- зрительного восприятия, зрительной памяти, (движения руки по воздуху ), зрительно-моторной координации копирование схем , воспроизведение их по памяти, различение фигур среди других и т.д.)

Феномен зеркальных движений

Наряду с зеркальным письмом у детей достаточно часто наблюдается зеркальное рисование, зеркальное рукоделие. Особенно характерно выворачивание : верх и низ, вертикальное и горизонтальное, правое и левое меняются местами, причем ребенок не чувствует неправильности. Когда ребенок как бы не учитывает их правую и левую стороны. Зеркальность чаще всего бывает свойственно тем детям , у которых ведущей является левая рука, но которых «переучили» на правую.

Таким образом, у леворукого ребенка могут быть свои, сугубо индивидуальные трудности.

При проведении уроков труда учитываются трудности зрительно-двигательной координации и зрительно-пространственной ориентации леворуких, Особое внимание обращается на недостаток развития у них тонкокоординированных движений руки. Все это служит оптимальным средством оказания им педагогической помощи в профилактике и преодолении свойственных леворуким детям трудностей и обеспечивает более успешное формирование у них трудовых умений.


2.3 Способы формирования трудовых умений на уроке «Технология»

Обучение леворуких детей трудовым операциям строится не на механическом копировании,

  • а на осознанном формировании зрительного и двигательного образца объекта труда,

  • на фиксированном внимании к пространственному расположению его элементов,

  • их соотношению и траектории движения руки,

  • на сочетании предписываемых и индивидуально-творческих приемов в выполнении трудовых действий для развития у них творческой активности,

  • повышения самостоятельности в планировании и организации своей работы.

Этому способствовало применение: (слайд)

  • индивидуальных технологических карт (Приложение 1), включавших в себя наименование трудовых операций, алгоритм их выполнения, эскизы (образцы) выполняемых действий. По ходу действия осуществлялось уточнение выполнения трудовой операции, выделялись основные элементы, определялись точки начала и направления движения руки.

  • Для повышения эффективности обучения объяснение проводилось с использованием повторов с одновременным показом, когда учитель берет руки ученика в свои, что позволяло избегать ошибок в выполнении движений, которые легко закрепляются в процессе формирования навыка, но практически не поддаются переучиванию.

  • Качество работы леворуких учеников во многом зависело от обеспечения процесса труда соответствующими материалами и инструментами. В связи с этим, используемые инструменты приспосабливались к их физиологическим особенностям.

Принимая во внимание повышенную энергоемкость протекания психических процессов у левшей, а как следствие быстрые утомляемость и истощаемость нервной системы, необходимо придерживаться установленной организации учебно-воспитательного процесса и пристально следить затем, чтобы они не переутомлялись.

Профилактической мерой против перенапряжения на уроках технологии являются:

  1. смена вида деятельности;

  2. физкультминутки;

  3. обеспечение хорошего эмоционального настроя.

Все это поможет детям прочно и быстро освоить новые умения и навы

3. Исследования (слайд)

Я обучаю в среднем звене 5-8,10,11класс. Всего детей во всех этих параллелях - 284. Девочек - 140 человек. Мальчиков - 144человек.

Леворуких - 14 человек. Из них мальчиков - 8 человек,

девочек - 6 человек (Приложение 2)

Выяснив, что выраженность леворукости и праворукости бывает разной и существуют люди пяти групп: «сильно праворукие», «сильно леворукие», «несильно праворукие», «несильно леворукие», «амбидекстры» я наблюдала, беседовала с учениками, и обобщила полученные результаты. (Приложение 3) (слайд)

сильно леворукие - выполняют все действия левой рукой

Алена 6кл- пишет, работает левой рукой.

Эльнара8кл - пишет, работает левой рукой, при вязании не понимала, повторяла движения, но с другой стороны. На швейной машинке удобно работать. Левая рука основная, толкает ткань.

несильно леворукие - некоторые действия выполняют правой рукой, отдавая предпочтение левой

Света 5кл.-пишет правой, работает левой рукой.Ножницами режет и правой и левой..

Илюза11кл.-пишет правой, работает левой рукой. Вышивает сверху, вяжет «зеркально».

амбидекстры - действия выполняют правой, и левой рукой без предпочтения.

несильно праворукие - действия выполняют левой рукой, отдавая предпочтение правой

Рената6кл.-пишет левой, работает правой. Шьет, режет ножницами правой рукой. Арина5кл.-пишет левой, работает правой рукой

сильно праворукие - выполняют все действия правой рукой.

Остальные ученики.

Среди педагогов есть учитель татарского языка - сильно леворукая. Она занимается декоративно - прикладным искусством - это вышивка шелковыми лентами.

Существует ряд рекомендаций, реализуя которые в практике обучения трудовым навыкам можно облегчить жизнь таким детям. (Приложение 4)



Заключение

В заключение хочется отметить, что отношение к неодинаковости наших учеников вместе с уважением к их индивидуальным особенностям, и привитием мысли, что каждый ребенок должен получить возможности, благоприятные для развития именно его способностей и задатков, даже если для этого необходимо использовать нетрадиционные пути.

Материал данной исследовательской работы, я считаю, может использоваться на уроках изобразительного искусства, физкультуры.










Список используемых источников


  1. Безруких М.М. Леворукий ребенок. М., 2005.

  2. Безруких М.М., Князева М.Г. если ваш ребенок левша. Тула, 1996.

  3. Семенович А.В. Эти невероятные левши:Практическое пособие для психологов и родителей. - М.: Генезис, 2004.

  4. dissercat.com










Приложение 1 Технологическая карта «Вышивка крестиком»

4 2 2 4

Особенности работы учителя технологии с леворукими детьми

1 3 3 1

8 6 4 2

-Особенности работы учителя технологии с леворукими детьмиОсобенности работы учителя технологии с леворукими детьмиОсобенности работы учителя технологии с леворукими детьмиОсобенности работы учителя технологии с леворукими детьмиОсобенности работы учителя технологии с леворукими детьмиОсобенности работы учителя технологии с леворукими детьми------------------------------------------------------------------------

Особенности работы учителя технологии с леворукими детьмиОсобенности работы учителя технологии с леворукими детьми


-Особенности работы учителя технологии с леворукими детьми------------------------------------------------------------------------

9 7 5 3 1

Особенности работы учителя технологии с леворукими детьмиОсобенности работы учителя технологии с леворукими детьмиОсобенности работы учителя технологии с леворукими детьмиОсобенности работы учителя технологии с леворукими детьмиОсобенности работы учителя технологии с леворукими детьмиОсобенности работы учителя технологии с леворукими детьмиОсобенности работы учителя технологии с леворукими детьмиОсобенности работы учителя технологии с леворукими детьми8 10 12 14 16

-Особенности работы учителя технологии с леворукими детьмиОсобенности работы учителя технологии с леворукими детьмиОсобенности работы учителя технологии с леворукими детьмиОсобенности работы учителя технологии с леворукими детьмиОсобенности работы учителя технологии с леворукими детьми---------------------------------------------------------------------


-------------------------------------------------------------------------

9 11 13 15 17

Особенности работы учителя технологии с леворукими детьми

Приложение (продолжение)

Технологическая карта «Вязание спицами»

Особенности работы учителя технологии с леворукими детьми1

Особенности работы учителя технологии с леворукими детьми

праворукий

Особенности работы учителя технологии с леворукими детьми

леворукий

Особенности работы учителя технологии с леворукими детьми- лицевая петля

Особенности работы учителя технологии с леворукими детьми- изнаночная петля


  1. спица с набранными петлями (правая спица) должна быть в правой руке;

  2. свободная спица (левая спица) в левой руке;

  3. рабочая нить должна лежать на указательном пальце правой руки и придерживаться средним и указательным пальцами.

  4. набранные на спицы петли в каждом ряду переносят с правой спицы на левую с провязыванием их нитью от клубка;

  5. первую петлю любого ряда (кромочная) переснимают с правой спицы на левую не провязывая;

  6. последняя петля любого ряда тоже является кромочной, ее провязывают либо только лицевой петлей, либо только изнаночной.

Приложение 2

Процентное соотношение праворукихи и леворуких учеников.


Особенности работы учителя технологии с леворукими детьми









Приложение (продолжение)

Процентное соотношение леворуких мальчиков и девочек

Особенности работы учителя технологии с леворукими детьми









Приложение 3

« Сильно леворукие»

Особенности работы учителя технологии с леворукими детьмиОсобенности работы учителя технологии с леворукими детьми

Особенности работы учителя технологии с леворукими детьми

Приложение (продолжение)

Особенности работы учителя технологии с леворукими детьми

Особенности работы учителя технологии с леворукими детьми

Особенности работы учителя технологии с леворукими детьми

Приложение (продолжение) « Несильно леворукие»

Особенности работы учителя технологии с леворукими детьмиОсобенности работы учителя технологии с леворукими детьми

Особенности работы учителя технологии с леворукими детьмиОсобенности работы учителя технологии с леворукими детьми


Особенности работы учителя технологии с леворукими детьми

Приложение (продолжение)

«Несильно праворукие»

Особенности работы учителя технологии с леворукими детьмиОсобенности работы учителя технологии с леворукими детьми

Особенности работы учителя технологии с леворукими детьмиОсобенности работы учителя технологии с леворукими детьми




Приложение (продолжение)

Особенности работы учителя технологии с леворукими детьми

Особенности работы учителя технологии с леворукими детьми

Особенности работы учителя технологии с леворукими детьми

Приложение 4

Рекомендации

  1. Помочь левше организовать свое рабочее место:

  • расположить инструменты, которые берутся левой рукой - слева, а те которые правой - справа;

  • изменить наклон тетради, альбома при выполнении графических работ;

  1. Не требовать скорости, качества работы, а лишь указать на

ошибки;

  1. Любые двигательные действия нужно раскладывать на элементы, объясняя пошагово, каждый элемент должен выполняться осознанно;

  2. Не проявлять негативного отношения к леворукости.



© 2010-2022