Моя мастерская ( из опыта работы)

Учителем технологии работаю в классах коррекционно-развивающего обучения не один год. И как показывает опыт работы эффективное усвоение учебного материала по технологии возможно лишь при решении специфических задач, вытекающих из особенностей психофизического развития учащихся и определяющих коррекционную направленность трудового обучения. Коррекционная направленность обучения, особенно в начальных классах, предусматривает работу по укреплению моторики рук, по развитию координации и дифференциа...
Раздел Технология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МОЯ МАСТЕРСКАЯ…… (из опыта работы)

Волею судьбы моя педагогическая деятельность началась 12 лет назад с должности воспитателя ГПД. Заочно училась в Орловском государственном университете, получила профессию учитель. В этой должности работаю по настоящий момент. Я, как учитель технологии, учу детей видеть красоту, вместе с ними стремимся делать свою работу хорошо и качественно.

Обучение технологии открывает больше возможности для воспитания у обучающихся таких важных качеств личности, как внимательность, сообразительность, настойчивость, трудолюбие, самостоятельность, умение проявлять творческую инициативу, экономически мыслить. Обучать труду в школе означает, прежде всего, формировать нравственное отношение к нему, к себе, к окружающим.

В начальных классах я работаю по программе Т. Геронимус, а в 5-8 классах по программе И.А.Сасовой. Стараюсь, чтобы на уроках технологии учащиеся овладели первичными навыками преобразовательной деятельности, освоили умения по обработке различных материалов (бумага, картон, ткань, глина, древесина и др.). С большим интересом и желанием они изготавливают игрушки, сувениры, вяжут крючком и спицами, вышивают крестиком и гладью. Мои уроки технологии являются благодатной почвой для развития у обучающихся интеллектуально - творческих способностей, инициативы и самостоятельности. Ещё В.А. Сухомлинский подчеркивал, что интеллект ребенка "находится на кончиках пальцев", т.е. связан с моторикой руки.

В действительной жизни практические усилия по достижению требуемых стандартом параметров целиком ложатся на меня, как учителя, практически самостоятельно создающая необходимое учебно-методическое обеспечение образовательного процесса. Практические навыки и умения связаны с наличием необходимого оборудования, будут ли они развиваться при низких материальных и финансовых ресурсах? Ответ очевиден. Мы с ребятами стараемся повышать материальную базу кабинета технологии самостоятельно. Своими руками изготавливаем раздаточный материал, что-то учащиеся дарят кабинету технологии. У нас есть инструменты общего пользования для работы с бумагой, тканью, но еще в недостаточных количествах. Самостоятельно заготавливаем семена с УОУ, также заготавливаем древесный материал для садово-огородного инвентаря. Занимаемся ремонтом школьной мебели. И мне не приходиться думать, чем занять неготового ребенка к уроку, достигая большой активности детей, поддерживая живой интерес к труду.

В начальных классах формирую у детей не только комплекс знаний, умений и навыков, но и опыт эмоционально - творческой деятельности. Для этого применяю метод проектов, что с одной стороны позволяет развивать познавательную активность учащихся, а с другой - позволяет обеспечить индивидуальный подход к каждому из них, переходя на межличностные отношения. Также метод проектов с успехом использую в среднем и старшем звене. Для обеспечения успеха оказываю необходимую тактическую помощь: и в оценке своих сил и имеющихся возможностей, и в актуализации нужных знаний и умений, и в поиске недостающей информации, и в изготовлении, и в оценке готового изделия.

Подводя итог сказанному, я считаю, что каждый ребенок индивидуален, и то, что подходит одному не может быть принято другим. Поэтому главное - это необходимость творческого размышления и поиска. Но не для формального разнообразия уроков, не ради того, чтобы новшеством удивить коллег, а ради ребенка. Именно его интересы, настроение, психическое благополучие, развитие и творчество должны быть в центре внимания педагога.

Давно принято считать, что учитель - сеятель, что он призван "сеять разумное, доброе, вечное". Но что и как из посеянного прорастет? Ответ на этот вопрос остается в тени. А это важно как взрастить посеянное.

Я думаю, что знания, опыт, житейская мудрость - вот семена вдохновенного сеятеля. Даже не сеятеля, а садовника. Вспомните, как поражает упрямое, стремление хрупкой травинки пробиться сквозь грубую почву. Так и личность ребенка стремиться пробиться сквозь грубость, равнодушие, непонимание, безразличие нашего мира.

Я работаю в школе 13-й год. Все эти годы были разные. Я разная, дети разные, жизнь разная. Учитель должен быть сильным и интересным, прежде всего самому себе, он должен сначала "возлюбить" самого себя, чтобы потом также "возлюбить" своих детей. Мы переживаем мучительное время, когда в мире рушатся многие наши идеалы, устои человеческой морали: многие считают, что рушиться само здание всемирной культуры, с таким трудом, с таким самопожертвованием возводившееся сподвижниками духа, титанами мысли, гениями нашей планеты - Земли. Во всяком случае, этот процесс ярко проявляется в нашей стране. Поэтому, не отрицая силы и знания Разума, в основание всего следует положить именно Любовь и Доброту, ибо жизнь большинства наших детей не балует, а как говорил И.Бунин "уменьшение любви и доброты есть всегда уменьшение жизни". И дай бог, чтобы она не сломала наших детей, чтобы их "опыты быстро текущей жизни" не были слишком горькими и не оказались сильнее всего доброго и прекрасного, что может и должна в них заложить школа.

Я считаю, что роль педагога в реализации современных педагогических проблем велика. Учитель должен хорошо быть подготовлен теоретически, много читать, знать, уметь передавать свои знания в доступной, занимательной форме, учитывая психолого-педагогические возрастные особенности воспитанников. Следуя этому, я постоянно занимаюсь самообразованием, знакомлюсь с новинками научно-методической литературы, интересуюсь новшествами своих коллег, новыми технологиями обучения.

Не один год работаю в классах коррекционно-развивающего обучения. И как показывает опыт работы эффективное усвоение учебного материала по технологии возможно лишь при решении специфических задач, вытекающих из особенностей психофизического развития учащихся и определяющих коррекционную направленность трудового обучения. Коррекционная направленность обучения, особенно в начальных классах, предусматривает работу по укреплению моторики рук, по развитию координации и дифференциации движений пальцев, что способствует совершенствованию операционного компонента трудовой деятельности, включающего в себя двигательные трудовые приёмы и операции. В связи с неорганизованностью, импульсивностью большинства детей, неумением выслушивать инструкцию является необходимой поэтапная работа учащихся под моим руководством по принципу «делай, как я». Практикую выполнение заданий совместно со мной и аналогичное - самостоятельно. Воспитание и обучение неразлучны. И поэтому, эффективность воспитания во многом зависит от личности самого учителя, его духовного богатства, безупречной нравственной чистоты, здорового микроклимата внутри всего коллектива.

Меня очень волнует вопрос, как добиться того, чтобы все дети поняли и приняли нравственные нормы поведения. В воспитании нет мелочей и необходимо вовремя и объективно проанализировать, отметить проявления доброжелательности, справедливости, дать адекватную оценку проявлению жестокости, грубости.

Воспитание протекает в повседневной жизни ребенка, где он привыкает и старается следовать нравственным правилам, нормам. Считаю, что нравственное начало должно пронизывать всю деятельность ребенка, как в школе, так и в семье.

Учу детей организовывать свой досуг, а это будет тогда когда у ребенка развит круг интересов. Я считаю, что в школьном возрасте все дети должны посещать кружки, секции, мероприятия, попробовать себя в разных видах деятельности. Это поможет им сделать правильный выбор своей будущей профессии. Будущая профессия должна не только "кормить", но и приносить огромное удовлетворение. Поэтому, чтобы ребёнок не ошибся в выборе будущей профессии, веду большую профориентационную работу, направленную на выявление интересов, склонностей через различные тесты, диагностики. Беседуя со своими выпускниками ещё больше убеждаюсь, что я работаю в правильном направлении. Ещё ни один учащийся не пожалел в выборе своей профессии.

Я придерживаюсь такого мнения, что педагогический процесс при участии одного учителя получается однобоким. Важно, чтобы воспитанием занимались государство, общество, родители, учителя предметники, психолог и логопед. Когда ведется целенаправленная работа всеми участниками педагогического процесса, тогда можно ждать хороших "ростков".



© 2010-2022