- Преподавателю
- Технология
- Образовательная программа дополнительного образования детей Художественная обработка древесины
Образовательная программа дополнительного образования детей Художественная обработка древесины
Раздел | Технология |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Гребе Ф.Д. |
Дата | 09.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ПОДБЕРЕЗСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ОБРАБОТКА ДРЕВЕСИНЫ»
Возраст обучающихся -11-15 лет Программа рассчитана на 4 года обучения
Составлена педагогом дополнительного образования Г ребе Фёдором Давыдовичем
На основе авторской программы педагога дополнительного образования J1.A. Логачёва «Работа с древесиной», 2001 год
Пояснительная записка.
Данная программа рассчитана на четыре года обучения учащихся 5-8 классов, при трёхчасовой недельной нагрузке и ориентирована на обеспечение условий для конкретного творческого труда, одного из видов народного искусства - "художественная обработка древесины".
Целью обучения по курсу "Художественная обработка древесины" является - формирование знаний, первоначальных умений и навыков по данному курсу, а также обеспечение всестороннего развития личности подростка.
Обучение предполагает решение следующих задач:
-
раскрыть, перед воспитанниками, истоки и роль народного творчества, декоративно-прикладного искусства в духовно-материальной жизни общества;
-
посредством возможностей творческого труда по программе кружковой деятельности, способствовать социализации воспитанников, оставшихся без родителей, в обществе.
Программа включает:
-
пояснительную записку;
-
перечень знаний и умений формируемых у воспитанников;
-
тематический план (по годам обучения);
-
календарно-тематическое планирование занятий (по годам обучения).
-
библиографический список для инструктора по труду. (
-
библиографический список для воспитанников.
Содержание теоретического обучения предусматривает: ознакомление воспитанников с основами материаловедения для художественных работ, с художественной обработкой материалов, основами композиции, народными промыслами.
В процессе занятий воспитанники знакомятся с литературой и иллюстративным материалом, раскрывающими историю художественных промыслов, творчества народных мастеров.
Теоретический материал усваивается в сочетании с упражнениями и практическими работами, в процессе которых воспитанники создают собственные композиции художественных изделий в традициях местных промыслов.
Теоретическое и практическое обучение воспитанников проводится одновременно, при некотором опережающем изучении теоретического материала. Каждое практическое занятие начинается с инструктажей (вводного, текущего и заключительного), направленных на правильное и безопасное выполнение работ, бережное отношение к инструменту, оборудованию, а также экономному расходованию материалов, эффективному использованию времени занятий.
Творческий процесс по созданию резных изделий носит не только воспитывающий, но и обучающий характер, позволяет воспитанникам в ходе подготовки режущего инструмента, подготовки материалов, практического изготовления изделий приобрести общие трудовые и специальные трудовые умения и навыки в области художественнотехнической деятельности.
Занимаясь резьбой, выпиливанием лобзиком, выжиганием воспитанники на практике применяют знания и развивают навыки не только по изобразительному искусству,
черчению, технологии, но и по другим школьным учебным дисциплинам - физике, химии, биологии, географии, математике, экономике.
Весь процесс обучения носит творческий воспитательный характер, определённую художественную ценность и высокое качество исполнения, отвечает функциональным и эстетическим требованиям, является общественно полезным.
Для усиления профессиональной направленности обучения воспитанники знакомятся с разными специальностями, со структурой предприятий, основными этапами производственного процесса, оборудованием, условиями труда и отдыха рабочих, их творческой деятельностью.
В программе уделяется особое внимание формированию у воспитанников общей культуры труда. Она рассчитана на овладение графической грамотой при выполнении рабочих чертежей и в процессе создания изделий, эскизов и их декора.
Программа ставит своей целью - развивать "чувство материала", его художественных и технологических возможностей. Она нацелена на формирование художественного вкуса, чувства прекрасного, эстетического идеала, творческих начал в личности. Программа предусматривает приобщение воспитанников к процессу создания резных изделий, попытки изменения и улучшения условий той среды в которой они живут, учатся и отдыхают; привлечение самих воспитанников к активной деятельности по созданию и сохранению прекрасного.
В процессе обучения обращается внимание воспитанников на особенности ручной и механической обработки древесины, конструкцию режущих инструментов и виды технологического оборудования. При организации творческого труда, в процессе выполнения резьбы по дереву программой предусматривается применение разнообразных приспособлений, позволяющих воспитанникам решать отдельные трудовые операции с соблюдением определённых технологических требований: точности формы и размеров, параметров шероховатости поверхности и др.
Программа ориентирована на обеспечение дифференцированного подхода к слабым и наиболее подготовленным воспитанникам, на изучение и усвоение материала всеми воспитанниками не ниже требований программы.
В программе предложена система самопроверки знаний воспитанниками и контроля знаний - инструктором по труду.
На всех занятиях осуществляется неукоснительный контроль за соблюдением санитарно - гигиенических требований, правил безопасности труда.
Содержание программы предусматривает подведение воспитанников к осознанному выбору одной из рабочих профессий по профилю - "Художественная обработка дерева". По завершению изучения данной программы воспитанники должны овладеть следующими знаниями, умениями и навыками.
Воспитанники должны - Знать:
-
принципы организации рабочего места и основные правила техники безопасности;
-
основные понятия графики, графического изображения (чертёж, эскиз, технический рисунок);
-
физико-механические, технологические, энергетические, экологические свойства материалов;
-
способы разметки по шаблону и чертежу;
-
принцип подбора столярного инструмента - по назначению, по виду деятельности, по свойствам материалов;
-
назначение и устройство станков и электрооборудования (электровыжигателя, электродрели, токарного станка по обработке древесины, сверлильного станка, электролобзика,электрофрезера);
-
иметь понятие о конструировании и моделировании;
-
способы отделки древесины - грунтовка, шлифование, окраска, лакирование, полирование;
-
основные сведения о видах художественной обработки дерева на территории родного края, их характерные особенности;
-
историю возникновения и развития местного промысла по художественной обработке дерева, его роль в экономике края;
-
основы композиции: основные принципы декоративного оформления плоскости;
-
основные приёмы выжигания, типовые композиции и их выполнение на различных видах изделий;
-
технологический процесс изготовления изделий и декорирование их выжиганием;
-
разные виды резьбы и их особенности;
-
способы экономного расходования материалов, электроэнергии, бережного обращения с инструментами, оборудованием и приспособлениями;
-
правила безопасности труда, производственной санитарии, пожарной безопасности и внутреннего распорядка в процессе выполнения работ.
Воспитанники должны
Уметь:
-
рационально организовывать рабочее место. Соблюдать правила Техники безопасности;
-
уметь читать и выполнять чертежи, эскизы, технические рисунки;
-
определять породу и пороки древесины по её внешнему виду;
-
производить разметку заготовки по шаблону и чертежу;
-
применять столярный инструмент по назначению. Производить его наладку;
-
использовать станочное оборудование в процессе изготовления изделия;
-
выполнять простейшие столярные операции;
-
производить отделку столярных изделий с учётом дизайна;
-
выполнять постейшие расчёты стоимости изделия;
-
выполнять элементы и мотивы орнаментов в технике выжигания, различных видов резьбы;
-
проектировать простые изделия в традициях местного промысла и изготавливать их;
-
самостоятельно разрабатывать композиции для выжигания, резьбы и выполнять их;
-
выполнять контурную, плоскорельефную резьбу и мозаику по дереву;
-
затачивать и править необходимый инструмент для резьбы;
-
бережно обращаться с оборудованием, приспособлениями и инструментами;
-
экономно расходовать материалы и электроэнергию;
Воспитанники должны освоить, отработать и закрепить следующие - Навыки:
-
владения основными ручными инструментами по обработке, точению, выжиганию, резьбе и мозаике по дереву;
-
выполнения операции точения, сверления, выпиливания, резьбы и мозаики;
владения основными элементами графической грамотности;
-
выполнения плоскостной разметки;
-
разрабатки и составление композиции для выжигания, различных видов резьбы;
-
выполнение декорирования изделий - выжиганием, различными видами резьбы;
Формы организации учебной деятельности:
-
индивидуальная;
-
коллективная (звеньевая).
Критерии и показатели оценки знаний воспитанников.
Прямые:
-
теоретический уровень знаний;
-
степень овладения рабочими приёмами при работе с инструментами и приспособлениями;
-
применение полученных знаний на практике;
-
соблюдение технических и технологических требований;
-
качество изготовления изделия - по внешнему виду готового изделия;
-
изготовление изделия в установленные нормы времени;
-
соблюдение правил техники безопасности, пожарной и электробезопасности, производственной санитарии и охраны среды.
Косвенные:
-
экономия материалов;
-
желание трудиться;
-
познавательная активность и творческий подход;
-
самостоятельность;
-
партнёрские отношения при совместной работе.
Содержание программы
Название раздела
Кол. часов теории
Кол. часов практики
Всего
Первый год обучения
Выпиливание лобзиком
13.5
79.5
93
Художественное выжигание
1
8
9
Всего
14.5
87.5
102
Второй год обучения
Резьба по дереву
11
91
102
Третий год обучения
Резьба по дереву
6
45
51
Проектные работы
9
42
51
Всего
15
87
102
Четвёртый год обучения
Резьба по дереву
9
44
53
Проектные работы
6
43
49
Всего
15
87
102
Итого за весь курс обучения
55.5
352.5
408
Тематический план работы объединения «Художественная обработка древесины»
1-й год обучения (3 ч в неделю)
№
Темы
Количество часов
Теория
Практика
Всего
Выпиливание лобзиком
14.5
87.5
102
1.
Охрана труда, электро и пожарная безопасность при производстве художественных изделий.
1
1
2.
Основы материаловедения.
1
1
3.
Виды резьбы по дереву.
1
1
4.
Выпиливание лобзиком как разновидность оформления изделия.
1
5
6
5.
Материалы, инструменты и приспособления.
1
2
3
6.
Технические приёмы выпиливания орнамента.
1
8
9
7.
Сборочные и отделочные работы.
1
5
6
8.
Художественно-эстетические основы выпиливания лобзиком.
1
1
9.
Работа над конструкцией изделия.
2
13
15
10.
Построение орнамента.
1
14
15
11.
Конструирование различных изделий.
0.5
2.5
3
12.
Техника выполнения различных изделий.
1
8
9
13.
Отделка изделия.
1
8
9
14.
Изготовление изделия.
14
14
Художественное выжигание
1.
Декорирование изделий выжиганием. Инструменты и приспособления для выполнения работ по выжиганию.
1
2
3
9.
Изготовление изделий и декорирование их выжиганием.
6
6
№
Темы
Количество часов
Теория
Практика
Всего
Резьба по дереву
11
91
102
1.
Вводное занятие.
1
1
2.
Основные сведения о предприятиях и видах художественных промыслов.
1
1 экск.
2
3.
Охрана труда, производственная санитария, электро и пожарная безопасность при производстве художественных изделий из дерева.
1
1
4.
Основы материаловедения для художественных работ из дерева. Ручная обработка дерева в процессе изготовления художественных изделий.
1
2
3
5.
Изготовление инструмента для резьбы по дереву и подготовка его к работе.
2
2
6.
Столярные соединения в художественных изделиях. Технология изготовления художественных изделий столярным способом. Виды художественной резьбы по дереву.
1
5
6
7.
Геометрическая резьба по дереву. Освоение приемов выполнения геометрической резьбы.
1
5
6
8.
Отделка изделия.
1
1
9.
Нанесение элементов геометрического рисунка на заготовку. Способы резания. Резание рисунка.
1
2
3
10.
Составление и нанесение на заготовку геометрического орнамента. Резание орнамента.
1
2
3
11.
Основы композиции. Составление резной геометрической композиции. Перенос ее на заготовку. Резание композиции.
1
8
9
12.
Изготовление простого художественного изделия столярным способом. Составление композиции на шаблоне. Перенос ее на заготовку.
1
23
24
13.
Изготовление разделочной доски и декорирование ее геометрической резьбой.
1
14
15
14.
Изготовление набора из двух разделочных досок.
1
24
25
15.
Итоговое занятие, (организация выставки работ)
1
1