Образовательная программа дополнительного образования детей Художественная обработка древесины

Раздел Технология
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ПОДБЕРЕЗСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»




ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ОБРАБОТКА ДРЕВЕСИНЫ»

Возраст обучающихся -11-15 лет Программа рассчитана на 4 года обучения

Составлена педагогом дополнительного образования Г ребе Фёдором Давыдовичем

На основе авторской программы педагога дополнительного образования J1.A. Логачёва «Работа с древесиной», 2001 год

Пояснительная записка.

Данная программа рассчитана на четыре года обучения учащихся 5-8 классов, при трёхчасовой недельной нагрузке и ориентирована на обеспечение условий для конкретного творческого труда, одного из видов народного искусства - "художественная обработка древесины".

Целью обучения по курсу "Художественная обработка древесины" является - формирование знаний, первоначальных умений и навыков по данному курсу, а также обеспечение всестороннего развития личности подростка.

Обучение предполагает решение следующих задач:

  • раскрыть, перед воспитанниками, истоки и роль народного творчества, декоративно-прикладного искусства в духовно-материальной жизни общества;

  • посредством возможностей творческого труда по программе кружковой деятельности, способствовать социализации воспитанников, оставшихся без родителей, в обществе.

Программа включает:

  • пояснительную записку;

  • перечень знаний и умений формируемых у воспитанников;

  • тематический план (по годам обучения);

  • календарно-тематическое планирование занятий (по годам обучения).

  • библиографический список для инструктора по труду. (

  • библиографический список для воспитанников.

Содержание теоретического обучения предусматривает: ознакомление воспитанников с основами материаловедения для художественных работ, с художественной обработкой материалов, основами композиции, народными промыслами.

В процессе занятий воспитанники знакомятся с литературой и иллюстративным материалом, раскрывающими историю художественных промыслов, творчества народных мастеров.

Теоретический материал усваивается в сочетании с упражнениями и практическими работами, в процессе которых воспитанники создают собственные композиции художественных изделий в традициях местных промыслов.

Теоретическое и практическое обучение воспитанников проводится одновременно, при некотором опережающем изучении теоретического материала. Каждое практическое занятие начинается с инструктажей (вводного, текущего и заключительного), направленных на правильное и безопасное выполнение работ, бережное отношение к инструменту, оборудованию, а также экономному расходованию материалов, эффективному использованию времени занятий.

Творческий процесс по созданию резных изделий носит не только воспитывающий, но и обучающий характер, позволяет воспитанникам в ходе подготовки режущего инструмента, подготовки материалов, практического изготовления изделий приобрести общие трудовые и специальные трудовые умения и навыки в области художественнотехнической деятельности.

Занимаясь резьбой, выпиливанием лобзиком, выжиганием воспитанники на практике применяют знания и развивают навыки не только по изобразительному искусству,

черчению, технологии, но и по другим школьным учебным дисциплинам - физике, химии, биологии, географии, математике, экономике.

Весь процесс обучения носит творческий воспитательный характер, определённую художественную ценность и высокое качество исполнения, отвечает функциональным и эстетическим требованиям, является общественно полезным.

Для усиления профессиональной направленности обучения воспитанники знакомятся с разными специальностями, со структурой предприятий, основными этапами производственного процесса, оборудованием, условиями труда и отдыха рабочих, их творческой деятельностью.

В программе уделяется особое внимание формированию у воспитанников общей культуры труда. Она рассчитана на овладение графической грамотой при выполнении рабочих чертежей и в процессе создания изделий, эскизов и их декора.

Программа ставит своей целью - развивать "чувство материала", его художественных и технологических возможностей. Она нацелена на формирование художественного вкуса, чувства прекрасного, эстетического идеала, творческих начал в личности. Программа предусматривает приобщение воспитанников к процессу создания резных изделий, попытки изменения и улучшения условий той среды в которой они живут, учатся и отдыхают; привлечение самих воспитанников к активной деятельности по созданию и сохранению прекрасного.

В процессе обучения обращается внимание воспитанников на особенности ручной и механической обработки древесины, конструкцию режущих инструментов и виды технологического оборудования. При организации творческого труда, в процессе выполнения резьбы по дереву программой предусматривается применение разнообразных приспособлений, позволяющих воспитанникам решать отдельные трудовые операции с соблюдением определённых технологических требований: точности формы и размеров, параметров шероховатости поверхности и др.

Программа ориентирована на обеспечение дифференцированного подхода к слабым и наиболее подготовленным воспитанникам, на изучение и усвоение материала всеми воспитанниками не ниже требований программы.

В программе предложена система самопроверки знаний воспитанниками и контроля знаний - инструктором по труду.

На всех занятиях осуществляется неукоснительный контроль за соблюдением санитарно - гигиенических требований, правил безопасности труда.

Содержание программы предусматривает подведение воспитанников к осознанному выбору одной из рабочих профессий по профилю - "Художественная обработка дерева". По завершению изучения данной программы воспитанники должны овладеть следующими знаниями, умениями и навыками.

Воспитанники должны - Знать:

  • принципы организации рабочего места и основные правила техники безопасности;

  • основные понятия графики, графического изображения (чертёж, эскиз, технический рисунок);

  • физико-механические, технологические, энергетические, экологические свойства материалов;

  • способы разметки по шаблону и чертежу;

  • принцип подбора столярного инструмента - по назначению, по виду деятельности, по свойствам материалов;

  • назначение и устройство станков и электрооборудования (электровыжигателя, электродрели, токарного станка по обработке древесины, сверлильного станка, электролобзика,электрофрезера);

  • иметь понятие о конструировании и моделировании;

  • способы отделки древесины - грунтовка, шлифование, окраска, лакирование, полирование;

  • основные сведения о видах художественной обработки дерева на территории родного края, их характерные особенности;

  • историю возникновения и развития местного промысла по художественной обработке дерева, его роль в экономике края;

  • основы композиции: основные принципы декоративного оформления плоскости;

  • основные приёмы выжигания, типовые композиции и их выполнение на различных видах изделий;

  • технологический процесс изготовления изделий и декорирование их выжиганием;

  • разные виды резьбы и их особенности;

  • способы экономного расходования материалов, электроэнергии, бережного обращения с инструментами, оборудованием и приспособлениями;

  • правила безопасности труда, производственной санитарии, пожарной безопасности и внутреннего распорядка в процессе выполнения работ.

Воспитанники должны

Уметь:

  • рационально организовывать рабочее место. Соблюдать правила Техники безопасности;

  • уметь читать и выполнять чертежи, эскизы, технические рисунки;

  • определять породу и пороки древесины по её внешнему виду;

  • производить разметку заготовки по шаблону и чертежу;

  • применять столярный инструмент по назначению. Производить его наладку;

  • использовать станочное оборудование в процессе изготовления изделия;

  • выполнять простейшие столярные операции;

  • производить отделку столярных изделий с учётом дизайна;

  • выполнять постейшие расчёты стоимости изделия;

  • выполнять элементы и мотивы орнаментов в технике выжигания, различных видов резьбы;

  • проектировать простые изделия в традициях местного промысла и изготавливать их;

  • самостоятельно разрабатывать композиции для выжигания, резьбы и выполнять их;

  • выполнять контурную, плоскорельефную резьбу и мозаику по дереву;

  • затачивать и править необходимый инструмент для резьбы;

  • бережно обращаться с оборудованием, приспособлениями и инструментами;

  • экономно расходовать материалы и электроэнергию;

Воспитанники должны освоить, отработать и закрепить следующие - Навыки:

  • владения основными ручными инструментами по обработке, точению, выжиганию, резьбе и мозаике по дереву;

  • выполнения операции точения, сверления, выпиливания, резьбы и мозаики;

владения основными элементами графической грамотности;

  • выполнения плоскостной разметки;

  • разрабатки и составление композиции для выжигания, различных видов резьбы;

  • выполнение декорирования изделий - выжиганием, различными видами резьбы;

Формы организации учебной деятельности:

  • индивидуальная;

  • коллективная (звеньевая).

Критерии и показатели оценки знаний воспитанников.

Прямые:

  • теоретический уровень знаний;

  • степень овладения рабочими приёмами при работе с инструментами и приспособлениями;

  • применение полученных знаний на практике;

  • соблюдение технических и технологических требований;

  • качество изготовления изделия - по внешнему виду готового изделия;

  • изготовление изделия в установленные нормы времени;

  • соблюдение правил техники безопасности, пожарной и электробезопасности, производственной санитарии и охраны среды.

Косвенные:

  • экономия материалов;

  • желание трудиться;

  • познавательная активность и творческий подход;

  • самостоятельность;

  • партнёрские отношения при совместной работе.

Содержание программы

Название раздела

Кол. часов теории

Кол. часов практики

Всего

Первый год обучения

Выпиливание лобзиком

13.5

79.5

93

Художественное выжигание

1

8

9

Всего

14.5

87.5

102

Второй год обучения

Резьба по дереву

11

91

102

Третий год обучения

Резьба по дереву

6

45

51

Проектные работы

9

42

51

Всего

15

87

102

Четвёртый год обучения

Резьба по дереву

9

44

53

Проектные работы

6

43

49

Всего

15

87

102

Итого за весь курс обучения

55.5

352.5

408





Тематический план работы объединения «Художественная обработка древесины»

1-й год обучения (3 ч в неделю)

Темы

Количество часов

Теория

Практика

Всего

Выпиливание лобзиком

14.5

87.5

102

1.

Охрана труда, электро и пожарная безопасность при производстве художественных изделий.

1

1

2.

Основы материаловедения.

1

1

3.

Виды резьбы по дереву.

1

1

4.

Выпиливание лобзиком как разновидность оформления изделия.

1

5

6

5.

Материалы, инструменты и приспособления.

1

2

3

6.

Технические приёмы выпиливания орнамента.

1

8

9

7.

Сборочные и отделочные работы.

1

5

6

8.

Художественно-эстетические основы выпиливания лобзиком.

1

1

9.

Работа над конструкцией изделия.

2

13

15

10.

Построение орнамента.

1

14

15

11.

Конструирование различных изделий.

0.5

2.5

3

12.

Техника выполнения различных изделий.

1

8

9

13.

Отделка изделия.

1

8

9

14.

Изготовление изделия.

14

14

Художественное выжигание

1.

Декорирование изделий выжиганием. Инструменты и приспособления для выполнения работ по выжиганию.

1

2

3

9.

Изготовление изделий и декорирование их выжиганием.

6

6






Темы

Количество часов

Теория

Практика

Всего

Резьба по дереву

11

91

102

1.

Вводное занятие.

1

1

2.

Основные сведения о предприятиях и видах художественных промыслов.

1

1 экск.

2

3.

Охрана труда, производственная санитария, электро и пожарная безопасность при производстве художественных изделий из дерева.

1

1

4.

Основы материаловедения для художественных работ из дерева. Ручная обработка дерева в процессе изготовления художественных изделий.

1

2

3

5.

Изготовление инструмента для резьбы по дереву и подготовка его к работе.

2

2

6.

Столярные соединения в художественных изделиях. Технология изготовления художественных изделий столярным способом. Виды художественной резьбы по дереву.

1

5

6

7.

Геометрическая резьба по дереву. Освоение приемов выполнения геометрической резьбы.

1

5

6

8.

Отделка изделия.

1

1

9.

Нанесение элементов геометрического рисунка на заготовку. Способы резания. Резание рисунка.

1

2

3

10.

Составление и нанесение на заготовку геометрического орнамента. Резание орнамента.

1

2

3

11.

Основы композиции. Составление резной геометрической композиции. Перенос ее на заготовку. Резание композиции.

1

8

9

12.

Изготовление простого художественного изделия столярным способом. Составление композиции на шаблоне. Перенос ее на заготовку.

1

23

24

13.

Изготовление разделочной доски и декорирование ее геометрической резьбой.

1

14

15

14.

Изготовление набора из двух разделочных досок.

1

24

25

15.

Итоговое занятие, (организация выставки работ)

1

1






© 2010-2022