Мастер-класс по традиционной филимоновской глиняной игрушке Барыня

Раздел Технология
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: Технология изготовления традиционной филимоновской барыни из глины .

Цель: Практическое освоение воспитанниками студии «Глиняная игрушка» традиционной технологии изготовления филимоновской барыни.

Задачи:


  1. Познакомиться с русским художественным керамическим промыслом - филимоновской игрушкой.

  2. Закрепить знания геометрического орнамента на филимоновской игрушке.

  3. Научить воспитанников студии традиционной технологии изготовления филимоновской барыни из глины.

Тип занятия: комбинированное

Продолжительность занятия: 80 минут.

Материалы и оборудование:

1. Наглядные материалы:

- выставка традиционных филимоновских глиняных игрушек обучающихся в студии «Глиняная игрушка» и педагога;

- иллюстрированный материал с изображением филимоновской барыни.

2. Учебно-дидактическое обеспечение:

- слайды;

- технологические карты.

3. Материалы и инструменты:

- глина;

- салфетки;

- дощечки для работы с глиной;

- стеки;

- стаканы с водой;


  1. Технические средства:

- мультимедийный проектор;

- иллюстрированный материал с изображением каргопольского полкана.





Ход занятия

- Добрый день, ребята! Сегодня на занятии мы узнаем о новом промысле - филимоновской традиционной глиняной игрушке, а в частности о филимоновской барыне.

- Знаете ли вы почему эти игрушки называют Филимоновские? (По месту их рождения - они из деревни Филимоново). В самом сердце России, недалеко от старинного города Одоева, Тульской области, на высоком берегу реки Упы стоит деревня Филимоново.

Филимоновской игрушке более 700 лет. Об истории создания филимоновской игрушки почти ничего неизвестно. Местные жители на вопрос об ее происхождении, отвечают, что игрушки у них в деревне делают испокон веков. Существует красивая легенда о гончаре Филимоне. Считается, что именно он и дал начало истории филимоновской игрушки.

В деревеньке Анастасова монастыря люди беднёхонько жили - земли здесь были мало плодородными, какой хлеб посеют, всё хилый урождался, потому что кругом глина была, да на диво всем разноцветная. Только в местных лесах грибов да ягод много было, да речка Упа люд местный рыбкой отменной баловала, на всех хватало. Тем и жили люди те. Появился однажды в тех местах мужик беглый, Филимоном его кликали. Остерегались поначалу люди-то его, чужак все-таки. А он и взаправду странным оказался. Чудак - глину месить начал. Вымажется в ней - всей деревне на посмешище. Только из глины-то той он горшки делал, как потом оказалось, махотки разные и ещё безделушки, чтобы ребятишек тешить. А поделки-то его нужными оказались для воды, для молока и квасу разного. Работу свою он стал на ярмарку в Одоев носить. Всё нарасхват, да ещё просят: «Приноси», да «Приноси свистульки свои, мил человек». Люди ему за это деньги давали. Так на эти деньги Филимон хоромы себе новые справил. Тут мужики местные стали к беглому похаживать да рукоделием его интересоваться. Вся деревня заразилась таким ремеслом - и стар и млад. Зажила деревня, прославилась в округе, особенно игрушками-свистульками. Только не из лёгких дело это оказалось. Ведь глина-то особая нужна, чтобы игрушки-то справить - синика называется. Игрушечный промысел всегда считался исключительно женским промыслом, потому что более тяжелой работой, а это производство горшков и другой посуды, в Филимоново занимались мужчины. Керамическая посуда выполняла разнообразные функции - умывальные, кадушки для хранения молока, плошки для приготовления пищи, горшки для хранения соли, крупы, миски, сосуды для питья. Это все были глиняные изделия. Этим занимались мужчины. А женщины занимались игрушкой. Жители окрестных деревень прозвали их «свистулечницами», потому что игрушки делались со свистками.

- Понравилась ли вам эта легенда? А Филимоновская игрушка? Давайте внимательно рассмотрим игрушки на нашей выставке. (Рассматривают, трогают руками).

- Какая характерная отличительная особенность у Филимоновской игрушки?

(Филимоновская игрушка - вытянутые линии, длинное туловище и коротенькие ножки - все это отличительные черты данного вида промысла.

- Какие элементы геометрического орнамента использовали мастера? (полоски, точки, линии)

- Какие цвета брали для росписи игрушек?

- желтые, лиловые, зеленые, реже синие и фиолетовые.

Какие образы были популярными в традиционной филимоновской игрушке?


Основную массу изделий филимоновских мастериц составляют традиционные свистульки: барыни, всадники, коровы, медведи, петухи и т. п. Изображения людей - монолитные, скупые на детали - близки древним примитивным фигуркам. Неширокая юбка-колокол у филимоновских барынь плавно переходит в короткое узкое тело и завершается конусообразной головой, составляющей одно целое с шеей. В округлых руках барыня обычно держит младенца или птичку-свистульку. Кавалеры похожи на дам, но вместо юбки у них толстые цилиндрические ноги, обутые в неуклюжие сапоги. Головы фигурок венчают затейливые шляпки с неширокими полями.


Женская фигурка олицетворяет великую богиню «Природу». Женское начало несло знак добрых сил: Мать - кормилица, Весна, Купава, Берегиня, Лада и т.д.

Постановка цели занятия

- Сегодня на занятии мы освоим традиционную технологию изготовлению филимоновской барыни.

Планирование предстоящей работы

- Возьмите, пожалуйста, в руки Барыню, рассмотрите ее и попытайтесь определить этапы изготовления игрушки.

Практическая работа

Технология изготовления игрушки:

Филимоновские игрушки лепят пластическим способом лепки, т.е. из одного кусочка глины:

  1. Приступая к изготовлению Барыни, мы берем в руки хорошо промятый кусок глины и скатываем между ладонями валик.

  2. Условно делим валик на 2 части, в нижней части начинаем делать подол платья в виде колокола.

  3. Левой рукой держим игрушку, а правой выравниваем стенки нижней части платья.

  4. После того, как нижняя часть платья готова, начинаем распределять глину в верхней части валика на руки и голову. Двумя пальцами из верхней части фигурки начинаем вытягивать 2 руки.

  5. Голову формируем на высокой тонкой шее.

  6. Для изготовления шляпы берем в руки небольшой кусочек глины, катаем в шарик и лепим из него шляпу. Затем тщательно примазываем ее к голове.

  7. Для завершения образа, необходимо слепить птичку-свистульку и вложить ее в руку Барыне.

Вот и готова Барыня!

Нам лишь осталось высушить, обжечь игрушку в муфельной печи и расписать ее.

Оценка работы, подведение итогов

- Пришло время подведения итогов нашего занятия. Я хотела бы услышать от вас, что нового вы сегодня узнали и чему научились? (…)

В свою очередь, я хочу сказать вам, ребята, что вы молодцы! Славно потрудились. Проявили отличные навыки и знания. Замечательные из вас получились мастера филимоновской игрушки!


Мастер-класс по традиционной филимоновской глиняной игрушке Барыня

© 2010-2022