Технология развитие критического мышления через чтение и письмо

В данной работе описывается заседание методического объединения учителей русского языка и литературы по технологии развитие критического мышления через чтение и письмо. Занятие содержит трехфазовую структуру: вызов, осмысление, рефлексию. В начале участникам заседания предлагается высказать свое мнение и дать ответ на вопрос: что дает педагогическая технология для повышения качества знаний обучающихся? В приложении раскрываются формы работ технологических этапов, которые учитель может использова...
Раздел Технология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Заседание методического объединения учителей

русского языка и литературы

с использованием технологии критического мышления

(РКМЧП- развитие критического мышления через чтение и письмо).

Подготовила Свирская Г.А. учитель русского языка и литературы

ГУ «Тенизовская основная школа отдела образования акимата Мендыкаринского района»

Цель :

Ознакомить учителей МО с педагогической технологией, применяемой в УВП

Пояснение:

Основой технологии критического мышления является трёхфазовая структура урока (занятия): вызов, осмысление, рефлексия.

Перед началом заседания - создание эмоционального настроя, деление всех участников на группы. Предлагалось выбрать прямоугольник красного, синего или белого цвета (для создания 3 групп); сказать доброе слово.

Первая стадия - вызов (её задачи: актуализация имеющихся знаний; пробуждение интереса к получению новой информации).

Участникам заседания предлагается высказать своё мнение. Дать ответ на вопрос: что даёт педагогическая технология для повышения качества знаний ученика?

Ведущим приёмом на стадии вызова является составление кластера «грозди» - графического изображения систематизации материала.

ПТехнология развитие критического мышления через чтение и письмо

Что даёт ПТ для повышения КЗТехнология развитие критического мышления через чтение и письмоТехнология развитие критического мышления через чтение и письмоТехнология развитие критического мышления через чтение и письмоТехнология развитие критического мышления через чтение и письмоТехнология развитие критического мышления через чтение и письмоТехнология развитие критического мышления через чтение и письмоТехнология развитие критического мышления через чтение и письмоТехнология развитие критического мышления через чтение и письмоТехнология развитие критического мышления через чтение и письмоТехнология развитие критического мышления через чтение и письмоТехнология развитие критического мышления через чтение и письмоТехнология развитие критического мышления через чтение и письмоТехнология развитие критического мышления через чтение и письмоТехнология развитие критического мышления через чтение и письмоТехнология развитие критического мышления через чтение и письмоТехнология развитие критического мышления через чтение и письморимерно, это выглядит так:











Вторая стадия - осмысление содержания (направлена на сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенного продвижения от знания «старого» к «новому»).

Работа на уроке русского языка и литературы с применением разминок помогает сделать урок более динамичным и плодотворным. Учащиеся чувствуют себя более уверенно при ознакомлении с новым материалом, легко включаются в рабочий темп урок

Благодаря разминкам развиваются навыки учащихся, их лексическая и орфографическая зоркость, словарный запас. Одна из главнейших задач разминок - непрерывная забота о сохранении в рабочем состоянии приобретённых знаний и превращённых в навыки умений требуют от учителя никогда не прекращающегося повторения пройденного. Разнообразные практические задания в ходе ежеурочной разминки обеспечивают надёжность сохранения навыков владения теоретической базой русского правописания. В разминке используются разноплановые системные задания, которые настраивают детей на рабочий лад.

Обязательная часть ежеурочной разминки:

1) «озвучивание» всех разборов, сделанных в домашнем задании и представленных на доске «дежурными по домашнему заданию» («озвучивание» не обязательно делается самими дежурными - это может сделать любой учащийся, - но поначалу возможно «озвучивание» и дежурными);

2) скандирование недельной порции «словарных» слов с «пением» ударения + прописывание некоторых из них, наиболее сложных (или всех), или прописывание некоторых родственных слов с нагрузкой, т.е. добавлением новых орфограмм, которые указать и объяснить, (например, даём не «собака», а «собачонка»), или игры с этими словами;

3) нахождение начальных форм (4-5 слов) разных частей речи по вариантной форме (глаголы лучше брать видовой парой, например, «ответим» - «отвечаем» и т.п.) - работаем на слух;

4) работа с омонимами («разведи по значению и написанию»), не меньше 1, не больше 3 пар, например, «обежать дом»- «обижать ребёнка», или «высокий балл» - «танцевальный бал», или «прибывает вода» - «пребывает за границей» и т.п. - работает на слух;

5) «диагностика» на слух без «решения» разных видов пройденных орфографических задач (4-6(7)) типов, 1-2 последних можно «решить» устно (затем очень удобно, при желании, перейти к уже письменному «решению» на доске или в тетрадях отдельных орфографических задач или связного текста, включающего пройденный орфографический материал);

(дополнение кластера)

Знакомство с технологией КМ происходит самостоятельно при работе с текстом. Предварительно все участники узнают об ещё одном приёме данной технологии - это маркировка текста значками по мере его чтения - ИНСЕРТ.

«v» - уже знал

«+» - новое

«-» - думал иначе

«?» - не понял, есть вопросы


Правила чтения текста:

1. Ставь значки по мере прочтения текста на полях;

2. Прочитав один раз, вернись к своим первоначальным прогнозам, вспомни, что знал или предполагал по данной теме раньше, возможно количество значков увеличится.

3. Заполни таблицу, количество граф которой соответствует числу значков маркировки. (Это очень важно, так как обеспечивает вдумчивое, внимательное чтение).

инсерт


«V»

«+»

«-»

«?»

Поставьте на полях «V», если что вы читаете, соответствует тому, что вы знаете или думаете, что знаете.

Поставьте на полях «+», если то, что вы читаете, является для вас новым.

Поставьте на полях «-», если то, что вы читаете, противоречит тому, что вы уже знаете, или думали, что знаете.

Поставьте на полях «?», если то, что вы читаете непонятно, или вы хотели получить более подробные сведения по данному вопросу.


Текст для изучения:


Педагогическая технология развития критического мышления

Педагогическая технология развития критического мышления школьников посредством чтения и письма известна в России с 1997 года. Она внедрялась в систему образования страны при поддержке Консорциума демократической педагогики и Международной ассоциации чтения в рамках проекта Института «Открытое Общество» под названием «Развитие критического мышления через чтение и письмо» (РКМЧП). Сейчас проект реализуется в 29 странах мира и в том числе в 6 российских регионах: в Санкт-Петербурге, Кирове, Москве, Самаре, Нижнем Новгороде, Новосибирске.

Сегодня в различных научных источниках можно найти разные определения термина «критическое мышление». Но при всём разнообразии его определений, можно увидеть их близкий смысл. Это открытое мышление, не принимающее догм, развивающее путём наложения новой информации на жизненный опыт. В этом и есть его отличие от мышления творческого, которое не предусматривает оценочности, а предполагает продуцирование новых идей, часто выходящих за рамки жизненного опыта. Однако провести чёткую границу между двумя этими понятиями нельзя. Можно сказать, что критическое мышление - это отправная точка для развития творческого мышления, более того, и критическое, и творческое мышление развиваются в синтезе, взаимообусловлено.

Технологические этапы развития критического мышления:

1. Стадия вызова (актуализация имеющихся знаний, мотивация к дальнейшей работе);

2. Стадия осмысление содержания (сохранение интереса к теме при работе с новой информацией, продвижение от знания «старого» к «новому»).

3. Стадия рефлексии (размышление, рождение нового).

Первый приём - это кластер. Как правило, его применяют на стадии вызова.

Приём инсерт используют при чтении текста. Он работает на стадии осмысления. Приём составления таблицы «толстых» и «тонких» вопросов.

В левую колонку таблицы записываются вопросы, требующие односложного ответа («тонкие»), а в правую - подробного, развёрнутого ответа («толстые»). Приём «обучение сообща» или «обучение в сотрудничестве» заключается в организации работы учащихся вместе - в парах, в группах - над одной и той же проблемой, когда в процессе работы выдвигаются новые идеи.

Художественной формой письменной рефлексии является синквейн. Это стихотворение, состоящее из 5 строк. В первой строке заявляется тема (одно существительное), во второй даётся описание предмета (два прилагательных), в третьей - (три глагола), характеризующие действие предмета, в четвёртой приводится фраза из четырёх значимых слов, выражающих отношение автора к предмету, в пятой - синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы (одно слово).

В заключении можно сказать, что любое новшество встречает на своём пути и безоговорочное одобрение, и сдержанную поддержку, и отчаянное сопротивление. Здесь важно помнить, что смысл нового образовательного подхода состоит не в строгом следовании алгоритму тех или иных приёмов, а в свободном творчестве педагогов и учеников, работающих с использованием новых технологий. «Достигнуты ли цели урока, которые сформулировали я как учитель и мои ученики?» - именно этот вопрос является отправной точкой для рефлексивного анализа. Если на него можно ответить утвердительно, то выбранная стратегия обучения была эффективной, независимо от того, являлась ли она классической в рамках данной педагогической технологии или возникла как продукт творческого поиска.

После обсуждения в паре, затем в группе проходит «презентация» прочитанного (по одному выступающему от группы).


Третья стадия - рефлексия (коммуникационная: обмен мнениями о новой информации; информационная: приобретение нового знания; мотивационная: побуждение к дальнейшему расширению информационного поля; оценочная: соотнесение новой информации и имеющихся знаний, выработка собственной позиции, оценка процесса).

Дополнение кластера на данном этапе будет являться устной рефлексией. Как отмечают авторы педагогической технологии критического мышления Дж. Стил и её коллеги «Разрешая диалог на стадии рефлексии, преподаватель даёт возможность увидеть и рассмотреть различные варианты мнений по одному и тому же вопросу».

Художественной формой письменной рефлексии является СИНКВЕЙН. Способность резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах - важное умение. Оно требует вдумчивости и богатого понятийного запаса. Синквейн - это стихотворение, представляющее собой синтез информации в лаконичной форме, что позволяет описывать суть понятия или осуществить рефлексию на основе полученных знаний.

На первых порах можно предложить составить один синквейн на двоих, с которым оба участника будут согласны.

На заседании МО было предложено составить один синквейн на группу. В первой строке, как правило, называется тема занятия или одно имя существительное. Во второй даётся описание предмета (два прилагательных или причастия). В третьей характеризуется действие предмета (три глагола). В четвёртой приводится фраза из четырёх значимых слов, выражающая отношение автора к предмету. В пятой - синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы или предмета (одно слово).

Синквейн

Правила написания

1. Одно слово - имя существительное тема синквейна

2. Два слова - прилагательные, которые могут быть соединены союзами или предлогами

3. Три слова - глаголы

4. Четыре слова - предложение, которое выражает своё отношение к первой строке, теме синквейна

5. Одно слово - ассоциация к первой строке - теме синквейна


1.__________________________________________


2.__________________________________________


3.__________________________________________


4.__________________________________________


5.__________________________________________


Приложение

РАЗМИНКА

1. Скандирование

Развивает фонематическую и орфографическую память. Скандируется «недельная порция» словарных слов. Первоначально скандируются по слогам с чётким проговариванием каждой буквы, второй раз - плавное проговаривание слова с чётким акцентом на ударном слоге.


2. Определить начальную форму слова

Этот вид работы помогает с первых дней учить различать разные части речи. Вначале это слова-предметы, слова-признаки и слова-действия. Позже - части речи, изменённые по вопросам, числам, временам. Дети, ставя нужные вопросы, определяю начальную форму слова.

3. Работа с омонимами (развести по смыслу и написанию)

Развивает орфографическую зоркость и обогащает словарный запас. Детям предлагается пара омонимов в словосочетаниях и надо доказать, что они несут разную смысловую нагрузку и «слова-помощники» (болтуны) помогают писать эти слова без ошибок.


4. Диагностика (определить трудности в правописании и поставить диагноз)

Даётся любое словосочетание и дети на слух должны определить «ошибкоопасные места», т.е. определить и назвать орфограммы.


5. Синтаксическая часть (определить, сколько ситуаций (картинок мира) отражено в предложении)

Развивает слуховую зоркость, аналитику каждого ребёнка. Детям предлагается любое сложное предложение, в котором, на начальном этапе, надо определить количество картинок мира, которые чуть позже дети уже знают, являются простыми предложениями. Для данного вида работы используется любой литературный источник.


Поставить в начальную форму

В домике маленьком поет, споет;

На столе грязном съел, ел;

Пчелой быстрой летала, полетела;

У нее огромные бьют, выбьют;

Мудростью древней наполнит, наполняет;

Журавлиного белому гладил, погладил;

В самолете старом боюсь, побоюсь;

Березу стройную люблю, полюблю;

У короля глупого бьют, побьют;

Страны великой уважают, зауважают;

С солнцем теплым встаю, встану;

Во лбу влажном блестела, заблестела;

Утру яркому пою, спою;

К вершине белой восхожу, схожу;

Горы высокой пойду, иду;

Шагом быстрым ступаю, заступлю;

В засаде опасной сторожу, посторожу;

В конюшню чистую бежал, побежал;

Людям добрым говорю, поговорю;

В нем страшном блещет, заблещет;

Ножом тупым режу, порежу;

Коня вороного купаю, искупаю;

При свете ярком щурюсь, прищурюсь;

Из края дальнего летит, прилетит;

до границы далекой идет, пойдет;

В глаза огромные светит, засветит;

На огонек желтого гаснет, погас;

В домике уютном живу, заживет;

Перед свечой тусклого сплю, посплю;

В поредевшем грущу, загрущу.



6

© 2010-2022