Рабочая программа по предмету «Слесарное дело» для 4 класса коррекционной школы VIII вида

Рабочая программа по предмету «Слесарное дело» создана на основе программы федерального компонента государственного стандарта общего образования и ориентирована на учащихся 4 классов по программе VIII вида для детей с интеллектуальной недостаточностью. Программа включает теоретические и практические занятия. При составлении программы учтены принципы повторяемости пройденного учебного материала и постепенности ввода нового. Программа включает пояснительную записку, раскрывающую характеристики и м...
Раздел Технология
Класс 4 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное казенное образовательное учреждение
«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №7 VIII вида»

«Рассмотрено»

Руководитель МО

_________ Молчанова Т.Ю. от« _ »_______ 20___г

Протокол № ______

от«_»________ 20___г

«Согласовано»

Директор МКОУ «С(К)ОШ-И №7 VIII в.»

___________Алексеева Т.И. «__»____________ 20__г

«Утверждено»

Начальник УООУ

Лыткина Л.Е. от«__ »_____ 20___г

Город Олекминск, Олекминский район, РС(Я)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

«Слесарное дело»

4 класс

Ноговицын Евгений Георгиевич,

учитель профессионального труда высшей категории Муниципальное казенное образовательное учреждение «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №7 VIII вида»

2014 г.

Аннотация: Рабочая программа по предмету «Слесарное дело» создана на основе программы федерального компонента государственного стандарта общего образования и ориентирована на учащихся 4 классов по программе VIII вида для детей с интеллектуальной недостаточностью. Программа включает теоретические и практические занятия. При составлении программы учтены принципы повторяемости пройденного учебного материала и постепенности ввода нового. Программа включает пояснительную записку, раскрывающую характеристики и место учебного предмета в учебном плане образовательного учреждения, цели его изучения и основные содержательные линии; основное содержание обучения с распределением учебных часов по разделам курса.













ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Трудовое обучение детей с отклонениями в развитии является важнейшим элементом системы учебной и коррекционно-воспитательной работы во вспомогательной школе. Занятия ручным трудом в младших классах направлены на развитие умений необходимых для выполнения трудовых заданий: предварительно планировать ход работы над изделием, устанавливать логическую последовательность изготовления работы, выбирать необходимые инструменты для данного вида работ, определять правильность действий и их результатов, оценивать качество готового изделия.

При обучении ручному труду на базе слесарной мастерской в IV классе специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида учащиеся знакомятся с простейшими операциями обработки бумаги, картона, древесины, тонкого листового металла, мягкой, стальной проволоки и сборки изделий из конструктора.

В основе каждой темы обучения лежит вид поделочного материала, а в отдельных случаях - изготавливаемое изделие или простейшая технологическая операция. Длительные однообразные тренировки снижают интерес к труду у учащихся, поэтому при трудовом обучении детей данной возрастной категории не требуется усвоение сложных приемов труда, предполагающих длительные упражнения.

За время обучения в IV классе у обучающихся окончательно определяются склонности к трудовой деятельности и возможности. Одной из основных задач учителя становится научить учащихся заниматься на уроках труда не только практическим исполнением задания, но и обсуждением характеристик изделия, продумыванием плана предстоящей работы, оценкой сделанного на уроках. Формирование этих умений и навыков является обязательным условием коррекционной направленности учебного труда во вспомогательной школе.

Учебный материал в программе распределен по четвертям и темам и представлен теоретическими сведениями, технологическими заданиями и практическим повторением. В конце учебной четверти проводится самостоятельная работа.

Объекты труда указанные в программе IV класса являются примерными, их можно заменить другими. Учащиеся выполнят на уроках изделия, имеющие полезное назначение.

Однако во всех случаях эти изделия должны отвечать следующим требования:

  • включать достаточное число упражнений в выполнении трудовой операции по теме;

  • быть доступными для учащихся, с определенной трудовой подготовкой;

  • иметь полезное назначение понятное учащимся.

Программа предусматривает помимо устного, широкое использование письменного инструктирования. Письменные технологические карты представляют собой план изготовления изделия. В технологической карте указывается последовательность трудовых операций, эскизы, чертежи, инструменты, приспособления. Кроме технологических карт используется словарная работа, составляется операционный план изделия, основные требования к выполнению изделия.

Применение наглядных методов в обучении умственно отсталых детей создает условия для более полного усвоения ими учебного материала. Зрительные образы изучаемого материала быстрее формируются и дольше сохраняются в памяти, чем создаваемые только на основе речевого сообщения.



  1. Общая характеристика учебного предмета.

Программа предмета «Слесарное дело» IV класса специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида предусматривает ознакомление учащихся с работами, относящимися к разным видам труда, то есть не имеет строго определенной профессиональной направленности и создана с учетом дифференцированного, личностно- ориентированного подходов.

Цель курса - воспитание творческой, активной личности, проявляющей интерес к техническому и художественному творчеству, подготовка к самостоятельному выполнению несложных видов работ и желание трудиться.

Для достижения этой цели в процессе обучения решаются следующие задачи:

  • развитие сенсорики, мелкой моторики рук, пространственного воображения, технического и логического мышления, глазомера;

  • освоение знаний о мире, о трудовой деятельности человека;

  • овладение начальными технологическими знаниями, развитие у учащихся общетрудовых умений, то есть умений ориентироваться в производственном задании, планировать последовательность действий, выполнять и контролировать ход работы;

  • обучение учащихся профессиональным приемам труда и привитие им соответствующих трудовых навыков;

  • воспитание у учащихся устойчивого положительного отношения к труду и формирование необходимых в повседневной производственной деятельности качеств личности.

Программа предмета состоит из следующих разделов:

  1. Работа с бумагой и картоном.

  2. Работа с проволокой, жестью, древесиной.

  3. Сборка изделий из конструктора.

  4. Работа с листовым материалом.

На первом году обучения в профессиональных мастерских особенно важно сформировать у учащихся устойчивое положительное отношение к урокам труда.

Детей с отклонениями в развитии в большинстве случаев охотно работают в мастерских и занятия по труду считают любимыми уроками, однако если с первых дней обучения у них не воспитывать устойчивый интерес к занятиям, то встречающиеся трудности могут изменить отношение некоторых учащихся к труду, сделать его пассивным, а иногда и отрицательным. В то же время коррекционная работа (развитие общетрудовых умений) достаточно эффективна лишь в том случае, если учащийся приступает к выполнению задания не только по требованию учителя, но и потому, что это совпадает с его собственным желанием. Решая задачу формирования устойчивого положительного отношения учащихся к труду, необходимо обеспечивать занятия качественно выполненными средствами наглядности (образцами изделий, рисунками и т.д.), проводить уроки в оптимальном темпе,- учитывая возможности лучших и отстающих учащихся, представлять им при выполнении задания исправный инструмент и доступные для обработки материалы.

Трудности и неудачи в работе учащихся часто зависят от того, насколько правильно были организованы предварительная ориентировка в задании и планирование. Если предварительная ориентировка проводилась без образца изделия, то невозможно обеспечить усвоение учащимися цели своей работы - формы и назначения конечного изделия. Не полностью усвоив объяснение, учащийся действует не точно и в результате портит свое изделие. Частные неудачи приводят к неуверенности учащегося в работе, именно поэтому не стоит забывать, что развитие умственных трудовых действий и воспитание положительного отношения к труду тесно связаны между собой.

Трудовая подготовленность учащихся во многом зависит от умения использовать свою речь в трудовых действиях, прежде всего в формировании образа изготовляемого изделия и планировании работы. В IV классе эта задача эффективно решается при выполнении изделий из бумаги, картона, детали конструктора, когда техника работы достаточно проста, а трудность для учащихся состоит в словесной характеристики изделия и устном отчете о плане работе.

В результате освоения курса «Слесарное дело» у учащихся 4 кл. предполагается формирование универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных, коммуникативных), позволяющих достигать предметных, метапредметных и личностных результатов.

Регулятивные универсальные учебные действия: о определять цель деятельности:

  • Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно;

  • Совместно с учителем учиться выявлять и формулировать учебную проблему;

  • Учиться планировать учебную деятельность на уроке;

  • Работать по предложенному плану, используя необходимые средства (рисунки, технологические карты, приспособления и инструменты), осуществлять контроль точности выполнения операций (с помощью шаблонов, чертежных инструментов);

Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала: определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.

Познавательные универсальные учебные действия:

  • Ориентироваться в своей системе знаний, понимать какие нужны знания, информация для решения учебной задачи;

  • Добывать новые знания, находить необходимую информацию в тексте, схемах, иллюстрациях, рисунках, а также и в других источниках информации;

  • Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы;

Средством формирования своих действий служит учебный материал и задания учебника.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

  • Доносить свою позицию до других людей: оформлять свою мысль в устной и письменной форме;

  • Слушать и понимать речь других людей, вступать в беседу на уроке и в жизни;

  • Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им;

  • Учиться выполнять разные роли в группе (лидер, исполнитель)

Средством формирования этих действий служит работа в малых группах.

Важнейшая задача - воспитание у учащихся организационных умений и навыков работы в мастерской. Учащиеся IV класса должны научиться организованно и вовремя входить в мастерскую, бережно относится к инструментам, оборудованию и материалам, правильно использовать спецодежду, уметь обращаться к учителю, убирать свое рабочее место. Формирование у учащихся устойчивого положительного отношения к труду и организационных умений должно осуществляться в течение всего периода обучения на уроках слесарного дела, но в основном эти навыки необходимо привить учащимся в IV классе, так как позже это сделать значительно труднее.

4) СП

Место предмета в учебном плане.

В 4 классе на изучение предмета «Слесарное дело» отводится 136 часов при недельной нагрузке - 4 часа, в т.ч. 2 часа регионального компонента.

  1. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.

  1. Формирование умственных трудовых действий, организационных умений.

  2. Осмысление роли техники и технологий для развития общества.

  3. Формирование положительного отношения к труду.

  4. Формирование представлений о мире профессий, связанных с изучаемыми технологиями

  1. Личностные, предметные и метапредметные результаты обучения.

    1. Личностные результаты обучения.

  • воспитание положительных качеств личности;

  • получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества;

  • проявление познавательных интересов;

  • максимальное развитие способности к труду, развитие трудолюбия;

  • приобретение первоначальных навыков работы в коллективе, сотрудничества и взаимопомощи;

  • бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам;

    1. Метапредметные результаты обучения.

  • усвоение первоначальных представлений о материальной культуре как о продукте предметной деятельности человека;

  • привитие практических навыков устройства быта;

  • овладение технологическими приемами ручной обработки материалов;

  • усвоение правил норм безопасности трудовой деятельности;

  • самостоятельное выполнение различных работ по созданию изделий

    1. Предметные результаты обучения.

Критерии оценки знаний и умений учащихся по труду;

  • уровень знания учащимися теоретических вопросов технологии и их умения применять эти знания в практической работе;

  • знание инструментов, приспособлений, другого оборудования и умение подготовить их к работе;

  • степень, овладения приемами выполнения работы (рабочими операциями);

  • продолжительность выполнения работы в целом или ее части;

•' знание и выполнение требований техники безопасности, производственной санитарии и гигиены при выполнении работы;

  • умение пользоваться при выполнении работы письменно-графическими документами и правильно составлять простейшие из них;

  • умение правильно организовать рабочее место и поддерживать порядок на нем при выполнении задания; бережное отношение к инструментам; экономное расходование материалов;

  • степень самостоятельности при организации и выполнении работы (планирование трудового процесса, самоконтроль и др.) и проявления элементов творчества.

  • качество выполненной работы в целом (точность и чистота отделки изделия; возможность использования его по назначению и т. п.).

Оценка «5» ставится в том случае, если ученик полностью владеет теоретическим материалом, без затруднений излагает его и использует на практике, знает инструмент и умеет готовить его к работе, умеет правильно организовать и содержать в порядке рабочее место, выполняет трудовые операции в технологической последовательности, используя для этого правильные приемы, умеет пользоваться технологической картой и составлять простейшие графические документы, в процессе работы соблюдает правила техники безопасности, умеет самостоятельно контролировать правильность выполнения задания, проявляет творчество в работе; завершенная учеником работа (изделие) соответствует установленным требованиям и выполнена в срок или раньше срока.

Оценка «4» ставится в том случае, если ученик хорошо владеет материалом, правильно его излагает и без затруднения использует на практике, знает инструмент и умеет готовить его к работе, умеет организовать рабочее место, операции выполняет в основном правильно и в технологической последовательности, умеет пользоваться технологическими картами и составлять простейшие схемы, соблюдает правила техники безопасности, в работе проявляет самостоятельность, выполненное им изделие соответствует установленным требованиям, но времени на его изготовление затрачено на 10-15% больше нормы.

Оценка «3» ставится ученику, если он имеет небольшие пробелы в знаниях, неполно излагает их и не всегда может использовать в практической работе, знает основной инструмент, но на рабочем месте допускает беспорядок, делает ошибки в организации работы и приемах ее выполнения, нарушает в отдельных случаях правила техники безопасности, при подготовке инструмента, использовании технологической документации и выполнении рабочего задания нуждается в постоянной помощи учителя, выполненное им изделие имеет отклонения от установленных требований, но может быть использовано по назначению без переделки, времени на изготовление изделия затрачивает на 20-25% больше нормы.

Оценка «2» ставится при незнании учеником теоретического материала, явном неумении правильно выполнять рабочие операции, неправильном использовании оборудования и инструментов, неумении организовать свое рабочее место и грубых нарушениях правил техники безопасности; если изделие им выполнено с такими нарушениями требований, что не может быть использовано по назначению (бракуется).







  1. Требование к уровню подготовки обучающихся.

По завершению изучения данной программы, обучающиеся должны овладеть следующими знаниями, умениями и навыками.

Обучающиеся должны знать:

  • виды материалов, их свойства, обозначенные в программе обучения;

  • правила культуры труда;

  • область применения и назначения инструментов и приспособлений, правила работы с ними;

  • способы и приемы обработки материала, предусмотренного программой обучения;

  • детали металлоконструктора, приемы сборки изделий из них;

  • технологическую последовательность изготовления изделия: разметка, резание, сборка, отделка;

  • основные требования дизайна к конструкциям и изделиям (польза, удобство, красота) Обучающиеся должны уметь:

  • выполнять инструкции, несложные алгоритмы при решении учебных задач, выполнять задания по предметной технологической карте;

  • осуществлять организацию и планирование собственной трудовой деятельности, осуществлять контроль за её ходом и результатами;

  • получать необходимую информацию об объекте деятельности, используя схемы, рисунки, эскизы, чертежи;

  • выполнять простейшие трудовые операции по обработке бумаги, картона, древесины, тонколистового металла, проволоки;

  • создавать модели несложных объектов из деталей конструктора;

  • эстетично оформлять изделие;

Обучающиеся должны иметь опыт:

  • поиска, отбора и применения информации для решения различных задач;

  • осуществления элементарной проектной деятельности (разработка замысла, пути его реализации, демонстрация готового продукта);

  • трудового самовоспитания и использования безопасных приёмов работы с материалами и инструментами;

  • осуществления сотрудничества в совместной работе, участия в коллективном обсуждении, продуктивном взаимодействии со сверстниками и взрослыми, взаимопомощи;

  • создания различных изделий из доступных материалов по собственному замыслу;

  • использования приобретенных знаний и умений для творческой самореализации при оформлении своего дома, класса, при изготовлении подарков близким и друзьям, игрушечных моделей и других изделий;

осуществления самоконтроля и корректировки хода работы и конечного результата;



6. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

6.1. Учебно-тематический план по предмету
«Слесарное дело» 4 класс.


пп

ТЕМА

Кол-во

часов

1.

Вводное занятие

2.

Работа с мягкой проволокой

8

3.

Работа с бумагой и картоном

6

4.

Работа с жестью

20

5.

Сборка изделий из конструктора

18

6.

Работа с проволокой, жестью, древесиной

14

7.

Изготовление елочных украшений

6

8.

Работа с мягкой стальной проволокой

14

9.

Работа с листовым металлом

18

10.

Изготовление изделий из древесины, металла и других материалов.

22

11.

Региональный компонент

2

12.

Самостоятельные (контрольные) работы

8

ИТОГО

136

6.2. Содержание программы.

  1. четверть

Вводное занятие. Первоначальное знакомство с организацией, порядком работы в мастерской. Распределение учащихся по рабочим местам. План работы на четверть.

Работа с мягкой проволокой.

Изделия: 1. Геометрические фигуры (квадрат, прямоугольник)

  1. Цепь диаметром колец от 8 до 14 мм.

  2. Цепь с диаметром колец 8 мм. (кольцо в 2 оборота проволоки)

  3. Декоративные фигурки из проволоки (гибка по контуру рисунка)

Дополнительные изделия: 1. Цепочка из колец в 3 оборота.

2. Головоломки из проволоки.

Теоретические сведения. Проволока: алюминиевая и медная. Применение ее в

промышленности, быту. Свойства проволоки: гнется, откусывается кусачками, не ржавеет, навивается. Инструменты и приспособления: линейка металлическая, кусачки, плоскогубцы, оправка для загиба проволоки. Их устройство. Миллиметр - основная мера длины в слесарном деле. Правила хранения инструмента и материала. Правила безопасности при работе с плоскогубцами, кусачками.

Умения. Анализ образца и рисунка изделия. Сообщение учащимся плана работы с показом выполнения изделия в целом и отдельных приемов работы; поэтапное повторение плана в ходе работы. Устный отчет учащихся о проделанной работе.

Практическая работа. Разметка длины заготовки по линейки. Откусывание проволоки кусочками. Навивание спирали. Изгибание проволоки плоскогубцами. Правка проволоки. Соединение концов проволоки скручиванием.

Работа с картоном и бумагой.

Изделия: 1. Прямоугольная коробочка из картона (выполняется из прямоугольной заготовки). Разметка по чертежу и образцу.

2. Прямоугольная коробочка с отогнутыми кромками. Материал - плотная бумага, картон. Разметка по шаблону. Боковые стороны соединяются с помощью клапанов на клею.

Дополнительное изделие: Модель настольных часов из картона.

Теоретические сведения. Бумага, картон, клей. Их свойства и применение. Угольник чертежный, ножницы. Их устройство, назначение и применение. Технические требования к качеству изделия. Правила безопасной работы ножницами.

Умения. Ориентировка в задании по образцу, чертежу и рисунку изделия.

Практическая работа. Измерение и контроль линейкой. Разметка более сложных деталей по шаблону. Надрезание картона по линиям сгиба. Склеивание изделий.

Работа с жестью.

Изделия: 1. Коробочка квадратной формы. Разметка развертки выполняется по чертежу на прямоугольной заготовке. Борта сгибаются на оправке (длина оправки соответствует стороне коробочки). Острые кромки притупляют личным напильником.

2. Коробочка с закрепляющими бортами (с клапанами отогнутыми кромками). Разметка развертки выполняемся по шаблону.

Дополнительное изделие: Летающий пропеллер. Разметка по шаблону.

Теоретические сведения. Черная, белая жесть. Применение жести. Свойства жести: режется ножницами, сгибается, белая жесть устойчива к ржавлению. Инструменты и приспособления: чертилка, ручные ножницы по металлу, киянка, напильник плоский, тиски слесарные.

Правила безопасной работы чертилкой, ножницами по металлу. Технические требования к качеству изделия.

Умения. Ориентировка в задании по образцу и рисунку. Планирование работы.

Практическая работа. Разметка прямоугольных контуров с помощью линейки и чертилки, более сложных деталей - по шаблону. Крепление шаблона на заготовке. Резание жести с закреплением ножниц в тисках. Притупление острых кромок личным напильником. Гибка и правка жести киянкой и на оправках и плите.

Самостоятельная работа. Подвеска для картин и плакатов на картонной основе. Состоит из согнутой вдвое прямоугольной пластины (жесть) и проволочного кольца. Разметка развертки пластины выполняется по чертежу. Изготовляют учащиеся по 4-6 штук.

  1. четверть

Вводное занятие. План работы на четверть. Правила безопасности в слесарной мастерской. Правила пожарной безопасности.

Металлический конструктор. Сборка изделия.

Изделия: 1. Стул простой.

  1. Стул складной.

  2. Лестница.

Дополнительное изделие: Кресло поворотное.

Теоретические сведения. Ознакомление с комплектностью набора деталей конструктора. Детали конструктора: плата (плита), уголок, полоса, скоба, винт, гайка, шпилька. Инструменты: отвертка, гаечный ключ. Правила безопасности при работе отверткой, ключом.

Умения. Характеристика образца изделия. Обсуждение технического рисунка изделия. Сообщение учащимся плана работы. Отчет учащихся о проделанной работе.

Практическая работа. Организация рабочего места. Подбор полос по количеству отверстий. Установка перемычек и соединительных полос. Соединение деталей парами. Фиксация полосы под прямым углом к плите.

Работа с проволокой, жестью, древесиной.

Изделия: 1. Стул простой. Каркас стула выполняется из проволоки. Он состоит из

передней части и спинки. Сиденье изготавливается из фанеры. Сиденье соединяют с каркасом на гвоздях.

2. Стремянка. Стойки изготавливаются из реек древесины, перекладины из проволоки.

Дополнительное изделие. Модель флюгера. Материал: бруски, рейки, жесть, проволока.

Теоретические сведения. Применение древесины в технике и быту. Свойства древесины: заготовки можно пилить ножовкой. Фанера. Ножовка по дереву, клещи, напильник плоский, рашпиль. Их назначение, устройство. Правила безопасности при работе. Технические требования к изделиям.

Умения. Ориентировка в задании по чертежу, образцу. Выполнение задания по технологической карте.

Практическая работа. Разметка длины деталей по линейки. Пиление брусков, досок поперек волокон. Хватка напильника. Основная поза при опиливании. Скругление деревянных деталей рашпилем. Окрашивание изделий кистью

Изготовление изделий из картона,металла, проволоки,иветной бумаги.

Изделия: 1. Фонарик.

  1. Звезда из фольги.

  2. Елочка.

Дополнительные изделия: 1. Полумаска.

2. Шапочка - игрушка.

Теоретические сведения. Цветная бумага, фольга, картон, проволока, жесть. Их назначение, свойства, применение. Копировальная бумага, ее свойства. Правила безопасности при резании, гибке, откусывании проволоки кусачками.

Умения. Ориентировка в задании по образцу, рисунку. Изделия. Планирование работы над изделием.

Самостоятельная работа. Модель елочки. Основание - квадратная дощечка. Стержень - стальная проволока. Ветки - кружки жести. Расстояния между ветками - алюминиевые трубочки.

  1. четверть

Вводное занятие. Правила поведения учащихся в мастерской. Правила пожарной безопасности. План работы на четверть.

Металлический конструктор. Сборка изделия.

Изделия: 1. Модель рычажных весов.

  1. Модель параллельных весов.

  2. Модель ветродвигателя.

Дополнительное изделие: Карусель.

Теоретические сведения. Ознакомление с комплектностью набора деталей конструктора. Инструменты: отвертка, ключ, державка. Правила безопасной работы отверткой, ключом.

Умения. Ознакомление с натуральным предметом, моделью, которую предстоит выполнить. Обсуждение технического рисунка изделия, его конструктивных особенностей. Планирование работы над изделием.

Практическая работа. Рабочее место. Подбор полос по количеству отверстий. Установка перемычек и соединительных полос. Соединение деталей крепежными парами. Фиксация полосы под прямым углом к плите. Установка винта с гайкой и завинчивание. Соединение полос в одной точке, внахлестку и в стык. Присоединение колесной пары.

Работа с мягкой стальной проволокой.

Изделия: 1. Модель геометрических тел (куб, брус). Соединения выполняются внахлестку с закреплением тонкой проволокой.

2. Отвертка. Рабочий конец расплющивается молотком на плите и опиливается напильником.

Дополнительное изделие. Декоративная корзиночка из проволоки.

Теоретические сведения. Свойства стальной проволоки: сплющивается под ударом молотка, сгибается. Упругость проволоки. Круглогубцы их устройство и назначение. Приспособления: оправка для загиба, ручные слесарные тиски и их устройство. Правила безопасности при работе со стальной проволокой. Технические требования к изделиям.

Умения. Ориентировка в задании по образцу. Определение качества изделий сравнением с образцом.

Практическая работа. Перенос размеров с образца на заготовку. Сгибание и откусывание проволоки. Соединение концов проволоки в скрутку. Опиливание концов проволоки напильником. Сгибание на оправках. Опиливание расплющенного конца проволоки напильником.

Работа с листовым металлом.

Изделия: 1. Детали к набору металлического конструктора. Материал: алюминий.

2. Скобы и угольники, применяемые при изготовлении моделей из древесины и металла. Материал: листовая сталь S 1,0 мм. Заготовки: полосы, нарезанные в

размер по ширине.

Теоретические сведения. Кровельное железо и листовой металл толщиной до 1мм. Виды обработки тонкого листового металла: разрезание ножницами, сверление, гибка на оправках и в тисках. Рычажные ножницы. Их устройство и назначение. Сверлильный станок. Его основные части и назначение.

Правила безопасной работы при резании металла рычажными ножницами.

Правила безопасности при сверлении на станке.

Умения. Планирование работы. Обсуждение трудных этапов выполнения задания. Практическая работа. Разметка прямоугольных деталей по длине и ширине линейкой. Выпрямление и резание кровельного железа и листового металла. Резание полосового металла рычажными ножницами. Накернивание центров отверстий. Сверление на станке. Приемы опиливания кромок плоских деталей. Сгибание под углом на оправках и в тисках. Соединение алюминиевой проволокой одинаковых деталей для их одновременной обработки.

Самостоятельная работа. Детская лопаточка из кровельного железа. Разметка по шаблону. Вырезание по контуру ножницами. Притупление острых кромок напильником. Получение ребра жесткости с помощью приспособлений. Изготовление изделия по технологической карте.

  1. четверть

Вводное занятие. План работы на четверть. Повторение правил поведения в слесарной мастерской. Правила техники безопасности и пожарной безопасности.

Сборка изделий из конструктора.

Изделия: 1. Макет самоката.

2. Модель тележки

Дополнительное изделие: Тележка двухосная с кузовком.

Теоретические сведения. Составные части изделий: рама, ходовая часть, двигатель, колесные пары, кузов.

Умения. Ориентировка в задании по рисунку изделия. Планирование предстоящей работы в групповой беседе. Отбор деталей. Сравнение длины полосок на глаз.

Практическая работа. Завинчивание и затягивание гаек с двух сторон двумя ключами. Присоединение полосок под прямым углом к пластине с помощью скобы. Соединение трех-четырех деталей в одной точке. Способы крепления колесных пар.

Изготовление изделий из древесины, металла и проволоки.

Изделия: 1. Модель тачки. Материал: деревянные бруски, скобы, металлические полоски, трубки, колеса.

  1. Модель флюгера. Материал: жесть, стальная проволока, основание - деревянный брусков, краска.

  2. Четырехколесная тележка с резиновым двигателем. Материал: древесина, скобы, металлические полосы, проволока, колесные пары, винт, шайба, резина, шурупы, оси.

Теоретические сведения. Название деталей модели: платформа, каркас, резиновый двигатель. Качество резины. Воздушный винт. Угол поворота лопастей. Установка резиномотора.

Умения. Ориентировка в задании по образцам готовой модели и деталей. Умение определить на образце сборочную единицу, деталь и подобрать нужный материал.

Практическая работа. Пиление сосновых досок, брусков. Отделка изделий шкуркой. Покраска изделий.

Самостоятельная работа. Савок для уборки из оцинкованной жести. Разметка по шаблону. Разметка. Резание по разметки. Гибка на оправках. Угольники, бруски. Притупление углов и острых кромок напильника.



7. Обоснование регионального компонента.

Основной целью регионального компонента является создание педагогических условий для успешной социализации личности в условиях региона, профессионального самоопределения.

Введение регионального компонента направлено на решение следующих задач:

  • развитие вариативности общеобразовательных программ;

  • овладение учащимися знаниями в области истории и культуры своего региона

  • воспитание патриотизма и чувства гражданственности у подрастающего поколения

  • формирование у учащихся ценностных ориентаций и личностного осмысления

истории и современной жизни

  • нравственного воспитания как важнейшей задачи обучения в школе

  • приобщение учащихся к уникальным ремеслам, распространенным в РС(Я).

Для достижения этих целей и задач разработана тема «Якутская культура. Традиционные украшения якутов» в объеме 2-х учебных часов. Благодаря изучению народной традиционной культуры реализуется «связь времен», происходит приобщение подрастающего поколения к историческому и культурному наследию своего народа, наследование народной мудрости.

Важнейшим содержанием темы являются металлические и серебряные изделия, декорирование ювелирных украшений в духе эстетических требований народа Саха, орнаментальные мотивы для украшения изделий одежды, предметов быта, орудий труда; приемы декорирования ювелирных изделий: гравировка и чеканка.

Значительная часть учебного времени при изучении темы отводится практической деятельности - освоению приемов выполнения чеканки металлических изделий из жести по изготовлению элементов мужских и женских якутских украшений:

  • обруч-диадема бастына, с двух сторон обруча опускаются симметричные тройные цепочки, состоящие из ажурных пластинок и заканчивающиеся в месте соединения на груди гравированным серебряным диском кун (солнце);

  • нагрудное украшение шин кэбиhэр (опускаемое спереди) и сурэх, надевавшееся поверх платья халадаай

пояса, покрытые фигурными, иногда ажурными бляшками - харах komYc кур или cYhhhYox komYc кур - пояс с серебряными «глазами», пояс с серебряными «бабками» (суставными косточками животных). Наборные пояса





8. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса.

  • Мастерские слесарного дела имеют площадь из расчета 6,0 кв.м, на 1 рабочее место. Размещение в мастерских оборудования осуществлено с учетом создания благоприятных условий для зрительной работы и сохранения правильной рабочей позы.

  • Освещенность, микроклимат кабинета слесарного дела соответствует СанПиНам 2.4.2.2821-10 № 189 от 29.12.2010.

  • Расстояние между рядами одноместных верстаков - 1,0 м.

  • Тиски крепятся к верстакам на расстоянии 0,9 м между их осями.

  • Слесарные верстаки оснащены предохранительной сеткой высотой 0,7 м.

  • Сверлильные, точильные и другие станки установлены на специальном фундаменте и оборудованы предохранительными стеклами и местным освещением

  • Слесарные верстаки соответствуют росту обучающихся и оснащены подставками для ног.

  • Размеры инструментов, используемые для слесарных работ, соответствуют возрасту и росту обучающихся.

  • Классные доски (с использованием мела) изготовлены из материалов, имеющих высокую адгезию с материалами, используемыми для письма, хорошо очищаются влажной губкой, износостойкие, имеют темно-зеленый цвет и антибликовое покрытие. Классные доски имеют лотки для задержания меловой пыли, хранения мела, тряпки, держателя для чертежных принадлежностей.

В кабинете система общего освещения обеспечивается потолочными светильниками. Предусматривается люминесцентное освещение с использованием ламп по спектру светоизлучения: белый, тепло-белый.







8.1 Материально-техническое и методическое обеспечение.

пп

Наименование оборудования, инструментов, наглядных пособий, раздаточного материала

Имеется в наличии

1.

Верстак универсальный

9

2.

Тиски слесарные

8

3.

Разметочная плита

8

4.

Станок сверлильный

3

5.

Станок токарный

1

6.

Электроточило

1

7.

Станок фрезерный

2

8.

Комбинированный станок для заточки инструмента

1

9.

Муфельная печь

1

10.

Молоток слесарный

10

11.

Штангенциркуль

2

12.

Ножницы по металлу

10

13.

Ножовка слесарная

10

14.

Напильники

10

15.

Сверла

10

16.

Резьбонарезной набор

1

17.

Плашка с плашкодержателем

1

18.

Метчик с воротком

1

19.

Зубило

10

20.

Кернер

10

21.

Транспортир

4

22.

Кусачки

10

23.

Пассатижи

10

24.

Отвертка

10

25.

Ключ гаечный

10

26.

Чертилка

10

27.

Угольник

3

28.

Линейка измерительная

10

29.

Циркуль разметочный

1

30.

Фрезы

2

31.

Резцы токарные

4

32.

Киянка

10

33.

Оправка

10

34.

Очки защитные

4

35.

Плакаты по темам

Имеется в наличии

36.

Технологические карты

Комплект № 1 Комплект № 2

37.

Карточки - задания

Комплектов 6

38.

' Учебное пособие «Слесарное дело», для учащихся 4 кл.

5

39.

Тетрадь для самостоятельной работы учащихся по Слесарному делу

5

8.2 Учебная и методическая литература.



Зубенко П.Н. Альбом рабочих чертежей слесарно-монтажного и зажимного инструмента. - М.: Высшая школа, 1984.

  1. Ковалева Е.А. Трудовое обучение во вспомогательной школе: из опыта работы. - М.: Просвещение, 1982.

  2. Мирский С.Л. Методика профессионального трудового обучения во вспомогательной школе. Пособие для учителя. -М.: Просвещение, 1988.

  3. Патракеев В.Г. Преподавание слесарного дела в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида. - М.: изд.центр ВЛАДОС, 2003.

  4. Патракеев В.Г., Патракеев И.В. Справочный дидактический материал по слесарному делу, пособие для учащихся - М.: изд.центр ВЛАДОС, 2004.

  5. Постановление Главного санитарного врача РФ от 29.12.2010 №189 г.Москва «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно- эпидемиологические требования в образовательных учреждениях», (в ред. Изменений N 1, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.06.2011 N 85)

  6. Работа воспитателя вспомогательной школы. - М.: Просвещение, 1984.

  7. Сагал. Ю.И. Слесарное дело, учебное пособие для учащихся 4 кп - М.:Просвещение,1983.

  8. Сагал. Ю.И. Слесарное дело, учебное пособие для учащихся 4 кл. вспомогательной школы. 2-е изд. переработанное. - М.:Просвещение,1991.

  9. Скакун В.А. Производственное обучение общеслесарным работам. - М.: Высшая школа, 1984.

  10. Слесарное дело, тетрадь для самостоятельной работы учащихся. - М.: изд.центр ВЛАДОС, 2004.

  11. Смирнова А.Н. Коррекционно - воспитательная работа учителя вспомогательной школы. Пособие для учителя и воспитателя. - М.: Просвещение, 1982.

  12. Тхоржеский Д.А. Занятия по техническому труду. Пособие для учителя труда 4 класса. - М.: Просвещение, 1985.

  13. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» Принят Государственной Думой 21.12.2012г. (в ред. ФЗ от 25.11.2013г. №317-ФЗ)

  14. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.

Утв.приказом Мин.обр. и науки РФ от 17.12.2010 №1897

  1. Щербаков Н.Н. Оборудование школьных мастерских средствами малой механизации. Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 1983.


© 2010-2022