Программа внеурочной деятельности Школа рукоделия

Раздел Технология
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка

Рабочая программа внеурочной деятельности «Школа рукоделия» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и реализуется в рамках внеурочной деятельности. Программа разработана на основе правовых документов:

- Федерального закона от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Закон об образовании в Российской Федерации» (п.22 ст.2, ч.1,5 ст.12, ч.7 ст.28, ст.30, п.5ч.3 ст.47, п.1 ч.1 ст.48);

- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утв. Приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 №373 с изменениями от 26ноября 2010, 22сентября 2011, 18декабря 2012гг. (п.19.5);

- Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (стандарты второго поколения) М.: Просвещение 2011.

- Устава, Основной Образовательной программы муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №11».

- Учебного плана внеурочной деятельности школы.

- Положения о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ по внеурочной деятельности.

- «Внеурочная деятельность школьников» Методический конструктор: пособие для учителя стандарты второго поколения. Д.В.Григорьев, П.В.Степанов.- М.: Просвещение, 2011.- 223с.

Программа рассчитана на учащихся 5 классов. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 часа, всего 68 часов в год и предусматривает проведение практических умений.

Актуальностьпрограммы заключается в том, что она отражает общую тенденцию к возрождению искусства рукоделия, опираясь на русскую традицию проведения досуга.

Цель программы- гармоничное развитие личности ребенка средствами эстетического образования, развитие художественно-творческих умений и навыков, обеспечить возможность детям проявить себя, творчески раскрыться в области различных видов декоративно- прикладного искусства.

Задачи - развивать природные задатки и способности, помогающие достижению успеха в том или ином виде искусства; научить приемам мастерства; научить слушать, видеть, понимать и анализировать произведения искусства; научить правильно использовать термины, формулировать определения понятий, используемых в опыте мастеров искусства.

Программа поможет решить различные учебные задачи: освоение детьми основных правил и овладение материалами и инструментами декоративно- прикладной деятельности, развитие стремления к общению с искусством; воспитательные задачи: формирование эстетического отношения к красоте окружающего мира, развитие умения контактировать со сверстниками в творческой деятельности, формирование чувства радости от результатов индивидуальной и коллективной деятельности; творческие задачи: умение использовать образно-выразительные средства для решения творческой задачи, развитие стремления к творческой самореализации.

Все занятия основаны на обязательной мотивировке творческой деятельности детей и труде. В процессе свободного творчества и выявляются индивидуальные особенности поведения человека в тех или иных ситуациях, раскрываются личностные качества, постигаются определенные морально-нравственные ценности и культурные традиции.

В программе для изучения включены следующие блоки: работа с картоном, нитями из различных материалов, с тканями, природными материалами.

Итоги занятий могут быть подведены в форме отчетной выставки, показ приемов работы с приглашением родителей и друзей. Программе присущи практико- ориентированная и профориентационная направленности. В основу обучения положена современная деятельностная образовательная технология - проект. Занятие состоит из теоретической части (сообщение теоретических сведений), практической (показ технологических и технических приемов при обработке различных материалов и выполнение творческого задания ( обсуждение образцов, составление эскизов будущих работ и др.). Вся практическая работа, связанная непосредственно с изготовлением изделия будет проходить на занятии.

Для лучшего усвоения материала программы используются разнообразные формы организации занятий и методы обучения: объяснительно-иллюстративный, рассказ, беседы, работа с книгой, демонстрация, практические работы репродуктивного и творческого характера, методы мотивации и стимулирования, обучающего контроля, взаимоконтроля и самоконтроля, проблемно-поисковый, ситуационный. Особое внимание уделяется посещению выставок декоративно-прикладного творчества, участие в выставках-конкурсах, выполнение индивидуальных и коллективных проектов. Общим итогом занятий является отчетная выставка работ.

Требования к планируемым результатам освоения программы:

Личностные универсальные учебные действия.У обучающегося будут сформированы: широкая мотивационная основа художественно-творческой деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы, устойчивый познавательный интерес к новым видам прикладного творчества, адекватное понимание причин успешности/не успешности творческой деятельности. Обучающийся получит возможность для формирования внутренней позиции на уровне понимания необходимости творческой деятельности как одного из средств самовыражения в социальной жизни, выраженной познавательной мотивации, устойчивого интереса к новым способам познания, адекватного причин успешности/не успешности творческой деятельности.

Регулятивные универсальные учебные действия. Обучающийся научится: принимать и сохранять учебно-творческую задачу, планировать свои действия, осуществлять итоговый и пошаговый контроль, адекватно воспринимать оценку учителя, вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок.Обучающийся получит возможность научиться проявлять познавательную инициативу, учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале, преобразовывать практическую задачу в познавательную, самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.

Познавательные универсальные учебные действия.Обучающийся научится использовать схемы для решения познавательных и творческих задач и представления их результатов, высказываться в устной форме ,анализировать объекты и выделять главное, проводить сравнение по разным критериям, строить рассуждения об объекте, обобщать, проводить наблюдения, высказывать суждения, делать выводы. Обучающийся получит возможность научиться осознанно и произвольно строить высказывания в устной форме, использовать методы и приемы художественно-творческой деятельности как в учебном процессе, так и в повседневной жизни.

Коммуникативные универсальные учебные действия. Обучающийся научится понимать возможность существования различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи, учитывать разные мнения, формулировать собственное мнение и позицию, договариваться и приходить к общему решению, соблюдать корректность в высказываниях, задавать вопросы по существу, использовать речь для регуляции своего действия, стремиться к координации действий при выполнении коллективных работ. Обучающийся получит возможность научиться учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию, с учетом целей коммуникации достаточно полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия, оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

В результате занятий по предложенному курсу обучающиеся получат возможность:

-развивать воображение, образное мышление, интеллект, фантазию, сформировать познавательные интересы;

- познакомиться с новыми технологическими приемами обработки различных материалов;

- использовать ранее изученные приемы в новых комбинациях и сочетаниях;

- познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми функциями уже известных материалов;

- создавать полезные и практические изделия, осуществляя помощь своей семье;

- совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе, умение общаться со сверстниками, умение оказывать помощь другим, оценивать деятельность окружающих и свою собственную.

Знания и умения, которые должны быть получены обучающими по окончанию курса

должны знать:- о месте и роли ДПИ в жизни человека;

- о видах ДПИ;

- о способах аппликации в народном искусстве ( ткань, бумага, кожа ), сочетание аппликации с вышивкой;

- начальные сведения о цветовом сочетании в изделиях;

- сведения о свойствах различных тканей, видах красителей;

- народные традиции в изготовлении игрушек;

- начальные сведения о произведениях народных художественных промыслов;

- безопасные приемы работы с необходимыми инструментами и приспособлениями;

- правила личной гигиены при обработке различных материалов.

Уметь: - работать нужными инструментами и приспособлениями;

- последовательно вести работу ( замысел, эскиз, выбор материала );

- изготавливать мягкие игрушки из различных тканей и несложные изделия из х/б тканей;

- пользоваться простыми схемами и чертежами при описании изделия, ориентироваться в процессе работы по этапам выполнения.

Контроль знаний определяется следующими формами: устный опрос, опрос «по цепочке», повторение последней фразы и оценка ее корректности, маршрутная карта, кроссворды, тесты, составление технологических карт, вставить пропущенное ключевое слово. Контроль направлен на проверку планируемых результатов обучения, тех знаний и умений, которые учащиеся должны усвоить рамках данного курса, а также уровня усвоения этих знаний и умений. С целью проверки усвоения терминов, понятий и в качестве психологической разгрузки проводятся игры, кроссворды, словесные игры. В процессе занятий по темам проводятся беседы ознакомительного характера по истории возникновения определенного искусства в доступной форме. В конце каждого занятия фиксируется внимание детей на достигнутом результате.

Уровень приобретенных знаний, умений и навыков учащихся выявляется путем анализа и самоанализа работ на городских выставках ДПТ, отчетных выставках.

Ожидаемые результаты: главным образом реализации программы является создание каждым ребенком своего оригинального продукта, а главным критерием оценки ученика является не столь его талантливость, сколько его способность трудиться, способность упорно добиватьсядостижения нужного результата, ведь овладеть секретами ДПТ может каждый, по-настоящему желающий этого ребенок. Дети в процессе усвоения программных требований, получают дополнительную подготовку в области ДПТ, а наиболее одаренные- возможность развития творческого потенциала. У детей развивается воображение, образное мышление, интеллект, фантазия. Формируются познавательные интересы. Ребята познакомятся с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми функциями уже известных материалов, создавать полезные и практические изделия, осуществляя помощь своей семье. Совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе: умение общаться со сверстниками, умение оказывать помощь другим, оценивать деятельность окружающих и свою собственную.







Учебно-тематический план

Тема

Количество часов


всего

теория

практика

I.



1.



2.



II.



1.



2.



III.





1.





2.



3.



IV.



1.



2.



V.



1.



2.


Ткани и волокнистые материалы - 16 часов.

«Изонить»

Работа с тканями.

Работа с волокнистыми материалами - 8 часов.

«Волшебная паутинка».

Объемные изделия из ниток.

Работа с неткаными материаламии фурнитурой - 12 часов.

Работа с неткаными материалами (фетр и др.)

Пуговица и ее заменители.

Плетение тесьмой.

Отделка ткани - 18 часов.

Виды швов и их применение.

Аппликация.

Кройка и шитье - 14 часов.

И просто, и красиво.

Разные самоделки.





8



8





4



4











4



4



4





10

8







4



10






1



2







1



1











1



1

1







1



1







1



1






7



6







3



3











3



3



3







9



7







3



9



68

12

56



Содержание программы

  1. Ткани и волокнистые материалы.

Теория: краткие сведения о тканях и волокнистых материалах. ПТБ. Ознакомление с ручными инструментами. Знакомство школьников со свойствами нитей, пряжи, бумаги, картона.

Практика: зарисовка схем основных узоров, подготовка основы для образцов. Подбор материала, оформление контура фигур, сборка изделия.

  1. Работа с волокнистыми материалами.

Теория: изучение иллюстрированных изделий. Выбор темы изделия для разработки композиции, постановка творческой задачи. Знакомство с физико-механическими свойствами волокнистых материалов (толщина, прочность, гибкость).

Практика: создание объемных изделий из волокнистых материалов.

3. Работа с неткаными материалами и фурнитурой.

Теория: знакомство с видами нетканых материалов и фурнитуры. ПТБ при работе с ручными швейными инструментами. Способы подбора длины нити и ее закрепление. Виды швов.

Практика: создание и оформление «вспомогательных предметов» (футляр, игольница, мешочек, кармашек). Выполнение основных приемов простейшего ремонта.

  1. Отделка ткани.

Теория: значение отделки в предметах быта, в жилище, в одежде. Способы украшения и формы покроя. Виды отделочных швов.

Практика: применение отделки в изделии, выполнение отделочных швов. Изготовление изделий в технике контурного вышивания, накладного шитья, «метки», монограммы, вышивание «крестом», «гладью», мережка на изделии.



  1. Кройка и шитье.

Теория: вырезание из тканей деталей одежды, предметов. Инструменты, ПТБ при работе с тканью. Изучение основных приемов работы за электрической швейной машиной, ПТБ.

Практика: выполнение работы по лекалу, разметке. Изготовление простейших изделий с четкой последовательностью выполнения швейных операций.

По окончанию изучения программы учащиеся должны знать: виды ручных инструментов и оборудования для швейных и декоративно-прикладных работ; виды художественных отделок и материалов; должны уметь: планировать свою деятельность, подбирать материалы и необходимые инструменты с соблюдением ПТБ, оценивать свои умения и контролировать ход действий, самостоятельно выполнять художественную отделку изделия по выбору, определять и исправлять дефекты в изделии, освоить основные приемы работы на швейной машине.





Список литературы.

1. Глинская Е.В. «Азбука вышивания». 2000.

2. Максимова М.В. Вышивка. ЗАО «Эксмо». 1996.

3. Нагибина М.И. Чудеса из ткани своими руками. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль. 1997.

4. Нагибина М.И. Плетение для детворы из ниток, прутьев и коры. 1997.

5.Скопцова М.И. Технология. Учебное пособие для учениц 5-8х классов. Ростов-на Дону. «Феникс». 1997.

6. Червякова В.Н. Технология обработки ткани. 1997.



© 2010-2022