Рабочая программа по истории 10 класс

Программа  построена  с  учетом  принципов  системности,  научности  и доступности,  а  также  преемственности  и  перспективности  между  различными разделами курса. Рабочая программа представляет собой целостный документ, включающий разделы: 1) пояснительная записка, 2) содержание рабочей программы, 3) описание места учебного предмета в учебном плане, 4)  учебно-тематический план, 5)  требования к уровню подготовки учащихся (выпускников) 6) перечень объектов и средств материально-технического ...
Раздел Технология
Класс 10 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рабочая программа по истории 10 класс



Департамент образования

администрации города Липецка


МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 23

имени С.В. ДОБРИНА города ЛИПЕЦКА


РАССМОТРЕНО

на заседании методического совета

МАОУ СОШ №23

г. Липецка Протокол №1

от 29.08.2014 года

СОГЛАСОВАНО

заместитель директора

__________Г.В. Зыкова 29.08.2014 года

УТВЕРЖДЕНО

приказом директора МАОУ СОШ №23

г. Липецка

№262 от 29.08.2014 года


Рабочая программа учебного предмета

«История»

для учащихся 10А класса

на 2014/2015 учебный год

Разработчик программы

к УМК под редакцией А.Н.Сахарова, Н.В.Загладина

«История с древнейших времен доконца XIX века»

Чеботарева Л.Е., учитель истории и обществознания

высшей квалификационной категории





2014 год



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Программа построена с учетом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса. Рабочая программа представляет собой целостный документ, включающий разделы: 1) пояснительная записка, 2) содержание рабочей программы, 3) описание места учебного предмета в учебном плане, 4) учебно-тематический план, 5) требования к уровню подготовки учащихся (выпускников) 6) перечень объектов и средств материально-технического обеспечения, 7) приложение, содержащее календарно-тематическое планирование (с указанием темы каждого урока, количества часов, отведенных на изучение темы, планируемых результатов, видов, форм контроля, информационное сопровождение, даты проведения каждого урока по плану), 8) оценочные и методические материалы по предмету (приложение № 2).

Цели и задачи

Изучение истории в 10 классе направлено на обеспечение достижения учащимися результатов обучения в соответствии с требованиями ФК ГОС.

Задачи учебного предмета:

  • Воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этнонациональных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин.

  • Развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими мировоззренческими системами.

  • Овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации.

  • Формирование исторического мышления - способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности.

  • Освоение учащимися знаний об историческом пути развития России с древности до наших дней в единстве общего, особенного и единичного, конкретных фактов и целостной картины исторического процесса.

  • Выработка у учащихся исторического подхода к изучению истории, диалектического понимания многомерности и противоречивости истории.

  • Формирование убеждений и ценностных ориентаций учащихся, воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, уважения к социальным нормам, приверженности к гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции РФ.

  • Освоение системы знаний об экономической и политической деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования и самообразования.

  • Овладение умениями получать и критически осмысливать социальную информацию, анализировать, систематизировать полученные данные из разнообразных источников знаний; самостоятельно, творчески осмысливать проблемы общественного развития в прошлом и настоящем.

  • Освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимые для участия в жизни гражданского общества и государства.

  • Формирование и развитие у учащихся целостного миропонимания и современного научного мировоззрения.

  • Развитие интереса и уважения к отечественной истории и культуре, стремления сохранять и приумножать достояние страны в области материальной и духовной культуры.

  • Формирование у учащихся объективной оценки отечественной истории и её роли в современной цивилизации.

Программа разработана на основе следующих нормативных документов:

Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 23.07.2013) «Об образовании в Российской Федерации».

Приказ Минобразования РФ № 1089 от 05.03.2004 года «Об утверждении Федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (с изменениями).

Приказ Минобразования РФ от 09.03.2004 года № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (с изменениями).

Указ Президента РФ от 04.02.2010 № 271 «Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа».

Приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 года № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».

Приказ управления образования и науки Липецкой области от 23.04.2014 № 385 «О базисных учебных планах для общеобразовательных учреждений Липецкой области на 2014 - 2015 учебный год».

Основная образовательная программа среднего общего образования МАОУ СОШ №23 г.Липецка.

Положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных предметов, курсов и курсов внеурочной деятельности, дисциплин (модулей), рабочих программ для реализации индивидуальных учебных планов МАОУ СОШ №23 г. Липецка, реализующего образовательные программы общего образования (в ред. приказа директора МАОУ СОШ №23

г. Липецка от 10.01.2014 №16).

Приказ МАОУ СОШ №23 г. Липецка от 27.06.2014 года № 204 «Об утверждении плана работы, учебного плана и календарного учебного графика на 2014-2015 учебный год».

Сведения о программе

Рабочая программа по истории составлена на основе Программы под редакцией А.Н.Сахарова, Н.В.Загладина«История с древнейших времен до конца XIX века»для 10 класса общеобразовательных учреждений. - М.: «Русское слово», 2012.

Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. Программа выполняет две основные функции:

информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета;

организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.

Изменения, внесенные в рабочую программу

В содержании учебного материала курса «История» раздел «Введение. История как наука» дополнен абзацем: «Проблема достоверности и фальсификации исторических знаний».

Место и роль предмета

Историческое образование играет важную роль в формировании и развитии общеучебных умений и навыков в рамках информационно-коммуникативной деятельности, в том числе умения передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания, проводить информационно-смысловой анализ текста, использовать различные виды чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.), создавать письменные высказывания, адекватно передающие прослушанную и прочитанную информацию с заданной степенью свернутости (кратко, выборочно, полно), составлять план, тезисы конспекта. На уроках истории учащиеся могут более уверенно овладеть монологической и диалогической речью, умениями вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение), приводить примеры, подбирать аргументы, формулировать выводы. Для решения познавательных и коммуникативных задач учащимися могут использоваться различные источники информации, включая энциклопедии, словари, Интернет - ресурсы и другие базы данных, осознанно выбираться знаковые системы (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.).С точки зрения развития умений и навыков рефлексивной деятельностью важно уделить особое внимание способности учащихся самостоятельно организовывать свою учебную деятельность (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств и др.), оценивать ее результаты, определять причины возникших трудностей и пути их устранения, осознавать сферы своих интересов и соотносить их со своими учебными достижениями, чертами своей личности.

Информация о количестве учебных часов

В соответствии с учебным планом, календарным учебным графиком МАОУ СОШ № 23 г. Липецка рабочая программа рассчитана на 70 часов в год (из расчёта 2 часа в неделю). Из них на изучение всеобщей историиотводится 24 часа; на историю России - 46 часов (с древнейших времен до конца 19 в.) Оба курса изучаются интегрированно.

Формы организации образовательного процесса

Основной формой организации учебного процесса является классно-урочная система. Учебный процесс основан на видах деятельности, соответствующих целям исторического образования и психолого-возрастным особенностям учащихся 10 класса (в том числе: проводить поиск информации, устанавливать причинно-следственные связи, участвовать в дискуссиях, формулировать собственную позицию и др.). Особое внимание уделено формированию аналитических навыков и умений, умений проводить поиск информации и синтезировать ее. Разнообразны формы уроков: информативно-диалогическая лекция, проблемно-диалогическая лекция, практикум, семинар, урок-презентация и др. Предпочтительная форма организации учебного процесса - комбинированный и проблемный урок.


Технологии обучения

При изучении нового материала используются элементы технологии проблемного и модульного обучения, что позволяет развивать познавательную активность, творческую самостоятельность учащихся.

Элементы технологии развивающего обучения применяются при закреплении изученного материала и позволяют развивать личность учащегося и ее способностей.

Метод проектов используется при индивидуальной работе с учащимися, что позволяет развивать творческий потенциал ученика и делать акцент на личностно-значимую для него информацию.

Элементы технологии уровневой дифференциации используются при контроле знаний учащихся.

Механизмы формирования ключевых компетенций учащихся

Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных учебных действий и ключевых компетенций: умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность; использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа; определение сущностных характеристик изучаемых событий; умение давать развернутый ответ по теме, обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства, приводить личную оценку изучаемым событиям и фактам. В этом направлении приоритетами являются: постоянное использование межпредметных связей, повышающих научный уровень образования;использование информационно-коммуникационных технологий;организация процесса личностного осмыслением исторического опыта.В современных условиях главной задачей образования является не только получение учащимися определенной суммы знаний, но и формирование у них навыков самостоятельной работы.

Виды и формы контроля

Для контроля уровня достижений учащихся используются такие виды контроля как предварительный, текущий, тематический, итоговый.

Контроль уровня обученности осуществляется через следующие формы: тестирование; выстраивание логического ряда; составление логической цепочки; решение познавательных заданий; выполнение заданий на выявление характерных признаков, на поиск сходства и различия, на выбор критериев для сравнения; решение проблемных вопросов; устные выступления; анализ документов; выполнение заданий на работу с картой; презентация; работа в группе; работа в паре; составление исторических прогнозов; составление обобщающей таблицы; составление схемы; составление тезисного плана.Тему завершают уроки, позволяющие обобщить и систематизировать знания, а также применить полученные знания на практике.

Промежуточная аттестация по итогам учебного периода - контроль результативности обучения учащегося, осуществляемый по окончании триместра на основе результатов текущего контроля.

Периоды промежуточной аттестации устанавливаются календарным учебным графиком.

Промежуточная аттестация учащихся по итогам учебного года - вид внутреннего контроля качества образования, проводимого учреждением, в результате которого фиксируется уровень освоения учащимися определенной части образовательной программы (курса, т.п.) и принимается административное решение о возможности получать образование на следующем уровне обучения в данном образовательном учреждении (приказ о переводе в следующий класс, о повторном обучении, о переводе в следующий класс условно).

Промежуточная аттестация учащихся проводится по окончании учебного года в соответствии с локальным актом учреждения. Оценочные и методические материалы по предмету представлены в Приложении № 2 к рабочей программе.

Планируемый уровень подготовки учащихся на конец учебного года, результаты изучения учебного предмета «История» приведены в разделе

«Требования к уровню подготовки учащихся 10 класса».

Рабочая программа составлена к учебнику:

А.Н. Сахаров, Н.В.Загладин «История с древнейших времен до конца XIXвека» - М.: «Русское слово», 2014.






СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА КУРСА «ИСТОРИЯ»

(70 часов)

Раздел 1. Пути и методы познания истории (2ч)

Характерные черты исторической науки на ранних стадиях её развития. Религиозно-мистические взгляды на историю, становление и развитие материалистического мировоззрения.Теории исторического развития.Подходы к периодизации всемирной истории. Этапы человеческого развития. Природное и социальное в человеке и человеческом сообществе первобытной эпохи. Современные научные концепции происхождения человека и общества.

Проблема достоверности и фальсификации исторических знаний.

Знать/понимать: История в системе гуманитарных наук.Фальсификация исторических знаний.

Уметь объяснять: Основные концепции исторического развития человечества: историко-культурологические (цивилизационные) теории, формационная теория, теория модернизации, опасность фальсификации исторических знаний.

Раздел 2. От первобытной эпохи к цивилизации (4 ч)

Особенности становления и развития российской цивилизации. Роль и место России в мировом развитии: история и современность. Источники по истории Отечества.Народы и древнейшие государства на территории России. Природно-климатические факторы и особенности освоения территории Восточной Европы и Севера Евразии. Стоянки каменного века. Переход от присваивающего хозяйства к производящему. Скотоводы и земледельцы. Появление металлических орудий и их влияние на первобытное общество.Великое переселение народов и его влияние на формирование праславянского этноса. Место славян среди индоевропейцев. Восточнославянские племенные союзы и их соседи: балтийские, угро-финские, тюркоязычные племена. Занятия, общественный строй и верования восточных славян. Усиление роли племенных вождей, имущественное расслоение.Восточнославянские племенные союзы и их соседи: балтийские, угро-финские, тюркские племена. Тюркский каганат. Волжская Булгария. Хазарский каганат. Борьба восточных славян с кочевыми народами Степи, аварами и хазарами. Занятия, общественный строй и верования восточных славян. Усиление роли племенных вождей, имущественное расслоение. Переход от родовой к территориальной общине. Освоение человеком восточных и северных регионов Евразии. Великое оледенение. Природно-климатические факторы и особенности освоения территории Восточной Европы, Севера Евразии, Сибири, Алтайского края и Дальнего Востока. Стоянки каменного века. Переход от присваивающего хозяйства к производящему. Скотоводы и земледельцы. Появление металлических орудий и их влияние на первобытное общество.Признаки государства. Формирование индо-буддийской и китайско-конфуцианской цивилизаций. Социальные нормы и духовные ценности в древнеиндийском и древнекитайском обществе. Философское наследие Древнего Востока. Возникновение религиозной картины мира. Политические признаки цивилизаций Древнего Востока.Античные цивилизации Средиземноморья. Полисная политико-правовая организация и социальная структура. Греко-персидские войны.Римская республика и империя. Римское право. Демократия и тирания. Менталитет и ментальность. Становление иудео-христианской духовной традиции, ее религиозно-мировоззренческие особенности. Ранняя христианская церковь. Философское наследие Древней Греции и Рима.

Знать/понимать:Современные научные концепции происхождения человека и общества. Природное и социальное в человеке и человеческом сообществе первобытной эпохи. Расселение древнейшего человечества. Формирование рас и языковых семей.

Уметь объяснять: Неолитическая революция. Изменения в укладе жизни и формах социальных связей. Родоплеменные отношения.Языковые семьи. Индоевропейцы. «Великое переселение народов». Дискуссии о прародине славян. Города-государства Северного Причерноморья. Скифы и сарматы.Предпосылки возникновения государства, материальная культура, социальная структура.

Раздел 3. Русь, Европа и Азия в средние века (20 ч)

Феодализм как общественно-политический строй.Возникновение исламской цивилизации. Социальные нормы и мотивы общественного поведения человека в исламском обществе.Социокультурные особенности арабского и тюркского общества. Христианская средневековая цивилизация в Европе. Складывание западноевропейского и восточноевропейского регионов цивилизационного развития.Культурное и философское наследие европейского Средневековья. Становление и развитие сословно-корпоративного строя в европейском средневековом обществе.Традиционное (аграрное) общество на Западе и Востоке: особенности социальной структуры, экономической жизни, политических отношений. Конфликт цивилизаций. Кризис европейской цивилизации в ХIV-ХV веках.Расхождение путей исторического развития стран Европы и Азии. Изменения в мировоззрении европейцев. Консерватизм азиатских государств.

Возникновение исламской цивилизации. Социальные нормы и мотивы общественного поведения человека в исламском обществе.Социокультурные особенности арабского и тюркского общества. Исламская духовная культура и философская мысль в эпоху Средневековья.

Уметь объяснять:Христианская средневековая цивилизация в Европе. Складывание западноевропейского и восточноевропейского регионов цивилизационного развития. Социокультурное и политическое влияние Византии. Особенности социальной этики, отношения к труду и собственности, правовой культуры, духовных ценностей в католической и православной традициях.

Становление и развитие сословно-корпоративного строя в европейском средневековом обществе. Феодализм как система социальной организации и властных отношений. Образование централизованных государств. Роль церкви в европейском обществе. Культурное и философское наследие европейского Средневековья.

Традиционное (аграрное) общество на Западе и Востоке: особенности социальной структуры, экономической жизни, политических отношений. Динамика развития европейской средневековой цивилизации. Социально-политический, религиозный, демографический кризис европейского традиционного общества в XIV-XV вв. Предпосылки модернизации.

Происхождение государственности у восточных славян. «Повесть временных лет». Возникновение Древнерусского государства. Новгород. Происхождение слова «Русь». Начало династии Рюриковичей. Дань и подданство. Князья и их дружины. Вечевые порядки. Торговый путь «из варяг в греки». Походы на Византию. Принятие христианства. Развитие норм права на Руси. Категории населения. Княжеские усобицы.Развитие норм права. «Русская Правда». Категории населения. Этнический состав древнерусского общества. Закрепление «лествичного» (очередного) порядка наследования власти. Княжеские усобицы.Христианская культура и языческие традиции Руси. Контакты с культурами Запада и Востока. Влияние Византии. Монастырское строительство. Культура Древней Руси как один из факторов образования древнерусской народности.

Знать/понимать:Возникновение государственности у восточных славян. «Повесть временных лет». Дискуссия о происхождении Древнерусского государства и слова «Русь». Начало династии Рюриковичей. Дань и подданство. Князья и дружина. Вечевые порядки. Киев и Новгород - два центра древнерусской государственности.

Уметь объяснять:Дискуссии историков об уровне социально-экономического развития Древней Руси. Международные связи Древней Руси. Торговый путь «из варяг в греки». Военные походы русских князей.

Принятие христианства на Руси. Роль церкви в истории Древней Руси. Христианская культура и языческие традиции. Влияние на Русь Византии и народов Степи. Культура Древней Руси как один из факторов образования древнерусской народности. Происхождение славянской письменности. Древнерусские монастыри как центры культуры.

Причины распада Древнерусского государства. Усиление экономической и политической самостоятельностирусских земель. Крупнейшие земли и княжества Руси в XII - начале XIII вв. Монархии и республики. ПравославнаяЦерковь и идея единства Русской земли. Русь и Степь. Расцвет культуры домонгольской Руси. Образование Монгольского государства. Первые завоевания монголов. Нашествие на Русь. Образование Золотой Орды и ее социально-политический строй. Система управления завоеванными землями. Русь и Орда. Принятие Ордой ислама. Влияние монгольского завоевания и Орды на культуру Руси. Дискуссии о последствиях монгольского завоевания для русских земель. Начало возрождения Руси. Внутренние миграции населения. Колонизация Северо-Восточной Руси. Восстановление экономики русских земель. Формы землевладения и категории населения. Роль городов в объединительном процессе. Церковь и консолидация русских земель.

Зарождение национального самосознания на Руси. Великое княжество Московское в системе международных отношений. Разгром Тимуром Золотой Орды и поход на Русь. Начало распада Золотой Орды. Культурное развитие русских земель и княжеств в конце XIII - середине XV вв. Влияние внешних факторов на развитие русской культуры. Формирование русского, украинского и белорусского народов. Москва как центр развития культуры великорусской народности. Возрождение традиций храмового строительства. Расцвет древнерусской иконописи. Создание русского иконостаса.

Начало возрождения Руси. Внутренние миграции населения. Восстановление экономики русских земель.Формы землевладения и категории населения. Роль городов в объединительном процессе.Борьба за политическую гегемонию в Северо-Восточной Руси. Политические, социальные, экономические итерриториально-географические причины превращения Москвы в центр объединения русских земель. Взаимосвязьпроцессов объединения русских земель и борьбы против ордынского владычества. Зарождение национальногосамосознания на Руси.

Великое княжество Московское в системе международных отношений. Начало распада Золотой Орды.Образование Казанского, Крымского, Астраханского ханств. Закрепление католичества как государственнойрелигии Великого княжества Литовского. Автокефалия Русской Православной Церкви.

Культурное развитие русских земель и княжеств в конце XIII - середине XV вв. Влияние внешних факторовна развитие русской культуры. Формирование русского, украинского и белорусского народов. Москва как центрразвития культуры великорусской народности.

Знать/понимать:Причины распада Древнерусского государства. Усиление экономической и политической самостоятельности русских земель. Политическая раздробленность на Западе и Востоке Европы: общее и особенное. Крупнейшие земли и княжества Руси в XII - начале XIII вв. Монархии и республики. Княжеская власть и боярство. Православная Церковь и идея единства Русской земли. «Слово о полку Игореве». Русь и Степь. Культурадомонгольской Руси. Региональные особенности культурного развития.

Уметь объяснять:Экспансия с Запада и ее место в истории народов Руси и Прибалтики. Борьба с крестоносной агрессией.Образование Великого княжества Литовского. Русские земли в составе Великого княжества Литовского. Влияние внешнеполитического фактора на выбор путей развития Руси.Образование Монгольского государства. Нашествие на Русь. Включение русских земель в монгольскуюсистему управления завоеванными землями. Золотая Орда. Принятие Ордой ислама. Роль монгольского завоевания вистории Руси. Экспансия с Запада. Борьба с крестоносной агрессией. Русские земли в составе Великого княжестваЛитовского.

Раздел 4. Россия и мир на рубеже нового времени

(конец ХV - ХVII вв.) (11 ч)

Завершение объединения русских земель и образование Российского государства. Особенности процессаскладывания централизованного государства в России. Свержение золотоордынского ига. Изменения в социальнойструктуре общества и формах феодального землевладения. Формирование новой системы управления страной. Рольцеркви в государственном строительстве. «Москва - третий Рим».Установление царской власти и ее сакрализация в общественном сознании. Складывание идеологиисамодержавия. Реформы середины XVI в. Создание органов сословно-представительной монархии. Развитиепоместной системы. Установление крепостного права. Опричнина. Учреждение патриаршества. Расширениетерритории России в XVI в. Рост международного авторитета Российского государства.Расширение территории России в XVI в.: завоевания и колонизационные процессы. Ливонская война.государства во второй половине Особенности культурного развития в условиях укрепления централизованного государства и утверждения самодержавия. «Ренессансные» тенденции в русском искусстве. Новые формы зодчества. Расцвет русской фресковой живописи. Развитие «книжного дела» на Руси. «Великие Четьи-Минеи» митрополита Макария. «Домострой»: патриархальные традиции в быте и нравах. Крестьянский и городской быт.

Причины и характер Смуты. Пресечение правящей династии. Боярские группировки. Обострение социально-экономических противоречий. Борьба против агрессии Речи Посполитой и Швеции. Национальный подъем в России.Восстановление независимости страны.

Земский собор 1613 г. и восстановление самодержавия. Первые Романовы. Расширение территорииРоссийского государства в XVII в. Вхождение Левобережной Украины в состав России. Освоение Сибири. УчастиеРоссии в войнах в XVII в.Юридическое оформление крепостного права. Новые явления в экономике: начало складываниявсероссийского рынка, образование мануфактур. Развитие новых торговых центров. Социальные движения в Россииво второй половине XVII в. Церковный раскол и его значение. Старообрядчество.

Культура народов Российского государства во второй половине XV-XVII в. вв. Усиление светских элементовв русской культуре. Новые формы зодчества. Расцвет русской живописи и декоративно-прикладного искусства.Начало книгопечатания и распространение грамотности. Зарождение публицистики. Славяно-греко-латинскаяакадемия. «Домострой»: патриархальные традиции в быте и нравах. Крестьянский и городской быт.Особенности русской традиционной (средневековой) культуры. Формирование национального самосознания.Дискуссия о предпосылках преобразования общественного строя и характере процесса модернизации в России.

Знать/понимать:Завершение объединения русских земель и образование Российского государства. Особенности процесса складывания централизованных государств в России и в странах Запада. Свержение золотоордынского ига. Формирование новой системы управления страной и развитие правовых норм. Роль церкви в государственном строительстве. Борьба «иосифлян» и «нестяжателей». «Москва - третий Рим». Ереси на Руси.

Установление царской власти и ее сакрализация в общественном сознании. Складывание идеологии самодержавия. Реформы середины XVI в. Создание органов сословно-представительной монархии. Дискуссия о характере опричнины и ее роли в истории России. Учреждение патриаршества.

Уметь объяснять:Многонациональный характер русского централизованного государства. Изменения в социальной структуре общества и формах феодального землевладения во второй половине XV - конце XVI вв. Развитие поместной системы. Города, ремесла, торговля в условиях централизованного государства. Установление крепостного права. Роль свободного крестьянства и казачества во внутренней колонизации страны.

Раздел 5. Россия и мир в эпоху зарождения индустриальной цивилизации (33 ч)

Петровские преобразования. Реформы армии и флота. Создание заводской промышленности. Политикапротекционизма. Новая система государственной власти и управления. Провозглашение империи. Превращениедворянства в господствующее сословие. Особенности российского абсолютизма. Россия в период дворцовыхпереворотов. Расширение прав и привилегий дворянства. Просвещенный абсолютизм. Законодательное оформлениесословного строя.Попытки укрепления абсолютизма в первой половине XIX в. Реформы системы государственного управления.Победа в Северной войне и превращение России в мировую державу. Россия в период дворцовых переворотов. Борьба дворцовых группировок за власть. Расширение прав и привилегий дворянства. Развитие системы крепостничества. Законодательное оформление сословного строя. Восстание Е.Пугачева. Зарождение антикрепостнической идеологии. Масонство.

Просвещенный абсолютизм: идеология и политика. Рост оппозиционных настроений в обществе. Движение декабристов. Оформление российской консервативнойидеологии. Теория «официальной народности». Славянофилы и западники. Русский утопический социализм.Особенности экономического развития России в XVIII - первой половине XIX в. Развитие капиталистическихотношений. Начало промышленного переворота. Формирование единого внутреннего рынка. Изменение социальной структуры российского общества. Сохранение крепостничества в условиях развертывания модернизации. Разделы Польши. Расширение территории государства в XVIII - середине XIX Русско-турецкие войны. Участие России в антифранцузских коалициях в период революционных и наполеоновских войн. Отечественная война 1812 г. и заграничный поход русской армии. Россия в Священном союзе. Крымская война.Особенности русского Просвещения. Научно-техническая мысль и научные экспедиции. Основание Академии наук и Московского университета. Ученые общества. Создание системы народного образования. Формирование русского литературного языка. Развитие музыкально-театрального искусства. Новаторство и преемственность художественных стилей в изобразительном искусстве.

Знать/понимать:Характер петровских преобразований.Превращение России в мировую державу. Россия в войнах XVIII в. Имперская внешняя политика.

Уметь объяснять:Содержание реформ армии и флота. Политика протекционизма. Новшества в культуре и быте. Новая система государственной власти и управления. Формирование чиновничье-бюрократического аппарата. Отмена патриаршества. Провозглашение империи. Превращение дворянства в господствующее сословие. Методы проведения реформ. Оппозиция петровским преобразованиям в обществе. Дискуссия о роли петровских реформ в истории России. Особенности складывания абсолютизма в России и Европе. Роль европейского влияния в развертывании модернизационных процессов в российском обществе.

Роль России в развитии системы международных отношений в XVIII в. Россия и европейская политика «баланса сил».

Буржуазные революции XVII-XIX вв. Конституционализм. Становление гражданского общества. Идеология Просвещения. Причины и результаты войны за независимость в Северной Америке. Декларация независимости.Великая французская революция и её последствия для Европы. Кризис абсолютизма. Усиление роли техногенных факторов общественного развития в ходе модернизации. Торговый и мануфактурный капитализм. Внутренняя колонизация.Технический прогресс в Новое время. Развитие капиталистических отношений. Промышленный переворот. Капитализм свободной конкуренции. Циклический характер развития рыночной экономики.Возникновение идеологических доктрин либерализма, консерватизма, социализма, анархизма. Марксизм и рабочее революционное движение. Национализм и его влияние на общественно-политическую жизнь в странах Европы.Мировосприятие человека индустриального общества. Формирование классической научной картины мира в XVII-XIX вв. Культурное наследие Нового времени. Особенности динамики развития стран «старого капитализма». Классовая социальная структура общества в XIX в. Буржуа и пролетарии. Эволюция традиционных социальных групп в индустриальном обществе. «Эшелоны» модернизации как различные модели перехода от традиционного к индустриальному обществу.Предпосылки ускоренной модернизации в странах «второго эшелона». Эволюция системы международных отношений в конце XVII - середине XIX вв. Зарождение международного права. Роль геополитических факторов в международных отношениях Нового времени. Колониальный раздел мира. Традиционные общества Востока в условиях европейской колониальной экспансии.

Мировосприятие человека индустриального общества. Формирование классической научной картины мира в XVII-XIX вв. Культурное наследие Нового времени. Эволюция системы международных отношений в конце XV - середине XIX вв. Зарождение международного права. Роль геополитических факторов в международных отношениях Нового времени. Колониальный раздел мира. Традиционные общества Востока в условиях европейской колониальной экспансии.Попытки укрепления абсолютизма в первой половине XIX в. Реформы системы государственного управления. Систематизация законодательства. Распространение идей конституционализма. Рост оппозиционных настроений в обществе. Влияние Отечественной войны 1812 г. на общественное сознание в России. Движение декабристов и его оценки в российской исторической науке. Оформление российской консервативной идеологии. Теория «официальной народности». Славянофилы и западники. Зарождение русской геополитической школы. Русский утопический социализм. Европейское влияние на российское общество. Имперская внешняя политика России. Присоединение Кавказа. Крымская война: причины и последствия. Культура народов России в первой половине XIX в. Ученые общества. Научные экспедиции. Создание системы народного образования. Развитие русской журналистики. «Золотой век» русской поэзии. Формирование русского литературного языка. Общественная роль театрального искусства. Традиции классицизма в русской архитектуре. Романтизм и реализм в изобразительном искусстве.

Знать/понимать:Особенности экономического развития России в первой половине XIX вв. Развитие капиталистических отношений. Начало промышленного переворота. Формирование единого внутреннего рынка. Региональные особенности экономического развития. Изменение социальной структуры российского общества в условиях промышленного переворота. Противоречия новых форм экономических отношений и крепостнических порядков. Нарастание кризиса традиционного общества.

Уметь объяснять:Россия в системе международных отношений первой половины XIX в. Участие России в антифранцузских коалициях. Изменение внешнеполитической стратегии в период наполеоновских войн. Отечественная война 1812 г. и заграничный поход русской армии. Россия и создание Венской системы международных отношений. Россия в Священном союзе.

Отмена крепостного права. Аграрная, судебная, земская, военная, городская реформы 1860-х - 1870-х гг. Споры современников о значении реформ. Общественные движения в России в конце XIX в. Выступления разночинной интеллигенции. Идеология и практика народничества. Политический террор. Зарождение рабочего движения.Духовная жизнь российского общества во второй половине XIX в. Самодержавие и национальный вопрос. Реакция русского общества на польское восстание 1863 г. Политика контрреформ. Поддержка помещичьих хозяйств. Новые положения о земстве, судопроизводстве, усиление государственного контроля над высшими учебными заведениями.Возрождение национальных традиций в архитектуре и изобразительном искусстве конца XIX в. Новаторские тенденции в развитии художественной культуры. Движение передвижников. Русская пейзажная живопись. Расцвет музыкального искусства. Развитие системы образования. Научные достижения российских ученых.

Знать/понимать:Утверждение капиталистической модели экономического развития. Завершение промышленного переворота. Промышленный подъем в 1890-х гг. Создание рабочего законодательства. Сохранение остатков крепостничества. Роль общины в жизни крестьянства. Самодержавие и сословный строй в условиях модернизационных процессов.

Уметь объяснять:«Восточный вопрос» во внешней политике Российской империи. Россия и православные народы Балканского полуострова. Европейское и азиатское направления во внешней политике России в конце XIX в.







УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


Тема, раздел

Количество часов


1.

Раздел 1. Пути и методы познания истории

2

2.

Раздел 2. От первобытной эпохи к цивилизации

4

3.

Раздел 3. Русь, Европа и Азия в средние века

20

4.

Раздел 4. Россия и мир на рубеже нового времени (конец ХV - ХVII вв.)

11

5.

Раздел 5. Россия и мир в эпоху зарождения индустриальной цивилизации

33

ВСЕГО

70







требования к уровню подготовки

УЧАЩИХСЯ 10 КЛАССА

В результате изучения истории ученик должен

знать и понимать:

  • основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность и системность отечественной истории;

  • периодизацию отечественной истории;

  • современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной истории;

  • историческую обусловленность современных общественных процессов;

  • особенности исторического пути России, её роль в мировом сообществе.

уметь:

  • проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;

  • характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;

  • критически анализировать источник исторической информации (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства и цели его создания);

  • устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных событий и историческими терминами и понятиями;

  • анализировать историческую информацию, представленную в различных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);

  • извлекать из неадаптированных, оригинальных текстов знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы, исторические описания и объяснения;

  • устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений;

  • формулировать на основе приобретенных исторических знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;

  • представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, рецензии, готовить устное выступление, творческую работу по исторической тематике;

  • участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения;

  • проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;

  • критически анализировать источник исторической информации (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства и цели его создания);

  • анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);

  • различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения; устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений;

  • участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения; представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, рецензии.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • совершенствования собственной познавательной деятельности;

  • определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности;

  • критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и в массовой коммуникации; осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации;

  • соотнесения своих действий и поступков окружающих с исторически возникшими формами социального поведения;

  • ориентировки в актуальных общественных событиях и процессах, определения личной и гражданской позиции;

  • осознания себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России.

  • понимания взаимосвязи учебного предмета с особенностями профессий и профессиональной деятельности, в основе которых лежат знания по данному учебному предмету.




ПЕРЕЧЕНЬ ОБЪЕКТОВ И СРЕДСТВ

МАТЕРАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ


Для изучения курса «История »должны быть в наличии следующие объекты и средства материально-технического обеспечения:

  • учебные пособия для учебного курса «История»;

  • А.Н.Сахаров, Н.В.Загладин «История с древнейших времен до конца XIX века» - М.: «Русское слово», 2014 г.

  • ученические столы и стулья по количеству учащихся, учительский стол, шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр., настенные доски для вывешивания иллюстративного материала;

технические средства обучения (предметы и устройства, которые выполняют информационную, управляющую, тренирующую, контролирующие функции в учебно-воспитательном процессе):

  • классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, картинок;

  • демонстрационное оборудование, предназначенное для одновременной демонстрации изучаемых объектов и явлений группе обучаемых и обладающее свойствами, которые позволяют видеть предмет или явление (телевизор, видеомагнитофон, компьютер, мультипроектор, экспозиционный экран и др.);

  • вспомогательное оборудование и устройства, предназначенные для обеспечения эксплуатации учебной техники, удобства применения наглядных средств обучения, эффективной организации проектной деятельности, в т.ч. принтер, сканер.

экранно-звуковые пособия, передающие содержание образования через изображение, звук, анимацию;

дополнительные мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, интернет-ресурсы, аудиозаписи, видеофильмы, слайды, мультимедийные презентации, тематически связанные с содержанием курса;

библиотечный фонд (книгопечатная продукция):

  • учебно-методические комплекты, обеспечивающие изучение/преподавание учебного курса «История» (комплексная программа, учебные пособия для учащихся, методическая литература для учителя и др.);

  • нормативные документы, регламентирующие взаимоотношения государства и религиозных организаций, а также отражающие правовые основы изучения в учреждениях системы общего образования основ религиозных культур и светской этики;

  • специальные дополнительные пособия для учителей и литература, предназначенная для оказания им информационной и методической помощи, научно-популярные книги, содержащие дополнительный познавательный материал развивающего характера по различным темам курса;

  • энциклопедическая и справочная литература;

  • печатные пособия, в т.ч. картографические издания, иллюстративные материалы, включая портреты выдающихся людей России;

  • комплект таблиц по всему курсу истории;

  • комплект исторических карт по всему курсу истории.












ЛИТЕРАТУРА

1. А.Н. Сахаров, Н.В.Загладин «История с древнейших времен до конца XIX века» - М.: «Русское слово», 2014;

2. Карты, схемы, таблицы периода всеобщей истории;

3. Карты, схемы, таблицы по истории России IX - XIX вв.


© 2010-2022