Открытый урок по технологии 5 класс Снятие мерок для построения чертежа фартука

Раздел Технология
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Чернская средняя общеобразовательная школа №1» р.п. Чернь

Чернского района Тульской области


СЦЕНАРИЙ УРОКА


ФИО: Тинякова Юлия Александровна

Место работы: МКОУ «Чернская СОШ №1»

Должность: учитель технологии

Предмет: технология

Класс: 5

Тема и номер урока в теме: Снятие мерок для построения чертежа выкройки фартука (2 урока)

Базовый учебник: Технология. Технологии ведения дома: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений Н.В./Синицина,В.Д. Симоненко.-М.:Вентана-Граф, 2012.

Цели урока:

Предметные

  • научить правильному измерению фигуры человека;

  • показать необходимость учета особенностей телосложения и облика человека в целом;

Метапредметные

  • развивать у школьников пространственные представления о линиях, мысленно проводимых на фигуре человека через ориентирные точки;

  • научить определять положение этих линий по отношению друг к другу (снимать мерки);

  • научить составлять описание модели фартука;

Личностные:

  • Реализация творческих способностей, пространственного воображения, эстетического вкуса, аккуратности и внимательности в работе;

  • Развитие речи, мышления, памяти, коммуникативных навыков, взаимного сотрудничества;

  • Формирование сознательного подхода к выбору профессии.

Тип урока: Урок открытия новых знаний

Формы работы учащихся: Фронтальная, групповая, индивидуальная.

Методы обучения:

Формы организации познавательной деятельности учащихся: рассказ, беседа с использованием проблемных и репродуктивных вопросов, обучение через деятельность, демонстрация, самостоятельная работа, практическая работа.

Инструменты и материалы (для учащихся):рабочая тетрадь, сантиметровая лента, линейка, карандаш, карточки с тестовыми заданиями,, составленные по электронному практическому модулю «История фартуков».

Необходимое техническое оборудование: ПК, (подключенный к сети Интернет), мультимедийный проектор, экран, установленное на компьютере специальное программное обеспечение - проигрыватель ресурсов для воспроизведения учебного модуля.




СТРУКТУРА И ХОД УРОКА


Этап урока

Действия учителя

Действия учащихся

УУД

Мотивация к деятельности

Цель этапа: организовать направленное внимание на начало урока;

проверка готовности рабочих мест;

создание положительного настроя учащихся на урок

Слайд 1 - Здравствуйте. Рада встрече с вами. Сегодня на занятии присутствуют все? Спасибо. Сегодня наш урок пройдёт в дружеской атмосфере. Прежде, чем начать урок, мне бы хотелось, чтобы вы настроились на работу. Слайд 2 Внимание на экран. Выберете (про себя) тот кружочек, который вам больше всего понравился и подходит под ваше настроение.

Теперь, поднимите руки те, кто выбрал зеленый кружочек. Вас ожидает успех на сегодняшнем занятии.

Поднимите руки те, кто выбрал красный кружочек. Вы желаете учиться.

Желтый кружочек - проявят активность.
Синий - будут настойчивы.

Слайд № 2

Подготовка класса к работе. Включаются в урок, во взаимодействие с учителем.

Коммуникативные

  • умение включиться в урок, во взаимодействие с учителем

Повторение изученного материала

Цель этапа:

Сконцентрировать внимание на основных понятиях изученного материала прошлого урока.

- На прошлом уроке мы с вами познакомились с историей фартуков, рабочими фартуками людей самых разных старинных и современных профессий, в том числе и государственных деятелей. Сегодня я предлагаю закрепить материал с помощью тестирования.

fcior.edu.ru/card/21204/istoriya-fartukov-prakticheskaya-rabota.html

Выполняют тестовое задание (компютерах). Результаты тестата записывают в тетрадь

Познавательные

  • Мотивационная основа учебной деятельности;

анализ, сравнение, обобщение.

Целеполагание и мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

2 -3 мин.

Постановка проблемной ситуации при повторении изученного материала

Цель этапа:

подвести детей к самостоятельной постановке познавательной цели.

Слайд 3 Давайте вспомним пословицы: Семь раз отмерь - один раз отрежь. Кроить - не шить, после не распорешь. Как вы понимаете эти пословицы?


Как вы думаете, какие специалисты участвуют в изготовлении одежды (будь то фартук или другая одежда)?

- Что необходимо знать специалисту, чтобы сделать чертеж и выкройку?

Как вы думаете, какая тема нашего урока? Учитель уточняет ответы детей и формулирует тему урока.

Слайд 4 Тема урока «Снятие мерок»

- Вы уже догадались, что нам с вами предстоит научиться шить кухонный фартук. Для этого мы с вами должны научиться делать выкройку (как это делает художник-конструктор). Чтобы сделать выкройку, нам необходимо снять мерки.

Вы знаете, как правильно снимать мерки с человека?

- Какие инструменты нам понадобятся для этого?

- Давайте с вами попробуем сформулировать цель сегодняшнего урока , которую необходимо достичь в процессе изучения данной темы и построить план нашего сегодняшнего урока

Слайд 5

Предполагаемые ответы: Сначала хорошо подумай, а потом говори; проверь работу, а потом отрезай. Во время раскроя надо быть очень внимательным, так как после вырезания деталей уже трудно будет исправить ошибки.

- Портные

-Художник-модельер, художник-конструктор, швея

-Мерки человека, на которого шьется одежда

Пытаются формулировать тему, цель и план урока.

- Сантиметровая лента

- Правила снятия мерок с фигуры человека для построения чертежа выкройки фартука.

-нет

Пытаются формулировать цель и план урока.

Познавательные

  • формирование логических действий

Регулятивные

  • Целеполагание, как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что известно, и того, что неизвестно.

Коммуникативные:

  • умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Личностные

умение сотрудничать в совместном решении проблемы.

Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

7 -8 мин.

Вы сегодня знакомитесь с новым для вас приспособлением - сантиметровой лентой

  • Ребята, давайте выясним - у Вас одежда одного размера или нет? Как определить ваш размер?

  • С помощью сантиметровой ленты мы можем узнать свой размер.

  • Давайте проведем эксперимент, разделитесь на пары и с помощью сантиметровой лены узнайте свой размер одежды

ПРОБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ.

Задание: Измерьте себя и определите свой размер?

У кого какие результаты?

Кому удалось, а кому

нет справиться с заданием?

Подумайте.

В каком месте испытали затруднения и почему?

Снимают мерки и записывают результат. Испытывая при этом затруднения

1-й шаг я не знаю?

2-й шаг - Сама постараюсь определить

извлекают необходимую информацию из беседы с учителем (П);

логические - дополняют и расширяют имеющиеся знания по изучаемой теме. (П);

осознают свои возможности в учении. (Л);

научатся вступать в речевое общение,

выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; слушать друг друга (Л);

планирование последовательности действий) (Р)

контроль- нахождение отличий своего результата с заданным эталоном; коррекция-внесение необходимых дополнений и корректив в план (Р),

сотрудничество с учителем и сверстниками (К

5.Выявление места и причины затруднения.

5 -6 мин.

Побуждает учащихся к теоретическому объяснению фактов, противоречий между ними. Стимулирует участие всех детей в поисковой деятельности.

Формулирует обобщенные вопросы.

В каком месте испытали затруднения и почему?

ЗАТРУДНЕНИЕ

Я не знаю правильного снятия и обозначения мерок.

Я не знаю правила определения линий.

Построение

проекта выхода

из затруднения

Цель этапа:

обеспечение восприятия, осмысления нового материала

- Для того, чтобы выяснить все правила снятия мерок с фигуры человека, я предлагаю отправиться в мастерскую катушечки….

Ни какие измерения мы не сможем сделать, если не будем знать основные условные линии фигуры человека.

Слайд 7

Представим себе реку с гладкой поверхностью воды. Из воды на берег выходит девочка- линия воды находится на пересечения основания шеи и линии плеча.

Как называется данная линия …

Девочка остановилась, когда вода дошла до передних углов подмышечных впадин - эта линия называется…

Потом вода дошла до самого узкого места фигуры и эта линия…

и ниже на 12 - 14 см. ниже линии талии будет располагаться линия …

На уровне середины колена проходит линия …

Мерки снимаемые по линиям записываются знаками.

Слайд 9 Условные обозначения мерок

Чтобы узнать по подробней, как правильно снимать мерки с фигуры человека, мы посмотрим информационный модуль в катушечной мастерской, обсудим материал, отвечая на поставленные в нем вопросы и запишем термины в рабочую тетрадь.

fcior.edu.ru/card/21025/shem-fartuk-izmerenie-figury-cheloveka-dlya-postroeniya-chertezha-fartuka.html

Просматривают информационный электронный модуль, отвечая на вопросы. Записывают основные понятия в тетрадь.

Линия плеча

Линия груди

Линия таллии

Линия бедер

Линия колена

Дети думают, высказывают различные мнения, анализируют.

Коммуникативные:

  • умение выражать свои мысли и аргументировать свой ответ;

  • осваивать культуру общения, слушать товарища.

Познавательные:

  • постановка и решение проблемы.

Личностные

  • учиться понимать точку зрения другого.

Физкультминутка

Цель этапа: снятия напряжения и усталости глаз на начальном этапе утомления.

Предлагает выполнить задания (гимнастика для глаз) для положительного эмоционального фона на уроке.

Слайд № 11-24

Выполняют гимнастику для глаз под музыкальное сопровождение.

Коммуникативные осуществление совместной двигательной деятельности в группе.

Первичное закрепление изученного материала

Цель этапа:

усвоение учащимися знаний по теме

- Для того, чтобы закрепить все правила снятия мерок с фигуры человека, которые вы сегодня узнали, предлагаю выполнить контрольное задание.

fcior.edu.ru/card/20899/shem-fartuk-pravila-snyatiya-merok-kontrolnye-zadaniya.html


Выполняют контрольное задание (открывают ноутбуки и выполняют тестовую работу).

Проводят коррекцию ошибок при проверки заданий.

Коммуникативные

  • умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

  • осваивать культуру общения, слушать товарища.

Личностные

умение определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила.

Применение знаний и формирование умений и навыков

Практическая работа «Снятие мерок для построения чертежа выкройки фартука».

Цель этапа: закрепить полученные знания (применение нового знания в задании)

- Ребята, где шьют одежду?

Сейчас мы с вами отправимся в ателье по пошиву одежды. Каждый из вас будет в роли заказчика и приемщика заказа. Для этого вы разбиваетесь на пары. Сначала 1 ученик снимает мерки (приёмщик заказа) со второго (заказчик) и записывает их в тетрадь в виде таблицы, затем меняемся ролями. Слайд 26-29

И на последок….

Чтобы узнать свой размер нужно Слайд 30

ОГ : 2 = размер одежды

Предполагаемый ответ:

- Ателье


Самостоятельная работа учащихся

Коммуникативные:

  • строят речевое высказывание, сравнивая его с эталоном

Регулятивные:

  • контроль, коррекция, оценка - выделение и осознание усвоенного материала.

Личностные

учиться понимать точку зрения другого,

работая в группе.

Постановка домашнего задания

К следующему уроку повторить основные понятия и термины связанные с темой «Снятие мерок для построения чертежа фартука». Слайд 33.§ 15, задание 15, п. 2,3. Снимите мерки с родственников и определите их размер. Принести: чертёжные инструменты (карандаш, линейку (мм), ластик), бумагу для выполнения чертежа.

Выставление оценок.

Записывают домашнее задание.

Рефлексия учебной деятельности на уроке

Цель этапа: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности

- Вы прекрасно сегодня поработали, и думаю, узнали много нового. Посмотрите на экран, выберите тот цвет и запись в нем, который больше всего подходит к вам. (Детям предлагается поднять руки, кто выбрал красный кружок, синий, зеленый и желтый.) А теперь предлагаю высказаться одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на слайде.

Слайд 31- 32


Осуществляют самооценку, формулируют конечный результат.



Регулятивные

  • умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей

  • умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию

  • подведение итогов своей познавательной, учебной, практической деятельности.


© 2010-2022