Рабочая программа по столярному делу (6 класс)

Раздел Технология
Класс 6 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ГОУ ТО «Новогуровская школа для обучающихся

с ограниченными возможностями здоровья»

Согласовано Утверждено

«____» ____________2015 г. Директор школы

Зам. директора по УВР _________________ Н.Я. Коврижко

__________Л. В. Сверчкова Приказ №___ от «___»______2015 г.



АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА


по столярному делу

для 6 класса

на 2015 - 2016 уч. г.




учитель Ершов Евгений Алексеевич




Принята решением педагогического совета

Протокол №1 от 28.08.2015 г.



Рассмотрена на заседании МО трудового обучения

протокол №1 от 26.08.2015 г.

Руководитель МО Т.В. Захарченко /________________

(подпись)

пос. Новогуровский


2015

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Адаптированная основная образовательная программа составлена на основе программы специальных коррекционных образовательных учреждений VIII вида 5-9 классы под редакцией В.В. Воронковой, Сб2 (Гуманитарный издательский центр «Владос», Москва, 2012г.).

Основными законодательными актами являются:

  • Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ст.12, ст.13)

  • Закон Тульской области от 30.09.2013 №1989-ЗТО «Об образовании»

  • Приказ департамента образования Тульской области «Об утверждении примерных учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений I - VIII видов Тульской области» от 23.07.2009 г. №1035.

  • Локальный уровень законодательства представлен Уставом школы (Приказ Министерства образования Тульской области от 19.06.2015г. №1450),

  • Положение об адаптированной основной образовательной программе по столярному делу от 28.08.2015г. (протокол №1).

Цель программы - подготовить учащихся к самостоятельному труду по специальности столярное дело, поступлению в профессиональные учебные учреждения соответствующего типа и профиля.

Изучение предмета направлено на достижение следующих задач:

· освоение учащимися профессий столяра и плотника;

· формирование доступных школьникам технических и технологических знаний,

выполнение элементарных видов работ;

планирование последовательности действий;

· развитие у учащихся общетрудовых умений, умений ориентироваться в трудовом задании;

· воспитание у учащихся устойчивого положительного отношения к труду.

Общая характеристика предмета

Программа включает в себя основные теоретические сведения, практические работы.

Основной формой обучения является учебно-практическая деятельность учащихся. Приоритетными методами являются учебно-практические работы, которые применяются в сочетании с записями в тетрадь определенных правил, зарисовками, упражнениями и другими видами работ.

Преобладающей формой текущего контроля выступают практические, проверочные работы.

Программа рассчитана на профориентацию учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида.

При составлении программы учтены принципы повторяемости пройденного учебного материала и постепенности ввода нового.

Преподавание базируется на знаниях, получаемых учащимися на уроках естествознания, истории и других предметов.

В процессе обучения школьники знакомятся с разметкой деталей, пилением, строганием, сверлением древесины, креплением деталей в изделиях и украшением их; приобретают навыки владения столярными инструментами и приспособлениями, узнают правила ухода за ними; некоторые из инструментов и приспособлений изготавливают сами. Кроме того, ребята учатся работать на сверлильном и токарном станках, применять лаки, клеи, краски, овладевают навыками правильности выполнения трудовых операций. Оценка результатов своей и чужой работы также входит в программу обучения.

Большое внимание уделяется технике безопасности, эстетическому воспитанию (тема «Художественная отделка столярного изделия»), что способствует физическому и интеллектуальному развитию подростков с ОВЗ.

Описание места учебного предмета в учебном плане

Данная рабочая программа рассчитана на 272 часа (по 8 часов в неделю).

Для реализации Рабочей программы используется учебно-методический комплект, включающий:

Программа для 5-9 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида - Москва «ВЛАДОС», 2012.

Журавлев, Б. А. Столярное дело : учеб. пособие для учащихся вспомогательной школы /Б. А. Журавлев. - Москва «Просвещение», 1992.

Черчение, как учебный предмет, имеющий прикладной характер, включено в курс трудовой подготовки.

Основные межпредметные связи

При подборе учебного материала используется разноуровневый подход к учебным возможностям обучающихся, тесная связь уроков трудового обучения с математикой, жизнью, с другими учебными предметами.

Данная программа содержит материалы, необходимые для социальной адаптации обучающихся. Особое внимание обращено на коррекцию высших психических функций в процессе овладения учебным предметом.





Цели изучения курса

Компетенции

Общеучебные

Знать:

правила безопасной работы в мастерской; материалы для изготовления изделий из деталей круглого сечения; названия операций по изготовлению изделия; правила подбора материала; правила безопасной работы при пилении; правила безопасной работы при строгании, пилении; правила нахождения центра квадрата, прямоугольника; правила безопасной работы при зачистке и шлифовании изделия;

виды, устройство, назначение столярного рейсмуса; приемы работы рейсмусом; последовательность строгания прямоугольной заготовки;

назначение и виды резьбы по дереву; материал для резьбы, инструменты;

способы нанесения рисунка на поверхность заготовки; правила безопасной работы при резьбе по дереву

правила безопасной работы при резьбе по дереву; приемы выполнения отделки изделия;

применение и последовательность выполнения углового концевого соединения брусков вполдерева;

названия операций по выполнению соединения; технологию выполнения углового концевого соединения вполдерева; свойства столярного клея; условия прочного склеивания деталей;

детали изделия; материалы для его изготовления;

устройство и назначение сверлильного станка; правила безопасной работы при сверлении;

суть термина диаметр; элементы спирального сверла.

инструменты для выполнения больших отверстий; приемы работы с ними; правила безопасной работы при сверлении; особенности разметки и пиления криволинейных деталей; способы разметки деталей;

правила безопасной работы стамеской; виды напильников; правила безопасной работы с ними; правила безопасной работы при зачистке поверхностей шкуркой;

виды гнезд, их назначение; последовательность долбления сквозного гнезда; правила безопасной работы с долотом; правила разметки деталей; правила безопасной работы долотом и стамеской; последовательность долбления сквозного гнезда;

виды древесных пород, их свойства; определять вид древесины; определять древесные породы по образцам древесины; сферу применения углового соединения УС-3, его элементы; что от точности выполнения разметки зависит качество соединения;

способы подгонки шипа к гнезду;

отличительные особенности углового концевого соединения на шип открытый, сквозной, одинарный УК-1; определять вид соединения по образцам и техническим рисункам; читать чертеж соединения УК-1; названия операций по выполнению соединения УК-1; последовательность выполнения соединения УК-1; правила безопасной работы при выполнении соединения;

названия элементов стамески и долота; виды абразивных материалов и приспособления для заточки;

правила безопасной работы при затачивании; способы определения качества заточки;

виды и назначение клея, его свойства; критерии выбора клея; правила безопасной работы с клеем;

Предметно-ориентированные







Уметь:

выстрогать заготовку квадратного сечения; выполнять разметку центра на торце заготовки; выполнять скругление углов заготовки сострагиванием ребер; выполнять отделку изделия;

выполнять разметку с помощью рейсмуса; выполнять разметку и выпиливание заготовки;

выполнять строгание лицевой пласти и лицевой кромки; выполнять разметку толщины бруска; выполнять разметку и отпиливание бруска в размер по длине; оценивать качество выполненной работы;

выбирать рисунок для резьбы; наносить рисунок на поверхность заготовки; выполнять резьбу (на отходах материалов); выполнять вырезание геометрического орнамента; выполнять отделку изделия одним из способов;

оценивать качество выполненной работы;

определять угловое концевое соединение вполдерева; составлять последовательность выполнения углового концевого соединения вполдерева; выполнять склеивание деталей;

выполнять технический рисунок изделия; подбирать материал для изготовления изделия; размечать шипы; выполнять подгонку соединения; выполнять склеивание подрамника, проверять качество соединения; выполнять строгание сторон и кромок подрамника;

выполнять зачистку поверхности изделия; оценивать качество готового изделия; организовывать рабочее место;

обозначать диаметр отверстия на чертеже; назначение и устройство зажимного патрона;

устанавливать сверло в патрон; подбирать сверла по диаметру; выполнять сверление на станке;

определять вид пиления по образцу; устройство и назначение выкружной пилы; правила безопасной работы; подготавливать пилу к работе; выполнять пиление по кривым линиям выкружной пилой;

ориентироваться в чертеже изделия; выполнять технический рисунок; выполнять разметку с помощью шаблона с учетом направления волокон древесины;

подготавливать пилу к работе; выпиливать детали изделия; обозначать радиус на чертеже; определять выпуклые и вогнутые кромки; выполнять строгание выпуклых кромок;

выполнять обработку кромок стамеской; обрабатывать криволинейные кромки напильником;

выполнять сборку кронштейна;

определять вид гнезда, его размеры по образцу; устройство и назначение столярного долота, правила его заточки; правила безопасной работы; выполнять разметку сквозного и несквозного гнезда; выполнять долбление гнезда; выполнять разметку сквозных гнезд; выполнять долбление сквозных гнезд; выполнять отделку изделия (зачистка шлифовальной шкуркой);

выполнять разметку шипа и гнезда; изготавливать шипы; выполнять долбление гнезда; подгонять шип к гнезду;

выполнять черновую разметку и раскрой заготовок деталей; изготавливать чистовые заготовки;

выполнять подгонку соединения, сборку изделия «насухо»; выполнять соединение брусков с подставкой ножек шурупами; собирать изделие на клею; прикрепить сиденье к под ставкам ножек;

составлять последовательность выполнения соединения УК-1 с опорой на предметно-технологическую карту;

выполнять проушины на деталях изделия;

представление об угле заточки инструментов; подбирать точильные бруски; выполнять заточку инструментов; выполнять заточку и правку лезвий инструментов;

сравнивать разные виды клея по свойствам; определять вид клея по внешнему виду и запаху; выбирать клей для конкретного изделия; изготавливать клеевой раствор, оценивать его качество; склеивать детали изделия;









Содержание программы

6 КЛАСС (272 ч)

I четверть (64 ч)

Вводное занятие. Задачи обучения, план работы на I четверть. (2 ч)

Повторение базовых знаний и умений, полученных в 5 классе.

Изготовление изделия из деталей круглого сечения (36 ч)

Изделия. Швабра. Детская лопатка. Ручка для лопатки. Грабли.

Теоретические сведения. Диагонали. Нахождение центра квадрата, прямоугольника проведением диагоналей. Материал для ручки лопаты, швабры, граблей. Правила безопасности при строгании и отделке изделия.

Практические работы. Выпиливание заготовки по заданным размерам. Выстругивание бруска квадратного сечения. Разметка центра на торце заготовки. Сострагивание ребер восьмигранника (скругление). Обработка напильником и шлифование. Проверка готовой продукции.

Строгание. Разметка рейсмусом (8 ч)

Изделие. Заготовка для будущего изделия.

Теоретические сведения. Столярный рейсмус: виды, устройство, назначение, правила безопасной работы. Лицевая сторона бруска: выбор, обозначение, последовательность строгания прямоугольной заготовки.

Умение. Работа столярным рейсмусом.

Практические работы. Измерение заготовки (определение припусков на обработку. Выбор лицевой стороны. Строгание лицевой пласти и лицевой кромки. Контроль выполнения работы линейкой и угольником. Установка рейсмуса. Разметка толщины бруска и строгание до риски.

Отпиливание бруска в размер по длине. Проверка выполненной работы.

Геометрическая резьба по дереву (10 ч)

Изделия. Учебная дощечка. Детали будущего изделия.

Теоретические сведения. Резьба по дереву: назначение, виды, материал, инструменты, геометрические узоры и рисунки. Правила безопасности при резьбе. Возможный брак при выполнении резьбы.

Умение. Вырезание треугольников. Работа с морилкой, анилиновым красителем.

Практические работы. Нанесение рисунка на поверхность заготовки. Вырезание геометрического орнамента. Отделка морилкой, анилиновыми красителями. Коллективный анализ выполненных работ.

Практическое повторение (6 ч)

Виды работы: изделия для школы.

Самостоятельная работа (2 ч)

Изготовление с ориентировкой на чертеж детской лопатки, настенной полочки.

II четверть (64 ч)

Вводное занятие (2 ч)

Задачи обучения и план работы на четверть. Правила безопасности работы в мастерской.

Угловое концевое соединение брусков вполдерева (18 ч)

Изделие. Подрамник.

Теоретические сведения. Шип: назначение, размеры (длина, ширина, толщина), элементы (боковые грани, заплечики). Основные свойства столярного клея. Последовательность подготовки клея к работе. Условия прочного склеивания деталей: плотность подгонки деталей, сухой материал, прессование, скорость выполнения операций.

Умение. Работа со столярным клеем. Выполнение соединения вполдерева.

Практические работы. Разметка и выпиливание шипов. Подгонка соединения. Нанесение клея на детали. Проверка прямоугольности соединений, прессование (установка соединения в зажимах).

Сверление (8 ч)

Теоретические сведения. Сверлильный станок: устройство, назначение. Правила безопасности при работе. Зажимной патрон: назначение, устройство. Спиральное сверло с цилиндрическим хвостовиком: элементы. Диаметры. Инструменты для выполнения больших отверстий.

Понятие диаметр отверстия. Обозначение диаметра отверстия на чертеже.

Упражнение. Работа на сверлильном станке по бросовому материалу.

Криволинейное пиление. Обработка криволинейной кромки изделия. (14 ч)

Изделие. Плечики-вешалка. Кронштейн для ампельных растений. Полочка с криволинейными деталями.

Теоретические сведения. Пила выкружная (для криволинейного пиления). Учет направления волокон древесины при разметке деталей. Исправимый и неисправимый брак при пилении.

Напильник драчёвый, виды, назначение, формы. Стальная щетка для очистки напильника.

Правила безопасной работы стамеской, напильником, шлифовальной шкуркой. Выпуклые и вогнутые кромки детали. Радиус. Обозначение радиуса на чертеже. Скругление угла. Точки сопряжения.

Умение. Работа выкружной пилой, драчевым напильником.

Практические работы. Разметка криволинейной детали по шаблону. Подготовка выкружной пилы к работе. Пиление по кривым линиям. Контроль прямоугольности пропила в направлении толщины доски. Строгание выпуклых кромок. Обработка кромок стамеской, напильником и шкуркой.

Практическое повторение (18 ч)

Виды работы. Изготовление подрамника, полочки с криволинейными деталями..

Самостоятельная работа (4 ч)

По выбору учителя два-три изделия.

III четверть (84 ч)

Вводное занятие (2 ч)

Задачи обучения и план работы на четверть. Правила безопасности работы в мастерской.

Долбление сквозного и несквозного гнезд (18 ч)

Изделия. Учебный брусок. Средник для лучковой пилы.

Теоретические сведения. Гнездо как элемент столярного соединения. Виды (сквозное и глухое), размеры (длина, ширина, глубина). Столярное долото: назначение, устройство, сравнение со стамеской, определение качества, заточка, правила безопасного пользования. Прием долбления при ширине гнезда больше ширины долота.

Брак при долблении: виды предупреждения. Установка рейсмуса для разметки гнезда. Линия невидимого контура чертежа.

Умение. Работа долотом, рейсмусом.

Практические работы. Разметка несквозного (глухого) и сквозного гнезда. Крепление детали при долблении. Последовательность долбления сквозного гнезда. Подчистка гнезда стамеской.

Свойства основных пород древесины (4 ч)

Теоретические сведения. Хвойные (сосна, ель, пихта, лиственница, кедр), лиственные (дуб, ясень, бук, клен, вяз, береза, осина, ольха, липа, тополь), породы: произрастание, свойства древесины (твердость, прочность, цвет, текстура), промышленное применение. Определение древесных пород по образцам древесины.

Угловое серединное соединение на шип одинарный сквозной УС-3 (22 ч)

Изделия. Скамейка. Подставка под цветочные горшки.

Теоретические сведения. Соединения УС-3: применение, элементы (торцевая грань шипа, заплечики, боковые грани шипа, толщина, ширина, длина шипа; глубина, стенки проушины).

Зависимость прочности соединения от плотности подгонки деталей. Пилы для выполнения шиповых соединений. Значение лицевых сторон деталей при сборке изделия. Правила безопасности при обработке шипа и сборке соединения.

Умение. Выполнение соединения УС-3.

Упражнение. Изготовление образца соединения УС-3 из материалоотходов.

Практические работы. Подбор материала. Черновая разметка. Крой заготовок. Выполнение чистовых заготовок. Разметка деталей. Выполнение соединений. Сборка «насухо». Подгонка и сборка на клею.

Практическое повторение (34 ч)

Виды работы. Изготовление средника для лучковой пилы, скамейки.

Самостоятельная работа (4 ч)

По выбору учителя.

IV четверть (60 ч)

Вводное занятие (2 ч)

Задачи обучения и план работы на четверть. Правила безопасности работы со стамеской.

Угловое концевое соединение на шип открытый сквозной одинарный УК-1 (22 ч)

Изделия. Рамка для табурета. Подрамник для стенда.

Теоретические сведения. Применение соединения УК-1. Учет лицевых сторон деталей при разметке и сборке изделия: Условия прочности соединения. Чертеж и образец соединения УК-1.

Правила безопасности при выполнении соединения.

Умение. Выполнение соединений УК-1.

Упражнения. Выполнение соединения из материалоотходов.

Практические работы. Изготовление чистовых заготовок. Разметка проушины с кромок и торца. Запиливание проушины внутрь от линий разметки. Разметка шипа. Запиливание шипа слева и справа от риски. Долбление проушины с двух сторон. Подгонка соединения и обозначение деталей. Проверка качества работы.

Заточка стамески и долота (6 ч)

Объекты работы. Стамеска, долото.

Теоретические сведения. Названия элементов стамески и долота. Угол заточки (заострения).

Виды абразивных материалов. Бруски для заточки и правки стамески и долота.

Способы определения качества заточки. Правила безопасной работы при затачивании. Предупреждение неравномерного износа абразивного бруска.

Практические работы. Заточка стамески и долота на бруске. Правка лезвия. Проверка правильности заточки.

Склеивание (8 ч)

Объект работы. Детали изделия.

Теоретические сведения. Клей: назначение, виды (животного происхождения, синтетический),

свойства, применение, сравнение. Критерии выбора клея. Определение качества клеевого раствора. Последовательность и режим склеивания при разных видах клея. Склеивание в хомутовых струбцинах и механических ваймах.

Упражнение. Определение вида клея по внешнему виду и запаху.

Практическое повторение (20 ч)

Виды работы. Рамка для табурета. Заточка стамески.

Контрольная работа (4 ч)

По выбору учителя изготовление 3-4 изделий.





Учебно-тематический план

№ п/п

Тема (глава)

Кол-во

часов

Вводное занятие.

Первичный инструктаж по охране труда

Повторный инструктаж по охране труда

8

Изготовление изделия из деталей круглого сечения

Знакомство с изделием (ручка для лопаты, граблей или швабры)

Последовательность изготовления изделия

Выпиливание заготовки

Выстрагивание бруска квадратного сечения

Разметка центра на торце заготовки

Скругление углов заготовки

Отделка изделия

36

Строгание. Разметка рейсмусом

Столярный рейсмус: виды, устройство, назначение

Последовательность изготовления заготовки (дощечка)

Разметка и выпиливание заготовки

Строгание лицевой пласта и лицевой кромки

Разметка толщины заготовки

Строгание пласти бруска до риски

Отпиливание бруска в размер по длине

8

Геометрическая резьба по дереву

Резьба по дереву

Нанесение рисунка на поверхность заготовки

Приемы выполнения геометрической резьбы

(на отходах материалов)

Вырезание геометрического орнамента

Отделка изделия

10

Практическое повторение

Изготовление изделий для школы

10

Угловое концевое соединение брусков вполдерева

Угловое концевое соединение брусков вполдерева

Последовательность выполнения углового концевого соединения вполдерева

Выполнение углового концевого соединения брусков вполдерева (из отходов материалов)

Свойства столярного клея. Склеивание деталей

Знакомство с изделием (подрамник)

Последовательность изготовления изделия

Заготовка брусков. Разметка шипов.

Выпиливание шипов

Подгонка соединения и разметка для склеивания

Склеивание подрамника

Выстрагивание сторон и кромок подрамника

Зачистка поверхности изделия

16

Сверление

Устройство сверлильного станка

Правила безопасной работы при сверлении

Диаметр отверстия

Назначение и устройство зажимного патрона

Элементы спирального сверла

Инструменты для выполнения больших отверстий

Работа на сверлильном станке (на материалоотходах)

8

Криволинейное пиление. Обработка криволинейной кромки

Криволинейное пиление

Выкружная пила

Знакомство с изделием (кронштейн для ампельных растений)

Последовательность изготовления изделия

Разметка деталей изделия

Выпиливание деталей изделия

Обработка криволинейных кромок

Строгание выпуклых кромок

Обработка криволинейных кромок стамеской

Обработка криволинейных кромок напильником

Зачистка кромок шлифовальной шкуркой

Сборка кронштейна

14

Практическое повторение

Изготовление подрамника или полочки с криволинейными деталями

16

Долбление сквозного и несквозного гнезд

Гнездо как элемент столярного соединения

Столярное долото

Разметка несквозного и сквозного гнезда

Последовательность долбления сквозного гнезда

Приемы работы долотом

Знакомство с изделием (средник для лучковой пилы)

Разметка гнезд

Долбление сквозных гнезд

Отделка изделия

18

Свойства основных пород древесины

Свойства древесины основных пород древесины

Определение древесных пород по образцам древесины

Выпиливание заготовок

Выстрагивание деталей

Выполнение чистовых заготовок

Изготовление шипов

Выдалбливание гнезд

Подгонка шипов к гнездам

Изготовление сиденья

Сверление отверстий в брусках сиденья

Прикрепление брусков к подставкам ножек

Сборка скамейки

Отделка изделия

4

Угловое серединное соединение на шип одинарный сквозной УС-3

Угловое серединное соединение на шип одинарный

Изготовление образца соединения УС-3 (из материалоотходов)

Знакомство с изделием (скамейка)

Последовательность изготовления изделия

Выпиливание заготовок

Выстрагивание деталей

Выполнение чистовых заготовок

Изготовление шипов

Выдалбливание гнезд

Подгонка шипов к гнездам

Изготовление сиденья

Сверление отверстий в брусках сиденья

Прикрепление брусков к подставкам ножек

Сборка скамейки

Отделка изделия

22

Практическое повторение

Изготовление скамейки, средника для лучковой пилы

34

Угловое концевое соединение на шип открытый, сквозной, одинарный УК-1

Угловое концевое соединение УК-1

Последовательность выполнения соединения УК-1

Выполнение образца соединения УК-1 (из материалоотходов)

Знакомство с изделием (рамка для табурета)

Изготовление заготовок

Чистовая разметка деталей и отпиливание

Изготовление проушин

Изготовление шипов

Подгонка соединения

Сборка изделия

Отделка изделия

22

Заточка стамески и долота

Угол заточки лезвия у стамески и долота

Материалы и приспособления для затачивания инструментов

Приемы затачивания

Заточка стамески и долота на бруске

6

Склеивание

Виды клея и их свойства

Определение вида клея по внешнему виду и запаху

Выбор клея для склеивания изделия

Склеивание деталей изделия

8

Практическое повторение

Изготовление изделия (рамка для табурета) или выполнение заточки инструмента

18

Самостоятельная работа

10

Контрольная работа

2

ИТОГО:

272











Календарно-тематическое планирование

№ урока

Содержание (тема урока)

Кол-во часов

Дата



1.




1.


2.





3.

4.


5.


6.



7.


8.


9.


10.



11.

12.



13.

14.





15.

16.


17.


18.





1.


2.


3.


4.





1.



2.


3.


4.




5.




1.


2.


3.


4.


5.


1.



2.



1.


1.

2.


3.





4.


5.


6.


7.





8.

9.


1.


2.




3.


4.




1.


2.





3.


4.

5.

6.

7.




1.

2.


3.


4.



5.

6


7.


1.




1.




1.

2.


3.



4.

5.

6.


7.






8.

9.


1.


2.







1.

2.


3.


4.





5.

6.

7.


8.





9.

10.

11.




1.


2.

3.

4.



5.

6.

7.

8.




9.


10.

11.




12.



13.

14.



1.




1.






1.







2.

3.

4.


5.

6.

7.

8.


9.

10.

11.


1.


2.

3.



1.

2.


3.


4.








1.

2.

3.

4.





5.

6.



7.





1.

I четверть

Вводное занятие.

План работы на четверть. Вводный инструктаж по охране труда.

Изготовление изделий из деталей круглого сечения

Швабра

Материал для ручки швабры. Разметка заготовок. Пиление с припуском.

Выстрагивание бруска квадратного сечения. Строгание восьмигранника.

Черчение. Выполнение чертежа плоской детали прямоугольной формы в масштабе 1:1, нанесение размеров.

Сострагивание рёбер восьмигранника. Закругление ручки.

Рашпиль и его назначение. Обработка ручки рашпилем.

Обработка ручки напильником, шкуркой. Проверка готовой продукции.

Диагонали. Нахождение центра квадрата, прямоугольника проведением диагоналей. Разметка колодки.

Черчение. Выполнение чертежа плоской детали прямоугольной формы в масштабе 1:2, нанесение размеров.

Изготовление колодки.Сверление отверстия. Подгонка и установка ручки

Ручка для лопаты

Материал для ручки лопаты. Разметка заготовки. Пиление с припуском.

Выстрагивание бруска квадратного сечения. Строгание восьмигранника.

Сострагивание рёбер восьмигранника. Закругление ручки.

Черчение. Выполнение чертежа плоской детали круглой формы в масштабе 2:1, нанесение размеров.

Анализ образца изделия. Обработка ручки рашпилем.

Обработка ручки напильником. Обработка ручки шкуркой. Проверка готовой продукции.

Грабли

Материал для ручки граблей. Разметка заготовки. Пиление с припуском.

Подготовка бруска квадратного сечения. Строгание восьмигранника рубанком.

Черчение. Самостоятельная работа: выполнение чертежа плоской технической детали в масштабе 1:2 или 2:1.

Строгание рёбер восьмигранника рубанком. Закругление ручки.

Последовательность обработки ручки. Обработка ручки рашпилем.

Обработка ручки напильником. Обработка ручки шкуркой.

Подгонка и установка ручки. Крепление ручки шурупом.

Черчение. Выполнение сопряжения двух параллельных отрезков дугой заданного радиуса.

Строгание. Разметка рейсмусом.

Измерение заготовки (определение припусков на обработку). Выбор лицевой стороны.

Строгание лицевой пласти и лицевой кромки. Контроль выполнения работы линейкой и угольником.

Столярный рейсмус: виды, устройство, назначение, правила безопасной работы. Установка рейсмуса.

Разметка толщины бруска и строгание до риски.

Черчение. Скругление прямого, тупого и острого углов.

Геометрическая резьба по дереву

Учебная дощечка

Резьба по дереву: назначение, виды, материал, инструменты, геометрические узоры и рисунки. Разметка рисунка. Нанесение прямых линий.

Крепление заготовки. Резьба. Правила безопасности при резьбе.

Нанесение геометрического рисунка на поверхность заготовки. Способы нанесения рисунка.

Вырезание треугольников. Возможный брак при выполнении резьбы.

Черчение. Сопряжение полуокружности и прямой (волна).

Отделка морилкой, анилиновыми красками изделия. Коллективный анализ выполненных работ.

Практическое повторение

Ящик для рассады

Анализ образца изделия, снятие размеров. Строгание заготовок под размер.

Разметка заготовок с помощью линейки и угольника. Пиление заготовок под размер.

Разметка заготовок. Изготовление ручек.

Черчение. Вычерчивание «шаблона».

Последовательность сборки. Подбор гвоздей заданного размера. Сборка корпуса.

Сборка ящика. Строгание свесов рубанком.

Самостоятельная работа

Указка

Подбор материала для указки. Строгание и пиление по образцу изделия. Обработка изделия рашпилем, шлифовальной шкуркой. Закругление торца указки.

Поднятие ворса. Обработка указки.

II четверть

Вводное занятие

План работы на четверть. Повторение правил техники безопасности в мастерской. Повторный вводный инструктаж по охране труда.

Угловое концевое соединение брусков вполдерева

Рамка

Разметка заготовок рейсмусом. Строгание заготовок под размер.

Разметка деталей с помощью линейки и угольника. Пиление заготовок под размер.

Шип: назначение, размеры (длина, ширина, толщина), элементы (боковые грани, заплечики). Разметка углового концевого соединения брусков вполдерева.

Черчение. Выполнение чертежа детали с применением изученных сопряжений (дверной крючок).

Настройка пилы для работы. Пиление вдоль волокон рядом с риской.

Приспособления для пиления под прямым углом. Спиливание щёчек.

Подгонка соединения. Разметка деталей при подгонке соединения.

Нанесение клея кисточкой на сопрягаемые поверхности. Контроль прямоугольности соединения угольником. Склеивание соединения в зажимах.

Черчение. Сопряжение двух окружностей дугой заданного радиуса.

Строгание провесов и кромок рамки. Крепление рамки в переднем зажиме для строгания кромки.

Проверка готового изделия. Обработка изделия.

Сверление

Учебный брусок

Сверлильный станок: устройство, назначение. Правила безопасности при работе.

Инструмент для выполнения работ на сверлильном станке. Зажимной патрон: назначение, устройство.

Черчение. Сопряжение двух окружностей дугой заданного радиуса.

Крепление сверла в патроне сверлильного станка, съём инструмента. Сверление на станке.

Сверление несквозных отверстий по отметке на сверле или с упорной муфтой. Контроль глубины сверления.

Криволинейное пиление. Обработка криволинейных кромок.

Полочка с криволинейными деталями

Радиус. Обозначение радиуса на чертеже. Точки сопряжения. Изготовление шаблона.

Разметка по шаблону. Выкружная пила (для криволинейного пиления). Подготовка выкружной пилы к работе.

Черчение. Сопряжение двух окружностей дугой заданного радиуса. Чертёж подковы для обуви.

Исправимый и неисправимый брак при пилении. Пиление по кривым линиям.

Удаление лишнего материала стамеской. Строгание выпуклых кромок.

Обработка кромок напильником, шкуркой. Стальная щётка для очистки напильника.

Анализ образца изделия. Изготовление нижней детали полки.

Черчение. Сопряжение двух окружностей дугой заданного радиуса. Чертёж подковы для обуви.

Последовательность сборки изделия. Сборка изделия на шурупах.

Практическое повторение

Полочка для книг

Разметка по шаблону. Пиление по кривым линиям.

Пила выкружная (для криволинейного пиления). Пиление выкружной пилой.

Выпуклые и вогнутые кромки детали. Строгание выпуклых кромок.

Черчение. Выполнение геометрического орнамента в полосе с применением элементов сопряжения окружности или полуокружности.

Обработка кромок стамеской, рашпилем, напильником. Стальная щётка для очистки напильника.

Анализ образца изделия. Изготовление нижней детали.

Подбор материала для задней стенки. Изготовление задней детали.

Подгонка деталей. Сборка изделия на шурупах.

Черчение. Самостоятельная работа: выполнение чертежа технической детали с применением сопряжения по чертежу (замочная петля).

Самостоятельная работа

Образец углового концевого соединения брусков вполдерева

Изготовление деталей по чертежу. Изготовление шипа и проушины. Подгонка соединения. Обработка соединения.

III четверть

Вводное занятие

План работы на четверть. Повторение правил техники безопасности в мастерской. Повторный вводный инструктаж по охране труда.

Долбление сквозного и несквозного гнёзд

Учебный брусок

Подбор материала для учебного бруска. Изготовление учебного бруска.

Гнездо как элемент столярного соединения. Разметка несквозного (глухого) гнезда.

Последовательность долбления сквозного гнезда. Долбление глухого гнезда.

Черчение. Нахождение видов на чертеже.

Обработка изделия. Поднятие ворса.

Средник для лучковой пилы

Подбор материала для изделия. Изготовление бруска заданного размера.

Гнездо как элемент столярного соединения. Длина, ширина, глубина. Разметка сквозного гнезда.

Последовательность долбления сквозного гнезда. Столярное долото: назначение, устройство, сравнение со стамеской, определение качества заточки, правила безопасного пользования.

Черчение. Чтение чертежей в системе прямоугольных проекций.

Крепление заготовки. Долбление сквозного гнезда.

Брак при долблении: виды предупреждения. Подчистка гнезда стамеской.

Свойства основных пород древесины

Хвойные породы. Определение древесных пород по образцам древесины.

Лиственные породы. Определение древесных пород по образцам древесины.

Черчение. Выполнение чертежа детали, заданного двумя видами (угольник). Нанесение размеров.

Угловое серединное соединение на шип одинарный сквозной

Решётка для ванной

Подбор материала. Изготовление деталей рамки.

Разметка длины шипа карандашом с помощью линейки и угольника. Разметка толщины шипа рейсмусом с двух сторон.

Пилы для выполнения шиповых соединений. Запиливание шипа с двух сторон. Спиливание щёчек.

Глубина, стенки проушины. Разметка сквозного гнезда.

Черчение. Выполнение прямоугольных проекций куба по модели с заданными размерами, нанесение размеров на чертеже.

Долбление сквозного гнезда. Правила безопасности при долблении.

Зависимость прочности соединения от плотности подгонки деталей. Подгонка соединения.

Сборка рамки. Проверка прямоугольности по линейке и угольнику.

Подбор материала для реек. Строгание реек под размер.

Черчение. Выполнение прямоугольных проекций параллелепипеда по моделям с заданными размерами, нанесение размеров на чертеже.

Изготовление реек. Шлифование деталей шкуркой.

Последовательность сборки изделия. Сборка изделия на шурупах.

Проверка готовой продукции. Отделка изделия. Правила безопасности при отделке.

Практическое повторение

Скамейка

Подбор материала для деталей изделия. Изготовление брусков.

Черчение. Выполнение чертежей шипа и проушины.

Разметка брусков рейсмусом. Строгание брусков под размер.

Глубина, стенки проушины. Разметка сквозного гнезда.

Долбление сквозного гнезда. Правила безопасности при долблении.

Черчение. Выполнение чертежей шипа и проушины.

Анализ образца изделия. Закругление торцов рашпилем и напильником.

Разметка стоек по чертежу детали. Изготовление стоек под размер.

Чтение чертежа детали. Разметка сквозного гнезда рейсмусом и угольником.

Последовательность долбления сквозного гнезда. Долбление сквозного гнезда.

Черчение. Выполнение чертежа технической детали (клин) в трёх видах.

Сквозной шип: торцевая грань шипа, заплечики, боковые грани шипа, толщина, ширина, длина шипа. Разметка и выпиливание шипов.

Чтение чертежа детали. Изготовление проножки под заданный размер.

Пилы для выполнения шиповых соединений. Разметка и выпиливание шипов.

Черчение. Упражнение в чтении чертежей деталей в трёх проекциях.

Зависимость прочности соединения от плотности подгонки деталей. Подгонка соединений. Сборка «насухо».

Подбор материала для крышки. Изготовление делянок для крышки.

Анализ образца изделия. Закругление торцов делянок. Проверка готовой продукции. Отделка изделия.

Самостоятельная работа

Образец углового серединного соединения на шип одинарный сквозной

Строгание заготовок. Разметка шипа и сквозного гнезда. Выпиливание шипа. Долбление сквозного гнезда.

Черчение. Самостоятельная работа: построение чертежа детали прямоугольной формы с прямоугольным отверстием по наглядному изображению (вкладыш).

IV четверть

Вводное занятие

План работы на четверть. Повторение правил техники безопасности в мастерской. Повторный вводный инструктаж по охране труда.

Угловое концевое соединение на шип открытый сквозной одинарный

Рамка для табурета

Повторный вводный инструктаж по охране труда. Ориентировка в задании по чертежу изделия и образцу соединения. Разметка заготовок.

Черчение. Проведение в тетрадях от руки отрезков различной длины, проведение наклонных линий под углом в 45 градусов, изображение прямоугольника, треугольника, окружности от руки на бумаге в клетку.

Строгание заготовок под заданный размер. Контроль строгания угольником и линейкой.

Разметка заготовок по чертежу. Пиление заготовок под заданный размер.

Разметка проушины с кромок и торца. Запиливание проушин внутрь от линий разметки.

Долбление сквозной проушины. Контроль качества долбления.

Черчение. Выполнение эскиза модели прямоугольной формы в трёх видах с нанесением размеров (планка).

Разметка шипа. Запиливание шипа слева и справа от риски.

Анализ образца шипа. Спиливание щёчек в стусле.

Чертёж и образец соединения. Обозначение деталей при подгонке соединения.

Условия прочности соединения. Подгонка соединения.

Черчение. Выполнение эскиза (уголок). Снятие размеров с натуры. Нанесение размеров.

Обработка деталей шлифовальной шкуркой. Проверка качества работы.

Последовательность сборки соединения. Сборка изделия «насухо».

Заточка стамески и долота

Организация рабочего места при заточке инструментов. Заточка стамески и долота.

Правка лезвия. Проверка наличия заусенца. Правка стамески и долота после заточки.

Черчение. Выполнение эскиза (уголок). Снятие размеров с натуры. Нанесение размеров.

Контроль прямоугольности и прямолинейности лезвия. Контроль остроты лезвия на глаз.

Склеивание

Рамка для табурета

Клей: назначение, виды. Синтетические клеи и клеи животного происхождения.

Критерии выбора клея. Определение вида клея по внешнему виду.

Определение качества клеевого раствора. Подготовка деталей к склеиванию.

Последовательность и режим склеивания при разных видах клея. Склеивание деталей изделия в хомутовых зажимах.

Черчение. Выполнение эскиза модели по её наглядному изображению с нанесением размеров (призма для сверления).

Практическое повторение

Табурет

Заготовка материала. Подбор материала для деталей изделия.Изготовление брусков под заданный размер.

Анализ чертежа и образца изделия. Разметка гнезда и соединения вполдерева.

Последовательность долбления сквозного гнезда. Долбление сквозных гнёзд.

Выполнение соединения вполдерева. Условия прочности соединения. Подгонка соединения. Сборка крестовины.

Черчение. Выполнение чертежа детали несложной формы по её эскизу (вкладыш), нанесение размеров на чертеже.

Чтение чертежа детали. Изготовление брусков под заданный размер. Изготовление шипа.

Разметка ножки по чертежу. Строгание ножки на конус. Сборка изделия на клею. Проверка качества работы.

Изготовление и установка крышки. Отделка изделия лаком или краской.

Черчение. Самостоятельная работа: выполнение эскиза модели прямоугольной формы по наглядному изображению (упор), нанесение размеров.

Контрольная работа

Образец углового концевого соединения на шип открытый сквозной

Разметка заготовок. Строгание и пиление под заданный размер. Изготовление шипа и проушины. Подгонка соединения.

70

2

2


36


2


2





2


2


2


2






2


2


2


2




2

2



2

2





2

2


2


2




8

2


2


2


2



10


2



2


2


2




2


10


2


2


2


2


2

4


2



2

58

2

2



18


2

2


2




2


2


2


2





2

2

8

2


2




2


2


14



2


2



2


2

2

2

2


14


2

2


2


2



2


2


2




4



2



76

2

2



18


2

2


2



2

2

2


2






2

2

4

2


2




22


2

2


2


2





2

2

2


2





2

2

2


28


2



2

2

2



2

2

2

2




2


2

2




2



2

2


2



2







54

2

2



22



2







2


2


2


2

2

2

2


2

2

2


6

2


2

2

8


2

2


2


2






14


2


2


2


2



2

2



2





2



2










Региональный компонент

Тема занятия

Дата

1.


2.


3.


4.


5.

6.

7.

8.


9.


10.


11.


12.

13.

14.

15.

16.

17.


18.


19.


20.


21.


22.

23.

24.


25.


26.


27.

Использование древесины из школьного парка

Использование шлифования на Тульской мебельной фабрике

Деревья Тульского леса

Хранение и сушка древесины в Тульской области

Использование древесины в Тульской области

Изготовление пиломатериалов на пилораме ООО «Гурово - Бетон»

Тульская мебельная фабрика

Производство красок: Новомосковский комбинат

Киреевская мебельная фабрика

Вид банкеток на мебельной фабрике «Тула-мебель»

Ока судоходная

Тульский комбайновый завод

Использование древесины Тульского лесного хозяйства

Производство лаков в Тульской области

Использование лучковой пилы на пилораме ООО «Гурво - бетон»

Использование древесины Тульских засек

Экскурсия на пилораму «Гурово - Бетон»

Использование фанеры на Тульской мебельной фабрике

Изготовление книжных полок на фабрике «Тула-мебель»

Использование древесины школьного парка

Изготовление кухонной утвари в Тульской области

Использование лучковой пилы на пилораме ООО «Гурово-бетон»

Применение стамески на пилораме ООО «Гурово - бетон»

Изготовлние рам Тульскими мастерами

Твердые породы деревьев Тульской области

Применение шаблонов на Тульских мебельных фабриках

Резная мебель Тульских мастеров

04.09.15


10.09.15


17.09.15


22.09.15


30.09.15

08.10.15



14.10.15

21.10.15


11.11.15


18.11.15


25.11.15


03.12.15


10.12.15


24.12.15

14.01.16



21.01.16


04.02.16


11.02.16


24.02.16


03.03.16


16.03.16


07.04.16



14.04.16


26.04.16


05.05.16


12.05.16


19.05.16









Описание материально-технического и учебно-методического обеспечения

1. Шепелев А.М. Столярные работы в сельском доме. М. Россельхозиздат 1987г

2. Кулебакин Г.И. Столярное дело. М. Стройиздат 1986г.

3. Григорьев М.А. Столярные работы. Практическое пособие для столяра. Цитадель 2004 г

4. Куксов В.А. Столярное дело. М. Трудрезервиздат 1958г.

8. Профессионально-трудовое обучение: столярное, слесарное, швейное дело, сельскохозяйственный труд, переплетно-картонажное дело, подготовка младшего обслуживающе¬го персонала / Б. А. Журавлев, С. Л. Мирский, Л. С. Иноземцева // Программы специальной (кор-рекционной) образовательной школы VIII вида. 5-9 кл. / под ред. В. В. Во-ронковой: в 2 сб. - М.: ВЛАДОС, 2000.

9. Компьютер.

10. Проектор.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРЕДМЕТУ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ

1. Журавлев Б. А. Столярное дело: учеб. пособие для учащихся 5-6 классов вспомогательной школы / Б. А. Журавлев. - М.: Просвещение, 1992.







Контрольно-измерительные материалы


Тесты для 6 класса

I четверть

1 Часть рубанка

- палец

- пятка

- носок

2 Часть верстака

- лоток

- леток

- станина

3 Рубанком строгают

- на себя

- от себя

- против волокон

4 Разметочный инструмент

- стусло

- зензубель

- рейсмус

5 Для резьбы лучше всего подходит

- орех

- липа

- бук

6 Выполняют резьбу

- ножом

- тесаком

- резаком

7 Часть рейсмуса

- линейка

- угольник

- колодка

8 Для разметки каких углов используется ярунок

- 45 градусов

- 90 градусов

- любых

9 Для нанесения параллельных рисок вдоль деревянной заготовки используют

- транспортир

- рейсмус

- малку

10 При отсоединении электрических механизмов от электроэнергии необходимо браться

- за шнур

- за корпус вилки

- за розетку

Самостоятельная работа №1

Указка

Материал: сосна, липа, осина.

Заготовка: брусок 530x20x20.

Инструмент: рулетка, мини-рубанок, рашпиль, напильник, шлифовальная шкурка.

Требования к качеству изделия: размеры соблюдены, углы скруглены, поверхность гладкая.

Рабочая программа по столярному делу (6 класс)


















Тесты для 6 класса

II четверть

1 Часть сверлильного станка

- бабка

- закрутка

- патрон

2 Деревянный молоток это

- кувалда

- киянка

- колодка

3 Криволинейные кромки обрабатывают …

- ножовкой

- выкружной пилой

- наградкой

4 Самые крупные насечки имеет

- личной напильник

- драчёвый

- рашпиль

5 При разметке большого количества деталей вы

- будете размечать каждую деталь отдельно

- будете делать с товарищем

- используете шаблон

6 В каких случаях лучше применять узкую ножовку

- для прямолинейного пиления

- для поперечного пиления

- для криволинейного пиления.

7 Какой инструмент лежит отдельно на столярном верстаке

- пила

- рубанок

- разметочный инструмент

8 Какой толщины должен быть шип при вязке вполдерева, если толщина бруска 24 мм

- 8 мм

- 10 мм

- 12 мм

- 24 мм

9 Столярный угольник - это

- поверочный инструмент

- режущий инструмент

- измерительный инструмент

10 Широкая часть доски называется

- ребро

- пласть

- торец

- кромка

Самостоятельная работа №2

Образец углового концевого соединения брусков вполдерева

Материал: сосна.

Заготовка: брусок 300x35x25.

Инструмент: линейка, угольник, рубанок, ножовка, стамеска, рашпиль, напильник, шлифовальная шкурка.

Требования к качеству изделия: размеры соблюдены, соединение плотное, поверхность гладкая.

Рабочая программа по столярному делу (6 класс)

Рабочая программа по столярному делу (6 класс)



Тесты для 6 класса

III четверть

1 Разметочный инструмент

- стусло

- зензубель

- рейсмус

2 Основная часть стамески

- кольцо

- колодка

- средник

3 Сквозное отверстие долбят

- с одной стороны

- с двух сторон

- с торца

4 Лиственная порода древесины

- сосна

- кедр

- липа

5 Каким инструментом наиболее легко вынимать гвозди

- пассатижи

- клещи

- гвоздодёр

6 Каким инструментом Вы будете пользоваться, чтобы продолбить прямоугольное отверстие в древесины?

- коловоротом

- сверлом

- долотом

7 Часть дерева, используемая при изготовлении пиломатериалов, называется

- корни

- ствол

- сучья

8 Большая часть работ столяром производится на

- верстаке

- сверлильном станке

- столе

9 Перенос линий, рисок с чертежа на заготовку с помощью специальных инструментов называют

- копирование

- операция

- рисунок

- разметка

10 При получении травмы необходимо немедленно обратиться к

- позвонить по 03

- медработнику

- директору

- учителю

Самостоятельная работа №3

Образец углового серединного соединения брусков на шип одинарный сквозной

Материал: сосна.

Заготовка: брусок 300x35x30.

Инструмент: линейка, угольник, рубанок, ножовка, долото 10мм, напильник квадратного сечения, шлифовальная шкурка.

Требования к качеству изделия: размеры соблюдены, соединение плотное, поверхность гладкая.

Рабочая программа по столярному делу (6 класс)




Тесты для 6 класса

IV четверть

Фамилия__________________________

1 Обапол бывает

- фанерный

- дощатый

- брусковый

2 Деревянный молоток это

- кувалда

- киянка

- колодка

3 Угол заточки стамески

- 45 градусов

- 30 градусов

- 60 градусов

4 Рубанком строгают

- на себя

- от себя

- против волокон

5 Брусок при строгании зажимают

- в тески

- на верстаке

- в струбцину

6 Разметочный инструмент

- стусло

- зензубель

- рейсмус

7 Для резьбы лучше всего подходит

- орех

- липа

- бук

8 Выполняют резьбу

- ножом

- тесаком

- резаком

9 Самые крупные насечки имеет

-личной напильник

- драчёвый

- рашпиль

10 Часть рейсмуса

- линейка

- угольник

- колодка

11 Основная часть стамески

- кольцо

- колодка

- средник

12 Криволинейные кромки обрабатывают …

- ножовкой

- выкружной пилой

- наградкой

Учитель__________________________

Ассистент________________________ Количество баллов____


Контрольная работа

Образец углового концевого соединения брусков на шип открытый сквозной

Материал: сосна.

Заготовка: брусок 300x35x30.

Инструмент: линейка, угольник, рубанок, ножовка, долото 10мм, напильник квадратного сечения, шлифовальная шкурка.

Требования к качеству изделия: размеры соблюдены, соединение плотное, поверхность гладкая.

Рабочая программа по столярному делу (6 класс)



© 2010-2022