Элективный курс по технологии на тему Конструирование и моделирование русско-народного костюма

Раздел Технология
Класс 9 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Пояснительная записка


Моделирование одежды, являясь одним из видов декоративно-прикладного творчества, более всех других видов искусств связано с человеческой жизнью.

Костюм - один из элементов мировой и национальной культуры. В нем, как в капле воды, отражен огромный мир: природные условия, особенности быта, политические и исторические события, опыт народа, его темперамент и образ жизни, взаимоотношения мужчины и женщины в обществе, архитектура и др.

В программе изучается исторический и культурный опыт человечества в данной области декоративно-прикладного творчества, включая знакомство с русскими традициями и культурно-национальными особенностями Москвы. Знакомство с историческим и народным костюмом способствует приобщению воспитанников к достижениям мировой культуры, помогает лучше понять историю и быт разных народов. Знакомство с русским костюмом, его символикой, образным решением, пластикой, а также изучение обрядов и традиций, связанных с костюмом, помогает детям глубже понять и почувствовать свое место и значение в ряду других народов, свои национальные особенности, ощутить преемственность национальных традиций не только в костюме, но и в самом образе жизни.

Актуальность программы определяется тем, что собранные в ней знания, умения и навыки по моделированию, конструированию и технологии создания одежды учитывают последние достижения науки и производства в этих областях (новые способы и методы моделирования и конструирования, новые технологии, использование новых тканей и материалов и др.). Кроме того, предполагается вариативность способов обработки, методов моделирования и конструирования.

Будучи частью мировой культуры, костюм в то же время является существенной характеристикой личности. По тому, как одевается человек, как он носит костюм, можно судить о его вкусе, творческих способностях, аккуратности, часто о месте его работы, образе жизни, темпераменте, положении в обществе, достатке и т.д. В современном мире с его оперативностью контактов и необходимостью быстрых оценок имидж человека и одна из его главных составляющих - костюм все чаще отождествляются с самим человеком. Костюм давно стал одним из языков социального общения и средством социальной коммуникации.

Предмет изучения программы - моделирование одежды, если понимать моделирование широко, как процесс создания одежды от проектирования до производства.

Программа включает в себя несколько информационных и тренинговых блоков:

 освоение способов работы на электрической швейной машине;

 история моделирования;

 моделирование костюма;

 конструирование;

 технология изготовления одежды;

 практика социального общения.

Изучение курса помогает воспитанникам не только приобрести практические умения, навыки общения, выразить себя в творчестве, но и устанавливать гармоничные отношения с миром.

Цель программы - выявление и развитие способности ребенка к творческой самореализации и самовыражению как в области материальной культуры, так и в социуме.

Ценности, на которых построена программа:

 самоопределение ребенка;

 творческое развитие его личности, совершенствование взаимоотношений с самим собой и миром;

 нахождение им своего места в этом мире.

Ведущие идеи программы

Провести воспитанников от понимания через знания и умения к творчеству в таких областях, как культура личности, культура деятельности и культура социального взаимодействия.

В условиях современного совместного обучения и ориентации на «равенство» полов часто происходит искусственное размывание психологических различий юношей и девушек, что приводит к далеко не безобидным последствиям как для будущих мужчин и женщин, так и для общества в целом. Поэтому, не ставя в узких рамках программы по моделированию одежды задач комплексного и всестороннего воспитания будущей женщины, все же необходимо уделить внимание таким ценностным установкам, знаниям, умениям и практическим навыкам, которые помогают формировать у воспитанниц традиционные женские качества и в то же время адаптировать их к современным условиям. Например, наряду с воспитанием аккуратности, трудолюбия, терпения, скромности не исключается установка на успех, развитие коммуникабельности.

Освоение программы предполагает решение множества разноплановых задач.

1. Обучающие задачи:

 приобретение общих представлений о назначении одежды, ее классификации и стилях; требованиях к одежде;

 усвоение элементарных знаний об истории костюма;

 изучение размеров и пропорций человеческого тела и приобретение умения с помощью одежды корректировать свой внешний облик;

 знание основ и овладение навыками моделирования, конструирования, технологии пошива одежды;

 приобретение умения грациозно и свободно двигаться, демонстрируя модели одежды;

 формирование навыков ношения и демонстрации одежды;

 освоение способов создания и постановки показа коллекций одежды.

  1. 2. Воспитывающие задачи:

 выработка адекватной самооценки;

 приобщение к общечеловеческим ценностям;

 помощь в осознании себя частью и носителем культуры своего народа;

 воспитание традиционных женских качеств (аккуратности, трудолюбия, терпения, стремления к красоте и желания ее создавать).

3. Развивающие задачи:

 развитие моторных навыков, глазомера и точности движений;

 совершенствование интеллектуального потенциала личности;

 развитие образного мышления, художественного вкуса и чувства прекрасного;

 помощь в выборе возможных профессий, связанных с производством одежды и ее популяризацией;

 формирование правильной осанки.

Особенность данной программы состоит во взгляде на костюм, который рассматривается не только как предмет декоративно-прикладного творчества, но и как язык социального общения.

Программа рассчитана на подростков 15 лет - возраст, когда ребята еще не всегда знают, как выразить свою индивидуальность в адекватных формах. Дети хотят быть красивыми и модными уже сейчас, а не через 5 лет, когда они смогут носить одежду «от кутюр», и поэтому шьют реальную одежду, соответствующую их внутреннему миру, сегодняшней моде, позволяющую им выразить себя. В данной программе не ставится задача превратить воспитанников в профессиональных портных или дизайнеров. Умение выражать себя в простом и простыми средствами - задача не менее творческая.

Программа предусматривает два уровня усвоения большинства тем:

 приобретение основных знаний, умений и навыков;

 творческое использование полученных знаний, умений и навыков.

Наличие двух уровней обусловливает индивидуальный подход к возможностям и потребностям ребенка.

Данная программа ориентирована на изучение и использование народных традиций при моделировании одежды.

В ней не предусмотрено построение основных конструкций плечевых изделий и брюк расчетным методом. Вместо этого используются хорошо обработанные выкройки из журналов мод и предлагается вариативность способов их корректировки с учетом особенностей фигуры и осанки. Используются различные методы получения нужной конструкции из выбранной базовой; широко применяется метод наколки, который в других программах дается ограниченно или не освещается вовсе. Наряду с этим используются элементы расчетного метода для построения простых конструкций и узлов.

Несмотря на то, что программа не является студийной, большое внимание уделяется не только изготовлению одежды, но и таким вопросам, как коррекция осанки и походки, дефиле, начальные навыки рисунка, изготовление эскизов и т.д.

Девочки 15 лет, как правило, имеют элементарные навыки шитья, определенные знания по истории, основные геометрические и математические представления. Также у подростков достаточно сформированы внимание, усидчивость, способность воспринимать и осмысливать сложную информацию, необходимые для освоения программы.

Учет уровня подготовки детей при приеме в группы:

 умение шить простые поясные и плечевые изделия.

Срок и этапы реализации программы.

Программа рассчитана на 1 год; занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 часа.

Предполагаемые результаты

 воспитанники знают творчество ведущих модельеров, имеют представление о костюмах разных эпох и народов мира; ориентируются в тенденциях моды;

 подростки обладают высоким художественным вкусом, чувством прекрасного, творческим воображением;

 они могут самостоятельно сшить простое поясное и плечевое изделие, включая выбор модели, раскрой, примерку, пошив, выбор методов обработки, а также изделие средней или повышенной сложности;

 учащиеся вносят изменения в модель и конструкцию одежды методами наколки и комбинирования;

 дети знают и могут самостоятельно выбрать методы обработки простых (1-й уровень усвоения) или сложных (2-й уровень усвоения) узлов изделия или изделий в целом;

 обучающиеся могут самостоятельно моделировать и конструировать простые изделия, в том числе методом наколки;

 они владеют навыками показа модной одежды, умеют свободно и уверенно держаться на подиуме;

 воспитанники обладают осознанным самоопределением в профессиональном выборе вида деятельности;

 подростки активно участвуют в различных творческих конкурсах;

 учащиеся имеют адекватную самооценку, уважают себя и окружающих .

Формы подведения итогов и оценка результатов

В программе выделены часы на просмотр изделий воспитанников с анализом качества пошива, посадки одежды на фигуре, эстетических свойств моделей.

Демонстрация моделей одежды, выставки, соревнования проводятся с последующим их анализом и обсуждением членами коллектива.

Присуждаются номинации по итогам года.

Оценка результатов, достигнутых каждым воспитанником, проводится по пяти основным показателям:

  1. Эстетические качества моделей.

  2. Конструкция изделия.

  3. Качество обработки.

  4. Демонстрация моделей одежды.

  5. Участие в общественной жизни.

Итоги работы подводятся дважды в год (по полугодиям).

Достижения учащихся оцениваются «зачет», «не зачет». Показатель "Участие в общественной жизни" помогает оценить, наряду с «профессиональными» знаниями, умениями и навыками, личностные качества детей: активность, коммуникабельность, доброту, взаимопомощь, дисциплину, стремление к лидерству и т.д. Эти же качества частично оцениваются и в графе «Демонстрация моделей одежды».

Учебно-тематический план

Тема

Всего часов

В том числе:

теория

практика


Вводное занятие.

1

1

-

История моделирования.

Тенденции современной моды. Моделирование на основе народных и исторических традиций.

4

1

3

Исторический костюм.

2

2

-

Творчество современных модельеров и модельеров прошлого.

1

1

-

Моделирование и конструирование костюма.

Законы композиции. Элементы и средства композиции. Роль цвета, фактуры и рисунка ткани в композиции.

4

2

2

Выполнение эскизов.

2

-

2

Моделирование и конструирование изделий методом наколки.

4

-

4

Конструктивное решение русского народного костюма.

2

1

1

Основные виды конструкций плечевых изделий в зависимости от покроя рукава. Конструирование путем переноса вытачек и рельефов.

4

1

3

Моделирование костюма на конкретную фигуру.

2

-

2

Технология изготовления одежды.

Пошив изделия.

34

4

30

Костюм - язык социального общения.

Символика костюма.

2

1

1

Репетиции показов. Образное и стилистическое формирование коллекции. Постановка показа.

6

1

5

Фотосъемка или показ моделей.

1

-

1

Практика социального общения.

Подведение итогов. Присуждение номинаций.

1

-

1

Итого:

70 ч




Содержание программы

1. Вводное занятие

Программа и задачи 3-го года обучения. Предполагаемые результаты. Техника безопасности. Просмотр и обсуждение эскизов, костюмов, проектов, сделанных за лето.

История моделирования

2. Тенденции современной моды.

Моделирование на основе народных и исторических традиций.

Знакомство с тенденциями и направлениями современной моды («прет-а-порте» и «от кутюр»): образы, стили, силуэты, форма, длина, конструкция, линия талии, ткани, цвет, обувь, дополнения, отделка, прическа, макияж. Информация о текущих показах зарубежных и российских коллекций одежды ведущих современных модельеров и Домов мод. Использование элементов народного и исторического костюма в современной моде (образное решение, крой, отделки, ткани, цвет и т.д.).

Практическая деятельность. Просмотр и обсуждение журналов мод и телепередач о моде, обсуждение «костюмных» фильмов и спектаклей с анализом понравившихся костюмов. Зарисовки моделей и модных элементов костюма.

Эвристические задания: выбор и применение отдельных модных элементов при проектировании одежды.

Творческая работа. Создание собственных моделей (эскизов) с учетом модных тенденций, и применением элементов исторического и народного костюмов.

Форма подведения итогов. Беседа-опрос о модных тенденциях, творчестве современных модельеров, использовании исторических и народных традиций в одежде; учет использования полученной информации при проектировании одежды.

3. Исторический костюм

Знакомство с традиционной одеждой Древнего Египта, Древней Греции и Рима, Византии; с костюмами Средневековья, Возрождения, XVII - XX веков (обзорно). Связь костюма с архитектурой, искусством, историческими событиями своего времени, бытом и нравами общества. Различные идеалы красоты, нашедшие отражение в костюмах разных эпох.

Практическая деятельность. Знакомство с историческим костюмом по книгам, экскурсиям в музеи и посещениям выставок. Зарисовка костюмов.

Эвристические задания: нахождение в современных моделях элементов исторического костюма и стилизаций.

Творческая работа. Использование элементов исторического костюма при выполнении эскизов одежды.

Форма подведения итогов. Беседа-опрос, разговор о различных идеалах красоты.

4.Творчество современных модельеров и модельеров прошлого

Коллекции Надежды Ламановой в дореволюционный и советский период. Творчество Вячеслава Зайцева.

Творчество Габриэль Шанель, Кристиана Диора, Ива Сен-Лорана.

Особенности коллекций современных российских модельеров.

Практическая деятельность. Знакомство с творчеством модельеров по видеофильмам, книгам и журналам мод. Зарисовки моделей.

Форма подведения итогов. Беседа-опрос, обсуждение творчества модельеров.

Моделирование и конструирование костюма

5.Законы композиции. Элементы и средства композиции. Роль цвета, рисунка, фактуры ткани, отделки в композиции

Пропорции и ритм в композиции костюма; симметрия и асимметрия. Роль композиционного центра, элементы и средства композиции. Контраст, нюанс и тождество. Цветовой круг. Теплые и холодные цвета, хроматические и ахроматические, контрастные, родственные и родственно-контрастные. Влияние цвета на зрительно-эмоциональное восприятие формы и композиции. Роль фактуры, рисунка ткани, отделки.

Практическая деятельность. Просмотр и анализ различных композиционных решений (в т.ч. интерьера, фотоснимков). Анализ использования форм, линий, цвета в композиции. Определение композиционного центра.

Творческая работа. Использование полученных знаний при проектировании костюма.

Формы подведения итогов. Анализ успешности применения полученных знаний при проектировании и пошиве костюма. Анализ образного и композиционного решения готового костюма.

6.Выполнение эскизов

Последовательность выполнения эскизов. Выполнение набросков. Выбор окончательного варианта модели.

Набросок фигуры. Общая форма одежды, силуэт, основной цвет или цветовые сочетания, внутренняя разработка формы - конструктивная и декоративная.

Окончательная отделка и оформление эскиза. Единая стилистика при оформлении эскизов одной коллекции.

Особенности изображения женской фигуры.

Практическая деятельность. Выполнение эскиза фигуры в костюме.

 1-й уровень усвоения: по шаблону;

 2-й уровень: самостоятельно.

Творческая работа. Разработка эскизов коллекции моделей.

Формы подведения итогов. Просмотр и обсуждение эскизов, участие в конкурсах и выставках.

7.Моделирование и конструирование изделий методом наколки

Последовательность действий при проектировании (моделировании) одежды методом наколки.

Выбор общей формы, силуэта изделия с учетом свойств ткани, назначения одежды и т.д.

Выбор направления нити основы в изделии.

Разработка соотношения отдельных частей формы, расположение отделки, размер и форма деталей.

Конструктивная проработка формы (расположение и размер вытачек, рельефов, сборок, драпировок и т.д.).

Раскалывание наколки, внесение необходимых уточнений с помощью расчетного метода.

Практическая деятельность. Предварительная наколка на манекен или фигуру при моделировании изделий для себя. Конструктивная разработка изделия и моделирование отдельных элементов костюма в процессе пошива.

Выполнение отдельных упражнений при изучении темы.

Творческая работа. Наколка на манекен изделия повышенной сложности. Образное решение костюмов с помощью метода наколки.

Формы подведения итогов. Анализ успешности применения метода наколки при выполнении заданий и в процессе пошива изделия. Анализ результатов применения метода при просмотре готовых изделий.

8.Конструктивное решение народного костюма

Принципы построения народного костюма (функциональность, рациональность, экономичность кроя).

Примеры различных конструкций женской рубахи, прямого и косоклинного сарафана, юбки-поневы.

Расположение декора.

Практическая деятельность. Знакомство с особенностями кроя народной одежды; зарисовки кроя.

Эвристические задания и творческая работа. Использование кроя народной одежды и его элементов при конструировании современной одежды.

Формы подведения итогов. Обсуждение понравившихся элементов кроя и возможности их использования в современной одежде.

Анализ успешности использования учащимися элементов кроя народной одежды.

9.Основные виды конструкций плечевых изделий в зависимости от покроя рукава. Конструирование путем переноса вытачек (и рельефов)

Основные виды конструкций в зависимости от покроя рукава: конструкции изделий с втачным рукавом, рукавом «реглан», цельнокроенным рукавом, «полурегланом», рукавом «кимоно», комбинированным. Конструирование путем перенесения вытачек. Конструирование рельефов, драпировок, складок и т.д.

Практическая деятельность. Визуальное знакомство с различными покроями рукава; зарисовки конструкции изделий различных покроев.

Конструирование моделей путем переноса вытачек (зарисовка и построение в тетради; видоизменение базовой конструкции при проектировании изделий для себя).

Формы подведения итогов. Проверка правильности построения конструкций, оценка эффективности использования методов конструирования в процессе изготовления и при просмотре готового изделия.

10.Моделирование и конструирование костюма на конкретную фигуру

Требования, которые необходимо учитывать при проектировании: эстетические, гигиенические, экономические. Знание модных тенденций; учет назначения одежды, особенностей фигуры и внутреннего мира человека, его манеры держаться, социального статуса и т.д. Гармония модели, конструкции и ткани. Выбор ткани для отдельной модели или для пошива коллекции моделей. Создание моделей для показа коллекций. Принципы объединения моделей в коллекцию: единство образного решения, стилистики, ткани, конструкций, цвета и т.д. Использование комбинированных методов при моделировании и конструировании костюма.

Практическая деятельность. Просмотр журналов мод, зарисовки различных моделей. Анализ точности выполнения требований; назначение коллекции. Предварительная наколка на манекен, эскизирование.

Проектирование модели. Выбор ткани (при проектировании коллекции отдельное занятие проводится в магазине). Конструирование комбинированным методом (наколка, расчетный метод), внесение изменений в выбранную базовую конструкцию.

Формы подведения итогов. Просмотр и утверждение эскизов, анализ эстетических и конструктивных свойств моделей одежды (после показа моделей одежды или показа коллекции).

Технология изготовления одежды

11. Пошив изделия.

Обработка сложных узлов: пиджачного воротника и лацканов, ластовицы, прорезного кармана - «листочка», кармана «в рамку» или с клапаном.

Практическая деятельность. Обработка вышеперечисленных узлов (хотя бы одного) при пошиве изделий для коллекции. Выбор вариантов обработки ранее изученных узлов и закрепление необходимых навыков.

Формы подведения итогов. Проверка и анализ качества готовых изделий.

Варианты обработки различных узлов изделий. Способы обработки и втачивания воротников, накладных и «брючных карманов», подбортов с лацканами (втачивания с отделочной строчкой и в «чистый край»).

Практическая деятельность. Обработка хотя бы одного из вышеперечисленных узлов при пошиве изделий для коллекции.

Выбор вариантов обработки ранее изученных узлов и закрепление необходимых навыков.

Формы подведения итогов. Проверка и анализ качества готовых изделий.


Костюм - язык социального общения

12.Символика костюма

Понятие символа. Роль символа в первобытном обществе. Развитие символа. Символика у у разных народов. Символы в русском народном костюме. Символика в современном костюме. Символика как социально-нравственная характеристика человека. Цветовая символика. Представление о костюме как языке социального общения.

Практическая деятельность. Зарисовка отдельных символов.

Обсуждение «символики» современной одежды.

Формы подведения итогов. Опрос, беседа.

13.Репетиции показов. Образное и стилистическое формирование коллекции.

Постановка показа

Образно-стилистическое формирование коллекции. Единство темы коллекции, музыкального сопровождения, рисунка и манеры показа. Образное решение отдельных моделей. Понятие о гармонии манеры держаться, походки, поведения в целом и костюма. Стилевое единство вышеперечисленных элементов и их соответствие внутреннему миру человека и требованиям внешнего мира. Значение красивой походки, не вступающей в противоречие с костюмом, внешностью человека, его внутренним миром и требованиями внешнего мира.

Развитие чувства стиля, уверенности в себе, повышение самооценки.

Практическая деятельность. Поиск образного решения отдельных моделей, подбор музыки и манеры показа. Подбор дополнений и аксессуаров. Дефиле с постановочными элементами и танцевальными движениями.

Эвристические задания. Участие в подборе музыки, придумывании названия коллекции, выборе рисунка показа.

Творческая работа. Формирование собственных коллекций и постановка показа. Участие в репетициях в качестве помощника педагога, «инструктора».

Формы подведения итогов. Демонстрация коллекции и ее анализ.

14. Контрольное занятие. Фотосъемка или показ моделей одежды

Выбор модели одежды для показа. Образное и стилевое соответствие костюма, манеры его демонстрации и индивидуальности человека. Выявление декоративных и конструктивных особенностей одежды. Создание и подчеркивание «образа» и «характера» костюма с помощью дополнений и манеры показа. Роль композиционного центра. Контраст, нюанс и тождество в костюме и фотографии.

Практическая деятельность. Выбор модели одежды для демонстрации.

Выбор дополнений, корректировка модели с помощью метода наколки, выбор манеры показа или композиции кадра. Фотосъемки или демонстрация моделей одежды.

Творческая работа. Самостоятельный выбор и корректировка костюма, подбор дополнений, манеры показа, позы и композиции кадра.

Формы подведения итогов. Просмотр и обсуждение, анализ фотоснимков или демонстрации моделей одежды. Присуждение номинаций. Анализ работы за год.

Практика социального общения

15. Подведение итогов. Присуждение номинаций

Оценка работы каждого учащегося за год по 5-ти показателям. Определение победителей. Присуждение «номинаций» с учетом личных достижений членов коллектива (например, «Мисс элегантность», «Надежда моделирования» и др.). Создание установки на успех для каждой воспитанницы.


Список литературы

  1. Брун В., Тильке М. История костюма. - М.: Эксмо, 1995.

  2. Горина Г.С. Народные традиции в моделировании одежды. - М.: Легкая индустрия, 1974.

  3. Домострой. - М.: Советская Россия, 1990.

  4. Древняя одежда народов Восточной Европы. /Под ред. М.Г. Рабиновича. - М.: Наука, 1986.

  5. Егорова Р.И., Монастырская В.П. Учись шить. - М.: Просвещение, 1988.

  6. Зайцев В. Такая изменчивая мода. - М.: Молодая гвардия, 1977.

  7. Зимняя И.А. и др. Общая культура человека в системе требований государственного образовательного стандарта. - М., 2000.

  8. Кибалова Л., Тербенова О. Иллюстрированная энциклопедия моды. - Прага: Артия, 1986.

  9. Костомаров Н.И. Домашняя жизнь и нравы великорусского народа. - М.: Экономика, 1993.

  10. Костюм - вещь и образ в русской литературе XIX века. - М.: Книга, 1989.

  11. Кулагина И.Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет). Учебное пособие. - М.: Изд-во РОУ, 1996.

  12. Мерцалова М.Н. Костюм разных времен и народов. Т. I, II. - М.: АО Академия моды, 1993.

  13. Мерцалова М.Н. Поэзия народного костюма. - М., Молодая гвардия, 1975.

  14. Молотова Л.Н., Соснина Н.Н. Русский народный костюм. - Л.: Художник РСФСР, 1984.

  15. Николаева Т.А. Украинская народная одежда. - Киев: Наукова думка, 1987.

  16. Пармон Ф.М. Композиция костюма. - М.: Легпромбытиздат, 1985.

  17. Похлебкин В.В. Словарь международной символики и эмблематики. - М.: Международные отношения, 1994.

  18. Правила свътской жизни и этикета. Хороший тонъ. - СПб., 1889.

  19. Раманюк М. Белорусскае народнае адзенне. - Минск: Беларусь, 1981.

  20. Русский народъ, его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. - М., 1880.

  21. Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. - М.: Наука, 1990.

  22. Статьи из журналов мод разных лет.

  23. Тарабукин Н.М. Очерки по истории костюма. - М.: ГИТИС, 1994.

  24. Трудовое обучение. - М.: Просвещение, 1989.

  25. Черемных А.Н. Основы художественного конструирования женской одежды. - М.: Легкая индустрия, 1977.


12



© 2010-2022