Рабочая программа Технология - 6 класс

Раздел Технология
Класс 6 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

03-02

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Карасульская средняя общеобразовательная школа

п. Октябрьский, Ишимский район, Тюменская область






СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по УВР

__________Зуева О.Г.

31.08.2015г.

ПРИНЯТО

Методическим Советом

Председатель ___________

З.А. Изулина

31.08.2015г.. Протокол № 2


УТВЕРЖДАЮ

Директор МАОУ Карасульская СОШ____________ Т.В. Гинтер

31.08.2015г.. Приказ № 65













Рабочая программа

по учебному предмету «Технология» 6 класс на 2015-2016 учебный год

Составитель: учитель Блинова Л.Н.

















п. Октябрьский

2015

Пояснительная записка.

Рабочая программа по Технологии 6 класса составлена в соответствии с федеральным компонентом государственных образовательных стандартов основного общего образования по технологии (Приказ Министерства образования РФ от 5 марта 2004 г. N 1089 "Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования) с учетом программы А.Т. Тищенко, Н.В. Синица, В.Д. Симоненко.

Общая характеристика учебного предмета

Рабочая программа составлена для девочек с учетом опыта трудовой и технологической деятельности, полученного учащимися при обучении в предыдущих классах. Основным предназначением образовательной области «Технология» является формирование трудовой и технологической культуры школьника, системы технологических знаний и умений, воспитание трудовых, гражданских и патриотических качеств его личности, их профессиональное самоопределение в условиях рынка труда, формирование гуманистически ориентированного мировоззрения. Образовательная область «Технология» является необходимым компонентом общего образования школьников, предоставляя им возможность применить на практике знания основ наук.

В содержание программы включено изучение материала по следующим сквозным образовательным линиям:

• культура и эстетика труда;

• получение, обработка, хранение и использование информации;

•знакомство с миром профессий,

• влияние технологических процессов на окружающую среду и здоровье человека;

• проектная деятельность;

•история, перспективы и социальные последствия развития технологии и техники.

Данная программа по технологии для девочек 6 классов является комплексной так как школа является сельской. В нее включены базовые разделы по направлению «Технология. Сельскохозяйственный труд», а также базовые разделы по направлению «Технология. Обслуживающий труд»: учащиеся изучают разделы «Создание изделий из текстильных и поделочных материалов» и «Кулинария». Кроме того, программа содержит инвариантные разделы: «Технологии ведения дома», «Творческие, проектные работы», «Электротехнические работы». Учебный план в МАОУ Карасульской СОШ составлен с учетом сезонности сельскохозяйственных работ в Тюменской области.

В связи с перераспределением времени между указанными разделами в программах по направлению «Технология. Сельскохозяйственный труд» уменьшены объем и сложность практических работ. В программе уменьшены объем и сложность практических работ в разделе «Создание изделий из текстильных и поделочных материалов» и «Кулинария», которые предусмотрены для выполнения в рамках разделов по обслуживающему труду с сохранением всех составляющих минимума содержания обучения по технологии. В программе предусмотрено выполнение школьниками творческих или проектных работ. Значительная часть проектных работ будет выполняться во внеурочное время.

Интегративный характер содержания обучения технологии предполагает построение образовательного процесса на основе использования межпредметных связей.

Место предмета в учебном плане.

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 245 часов для обязательного изучения технологии на ступени основного общего образования. Согласно учебному плану 2015-2016 учебного года МАОУ Карасульской СОШ на изучение технологии в 6 классе отводится 2 ч в неделю (68 часов за год).

Изучение технологии на базовом уровне основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • освоение технологических знаний, технологической культуры с опорой на сведения, полученные при изучении других образовательных областей и предметов и на основе включения учащихся в разнообразные виды технологической деятельности по созданию личностно или общественно значимых продуктов труда;

  • освоение начальных знаний по прикладной экономике и предпринимательству, необходимых для практической деятельности в условиях рыночной экономики, рационального поведения на рынке труда, товаров и услуг;

  • овладение общетрудовыми умениями и умениями создавать личностно или общественно значимые продукты труда, вести домашнее хозяйство;

  • развитие творческих, коммуникативных и организаторских способностей в процессе различных видов технологической деятельности;

  • развитие способностей самостоятельно и осознанно определять свои жизненные и профессиональные планы, исходя из оценки личных интересов и склонностей, текущих и перспективных потребностей рынка труда;

  • воспитание трудолюбия и культуры созидательного труда, ответственности за результаты своего труда;

  • приобретение опыта применения и технологических знаний и умений в самостоятельной практической деятельности.

Задачи курса:

  • формирование политехнических знаний и культуры;

  • привитие элементарных знаний и умений по ведению домашнего хозяйства

  • использование в качестве объектов труда потребительских изделий и оформление их с учетом требований дизайна и декоративно-прикладного искусства.

  • Развитие эстетического чувства и художественной инициативы ребенка

Учебно-методический комплект утвержден приказом директора МАОУ Карасульская СОШ 29.05.2015 №38/4

  1. А.Т. Тищенко, Н.В. Синица, В.Д. Симоненко. Примерная программа «Технология. Обслуживающий труд», «Технология. Сельскохозяйственный труд», М., «Вентана-Граф», 2005г.

  2. Ю.В. Крупская, Н. И. Лебедева, Л.В. Литикова, В.Д. Симоненко. Технология. Обслуживающий труд. 6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений, М., Вентана-Граф.

  3. В.Д. Симоненко. Технология. Учебник для учащихся 6 класса сельских общеобразовательных учреждений, М., Вентана Граф, 2008







Тематическое планирование.

Наименование разделов (тем)

Кол-во

часов

В том числе

К.р.

1

Растениеводство (осенний период)

6

2

Животноводство (осенний период)

2

3

Растениеводство (весенний период)

6

4

Животноводство (весенний период)

2

5

Технология ведения дома

2

6

Кулинария

  • Физиология питания

  • Технология приготовления пищи

  • Заготовка продуктов

12

2

8

2

1

7

Создание изделий из текстильных и поделочных материалов

  • Рукоделие

  • Элементы материаловедения

  • Машиноведение

  • Проектирование и моделирование поясных изделий

28

9

2

3

14

1

8

Творческие, проектные работы

8

1

9

Электротехнические работы

2

Итого:

68

3


Содержание курса:

Растениеводство (осенний период) (6 час.)

Основные теоретические сведения. Правила безопасного труда. Выбор способов хранения урожая. Технология подготовки хранилищ к закладке урожая и поддержания в них микроклимата, причины потерь сельхозпродукции при хранении и способы их устранения. Правила безопасного труда при работе в овощехранилищах. Особенности агротехники двулетних овощных культур. Профессии, связанные с выращиванием растений. Уборка и учет урожая овощей, закладка урожая на хранение, отбор и закладка на хранение семенников двулетних овощных культур, клубней и луковиц многолетних растений. Осенняя обработка почвы с внесением удобрений. Группировка и характеристика плодовых и ягодных растений, районированные сорта и их характеристики. Вегетативное размножение и его роль в сельском хозяйстве. Технологии выращивания ягодных кустарников и земляники.

Животноводство (осенний период) (2 час.)

Основные теоретические сведения Кормление: составление простых рационов, подготовка кормов к скармливанию, раздача кормов. Проведение простых ветеринарно-профилактических мероприятий с применением нетоксичных препаратов.

Растениеводство (весенний период) (6 час.)

Основные теоретические сведения. Правила безопасного труда. Районированные сорта основных овощных и цветочно-декоративных культур региона. Понятие о севообороте. Способы размножения многолетних цветочных растений. Планирование весенних работ на учебно-опытном участке, составление перечня овощных и цветочно-декоративных культур для выращивания, разработка плана их размещения, составление схем севооборотов, подготовка посевного материала и семенников двулетних растений, подготовка почвы, внесение удобрений, посевы и посадки овощей, посадка рассады. Размножение растений делением куста, луковицами. Удобрение и обработка почвы вокруг кустарников, пригибание и прикапывание стеблей кустарников для получения отводков. Визуальная оценка пораженности кустарников и необходимости в проведении мероприятий по борьбе с болезнями и вредителями.

Животноводство (осенний период) (2 час.)

Основные теоретические сведения. Получение одного из видов животноводческой продукции: молока. технология ручного и машинного доения; устройство и принцип действия, правила эксплуатации оборудования для доения. Профессии, связанные с производством и первичной переработкой молока. Первичная переработка и хранение продукции животноводства. Использование оборудования для первичной переработки1.

Технологии ведения дома (2 ч.)

Основные теоретические сведения Интерьер жилых помещений и их комфортность. Современные стили в оформлении жилых помещений.

Подбор средств оформления интерьера жилого помещения с учетом запросов и потребностей семьи и санитарно-гигиенических требований.

Кулинария (12 ч.)

Физиология питания (2 ч.)

Основные теоретические сведения Минеральные соли и микроэлементы, содержание их в пищевых продуктах. Роль минеральных веществ в жизнедеятельности организма человека. Значение солей кальция, калия, натрия, железа, йода для организма человека. Суточная потребность в солях. Работа с таблицами по составу и количеству минеральных солей и микроэлементов в различных продуктах. Профессии, связанные с получением и обработкой пищевых продуктов

Технология приготовления пищи (8 ч.)

Блюда из молока и молочных продуктов

Основные теоретические сведения Кулинарное значение молока и молочных продуктов. Виды молока и молочных продуктов. Питательная ценность и химический состав молока. Условия и сроки его хранения. Значение молочных продуктов в питании человека. Правила подачи молочных блюд. Определение качества молока. Приготовление молочного супа или молочной каши.

Блюда из рыбы и нерыбных продуктов моря

Основные теоретические сведения Понятие о пищевой ценности рыбы и нерыбных продуктов моря. Возможности кулинарного использования рыбы разных пород. Технология и санитарные условия первичной и тепловой обработки рыбы. Условия и сроки хранения рыбы и нерыбных продуктов моря. Подбор инструментов и оборудования для разделки рыбы. Определение свежести рыбы органолептическим методом. Первичная обработка чешуйчатой рыбы. Варка и жаренье рыбы в целом виде, звеньями, порционными кусками. Определение готовности блюд из рыбы и подача их к столу.

Блюда из круп, бобовых и макаронных изделий

Основные теоретические сведения Виды круп и макаронных изделий. Правила варки крупяных рассыпных, вязких и жидких каш, макаронных изделий. Технология приготовления блюд из бобовых, обеспечивающая сохранение в них витаминов группы "B". Причины увеличения веса и объема при варке. Подготовка к варке круп, бобовых и макаронных изделий. Определение необходимого количества жидкости при варке каш различной консистенции и гарниров из крупы, бобовых и макаронных изделий.

Сервировка стола к ужину

Основные теоретические сведения Особенности сервировки стола к ужину; набор столовых приборов и посуды для ужина. Правила приглашения и приема гостей. Подарок, как дарить и принимать подарки.

______________________________________________________________________________________________________________________

1 Курсивом в тексте выделен материал, который подлежит изучению, но не включается в Требования к уровню подготовки выпускников.

Заготовка продуктов (2 ч.)

Основные теоретические сведения Процессы, происходящие при солении и квашении. Консервирующая роль молочной кислоты. Сохранность питательных веществ в соленых и квашеных овощах. Время ферментации (брожения) квашеных и соленых овощей до готовности. Условия и сроки хранения. Первичная обработка овощей перед засолкой. Подготовка тары. Определение количества соли и специй. Засолка огурцов или томатов. Квашение капусты.

Создание изделий из текстильных и поделочных материалов (28 ч.)

Рукоделие. Художественные ремесла (9 ч.)

Основные теоретические сведения Виды прикладного творчества. Краткие сведения из истории рукоделия. Изделия в современной моде и интерьере дома; инструменты и материалы для вязания крючком; правила подбора крючка в соответствии с нитками. Воздушная петля. Цепочка из петель. Полустолбик. Способы держания крючка и нити; последовательность выполнения воздушной петли и цепочки из воздушных петель.

Выполнение эскиза панно. Подбор цветных нитей в соответствии с композицией. Виды петель. Условные обозначения петель; приемы вывязывания петель. Технология выполнения основного кольца. Вязание по спирали и кругами. Плотное и ажурное вязание по кругу. Выполнение образца по схеме. Выполнение панно. Выполнение образцов. Вязание по кругу.

Элементы материаловедения (2 ч.)

Основные теоретические сведения Натуральные волокна животного происхождения. Получение нитей из этих волокон в условиях прядильного производства и в домашних условиях. Свойства натуральных волокон животного происхождения, а также нитей и тканей на их основе. Саржевые и атласные переплетения нитей в тканях. Понятие о раппорте переплетения. Влияние вида переплетения на драпируемость ткани. Дефекты ткани. Сравнительные характеристики свойств хлопчатобумажных, льняных, шелковых и шерстяных тканей. Распознавание в тканях волокон и нитей из хлопка, льна, шелка, шерсти. Составление коллекции тканей саржевого и атласного переплетений.

Элементы машиноведения (3 ч.)

Основные теоретические сведения. Назначение, устройство и принцип действия регуляторов бытовой универсальной швейной машины. Подбор толщины иглы и нитей в зависимости от вида ткани. Неполадки в работе швейной машины, вызываемые дефектами машинной иглы или неправильной ее установкой. Назначение и конструкция стачных, настрочных и накладных швов, их условные графические обозначения и технология выполнения Регулировка качества машинной строчки для различных видов тканей. Замена иглы в швейной машине. Уход за швейной машиной, чистка и смазка.

Проектирование и моделирование поясных швейных изделий (14 ч.)

Конструирование и моделирование поясных швейных изделий (6 ч.)

Основные теоретические сведения Эксплуатационные, гигиенические и эстетические требования к легкому женскому платью. Ткани и отделки, применяемые для изготовления юбок. Конструкции юбок. Мерки, необходимые для построения основы чертежа конической, клиньевой и прямой юбок. Прибавки к меркам на свободу облегания. Условные графические изображения деталей и изделий на рисунках, эскизах, чертежах, схемах. Способы моделирования конических, клиньевых и прямых юбок. Форма, силуэт, стиль. Индивидуальный стиль в одежде. Снятие мерок и запись результатов измерений. Построение основы чертежа юбки в масштабе 1:4 и в натуральную величину по своим меркам. Выбор модели юбки в зависимости от особенностей фигуры. Моделирование юбки выбранного фасона. Подготовка выкройки юбки к раскрою.

Технология изготовления поясных швейных изделий (8 час).

Основные теоретические сведения Особенности раскладки выкройки на ткани в клетку и в полоску. Способы обработки нижнего и верхнего срезов юбки. Особенности влажно-тепловой обработки шерстяных и шелковых тканей. Раскладка выкройки, обмеловка и раскрой ткани. Прокладывание контурных и контрольных линий и точек на деталях кроя. Обработка деталей кроя. Скалывание и сметывание деталей кроя. Подготовка юбки к примерке. Примерка юбки, выравнивание низа изделия, выявление и исправление дефектов, подгонка изделия по фигуре. Стачивание деталей изделия. Окончательная отделка и влажно-тепловая обработка изделия. Художественное оформление изделия. Контроль и оценка качества готового изделия.

Электротехнические работы (2 час).

Электромонтажные работы

Основные теоретические сведения Общее понятие об электрическом токе. Виды источников тока и потребителей электрической энергии. Виды соединения элементов в электрических цепях. Условное графическое изображение элементов электрических цепей на электрических схемах. Чтение и составление электрических схем. Электроустановочные изделия. Виды проводов. Приемы монтажа установочных изделий. Профессии, связанные с выполнением электромонтажных работ.

Творческие, проектные работы (8 час). Примерные темы. Сбор коллекции образцов декоративно-прикладного искусства края. Изготовление сувенира.

В результате изучения технологии на базовом уровне ученица 6 класса должна:

Знать/понимать

  • полный технологический цикл получения 2-3-х видов наиболее распространенной растениеводческой продукции своего региона;

  • влияние способов обработки на пищевую ценность продуктов; санитарно-гигиенические требования к помещению кухни и столовой, к обработке пищевых продуктов; виды оборудования современной кухни.

  • назначение различных швейных изделий; основные стили в одежде и современные направления моды; виды традиционных народных промыслов.

  • назначение и виды устройств защиты бытовых электроустановок от перегрузки; правила безопасной эксплуатации бытовой техники; пути экономии электрической энергии в быту.

Уметь

  • разрабатывать и представлять в виде рисунка, эскиза план размещения культур на приусадебном или пришкольном участке; проводить фенологические наблюдения и осуществлять их анализ;

  • выбирать пищевые продукты для удовлетворения потребностей организма в белках, углеводах, жирах, витаминах; определять доброкачественность пищевых продуктов по внешним признакам; составлять меню ужина; выполнять механическую и тепловую обработку пищевых продуктов; соблюдать правила хранения пищевых продуктов, полуфабрикатов и готовых блюд; заготавливать на зиму овощи и фрукты; оказывать первую помощь при ожогах;

  • выбирать вид ткани для определенных типов швейных изделий; снимать мерки с фигуры человека; строить чертежи простых поясных изделий; выбирать модель с учетом особенностей фигуры; выполнять художественное оформление швейных изделий; проводить примерку изделия; выполнять не менее одного вида рукоделия с текстильными и поделочными материалами

  • объяснять работу простых электрических устройств по их принципиальным или функциональным схемам;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • расчета необходимого количества семян и доз удобрений с помощью учебной и справочной литературы

  • приготовления и повышения качества, сокращения временных и энергетических затрат при обработке пищевых продуктов; заготовки пищевых продуктов в домашних условиях; соблюдения правил этикета за столом; приготовления блюд по готовым рецептам, включая блюда национальной кухни; сервировки стола и оформления приготовленных блюд.

  • изготовления изделий из текстильных и поделочных материалов с использованием швейных машин, оборудования и приспособлений, приборов влажно-тепловой и художественной обработки изделий и полуфабрикатов; выполнения различных видов художественного оформления изделий.

  • безопасной эксплуатации электротехнических и электробытовых приборов;

  • заготовки, хранения, подготовки кормов к скармливанию; первичной переработки продукции животноводства.

Список дополнительной литературы:

  1. Научно-методический журнал «Школа и производство»

  2. Обучение технологии в средней школе: 5-11 кл. /Методическое пособие. - М.: ВЛАДОС, 2003.-208с.

  3. Оценка качества подготовки выпускников основной школы по технологии/Сост. В.М.Казакевич, А.В.Марченко, - 2-е изд. - М.:Дрофа, 2001. - 256с.

  4. Оценка качества подготовки выпускников средней (полной) школы по технологии. - М.: Дрофа, 2002. - 192с.

  5. Павлова М.Б., Питт Дж., Гуревич М.И., Сасова И.А. Метод проектов в технологическом образовании школьников. Пособие для учителя /Под ред. Сасовой И.А. - М.: Вентана-Графф, 2003.-296с

  6. Правдюк В.Н. Практикум по методике преподавания основ сельского хозяйства в школе./Учебно-методическое пособие для студентов педвузов. - М.: Вентана-Графф, 2005. - 96с.

  7. Сборник нормативно-методических материалов по технологии./ Автор-составитель: Марченко А.В., Сасова И.А., - М.: Вентана-Графф, 2002. - 224с.

  8. Старикова Е. В. Корчагина Г. А. Дидактический материал по трудовому обучению: Кулинарные работы, Обработка ткани: 6 Класс: Книга для учителя М.: Просвщение, 1996

  9. Творческий проект по технологии обработки ткани 5-9 класс

  10. Технология. 5-11 класс: предметные недели в школе/Авт.-сост. Володина Е.Д., Суслина В.Ю. - Волгоград: Учитель, 2008. - 156с.

  11. Технология. 5-11 классы (вариант для девочек): Развернутое тематическое планирование по программе В.Д.Симоненко./авт.-сост. Е.А.Киселёва и др. - Волгоград: Учитель, 2009. - 111с.

  12. Технология. Учебник для учащихся 6 класса общеобразовательных учреждений. - 2-е изд., перераб./Под ред.В.Д.Симоненко. - М.: Вентана-Графф,2009.-208с

Технология.6 класс (девочки): поурочные планы по учебнику под редакцией В.Д.Симоненко/авт-составитель О.В.Павлова - Волгоград: Учитель, 2008-281с

1


© 2010-2022