- Преподавателю
- Технология
- Выступление на ГМО Инновационные технологии в образовательном пространстве современной школы
Выступление на ГМО Инновационные технологии в образовательном пространстве современной школы
Раздел | Технология |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Цыбульская Л.А. |
Дата | 07.10.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Использование активных и интерактивных методов работы на уроках и во внеурочной деятельности.
Современный уровень развития образовательной системы ставит вопрос, как обеспечить высококачественное обучение каждого учащегося и усвоение им знаний в объеме стандарта образования, дать возможность для его дальнейшего развития, повысить мотивацию к учению. Путей решения данной проблемы, думаю, много. Модернизация образования на современном этапе рождает много педагогических открытий, больших и малых, важных и интересных для самого педагога.
Главным принципом моей работы являются слова В.О.Ключевского «Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаёшь, и тех, кому преподаёшь». Поэтому, любя свой предмет, многое делаю для того, чтобы заинтересовать учащихся. В своей педагогической деятельности я стараюсь не только дать учащемуся определённую сумму знаний, но и научить учиться, развить интерес к учению.
В педагогике существуют многочисленные классификации методов обучения. Это классификация в основе, которой - роль обучающегося в процессе обучения; традиционно в ней выделяют три метода:
1) Пассивные: где учащиеся выступают в роли «объекта» обучения, которые должны усвоить и воспроизвести материал, который передается им учителем - источником знаний. Основные методы это лекция, чтение, опрос.
Я же на своих уроках применяю в основном активные и интеркативные методы обучения. Эти методы наиболее соответствуют личносто-ориентированному подходу, так как они предполагают сообучение (коллективное, обучение в сотрудничестве), причем и обучающийся и педагог являются субъектами учебного процесса. Педагог чаще выступает лишь в роли организатора процесса обучения, лидера группы, создателя условий для инициативы учащихся.
2) Активные: где обучающиеся являются «субъектом» обучения, выполняют творческие задания, вступают в диалог с учителем. Основные методы это творческие задания, вопросы от учащегося к учителю, и от учителя к ученику.
Проблема активности личности в обучении как ведущий фактор достижения целей обучения, общего развития личности, профессиональной ее подготовки требует принципиального осмысления важнейших элементов обучения (содержания, форм, методов) и утверждает в мысли.
Активные методы обучения - это методы, которые побуждают учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом. Активное обучение предполагает использование такой системы методов, которая направлена главным образом не на изложение преподавателем готовых знаний, их запоминание и воспроизведение, а на самостоятельное овладение учащимися знаниями и умениями в процессе активной мыслительной и практической деятельности.
Особенности активных методов обучения состоят в том, что в их основе заложено побуждение к практической и мыслительной деятельности, без которой нет движения вперед в овладении знаниями.
К активным методам обучения относятся:
-
Мозговой штурм (мозговая атака, брейнсторминг) - широко применяемый
способ продуцирования новых идей для решения научных и практических проблем. Его цель - организация коллективной мыслительной деятельности по поиску нетрадиционных путей решения проблем.
-
Деловая игра - метод имитации ситуаций, моделирующих
профессиональную или иную деятельность путем игры, по заданным правилам.
-
«Круглый стол» - это метод активного обучения, одна из организационных
форм познавательной деятельности учащихся, позволяющая закрепить полученные ранее знания, восполнить недостающую информацию, сформировать умения решать проблемы, укрепить позиции, научить культуре ведения дискуссии.
-
Анализ конкретных ситуаций (case-study) - один из наиболее эффективных и
распространенных методов организации активной познавательной деятельности обучающихся. Метод анализа конкретных ситуаций развивает способность к анализу нерафинированных жизненных и производственных задач. Сталкиваясь с конкретной ситуацией, обучаемый должен определить: есть ли в ней проблема, в чем она состоит, определить свое отношение к ситуации.
-
Проблемное обучение - такая форма, в которой процесс познания учащихся
приближается к поисковой, исследовательской деятельности. Успешность проблемного обучения обеспечивается совместными усилиями преподавателя и обучаемых. Основная задача педагога - не столько передать информацию, сколько приобщить слушателей к объективным противоречиям развития научного знания и способам их разрешения. В сотрудничестве с преподавателем учащиеся «открывают» для себя новые знания, постигают теоретические особенности отдельной науки.
3) Интерактивные: От англ.(«Inter» - это взаимный, «act» - действовать) - означает взаимодействовать, находиться в режиме беседы, диалога с кем-либо. Другими словами, в отличие от активных методов, интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие учеников не только с учителем, но и друг с другом и на доминирование активности учащихся в процессе обучения. Место учителя в интерактивных уроках сводится к направлению деятельности учащихся на достижение целей урока. Учитель также разрабатывает план урока (обычно, это интерактивные упражнения и задания, в ходе выполнения которых ученик изучает материал).
Следовательно, основными составляющими интерактивных уроков являются интерактивные упражнения и задания, которые выполняются учащимися. Важное отличие интерактивных упражнений и заданий от обычных в том, что выполняя их учащиеся не только и не столько закрепляют уже изученный материал, сколько изучают новый.
Совместная деятельность учащихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Причем, происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность, переводит ее на более высокие формы кооперации и сотрудничества.
При использовании мною интерактивных методов каждый ученик на уроке технологии становится полноправным участником процесса восприятия, его опыт служит основным источником учебного познания. В проводимых мною инструктажах того или иного процесса, я стараюсь давать минимум готовых знаний, что побуждает моих учеников к самостоятельному поиску. По сравнению с традиционными формами ведения занятий, в интерактивном обучении меняется взаимодействие преподавателя и обучаемого: моя активность, как педагога, уступает место активности обучаемых, и моей задачей становится создание условий для инициативы учеников.
Один из интерактивных методов, используемых в практике работы, является метод конкретных ситуаций, который позволяет учащемуся научиться: объективно оценивать реальную обстановку, оперативно ориентироваться в различных обстоятельствах, выделять профессиональную проблему, учитывать интересы и возможности других людей, устанавливать с ними контакты, влиять на их деятельность.
Метод конкретных ситуаций можно разбить на этапы:
-
Подготовительный этап;
-
Ознакомительный этап;
-
Аналитический этап;
-
Итоговый этап.
На первом этапе учитель конкретизирует цели, разрабатывает соответствующую "конкретную ситуацию" и сценарий занятия. При разработке важно учитывать ряд обязательных требований:
-
Пример должен логично продолжать содержание теоретического материала;
-
Сложность описанной ситуации должна учитывать уровень возможностей учащихся;
-
Содержание должно отражать реальные профессиональные ситуации;
-
Учащимся, должны быть даны, четкие инструкции работы над конкретной ситуацией.
На втором этапе происходит вовлечение учащихся в живое обсуждение реальной ситуации. Развитие познавательных способностей повышается во время обсуждения идей и предлагаемых решений, что является плодом совместных усилий.
Учащиеся:
-
выявляют проблему;
-
предлагают различные способы действия;
-
альтернативы и их обоснование;
-
возможный результат
На третьем этапе учащиеся развивают умение анализировать производственные ситуации и вырабатывать самостоятельные решения.
В результате использование данного интерактивного метода учащиеся повысили познавательные способности. Они научились: оперативно мыслить, анализировать производственные ситуации, вырабатывать самостоятельные решения, кратко и четко излагать свои мысли. Повысилась активность и заинтересованность на уроке.
Использование на уроках мною тех или иных методов зависит от разных причин: цели занятия, опытности учеников, их вкуса. Нужно также оговорить и условность названия многих методов. Часто одно и тоже название используется мною для обозначения различного содержания, и наоборот одни и те же методы встречаются под разными именами:
• Мозговой штурм.
• Творческие задания - создание графических рисунков (Paint), создание инструкционных карт в программе MS Word, составление ребусов и кроссвордов, сочинить сказку про компьютер и т.д……..
• Работа в малых группах - выполнение творческого задания.
• Соревнования - кто быстрее, лучше и качественно выполнит задание.
• Изучение и закрепление нового информационного материала.
• Интерактивная лекция.
• Ученик в роли учителя.
• Работа с наглядным пособием.
• Каждый учит каждого.
• Работа с учебником.
• Составление документов.
• Проектный метод.
Особенности нашего взаимодействия состоят в следующем:
* пребывание учеников и учителя в одном смысловом пространстве;
* совместное погружение в проблемное поле решаемой задачи, т.е. включение в единое творческое пространство;
* согласованность в выборе средств и методов реализации решения задачи;
* совместное вхождение в близкое эмоциональное состояние, переживание созвучных чувств, сопутствующих принятию и осуществлению решения задач.
Инновационные технологии в образовательном пространстве современной школы.
В 2013 году прошла Трехуровневые курсы АО «НЦПК «Өрлеу» «ИПК ПР по Акмолинской области» третьего (базового) уровня.
Ключевые идеи, и содержание «Программы курсов повышения квалификации педагогических работников Республики Казахстан» направлены на то, что бы помочь казахстанским учителям оценить и усовершенствовать свою педагогическую практику. Вся работа направлена на то, чтобы мы отходили от обычных, скучных уроков, где идет только монолог учителя, а переходили к урокам, которые насыщены более высокой активностью, самоуправлением, активными и интерактивными методами обучения.
Модули Программы:
1)Новые подходы в преподавании и обучении.
2)Обучение критическому мышлению.
3) Оценивание для обучения и оценивание обучения.
4) Использование ИКТ в преподавании и обучении.
5) Обучение талантливых и одаренных учеников.
6) Преподавание и обучение в соответствии с возрастными особенностями учеников.
7) Управление и лидерство в обучении.
Идеи, приведенные в данных модулях, взаимосвязаны равно как и отдельные стратегии и подходы, применяемые на занятиях.
Применение 7 модулей на уроках предполагает использование такой системы методов, которая направлена главным образом не на изложение преподавателем готовых знаний, их запоминание и воспроизведение, а на самостоятельное овладение учащимися знаниями и умениями в процессе активной мыслительной и практической деятельности. А так же вовлечению всего класса в работу, созданию атмосферы сотрудничества, развитию коммуникативных навыков, активизации познавательной деятельности, развитию умения делать выводы в результате совместной работы, приобретению навыков использования личного опыта и наблюдений.
«В основу Программы, несмотря на множество рассматриваемых в ней научных подходов, заложена конструктивистская теория обучения. Данная теория базируется на утверждении, что развитие мышления учащихся происходит в условиях взаимодействия имеющихся знаний с новыми, либо со знаниями, полученными в классе из различных источников: от учителя, сверстников, из учебников. Цель конструктивистского преподавания состоит в том, чтобы развить глубокое понимание предмета учеником, обеспечив использование и применение знаний вне класса. Конструктивистские представления о преподавании требуют, чтобы учитель, сосредоточенный на ученике, организовывал занятия в соответствии с задачами, способствующими развитию знаний, идей, навыков у учеников. Подобные задачи разрабатываются таким образом, чтобы ученикам была предоставлена возможность продемонстрировать свои знания по изучаемой теме, подвергнуть сомнению определенные предположения, скорректировать убеждения и сформировать новое понимание. Важным аспектом деятельности учителя является стремление понять, как отдельными учениками постигается тема, осознать необходимость работы с учениками в целях улучшения или реконструкции их понимания, а также - осознание того, что отдельными учениками восприятие темы может происходить довольно уникальным способом». (Руководство для учителя Handbook for Teacher , с116).
Интеграция 7 модулей способствует вовлечению всего класса в работу, созданию атмосферы сотрудничества, развитию коммуникативных навыков, активизации познавательной деятельности, развивать умения делать выводы в результате совместной работы, приобретению навыков использования личного опыта и наблюдений.
Для ученика необходимо создавать на уроке условия, максимально раскрывающие его творческие способности, определяющие, степень продвижения, рост уровня их развития и мышления учащихся.