План урока по технологии на тему Швейные ручные работы

Раздел Технология
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Технологическая карта урока


Предмет

технология

Класс

5

Тип урока

Урок открытия нового знания

Тема

Швейные ручные работы.

Цель темы

Создать условия для формирования правил выполнения ручных стежков и сточек

Планируемый результат


Предметные умения

УУД

Знания: знать терминологию по теме «Швейные ручные работы», правила выполнения прямых стежков, правила пользования технологической картой

Умения: Осуществлять обработку информации:

быстро находить информацию в тексте и использовать ее.

выдвигать предложения и доказывать, понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять, работать в паре, формулировать правила безопасной работы с иглой, булавками и ножницами.

Личностные:

  • Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

  • Умение управлять своей познавательной деятельностью.

  • обладают первичными умениями оценки работ и ответов одноклассников на основе заданных критериев

Регулятивные:

  • Умение планировать и регулировать свою деятельность.

Владение основами самоконтроля и самооценки, принятие решений и осуществление основного выбора в учебной и познавательной деятельности.

  • планировать свое действие в соответствии за­дачей, выстраивать алгоритм действий

Познавательные:

Извлекать информацию из прослушанного объяснения.

Давать определения понятиям.

Коммуникативные:

  • Развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в разных учебных ситуациях.

Основные понятия

Солеграфия, пузырьковая техника, кляксография….

Организация пространства

Межпредметные связи

Формы работы

Ресурсы

Групповая

Фронтальная

Дополнительная литература

Медиапроектор

Презентация в программе Power Point, разработанная учителем

Раздаточный материал (инструктивные карты, рабочие листы, листы бумаги для акварели, кисти, ёмкости с водой, )

Сценарий урока

Этапы урока

Цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

Актуализация


5 минут

Создание условий для активизации учащихся.

- приветствие;

- проверка явки учащихся;

- проверка готовности учащихся к уроку;

- настрой учащихся на работу;

1. Организационный момент. (2 мин)

Здравствуйте! Садитесь.

Давайте, перечислим какие материалы и инструменты должны лежать на ваших партах - 4 детали из хлопчатобумажной ткани размером 10×10 см, карандаш, линейка, ручная игла, нитки, ножницы учебник, тетрадь и дневник.

2. Домашнее задание. (2 мин)

Откройте дневники и запишите домашнее задание. К следующему уроку узнать в Интернете

«Узоры народной вышивки», «Вышивка с магическими символами».

Каждый учащийся в школе может научиться шить несложные вещи. Умение шить приучит к аккуратности, усидчивости. При изготовлении изделий многие детали соединяют между собой вручную.

Посмотрите на репродукцию, где представлено платье 16 века. Сшито оно вручную. Это огромный титанический труд портнихи. Недаром в Великобритании поставлен первый памятник портнихе.

СЛАЙД 2,3,4,5.

Профессия портного во все времена заслуживала уважение. Какие профессии, связанные с шитьем вы знаете?

Активизация познавательных процессов (внимание, память).

Умение анализировать,

Умение вступать в диалог.

Умение формулировать свою позицию.

умение ориентироваться

в социальном пространстве.

Управление своей познавательной деятельностью. Развитие логического

мышления.

Обучающиеся работают в группах.

Отвечают на вопросы учителя с помощью карточек, используя знания, полученные на прошлых уроках.

Обучающиеся работают в группах.

Отвечают на вопросы учителя с помощью карточек, используя знания, полученные на прошлых уроках.


Мотивация Создание проблемной ситуация


Мотивирование обучающихся через проблемную ситуацию.

Обратите внимание на представленные образцы. Что вы видите?

Приходилось ли вам когда - нибудь выполнять такие строчки?

Как вы думаете, в каких случаях используют такие строчки?

Давайте обсудим «+» и «-» умения выполнять такие строчки?

Активизация познавательных процессов (внимание, память).

Умение вступать в диалог.

Управление своей познавательной деятельностью.

Отвечают фронтально (в группе можно совещаться) на вопросы учителя. Высказывают предположения.

Формулирование проблемы, планирование


3 минуты

Создание условий для формулирования

цели урока и постановки учебных задач. Определение цели и задач урока.

Исходя из предварительной беседы, мы с вами пришли к выводу, что ручные строчки необходимы при шитье изделия.

Все ли из приведенных примеров строчек вы умеете выполнять?

Сформулируйте цель урока.

Для этого необходимо решить следующие задачи:

- познакомиться с понятиями : строчка, стежок, шов.

-познакомиться с классификацией строчек.

- познакомиться с терминологией ручных работ.

-выполнить практическую работу.

Записать тему урока в тетради.

Активизация мыслительных процессов (умозаключение анализ и вывод).

Умение вступать в диалог и участие в коллективном обсуждении проблемы, аргументация своей позиции.

Управление своей познавательной деятельностью, ставить цель и анализировать условия достижения цели.

Умение самостоятельно определять и формулировать цель и задачи

урока.

Открытие нового знания

13 минут

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания информации.

Слайд 6

На доске слова «шов», «строчка», «стежок», «длина стежка»

Соотнести определения со слайда № 6 с понятиями на доске.

Найдите на образцах стежок, строчка, шов. Аргументируйте свой выбор.

Чем шов отличается от строчки? Строчка от стежка?

Записать определения в тетрадь.

Стежок - переплетение нити между двумя проколами иглы.

Строчка - ряд повторяющихся стежков.

Шов - место соединения двух или нескольких деталей строчкой

. Длина стежка - равна длине нити на поверхности ткани и расстоянию между стежками.

Рассмотрим представленные образцы.

Составим классификацию стежков.

Слайд 7

В тетради записываем

«Классификация стежков». (найти на образцах)

Временные . Слайд 8 , 9-12

Соединительные - сметочные, копировальные.

Постоянные. Слайд 13

Соединительные -стачной

Слайд 14-17.

Краевые- подшивочные косые, обметочные косые, отделочные.

Виды строчек: (зарисовываем)

  1. вперед иголку

  2. назад иголку

  3. петельный

  4. крестообразный

  5. стебельчатый

  6. тамбурный.

Слайд 18

Терминология ручных работ.

В целях экономии времени учитель раздаёт учащимся распечатанную таблицу, которую они наклеивают в тетрадь.

Название работы (термин)

Содержание работы

Применение

Смётывание

(сметать)

Временно соединить две или несколько деталей, примерно равных по величине, смёточными стежками.

Смётывают плечевые, боковые

или другие срезы деталей.

Намётывание

(наметать)

Временно соединить две детали смёточными стежками, когда одна деталь накладывается на другую.

Наметать карманы, кокетку,

отделку и др.

Замётывание

(заметать)

Временно закрепить подогнутый край изделия или детали смёточными стежками.

Заметать низ юбки, платья,

рукава и т.д.

Обмётывание срезов (обметать)

Обработать срезы детали обмёточной строчкой

Предохранение срезов от

осыпания.

Выметывание

(выметать)

Выправить и временно закрепить смёточной строчкой края детали.

Выметать воротник,

бретели и т. д.

Пришивание (пришить)

Прикрепить к изделию фурнитуру отделку и украшение.

Пришить пуговицы, крючки,

кнопки.

Слайд 19

На доске слова

« Инструменты», «Приспособления».

Задание- какая разница между этими понятиями?

Задание- распределить по разделам «Инструменты» и «Приспособления» :

-ручная игла, наперсток, ножницы, сантиметровая лента, манекен, резец, линейка, угольник.

Слайд 20-31

История об игле.

Что появилось раньше - иголка или одежда? Многие удивятся: разве можно сшить одежду без иголки? Оказывается можно. Первобытный человек сшивал звериные шкуры, прокалывая их костями животных или рыб. Когда же осколками твёрдого камня высверливали ушки, получались иглы.

История о булавке.

Самыми древними родственниками булавок были шипы роз. Не случайно слово «булавка» произошло от латинского «шип» и «колючка». Делали булавки из костей рыб и животных, из камня и металла, оформляли драгоценностями, ведь часто булавки использовались как украшения.

История ножниц.

В старые времена, когда была необходимость что-нибудь разрезать, брались за нож. Но приблизительно три с половиной тысячи лет назад, кто-то соединил ручки двух ножей пружинящим мостиком. Получились первые ножницы. Со временем ножницы совершенствовали, придавая им затейливые формы.

История напёрстка.

Однажды одного безымянного портного, исколовшего себе пальцы, осенило и был изготовлен первый напёрсток. Сначала их изготавливали из золота. В 1824 году владелец фабрики металлических изделий в Германии изобрёл универсальный станок для производства напёрстков. В конце 19 века напёрстки стали популярными, их продавали в качестве сувениров

ПРАВИЛА ТБ

1.Сосчитать количество иголок и булавок в игольнице.

2 Инструменты и приспособления в определенном месте.

3. Пользоваться наперстком

4.Класть ножницы справа, сомкнутыми лезвиями, направленными от себя.

5. правильно передавать ножницы.

Ты с иголкой не шути
И в руках не тереби
А уж взяв ее за ушко
Уколи ее в подушку
С ножницами тоже не играй
И, держа за острый край,
Другу их передавай.
Лишь окончена работа -
Ножницам нужна забота:
Не забудь ты их закрыть
И на место положить

Работают в парах, выбирая необходимую информацию из текста параграфа, данные и вносят в таблицу.

Осмысливают информацию; анализируют, фиксируют результаты в таблицу. Осознанно строят выводы.

Работа в парах, обсуждение информацию друг с другом.

Осуществление взаимного контроля. Оценивание правильности выполнения заданий.

Акселеративные паузы

2-х минутный

Мы поработали, устали, а сейчас расслабим мышцы наших спинок, сделаем «потягушечки».

Сели удобнее на стуле.

Руками держимся за край парты, прогибаем спину как кошечки - на счёт: раз, два, три.

А теперь выгибаем спинку как кошечки - на счёт: раз, два, три.

Руки на пояс, вращения плечами влево - вправо

И наклоны головы вперёд - назад, влево - вправо.

Учитель: Теперь сели правильно на стул и слушаем учителя

Применяют новые знания для первичного закрепления, реагируют на вопросы учителя, поднимаясь и опускаясь на свои посадочные места.

Активизация мыслительной деятельности (быстрое оперирование новыми знаниями).

Осуществление визуального контакта.

Самоконтроль.

Применение нового знания и включение его в систему

15 минут

Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации.

Практическая работа

- работа по технологическим картам, те ученицы, которые работают быстро - им можно предложить вторую карту)

Вопрос по технике безопасности:

Что нужно сделать до начала работы? (сосчитать количество иголок и булавок в игольнице, положить инструменты и приспособления в отведённое для них место)

Возьмём заготовленные 2 кусочка ткани, мел или карандаш, линейку, иглу и нить

Пока вы готовите материалы и инструменты, я раздаю вам технологические карты, по которым вы будете выполнять строчку прямых стежков в нужной последовательности.

Вопрос по технике безопасности:

Что нужно делать во время работы? (быть внимательной, надевать напёрсток на средний палец рабочей руки, чтобы не уколоть его, вкалывать иглы и булавки только в игольницу, класть ножницы справа с сомкнутыми лезвиями, направленными от себя, передавать ножницы кольцами вперёд и только с сомкнутыми лезвиями)

Предлагает направить свои знания для пользы других.

- создать наглядное пособие .

Сейчас вы получаете карточки для работы в парах «Оценивание работы соседа» (на карточке ученица пишет свою фамилию и вместе со своей работой передаёт рядом сидящей школьнице.)

КАРТОЧКА . Критерии оценивания работы

Инструкция: правильно выполненная операция оценивается в 1 балл, если операция выполнена неправильно - баллы в строке не проставляют, оставляя клеточку пустой.

Две ученицы обмениваются работами, анализируют их исполнение, и по всем пунктам в карточке выставляют баллы. (можно обсуждать выставление баллов, советоваться с учителем и корректировать свои решения)

Затем учащиеся подводят итог своей проверки.

Сумма баллов является оценкой за выполненную работу

У каждой ученицы на парте лежат напечатанные оценки, вы берёте бумажную пластину с нужной цифрой, которая будет соответствовать итоговой оценке и демонстрируете её учителю, (далее идёт обсуждение итога оценивания работ)

Учитель: Образец шва вкладываем в тетрадь для продолжения его оформления на следующем уроке

Делятся на пары, каждая получает технологические карты. Намечают план работы

Регулятивные УУД: планировать свое действие в соответствии с поставленной за­дачей, выстраивать алгоритм действий.









Личностные УУД: обладают первичными умениями оценки работ и ответов одноклассников на основе заданных критериев

Коммуникативные УУД: умеют рассу­ждать, правильно выражать свои мысли.


О п е р а ц и и

балл

1

Срезы ткани - уравнены правильно

2

Детали сложены правильно, лицевой стороной внутрь

3

Стежки проложены правильно, на расстоянии 1 см от среза

4

Расстояния между стежками с лицевой и с изнаночной стороны одинаковые

5

Задание выполнено аккуратно

ИТОГО

(отметка)

Рефлексия учебной деятельности

3 минуты

Анализ и оценка личной успешности для достижения цели; выявления уровня овладения знаниями.

Самоконтроль по индивидуальным карточкам Рефлексия - самоанализ, размышление, обращение

на собственное знание

Оценка моей работы на уроке

3. Мне было неинтересно,

я ничего не успевала -

жёлтая карта

1. Мне было интересно

и легко - красная карта

2. Мне было интересно,

но задание оказалось

сложным - зелёная карта

4. Я бы поставила себе

отметку - 3, 4 или 5

Уборка рабочего места

Вопрос:

Что нужно сделать по окончании работы? (посчитать количество иголок и булавок в игольнице. Их должно быть столько, сколько в начале работы, убрать рабочее место)

Заполняют оценочные листы. Оценивают личную успешность. Отвечают на вопросы учителя.

Осознанное построение выводов.

Умение отстаивать свою позицию приводя веские аргументы.

Осуществление самостоятельного контроля.










1

ТЕХНОЛОГИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ СТРОЧКИ ПРЯМЫХ СТЕЖКОВ

П/П

НАЗВАНИЕ

ОПЕРАЦИИ

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ

ВЫПОЛНЕНИЯ

ИЗОБРАЖЕНИЕ

1

2

3

4



1

СКЛАДЫВА-НИЕ ДВУХ ДЕТАЛЕЙ

СЛОЖИ ДВЕ ДЕТАЛИ, РАВНЫЕ ПО ВЕЛИЧИНЕ, ЛИЦЕВЫМИ СТОРОНАМИ ВНУТРЬ, УРОВНЯЙ СРЕЗЫ.

План урока по технологии на тему Швейные ручные работы



2

ВЫПОЛНЕ-НИЕ

РАЗМЕТКИ

ДЛЯ СТРОЧКИ

НА ИЗНАНОЧНОЙ СТОРОНЕ ОДНОЙ И ИЗ ДЕТАЛЕЙ НАЧЕРТИ КАРАНДАШОМ ЛИНИЮ НА РАССТОЯНИИ 1СМ ОТ СРЕЗОВ.

План урока по технологии на тему Швейные ручные работыПлан урока по технологии на тему Швейные ручные работыПлан урока по технологии на тему Швейные ручные работы



3

ВЫПОЛНЕ-НИЕ

РУЧНОЙ

ЗАКРЕПКИ

НАЧАЛО И КОНЕЦ СТРОЧКИ РУЧНЫХ СТЕЖКОВ НУЖНО ЗАКРЕП-ЛЯТЬ НЕ УЗЕЛКОМ, А ДВУМЯ-ТРЕМЯ КОРОТКИМИ СТЕЖКАМИ НА ОДНОМ МЕСТЕ.

ТАКУЮ ЗАКРЕПКУ ЛЕГКО УДАЛИТЬ. ПОПАДАЯ ПОД МАШИННУЮ ИГЛУ, ОНА НЕ ПОРТИТ СТРОЧКУ.

План урока по технологии на тему Швейные ручные работы



4

ВЫПОЛНЕ-НИЕ

ПРЯМОГО СТЕЖКА

ПРАВОЙ РУКОЙ ОСТРИЁ ИГЛЫ ВВОДЯТ В ТКАНЬ, ИГЛУ ПРОТАЛКИ-ВАЮТ И ВЫВОДЯТ НА ПОВЕРХ-

НОСТЬ НИЖНЕЙ ДЕТАЛИ.

План урока по технологии на тему Швейные ручные работы



5

ВЫПОЛНЕ-НИЕ

СТРОЧКИ ПРЯМЫХ СТЕЖКОВ

ЗАТЕМ ПРАВОЙ РУКОЙ ВЫВОДЯТ ИГЛУ ИЗ ТКАНИ НА ВЕРХНЮЮ ДЕТАЛЬ И ЗАТЯГИВАЮТ СТЕЖОК.

ДЛИНА СТЕЖКОВ И РАССТОЯНИЯ МЕЖДУ НИМИ ОДИНАКОВЫЕ.

План урока по технологии на тему Швейные ручные работы



6

ПРОДОЛЖЕ-НИЕ ВЫПОЛНЕ-НИЯ

СТРОЧКИ ПРЯМЫХ СТЕЖКОВ

СЛЕДУЮЩИЕ СТЕЖКИ ВЫПОЛНЯЮТ ТОЧНО ТАК ЖЕ. В КОНЦЕ СТРОЧКИ - ДЕЛАЕМ ЗАКРЕПКУ (ТАК, КАК В ПУНКТЕ № 2)

План урока по технологии на тему Швейные ручные работы

2

ТЕХНОЛОГИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ СТРОЧКИ КОПИРОВАЛЬНЫХ СТЕЖКОВ

КОПИРОВАЛЬНЫЕ СТЕЖКИ ВЫПОЛНЯЮТСЯ ДЛЯ ПЕРЕНОСА ЛИНИИ ВЫКРОЙКИ

П/П

НАЗВАНИЕ

ОПЕРАЦИИ

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ

ВЫПОЛНЕНИЯ

ИЗОБРАЖЕНИЕ

1

2

3

4



1

СКЛАДЫВА-НИЕ ДВУХ ДЕТАЛЕЙ

СЛОЖИ ДВЕ ДЕТАЛИ, РАВНЫЕ ПО ВЕЛИЧИНЕ, ЛИЦЕВЫМИ СТОРОНАМИ ВНУТРЬ, УРОВНЯЙ СРЕЗЫ.

План урока по технологии на тему Швейные ручные работы



2

ВЫПОЛНЕ-НИЕ

РАЗМЕТКИ

ДЛЯ СТРОЧКИ

НА ИЗНАНОЧНОЙ СТОРОНЕ ОДНОЙ И ИЗ ДЕТАЛЕЙ НАЧЕРТИ КАРАНДАШОМ ЛИНИЮ НА РАССТОЯНИИ 1СМ ОТ СРЕЗОВ.

План урока по технологии на тему Швейные ручные работыПлан урока по технологии на тему Швейные ручные работыПлан урока по технологии на тему Швейные ручные работы



3

ВЫПОЛНЕ-НИЕ

СТРОЧКИ ПРЯМЫХ СТЕЖКОВ

ЭТА ОПЕРАЦИЯ ВЫПОЛНЯЕТСЯ БЕЗ ЗАКРЕПКИ ПО КРАЯМ СТРОЧКИ

ПО НАМЕЧЕННОЙ ЛИНИИ ПРОЛОЖИ ПРЯМЫЕ СТЕЖКИ, НЕ ЗАТЯГИВАЯ ИХ, А ОСТАВЛЯЯ ПЕТЕЛЬКИ ВЫСОТОЙ 1СМ

План урока по технологии на тему Швейные ручные работы



4

ВЫПОЛНЕ-НИЕ

НАТЯЖЕНИЯСТЕЖКОВ

ТЕПЕРЬ РАЗВЕРНИ ДЕТАЛИ ТАК, ЧТОБЫ НИТКИ СТЕЖКОВ НАТЯНУЛИСЬ

План урока по технологии на тему Швейные ручные работы



5

РАЗЕЗАНИЕ

НИТИ

МЕЖДУ

ДЕТАЛЯМИ

РАЗРЕЖЬ СТЕЖКИ ПОСЕРЕДИНЕ МЕЖДУ ДВУМЯ СРЕЗАМИ ДЕТАЛЕЙ

План урока по технологии на тему Швейные ручные работы





6







КОПИРО-ВАЛЬНЫЕ

СТЕЖКИ

РАЗРЕЗАНЫ

ТАК ВЫГЛЯДЯТ ДВЕ ДЕТАЛИ С РАЗРЕЗАНЫМИ КОПИРОВАЛЬНЫМИ СТЕЖКАМИ

План урока по технологии на тему Швейные ручные работы



© 2010-2022