«Методика проведения ручных швейных работ»

Данная методическая разработка содержит введение, основные цели и задачи по методике обучения, сущность вопроса (сущность «Технологии», обработку и терминологию ручных швейных работ, обзор литературных источников по данному вопросу); анализ раздела программы (анализ раздела программы по «Технологии», выбор объекта учащихся); перспективно-тематическое планирование (тема уроков, цели уроков, теоретические сведения, сообщаемые учащимися на уроке, содержание практических работ, внутрипредметные и ме...
Раздел Технология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Министерство образования, культуры и науки РК

БОУ НПО «Профессиональный лицей №1





Методическая разработка

Тема:

«Методика проведения ручных швейных работ»





Выполнила: преподаватель

спец. дисциплин

Надяева Н У.


Данная методическая разработка содержит введение, основные цели и задачи по методике обучения, сущность вопроса (сущность «Технологии», обработку и терминологию ручных швейных работ, обзор литературных источников по данному вопросу); анализ раздела программы (анализ раздела программы по «Технологии», выбор объекта учащихся); перспективно-тематическое планирование (тема уроков, цели уроков, теоретические сведения, сообщаемые учащимися на уроке, содержание практических работ, внутрипредметные и межпредметные связи, наглядные пособия и дидактические материалы); методические рекомендации по проведению уроков (структура комбинированного урока по «Технологии», специфика уроков «Технологии», условия результативности и эффективности уроков, методы предупреждения ошибок, совершенных учащимися); методические разработки уроков (планы конспекты уроков); содержание деятельности учащихся на этих уроках; краткие выводы по результатам и исследованиям); список используемой литературы; приложение (плакат «Терминология ручных швейных работ»

Все рассмотренные вопросы должны отразить готовность студента к педагогической деятельности.

Содержание

Методическая подготовка является составной частью педагогической подготовки будущих преподавателей, которая направлена на освоение ими основных видов и форм педагогической деятельности по управлению процессом обучения и личностного развития, учащихся с учетом их индивидуальных особенностей. Итогом технологической подготовки студентов является формирование основ профессионального педагогического мастерства.

Профессионализм учителя во многом определяется уровнем его методической подготовки. Наиболее эффективные пути и средства для решения учебно-воспитательных задач могут быть найдены в итоге длительной школьной деятельности, а могут быть результатом достижения педагогической науки.

Методическая разработка по методике обучения является важным этапом к самостоятельному решению учебно-воспитательных задач, возникших на практике перед учителем технологии.

В ходу выполнения методической разработки учащимися осуществляется:

-закрепление и расширение теоретических знаний, углубление умений использовать их для решения конкретных учебно-воспитательных работ психолого-педагогического, методического, технического и экономического характера;
- развитие навыков по применению практических умений для решения поставленных задач;
- совершенствование умений самостоятельный работы и введение поиска педагогической информации при решении разрабатываемых к курсовой работе, проблем, вопросов и формировании практических выводов на основе анализа литературных источников, передового педагогического опыта.

- закрепление навыков самостоятельной оценки различных методов, обобщения результатов, обоснования выводов и рекомендации, которые могут быть использованы в практической деятельности работников образования
Методическая разработка по методике обучения является комплексной и включает в себя разделы с раскрытием методических, дидактических и практических вопросов находящихся в органической взаимосвязи.

Тематика разработки по методике обучения отвечает следующим требованиям:

- содержит выраженный творческий вклад автора в разработку темы, определенную степень самостоятельности и новизны в подходах по реализации, поставленной учебно-воспитательной задачи;
- носит прикладной характер и предполагает реальную возможность практического применения в учреждении образования;
Главной целью разработки является формирование готовности будущего преподавателя к грамотному и творческому осуществлению профессиональных обязанностей.

Основной задачей методической разработки по методике обучения является формирование и развитие профессионализма педагогической деятельности.

Чтобы выполнить разработку по методике обучения, нужно спроектировать свою будущую профессиональную деятельность применительно к конкретной ситуации, реальным педагогическим условиям.

Сущность вопроса

Современная система образования достаточно быстро реагирует на преобразования нашего общества. Войдя в третье тысячелетие, наше общество, столкнулось с ситуацией, когда образование должно подготовить новое поколение людей к жизни в условиях, которые ещё полностью не сформированы, и к решению задач, которые однозначно ещё не сформулирован.

Слово «Технология»- происходит от греческого слова techno «искусство, мастерство, умение». Технология определяется как наука о преобразовании и использовании материи, энергии и информации а интересах и по плану человека. В школе «Технология» - изучение разных методов обработки, преобразования сырья и материалов в процессе производства из них продукции. Предмет «Технология» позволяет освоить основные понятия, сущность технологических процессов, последовательность их выполнения, приобретение навыков практической деятельности по изготовлению красивых, интересных и полезных изделий. И, как известно все умения и навыки составляют нашу повседневную жизнь, а для многих людей они являются и основой профессией.

Студенты должны быть готовы и способны нести личную ответственность. Значительные возможности для этого имеет курс «Технология», в тематическом плане которого есть разделы, заключающиеся в обучении учащихся (девочек) технологию швейных изделий.

Меняется мода, создаются новые ткани, швейное оборудование и поэтому технология изготовления одежды также претерпевает изменения, становится более современной. За основу берутся приемы быстрого шитья, тем самым ускоряется процесс пошива изделий.

Учащиеся осваивают приемы быстрого шитья и таким образом ускоряется процесс изготовления различных изделий. Технология изготовления одежды подобрана с учетом возрастных особенностей учащихся, а преемственность и последовательность изложения материала, от года к году позволяют разнообразить перечень изделий от простых до достаточно сложных, включая даже оригинальные комплекты одежды.

Как известно, одежда появилась очень давно. Ещё в период, когда человек научился добывать огонь, ему необходимо была одежда. Первоначальной одеждой ему служили шкуры животных, в которых не было недостатка. Но шкуры необходимо было чем-то соединять, так появляется потребность, а соединительных средствах; они и явились предшественниками ниток.

Нитки для шитья в том виде, котором они существуют в настоящее время, появились лишь в середине века с изобретением ткацкого станка и ленточной машины, что позволило производить тонкую пряжу.

Ткань-это, так определяют, текстильное изделие, измеряющееся соответствующей мерой (длина, ширина, площадь). Ткань состоит из двух переплетающихся систем ниток, расположенных взаимоперпендикулярно. Ткани различают в зависимости от сырья из которого они выработаны по цвету, на ощупь, по фактуре и отделке.

Комплексно-методическое обеспечение вопроса

Анализ раздела программы

Название: Симоненко В.Д., Хотунцев, Ю.Л. Технология.
МДК 1. Технология пошива швейных изделий по индивидуальным заказам.
ПМ 1. Пошив швейных изделий по индивидуальным заказам.
1.1 приспособления для ручных работ для изготовления швейных изделий.

Ручные инструменты и приспособления 4 часа

- ручные стежки и строчки, технология выполнения ручных стежков и строчек-9 часов

Общие сведения о данном разделе программы.

Существуют много вариантов выполнение различных ручных работ, а так же множество разных способов соединения деталей. Для каждого из них существует свое название.

Терминология ручных швейных работ

Название работы

Содержание работы

Примечание

Сметывание- временно соединить две детали или несколько деталей сметочными стежками. Сметывают плечевые, боковые или другие срезы деталей

Наметывание- временно соединить две детали сметочными стежками, когда одна деталь накладывается одна на другую. Наметать карманы, кокетку, отделочную планку на полочку

Заметывание- временно закрепить подогнутый край изделия или детали сметочными стежками. Заметать низ юбки, платья, жакета, рукава

Пришивание- прикпрепить к изделию фурнитуру, отделку или украшение

Пришить пуговицы, крючки, кнопки

Выметывание- выправить и временно закрепить сметочной строчкой края деталей. Выметать обтачку горловины, бретели, воротника, планку

Обметывание- обработать среза детали обметочной строчкой. Предохранение от осыпания

В результате методики швейного дела будущий преподаватель должен научиться грамотно, формировать у учащихся (девочек) знаний и умений в сфере швейного дела.

Методические рекомендации по проведению уроков

Урок - является основой формой организации учебной работы.

Структура - составляет последовательность шагов, этапов учебно-воспитательного процесса, выстроенную в определенной логической последовательности и направленную на реализацию учебно-воспитательных целей занятия.

Комбинированный урок по «Технологии» представляет собой следующую структуру:
1. организационная часть;
2. Проверка знаний учащихся по предыдущей теме;
3. Актуализация знаний учащихся;
4. Изложение нового материала;
5. Закрепление изученного материала;
6. Проведение физкультминутки;
7. практическая работа:
- вводный инструктаж

- текущий инструктаж

- заключительный инструктаж

8. Проведение инструктажа по подготовке домашнего задания;
9. Уборка учащимися рабочих мест;
10. Подведение итогов урока.

Уроки технологии пошива имеют свою специфику:

1. на занятиях по технологии сложилась оправдавшая себя практика сдвоенных уроков. Это объясняется тем, что центральное место на уроках технологии отводится практической работе учащихся. При сдвоенном занятии учащиеся успевают решать поставленные задачи.

2. Занятия по технологии требуют специальной подготовки с точки зрения создания безопасных условий для работы учащихся. Это непременное условие - любые инструменты и оборудование могут стать источником травматизма из-за неумелого использования их учащимися.

3. само построение занятий по технологии, предполагая значительную долю самостоятельности учащихся, требует от преподавателя усиления контроля за всем, что происходит в группе, своевременного предотвращения возможной травмы и типичных ошибок в выполнении заданий.

Результативность урока - является достижением учащимися трехкомпонентной цели урока.

Результативность и эффективность урока обеспечивается при следующих условиях:
- предварительное проектирование хода и результатов урока;

- высокий уровень активности учебно-познавательной и трудовой деятельности учащихся;
- направленность на развитие познавательных и творческих способностей учащихся;

- высокий уровень культуры учебного труда учащихся;
- самостоятельность ученика в учебной деятельности;

- высокий организационно-методический уровень;
- индивидуализация и дифференциация процесса обучения.

После проведения урока преподаватель должен проанализировать его, сделать выводы с обязательным выделением допущенных учащимися ошибок и недочётов и указание причин, их породивших. Далее продумать и составить план их предупреждения.

Содержание деятельности учащихся:

- выполнение практической работы «Знакомство с инструментами и приспособлениями, применяемыми при выполнении ручных работ».

- подготовка ткани и инструментов;
- выполнение практической работы «Знакомство с терминологией, применяемой при выполнении ручных работ»

- выполнение практической работы «Выполнение ручных стежков и строчек, пришивание пуговиц».

- выполнение работ сметывания

- выполнение работ наметывания

- выполнение работ заметывания

- выполнение работ пришивания

- выполнение работ выметывания

- выполнение работ обметывания

Заключение:

В результате проделанной работы можно сделать вывод о полученных научных результатах и исследованиях. Данный проект соответствует разделу «Технология пошива швейных изделий» программы по «Технологии». Соблюдены все методические рекомендации по проведению урока, в частности структура, специфика и т.д., что обеспечивает его эффективность. В процессе изготовления изделия у учащихся формируется знания и умения по опросам изучаемого материала, воспитывается аккуратность и ответственность при выполнении работы, а также развиваются навыки контроля и самоконтроля.

В процессе изучения темы «Методика проведения ручных швейных работ» учащиеся получают знания по технологии, а также по материаловедению и оборудованию.

Соблюдены все принципы обучения. Особенно ярко выделен принцип наглядности т.к. данный проект предполагает использование плаката «Терминология выполнения ручных швейных работ» для сопровождения изложения нового материала, а также учебники по материаловедению и технологии.











Тема урока: Виды ручных инструментов, применяемых при изготовлении швейных изделий
Цель урока: Сформировать у учащихся знания по организации рабочего места для выполнения ручных работ; ознакомить с инструментами и приспособлениями для их выполнения, сформировать навыки по соблюдению правил техники безопасности; воспитывать аккуратность и внимание во время работы.

Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, плакаты, таблицы, набор инструментов для выполнения ручных работ.

Ход работы:

I. Организация урока:

Проверка готовности учащихся к уроку, наличие необходимого для урока.

II. Повторение пройденного материала:

Вопросы:

1. Для чего надо знать свойства тканей?

2. Перечислите, какие свойства тканей вы знаете. Что к ним относится?

3. Назовите положительные свойства льняных тканей

4. назовите отрицательные свойства хлопчатобумажных и льняных тканей.

III. Изучение нового материала:
Прежде чем приступить к работе, необходимо правильно оборудовать свое рабочее место.
- важно, чтобы место, где мы шьем, было хорошо освещено, свет должен падать с левой стороны;
- сидеть надо прямо, касаясь корпусом спинки стула;
- расстояние от глаз до работы должно составлять примерно 30 см;
- ноги должны твёрдо опираться всей подошвой о пол;
- корпус надо держать прямо или слегка наклонить;
- голову слегка наклонить вперед;
- руки должны быть согнуты в локтях и отставать в от корпуса не более чем на 10 см;
- в процессе работы следует периодически менять положение корпуса;
- перед началом и после окончания работы необходимо мыть руки, чтобы ткань всегда оставалась чистой, а на руках не оставалось мелких ворсинок от ткани, ниток и частичек мела.

Для выполнения различных ручных работ необходимы следующие инструменты: сантиметровая лента, ножницы, иглы для ручных работ, булавки, наперсток, нитки, подушечка для игл и булавок, мел. Инструменты должны храниться в специальной коробочке, а во время работы их кладут на стол справа от работающего.

После работы все инструменты и рабочее место надо обязательно убирать.

Ручные иглы должны быть острыми, неломкими, хорошо отполированными, с ушком достаточных размеров и без заусенцев. Иглы различают по толщине (диаметр) и длине по номеру от № 1 до № 12. Для хлопчатобумажных используют иглы № 1-3 и нитки № 40-80.

Наперсток предназначен для предохранения пальца от укола иглы . Его надевают на средний палец правой руки. Наперстки также различают по номерам, и он должен точно соответствовать толщине пальца.

Сантиметровая лента - это лента прорезиненной ткани, её длина 150 см, ширина 1-2 см, с металлическими закрепками на концах. Они применяются для снятия мерок с фигуры человека, при раскрое, при шитье и тогда, когда надо проверить размеры изделия, которое шьют.

Ножницы используют для раскроя ткани и для других ручных швейных операций. Ножницы также делятся по номерам от 1 до 8 и размер зависит от выполняемой операции и ткани, из которой шьется изделие.

Булавки бывают с металлической или стеклянной головкой. Их используют для скалывания деталей изделия, при креплении лекал из бумаги к ткани, на примерке. Булавки должны быть тонкими, хорошо заостренными и отшлифованными.

Портновский мел применяют для обозначения на материале линий и знаков при раскрое и примерке. Края мела должны быть заточены, чтобы проводимые линии были тонкими. Вместо мела можно использовать - тонко заточенное сухое мыло.

Колышек - приспособление для удаления наметки при шитье. Он представляет собой стержень длиной около 10 см, заостренный с одной стороны. Он может быть сделан из дерева, кости или текла.

Правила техники безопасности при работе с иглой, булавками и ножницами:

1. Иглы и булавки хранить в подушечке или игольнице, шить с наперстком.

2. Нельзя брать иглу и булавки в рот, вкладывать в свою одежду.

3. сломанную иглу нельзя бросать, а класть в специально отведенную для этого коробку.

4. ножницы, иглы и булавки хранить в рабочей коробочке.

5. класть ножницы сомкнутыми лезвиями от работающего.

6. передают ножницы кольцами вперед, держась за сомкнутые лезвия.

IV. Закрепление изученного материала:

Учащиеся выполняют практическую работу «Знакомство с инструментами и приспособлениями, применяемыми при выполнении ручных работ».




Тема урока:: Классификация, стежков и строчек и швов.

Цель урока: Ознакомить учащихся с терминологией, применяемой при выполнении ручных работ; сформировать навыки правильного применения терминологии; воспитать аккуратность в работе, внимательность.

Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, плакаты, таблицы, набор образцов с ручными работами.

Ход работы:

I. Краткий опрос учащихся по материалу предыдущего урока:
Вопросы:
1. Какие инструменты необходимы для выполнения ручных работ?
2. Что относится к приспособлениям?
3. Что принято называть рабочим местом?
II. Изучение нового материала:
При изготовлении швейных изделий в процессе пошива применяются следующие ручные операции: заметывание, наметывание, выметывание, обметывание, пришивание, сметывание. По виду выполняемых операций при выполнении ручных работ применяется следующая терминология.

Ручные работы

Название работы

Содержание работы

Примечание

Сметывание

Временно соединить две детали или несколько деталей сметочными стежками

Сметывают плечевые, боковые или другие срезы деталей

Наметывание

Временно соединить две детали сметочными стежками, когда одна деталь накладывается одна на другую

Наметать карманы, кокетку, отделочную планку на полочку

Заметывание

Временно закрепить подогнутый край изделия или детали сметочными стежками

Заметать низ юбки, платья, жакета, рукава

Пришивание

Прикрепить к изделию фурнитуру, отделку или украшение

Пришить пуговицы, крючки, кнопки

Выметывание

Выправить и временно закрепить сметочной строчкой края деталей

Выметать обтачку горловины, бретели, воротника, планку

Обметывание

Обработать среза детали обметочной строчки

Предохранения от осыпания

III. Изучение нового материала .

Выполнение практической работы «Знакомство с терминологией, применяемой при выполнении ручных работ».

IV. Анализ и оценка урока.

Проанализировать урок, сделать необходимые замечания, прокомментировать ошибки и совместно с учащимися найти пути их исправления. Объявить оценки за урок.












Тема урока: Ручные стежки и строчки.

Цель урока: Ознакомить учащихся с приемами выполнения ручных стежков и строчек, техническими условиями; сформировать навыки по выполнению прямых, косых стежков, пришиванию пуговиц, крючков, кнопок; воспитывать аккуратность в работе, внимательность; прививать эстетический вкус.

Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, плакаты, образцы стежков и строчек, набор ручных инструментов, нитки, хлопчатобумажные лоскуты ткани, линейка.

Ход работы:

I. Организация урока: Проверка учащихся к уроку.
II. Повторение пройденного материала:

Вопросы:

1. какие правила техники безопасности необходимо соблюдать при выполнении ручных работ?
2. перечислите инструменты и приспособления для ручных работ.

3. какие нитки нужны для шитья изделий из хлопчатобумажных тканей?
4. Что означают термины «сметать», «заметать».

5. что означают термины «наметать», «пришить».

III. Изучение нового материала:

Сшить любое изделие можно с помощью строчек, выполненных в ручную и на швейной машинке, изделие готовят к примерке. В процессе пошива одежды применяют различные ручные строчки.

Строчка - это ряд повторяющихся стежков.

Стежок - это переплетение ниток между двумя проколами иглы.

Длина стежка - это расстояние между двумя последовательными проколами иглы.

Длина стежка зависит от назначения и применения ручных строчек. Все стежки должны быть ровными, однородными. Расстояние между ними как с лицевой, так и с изнаночной стороны ткани должно быть одинаковыми, а нити затянут равномерно. Ручные стежки образуют строчки временного и постоянного назначения.

Различное направление и положение ниток при выполнении стежков образуют различные строчки. Смёточные и копировальные строчки образуются прямыми стежками, а обмёточные и подшивочные - косыми стежками.

Сметочные строчки прямых стежков выполняют проколом иглы через одинаковые расстояния по лицевой и изнаночной сторонами. Длина стежка 0,7 - 1,5 см. Выполняют хлопчатобумажными нитками № 50,60, контрастными по цвету ткани. Прежде чем сшивать изделие на швейной машине, его готовят в примерке и для этого применяют смёточные стежки.


Литература:

1.Горбунова Т.В. Методика производственного обучения:

2. Кжина О.А., Кудаково Е.Н., Маркуцкая С.Э. Технология.

3. Кругликов Г.И. Методика преподавания технологии с практикумом: Учебное пособие для студентов «Академия», 2004.

4. Крупская Ю.В., Кизеева Н.И., Сазонова Л.В., Симоненко В.Д.Технология: общеобразовательной школы. - М.: «Вентана Граф»

5. Савостицкий Н.А., Амирова Э.К. Материаловедение швейного производства: Учебное пособие. - Москва: «Академия»

6. Симоненко В.Д., хотунцев Ю.Л. Технология. Москва: «Просвещение»
7. Баженов В.Н. «материалы для швейных изделий». Москва «Легкая и пищевая промышленность»

8. Кокеткин П.П., Кочегура Т.Н., Барышникова В.Н., «Промышленная технология одежды», Москва «Легкая промышленность и бытовое обслуживание»


Тема урока: Вводное занятие. Безопасность труда и пожарная безопасность в учебных мастерских.

Цель: Ознакомление с профессией, изучение требований безопасности труда.

Наглядные пособия: Выставка швейных изделий, изготовляемых училищем, работы учащихся, инструменты, приспособления, оборудование мастерских, средства пожаротушения, инструкция по безопасности труда.

Ход урока.


  1. Краткие сведения из истории профессии. Сфера применения приобретенных учащимися знаний, навыков, умений.

Продукция, выпускаемая училищем, демонстрация работ учащихся.

Ознакомление учащихся с формами организации труда. Правилами внутреннего распорядка, поведения учащихся, уставом училища, режимом работы.

Ознакомление учащихся с квалификационной характеристикой и программой п/о.

Ознакомление учащихся с мастерской, расстановка по рабочим местам, ознакомление их с организацией рабочего места, с инструментами.


  1. Безопасность труда и пожарная безопасность в учебных мастерских.

  1. Требования безопасности труда в учебных мастерских и на рабочих местах.

  2. Причины травматизма и меры их предупреждения.

  3. Ознакомление учащихся с инструкцией, правила по безопасности труда.

  4. Основные правила электробезопасности.

    1. Правила пользования электронагревательными приборами, отключение электросети.

  1. Пожарная безопасность.

    1. Причины пожаров в помещениях училища.

    2. Правила поведения учащихся при пожаре.

    3. План эвакуации, его использование в случае пожара.

    4. Порядок вызова пожарной команды.

    5. Правила пользования первичными средствами пожаротушения.

    6. Устройство и применение огнетушителей и внутренних пожарных кранов.

  1. Закрепление знаний учащихся.

  1. Что вы знаете о своей профессии?

  2. Кем бы вы хотели стать после окончания училища?

  3. Перечислите инструменты, применяемые в швейном производстве?

  4. Каковы правила безопасности труда в мастерской, на ручном рабочем месте, при работе за швейными машинами, при работах на утюгах, прессах.

  5. Назовите возможные причины пожаров в училище. Каковы правила поведения при пожере?

  1. Задание на дом:

  1. Завести дневник по п/о.

  2. Изучить правила безопасности труда и пожарной безопасности и записать основные правила в дневник.

  3. Приобрести инструменты для швейного производства.






































Раздел: Изучение и выполнение ручных стежков и строчек.

Тема урока:: Ручные работы, подготовка инструментов, подбор игл и ниток, освоить навыки отрыва ниток, вдевание нитки в иглу, завязывание узла, работа с иглой и наперстком. Выполнение копировальных стежков.

Цель урока: Приобретение знаний и выработка первоначальных умений: (выработка) в овладении приемами работы различными ручными инструментами: определение номеров ниток, ручных игл, ножниц, в овладении иглой и наперстком , в выполнении копировальных стежков.

Воспитывать у учащихся усидчивость при выполнении работы, развивать у учащихся способности анализировать свою работу. Находить причину ошибок и их устранять, воспитывать аккуратность, ответственность за выполняемую работу.

Материально-техническое оснащение занятий:

Машины, ножницы, нитки, иглы, ручные см ленты, образцы копировальных стежков , инструкционно-технологические карты, плакаты.

Ручные стежки: ход урока


  1. Организационная часть.

Проверка присутствующих, внешнего вида учащихся, организация ручных рабочих мест.

  1. Вводный инструктаж по теме программы: выполнение ручных стежков и строчек.

  1. Рассказать о значении ручных работ в производстве одежды.

  2. Показать на образцах виды ручных работ.

  3. Показать на изделиях применение ручных швов.

  4. Рассказать сколько времени отводится на изучение темы «Ручные стежки и строчки» и какие работы будут выполняться.

  1. Вводный инструктаж по теме урока.

  1. Рассказать и показать какие работы будут изучаться, и выполняться на сегодняшнем уроке.

  2. Рассказать о правилах организации ручного рабочего места, его назначение, о правилах безопасности труда при выполнении ручных работ

  3. Показать набор инструментов (мел, ножницы, линейку, см. ленту, наперсток, иглы и т.д.) рассказать о их назначении.


  1. Первичный вводный объяснительный инструктаж .

  1. Чередование объяснения и показы мастера с упражнениями учащихся и текущим инструктажем.

2. Рассказать о правилах подбора швейных ручных игл в соответствии с тканями и нитками.

3. Упражнения учащихся в подборе ниток к иглам и тканям.

4. Проверить знания и первоначальные умения учащихся по подбору ниток к иглам и тканям.

5. Объяснить и показать приемы владения иглой и наперстком.

6. Упражнения учащихся в продвижении в ткани иглы наперстком.

7. Объяснить и показать вдевание нитки в иглу и завязывание узла.

8. Упражнения учащихся по вдеванию нитки в иглу и завязывание узла.

9. Объяснить и показать приемы выполнения копировальных стежков.

10. Упражнения учащихся по выполнению копировальных стежков.

  1. Заключительный инструктаж.

Вопросы к учащимся.

1. Назовите и покажите инструменты для ручных работ?

  1. Каковы правила безопасности труда при ручных работах?

  2. Рассказать и показать о копировальных стежках.

  1. Задание на дом.

Повторить материал, пройденный на спец технологии. Выполнение копировальных стежков.
































Раздел: Изучение и выполнение ручных стежков и строчек.

Тема урока: Изучение и выполнение сметочных стежков, соединение деталей прямыми сметочными стежками, на ткани с рисунком, в полоску, клетку, наметочными стежками.

Цель урока: Научить учащихся правильным приемам работы при выполнении сметочных, наметочных стежков.

Научить учащихся работать самостоятельно, используя инструкционные карты. Воспитать у учащихся усидчивость при выполнении работы, находить причины ошибок, уметь их устранять. Воспитывать аккуратность, ответственность за выполняемую работу.

Материально-техническое оснащение урока: раздаточные образцы со строчками, выполненными сметочными, наметочными стежками, инструкционно-технологические карты, ручные стежки, набор инструментов для ручных работ, нитки х/б, детали прямоугольной формы 20x10=30 шт, 20x10=30шт.

Ход урока:


  1. Организационная часть Проверка присутствующих, организация рабочих мест, раздача учащимся деталей для упражнений.


  1. Вводный объяснительный инструктаж и упражнения учащихся.

  1. Опрос учащихся

а) Как расположить инструменты при ручных работах?

б) Что значит ( сметать) проложить копировальные стежки?

в) Правила безопасности труда на ручном рабочем месте.

2) Объяснить и показать приемы работы выполнения сметочных стежков. Объяснить применение данных стежков в изделиях.

3) Упражнения учащихся в сметывании одной детали на другую без посадки, и с посадкой одной детали. Обходы рабочих мест для проверки соблюдения учащимися технических требований при выполнении операций и приемов работы.

4) Объяснить и показать приемы наметывания на ткани с разным рисунком.

5) Упражнения учащихся в наметывании деталей, целевые обходы мастера для наблюдения за правильными приемами работы.


  1. Заключительный инструктаж.

  1. Закрепить терминологию выполнения сметочных и наметочных стежков.

  2. Подвести итоги работы по выполнению стежков.

  3. Заполнить дневник, описать сметочные наметочные стежки, зарисовать схемы, рисунки стежков.


  1. Задание на дом.

  2. Приемка рабочих мест.










































Раздел: Изучение и выполнение ручных стежков и строчек.

Тема урока: Изучение и выполнение заметочных, выметочных стежков строчек для образования сборок, подшивочных косых стежков.

Цель урока: Научить учащихся правильным приемам работы при выполнении заметы, выметанных стежков, строчек для образования сборок, подшивочных строчек.

Выработать у учащихся навыки выполнения заметы, выметы стежков, подшивочных строчек.

Закрепить умения по владению иглой, наперстком и другими инструментами для ручных работ.

Научить учащихся правильным трудовым приемам при выполнении стежков.

Наглядные пособия и материально-техническое оснащение урока: раздаточные образцы со строчками, выполненными заметочными, выметочными, подшивочными косыми стежками, инструкционно-технологические карты, набор инструментов, нитки х/б, прямоугольные детали, плакаты «Ручные стежки и строчки».

Ход урока.


  1. Организационная часть Проверка присутствующих, организация рабочих мест, раздача учащимся деталей для упражнений.


  1. Вводный объяснительный инструктаж и упражнения учащихся.


  1. Опрос учащихся

  2. Что значит сметочные, наметочные стежки.

  3. Правила безопасности труда на ручном рабочем месте.

  4. Объяснить и показать приемы работы выполнения заметочных стежков. Выметывание канта на бортах. Объяснить применение данных строчек в изделиях.

  5. Упражнения учащихся в заметывании низа изделия, рукава, боковых швов. Обходы рабочих мест для проверки соблюдения учащимися технических требований при выполнении операций и приемов работы.

  6. Объяснить и показать приемы выметочных стежков: величина стежков, различие и сходство приемов работы, при выметывании края детали прямыми и косыми стежками.

  7. Упражнения учащихся в выметывании краев деталей выметочными стежками, целевые обходы мастера для наблюдения за правильными приемами работы.

  8. Подшивочные, косые стежки, постоянные назначения. Объяснить и показать приемы подшивочных косых стежков, применение подшивочных стежков. Показать правила подшивания края детали: применение стежков, приемы подшивания.

  9. Упражнения учащихся по выполнению подшивочных стежков и обход мастера для проверки правильности соблюдения учащимися приемов работы и технических условий.

  1. Заключительный инструктаж.

  1. Закрепить терминологию выполнения ручных прямых и косых стежков.

  2. Подвести итоги работы по выполнению стежков.

  3. Заполнить дневник п/о.

  1. Задание на дом.

  2. Приемка рабочих мест.



































Раздел: Изучение и выполнение ручных стежков и строчек.

Тема урока: Изучение и выполнение подшивочных крестообразных стежков, петельно-обметочных стежков, стачных постоянного назначения.

Цель урока: Научить учащихся правильным приемам работы при выполнении подшивочных, петельно-обметочных, стачных стежков. Закрепить умения по владению иглой, наперстком и другими инструментами для ручных работ. Воспитывать у учащихся усидчивость при выполнении работы, развивать у учащихся способность анализировать свою работу. Находить причины ошибок, уметь их устранять.

Наглядные пособия: раздаточные образцы, инструменты для ручных работ, нитки, детали прямоугольной формы, инструкционно-технологические карты, плакаты «Ручные стежки и строчки».

Ход урока.



  1. Организационная часть Проверка присутствующих, организация рабочих мест, раздача учащимся деталей для упражнений.


  1. Вводный объяснительный инструктаж и упражнения учащихся.

1.Опрос учащихся:

а) Какие бывают стежки временного назначения?

б) Какие бывают стежки постоянного назначения?

в) Что значит подшивать, обметывать петельными стежками?

г) Правила безопасности труда на ручном рабочем месте?

2. Объяснить и показать приемы работы выполнения подшивочных крестообразных стежков. Объяснить применение данных стежков в изделиях.

3. Упражнения учащихся в подшивании крестообразными стежками. Обходы рабочих мест для проверки соблюдения учащихся технических требований при выполнении операций и приемов работы.

4. Объяснить и показать приемы петельно-обметочных стежков. Объяснить применение данных стежков в изделиях.

5. Упражнения учащихся в выполнении петельно-обметочных стежков. Обходы рабочих мест для проверки требований при выполнении операций и приемов работы.

6. Объяснить и показать приемы работы выполнения стачных стежков постоянного назначения. Объяснить применение данных строчек в изделиях.

7. Упражнения учащихся в выполнении стачных стежков постоянного назначения, обходы рабочих мест для проверки соблюдения учащихся технических требований при выполнении операций и приемов работы.

8. Показать правила контроля качества стежков и строчек.


  1. Заключительный инструктаж.

    1. Закрепить терминологию выполнения крестообразных подшивочных стежков, петельно-обметочных, стачных стежков.

    2. Подвести итоги работы по выполнению стежков.

    3. Заполнить дневник п/о. Описать приемы работы при выполнении стежков, сделать зарисовки швов.

  1. Задание на дом.

  2. Приемка рабочих мест.

































Раздел: Изучение и выполнение ручных стежков и строчек.

Тема урока: Изучение и выполнение петельных стежков, пришивание пуговиц, крючков, петель, кнопок. ВТО.

Цель урока: Научить учащихся правильным приемам работы при выполнении петельных стежков, пришивании пуговиц, крючков, петель, кнопок. ВТО. Научить учащихся работать самостоятельно, используя инструкционные карты. Закрепить знания, умения, навыки, полученные раннее на уроках теории и п/о. Воспитывать у учащихся усидчивость при выполнении работы. Развивать у учащихся способность анализировать свою работу. Находить причину ошибок, уметь их устранять, воспитывать аккуратность, ответственность за выполняемую работу.

Наглядные пособия и материально-техническое оснащение урока: раздаточные образцы со строчками, фурнитура, инструкционные карты, плакаты «Ручные стежки и строчки», нитки, иглы, см. лента, мел, прямоугольные детали.

Ход урока.


  1. Организационная часть Проверка присутствующих, организация рабочих мест, раздача учащимся деталей для упражнений.

  2. Вводный объяснительный инструктаж и упражнения учащихся.

  1. Опрос учащихся:

а) Правила безопасности труда на ручном рабочем месте.

б) Что значит подшивать?

в) Какие стежки относятся к постоянным и временным стежкам?

г) Где применяются стачные стежки?


  1. Объяснить и показать приемы работы, выполнения петельных стежков. Объяснить применение данных стежков в изделии.

  2. Упражнения учащихся в выполнении петельных стежков. Обходы рабочих мест для проверки соблюдения учащихся технических требований при выполнении операций и приемов работы.

  3. Объяснить и показать приемы работы пришивания фурнитуры.

  4. Упражнения учащихся в пришивании фурнитуры (пуговиц с ножками и без, крючков, петель). Обходы рабочих мест для проверки соблюдения учащихся технических требований при выполнении пришивания фурнитуры.


  1. Заключительный инструктаж.

  1. Закрепить терминологию ручных стежков.

  2. Подвести итоги выполнения упражнений петельных стежков, пришивании пуговиц, крючков, петель.

  3. Заполнить дневник п/о, описать приемы работы при выполнении петельных стежков.

  1. Задание на дом.


  1. Приемка рабочих мест.









































Раздел: Изучение и выполнение ручных стежков и строчек.

Тема урока: Выполнение контрольно проверочных работ по выполнению ручных стежков.

Цель урока: Проверка знаний, навыков и умений с помощью графических схем (УДЕ) в выполнении ручных стежков. Закрепление навыков по владению иглой, наперстком и другими инструментами в выполнении ручных работ.

Прививать любовь к избранной профессии, желание в продолжение профессионального образования.

Расширить и углубить знания учащихся о культуре и истории своего народа, народного прикладного искусства.

Учебно-наглядные пособия: Выставка швейных изделий, изготовляемых учащимися, работы учащихся, инструкционно-технологические карты, инструкции по технике безопасности, плакаты, прямоугольные детали 15x20 см., магнитофон.

Литература:

«Золотой родник» К.Эрендженов.

«Эпос Джангар»

«Эпос Джангар и калмыцкий сценический костюм» - Жозефина Буль.

«Калмыцкое народное искусство»

Оргмомент

Проверка присутствующих, внешний вид учащихся, организация рабочего места.

Сегодня мы проведем нестандартную форму занятия. Урок основан на встрече мастеров швейного дела старшего поколения и молодого поколения, учащиеся групп №6 , которые обучаются профессии «Портной ». Эпиграфом нашего занятия будут эти слова:

Начало профессии

Начало пути

Нужно пройти через ручные стежки.

А теперь я представляю Вам наших гостей:

Старший мастер - Эргюев В.К.

Зам УПР - Харкебенов И.А.

Мастер п/о - Мархадаева Г.Е.( пенсионерка)

Преподователь - Уташева Е.Л.(пенсионерка)

Гости наши должны рассказать о том, как они пришли к своему выбору профессии портного, как и где продолжали учебу. Какие учебные заведения они закончили.

Учащиеся задают интересующие их вопросы гостям. Проходит обмен мнениями, беседа между поколениями. После встречи с мастерами швейного дела учащиеся должны показать, чему они научились за это короткое время.

Опрос учащихся, повторения пройденного мастерами:

      1. Как подразделяются ручные стежки в зависимости от их назначения?

      2. Какие существуют виды постоянных ручных стежков и для чего они служат?

      3. Терминология, применяемая при выполнении ручных работ.


  1. Сметывание

  2. Приметывание

  3. Наметывание

  4. Выметывание

  5. Заметывание

  6. Обметывание

  7. Вметывание

  8. Разматывание

  9. Подшивание

  10. Пришивание


      1. Заполнить на доске графические схемы.

Временные стежки.

Постоянные стежки.

Сравнения схем на доске и на плакате.

      1. Какие технические условия необходимо соблюдать, чтобы добиться качественного выполнения стежков?

      2. Для чего используются временные ручные стежки?

А теперь после того, как мы повторили пройденное, вы должны на этих прямоугольных лоскутках выложить все ручные стежки, используя инструкционные карты.

Прежде чем приступить к работе, мы должны повторить т/б при ручных работах.

Опрос по т/б.

После выполнения ручных стежков регионально-национальный компонент под музыку калмыцкой мелодии учащиеся выполняют стачными стежками выбранный или придуманный национальный орнамент, рисунок.

После этого подводятся итоги урока, ставятся оценки.

Задание на дом, записать в дневник п/о оформления альбома с ручными стежками.



Литература


1. Бердник, Т. О. Основы художественного проектирования костюма и эскизов графики:

Учебное пособие/ Т. О. Бердник - Ростов н/Д: Феникс, 2001 - 320с.

2. Бердник, Т.О. Швея, портной легкой женской одежды:

Учебное пособие/ Т. О. Бердник - Ростов н/Д, 2000-320с.

3. Боровина, Е. В. Швея, портной легкого женского платья. Комплект инструкционно - технологических карт по производственному обучению:

Учебное пособие/ Е.В. Бровина.

4. А. А. Курдыба, Е. Ю. Сайганова, З. В. Шевчук, Н. Г. Филатова - Ростов н/Д: Феникс, 2001.

5. Дашкевич, Л. М. Современная технология обработки юбки и блузки:

Учебное пособие/ Л. М. Дашкевич, Н. Е. Можчиль - Ростов н/Д: Феникс, 2005 - 224с.

6. Ермаков, А. С. Оборудование швейных предприятий:

Учебник/ А. С. Ермаков - 2-е издание.

7. Ермаков, А. С. Практикум по оборудованию швейных предприятий:

Учебное пособие/ А. С. Ермаков - М: Академия, 2006 - 256с.

8. Жихарев, А. П. Материаловедение. Швейное производство:

Учебное пособие/ А. П. Жихарев, Г. П. Румянцев, Е. А. Кирсанова - М: Академия,2006 - 240с.

9. Закройщик верхней женской одежды:

Учебное пособие/ Л. Н. Зевакова - Ростов н/Д: Феникс, 2001- 320с.

10. Иконникова, Г. А. Производственное обучение портных по пошиву легкого платья:

Учебное пособие/ Г. А. Иконникова - М: Академия, 2006 - 96с.

11. Кочесова, Л. В. Конструирование женской одежды:

Учебник/ Л. В. Кочесова М: Академия, 2006 - 304с.

12. Крючкова, Г. А. Технология и материалы швейного производства:

Учебник/ Г. А. Крючкова - М: Академия, 2006 - 384с.

13. Можчиль, Н. Е. Закройщик легкой женской одежды:

Учебное пособие/ Н. Е. Можчиль - Ростов н/Д: Феникс, 2001 - 352с.

14. Практикум по производственному обучению профессии «Портной»:

Учебное пособие/ Т. В. Могузова (и др.) - М: Академия, 2003-112с.

15. Силаева, М. А. Пошив изделий по индивидуальным заказам:

Учебник/ М. А. Силаева - 2-е издание, стер., М: Академия, 2006 - 528с.

16. Горбунова Т. В. Методика производственного обучения.

17. Кожина О. А., Кудаково Е. Н., Маркуцкая С. Э. Технология.

18. Кругликов Г. И. Методика преподавания технологии с практикумом:

Учебное пособие для студентов 2 - е изд. Москва: «Академия», 2004.

19. Крупская Ю. В., Кизеева Н. И., Сазонова Л. В., Симоненко В. Д.

20. Савостицкий Н. А., Амирова Э. К. Материаловедение швейного производства:

Учебное пособие/ Москва: «Академия», 2000.

21. Симоненко В. Д., Хотунцев Ю. Л. Технология. «Просвещение», 2001.

22. Баженов В. Н. «Материалы для швейных изделий» , Москва «Легкая и пищевая промышленность», 1982.

23. Кокеткин П. П., Кочегура Т. Н., Барышникова В. Н. «Промышленная технология одежды», Москва «Легкая промышленность и бытовое обслуживание», 1988.

24. Зак И. С., Горохов И. К. «Справочник по швейному оборудованию», Москва «Легкая индустрия», 1981.


© 2010-2022