Система воспитательно-профилактической работы с трудными детьми

Система воспитательно-профилактической работы с трудными детьми.          Изменения, происходящие сегодня  в обществе, выдвинули целый ряд проблем, одной из которых является проблема воспитания трудного ребенка.                                                 Распространено  ложное мнение родителей о том, что главным воспитателем детей является школа, в плохой успеваемости ученика виноват учитель. В аморальности  подростка винят улицу. Часто семья самоустраняется от процесса воспитания. Главная ...
Раздел Технология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Система воспитательно-профилактической работы с трудными детьми.

Изменения, происходящие сегодня в обществе, выдвинули целый ряд проблем, одной из которых является проблема воспитания трудного ребенка. Распространено ложное мнение родителей о том, что главным воспитателем детей является школа, в плохой успеваемости ученика виноват учитель. В аморальности подростка винят улицу. Часто семья самоустраняется от процесса воспитания. Главная цель - заработать деньги, чтобы семья не в чем, не нуждалась. Социальные факторы усиливают недостатки семейного и школьного воспитания. Сказываются отсутствие воспитательной работы по месту жительства с населением, а также отрицательный пример взрослых, влияние неформальных групп и лидеров, соблазн улицы, социальных сетей интернета. Все это подрывает уверенность ребенка в себе, его способность к саморегуляции, самоутверждению в жизненно важных ситуациях. Появляется чувство одиночества и незащищенности. Дети чаще общаются в сети интернета, чем со своими сверстниками. Даже в своих посланиях они показывают свою безграмотность общения и текста. Трудности работы с подростками заключаются в результате отсутствия в достаточной мере теплоты чувств, любви, симпатии и эмоциональной опоры, в первую очередь связанного с семейными отношениями, издержки семейного воспитания, неограниченности свободного времени у ребят. Все причины появления трудных детей, заставляют педагогов, медиков, родителей стараются, как можно наиболее эффективно организовать систему воспитательно-профилактической работы с трудными детьми. Эта система должна включать:

  • Создание воспитывающей среды, позволяющей гармонировать отношение детей и подростков со своим ближайшим окружением в семье, по месту жительства, учебы;

  • Обеспечить социальную защиту детей (социальные педагоги, психологи, медики и др.)

  • Организацию детского досуга;

  • Создание групп поддержки из специалистов различного профиля, обучающих родителей решению проблем, связанных с детьми и подростками;

  • Информационно-просветительскую работу;

  • Создание общественных образовательных программ для усиления и привлечения внимания к проблемам молодежи с отклоняющимся от нормы поведением (телевизионные программы, обучающие программы и т.д.)

Среди факторов, позволяющих прогнозировать девиантное поведение детей и подростков, важное место занимает положение ребенка в группе. Приоритет в изучении положения ребенка в учебной группе принадлежит педагогам, которые взаимодействуя с психологами, социального педагога, классного руководителя.

При изучении педагогические условия в педагогической работе используются анкетирования и прогнозирования.

Взаимодействие классного руководителя, социального педагога, психолога и школьного врача имеет своей целью совместное выявление проблем, возникающих у ребенка или группы детей в поведении, возможного развития группы школьников и организацию работы по профилактике и коррекции девиантного поведения школьников. Имея классное руководство, обращаю большое внимание на состав семьи, отношение в семье. Провожу беседы с классом в целом и индивидуально.

Диагностика склонности, к различного рода наркотическим веществам, проводится с привлечением психологов и медиков. Задача педагога состоит в координации их усилий и осуществлении связи с семьей ребенка.

В работе с детьми необходимо, прежде всего, следовать принципам индивидуального подхода к воспитанию. Однако в практике индивидуальный подход понимается в узком смысле, когда меры учебно-воспитательного воздействия направлены главным образом на тех детей, кто плохо учится, нарушает дисциплину.

Коррекционные задачи педагога при осуществлении индивидуального подхода к детям заключаются в следующем:

  • Хорошо знать каждого ребенка, его индивидуально-психологические особенности и условия их формирования;

  • Хорошо знать родителей и тесно сотрудничать с ними;

  • При выборе методов и приемов учебно-воспитательного воздействия на детей учитывать их индивидуальные особенности;

  • Проявлять педагогический такт и уметь предвидеть последствия того или другого подхода к ребенку.

С семьей тесно связано психическое и физическое здоровье человека. Исследование причин неврозов детей в ряде стран однозначно выдвигает на первое место семейные конфликты, которые не только дезорганизуют, разрушают семью, но и служат основой накопления девиантного потенциала ребенка.

Прочная, нормальная семья, имеющая хорошие традиции, напротив, являются основой, которая нейтрализует отрицательное воздействие среды на ребенка. К примеру, отрицательное влияние средств массовой информации на психику ребенка. Пропаганда «жесткого секса», насилия, жестокости сеют зерна, которые могут прорасти, если для этого имеется «благоприятная почва», т.е. проблемная. Конфликтная, пьющая семья, или нейтрализоваться нормальной обстановкой, пониманием и вниманием со стороны родителей. В результате присущая детям и подросткам большая познавательная активность, не получая поддержки и подкрепления, гаснет, естественные детские интересы не удовлетворяются, и поэтому постепенно сужаются их круг и обедняется содержание.

Особенности жизни и воспитания накладывают на трудных подростков своеобразный отпечаток, который иной раз ошибочно принимают за интеллектуальную ограниченность.

Для педагогически запущенных учащихся типичны один, реже два досуга. Более половины предпочитают бесцельное времяпрепровождение с друзьями и ставшее распространенным в последние годы бесконечные и неразборчивые компьютерные игры. Работа по изменению поведения должна обязательно сопровождаться выработкой и закреплением привлекательной альтернативы. Данное правило в определенной мере продолжает правило позитивности. В соответствии с данным правилом важно, чтобы ребенок не просто осознал негативность возникшей девиации, но и выработал формы альтернативного поведения. Она позволяет достичь значимых целей. Например, подросток начинает курить, употреблять нецензурные выражения, совершает мелкие кражи, чтобы не отличаться от компании, в которой он нашел признание своему чувству юмора.

При оказании психологической поддержки эффективна не только прямая помощь ребенку, но и работать по созданию воспитательной среды. Нужно стараться по возможности изменить социальную ситуацию ребенка в школе, семье, во время досуга. Применять более новые и эффективные меры по воспитанию трудного ребенка. Проводить дополнительные занятия по интересам, привлекать детей и подростков к внеклассным мероприятиям, повышать патриотическое воспитание, отношение к семье и близким, уважать старость. Давать трудным подросткам поручения, так как не смотря его поведение они отличаются ответственностью. Наблюдая взросление обучающихся, с каждым годом меньше подростков курящих или пьющих. Больше занимающихся подростков и детей спортом. Самое главное:

  • Следить за тем, чтобы слова не расходились с делом;

  • Быть примером для воспитанников - не цель, а средство воздействия на него;

  • На любви к детям держится мир;

  • Не увлекаться нотациями: их не любят взрослые, а дети тем более;

  • Не всегда нужно искать виноватого…

  • Быть с ребятами рядом и чуть впереди;

  • Искать в ребенке хорошее - оно всегда есть;

  • Быть предельно сдержанной. Нервозность и раздражительность - враги педагогического творчества»

  • Учить других - учиться самой.

Желаю успеха в работе!

Автор учитель технологии МБОУ СОШ №119 Кировского района городского округа города Уфы: Приходько Оксана Евгеньевна.

© 2010-2022