II часть ПРОГРАММЫ по ТРУДАМ

Раздел Технология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Утверждаю Согласовано Рассмотрено

Директор ГБУ РХ зам.директора по УВЧ на заседании

«Республиканский «Республиканский ПМПК

дом-интернат для умственно дом-интернат для умственно Протокол №_____

отсталых детей «Теремок» отсталых детей «Теремок» «__»______20…

____________Т.П. Чудинова _________И.Ю. Зольникова

«__»________20… «__»________20…


Государственное бюджетное учреждение Республики Хакасия

«Республиканский дом-интернат для умственно отсталых детей «Теремок»







Комплексная программа

для детей с интеллектуальной недостаточностью

младшего, среднего и старшего школьного возраста

«Трудовое обучение»


«Швейное дело»


Составитель:

Исаева Т. М. инструктор по труду

Абакан 2013


Швейное дело


Общая характеристика предмета


Программа предусматривает подготовку детей инвалидов с легкой и тяжелой умственной отсталости , проживающих в ДДИ для умственно отсталых детей основам швейного дела.

Материал не является догмой, несет рекомендательный характер. Его можно варьировать в зависимости от эмоционального состояния детей, от физических и физиологических способностей детей.

Программа расчитана два года обучения:

Дети 15-16лет - 1-й год обучения,

Дети 17-18 лет - 2-й год обучения.

Первый год обучения дети знакомятся с устройством швейной машины. Предусмотрены упражнения по освоению приемов работы на ней. Формирование навыков выполнения машинных строчек по заранее намеченным линиям на бумаге без ниток - игольными проколами без заправленной нити.

Раскрой деталей по готовому лекалу и технология пошива вешалки к одежде, подушечки для игл, технология пошива полотенец швом вподгибку с открытым и закрытым срезом.

Дети должны знать:

  • ПТБ и охрану труда.

  • Название оборудования и его назначение.

  • Простейшие сведения об устройстве утюга. Включение и выключение утюга. Установка терморегулятора.

  • Организация рабочего места для утюжки изделий

  • Правила поведения в мастерской.

  • Ознакомление и распределение рабочих мест.

  • Санитарно-гигиенические нормы при работе в кабинете.

  • Простейшие сведения об устройстве швейной машины.

  • Технологию раскроя и пошива вешалки.

  • Технологию пошива подушечки для игл.

  • Технологию пошива полотенец.

Дети должны уметь:

  • ПТБ и охрану труда.

  • Правила санитарии

  • Вставить нитку в иглу.

  • Сделать узелок на конце нитки

  • Отремонтировать одежду.

  • Пользоваться утюгом.

  • Пользоваться швейной машиной.

  • Пошить вешалку для одежды.

  • Пошить подушечку для игл.

  • Выполнять шов вподгибку с открытым и с закрытым срезом.

  • Пошить полотенце.

Второй год обучения - продолжается обучение детей сведениями об устройстве швейной машины, с заправкой верхней и нижней нитей. С усложнением работы на швейной машине. Делать закрепки в начале и в конце строчки. Регулировать длину строчки.

Дети должны знать:

  • ПТБ и охрану труда.

  • Название оборудования и его назначение.

  • Простейшие сведения об устройстве утюга. Включение и выключение утюга. Установка терморегулятора.

  • Организация рабочего места для утюжки изделий

  • Правила поведения в мастерской. Ознакомление и распределение рабочих мест.

  • Санитарно-гигиенические нормы при работе в кабинете.

  • Простейшие сведения об устройстве швейной машины.

  • Технологию раскроя и пошива мешочка для сухих трав.

  • Технологию пошива прихватки.

  • Технологию пошива фартука и косынки.

Дети должны уметь:

  • Вставить нитку в иглу.

  • Сделать узелок на конце нитки

  • Отремонтировать одежду.

  • Пользоваться утюгом.

  • Пользоваться швейной машиной.

  • Делать закрепки в начале и в конце строчки.

  • Регулировать длину строчки.

  • Пошить мешочек для сухих трав.

  • Пошить прихватку.

  • Выполнять шов вподгибку с открытым и с закрытым срезом.

  • Пошить фартук и косынку.





Швейное дело

Тематическое планирование


1-й год обучения

Урока

Тема

Количество

часов

1

2

3



1-4



5-9


10-18







19-25










26-35


36-51




52-68

1 четверть

16 часов

Вводное занятие


  • Первичный инструктаж учащихся по охране труда. ПТБ.

  • Мастерская, ее назначение и оборудование. Правила поведения в мастерской. Ознакомление и распределение рабочих мест. Санитарно-гигиенические нормы при работе в кабинете.

  • Демонстрация лучших изделий детей.

  • Беседа о профессии швеи.

  • Оборудование рабочих мест и правил посадки детей за ними.

Ремонт одежды


  • Правила техники безопасности при работе с острыми и колющими предметами.

  • Пришивание пуговиц со сквозными отверстиями на образцах.

  • Пришивание пуговиц на ножке.

Работа с электроутюгом


  • Первоначальные сведения по безопасности труда при работе с утюгом.

  • Простейшие сведения об устройстве утюга. Включение и выключение утюга. Установка терморегулятора.

  • Организация рабочего места для утюжки изделий.

  • Утюжка изделий без пара.

  • Утюжка изделий с паром.


II четверть

16 часов


Швейная машина


  • Первоначальные сведения по безопасности труда на швейной машине с ручным приводом. Простейшие сведения об устройстве швейной машины (рукоятка, лапка, маховое колесо, рычаг подъема лапки.). Прижимная лапка: широкий и узкий рожок. Плавный подъем и опускание лапки. Выполнение машинных строчек по размеченным линиям на ширину лапки без заправленной нитки по бумаге.


Работа с тканью


  • Утюжка ткани. Раскрой вешалки для одежды по готовому лекалу (долевая и поперечная нить).

  • Технология пошива вешалки.

  • Изготовление новогодних сувениро (знаки зодиака).

III четверть

20 часов


  • Беседа о необходимости бережного обращения с оборудованием в мастерской.

  • Технология пошива подушечки для игл. Раскрой деталей по готовому лекалу, определение долевой и поперечной нити. Заметывание. Технология машинной строчки. Украшение подушечки отделочной тесьмой. Раскрой по готовому лекалу. Ручные и машинные строчки (сметочный, стачной). Наполнение ватой подушечки. Обработка мелкими косыми стежками отверстия одновременно с вешалкой из тесьмы.

IV четверть

16 часов


  • Повторение правил техники безопасности при работе на швейной машине.

  • Регулятор длины стежка. Выполнение строчки с различной длиной стежка.

  • Выполнение шва вподгибку с открытым срезом, с закрытым срезомн на образцах..

  • Технология раскроя и пошива полотенец швом вподгибку с открытым и закрытым срезом.

  • Отделка изделия.

  • ВТО. Демонстрация изделий.

Итого:







1




1

1


1




1

2

2




1

1


1

1

3

2



2

2

2

1




2

4

4







1


10


5










1


2


4


8


1


1


68 часов


Тематическое содержание разделов

1й год обучения


На вводном заняти дети проходят первичный инструктаж по охране труда и правилам техники безопасности в мастерской, где находятся швейные машины.

При работе на швейной машине необходимо соблюдать следующие правила безопасности:

  • на голову надеть косынку, убрать волосы под косынку,

  • убрать с платформы машины посторонние предметы,

  • во время работы не наклоняться близко к движущимся педметам, держать спинку прямо,

  • не держать пальцы вблизи лапки и движущейся иглы,

  • не подходить близко к детям, работающим на машинах, не отвлекать их от работы, не передавать через них никаких предметов,

  • не бегать по кабинету,

  • перед работой вымыть руки с мылом.

Все электрические приборы включает и выключает только инструктор по труду, а также демонстрирует лучшие изделия, которые будут изготавливаться на занятиях, ознакамливаетс задачами и планом работы нагод, санитарно-гигиеническими требованиями и организацией рабочего местапроводит беседу о професси швеи.

Ремонт одежды. Дети повторяют правила техники безопасности при работе с ножницами и иглами. Расписываются в журнале по охране труда.

Инструктор по труду демонстрирует образцы с пришитыми пуговицами. С каждым ребенком индивидуально пришивают пуговицы со сквозными отверстиями и пуговицами на ножке.

Работа с электроутюгом. Дети знакомятся с правилами по технике безопасности при работе с электро утюгом и расписываются в журнале по охране труда.

Простейшие сведения об устройстве утюга. Включение и выключение утюга. Установка терморегулятора.

Организация рабочего места для утюжки изделий. Практическая работа: утюжка фартуков и косынок под присмотром инструктора по труду без пара и с паром.

Швейная машина. Дети знакомятся с правилами по технике безопасности труда на швейной машине с ручным приводом. Расписываются в журнале по охране труда. Инструктор по труду знакомит детей с устройством швейной машины: (рукоятка, лапка, маховое колесо, рычаг подъема лапки.). Прижимная лапка: широкий и узкий рожок. Плавный подъем и опускание лапки. Выполнение машинных строчек по размеченным линиям на ширину лапки без заправленной нитки по бумаге. Дети по одному выполняют машинную строчку на бумаге (прямая линия, овал, квадрат) без заправленной нити.

Работа с тканью. Перед раскроем ткань необходимо подготовить: отутюжить, определить долевую и поперечную нить (нить основы и нить утка).

По готовому лекалу инструктор по труду демонстритует экономный раскрой ткани. Повторение правил по охране труда (как правильно передавать ножницы). Практическая работа: дети раскраивают по готовому лекалу вешалку. Отшивают ее на швейной машине. Изготавливают из ткани новогодние сувениры.

В III четверти продолжаем работу с тканью. Повторяем правила техники безопасности при работе с ножницами и пользовании швейной машиной и электроутюгом. Проводим беседу о бережном обращении с оборудованием в мастерской. Проводят раскрой по готовому лекалу подушечки для игл, соблюдая нить основы и нить утка. Заметывают ручными стежками, прокладывают машинную строчку, удаляют наметку, выворачивают, отутюживают, украшают отделочной тесьмой, наполняют синтепоном, обрабатывают мелкими косыми стежками отверстия, одновременно с вешалкой из тесьмы.

В IV четверти повторяем правила техники безопасности при работе на швейной машине, при работе с ножницами, сэлектроутюгом. Дети расписываются в журнале по охране труда. Повторяем устройство швейной машины (регулятор длины стежка). Выполняем на образцах строчки раличной длины. Выполняем шов вподгибку с открытым срезом и с закрытым срезом на образцах.

В конце четверти для закрепления знаний и умений проходим технологию раскроя и пошива полотенец.

  • Подготовка ткани к раскрою (влажно-тепловая обработка, определение нити основы и утка).

  • Раскрой ткани по готовому шаблону.

  • Шов вподгибку с открытым срезом ручными стежками.

  • Влажно-тепловая обработка.

  • Шов с закрытым срезом ручными стежками.

  • Влажно-тепловая обработка.

  • Машинная строчка по сгибу (3 мл. на 1 см).

  • Пришиваем к нему вешалку.

  • Проводим влажно-тепловую обработку изделия.

  • Демонстрация изделий.




© 2010-2022